История развития бюджетного учета

Федеральноеагентство по образованию
ВологодскийГосударственный Технический Университет
Факультет экономики
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа
по дисциплине
«Бюджетныйучет и отчетность»
на тему «Историяразвития бюджетного учета»
г. Вологда
2009 г.

Оглавление
Введение
1. Историяразвития бюджетного учета
1.1Правление Александра II и вклад Татаринова
1.2 Советскийбюджет и казначейская система
Выводыи предложения
Библиографическийсписок

Введение
Контрольная работа посвящена рассмотрению вопроса «Историяразвития бюджетного учета».

1. История развития бюджетного учета
Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка) —схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации,государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно наодин год. Бюджет — это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и вмакроэкономике (государственный бюджет) [1].
1.1 Правление Александра II и вклад Татаринова
В древнейшие времена учет как таковой вообще не велся.Первые свидетельства применения местных и общих смет расходов появились лишь в1645 году. Правда, каких-то определенных правил их составления не было. Несуществовало и отчетности о выполнении смет. Приказы собирали деньги, тратилиих, а оставшиеся средства предназначались для следующих периодов. При дефицитесредства могли одолжить у другого приказа. Предание огласке, разглашение данныхо состоянии финансовых дел приказа не допускалось.
Со времени образования Министерства финансов (1802 год)начали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров. Этопозволяло уравновешивать доходы с расходами, но общих правил их составленияпо-прежнему не было ввиду того, что структура и сферы деятельности Минфина былиокончательно определены лишь к 1811 году. Именно в это время были предпринятыпервые шаги в разработке хоть какого-то порядка ведения государственныхфинансов. Так, к 1811 году в России был издан «Наказ Министерству финансов». Онделил расходы на: необходимые; полезные; избыточные; излишние; бесполезные.
По «Наказу» министры сдавали в Министерство финансовсметы по единой форме к 15 ноября. Позже на их основе составлялась своднаясмета, которую Минфин вносил в Государственный Совет, а последний представлялее на утверждение государю. Однако составлявшаяся таким образом государственнаясмета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что онапредставляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причемнеполное, поскольку отдельные доходы и расходы в нее не вносились, не былоединства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.
Состояние финансов России, начиная с 1845 года можноохарактеризовать как хронический дефицит, в условиях которого не могло быть иречи о серьезном реформировании финансовой системы. Все помыслы и деяниягосударей и чиновников были полностью сосредоточены на обеспечении средствамивоенных действий.
Так, по мнению Немировского И.Б [2], начало царствованияАлександра II было продолжением того печального периода нашей финансовойистории, который начался в 1845 году. В управлении финансовыми средствамицарили произвол и беспорядок. Министры финансов П. Ф. Брок и А. М. Княжевич неимели определенного плана действий и не понимали положения вещей. Всефинансовые мероприятия того времени были крайне неудачными. Каждая новая мераприводила совсем не к тем результатам, какие предполагались: дефициты росли,все попытки борьбы с увеличением государственных расходов оказывалисьбезуспешными. С каждым годом положение дел становилось все более безвыходным взначительной мере из-за ошибочных финансовых экспериментов (искусственнаяподдержка в течение целого ряда лет нашего вексельного курса, истощавшаяразменный фонд; понижение процента по вкладам в казенные кредитные учреждения,повлекшее за собой кризис и ликвидацию этих учреждений, попытка открытияразмена бумажных денег).
Для выхода из сложившейся ситуации в 1859 году былаучреждена комиссия для составления правил о порядке счетоводства, отчетности иревизии. Она и осуществила коренную реформу в учете государственного хозяйства.И двигателем этих реформ был В. А. Татаринов, который изучал порядок проверкигосударственной отчетности за границей. Объехав многие европейские государства,он составил пять записок: «Государственная отчетность в Пруссии», «Государственнаяотчетность во Франции», «Государственная отчетность в Австрии»,«Государственная отчетность в Бельгии» и «Хозяйство и отчетность военногоминистерства во Франции». На основании полученных знаний он выдвинул проектсоставления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы иустановления одной независимой ревизионной инстанции — государственногоконтроля с предварительной и последующей проверками отчетности. До этой реформыгосударственный бюджет не охватывал всех средств и потребностей государства.Каждое министерство помимо общегосударственных средств пользовалось и своимикапиталами, имело свое хозяйство, и его интересы нередко противоречилиинтересам казны. Прежняя система проверки государственной отчетности состояла вокончательной ее ревизии самими отчетными управлениями. На долюгосударственного контроля оставалась формальная и бесцельная проверка общихотчетов высших учреждений, составлявших их из частных отчетов подведомственныхим мест. Новая кассовая система в первые же годы после ее введения раскрылаистинное состояние финансов государства, сосредоточив все средства страны водном Министерстве финансов, что повело к значительному сокращению расходов.Несмотря на все нападки лиц, и учреждений, старавшихся удержать старые порядкинезависимого распоряжения казенными средствами, проект комиссии был утвержден.
В 1862 году по указаниям Татаринова были составленыкассовые правила (правила о порядке поступления государственных доходов) [3].Они создали единство бюджета, направление кредитов на их прямое назначение(специальность кредита), а неизрасходованных остатков — в общие государственныесредства, ограничение сверхсметных кредитов и систему единства кассы, покоторой общими приходо-расходчиками всех казенных управлений сделались кассы Министерствафинансов. В своих отчетах до 1866 года Татаринов не переставал указывать напостоянные дефициты в государственном бюджете, представляя соображения оспособах восстановления давно уже нарушенного равновесия государственнойросписи. Следствием таких настояний было сокращение расходов. В результатедеятельности комиссии также был установлен новый порядок отчетности и ревизиина основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, открыты новыеместные учреждения государственного контроля — контрольные палаты (в 1864 г.).
Стараниями Татаринова в 1870 году впервые введены правиламатериального счетоводства в интендантских складах. Для устранения неудобствдвойной ревизии и значительного уменьшения расходов казны Татаринов провелслияние административного контроля сборов казенной Николаевской железной дорогис проверкой доходов дороги государственным контролем, и эти доходы с 1867 годастали проверяться ежедневно на самом месте сбора.
Эти реформы оказали непосредственное влияние на весьстрой финансового управления в России. Они позволили качественно оформитьгосударственный контроль над бюджетными средствами. Принцип единства кассызакрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функциюбюджетно-налоговой политики в экономике. Кроме того, была решена проблематерриториальной неравномерности распределения поступлений и платежей.Министерство финансов получило возможность использования излишков средств,полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других.
1.2 Советский бюджет и казначейская система
С установлением бюджетных Правил 8 марта 1906 года опорядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в Россиивозникло настоящее бюджетное право. Правила предоставили министерствам правовозлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной Думы иГосударственного Совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств навозникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего закона.Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силероспись предыдущего года. Первая государственная роспись, одобренная Думой,была принята на 1908 финансовый год.
В становлении и развитии бюджетного учета в советскийпериод можно выделить такие этапы [4]: 1917–1938 годы — бюджетный учет ведетсяв соответствии с тремя планами счетов:
а) для учета операций выполнения сметы расходов бюджета;
б) для учета операций с внебюджетными средствами;
в) для учета операций в неуставных подсобных хозяйствах.
Учет регламентировался «Инструкцией по счетоводству иотчетности для правительственных административных учреждений» (1923),«Инструкцией по ведению учета по простой схеме» (1927), «Инструкцией обухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, которые находятся наГосударственном бюджете СССР» (1932).
1939–1955 годы. В это время внедряется двойная системаучета. В 1938 году утверждают «Инструкцию по бухгалтерскому учету по двойнойсистеме учета в учреждениях, находящихся на государственном и местных бюджетах»и «Инструкцию о бухгалтерском учете (по простой схеме) в учреждениях, состоящихна государственном и местных бюджетах». Первая инструкция предполагала ведениераздельного учета: по исполнению сметы расходов учреждений по бюджету ивнебюджетным средствам; операций по капитальным вложениям и подсобнымхозяйствам, находящимся на хозрасчете. Согласно указанным инструкциямбухгалтерский учет велся по двойной или простой системе в зависимости от объемаработы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В том жегоду был утвержден и единый счетный план № 1, содержащий перечень счетов,необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобныехозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами,установленными для учета основной деятельности предприятий соответствующихотраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения сталисоставлять два баланса.
1955–1987 годы. В 1955 году утверждается «Положение обухгалтерской отчетности и балансах в учреждениях и организациях, которыенаходятся на Государственном бюджете СССР». Оно определило права и обязанностиглавных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценку их статейи другие вопросы. В том же году были изданы новые инструкции по ведению учетапо двойной и простой системам. Для учреждений, ведущих учет по двойной системе,был утвержден единый план счетов, и они стали составлять один баланс поисполнению сметы расходов.
В 1958 году Министерство финансов утверждает«Методические указания из бухгалтерского учета в централизованных бухгалтерияхбюджетных учреждений». Позже были разработаны учетные регистры для машиннойобработки учетной информации.
1988–1999 годы. Развитие бюджетного учета в это времяхарактеризуется: централизацией и децентрализацией учета; широкимиспользованием современных вычислительных машин (ЭВМ) для обработки учетной иэкономической информации; переводом бюджетных учреждений на двойную системуучета; принципиальной переработкой нормативных актов в учреждениях иорганизациях, состоящих на бюджете, и Положения о бухгалтерских отчетах ибалансах; учетом показателей коммерческой деятельности учреждений ивнебюджетных источников их финансирования; интеграцией учета, финансовой ипланово-экономической работы в централизованных бухгалтериях.
В заключение хочется отметить, что и сегодня развитиебюджетного учета не стоит на месте. Изменения в плане счетов, кодах бюджетнойклассификации, правилах составления отчетности и во многом другом постояннотребуют от вас, бухгалтеров, повышенного внимания.
История развития бюджетного учета в России неотделима отистории органов казначейства. Поэтому сегодня было бы правильнее говорить не осоздании органов казначейства, а об их воссоздании, о возврате к прошлойпрактике. Исполнение российского бюджета и контроль за поступлением ирасходованием средств в стране традиционно выполнялись казначейскимиучреждениями.
Главное казначейство находилось в Петербурге, в губерниях— губернские казначейства, в уездах — уездные. Казначейства собирали, хранили,пересылали государственные доходы, производили платежи, продавали гербовыемарки, бумагу, выдавали свидетельства на право торговли и т. д. С 1862 годаказначейства пересылают излишек денег в Государственный банк. В 1896 годупроизошло слияние кассовой наличности казначейства с оборотной наличностьюГосударственного банка. Циркуляром Министерства финансов в 1904 году научреждения казначейства возложили еще одну функцию — прием процентных бумаг нахранение.
Таким образом, в период с 1918 по 1928 год казначейскаясистема кассового обслуживания исполнения государственного бюджета былаупразднена и заменена банковской, которая просуществовала до 1992 года.

Выводы и предложения
На основании проделанной работы можно сделать следующиевыводы:
Состояние финансов России, начиная с 1845 годахарактеризуется, как хронический дефицит, в условиях которого не могло быть иречи о серьезном реформировании финансовой системы.
Во времена правления Татаринова В.А. реформы позволиликачественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами.Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета ирегулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике, а, кроме того,была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступленийи платежей.
С установлением бюджетных Правил 8 марта 1906 года опорядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в Россиивозникло настоящее бюджетное право.

Библиографический список
1. Макарова О. В. История развития бюджетного учета/ О.В. Макарова//Бюджетный учет — №3 – 2009. – 5-7 с.,
2. Немировский И.Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговоеруководство./ И.Б. Немировский, И.А. Старожукова.— М.: «Диалектика», 2006. —512с.
3. Голощапов В.А. Бюджетный учет. / В.А. Голощапов. – М. «ЮНИТИ-ДАНА»,2004. – 540 с.
4. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / И.М.Александров – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 486 с.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 540 с.
6. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ А.С.Нешитой – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Даш-кови К», 2006. – 308 с.