История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения

История развития психологической мысли в эпоху
феодализма и в период возрождения

Победившее
в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем
“языческим” знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в
Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство
культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность
попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от
библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось.
В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая
сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление
знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на
сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

В
VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племен. Вскоре
арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур
(эллины, народы Индии и др.). Возникло арабо-язычное государство Халифат.
Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились
на арабский язык, переписывались и распространялись – от Пиренейского
полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в
котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить
среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как
Авиценна.

Ибн
Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он
изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими
особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им
придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического
состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у
детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов,
формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического – не только
зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при психических
травмах, деятельности воображения) влиять на них – он разрабатывал, исходя из
своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных
состояний.

В
это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения
античного естествознания, прежде всего – интеллектуального наследия Аристотеля.
Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274) ,
которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).
Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни –
неотомизма). Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание
душевной жизни: каждое явление имеет свое место; в ступенчатом ряду расположены
души (растительная, животная, человеческая) ; внутри самой души иерархически
располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Идеологи
переходного периода от феодальной культуры к буржуазной – эпохи Возрождения
считали главной задачей возрождение античных ценностей.

Один
из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV – XVIв.) , считал, что человек
может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу
своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге “О душе и жизни”
писал, что природа человека им познается путем наблюдения и опытом; на природу
ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач,
Х.Уарте, в книге “Исследование способностей к наукам” впервые в
истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми
с целью определения их пригодности к различным профессиям.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/