История развития землеустройства в России

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра теоретической экономики и экономики недвижимости

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Землеустройство иземельный кадастр»
на тему: «История развития землеустройствав России»
Выполнила: студентка 4 курса
шифр:270903
гр.237ОСНИ
АгаповаС. С.
Научный руководитель: к. э. н. доцент
Мясникова В. М.

Самара 2008

Содержание
Введение
Глава I: История землеустройства в России до 18 века
Землеустройство в России до середины 15века
Организация землеустройства вРоссии во времена правления Ивана III
Реформы землеустройства второй половины16 века
Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках
Земельные преобразования Петра I
Межевание во времена правленияЕлизаветы Петровны
Глава II: Экономическое и политическое положение вРоссии в 19-начале 20 века
Реформа П.А. Столыпина
Разрушение общины и развитие частнойсобственности
Крестьянский банк
Переселение крестьян
Кооперативное движение
Агрокультурные мероприятия
Результаты реформы
Причины неудачи аграрной реформы
Глава III: Формирование системы землепользования в условиях земельнойреформы 90-х гг. XX века в России
Заключение
Список литературыВведение
Предметом изучения является историческое формирование земельныхотношений в России, исторический процесс организации землеустройства в России.
Целью изучения является формирование системы знаний об историиземлеустройства и землепользования в России.
Основными задачами являются:
– изучение развития землепользования в России на протяжении всей истории развитиягосударства
– выявление исторических закономерностей процесса организации землеустройстваи землепользования
– проведение анализа исторических процессов в землепользовании
– рассмотрение возможности использования исторического опыта на современномэтапе земельных преобразований в России.
Землеустройство включает системумероприятий, направленныхна осуществление земельного законодательства, решенийСоветов народных депутатов по организации использования и охраны земель, созданиеблагоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Задачамиземлеустройства являются организация рационального использования земель во всехотраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтови охраны земель. Землеустройство предусматривает:
1)разработку прогнозов, республиканских и региональныхпрограмм, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;
2)установление на местности границ административно- территориальных образовании;
3)составление проектов образований новых и упорядочениясуществующих землевладений и землепользованиис устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре,подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей;
4)разработку проектов внутрихозяйственного землеустройстваи других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
5)разработку рабочих проектов по рекультивациинарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления,улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
6)обоснование размещения и установление граництерриторий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
7)установление и изменение городской черты,поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
8)проведение топографо-геодезических, картографических,почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательскихработ.
Глава I: История землеустройствав России до 18 векаЗемлеустройство в России до середины 15 века
В IX веке Восточная Европа была уже достаточно освоенной и оживленнойтерриторией. Именно здесь проходили торговые пути ” из варяг в греки”,соединявшие Балтийское и Черное моря посредством рек бассейна Волхова и Невы, содной стороны, и Днепра — с другой. Здесь соединялся караванными путями и торговалмусульманский Восток и христианский Запад.
Развитие торговых отношений сначала поддерживалось с юга греками,а с севера — норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли«варягами»), затем, начиная с VIII в., —. хазарами, которые поселилисьв Прикаспийских степях, в низовьях Волги и объединились в Хазарский каганат.
Благодаря крепким торговым связям в это время среди славянскихплемен, проживавших вблизи Днепровско-Волхове кого пути, стали развиваться болеепрогрессивные формы быта, существенно отличавшиеся от родового строя, которым продолжалижить племена древлян, вятичей и др., населяющих отдаленные от этого пути территории.
Вдоль великого речного пути появились сначала временные торговыепоселения (центры), которые позднее превратились в древние русские города: Киев,Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород и др. Торговый город становился на место прежнихродовладений и подчинял себе окрестную, часто довольно значительную, имеющую границы,территорию, население которой признавало власть городских старейшин.
Так, например, князь Олег для обороны от кочевников стал строитьна границах своих или присоединенных земель города.
Племена северо-запада Руси (славяне, кривичи, меря) подчинялисьему и платили дань. Новгородцы отвозили в Киев особую дань в 300 гривен. Когда северянеи радимичи (восточнославянские союзы племен) платили дань хазарам, Олег потребовалот них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начало укреплятьсяДревнерусское государство и образовалась его территория.
Земли города с его пригородами, починками, селами и деревнямисоставляли одну неделимую территорию, носившую названия «волости» и«земли», приуроченное к названию города.
«Волости» и «земли» были первыми небольшимисамостоятельными государствами, которые знает наша история. Их было множество, иони существовали одновременно. Площадь земель (территория) определялась мерой фактическоговладения этой волости, а границами ее служили реки, озера, горы и невозделанныепространства.
В древних русских «волостях» и «землях» правособственности на землю, приобретенное заимкой (захватом) и обработкой диких, пустующихземель, принадлежало всем жителям волости, т.е. поземельной общине или «верви».Способ землепользования был общинный.
Каждая древняя волость представляла собой поземельную общину(позднее — «мир») и владела землей способами, схожими с теми, которымипользовались вXIX в. русская крестьянская община.
Частная земельная собственность возникает после разложения родовой,патриархально-семейной собственности.
В летописи Нестора и других письменных памятниках нашей историиописано только географическое расселение славянских племен на территории нынешнейРоссии, но нет никаких данных, каким образом поселения и отдельные лица первоначальноразграничивали и отличали свои земли от земель соседей.
Начало разграничения земель у восточных славян и появление межеванияна территории Древнерусского государства в истории четко не обозначено.
землеустройство россия реформа история
Учитывая многообразие природных и исторических особенностей территориинашего государства, можно предположить наличие двух форм поселений древних славян:по отдельности (индивидуально, семьями, родами) и в городищах (совместно).
Данным формам соответствуют и два вида разграничения земель,и соответствующие способы землепользования.
В первом случае, при разбросанности поселений отдельных лиц представляласьвозможность не заботиться об искусственно разграничении земель. Обилие свободныхземель позволяло тогда каждому пользоваться ими до тех пределов, как это было необходимо.При этом пограничные знаки либо не появлялись вообще, либо ими служили естественныерубежи (реки, ручьи, ложбины и т.д.), а межи, засечки на деревьях (грани) моглипоявиться течением времени при полном сближении границ смежных осваиваемых территорий.
Во втором случае, при проживании людей в городищах и совместнойдеятельности, каждый поселенец стремился, чтобы выделяемые ему для обработки землиразмещались, по возможности, ближе к селению, были удобны и производительны. Всеэто заставлял общину на первых же порах ее оседлой жизни принять к руководству какой-либоспособ распределения земель между членами.
Исходя из изучения памятников истории, профессор И.Е. Гегманописал следующую модель землевладения и землепользования восточных славян того времени.
Первоначально, чтобы обезопасить себя от набегов и грабеже иноземцеви не стеснять себя недостатком земель, необходимы для хлебопашества, скотоводстваи охоты, славянские племен селились плотными организованными группами в удаленныдруг от друга, хорошо укрепленных городках (городищах). Между такими поселениямиоставались обширные пространства свободных степей, лесов, болот и других угодий.Они служили и пределами земельных владений поселения, и его запасным земельным фондом.Границами таких владений являлись естественные урочища: реки, озера, на берегахкоторых преимущественно селились славяне, а также леса, болота и т.п.
Все удобные земли, окружающие такие поселения, считались общейпринадлежностью. Они оставались неделимыми, обрабатывались сообща или делились наравные участки в каждом угодье (на пашне, лугах), а затем распределялись по жребиюмежду отдельными лицами или семьями.
Такое деление не противоречило ничьим интересам, не требовалосложных измерений и соглашения отдельных лиц.
Достаточно было участки пашни и луга разделить на полосы равнойширины (площади), обозначить их границы ямками, колами, камнями или бороздами, чтобыразличить на местности. Некоторое неравенство в качестве участков или в их площадяхне имело существенного значения, тем более их распределение осуществлялось по жребиюуже после того, как само деление земель было завершено.
В том случае, если поселенцы занимались звероловством, птицеловством,рыболовством, скотоводством, разделение земель при городищах могло и не производиться.Однако и в этих случаях условия промысла и ведения хозяйства могли послужить причинойразделения земель и появления искусственных (межевых) знаков, указывающих местапользования. Таким знаками служили зарубки на деревьях, просеки для вешания сетей(перевесы), знаки на бортных деревьях (с дуплами и с пчелами), расставленные силки,волчьи и лосиные ямы и др. Они указывали, что земля и места для промысла уже являютсязанятыми, о чем знали, как правило, проживающие в округе люди.
Имелся и другой способ расселения славян. В ряде случаев от городищили других селений отделялись и уходили на свободную землю, расположенную междудиких лесов, естественных лугов или степей, хуторяне, огнищане, звероловы, рыболовыи, вообще, все те, для кого условия совместной жизни были почему-либо неудобными.Ряд из них «садился на вольную землю» и со временем образовывал из своихзаймищ и заимок, становищ и починков целые поселения. Другие, истощив землю, послеполучения 4-5 урожаев зерна, бросив земельный участок, уходили, чтобы сделать новоезаймище.
В связи с наличием больших территорий свободных земель, соседи- соплеменники таких людей не препятствовали их переселению, т.к. незанятых земельхватало на всех. Любой мог пользоваться ими настолько, насколько хватало у негосилы и возможности вложить в земельный участок свой труд.
Таким образом, в начале освоения восточно-славянских земель,когда свободных, никем не занятых территорий было еще так много, что всякий могими пользоваться в любом количестве, и когда земля ценилась не сама по себе, а повложенному в нее труду, тогда вопрос о разграничении земель на отдельные владенияпрактически не стоял и разрешался сам собой.
Первые искусственные межевые знаки появились тогда, когда у землевладельцевстало возникать чувство собственности, когда было необходимо, чтобы пределы их земельныхучастков были ясно обозначены на местности, чтобы материальные признаки границ былиобщеизвестны и не допускали сомнения в их назначении и чтобы неприкосновенностьбыла установлена и охраняема законом.
Так, у славян появились специальные межевые знаки «тамги»,представляющие собой сложенные определенным образом камни. У земледелов участкиделились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили названиемеж.
Отсюда и появилась необходимость вмежевании, котороеотличается от землемерии и геодезии (от греч. гео — земля) тем, что разграничениеземель носит не только технический характер, но имеет юридическое значение, согласнокоторому границы приобретают законность и могут быть восстановлены во всех случаяхнарушения.
Факты свидетельствуют о том, что землемерие и межевание на Русидостаточно быстро развивались.
Землеустройство в России возникло практически одновременно споявлением государства. Факты свидетельствуют, что уже к моменту официального принятияхристианства более 1000 лет назад в крупнейших политических центрах Древней Руси(Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, велось индивидуальное обучениеграмоте и развивалось землемерие (землеустройство).
Одной из главных частей землеустройствавсегда было межевание — комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплениюна местности границ землевладений и землепользовании с выдачей документов, удостоверяющихправа на землю. Данные межевания используются государством при установлении порядкаи ясности в использовании земель, обложении землевладельцев и землепользователейземельным налогом. Поэтому они всегда находились под контролем государства.
В городах и посадах того временипреобладали ремесленники, купцы, служилые люди, многие из которых владели грамотой.Как правило, большинство из них вело в небольшом размере сельское хозяйство, чтовынуждало их знать не только основы земледелия, но и сталкиваться с различными простейшимиизмерениями земельных участков.
Основной формой сельских поселенийв Центральной Руси были деревни и починки (4-5 дворов), села (15-20 дворов). В лесостепнойи степной полосе селения имели более крупные размеры. Крестьяне, воспитанные ещев традициях язычества, руководствовавшиеся обычным правом, не имели потребностив письменности и были абсолютно неграмотными. Напротив, княжеская администрациянуждалась не только в элементарной грамотности, но и в знаниях иностранных языков,риторики, религиозных и философских учений, основ медицины, географии, навигации.
Удельные князья постоянно сталкивалисьс решением земельных вопросов. По их указанию наделяли землей, отводили земельныеучастки в натуре, разрешали земельные споры. В летописях имеются свидетельства осуществовании меж на границах удельных княжеств.
Установлено, что русские князья попримеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределенияподатей, повинностей и дани. Эти описания проводились, как правило, княжескими служителями(писцами).
В уставных грамотах новгородскогокнязя Святослава 1137г. и смоленского князя Ростислава 1150 г. распределение многочисленных княжеских доходов сделано по каждой местности так определенно, чтосвидетельствует о существовании в Древней Руси описи большинства земель.
Попав под власть Золотой Орды, русскиебыли вынуждены платить татарам дань; для ее сбора фискальные агенты Орды (баскаки)проводили перепись населения, земель и всех доходов. Через несколько десятилетийиз-за упорного сопротивления народа сбор и доставка дани были переданы русским князьям,которые, используя собственную администрацию, учитывали земли и доходы.
Известны факты переписи населенияи имущества в русских княжествах в 1248, 1257, 1259, 1273 гг., а также в началеXIV в.; эти данные были использованы при учете количества и качества земель. Дляразрешения земельных вопросов применялись местные (княжеские) законы. Известны некоторыеиз таких законодательств — Московское, Новгородское, Псковское.
Выполняя требования законодательства,повеления князя или духовных властей, решения судов, собраний горожан («вече»),княжеские служители делили и обмеряли землю, отводили и изымали земельные участки,устанавливали границы (межи) княжеских земель, между селениями и внутри них, отдельныхучастков. Эти уполномоченные князем люди (как правило, писцы) были, по сути, первымиземлемерами. Они должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться’в княжеских законах и владеть простейшими методами измерения.
С момента образования Русского государствав нем преобладало вотчинное землевладение. Вотчина представляла собой территорию(совокупность участков земли), которой его владелец мог беспрепятственно распоряжаться:продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.
На Руси было три вида вотчин: наследственные(родовые) — переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях;выслужные — полученные от князя (впоследствии от государя) за военные и иные заслуги;купленные — приобретенные феодалом у других феодалов за деньги.
Содержание уставных грамот, судныхграмот, «купчих», «вкладных», «межевых» и других юридическихдокументов свидетельствует о том, что границы вотчины устанавливались в основномпо взаимному согласию землевладельцев или по указанию властей в присутствии их представителяи проходили главным образом по естественным рубежам (рекам, ручьям, дорогам, опушкамлеса и т.д.).
После освобождения от власти татарначалось быстрое объединение русских земель и образование единого государства. Присоединениеудельных княжеств к Великому княжеству Московскому, централизация власти привелик усложнению функций управления земельными ресурсами. Нужно было произвести новуюраскладку податей в казну, вследствие чего возобновились
переписи и началось перераспределениеземель. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся «численниками»,«пошлинниками» или писцами. Они описывали и исчисляли не только территориюкняжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица.
Организация землеустройства в России во времена правленияИвана III
С царствования Ивана III (1462-1505)начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системыземлевладения. Поместья предоставлялись государством служилым людям, преимущественновоенным, на срок их службы и на определенных условиях. Впервые этот термин встречаетсяв одной из жалованных грамот 1470г. Обширная раздача таких владений Иваном III началасьпосле завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое сделал егосын Василий (1505-1533) на псковских землях.
В состав поместья обычно включалисьземли, обрабатываемые крестьянами (для людей из знатного рода 1500-3000 десятин,для людей менее знатного происхождения — 150-750 десятин), с которых помещик собиралфеодальную ренту.
Еще вXV в. в качестве единицыизмерения земли на Руси была установлена десятина. Землю мерили «хозяйственными»десятинами (3200 кв. саженей), «сотенными» (10 000 кв. саженей) и др.В дальнейшем наиболее распространенной была десятина в 2400 кв. саженей (1,095га).
До конца XVI в. большинство крестьянне было закрепощено. Они свободно владели своими землями, выплачивая князю посошнуюподать. Землевладение таких крестьян преобладало. Земли черносошных крестьян находились,как правило, в общинном пользовании. Участки пашни и сенокосов распределялись междуотдельными дворами и подлежали периодическому переделу. Пастбища использовалисьсообща. При переделах угодий, особенно пашни, община стремилась точнее учесть качествоотдельных участков (как по плодородию, так и по удаленности от селения) и наделятькаждый двор равнокачественной землей. Поэтому общинному землевладению были органическиприсущи такие недостатки, как чересполосица, мелко — и узкополосица, дальноземелье.
В XIII-XIV в. крестьяне могли свободно переходитьот одного землевладельца к другому в течение всего года. В 1497г. Иван III в«Судебнике», первом со времен Киевской Руси общегосударственном сводезаконов, установил определенный срок такого перехода — осенний Юрьев день (26 ноябряпо старому стилю). В дальнейшем в течение XVI и особенно в начале XVII в. государствомпринимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле (вплоть до ихрозыска и принудительного возвращения).
Большой удельный вес в Московскомгосударстве занимало монастырское и церковное землевладение, с развитием центральнойвласти выделились дворцовые и государственные земли.
Дворцовые земли находились в феодальнойсобственности княжеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великогокнязя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственнуюказну. На дворцовых землях велось большое хозяйство. Так, в вотчинах царя АлексеяМихайловича было около 11 тыс. крестьянских тягловых дворов. Кроме того, к ним былоприписано большое число дворовых крестьян, выполнявших различные работы в царскихусадьбах.
Уже к середине XVI в. землевладение,землепользование и земельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсутствовалаясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных,монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширныеземли, присоединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить,кто какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставитьслужилым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.
Реформы землеустройства второй половины 16 века
В особо широких размерах практиковалась раздача поместий за службупри Иване IV (Грозном), впервые в российской истории принявшем титул царя 16 января 1547 г. и царствовавшем до 1584г.
По записи 1550г. служилые люди делилисьна три статьи с поместными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли (одначетверть равнялась примерно 0,55 га). Царским писцам, проводившим межевые действия,приходилось в этот период не только вновь отводить поместья, но и проверять отведенныеранее, чтобы изъять самовольно захваченные земли
Наведение порядка в использованииземель потребовало от государства проведения специальных землеустроительных работ,которые получили название «писцовые описания». Поскольку при этом осуществлялсяцелый комплекс землеустроительных работ по учету земель, установлению границ, оценкекачества земель, правовому оформлению земельных участков, указанные действия можноназвать «писцовыми межеваниями». Ведал ими Поместный приказ — специальноеучреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV (до середины60-х годов он именовался Поместной избой).
Через Поместный приказ предоставлялисьземли служилым людям в поместное владение. Он вел даточные (земельные) книги, вкоторых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Здесь же осуществляласьрегистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшейинстанции земельные споры. В архиве приказа сосредоточивались дела и документы писцовыхописаний.
Описания проводились писцовыми партиями(комиссиями), которые направлялись Поместным приказом из Москвы в отдельные городаи округа. Они состояли из старшего писца (дьяка) и его помощников (подьячих). Местныйвоевода выделял в распоряжение партии отряд стрельцов в количестве 5-15 человек.
В 1556г. был составлен «Писцовыйнаказ» с приложением «землемерных начертаний». В первой половинеXVI в. в России были проведены картографические работы: составлена первая карта,изображающая Московию, а также карта Московского государства с частью Сибири и Татарии.Чуть позже была написана первая русская «геометрия» (геодезия), имевшаяназвание: «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем,глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости,дебри».
Для того чтобы иметь достоверныесведения о всей земле, осуществлялись сплошные описания писцами государства в целом.Эти работы назывались валовыми описаниями или валовыми межеваниями; они были проведеныв XVII в. До этого времени были известны валовые писцовые описания 1592г.; по царскомууказу от 1597г. землевладения, записанные в писцовых книгах 1592 г., признавались бесспорными.
 Формирование земельного законодательства России в 16-17веках
В начале 17в. из-за неурядиц Смутноговремени произошли большие изменения в землепользованиях; многие земли незаконноприобретались и расхищались. В 1622г. был издан указ о сыске поместных окладов(земель), полученных в Смутное время, по которому были произведены описания большейчасти земель России; однако в 1626г. здание Поместного приказа сгорело со всемидокументами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начатывновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. — первый свод законов России, где межевание признавалось как самостоятельное юридическое действие.В этом документе были названы два основных вида межевания:
· спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами;
· спорное и бесспорное восстановление межевых знаков.
В Уложении устанавливались меры взысканияза порчу межевых знаков, за нарушение границ землевладения и незаконное пользованиеземлей, за неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялсяпорядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров, установления и восстановленияграниц.
Межевые работы, проведенные в Россиив соответствии с Соборным уложением 1649г., навели определенный порядок в землевладенияхи землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земельи не закрепили прав всех помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680по 1686 г., по наказам писцам 1680, 1683, 1684гг., было осуществлено новое валовоеписцовое описание земель России.
Межевание велось от уездных городов,постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались внатуре (на местности).
Для обозначения границ (меж) применялистолбы, деревья с тесаными гранями, рыли ямы, вырубали просеки, использовали такжемежники и границы живых урочищ.
Длина граничных линий выражаласьв саженях. Площадь пашни измерялась в десятинах во всех трех полях (имевшихся притрехпольной системе хозяйства) и пересчитывалась потом в четверти для раскладкипоземельного налога. При измерении больших лесов достаточно было определить длинуи ширину их в верстах и саженях.
Инструментами для измерения служилитрехаршинная сажень (2,13м) и мерная веревка.
Записи осуществлялись в писцовыхкнигах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изображенияна бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялосьтем, что в то время в России практически не было лиц, знакомых с правильными геометрическимиприемами и сложными землемерными инструментами.
Вместе с тем писцовые описания принеслибольшую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составленииписцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужиелеса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование),передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовалитакже правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель.
 Земельные преобразования Петра I
С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствованиеПетра I (1682 — 1725) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместногоналога разрушалась и служебная система Московского государства. С переходом приПетре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделятьпоместные оклады, заменив их денежным жалованием.
Указ «О единогласии» от23 марта 1714г. полностью ликвидировал различие между вотчинами и поместьями, объединивих под общим названием «недвижимая собственность» или «имение».К этому же времени относится ликвидация Поместного приказа и создание на его базеВотчинной коллегии. Этому учреждению передавались права производства межеваний поуказаниям Сената, правительства, частных лиц, а также все дела по оформлению недвижимогоимущества и операциям с ним.
В царствование Петра I появилисьусовершенствованные приемы межевой техники с применением астролябии и мерной цепивпервые использованы при размежевании земель в Ингерманландии — так называлась местностьмежду Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями).
Уменьшение объемов межевых работ,связанное с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков.В царском указе 1731г. отмечалось:«многие земли прежде были не межеваны, акоторые и были межеваны, тех межы и грани через многие прошедшие годы попортилисьи ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства.»
 Межевание во времена правления Елизаветы Петровны
Вновь возник вопрос о необходимостипроведения сплошного (валового) межевания, которое было начато в царствование ЕлизаветыПетровны (1741-1761). Только в мае 1754г. была утверждена «Инструкция межевщикам».При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена оттехнической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезистпроизводил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатовмежевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга имежевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты(астролябия и мерная цепь).
С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, занимающихся исключительноэтой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве ~губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторыи межевые партии
Основные задачи межевания заключалисьв следующем:
· произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение землей;
· осуществить «редукцию», то есть вернуть в пользу государстваземли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов(«примерные земли»).
Примерными землями государство моглораспоряжаться различными способами — отбирать в казну, оставлять у их владельцев,юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию перераспределяямежду несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российскойистории.
В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец мог оправдать документально.Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами,соединенными в одну округу. Ставилась цель — каждый должен владеть лишь той землей,которая принадлежит ему по праву.
Общее и чересполосное землевладениеуничтожалось принудительно даже при бесспорном владении землей. Этим обеспечивалосьсоздание компактных участков, находящихся у конкретного землевладельца.
Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определениеграниц имений и их закрепление на местности доверяли не Вотчинной коллегии, а служащемуисполнительной власти.
Межевщик делил, продавал остававшиесяза наделами примерные земли, при доносах об умышленной порче меж он сам проводилрозыск и без суда брал с виновных штраф по 100 руб. за каждый испорченный граничныйзнак. При сопротивлении межеванию он являлся в поместье (вотчину) с вооруженнойкомандой от ближайших полков и самовластно наказывал и штрафовал виновных. Заубийство межевщика была предусмотрена смертная казнь.
По проведенным работам межевщик давалВотчинной коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межеваниекак на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить землисверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельныеспоры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания.
Межевщики в то время в большинствесвоем не имели специального образования, необходимого запаса юридических знанийи опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая рассматриваланедостатки межевания по инструкции 1754г., «все владельцы стали быть подверженыво всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрениепосылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованныхв государственных делах, межевщиков, избирающихся из штаб — и обер-офицеров, состоящихболее из молодых людей».
По указанным причинам елизаветинскоемежевание 1754-1764гг. потерпело неудачу и не обеспечило решения поставленных задач.Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России обмежевали359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был связан также с практическиполным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем развитияобразования и культуры в то время.
Глава II: Экономическоеи политическое положение в России в 19-начале 20 века
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своегоразвития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистическогоразвития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страныкак Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем,который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпамиразвивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всейпромышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелойпромышленности Россия вошла в число первых стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течениеряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством.
Правительство верно оценило значение железных дорог для будущегоэкономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьемокраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии- с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическаяполитика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенныхпошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на путипроникновения в страну иностранный капиталов.
Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодуюотечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствоватьее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизмаконца 19 — начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия увереннозавоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, чтов ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства.Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированностимежду потребностями промышленности и сельского хозяйства.
Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономическогокризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной «депрессией»1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результатепрошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрациипромышленного производства. В 80 — 90 годы временные предпринимательские объединениязамещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть ит.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский,Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитойстраной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельныйвес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства — от мануфактурногодо патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережиткифеодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережитокбарщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизациюкрестьянского хозяйства.
Социально — классовая структура страны отражала характер и уровеньеё экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества(буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословныеделения — наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономикестраны 20 века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политическойжизни страны, так как она была полностью зависима от силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, былоглавной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,сближаясь с буржуазией. Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состоялоиз: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между нимивозникали противоречия.
Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек.Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедшихв город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводскойпролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия.
Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращениягосударственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.Закон гласил: ” Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный”.
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществляласьдвумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57%населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминациисо стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла теили иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычногонаселения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантовсоставляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта.Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаясяпоражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.
С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация(1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы,которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен былбыть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
 Реформа П.А. Столыпина
Целей у реформы было несколько:
· социально-политическая — создать в деревне прочную опору для самодержавияиз крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставивих ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революциив деревне;
· социально-экономическая — разрушить общину, насадить частные хозяйствав виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотитрастущая промышленность;
· экономическая — обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшуюиндустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрныйвопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.
Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом,при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталосьрешить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года,т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждениеего шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправкамипоступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего подате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своемусодержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитиюкапитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимыхи взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка,переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.
 Разрушение общины и развитие частной собственности
Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладениикрестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделялавыходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегиидля зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшиеиз общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли,«состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы изобщины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течениепоследних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно,если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года.Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточнымвыходцам.
Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности истабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землейи концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельныйразмер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемойкрестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита — ипотечного, мелиоративного,агрокультурного, землеустроительного — способствовало интенсификации рыночных отношенийв деревне.
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительствопринимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действиеэкономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппаратприводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов,а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе былонастроено против выдела из общины — по крайней мере в большинстве местностей. Обследованиенастроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губернияхкрестьяне отрицательно относились к выделу из общины.
В сложившейся обстановке для правительства единственным путемпроведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретныеспособы насилия были самые разнообразные — от запугивания сельских сходов до составленияфиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесенияпостановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, отприменения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылкипротивников выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев,или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35%общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделитьиз общины хотя бы большинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинскойреформы.
 Крестьянский банк
В 1906 — 1907 году указаниями царя часть государственных и удельныхземель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабленияземельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель споследующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операциипо увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительноудешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платилиему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составивза период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, еслидо 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы,то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
 Переселение крестьян
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселениикрестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены ужев законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительствудавалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения изотдельных местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным».Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство«открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянскоедвижение было особенно широким.
По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставленовсем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходыпо устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественныенужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться,составило 12% от общего числа переселенцев.
Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, заданный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитииСибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %.Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%.По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
 Кооперативное движение
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спроскрестьян на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитнаякооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладалиадминистративные формы регулирования отношений мелкого кредита.
Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредитаи ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займыкредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативноедвижение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственныйкапитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтовмелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ,обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количествотаких учреждений превысило 13 тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавалимолочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавкии даже крестьянские артельные молочные заводы.
 Агрокультурные мероприятия
Одним из главных препятствий на пути экономического прогрессадеревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинствапроизводителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказываласьширокомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленныеслужбы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочномупроизводству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства.
Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственногообразования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило2 тысячи человек, то в 1912 году — 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях- соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.
В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы Столыпинапривели к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойкив результате обезземеливания основной массы крестьян. Действительность показываетобратное — увеличение удельного веса «средних слоев» в крестьянском землепользовании.
 Результаты реформы
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства,увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственнойпродукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер.В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратитьего в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйствасоставил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаряувеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценахс 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привелак росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустриейсырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукцииувеличился за период реформы на 46%.
Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос впредвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшимпроизводителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения.Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей,а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в Россиисоставлял примерно 52 рубля в год, а в США — 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве былисравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлебас одной десятины, в США получали 68, во Франции — 89, а в Бельгии — 168 пудов. Экономическийрост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивностиручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономическиеусловия для перехода к новому этапу аграрных преобразований — к превращению сельскогохозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.
 Причины неудачи аграрной реформы
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервалистолыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны онабыла осложнена — и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периодаи не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевскомтеатре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены.Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввеститолько у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от «мира»зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половиныкулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах,которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре.Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть,поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина- главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства,недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организацияземлеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причинойбыло сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
Глава III: Формированиесистемы землепользования в условиях земельной реформы 90-х гг. XX века в РоссииК началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройстваи землепользования, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированиеми проектированием использования земель, организацией территории, осуществлениемкомплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.
Вместе с тем, в использовании земель, организации производстваи территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которыесдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы,которая началась в 1990 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, предусматривающаяее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное,научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлениюземельной реформы в РСФСР» стал первым законодательным актом, определявшимсроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов.
Для реализации новой земельной политики государства с использованиемэкономических методов был принят Закон РСФСР «О плате за землю» от 11октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частнуюсобственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачногохозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», в соответствиис которым было разрешено осуществлять куплю-продажу земли. В действующей КонституцииРФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственностьи на ее продажу.
В целях создания условий для развития предпринимательства населе в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлениюземельной реформы в РСФСР» Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а 4 сентября 1992 г. — постановление «О порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»,в соответствии с которыми была проведена перерегистрация всех сельскохозяйственныхпредприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества,ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью,сельскохозяйственные кооперативы.
Перечисленные законодательные акты, связанные с перераспределениеми использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительныхработ, включая:
· передачу земель в ведение сельской (поселковой) администрации;
· формирование земельных фондов специального назначения;
· отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяйства,под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительстваи т.д.;
· проведение землеустроительных работ на землях реформируемых сельскохозяйственныхпредприятий;
· выдачу документов на право собственности на землю; отвод земель прирасселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запасиз рядов Вооруженных Сил;
· межевание земель с установлением границ территорий с особым режимоми условиями использования (административно-территориальных образований, земель природоохранного,заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения идр.);
· создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах;
· установление обременении (сервитутов) в использовании земель правамитретьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и правтретьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков.
Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской(поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта(бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 «О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов» с цельюупорядочения, организации рационального использования и охраны земель в границахсельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатовна основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданыземли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7млн га сельскохозяйственных угодий.
В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР «О земельнойреформе» проведено также формирование специального земельного фонда для последующегоперераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формированиеэтого фонда шло по административным районам из; земель, используемых не по целевому;назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенныхв менее ценные угодья.
С 1990г. бурными темпами началось образование крестьянских (фермерских)хозяйств, а с 1992 г. — фактический передел земель колхозов и совхозов.
В 1990 г. в России имелось 900 крестьянских хозяйств, 12,5 тыс.колхозов и 12,9 тыс. совхозов; доля последних в производстве продукции сельскогохозяйства (без учета приусадебных хозяйств) превышала 95%. За 1992 — 1993гг. было преобразовано более 11 тыс. колхозов и совхозов, на базе которых создано800 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 3800 акционерных обществ, 1100сельскохозяйственных кооперативов, более 6000 хозяйств других форм. Организованотакже более 20 тыс. животноводческих коллективов и малых сельскохозяйственных кооперативов,более 100 тыс. крестьянских хозяйств.
В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрациии установлении статуса новых хозяйств осуществлялись новые виды землеустроительныхработ по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании сельскохозяйственныхпредприятий, с установлением площадей и местоположения земельных массивов:
· подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственностьбесплатно;
· остающихся в государственной собственности;
· рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующеговыкупа) членам коллективов, выходящим из предприятий с целью создания крестьянскиххозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, объединяющимся в кооперативы,товарищества, акционерные общества;
· для передачи или продажи другим гражданам и юридическим лицам.
При разграничении земель (на основании Рекомендаций по проведениюземлеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом27 февраля 1992 г.) составлялись проекты землеустройства (перераспределения земель)реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливаласьсреднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, котораядифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственныхугодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.
Эта норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участковв собственность граждан», в соответствии с которым вся площадь сельскохозяйственныхугодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель,передаваемых в ведение местной администрации, делилась на суммарную численностьлиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельскомхозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в собственностьгражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиями акционерным обществам, включались в фонд перераспределения земель района, границыкоторого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фондана начало 1994 г. составила 66 млн га, в том числе 13,3 млн га сельскохозяйственныхугодий.
Земли фонда перераспределения использовались для последующейпередачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду гражданами юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективногосадоводства и огородничества и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
В 1991-1994гг. было передано гражданам для ведения садоводства,огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачногостроительства, крестьянского (фермерского) хозяйства 15,5 млн га. В результате к1 января 1995 г. в собственности, владении и пользовании граждан России находилось19,8 млн га земель, в том числе для ведения:
· садоводства и огородничества — I,8 млн га (22,4 млн семей);
· личного подсобного хозяйства — 5,7 млн га (16,5 млн семей);
· индивидуального жилищного строительства — 0,5 млн га (5 млн семей);
· дачного строительства — 0,02 млн га (0,1 млн семей).
· На 1 января 1995 г. в России функционировало 278,1 тыс. крестьянских(фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн га.
В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих испециалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальнойсферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, находящихся в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказанияпомощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли былоразработано 2150 землеустроительных проектов.
В 1994 г. документы, удостоверяющие право на землю, были выданы11,7 млн граждан, из них 6 млн — собственникам земельных долей. В целом документы,удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий,78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 %владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачныхи гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельныхдолей.
В 1993 г. землеустроительной службой России была также проведенаинвентаризация земель части населенных пунктов, уточнены границы 230 городов и поселковгородского типа. Более чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев,в том числе переселяющихся из районов Крайнего Севера, получили земельные участкидля индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1994г.более 17 тыс. хозяйств получили земельно-кадастровые карты, а проведенная по 470административным районам инвентаризация земель позволила выявить дополнительно 1,5млн га, пригодных для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйстваи для других целей.
На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке ина Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, изкоторых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.
Вместе с тем, поскольку процесс перераспределения земель проходилускоренными темпами, без должного учета требований землеустроительного проектирования,повсеместно нарушались устойчивость землепользования, сложившаяся организация территории,деформировались специализация и экономика хозяйств, не осуществлялись мелиоративные,природоохранные и противоэрозионные мероприятия. К началу земельной реформы в Россиипрактически по каждому сельскохозяйственному предприятию были разработаны проектывнутрихозяйственного землеустройства, имелись научно обоснованные системы веденияхозяйства и земледелия. По большинству административных районов были разработанысхемы землеустройства, а в областях, краях и республиках — схемы использования иохраны земель, противоэрозионных мероприятий. В результате массового перераспределенияземель и реорганизации предприятии имеющиеся схемы и проекты землеустройства былинарушены; они нуждаются, как минимум, в существенной корректировке, а в большинствеслучаев в полной переработке. Комплекс землеустроительных проектных работ приходитсяначинать заново с учетом изменившихся условий и требований.
Для осуществления земельной реформы, организации землеустройстваи перераспределения земель вместо Главного управления землепользования и землеустройстваМинистерства сельского хозяйства СССР, которое ранее руководило землеустроительнымиработами, в Российской Федерации в 1991 г. был создан специальный государственный орган Роскомзем (Госкомзем).
В первые годы земельной реформы в Российской Федерации (1991-1992)численность работников земельной службы системы Роскомзема увеличилась на 20 % идостигла 19 785 (включая работников гипроземов). Были созданы районные и городскиекомитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельнойреформы и организовывали работы по перераспределению земель. Однако руководствои состав указанных комитетов большей частью формировались не из числа специалистов-землеустроителей,а из работников бывших советских и партийных органов, технологов производства (агрономов,экономистов и т.д.), других администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющихземлеустроительное образование, в составе комитетов была всего 7482 человека (37,8%). В Московской области из 862 человек, работающих в системе землеустройства, 435(50,5 %) имели специальное землеустроительное образование, а в городском комитетеМосквы — из 277 только 86 (31,0%).
Итак, земельная реформа вновь поставила на повестку дня вопрособ увеличении подготовки инженеров землеустроительного профиля и совершенствованииземлеустроительного образования.
Согласно «Комплексной программе подготовки, переподготовкии повышения квалификации специалистов Госкомзема и других ведомств, организацийи учреждений на перспективу до 2005 г.» численность работников землеустроительнойслужбы страны должна увеличиться к 2005 г. с 19 785 до 38 990, в том числе имеющих землеустроительное образование и охваченных различными формами переподготовкии повышения квалификации — с 7482 до 28 798.
По Московскому региону (Москва и Московская область) общую численностьработающих намечается повысить с 1139 до 1467 (на 28,8%), а число лиц с землеустроительнымобразованием увеличить в 2 раза-с 521 до 1085.
Уже к середине 1991 г. землеустроительные специальности стали не только остродефицитными, но и востребованными в полной мере. Для подготовкиземлеустроительных кадров был мобилизован весь научно-педагогический состав Московскогоинститута инженеров землеустройства. Опыт и знания профессорско-преподавательскогосостава института были нужны также для формирования идеологии земельной реформы,подготовки земельного законодательства, подготовки специалистов современного профиля.
Государство сделало ставку на дальнейшее развитие высшей землеустроительнойшколы и ее главного звена — Московского института инженеров землеустройства. Былопринято решение придать высшему землеустроительному образованию университетскуюнаправленность и фундаментальность и принять меры по дальнейшему развитию МИ ИЗкак Всероссийского учебно-методического, научного и культурного центра подготовкикадров для осуществления земельных преобразований.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР«О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР»(1991) и приказом № 193 от 24 марта 1992г. по Министерству сельского хозяйства РоссийскойФедерации на базе Московского института инженеров землеустройства был создан Государственныйуниверситет по землеустройству (ГУЗ), подготавливающий специалистов по земельномуправу, землеустройству, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировкесельских населенных мест.
Ключевым в области земельной политики стал Указ Президента РФот 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрнойреформы в России».
В соответствии с этим документом земельные участки и все, чтопрочно с ними связано (инженерные сооружения, мелиоративные сети, многолетние насаждения,строения и другие объекты), отнесены к недвижимости. Совершение сделок с земельнымиучастками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного,природоохранного, иного специального законодательства и рассматриваемого указа.
Было определено также, что граждане и юридические лица — собственникиземельных участков — имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдаватьв залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его частьв качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.
Гражданам и юридическим лицам дано право образовывать общую совместнуюили общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих имземельных участков или долей (паев).
В целях установления и защиты прав на земельные участки и прочносвязанную с ними недвижимость, создания эффективной системы платежей за землю, осуществлениягосударственного регулирования операций с землей и недвижимым имуществом 11 декабря1993г. Президентом РФ был издан Указ № 2130 о государственном земельном кадастреи регистрации документов о правах на недвижимость. В частности, была установленаединая система государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документово правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на всей территорииРоссии.
Заключение
Земельные реформы всегда регулируются государством и осуществляютсяпод его контролем. Они представляют собой концентрированное выражение земельнойполитики государства и обеспечиваются соответствующими правовыми, экономическими,техническими, организационными мерами.
Коренное преобразование земельных отношений — центральное звенолюбой земельной реформы. Такие реформы имеют долгосрочные последствия и существенновлияют на уровень благосостояния народа. Поэтому, прежде чем начинать земельнуюреформу, необходимо глубоко изучить опыт различных государств на различных историческихэтапах их развития, с тем чтобы выявить соответствующие закономерности и учестьвозможные последствия. Особенно это важно для России, где большая земельная территория,сложные природные условия сочетаются с разнообразием национальных традиций и социально-экономическихфакторов земельного строя.
Анализ результатов земельных реформ в других странах может внестисущественные коррективы в характер аграрных преобразований, определить перспективныеформы землевладения и землепользование, организации сельскохозяйственного производства,положительные и отрицательные стороны реформирования земельных отношений.
Список литературы
1. Федеральные законы:
О земельной реформе
Земельный кодекс Российской Федерации
О плате за землю
О крестьянском (фермерском) хозяйстве
О праве граждан Российской Федерациина получение в частную собственность и на продажу земельных участков для веденияличного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищногостроительства
О государственном земельном кадастре
О землеустройстве и другие.
2. Указы Президента Российской Федерации:
О государственном земельном кадастреи регистрации документов о правах на недвижимость
Об усилении государственного контроляза использованием и охраной земель при проведении земельной реформы
О продаже земельных участков гражданами юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятийи другие.
3. Федеральные целевые программы:
«Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002годы»
«Создание автоматизированной системы ведения государственногоземельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)»
4. Верт «История советского государства»Москва «Прогресс» 1992 г.
5. И.Д. Ковальченко «Столыпинскаяаграрная реформа»; «История СССР» Москва 1992 г.
6. И.В. Островский «П.А. Столыпини его время» Новосибирск 1992 г.
7.М. Румянцев «Столыпинская аграрнаяреформа: предпосылки, задачи
и итоги» Москва 1990 г.
8. БобылевС.И. Экономика природопользования. М., 1998.
9. Леппке О. Проблемные аспекты формирования платного землепользованияв современных условиях. // Международный сельскохозяйственный журнал, 2001, №1.
10. Волков С.И. Землеустройство. Т.1,2,3,4,5.М.: Колос, 2001.
11. От землемерной школы до университета.Очерки истории ГУЗ 1779-1999 г. г. под ред. Проф. С.Н. Волкова — М.: Колос, 1999г.
12. Добрынин В. Экономика и частная собственностьна землю