ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа по дисциплине Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Тема История создания рынка ценных бумаг В Российской Империи. Преподаватель Жуков Е.Ф. Факультет Финансово-кредитный. Специальность Банковское дело. Курс V Группа Личное дело
Студент МОСКВА. 2001г. План стр. Введение. 1. Эволюция первых ценных бумаг Российской Империи облигаций государственных займов. 2. Развитие рынка ценных бумаг после отмены крепостного права. 3. История бирж. 14 Заключение. 18 Список литературы. 19 Ведение. Формирование рынка ценных бумаг в нашей стране сопровождалось возрождением многих его инструментов,
существовавших в Российской Империи до 1917 года. Всероссийский рынок товаров и капиталов, функционировавший в Российской Империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и, конечно, с политико-экономическим и финансовым положением России.
Его наиболее развитыми организационными структурами были товарные биржи, включавшие фондовые и валютные подразделения, густая сеть разнообразных типов кредитных учреждений, а также, знаменитые на весь мир ярмарки. Рынок ценных бумаг аккумулировал денежные накопления российских промышленников, купцов, банков, государства, обычных граждан и направлял эти вложения в производственную строительство железных дорог, предприятий в сфере добывающих и перерабатывающих отраслей, отраслей машиностроения и торговли и непроизводственную
например, финансирование обороны сферы. История рынка ценных бумаг тесно переплетается с историей бирж, где совершались операции с акциями, облигациями и иностранной валютой, и развитием кредитной системы. На биржах Российской Империи совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объму внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения страны. Иными словами, часть рынка ценных бумаг функционировала за пределами зданий бирж и существовала благодаря деятельности банков, так как сам факт рождения каждого коммерческого банка был связан с его основополагающей операцией эмиссией и размещением собственных акций на рынке ценных бумаг. Банковские акции пользовались устойчивым спросом со стороны владельцев свободных капиталов и быстро находили покупателей. Сейчас, создавая рыночные модели, мы вс чаще обращаемся к западному опыту.
Конечно, Запад во многом преуспел. Но ведь и в Государстве Российском экономическая мысль и коммерческая практика в разные периоды, особенно во второй половине XIX начале XX веков, давали много прогрессивного и полезного. I. Эволюция первых ценных бумаг Российской Империи облигаций государственного займа. Развитие рынка ценных бумаг имеет интересную историю, которая корнями уходит в глубь
XVIII века. Это, прежде всего, история облигаций государственных займов. Появление облигаций в Российской Империи явилось определнным этапом в развитии финансовой, денежной и кредитной системе страны и всей е экономической жизни. В отличие от многих других стран, в нашем отечестве долговые обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг. До отмены крепостного права в 1861 году в
Российской Империи были слабо развиты рыночные отношения. В сельском хозяйстве преобладали натуральные отношения. Продукты, производимые крепостными крестьянами, предназначались в основном для потребления в рамках данного помещичьего хозяйства. Лишь оставшаяся их часть поступала в продажу, формируя предложение на российском товарном рынке. Промышленность в виде казнных и малочисленных частных мануфактур и появившихся в XVIII веке ремесленных производств играла ещ меньшую роль в экономике страны и формировании всероссийского рынка товаров. Кроме того, на них использовался не намный труд вольных работников, а труд людей, находящихся в крепостной зависимости от помещика. Низкая производительность такого труда тормозила быстрое развитие мануфактур. Медленное развитие рынков товаров и труда сдерживало становление рынка капиталов. Государство было заинтересовано в сохранении крепостничества.
Поэтому, оно сознательно ограничивало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность и переход к многоукладной экономике, основанной на разнообразных формах собственности. В XVIII веке и первой половине XIX века медленное развитие сельского хозяйства и промышленности, всероссийского рынка товаров, кредитной системы являлось главной причиной дефицита капиталов у купечества и большинства городских ремесленников. Таким образом, процесс первоначального накопления капитала развивался в крепостной
России очень медленно. Поэтому, экономика не могла обеспечить доходами бюджет государства. А так как Россия в то время участвовала в многочисленных войнах, то ей требовались колоссальные затраты на содержание и вооружение армии. В итоге, вс это привело к хроническому дефициту бюджета государства. До второй половины XVIII столетия финансовыми ресурсами для Российского правительства служили в основном реквизиции или принудительные займы так как не было свободных
капиталов у монастырей и частных лиц. Российское правительство Петра I, затем Елизаветы Петровны и отчасти Екатерины II предпринимало попытки получить внешние займы. Но они были безуспешны из-за неустойчивости международной политической жизни XVIII века. Кроме того, в правящих кругах и разных сословиях росло понимание недостатков денежной системы, основанной исключительно на монетном обращении. Вследствие этого, одной из форм покрытия дефицита государственного бюджета стала необходимость выпуска бумажных денег, переход к которым стал возможным благодаря постепенному развитию товарно-денежных отношений, кредитных учреждений и созданию соответствующей технической базы для их изготовления. В соответствии с манифестом от 29 декабря 1768 года были выпущены первые в Росси бумажные денежные знаки ассигнации. Их выпуску способствовала нехватка средств обращения, обусловленная
оживившимся торговым оборотом. По этим причинам ассигнации пользовались сначала крупным успехом. Правительство Екатерины II стало использовать эмиссию ассигнаций в фискальных целях для покрытия экстренных расходов, связанных с войнами, и вскоре это привело к развитию инфляционных процессов. В 1769 году благодаря успешным внешнеполитическим шагам Екатерине II удалось получить первый в истории России внешний заем.
За ним последовали новые займы, в основном пятипроцентные. По ряду причин правительство Екатерины II не имело возможности самостоятельно выпустить облигации и успешно их разместить среди иностранных покупателей ценных бумаг. Поэтому все соглашения о займах заключались через посредников главным образом через голландских банкиров, прежде всего благодаря помощи голландской банкирской фирмы
Гопе и Ко. К концу правления Екатерины II общий государственный долг составил около 215 млн.руб. Государственный кредит был организован в трх формах в виде выпуска бумажных денег более 166 млн.руб. получения внешних долгосрочных займов 62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб. заимствования казначейством кредитных ресурсов у казнных банков более 7 млн.руб Появление и развитие каждой из этих Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С. 26. форм стало возможным благодаря совершенствованию финансовой, кредитной и денежной систем страны. Однако из-за хронического дефицита капиталов правительство не могло использовать размещение облигаций внутренних займов. Правительство Павла I вместо возвращения старых долгов занялось поиском путей получения новых кредитов, опять прибегая к услугам печатного станка.
В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно, а с ней усилился и инфляционный процесс, который обесценивал денежные накопления имущих слов. Это делало невыгодным предоставление кредитов, что вызвало свртывание кредитных отношений. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли и кредита. В этих условиях правительство решило принять определнные шаги с целью стабилизации денежного
обращения. Поэтому, в 1809 году известным государственным деятелем М.М.Сперанским при содействии профессора Н.С.Мордвинова был подготовлен специальный План финансов . По этому плану предполагалось целесообразным выпустить долговые процентные обязательства облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Манифестом от 2 февраля 1810 года все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства,
обеспеченным всем богатством Российской Империи. Манифестом от 27 мая 1810 года было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям. Облигации выпускались достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный доход по займу был определн в размере 6 годовых. Однако этот первый в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный займ был реализован всего лишь на 3,2 млн.рублей. Причиной этому опять же был дефицит свободных денежных капиталов долгосрочного характера и недоверие имущих слов населения к облигациям. Поэтому, в это время получил развитие особый вид государственного кредита, который заключался в постоянных заимствованиях правительством из казнных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
В 1812-1815 г.г. возросли расходы Российского государства, связанные с Отечественной войной. В 1812 году, наряду с эмиссией бумажных денег, Российское правительство разрешило Министерству финансов выпускать краткосрочные облигации Государственного казначейства на сумму 6-10 млн.рублей. Они подлежали погашению ассигнациями по истечении 1-го года и приносили 6 годового дохода.
Но так как зам опять имел принудительные черты, он не стал популярным. В 1815 году правительство приступило к упорядочению внешнего голландского долга. Весь этот долг был отсрочен. Затем Императорское Российское правительство начало общее преобразование в соответствии с новым Планом финансов 1818г Его цель была добиться консолидации текущего долга Государственного казначейства по выпущенным ассигнациям.
Начиная с 1818 года, владельцам свободных капиталов было предоставлено право отдать в долг государству деньги, т.е. ассигнации, из расчта 6 годовых позднее 5. Определнный срок погашения данного кредита не устанавливался. Кроме того, была произведена эмиссия облигаций долгосрочных займов на номинальную сумму в 100 млн. ассигнационных рублей. Но из-за стесннного состояния рынка капиталов эти займы не дали желаемого результата. По-прежнему дефициты покрывались заимствованиями кредитных ресурсов из казнных банков и выпуском ассигнаций. В 1820-1822 г.г. Россия получила два внешних кредита. В конце 20-ых годов XIX века Министерство финансов приложило максимум энергии для усиления сбора налогов с целью увеличения доходов бюджета государства. В 1831 году был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного казначейства. Их номинал составлял 250 ассигнационных рублей.
В обращение они поступали крупными партиями сериями, поэтому стали полуофициально называться сериями . Билеты давали право на получение дохода из расчта 4,32 годовых. Срок погашения наступал через 4 года. Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов будет являться временным среднесрочным ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим.
Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера. В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года Об устройстве денежной системы . Цель этой реформы была введение новых принципов организа-
Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С. 37. ции денежной системы и устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке . Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой
и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства. В связи с этим, манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращн. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков государственные кредитные билеты. Денежная реформа явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране. Казнная банковская система получила возможность увеличивать свои ресурсы с помощью эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом.
Она была обязана предоставлять этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству и помещикам под залог недвижимости. Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях. В этот год Российское правительство приступило к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Ресурсами для финансирования этого строительства стали средства казначейства
и пять внешних кредитов. Эти расходы усилили дефицит бюджета государства. За 1844-1851г.г. он превысил 360 млн.рублей. Продолжавшаяся огромная эмиссия кредитных билетов вызвала падение их курса. В России начался длительный период инфляционного бумажно-денежного обращения. К концу царствования Николая I к 01.01.1855г. государственный долг Российской Империи складывался из внешних и внутренних облигационных займов в сумме 330 млн.рублей и
заимствований кредитных ресурсов из казнных банков в объме 437 млн.рублей, выпущенных билетов Государственного казначейства на сумму Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С. 51,53. 75 млн.рублей. Величина процентного долга достигла 842 млн.рублей. Это в 4 раза превышало его величину к концу царствования Александра I. Беспроцентный государственный долг по выпущенным кредитным билетам составил 356 млн.рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил 1198 млн.рублей серебром. Таким образом, почти за столетний период с 60-ых годов XVIII века до середины 50-ых годов XIX века государственный кредит проделал значительную эволюцию. За этот период задолженность государства росла высокими темпами, но
Российское правительство принимало меры по совершенствованию организации государственного кредита. Постепенно государство стало использовать более сложные, чем принудительные, добровольные формы кредита. Это были внешние и внутренние займы в виде размещения процентных долговых ценных бумаг. Государство убедилось, что возможности получения принудительных беспроцентных кредитов небезграничны и чреваты для престижа правительства и устойчивости денежного обращения.
Поэтому, в первой половине XIX века оно сознательно изменило соотношение между процентным и беспроцентным государственным долгом. Удельный вес платных кредитов за этот период возрос более, чем в 3 раза. Рынок капиталов медленно, но постепенно, развивался. И капиталы стали вкладываться в ценные бумаги, выпускаемые правительством, а к середине 50-ых годов XIX века в первые государственные займы производительного характера, которые стали предвестниками крупных
железнодорожных займов второй половины XIX века. Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С.53. II. Развитие рынка ценных бумаг после отмены крепостного права. В 1861 году Российская Империя сделала серьзный шаг. Манифестом Императора Александра II было отменено крепостное право.
Так как крестьяне получили личную свободу, то получил развитие намный труд. Наряду с отменой крепостного права Российское правительство сняло ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В стране начался процесс создания акционерных предприятий в различных отраслях экономики. Постепенно стала формироваться многоукладная экономика, стали развиваться рыночные отношения. Раньше на рынке ценных бумаг было почти исключительное господство государственных облигаций и небольшое количество негосударственных ценных бумаг акций страховых обществ. Но с развитием рыночных отношений в экономике Российской Империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе и рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Уровень предполагаемых доходов по ним был выше, чем проценты по вкладам, которые выплачивали казнные
банки. Кроме того, многие иностранные предприниматели хотели вкладывать капиталы в экономику России, причм в конкретные доходные акционерные общества. Вс это приводило к отливу вкладов из казнных банков. В итоге, прежний дореформенный рынок капиталов феодального типа прекратил сво существование. Он сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нм определило рыночную цену использования
денежных капиталов. Это вызвало необходимость изменения организации государственного кредита, то есть организации его по законам рынка, с учтом состояния и структуры спроса на денежные капиталы и их предложения. Так появились выигрышные займы, заключнные впервые в истории государственного кредита Российской Империи. В ноябре 1864 года был выпущен первый выигрышный заем. Его предполагалось разместить на сумму 100 млн.рублей кредитными билетами сроком на 60 лет.
Полностью облигации этого займа назывались Билеты Внутреннего 5-ного с выигрышами займа . Очень быстро эти ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита. Усиленное внимание публики к облигациям выигрышных займов вызвало ослабление спроса на ранее выпущенные государственные ценные бумаги и снижение их биржевого курса. Получилось так, что конкуренция была между ценными бумагами одного и того же эмитента государства. А это не отвечало его интересам, как замщика. Поэтому до 1917 года государство больше не прибегало к подобному виду займов. Следующим новшеством в сфере внешнего, а отчасти и внутреннего, государственного долга стали так называемые золотые займы , облигации которых выпускались в конце XIX века. Эти долговые обязательства предназначались для рынков капиталов во Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии, Дании,
США, Канады и частично для рынков Российской Империи. Эмиссия этих ценных бумаг преследовала две цели. Часть их использовалась для конверсии замены ранее выпущенных облигаций внешних займов. Другую часть новых облигаций предполагалось использовать для покрытия дефицита бюджета, получения иностранной валюты, разменной на золото, то есть для увеличения золотого запаса государства. Его накопление требовалось Российскому правительству для проведения денежной реформы.
Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объмы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и наджного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того, чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские
займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов. Таким образом, золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее
Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6-ной непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн.рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту
. Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты путм их покупки на бирже или путм конверсионных операций. В свою очередь, располагая услугами биржи, каждый владелец ренты считал, что он как кредитор являлся бессрочным , то есть в любой момент мог получить обратно вложенный капитал.
Таким образом, в рентной форме займов нашли оптимальный вариант для своих отношений кредиторы обладатели свободных капиталов и замщик государство. Кроме того, в этот период продолжалась эмиссия кредитных билетов и выпуск обычных облигаций 4-ных внутренних займов. Результатом мер, проведнных в период подготовки к денежной реформе 1895-1897г.г явилось улучшение финансового положения России, но в целом государственный бюджет оставался дефицитным. После завершения реформы у Российского правительства и Министерства финансов отпала необходимость в золотых займах. Основой денежной системы Российской Империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Это вызвало ещ больший прилив иностранного капитала. Зарубежные инвесторы получили возможность извлекать прибыль на вложенный капитал в устойчивой валюте
конвертируемом российском рубле. Со второй половины 1898 года, вследствие войн США с Испанией, в Южной Африке, событиями на Дальнем Востоке, положение денежных рынков Западной Европы изменилось к худшему. Положение на рынке капиталов стало кризисным. Рыночные курсы валют российских ценных бумаг начали падать. В самой России денежный кризис, начавшийся летом 1899 года, также повлиял на падение курса многих ценных
бумаг. Вслед за ним разразился кризис промышленный. За три года кризиса закрылось до 3-х тысяч предприятий. В такой нестабильной экономической ситуации Россия не могла прибегнуть к долгосрочным займам. Поэтому правительство вернулось к практике осуществления Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского .
Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С.109.С.117. срочно погашаемых займов. Начиная с 1904 года, такие займы выпускались почти ежегодно. В начале 10-ых годов XX века состояние экономики Российской Империи начало улучшаться. Накопление капиталов, их новый приток из-за рубежа способствовали восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита финансовых средств, необходимых для экономического
развития страны. Российское правительство получило возможность произвести погашение части государственного долга. С России в Мировую войну, правительство было вынуждено неоднократно прибегать к внутренним займам для финансирования военных расходов. В 1915 году государственный заем официально был назван Государственный 512 -ный военный краткосрочный заем 1915 года . Усилился выпуск кредитных билетов не обеспеченных золотом. В России начал развиваться инфляционный процесс и исчезновение из обращения золотых, серебряных и медных монет. Билеты Государственного казначейства, купоны к облигациям государственных займов, свидетельства государственной ренты стали применяться в качестве платжного средства. 30 марта 1917 года Временное правительство опубликовало постановление о выпуске Внутреннего государственного займа. Впервые в истории государственного кредита название займа исходило
не из его финансовых особенностей, а политических целей. Он назывался Заем свободы. 1917 год . Кроме того, Временное правительство усиленно использовало налоги, эмиссию бумажных денег и займы за границей. В целом, экономическая ситуация в стране за этот период не улучшилась, огромная инфляция продолжалась. Поэтому внимание специалистов обратилось к проверенному практикой средству выигрышным займам.
Но на этот раз, чтобы избежать конкуренции с другими государственными ценными бумагами, это облигации предполагалось гасить только выигрышами, без специальных тиражей погашения. После Октябрьской революции и проведения всеобщей национализации средств производства Советским правительством было издано постановление Об аннулировании государственных займов , в соответствии с которым все государственные займы аннулировались
с 1.12.1919 года, в том числе и иностранные. III. История бирж. Развитие капитализма, особенно создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России, привело к широкому выпуску акций. Рынок ценных бумаг расширился не только за счт государственных облигаций, но и за счт движения акций. Это вызвало необходимость создать соответствующие организационные механизмы для его функционирования. Так как в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место, то при организации рынка ценных бумаг был широко использован зарубежный опыт. Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и Центральный государственный банк России. Оборот акций происходил через три фондовые биржи Санкт-Петербурга, Москвы и Гельсингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций производилась главным образом через Государственный банк. При этом коммерческие банки и другие кредитные институты
выполняли роль посредников. Покупателями акций и государственных облигаций были российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты банки, страховые компании, состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. До конца XIX века в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами.
В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи Санкт-Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Санкт-Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие. Первоначально, как и в других странах, развитие операций с ценными
бумагами на Санкт-Петербургской товарной бирже было связано с возникновением и ростом государственного долга. В 30-ых годах XIX века на ней впервые появились акции акционерных обществ. Дальнейшее расширение данной группы операций происходило в зависимости от роста государственного долга в облигационной форме и числа акционерных предприятий. На провинциальных биржах операции с акциями и облигациями появились в небольших объмах значительно позже. После отмены крепостного права, в связи с быстрым увеличением числа акционерных обществ, прежде всего железнодорожных предприятий и акционерных банков, расширением выпусков облигаций государственных займов, роль существовавших в стране бирж существенно возросла. На них начала более активно развиваться торговля ценными бумагами. В конце 60-х годов на Санкт-Петербургской бирже отмечалась настоящая биржевая горячка.
Рост курса акций стал питательной почвой для развития биржевой спекуляции. На некоторых других биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально ни них осуществлялись лишь подписка на новые выпуски частных ценных бумаг, покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих банков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же паями и акциями на срок могла вестись лишь нелегально.
Сделки на срок не охранялись законом, а это делало их рискованными. В результате всего этого, биржи лишались одной из своих важнейших операций, и в итоге страдала котировка ценных бумаг. Поэтому в марте 1883 года были утверждены первые Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций на бирже, которые охватывали исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 года.
Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности, торговли ценными бумагами. Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно правилами каждой биржи. К 1892 году на Санкт-Петербургской бирже котировались уже акции 32-ух акционерных обществ и облигации 5-ти компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, группы акционеров или банка. Акции вновь образовавшихся компаний допускались к котировке в 1890-ых г.г. только при наличии подтверждения сбора всей суммы капитала. Кроме того, существовало ограничение допуска к котировке акций тех акционерных обществ, капитал которых был менее 500 тыс.руб. В 1893-1899 г.г. Санкт-Петербургская биржа впервые начала использоваться в качестве важного механизма, обеспечивавшего финансирование промышленности. Благодаря посредничеству биржи отечественные и иностранные капиталы устремились в дивидендные бумаги
акции акционерных обществ и, прежде всего, промышленных Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки . Москва. ЮНИТИ. 1995г. С.173. предприятий. Конверсия облигаций государственных займов и начавшееся промышленное оживление привели к развитию биржевой спекуляции 1894-1895г.г. На Санкт-Петербургской бирже был отмечен ажиотаж, небывалый с 60-х годов.
Только за один 1899 год на бирже появились акции новых 36-ти акционерных обществ с капиталом в 91,8 млн.руб. Рыночная цена акций заводов возросла в несколько раз. Акции коммерческих банков, которые меньше подвергались биржевой спекуляции, поднялись в цене на 50-70 и даже на 100. Так как из 100 членов биржи только 8 представляли операции с ценными бумагами, назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания
Фондового отдела. Для этого 10 января 1901г. были утверждены подробные Правила для фондового отдела Петербургской биржи , а также Инструкция котировальной комиссии и Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи . Благодаря созданию отдела ограничился круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операциями, упрочилось положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских
домов, улучшился состав маклеров. Они стали являться действительными членами фондового отдела. Кроме того, правилами был установлен порядок введения акций в котировку. Теперь для этого требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров. В ноябре 1907 года биржевое законодательство было дополнено новыми Правилами для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Петербургской бирже . Эти правила касались только операций с акциями. Часть II этих правил, которая называлась Фонды и акции , определила такие важные положения, как место и порядок совершения сделок, правила срочных сделок, порядок сдачи ценных бумаг, именных бумаг, временных свидетельств, последствия неисполнения сделок, разбирательство споров т.д. Продолжавшаяся биржевая спекуляция расширяла количество сделок с ценными бумагами.
Это в целом содействовало выражению их рыночных цен. Благодаря спекуляции динамика биржевых курсов акций и облигаций более точно отражала состояние рынка капиталов страны, хозяйственное и финансовое положение эмитента Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С.607 Жуков
Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки . Москва. ЮНИТИ. 1995г. С.174 той или иной ценной бумаги. Вялая или активная биржа свидетельствовала о спаде или, наоборот, подъме в экономике России. Таким образом, биржа более объективно выполняла роль барометра экономической жизни страны. В результате улучшения организации биржи, значительного накопления отечественных капиталов, Санкт-Петербургская биржа играла важную роль в размещении акций во время промышленного подъма 1909-1913г.
г. Благодаря посреднической роли биржи за шесть предвоенных лет все акционерные капиталы в стране возросли с 2,6 млрд. до 4,7 млрд.руб. Из этого прироста около двух третей акций осело внутри Российской Империи. На Московской фондовой бирже происходили обороты с большинством ценных бумаг, находящихся на Санкт-Петербургской бирже. Но число допущенных к котировке акций промышленных предприятий было ограничено, так как Московский биржевой комитет отличался большой разборчивостью при допущении к котировке на бирже новых промышленных ценностей. Особенно большое значение имела Московская биржа для акций железных дорог и земельных банков, для государственных ценных бумаг с определнной доходностью. При реализации государственных займов большая часть приходилась на Московскую биржу. В июле 1914г. крупные российские биржи прекратили операции. Это сделало невозможным нормальное в капиталистических условиях образование цен на процентные и дивидендные
бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными. Фондовый отдел Петроградской биржи был официально открыт 24 января 1917 года. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг.
27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта окончательно. После Октябрьской революции декретом СНК РСФРС от 23 декабря 1917 года все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были запрещены. Были аннулированы облигации государственных займов. Акции и облигации промышленных, транспортных и других компаний утратили юридическую силу. Ценные бумаги и их рынок прекратили существование.
Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк . 1992г. С.617 Заключение. Рынок ценных бумаг Российской Империи проделал значительную эволюцию. Конечно, по уровню развития, масштабам и глубине операций он отставал от рынков ценных бумаг западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США.
Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Так в годы промышленного подъма 1909-1913г.г. Санкт-Петербургская биржа превратилась в место торговли главным образом дивидендными бумагами акциями. Что касается остальных бирж Российской Империи, где совершались операции с ценными бумагами, то они имели ограниченное значение. Так отличительной чертой Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской бирж было размещение акций местных предприятий например, Киевская биржа служила посредником в размещении акций сахарных предприятий. Кроме того, в отличие от опыта западноевропейских бирж, российские биржи выполняли весьма своеобразную функцию, обусловленную отсутствием в стране торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшимся с 1906 года съездам биржевой торговли и сельского хозяйства биржи получали
возможность выявлять коммерческие интересы и нужды отечественных предпринимателей в сфере торговли и промышленности. Через свой постоянно действовавший орган Совет съездов биржевой торговли биржи воздействовали на правительство Российской Империи в желательном направлении. Своего апогея рынок ценных бумаг Российской Империи достиг к 1914 году. После Октябрьской революции и аннулирования займов дальнейшая
судьба российских ценных бумаг, находившихся внутри России и за е пределами, была совершенно различной. Список использованной литературы 1. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые биржи . МоскваЮНИТИ. 1995г. 2. Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского . Москва-Тольятти. АвтоВАЗбанк .
1992г.