–PAGE_BREAK–1.1 Кризис как новые возможности для малого бизнеса.
Кризис создал новые возможности для бизнеса, также как и послужил причиной потерь. С начала 1990-х годов многие российские рынки были в большой степени монополизированы, что затрудняло проникновение на рынок для новых фирм. Однако, кризис 1998 года создал малому бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий. Это особенно относилось к отечественным производителям и торговцам, чья деятельность основывалась на местных ресурсах. В то же время все предприятия были вынуждены искать дополнительные ресурсы и пересматривать свои стратегии управления в условиях, которые характеризуются следующими чертами:
– более дешевые банковские кредиты, так как процентные ставки (в рублях) упали до негативной отметки. Несмотря на то, что коммерческие банки обычно очень неохотно дают кредиты сектору малого бизнеса (даже если у них есть достаточные финансовые ресурсы), Сбербанк и Промстройбанк продолжали давать кредиты некоторым малым предприятиям.
– малые предприятия, продающие продукцию потребительским рынкам, оказались в привилегированном положении, поскольку они могли получать наличные деньги, таким образом, снижая свою зависимость от бартерной торговли.
– некоторые расходы снизились, например, подешевел труд, так как работники сейчас стали более терпимо относиться к уменьшению и задержкам зарплаты.
– изменение управленческого поведения, так как менеджеры осознали необходимость быстро реагировать на новые возможности, усиливать внутренний управленческий контроль и увольнять сотрудников, которые не справлялись со своими обязанностями.
2. Сущность предпринимательства
Предпринимательство – это особый новаторский, антибюрократический стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную и весьма расплывчатую административную ответственность за результаты работы.
Эмпирическое понятие предпринимательства – осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.
Как социально-экономическое явление предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана с экономическими условиями жизнедеятельности.
В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями.
Определим субъекты и объекты предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности:
·Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;
·Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и т. д.
·В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена.
Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.
·Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность фактов. Степень организации деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе она необходима, для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В дальнейшем осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя. Последнее, охватывают:
·Изготовление нового блага или создание нового качества того или иного блага;
· Освоение нового рынка сбыта;
· Внедрение нового метода производства;
· Получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
· Проведение соответствующей реорганизации.
Постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Таким образом, объектом предпринимательства, в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.
Собственно процесс предпринимательства состоит из следующих стадий:
· Поиск новой идеи и ее оценка;
· Составление бизнес-плана;
· Поиск необходимых ресурсов;
· Управление созданным предприятием.
Одна из самых сложных задач предпринимателя – поиск новых идей ( от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.
Предпринимательство всегда определенным образом организуется, принимает конкретные формы. Рассмотрим основные признаки предпринимательства как метода ведения хозяйства…
К основным из них относятся самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими правовыми нормами. Любой, кто имеет соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индустриальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому, и по какой цене продавать – все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке.
С самостоятельностью неразрывно связан принцип экономической заинтересованности. Движущий фактор предпринимательской деятельности – стремление к максимизации дохода. Ради этого и организуется дело, и расширяются его масштабы. Однако не следует смешивать личный интерес с эгоизмом. Предприниматель, преследуя свои интересы, в то же время, в конечном счете, направляется к достижению общественных целей, работает на общество. Например, Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Но, преследуя личную выгоду. Он создал автомобильную империю, продукция которой наводнила весь мир и во многом преобразовала все его хозяйство.
Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы, нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценилась в деловом мире.
В этой связи условно выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Отличительная особенность первой модели состоит в том, что бизнесмен стремиться организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в расположении компании или фирмы ресурсов. Ресурсоориентированный тип предпринимательского поведения соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель предпринимательства ориентированна не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Предприниматель может не иметь в достаточном количестве собственных ресурсов для достижения поставленной цели. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.
Еще один характерный признак предпринимательства – хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Ответственность же конкретна, и ее можно достаточно точно выразить в соответствующих показателях. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе. Несомненно, это так. Но, во-первых, риск характеризует содержание деятельности предпринимателя с вешней стороны, не затрагивая и не определяя содержания его решения. Существенно с точки зрения его деятельности лишь то, что риск и неопределенность придают дополнительную жесткость мотивации этой деятельности. Это обуславливает строгость и жесткость в отборе экономических проектов. В то же время это оправдывает компенсацию риска в затратах предпринимателя. Жесткость в оценке проектов имеет важный и общеэкономический результат – предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам, по крайней мере, он ориентирован в принятии решений, прежде всего на наиболее перспективные из них. Несомненно, потому что экономика, в которой предпринимательская мотивация сильна, превосходит по возможностям экономического роста ту, где она снижена. Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и так или иначе несет бремя риска. Поэтому предпринимателем оказывается просто «человек рискующий», азартный.
Кроме того, предприниматель должен обладать высокой степенью деловитости и динамизма, умением соперничать. Взлеты и падения на этом пути неизбежны. В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предлагаемыми и действительными затратами и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно ориентировать свою деятельность, либо неблагополучно сложились предвидимая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держат предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремиться передать всем участникам производства.
Характеристика экономической природы предпринимательской деятельности была бы не полной без учета личности предпринимателя, особенно его экономического мышления. Предпринимательский тип мышления отличает подход от привычного, устоявшегося. Он представляет собой совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.
Таким образом. Рассмотренные стороны предпринимательской деятельности тесно связаны друг с другом, действуют одновременно. Поэтому предпринимательство можно определить как процесс создания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и риска; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
Поскольку любая экономическая деятельность связана с фазами воспроизводственного цикла (производство, обмен, распределение, потребление), выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:
· Производственная;
· Коммерческая;
· Финансовая;
· Страховая;
· Аграрная.
Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг. Коммерческое – на их обмен, распределение и потребление, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.
К производственному предпринимательству относиться деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции, товаров, работ. Услуг, информации, духовных ценностей, которые затем подлежат реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей. А другие функции, сопровождающие процесс производства, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.
Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, т. е. По перепродаже товаров и услуг. Отличие коммерческого предпринимательства от производственного состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, поскольку приобретаемые материальные ресурсы покупаются предпринимателем в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Здесь необходимо учитывать два основных требования:
· Реализационная цена должна быть ощутимо выше покупной цены;
· На данный вид отвара должен быть достаточный спрос.
Следовательно, коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.
Финансовое предпринимательство является особым видом коммерческого предпринимательства. Его следует выделять, поскольку объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг, выявление и привлечение потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг.
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.
Необходимым условием развития предпринимательства как устойчивого и типичного поведения экономических субъектов является экономическая свобода, дающая возможность действовать по собственной инициативе, неся полную ответственность за неудачу или успех предприятия. Общепризнанно, что предпосылкой такой свободы является право частной собственности на имущество, средства производства, результаты деятельности.
Но дело не только в частной собственности. В обществе. Где жизнь и деятельность людей в высокой степени взаимосвязаны, свобода частного лица не одним лишь правом на такую же свободу других лиц, но и существующими формами совместной коллективной, акционерной, коммунальной и государственной собственности, которые существуют не только в форме абстрактного права, но и в материальной форме предприятий и учреждений различного рода.
Для предпринимателя не обязательно, чтобы право частной собственности было ничем не ограничено. Предприниматель прагматик, поэтому для него важно, чтобы при наличии частной собственности было ясно и четко определены правомочия всех остальных субъектов прав собственности. Ему в его практической деятельности более важна доступность ресурсов, информации, легкость получения кредитов или выхода на внешние рынки и т. д. Для этого необходимы четкие правовые и процедурные гарантии по всем этим вопросам. Таким образом, предприниматель нуждается в системе коммерческого или товарного права более, чем в неограниченном праве частной собственности самой по себе.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.1 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие.
В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.
Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
2.2 Критерии выделения малых предприятий.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
2.3 Виды малых предприятий.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.4 Место малых предприятий в структуре экономики
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, — которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой — объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой — зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
3. Государственный контроль над деятельностью предпринимательства.
Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя — от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».
Приходится констатировать, что в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МП.
Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов МП со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами на пути предпринимательства. Обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения транзакционных издержек и «бюрократических рисков».
Наиболее очевидным образом административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий,а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. При этом бюрократический аппарат в целях получения гарантированного незаконного дохода умело использует противоречия и «белые пятна» действующего законодательства. Например, согласно Закону «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» (1991г.), и не утратившим силы статьям 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.), решение о регистрации предприятия, но еще не сама регистрация, должно осуществляться в течение одного месяца со дня обращения в соответствующий орган. Между тем, Указ Президента «О порядке государственной регистрации предприятий на территории Российской Федерации» от 8.07.94г. предусматривает, что не только само решение, но и регистрация должны быть осуществлены в течение трех дней с момента подачи заявления.
Практика, однако, показывает, что начинающий предприниматель, чтобы зарегистрировать малое предприятие, должен посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, без которых регистрация невозможна.
Такие и подобные расхождения используются чиновничьим аппаратом для вымогательства, а также становятся фактором, способствующим развитию столь своеобразного бизнеса, как услуги по регистрации фирмы «под ключ»: специализированные фирмы, как правило, тесно связанные с соответствующими регистрационными органами, берут на себя эти заботы. В таком случае регистрация занимает меньше времени — от 1 до 1,5 месяцев — и стоит от 400 долл. США (значительная часть этого гонорара является, по сути, лишь легализованной взяткой чиновникам регистрационных органов).
Постановление Правительства России №1418 от 24.12.94г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было попыткой ввести в какие-то рамки самовольность региональных и местных властей, которая в течение 1993-1994гг. привела к чудовищному разбуханию перечней подл ежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Под прикрытием «заботы об интересах клиентов и покупателей» такая практика была чревата серьезными ограничениями, если не фактической ликвидацией принципа свободы предпринимательской деятельности. Нередки были случаи, когда срок действия лицензии ограничивался несколькими месяцами, а размеры пошлин составляли от 10 до 300 минимальных заработных плат; возобновление лицензии требовало нового платежа, при этом от предпринимателей требуют — вопреки законодательству — предоставления различных финансово-экономических сведений об их предприятиях.
Указанное постановление Правительства России положило конец такой практике и определило список из 88 сфер деятельности, подл ежащих лицензированию; региональным администрациям было запрещено лицензировать торговлю, услуги и производство продуктов питания и потребительских товаров. Однако некоторые регионы не спешат следовать этому постановлению. Отсутствие федерального закона о лицензировании не позволяет правительству, даже если бы оно озаботилось этими проблемами, вести борьбу с подобными проявлениями административного произвола.
О реальной высоте административных барьеров, стоящих перед малыми предприятиями, свидетельствуют результаты уже упоминавшегося выше опроса РНИСиНП за июнь 2005 г. (приложение 2 и 3).
Приложение 2
Сколько времени, по Вашему опыту, уходит на регистрацию малого предприятия ?
Приложение 3
Реальная стоимость регистрации и лицензирования ?
Примечание. На первый вопрос не ответили 34% опрошенных, на второй — 46%.
Итак, в среднем на регистрацию новой фирмы уходит не так много времени — не более 2-х месяцев. Конечно, в зависимостиот региона, отрасли и других обстоятельств продолжительность регистрации весьма различна. Так, чаще всего за срок до 1 мес. регистрируются начинающие малые предприятия, впервые регистрируемые фирмы, предприятия оптовой торговли, микрофирмы, создаваемые в Восточно-Сибирском регионе. От 1 до 3 мес. — выше среднего значения — длилась регистрация у предприятий, созданных в ходе приватизации (т.е., очевидно, несколько лет назад), у предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел., у предприятий, занимающихся научным бизнесом, расположенных в Московской обл. От 3 до 6 мес. — такой срок регистрации собственных предприятий несколько чаще называли руководители фирм с числом занятых свыше 50 чел. и предприятий Санкт-Петербурга, занимающихся транспортными перевозками.
Таким образом, сроки регистрации, судя по всему, все же в последнее время сокращаются. Быстрее всего могут решить проблемы регистрации, впервые регистрируемые микрофирмы вне столичных городов.
В ходе опроса назывались разные суммы реальной стоимости, как регистрации, так и получения лицензии — в том и в другом случае они колебались от 0 до 10 тыс. долл. США. Однако наиболее распространенной величиной стоимости регистрации следует считать все же сумму в 320 долл., тогда как «цена» одной лицензии в среднем составляет около 445 долл.
Помимо тех сравнительно небольших сумм, которые малому бизнесу приходится платить государству (и его корыстолюбивым слугам) за право начать и вести свой бизнес, он подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим зато, чтобы они закрыли на них глаза. О том, насколько часто малые предприятия подвергаются контролю соответствующих органов, а также рэкетиров, свидетельствуют данные табл. 3.
Примечание.Сумма процентов по каждой строке меньше 100, так как некоторые малые предприятия представители ряда перечисленных органов вообще не посещают.
Кроме того, опрошенные называли еще гостехнадзор, соцстрах, инспекцию по труду, отдел социальной защиты, энергонадзор, экологическую милицию, но все перечисленные инстанции указали не более 0,3% опрошенных в совокупности (при этом были ответы: «Все ходят по негласно установленному регламенту», «Все берут взятки»). Как свидетельствуют данные опроса, чаще всего малые предприятия беспокоят органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологическая служба, пожарныйнадзор, рэкетиры и налоговые органы — от 10 до 15% респондентов встречаются с ними ежемесячно или даже чаще. Конечно, ситуация существенно зависит от местонахождения, отрасли, размера фирмы и других факторов.
Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на «старые», созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные.
Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще «молодым» предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле.
Работники налоговых органов особенно «любят» стартующие и «молодые» предприятия, а также приватизированные и созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. (Отметим, что по действующим ныне нормативным актам налоговые органы не имеют права проверять юридические лица чаще одного раза в год — между тем, примерно треть опрошенных отметила, что их посещают значительно чаще.)
Органы милиции особенно часто жалуют своим вниманием приватизированные предприятия, микрофирмы и предприятия с числом занятых от 11 до 50 чел., принадлежащие к сферам общественного питания, розничной торговли и услуг.
Наконец, рэкетиры особенно назойливы в отношении «молодых» предприятий и впервые зарегистрированных, а также созданных путем изменения организационно-правовой формы прежде существовавшего предприятия (зачастую пытающихся скрыться таким образом от кредиторов), микрофирм или предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел. в сфере услуг, розничной торговли, общественного питания, а также туристического бизнеса. (Таким образом, на «попечении» у милиции и рэкетиров — примерно один и тот же круг малых фирм.)
В целом наиболее заметным грузом разного рода проверки ложатся на «молодые» предприятия общественного питания, розничной торговли и услуг. Именно для них это выливается в дополнительные расходы времени и средств, которые приходится покрывать из «черной кассы».
продолжение
–PAGE_BREAK–