История развития финансового права в России

Содержание
Введение
Глава1. Наука финансового права России
§ 1.История развития науки финансового права в России
§ 2. Задачии актуальные проблемы науки финансового права в России на современномэтапе
Глава2. История развития финансового права в России в отдельные периоды XX века
§ 1.Финансовое право России в период создания основ советского права
§ 2.Финансовое право в период гражданской войны и интервенции (1918 – 1920 годы)
§ 3.Финансовое право в период нэпа (1921 – 1929 годы)
§ 4.Финансовое право в период коренной ломки общественных отношений (1930 – 1941годы)
§ 5.Финансовое право в период послевоенного восстановления и развития народногохозяйства (1945 – начало 50-х годов)
Заключение
Списоклитературы

Введение
Финансовое право – это самостоятельная отрасль российского права,отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правовогорегулирования.
Помимо отмеченного, финансовое право относится к праву публичному, т.е.оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общественный интерес.
Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловиловозникновение и развитие одноименной правовой науки.
В последние годы наука финансового права стала очень активноразвиваться. Это обусловлено тем, что только в условиях движения страны по путирыночной экономики может быть в полной мере раскрыт потенциалфинансово-правового регулирования. В результате возникает потребность впознании механизмов финансово-правового регулирования, а именно: в разработкеюридической техники применительно к налогообложению, в разработке принципиальноновых финансово-правовых категорий и т.д. В связи с этим производительные силынауки финансового права в современных условиях быстро возрастают, о чемсвидетельствует факт создания в последние годы в ряде вузов страны кафедрфинансового права.

ГЛАВА 1.НАУКА ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ
§ 1. Историяразвития науки финансового права в России
Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наукапоявилась в конце XIX в.
Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других странах,предшествовало возникновение и развитие других наук: камералистики, финансовойнауки. Наука финансового права постепенно выделилась из этих наук.
В XVIII в. под влиянием потребностей эффективного ведения дворцовогохозяйства в Германии появилась наука камералистика, корни которой уходят в XVIвек. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем; государственноеуправление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело,торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые —Зонненфельс, Шредер, Юсти, Берг и др. Эти ученые исследовали государственныефинансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и тоже, так называемого полицейского права.
Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась наюридических факультетах вузов России вплоть до 1863 г.
Из камералистики в XIX в. в различных странах выделилась в качествесамостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в XVIII в. серьезноевлияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал английский политэкономА. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатстванародов». Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых былапосвящена финансам — расходам и доходам государства, Некоторое внимание вработе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учениеА. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленноеразвитие в конце XVIII — начале XIX вв. шло наиболее интенсивно. Собственно, вэтих странах наука о финансах начала формироваться относительно самостоятельнопод влиянием различных экономических теорий.
Во всех странах в XIX в. наука о финансах включала в качестве составнойчасти финансово-правовые вопросы. Однако в те годы они не носили характера системногоисследования. Известны работы немецких государствоведов Л. Штейна, Г. Еллинека,посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилосьфинансовому праву. В конце XIX в. Г. Еллинек даже написал работу «Бюджетное пpaвo».Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой наукевидный французский ученый конца XIX — начала XX в. Г. Жез.
В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлисьМ.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансыРоссии, в той или иной мере, затрагивали и вопросы финансово-правовогорегулирования.
М.М. Сперанский написал в 1810 году по заказу Александра I работу(записку) под названием «План финансов». Будучи государственным деятелем, М.М.Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы Россиии, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Онпредлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулироватьпошлины, ввести новые налоги.
Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию опроисхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения ит.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовойформе, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.
М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О государственномкредите». М.Ф. Орлов связывал вопросы государственного кредита в России сразрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов неуделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однакоего работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так какопределяет пределы государственного кредита, а значит, пределыфинансово-правового регулирования в сфере государственного кредита.
Со второй половины XIX в. в России финансовое право начинает активновыделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых,ученые, исследующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы вкачестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляютсяспециальные исследования по финансовому праву, а также оно включается вкачестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузовРоссии.
Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам,где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: «Опытисследования английских косвенных налогов» (1874), учебник «Основные началафинансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и праваявлялся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой наукиво взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа «Основыфинансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.
Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоятельныеисследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работаФ.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882-1883 гг. Профессор Петербургскогоуниверситета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. былопубликован «Очерк науки финансового Права» И.Т. Тарасова, а в 1888 г. учебникД.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебникфинансового права С. И. Илловайского. Издание таких работ было связано свключением финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг.прошлого столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском иНовороссийском университетах.
В связи с произошедшими изменениями наука финансового права оченьактивно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917 г.
После Октябрьской революции и вплоть до 1939 г. наука финансового правав России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном итогепринижением роли финансов в условиях социализма.
Возрождение финансового права началось в 1939 г., когда оно снова быловключено в программы юридических факультетов.
В 40-х — начале 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву,начинают исследоваться теоретические проблемы финансового права с учетомдостижений в области общей теории государства и права.
Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А.Гурвич, P.O. Халфина, Е.А. Ровинский. М.А. Гурвич в 1952 г. написал учебноепособие «Советское финансовое право», P.O. Халфина исследовала предмет исистему финансового права. Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы теориифинансового права в книге «Основные вопросы теории советского финансовогоправа», изданной в Москве в 1960 г. Эта работа сохраняет свою ценность длянауки финансового права и по сей день. В ней исследуется финансоваядеятельность государства, предмет финансового права, особенностифинансово-правовых норм и отношений, финансовый контроль, предмет и системанауки финансового права.
Большой вклад в науку финансового права внесли такие ученые, как М.М.Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В, Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова.
Основное внимание в 60-80-х гг. уделялось исследованию бюджетногоправа, а также правовому регулированию государственных доходов. В значительноймере этому способствовало принятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР исоюзных республик» от 30 октября 1959 г.
Фундаментальной работой по бюджетному праву является монография М.И. Пискотина«Советское бюджетное право», изданная в 1971 г. В ней исследовалось понятиебюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Работа М.И. Пискотина являласьбазой для дальнейших научных разработок в области бюджетного права. В 1966 г.появилась книга Н.И. Химичевой «Правовые основы бюджетного процесса в СССР», ав 1976 г. — монография В.В. Бесчеревных «Компетенция Союза ССР в области бюджета».Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала монографию «Субъектысоветского бюджетного права». В эти же годы по вопросам бюджетного права писалаО.Н. Горбунова. В 1972 г. и в 1978 г. Е.А. Ровинский совместно с О.Н.Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву.
В эти же годы правовым регулированием государственных доходов активнозанимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его работа «Правовое регулированиеналоговых отношений в СССР», а в 1973 г. — «Доходы государственного бюджетаСССР. Правовые вопросы».
В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового праваявилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственногобюджета в СССР» (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, ибоявляется единственным в науке финансового права фундаментальным исследованиемпо правовому регулированию государственных расходов. Одновременно в это жевремя были изданы одень интересные работы С.Д. Цыпкина «Финансово-правовыеинституты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства»(1983), а также М.И. Пискотина «Социализм и государственное управление» (1984),посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовойоснове финансовой деятельности государства.
Общетеоретическим вопросам финансового права, финансовому контролю, капитальнымвложениям, расходам бюджетных учреждений уделяли внимание Л.В. Бричко, О.Н.Горбунова, Л.А. Давыдова, Т.С. Ермакова, Л.М. Коган, В.В. Кузнеченкова, Н.А.Куфакова и др.
Заметным явлением в истории науки финансового права стал учебник«Советское финансовое право», выпущенный в 1987 г. под редакцией Н.И. Химичевойи Л.К. Вороновой. В нем впервые в науке финансового права содержался раздел,описывающий правовой режим финансов государственных предприятий (объединений) иотраслей народного хозяйства. Раздел был написан Н.И. Химичевой. Таким образом,в науке финансового права было положено начало реальному исследованию правовогорегулирования децентрализованных государственных финансов.
Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики (конец 80-х гг.)в науке финансового права появились очень интересные работы С.В. Запольского,посвященные финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий.
С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансовогоправа. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансовогоправа начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности.Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесен работами А.Н.Козырина, Г.А. Тосуняна.
В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права быланаписана и издана работа К.С. Бельского «Финансовое право», посвященная историиразвития этой науки.
Заметными явлениями сегодня в финансово-правовой науке являютсяпрактически актуальные работы С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Брызгалина.
В настоящее время интерес к науке финансового права растет.Свидетельством этого является все увеличивающееся число кандидатскихдиссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковскойдеятельности, а также монографические работы молодых ученых.

§ 2. Задачи и актуальныепроблемы науки финансового права в России на современном этапе
В настоящее время наука финансового права переживает период оченьактивного развития. Это связано прежде всего с изменением экономическойситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа, Крометого, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращениемюридической практики, главным образом законодательной, к науке.
Новое бремя поставило перед наукой финансового права новые задачи. Вцелом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового праватребуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий иинститутов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям.Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новыхфинансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепцийисходя из современного финансового законодательства, а также из потребностейразработки новых финансовых законов.
Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права преждевсего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточненияопределение предмета финансово-правового регулирования. Хотя в этом направленииуже много сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почтивсе ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения,возникающие в процессе финансовой деятельности государства k муниципальныхобразований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих отношений,Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового праварасчетные отношения? Если да, — то какие? Во-вторых, до сих пор остаетсяневыясненным Вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулированиявключаются в предмет финансового права. Наконец, требуют серьезной проработки иотношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Кроме того, в настоящеевремя в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, вчастности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализапроблема существования финансово-правовой ответственности как вида юридическойответственности. Уже появились отдельные исследования, доказывающиесуществование финансово-правовой ответственностипредприятий-налогоплательщиков, а также финансово-правовой ответственности занарушение таможенного законодательства. Однако целостного научного исследованияпо вопросам финансово-правовой ответственности нет.
В рамках общетеоретических проблем финансового права в задачуфинансово-правовой науки сегодня следует включить и исследование финансово-правовыхаспектов государственного и муниципального финансового контроля. Эта задачавесьма актуальна в связи с тем, что сегодня заметно расширилось число органов, осуществляющихгосударственный и муниципальный финансовый контроль. При этом их компетенциичасто пересекаются и существует реальная потребность унификации как системыэтих органов, так и законодательства о государственном и муниципальномфинансовом контроле.
Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительнок специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятсяопять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новойконцепцией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетныхотношений, разработкой концепции бюджетного федерализма, переходом наказначейскую систему исполнения федерального бюджета и т.д. Свидетельствомэтого является принятие Бюджетного кодекса РФ, который призван в перспективесоздать единую систему бюджетных отношений в Российской Федерации. Между темпроблемы бюджетного права не исследовались наукой финансового права на уровнекандидатских и докторских диссертаций уже около 20 лет.
Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодняявилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежныхсредств. Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансовогоправа. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федеральномуровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от наукифинансового права тщательной научной работы над этими проблемами. Э равной мересуществуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетныхфондов.
В учебниках финансового права последних лет все чаще рассматриваетсяправовой режим финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока неисследовались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, котораярегулирует децентрализованные государственные и местные финансы. Посколькуправовой режим децентрализованных государственных и местных финансовмногоотраслевой, весьма важно с, научной точки зрения определить ту частьотношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права.
Налоговое право по-прежнему остается в центре науки финансового права.В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ и разработкой егоособенной части значимыми являются исследования, непосредственно востребуемыепрактикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, налогово-проверочногопроизводства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д. Крометого, в задачу науки финансового права включается и моделирование особеннойчасти НК РФ.
В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, а такжеБюджетного кодекса РФ принципиально меняется научный взгляд на системуненалоговых доходов бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались вотечественной финансово-правовой науке как неналоговые, теперь становятсяналоговыми. Например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог напользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговыхдоходов бюджета дан в ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют специфическиененалоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местныхбюджетов. В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексноеисследование проблем института неналоговых доходов.
Для науки финансового права всегда, т.е. в советское время и сегодня,недостаточно исследованным оставался государственный кредит. Сегодня добавилсяеще и муниципальный кредит. В системе этих проблем прежде всего является не разграниченнойсфера финансово-правового и гражданско-правового регулирования.
Фундаментально наукой финансового права почти не исследовалосьгосударственное страхование. Если в советское время в связи с монополиейгосударственного страхования предмет исследований такого рода был весьма широк,то сегодня в связи с сокращением сферы государственного страхования возникают вопросы:а) какого рода отношения в сфере государственного и муниципального страхованиясоставляют предмет финансового права; б) можно ли считать эти отношениясамостоятельным финансово-правовым институтом или нормы, регулирующие этиотношения, «растягиваются» по другим финансово-правовым институтам?
Для науки финансового права всегда являлись актуальными проблемыгосударственных расходов» Сегодня актуальность этих вопросов еще болеевозрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую системуисполнения. Кроме того, правовой институт Государственных расходов сегоднясущественно расширился за счет включения в него норм, регулирующих финансированиев системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению,пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, нина уровне научных статей и монографий.
Безусловного внимания со стороны науки финансового права заслуживаетсегодня банковская деятельность, расчеты, денежное обращение и валютное регулирование.Более продвинутыми с точки зрения финансово-правовой науки являются сегоднябанковская деятельность. В этой области существует уже ряд исследований.Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов,денежного обращения и валютного регулирования. Эти вопросы еще ждут научнойразработки финансово-правовой наукой.

ГЛАВА 2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В РОССИИ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ XX ВЕКА
§ 1.Финансовое право России в период создания основ советского права
Советскому государству досталось нелегкое наследство. Дефицитгосударственного бюджета царской России на 1917 г. достигал 25,6 млрд. руб. Длясравнения скажем в 1913 г. весь национальный доход оценивался примерно в 13млрд. руб. Государственный долг достигал 60 млрд. руб., в том числе зарубежнымстранам — 16 млрд. руб. Одной только Франции мы были должны 7 млрд. золотыхфранков. Реальная покупательная способность рубля накануне Октября составляла5,5% от довоенного.
Оставив на будущее ликвидацию товарно-денежных отношений, в том числе ифинансов, как мыслилось в марксизме, советское государство вынуждено былосчитаться со сложившимися реалиями. Прежде всего нужно было отыскать источникидоходов, чтобы покрыть хотя бы самые неотложные расходы. Решено было пойти поизвестному пути — взиманию существующих налогов.
Еще накануне Октября В.И. Ленин писал о необходимости введения справедливогоналога на капиталистов, который, по его мнению, даже мог заменить ихэкспроприацию. Однако, придя к власти, большевики не стали ломать сразу старуюналоговую систему. Больше того, уже 5 ноября 1917 г. в специальном обращении кнаселению председатель Совнаркома писал, что никаких новых налогов пока чтовводиться не будет. А 24 ноября был издан декрет о неукоснительной уплатеналогов, установленных царским и Временным правительствами. Правда, вскоре вдело взимания налогов были внесены классовые коррективы. Наряду с облегчениемналогового бремени для малоимущих предусматривалось, что налог на прибыль можетдостигать 95%. Понятно, что такая ставка налога по существу была направлена нафинансовое удушение частного предпринимательства.
В старую налоговую систему были внесены лишь небольшие изменения. Так,17 июня 1918 г. были отменены два малозначительных налога: на лиц,освобожденных от воинской повинности, и налог взамен исполнения воинскойповинности натурою. В апреле 1918 г. была несколько изменена система акцизов натабачные изделия, спирт, вино и пр.
Местные Советы, которым постоянно не хватало денег, придумали свойисточник: они стали налагать единовременную контрибуцию на буржуазию. Наркомфинансов Р. Менжинский направил циркуляр, запрещающий такие действия. ОднакоВЦИК распорядился считать директиву Менжинского лишь рекомендацией.Показательно, что к аналогичным мерам прибегали и белогвардейцы, и тоже поклассовому принципу. А.И. Деникин свидетельствовал, что на населенные пункты,не поддержавшие белую армию или, тем более, оказавшие ей сопротивление,налагалась денежная контрибуция «смотря по вине».
Доходы советской казны пополнились и национализацией частных банков,объединенных в единый государственный банк. При этом была проведена ревизиячастных сейфов. Многие граждане хранили свои ценности не дома, а в банках,арендуя для этого индивидуальные сейфы. По декрету полагалось изъять из этихсейфов драгоценные металлы в слитках, иностранную валюту, часть драгоценностей.При этом украшения, даже драгоценные, возвращались их собственникам. Процедураэта растянулась на несколько месяцев. Только в Москве было вскрыто 22 тыс.сейфов. Правда, обнаружилось, что большая часть ценностей была изъята ихвладельцами еще до Октября.
Принимались меры по экономии государственных средств. Важнейшей из нихявился отказ от уплаты долгов, сделанных царским и Временным правительствами, азначит, и от постоянной уплаты процентов по ним. Специальный декрет об этом былиздан в январе 1918 г. Он же предусматривал для малоимущих держателей облигацийгосударственных займов внутри страны обмен их на облигации нового займа.
Большая экономия была проведена за счет резкого сокращения расходов насодержание государственного аппарата. Сокращалось как общее количествослужащих, так и жалование им.
Изменились и расходные статьи бюджета. Национализация промышленностипривела к тому, что на государство легла обязанность по финансированиюпредприятий. Резко выросли государственные расходы на просвещение издравоохранение, которые в дореволюционном бюджете составляли ничтожную долю.
До лета 1918г. финансирование со стороны государства осуществлялось безплана, хаотично, по мере возникновения сиюминутных потребностей и возможностей.Конституция 1918 г. предусмотрела в специальной главе порядок составления иреализации государственного бюджета. Налоги подразделялись наобщегосударственные и местные, устанавливались сроки, на которые должен былформироваться бюджет — полгода или год. Первый советский бюджет на шестьмесяцев был утвержден задним числом в июле 1918 г.
2 мая 1918 г. СНК принял декрет о единстве кассы, в которомпредусматривалось, что все платежи теперь должны осуществляться только черезказначейство и Народный банк, созданный еще в декабре 1917 г. за счетобъединения Государственного банка с национализированными частными банками.
§ 2.Финансовое право в период гражданской войны и интервенции (1918 – 1920 годы)
На этой отрасли права, естественно, отразилась политика военногокоммунизма. Постепенный отказ от рыночных отношений делал по существубессмысленной и ненужной финансовую систему, что привело в конце концов к еепрактическому развалу. Но судя по всему руководители государства не оченьгоревали по ней, веря, что путь к социализму как раз и состоит в том, чтобыпостепенно перейти к непосредственному продуктообмену, исключающемунеобходимость денег и вообще финансовой системы.
В соответствии с Конституцией в 1918 и 1919 гг. принимались полугодовыебюджеты. Правда, утверждали их с опозданием уже в ходе исполнения, даже ближе кконцу бюджетного периода. Что же касается 1920 г., то бюджет на этот год вообщене принимался. Вместо него были приняты «временные расходные расписания».Неоднократно выделялись и сверхсметные ассигнования на различные нужды. Вчастности, при создании новых независимых республик, в первой половине 1919 г.на их нужды направляли достаточно крупные суммы. Во втором полугодии бюджетызападных республик были просто включены в бюджет РСФСР.
Поначалу сохраняется прежняя налоговая система. Даже в декабре 1918 г.,когда уже были запрещены ссылки на «законы свергнутых правительств», вфинансовом законодательстве их еще можно было найти.
В конце 1918 г. делается попытка установления единовременныхчрезвычайных налогов, в том числе 10-миллиардного всероссийского. Однако, нетолько чрезвычайные, но и обычные налоги собирать становится все труднее.Идущая национализация промышленности, ликвидация частной торговли практическиисключают возможность взыскания налогов с буржуазии. Государственныепредприятия, лишенные хозяйственной самостоятельности, тоже исключаются изналогообложения, с них просто нечего брать. Доходы населения (зарплата и пр.)натурализуются и поэтому уже не могут облагаться налогом. Тем не менее в тоймере и в то время, пока налоги еще существуют, применяется классовый принципобложения: усиленное взимание с имущих слоев, умеренное со средних и полноеосвобождение малоимущих. Впрочем, средние слои, например середняк в деревне,вообще уклоняются от налогов, и государству приходится примириться с этимфактом.
Отменяются таможенные сборы, а в феврале 1920 г. и косвенные налоги,которые большевики всегда считали несправедливыми.
Оскудение источников доходов не может не отразиться на денежнойсистеме. Всевозрастающий дефицит бюджета приводит к традиционному средствуборьбы с ним — увеличению ничем не обеспеченной денежной эмиссии. Делоусугубляется тем, что золотой запас дореволюционной России попал в руки белых,Колчака и был использован на нужды колчаковской армии, а также просто растащен.Если вначале еще принимаются специальные решения о дополнительной денежнойэмиссии с определением ее сумм, то уже летом 1919 г. начинают печатать деньгибез всякого ограничения. В результате с июля 1919 г. по июль 1921 г. денежнаямасса выросла в 54 раза, а ценность рубля упала в 800 раз. Было разрешенопечатать деньги также в Туркестанской республике, но в конце 1920 г. правоэмиссии у Ташкента было отобрано, а туркестанские деньги обменяны наобщероссийские из расчета 10 за 1 рубль.
В поисках денег государство пытается пополнить казну за счет продажикультурных ценностей, антикварных изделий, попавших теми или иными путями вгосударственные руки.
Политика военного коммунизма привела и к свертыванию банковскойдеятельности. В декабре 1918 г. Народный банк был слит с казначейством, а в1919 г. в него влились страховые компании. В 1920 г. Народный банк был вообщеупразднен, а его функции переданы Наркомфину, причем кредитные операциипрекратились.
Подобные мероприятия проводились и на Украине с учетом, конечно,особенностей гражданской войны на ее территории, подвергавшейся неоднократнымзахватам разного рода белогвардейцев и интервентов. Подобно России здесьчастные банки были объединены с Народным банком Украины, а он в свою очередь в11919 г. объединился с Нарбанком РСФСР. Как и в России, здесь тоже былапроведена ревизия банковских сейфов, однако, изъятие ценностей из нихпроводилось более либерально: изъятию не подлежали «трудовые ценности».
§ 3.Финансовое право в период нэпа (1921 – 1929 годы)
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе ифинансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новаяэкономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А онибыли, как уже отмечалось, разрушены, и в течение 1921 г. еще продолжалиразрушаться. Отчасти это было даже следствием самого перехода к нэпу. Введениесвободной торговли и свободных цен резко подтолкнули инфляцию. Если с середины1919 до середины 1921 г. курс рубля упал в 800 разу то только за1921 г. он упал в тысячу раз. Один довоеннный рубль в конце года стоил 80тысяч.
Чтобы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно былорешить давно известную всем государствам задачу — сбалансировать доходы срасходами.
Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этогоуменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и вособенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему былоневозможно. Главное — надо было наладить пополнение казны, т. е. обеспечитьфункционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего дляэтого был использован тоже давно испытанный способ — налоги.
Собственно говоря, переход к нэпу ведь и начался с введенияпродовольственного налога. Точнее, было введено несколько продовольственныхналогов — более десятка, различающихся по конкретному объекту обложения: хлеб,мясо, технические культуры и т. д. Первоначально натуральные налоги занималиведущее место в налоговой системе, поскольку в условиях инфляции ценность имелине бесчисленные бумажки, а конкретные продукты, без которых не могли жить нилюди, ни государство. Однако, в том же 1921 г. начинаются и реформы, касающиесяденежных налогов.
Надо сказать, что в начале 1921 г. еще продолжали проводитьсямероприятия в духе военного коммунизма. Так, в феврале президиум ВЦИКрассмотрел вопрос об отмене всех денежных налогов. Наркомфин разослал даже наместа телеграмму о приостановлении взимания существующих налогов. Однако, уже вмае Центральное налоговое управление НКФ получило задание СНК — разработать всамой простой форме систему денежных налогов. Комплекс мероприятий в этомнаправлении наметил Декрет ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах по упорядочениюфинансового хозяйства».
Складываются две основные системы налогов — прямые и косвенные. Прямыеналоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычносоставляли определенную долю от их доходов. Одним из таких налогов былподоходно-поимущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц ихозяйств. Был введен также промысловый налог, бравшийся первоначально сненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственныепредприятия.
В 1922—1923 гг. была усовершенствована система налогов, взимавшихся скрестьян. В 1922 г. несколько разнообразных налогов было заменено одним единымнатуральным налогом. В 1923 г. единый сельскохозяйственный налог сталвзыскиваться частично уже деньгами. Это было важное нововведение, упрощавшеевзимание налогов.
Директивы партии нацеливали государственные органы на использованиепреимущественно именно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией,нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточивать в своих рукахбольшие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивалогосударство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, сгосударственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйствпрогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип был установлен ещеДекретом о продналоге. Советское государство, следовательно, и в налоговойполитике неодинаково подходило к эксплуататорам и трудящимся. Например, собычного единоличника брали 18 руб. налога, а с кулака — 172 руб. в год. Былустановлен специальный налог на сверхприбыль. К X годовщине Октября 35% всехкрестьянских хозяйств —бедняцких и маломощных — были вообще освобождены отсельхозналога.
Однако у прямых налогов есть один недостаток. Они требуют большого ихорошо налаженного налогового аппарата, который должен учитывать доходы каждоголица или организации, облагать их налогом, взыскивать этот налог, приниматьмеры к неплательщикам. В данный период эта работа была особенно трудной, таккак буржуазия всеми силами старалась утаить доходы, уклонялась от уплатыналогов. В начале 20-х гг. у нас еще не сложился хорошо работающий налоговыйаппарат. В силу этого и по некоторым другим причинам в это время существовала идругая система налогов — косвенные.
Эти налоги взыскиваются не непосредственно с граждан, а черезпокупаемые ими товары. Существовало два вида косвенных налогов — таможенныесборы и акцизы. Покупатель, приобретая тот или иной товар, порой даже не знает,что он тем самым уплачивает налог, который входит в состав цены. Формальноакциз взыскивается как бы с частного продавца, фактически его оплачиваетпокупатель. Косвенные налоги широко используются в капиталистических странах,поскольку они маскируют налогообложение и одинаково применяются и к бедному, ик богатому Именно поэтому такая система налогов в принципе не устраивалаСоветское государство, но оно было вынуждено обстоятельствами ее применять.
С 1921 по 1923 гг. вводится целая серия акцизов на товары: виноградноевино, табачные изделия, спички, сахар, чай и т д. Государство все же старалосьуменьшить недостатки косвенных налогов. Чтобы дифференцировать подход кбуржуазии и трудящимся оно по-разному облагало разные товары. Предметы роскоши,которые покупались нэпманами, облагались налогом выше, товары массовогопотребления, в которых были заинтересованы рабочие v крестьяне, облагалисьниже. По мере налаживания финансовой аппарата государство постепенно отменялокосвенные налоги.
Налоги заметно пополняли казну, но с течением времени все боль шеезначение приобретает другой источник доходов — неналоговые поступления отгосударственной промышленности, которая становится не только рентабельной, но иначинает приносить прибыль. В 1923—1924 бюджетном году доходы отгоспромышленности составили 18% в бюджете, а в 1924—1925 гг. — уже 26%. Была поставленазадача дальнейшего снижения налогов, особенно с крестьянства, усиленияненалоговых поступлений.
Капитал Запада отказал Советскому государству во внешних займах, поэтомугосударству пришлось обратиться к своему народу за финансовой помощью. Быливыпущены внутренние займы Первые из них были оригинальными, не толькоденежными, но и натуральными. Было выпущено два хлебных займа и один сахарный(1922—1923 гг.). Облигации хлебного займа продавались за деньги. Использоватьже их можно было по-разному: можно было получить хлеб в натуре, что в условияхинфляции имело большой смысл, можно было получить доходы и деньгами, можно былоуплатить налоги облигациями.
Займы эти были краткосрочными, но в 1922 г. был выпущен и денежныйзаем, уже долгосрочный — на 10 лет. Этот заем был добровольным для трудящихся,которые охотно поддерживали государство. Для эксплуататоров же приобретениеоблигаций было обязательным. Займы способствовали привлечению средств для нуждсоциалистического строительства. В последующие четыре года было выпущено 15займов. Другим способом привлечения средств для нужд государства явилосьучреждение в 1922 г. государственных сберегательных касс.
Наряду со всеми перечисленными, так сказать обычными, источникамисредств Советское государство нашло один и экстраординарный. В начале 1922 г.было организовано изъятие ценностей из церквей всех вероисповеданий дляпередачи их в фонд помощи голодающим Поволжья. Практически громадные средства,полученные от реализации золота, серебра, драгоценных камней, произведенийискусства пошли не только на приобретение хлеба за границей, но и на другиегосударственные нужды. Это мероприятие вызвало активный отпор как со стороныцерковников, так и со стороны верующих, вылившийся порой и в бунты, которыхбыло насчитано около полутора тысяч. В свою очередь такое сопротивление привелок широким репрессиям против церковников вплоть до расстрела некоторых из них.
Распространяя займы, организуя сберегательные кассы, государство бралоу населения деньги взаймы. В свою очередь, оно выступало и в роли кредитора.Так, был восстановлен государственный кредит, советская кредитная система. В1921 г. в составе Народного комиссариата финансов был учрежден Государственныйбанк, на который возложили прежде всего кредитование промышленности, сельскогохозяйства и товарооборота. В 1922 г. было организовано несколько отраслевыхбанков, занявшихся кредитованием ведущих отраслей народного хозяйства —Торгово-промышленный банк, Электробанк, Банк потребительской кооперации.
Перечисленные мероприятия подготовили проведение важнейшей финансовойреформы этого времени — денежной реформы, началась еще в конце 1921 г. с заменыденежных знаков на новые, образца 1922 г Обмен производился из расчета 1 новыйрубль на 10 тыс. старых. В 1923 г. были выпущены еще одни новые денежные знаки,которые обменивались на знаки 1922 г по курсу 1:100. В это же время появилисьбанкноты — червонцы, обеспеченные золотом, иностранной валютой и легкореализуемыми товарами. В 1923 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетногодефицита был ограничен, а с 1924 г. — совсем прекращен Советский бюджетсбалансировался.
Конечно, через несколько лет дефицит бюджета снова появился, но он ужене превышал норм, существовавших даже в наиболее развитых странах.
Большое значение для советского финансового права имело образованиеСССР. Договор об образовании Союза ССР установил единство бюджета для всейстраны. Бюджеты союзных республик стали составными частями общесоюзного. Винтересах населения Конституция СССР разрешила вводить республиканские иместные налоги только с санкции Союза Была установлена единая денежная икредитная система.
Бюджет Союза строился таким образом, чтобы оказывать максимальнуюпомощь отсталым национальным районам. Русский народ сознательно шел на жертвы,чтобы помочь своим инонациональным братьям. Так, в Закавказье было установленодо 1924 г., что все доходы республики идут в казну ЗСФСР. Финансовые льготы длянее сохранились и после 1924 г.: за ней были сохранены все доходы от прямыхналогов. Поэтому доля ЗСФСР в бюджете Союза 1924—1925 гг. значительно выше, чемдоля РСФСР и УССР в расчете на количество населения и значение в экономикестраны. Составляя 4% населения Союза, закавказские народы получали 7,5%бюджетных поступлений. Соответственно отличались и расходы на душу населения всреднем по Союзу — 2 руб. 81 коп., а по ЗСФСР — 5 руб. 39 коп.
Аналогично поступили и с бюджетами новых среднеазиатских республик —Узбекской и Туркменской. Суммы общесоюзных налогов целиком оставались в ихказне. За исключением РСФСР, бюджеты всех союзных республик многие годысводились с дотацией из общесоюзного бюджета. В 1924—1925 гг. доля собственныхдоходов Туркменской ССР в ее бюджете составляла лишь около 10%. Даже такаякрупная республика как Украина покрывала за счет собственных средств меньше 40%расходной части своего бюджета.

§ 4.Финансовое право в период коренной ломки общественных отношений (1930 – 1941годы)
Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции,строительство Красной Армии требовали колоссальных средств.
Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств для дальнейшегоразвития народного хозяйства, явилась налоговая реформа 1930—1931 гг. Преждевсего большое количество разнообразных налогов и сборов, взимаемых спредприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами в бюджет:налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислением отприбыли государственных предприятий.
Налог с оборота взимался после реализации произведенной промышленнымпредприятием продукции. Оптовая база, продав эту продукцию, возвращалаопределенный процент промышленному предприятию, другую часть забирала себе зауслуги, а третью часть, которая по некоторым товарам (например, по водке)достигала 90% и более, зачисляла в бюджет. Процент налога с оборота зависел,конечно, от степени рентабельности предприятия.
Отчисления от прибыли взимались тоже в фиксированном определенномпроценте, но таким образом, что с предприятия снималась почти вся прибыль, заисключением лишь расходов, необходимых на развитие предприятия исоциально-бытовые нужды работников. Отчисление от прибыли касалось толькогосударственных предприятий, поскольку государство, будучи собственникомпредприятия, имело право распоряжаться и его прибылью. С кооперативныхпредприятий этот налог не взимался, ибо там был другой собственник.Налогообложение кооперативных предприятий производилось по-другому.
Налоговая реформа упростила взаимоотношения государства и предприятий.Но самое главное, она позволила сконцентрировать все важнейшие доходы в рукахСоюза. В этих условиях была изменена система распределения доходов междуСоюзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. До сихпор последние черпали значительную часть средств из различных местных налогов исборов. В связи с их отменой эти средства республики и области стали получатьза счет отчисления определенной доли от общегосударственных поступлений. Такойпорядок был закреплен специальным постановлением ЦИК и СНК СССР 21 декабря 1931г.
Концентрация средств в руках Союза позволила Центру больше помогатьотсталым республикам. По закону о бюджете, принятому в 1932 г., в бюджеты РСФСРи УССР отчислялось 5% средств, поступающих от налога с оборота предприятийсоюзного значения, расположенных на их территории, в бюджет Узбекистана — 40%,в бюджеты Таджикской и Туркменской ССР — 100%.
Политика укрепления местных Советов, особенно сельских, проводимая всвязи с коллективизацией, отразилась и на финансовой системе. В 1930 г.повсеместно были введены сельские бюджеты, что создавало для сельских Советовсамостоятельную финансовую базу.
Было установлено, что за услуги МТС колхозы должны были расплачиватьсянатурой, зерном, которое поступало на государственные заготовительные пункты.Колхозы не только имели право, но и обязывались заключать договоры с МТС.
Названные мероприятия коснулись преимущественно юридических лиц. Но вэто же время была проведена реформа, затронувшая и непосредственно граждан. Этотак называемая «конверсия государственных займов». За десятилетие было выпущеномного разнообразных государственных займов. Обращение с ними стало сложным изатруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежнихзаймов на один новый. Это упростило обращение граждан с облигациями, а также,что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение их, сохранив в оборотегосударства столь необходимые ему средства. Конверсия не означала прекращениявыпуска новых займов. Они выпускались регулярно, но значительно реже, чем досих пор, примерно по одному займу в год.
§ 5.Финансовое право в период послевоенного восстановления и развития народногохозяйства (1945 – начало 50-х годов)
Главным событием в этой отрасли явилась денежная реформа, проведенная вдекабре 1947 г. Война, нанесшая громадный экономический ущерб нашей стране, немогла не отразиться и на финансах. Огромные военные расходы, необходимые, но посвоей природе непроизводительные, с неизбежностью вызвали масштабную эмиссиюденег, а следовательно, и определенную инфляцию. Конечно, падение курса рубляне шло ни в какое сравнение с тем, что было после гражданской войны, однако,оно все-таки было ощутимым. Подобные процессы проходили и в зарубежных странах,в том числе и в странах-победительницах, не говоря уже о побежденных. В нашейстране был и еще один фактор, обусловивший, увеличение денежной массы вобороте. Дело в том, что еще готовясь к войне, Германия с целью подрыва нашейэкономики выпустила немалое количество искусно изготовленных фальшивыхсоветских денег, которые трудно было отличить от настоящих. Наряду с другимиобстоятельствами все это и обусловило проведение денежной реформы.
Реформа была проведена в основном путем деноминации, то есть заменыпрежних денег на новые с изменением их номинала. Один новый рубль обменивалсяна 10 старых. Вклады в сберкасссах пересчитывались по льготному курсу: до 3тыс. руб. перерасчет производился по курсу один к одному, до 10 тыс. — 3 старыхрубля за 2 новых, свыше 10 тыс. — 2 за 1. Была проведена конверсиягосударственных займов, причем облигации всех прежних обменивались на новые израсчета по номиналу 3 к 1. Таким образом, основная масса населения непострадала от реформы. Потеряли значительную часть денег лишь спекулятивныеэлементы и граждане, которые по каким-то соображениям не решались хранить своиденьги в сберегательных кассах.
Хотя номинальная заработная плата осталась на прежнем уровне, цены вгосударственной торговле в связи с отменой карточной системы заметно выросли.Конечно, это означало снижение реальной зарплаты для граждан, которые до сихпор пользовались только достаточно низкими ценами на товары, выдававшиеся покарточкам. Поэтому для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов иаспирантов была сделана надбавка к зарплате и стипендиям, названная в народе«хлебной надбавкой». К тому же курс государства на постепенное снижение ценкомпенсировал потери трудящихся.
В 1950 г. советский рубль был переведен с долларового на золотойпаритет, что, несмотря на все затраты военного времени, обеспечивалосьдостаточным запасом золота в казне. В 1953 г. этот запас составлял более 2000тонн. Курс рубля в этот период был повышен по отношению к иностранной валюте,что вызывалось, правда, не столько экономическими, сколько политическимифакторами.

Заключение
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессеизучения избранной темы.
В настоящее время наука финансового права переживает период оченьактивного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуациив стране, развитием экономических отношений рыночного типа, Кроме того,актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридическойпрактики, главным образом законодательной, к науке.
Новое бремя поставило перед наукой финансового права новые задачи. Вцелом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового праватребуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий иинститутов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям.Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новыхфинансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепцийисходя из современного финансового законодательства, а также из потребностейразработки новых финансовых законов.

Списоклитературы
ГрачеваЕ.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. М.: Юриспруденция, 2003.
Историягосударства и права России / Под ред. А.Д. Наумкина. М.: Юристъ, 2002.
КорсунТ.И., Науменко А.М. Налоговое право. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
Кустова М.В., НогинаО.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ,2001.
Налоги и налоговое право:Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
Налоговое право: Учебноепособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
Финансовоеправо / Под ред. А.Р. Смирнова. М.: Юристъ, 2003.