История становления и развития экскурсионной деятельности

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра культурологии и
социальной коммуникации
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ “СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”
 ТЕМА “ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
 
ЭКСКУРСИОННОЙ
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
 
Выполнила студентка гр.№ З – 11211
Сурнина Наталия Ивановна
Проверила преподаватель Лойко О.Т.
ТОМСК 2002 г.
ПЛАН
1.  Введение——————————————————————-3
2.  История развития и становление
экскурсионной деятельности:
         2.1.Становление экскурсионного
                дела в Российской империи—————————————4
         2.2. Экскурсионные комиссии, бюро 
                комитеты————————————————————–6
         2.3. Экскурсионное дело в учебных
                 заведениях————————————————————7
         2.4. Экскурсии в годы советской
                 власти—————————————————————-10
         2.5. Современное состояние
                экскурсионного дела———————————————–12
  
    3. Заключение—————————————————————-13
    4.  Список использованной литературы———————————14

ВВЕДЕНИЕ
 
В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения иустановления коммуникативных связей, развивается с античных времён.  Мотивамипоездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение.Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии –Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия –поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса иПросвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер иобразовательную направленность поездок.  Петровские реформы в Россииознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими цельюобразование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление напрофессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовалирасширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмомсредств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второйполовине XX столетия и связано с экономическими, транспортными,социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразнымицели и мотивы путешествий:
·    курортные, с целью отдыха илечения;
·   экскурсионные, с целью знакомствас природными, историческими, культурными достопримечательностями;
·    деловые – для проведения деловыхпереговоров;
·    научные – для знакомства сдостижениями науки.
Экскурсионноеобслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплексатуристских услуг.
Термин “экскурсия” происходит от латинского “excursio”-поездка.
Экскурсии зародились наоснове поездок познавательного, образовательного, научного характера.Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали болееширокому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионнойдеятельности насчитывает свыше ста лет.

1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Первые сведения обэкскурсиях появились во второй половине XVIII в. Этобыли школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.
Одним из первыхорганизаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабристИ.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал  в женской школе, практиковаллетние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучениярастительного мира.
Во второй половине  XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержкуофициальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного изсредств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсиипроводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и поисторическим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работалакомиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий,училищ и школ.
Активизация экскурсионнойдеятельности в XIX в. была связана с появлением рядаорганизаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионнойдеятельности сопровождалось открытием  исторических, культурных иприродоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок.Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространениеэкскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок,стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения ипознавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки дляобъединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированныеорганизации.
Крымский горный клуб.В XIX в. среди россиян большую популярность получилгорный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымскиегоры привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами.К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях сзаболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемымрайоном России.
В 1876 г. состояласьпервая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии  Н.А.Головкинским. Онпригласил на экскурсию 25студентов Новороссийского университета, для которыхдобился бесплатного проезда на пароходе  Русского общества пароходства и торговлииз Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом,морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позжепрофессор Н.А.Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первыхпопулярных краеведческих изданий.
Интерес, которыйпроявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появлениевторого в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб,основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба.
Крымский горный клубпоставил перед собой следующие цели:
1.   научноеисследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о нихсведений;
2.   поощрениек посещению  и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателями художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью;
3.   поддержкаместных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горнойпромышленности;
4.   охранаредких горных видов растений и животных.
Клуб существовал материально за счёт взносов своихчленов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий,изданий трудов клуба.
Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь иознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманскиммонастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом идругими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсиичленами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические,энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при созданиимузея Крымского горного клуба.
С первого же года  клуб приступил к собиранию данныхпо геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма ипоставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма кактуристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горногоклуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25лет.
Известность Крымского горного клуба (позжепереименованного в Крымско-Кавказский горный клуб) с каждым годом возрастала,что было связано с активной экскурсионной деятельностью, проводимой им, и соткрытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельностиотделений клуба составляла организация экскурсий.
ПравлениеКрымско-Кавказского клуба, начав с экскурсий в Крым для своих членов и для всехжелающих,  постепенно расширило географию поездок и с 1910 г. начало уделятьвнимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г. экскурсионная секция подготовиламногодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским порогам.Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в “Запискахклуба”.
Особое место вдеятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение.Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организациейтуристских поездок  и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местамКрымского побережья.
Ялтинским отделением былосформулировано несколько задач:
1.   созданиетроп для пешеходных экскурсий в горы;
2.   установлениеуказателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек дляотдыха;
3.   созданиетуристского приюта. Туристский приют был создан на Чатырдаге (первый в России);
4.   разработкановых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей иэкипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты обудешевлении экскурсий для учащихся и др.
Год от года экскурсионная деятельность Ялтинскогоклуба набирала силу. Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсииотделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составлялиоднодневные экскурсии в окрестностях Ялты.
Популяризация экскурсий проводилась путём рассылкиплакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждениякрупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях,еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах,пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принеслисвои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие изразных мест.
Особую заботу все отделения Крымско-Кавказскогогорного клуба проявляли об ученических экскурсиях. В “Записках” былиобнародованы “Основания для организации ученических экскурсий В Крым…”, вкоторых подчёркивалось значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи пытливостьума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, даваяюношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистомвоздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должноспособствовать физическому развитию и укреплению организма”. По ходатайствуправления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатноепомещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешёвое в некоторыхгостиницах.
Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионногодела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, правление клубаначало с 1902 г. подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей.
Педагогические экскурсии  Крымско-Кавказскогогорного клуба стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России,поскольку в последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым, ноуже с десятками своих учеников, выполняя тем самым задачу клуба “устремитьрусских туристов мощным потоком” в этот благодатный край.
За время своей работы (более чем за 20 лет)Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной организацией вРоссии. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.
2.ЭКСКУРСИОННЫЕКОМИССИИ, БЮРО, КОМИТЕТЫ.
 
Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-мг.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторыхобществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функциисодействия экскурсионным  группам и отдельным экскурсантам при знакомстве состолицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различныхобществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями,предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.
Количество экскурсионныхкомиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России:Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др.  К концу 1915 г. существовалоуже около 100 подобных организаций.
С 1910 г. сталиорганизовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитыесельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления свысокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьмаполезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результатетакого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различныенововведения.
3.ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.
 
В конце XIX – нач. XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратилиособое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. Вэкскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподаваниеестественных предметов, приблизить учащихся к природе.
   К этому времениотносятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в“Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русскаяшкола”.
Длительное времяорганизация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов.Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – НиколайПетрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которыхдолжны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников наэкскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершалисьобычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателейнаблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлятьгеологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательнойорганизацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплинестественного цикла.
Важным толчком красширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народногопросвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летниеканикулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебныхзаведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихсяоздоровительные прогулки и путешествия.
Определённую роль в развитииученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русскихжелезных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд ввагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках нарасстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годыусловия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповыеэкскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.
Стихийно развивавшаясяэкскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получатьтеоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданияхстали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещениявопросов теории экскурсоведения.
Важной вехой в этомотношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”,написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училищапод редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципыэкскурсионной методики  и предложена система учебных экскурсий по всемпредметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела влесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербургевключило местные  и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную формуработы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала,посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве,  “Русскийэкскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах вБессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьномуэкскурсоведению, то два других  постоянно публиковали теоретические статьи поэкскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организацииэкскурсий  в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу идр.
Журнал  “Русскийэмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся.Все  они группировались в восемь типов:
1.   Историко-археологическиеэкскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Дляучащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в нихшкольники исследовали географические особенности местности, памятники старины,старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания,рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалыпредназначались для пополнения коллекций школьного музея.
2.   Историко-литературные.Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихсяписателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей.Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам ссовременниками знаменитых людей.
3.   Естественно-исторические.Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой тойместности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сборразливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
4.   Экскурсиина фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов.Цель их была определена как профориентационная.
5.   Художественно-географическиеи этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий:художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельностисчитался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации изобъединили в один тип.
6.   Экскурсиитрудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собойпоездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах темкрестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.
7.   Выделениеобщеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городскиешкольники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было огороде. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству сжизнью села городских школьников и города – сельских. Горожанам показывалиполя, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям – вокзалы, поезда,улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течениеучебного года побывавшим на экскурсии  поручалось сделать доклады об увиденном.
8.   Экскурсииотдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всейшколы на природе. 
Приведённая экскурсионная классификация – это первыйопыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географиишкольных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальнихэкскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.
С 1915-1917 г.г.  при пересмотре учебных планов ипрограмм была подписана новая программа  для высших начальных школ, в которойуказывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программаэкскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы.  Таким образом, вшколах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, былипризнаны равноправными среди других методов обучения.
Серьёзным препятствием при организации экскурсий сошкольниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, чтослабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведениюэкскурсий,   различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, началиоткрывать курсы подготовки руководителей экскурсий.
В начале XX в. ещё неразрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенностипоказа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главнымбыло познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческимипамятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которойзависела от знаний экскурсовода.
С развитием экскурсионного дела рос и интерес косвоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методическогоэкскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системыподготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации ипроведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различныхгуберниях России.
Но все эти литературные источники не могли полностьюзаменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиковэкскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителейэкскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интересучительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции иэкскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический,геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовкеруководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовало прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.
4.ЭКСКУРСИИВ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
 
Свершившаяся Великая Октябрьская социалистическаяреволюция внесла коренные изменения во все стороны жизни России. Забота овоспитании подрастающего поколения потребовала серьёзных коррекций  и впрограмме школ. Была поставлена задача привнести в школьное обучение активнуюумственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи с этимв единой трудовой школе важное место отводилось практическим занятиям иэкскурсиям.
Учителя оказались неподготовленными к немедленномурешению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учитьновым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные практические занятия и экскурсии с учащимися.
Профессору И.И.Полянскому предложили организоватьдля учителей Северной  области курсы по естествознанию с большим числомпрактических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. вПавловске. Занятия посетили два потока слушателей.
Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионногометода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионнойсекции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако онапрежде всего начала создавать загородные естественно-исторические станции,которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий подруководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске,Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и приКаменноостровском сельскохозяйственном институте принялишкольников-экскурсантов.
Через год после начала экскурсионной кампании (01.01.1920 г.) было утверждено “Положение об экскурсионной секции иэкскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы КомиссариатаНародного Просвещения”, в котором  уточнялись задачи экскурсионных станций:“Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействоватьсовершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимоних, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий,издавать посвящённые экскурсионному делу книги, журналы и т.п.”.
В 1922 г. работа экскурсионных станций взначительной степени нарушилась из-за  сложного экономического положения встране. Были резко сокращены штаты как экскурсионной секции, так иэкскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственнымучреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станциипрекратили своё существование.
В начале 20-х гг. стали проводиться конференции повопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широкоразвитой в нашей стране экскурсионной деятельности.
Также в связи с необходимостью научного изученияэкскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательскихучреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионныйотдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательскийэкскурсионный институт в Петрограде. Цели организаций были следующими:
—  изучение экскурсоведения  (теоретические и практические основы);
—  обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере(просветительских организаций, школ и др.);
—  проведение лекций по экскурсионной тематике, систематическихкурсов по привлечению  к экскурсионному делу более широких круговобщественности;
—  организация конференций и съездов по теоретическим и практическимвопросам.
Научно-исследовательские организации, созданные в1921 г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированыили реорганизованы.
В 1936 г. Всесоюзный Центральный СоветПрофессиональных Союзов создал  Туристко-экскурсионное  управление ВЦСПС,которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма,экскурсионного дела и альпинизма.  С самого начала ТЭУ было ориентированотолько на развитие и совершенствование  плановых туристских маршрутов. Этопослужило толчком к изменению устава ТЭУ. В новой его редакции обратиливнимание на создание при общественных организациях и учебных заведениях секцийпо туризму,  на организацию путешествий и экскурсий  во время отпусковтрудящихся и в выходные дни.

5.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА.
 
Послевоенное время, в первую очередь, было связано свосстановлением разрушенного хозяйства: создание материально-технической базы,новых организаций и секций, издание периодики и т.п.
Развитие туризма и экскурсионной деятельностипостепенно приобретало массовый характер. В постановлениях ЦК КПСС, СоветаМинистров СССР и ВЦСПС ставились общие задачи: развитие туризма и экскурсий вцелом и обеспечение массового развития туризма и экскурсий среди трудящихся имолодёжи, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионныхучреждений, повышение квалификации кадров для этих организаций и,следовательно, открытие курсов повышения квалификации туристско-экскурсионныхработников,  превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасльобслуживания населения, повышение качества обслуживания, создание советов потуризму и экскурсиям, бюро путешествий, использование экскурсий в целяхтрудового, нравственного и культурного воспитания и другие задачи.
Главнойзадачей  Центральный совет по туризму и экскурсиям ставил перед собой такую:“Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма  экскурсий как наиболеепопулярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советскихлюдей, повышения их работоспособности и производительности труда, формированиявысоких нравственных качеств”.       
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
История становления экскурсионной деятельностинасчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития.
Путь развития экскурсии шёл по линии изменения еёсущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующейобщеобразовательные,  практические и познавательные цели. Это связано сзарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.
Затем перед ней стали научные задачи, такие каквыявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических,зоологических, этнических особенностей данных местностей.
Стремление улучшить воспитательную работу, сделатьеё более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широкоприменявшуюся в учебных заведениях России.
Постепенно экскурсия  превратилась в один  из видовкультурно-просветительской   работы, формируя нравственные качества и культуручеловека.
В настоящее время экскурсия – это методическипродуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи,предприятия, местность и др.),  форма и метод приобретения знаний. Проводится,как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Долженко Г.П.  История туризма вдореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г., 192с.
2.  Шаповал Г.Ф.  История туризма.Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г., С. 193-237.