Содержание:
Введение.
1. Ранее хозяйство.
1.1. Этап освоения острова.
1.2. Начало развития.
2. Внедрение в мировую экономическую машину.
2.1. Мировой экономический кризис.
Его последствия.
2.2. Усилениеролигосударствавэкономике.
2.3. Особенности функционирования экономики в период Второй Мировой Войны.
2.4. Послевоенное время.
3.Современная Куба.
3.1 Внутренняя и внешняя торговля.
3.2 Распределение секторов Кубинской экономики.
3.3 Сельское хозяйство Кубы.
3.4 Туристический бизнес.
3.5 Свободные экономические зоны.
3.7 Банковская система.
3.8 Инвестиции.
3.9 Промышленность.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Существует ряд стран, невзрачных на первый взгляд во многих отношениях деятельности человека: культурной, экономической, политической и других, но история, которых поражает своей сложностью, многогранностью и неоднозначностью, даже если во временном отношении история эта не слишком-то продолжительна. Куба, возможно, окажется в самом начале подобного списка, и на это есть ряд оснований.
С самого начала своего существования на пути развития этого небольшого островного государства было немало препятствий, начиная от колониального гнета со стороны Испании с 16-го века и заканчивая сложными взаимоотношениями с США, которые на различных исторических этапах были для Кубы спасителями и деспотами, и сегодня настроены к Кубе не благосклонно. Не говоря уже о тех событиях, которые пришлось переживать всему миру (войны, экономические кризисы и др.).
В предстоящей работе будут исследованы особенности и факты экономического пути Кубы, начиная с примитивного хозяйствования в момент заселения острова в четвертом тысячелетии до нашей эры и вплоть до оценки нынешнего экономического уровня развития и их перспектив, а также ее обуславливающие политическое развитие и международные отношения Кубы.
1. Ранее хозяйство.
1.1 Этап освоения острова.
Заселение Кубы началось в четвертом тысячелетии до нашей эры. По-видимому, первые жители острова перебрались туда из Южной и Центральной Америки. Индейцы знали земледелие, выращивали корне-клубневые (Юку), кукурузу и другие продовольственные культуры, охотились на птиц, грызунов, добывали черепах и рыбу.
К моменту испанского завоевания Кубы в начале 16-го века основная масса индейцев проживала в условиях разложения первобытнообщинного строя. Двадцать восьмого октября 1492-го года первая экспедиция Колумба, отправившаяся на поиски богатых заокеанских земель и положившая начало эпохи Великих географических открытий, достигла Северо-восточного побережья Кубы.
В тот же день он записал в дневнике, что прекраснее этого острова еще не видели глаза человека. В 1510-ом году началась испанская колонизация Кубы. К 1514-му году испанцы основали семь городов от первой столицы Баракоа на крайнем востоке до Гаваны. Позже все они, кроме Баракоа, сменили местоположение. Колонизация острова сопровождалось почти полным уничтожением индейцев
Испанцы нашли на Кубе небольшие запасы золота, но запасы его быстро истощились. Основной специализацией колонии стало плантационное хозяйство тропических культур и скотоводство. Гавана превратилась в главный порт испанских колоний в Америке. Испанцы принесли на Кубу феодальные порядки, которые тесно переплетались с рабовладением. Установилось так называемое плантационное рабство.
1.2 Начало развития.
Важной специализацией Кубы с 17-го века становится производство первосортного табака. Табаководы вели упорную борьбу против грабительской политики испанской монархии и местных помещиков скотоводов.
В 1762-1763 годах Гавана была захвачена англичанами, что способствовало росту плантационного хозяйства сахарного тростника. Производство сахара постепенно становилось основной отраслью Кубинской экономики, чему в немалой степени способствовала революция рабов в Гаити в 1791-1803гг, где в связи с этим резко сократилось производство сахара и кофе.
В начале 19-го века была освоена и заселена примерно четверть острова. Испанская корона считала Кубу одной из самых важных своих колоний. Но гнет метрополий, систематическое ограбление Кубы вызывали все более широкий протест различных слоев и этнических групп населения. К 1809-1810 годов, то есть к началу борьбы испанских колоний в Америки за независимость, относятся и первые выступления кубинских патриотов, направленные, на освобождение от гнета Испании. Но Куба тогда не смогла завоевать независимости. США всячески препятствовали освобождению Кубы, преследуя далеко идущие корыстные цели. США укрепили позиции на рынке сахара, который в 19-ом веке стал важным товаром.
Середина — вторая половина 20-х гг. в Латинской Америке характеризовались относительно стабильными темпами экономического развития. Благоприятная конъюнктура мирового рынка обеспечивала относительно устойчивые доходы от экспорта. Экономическому росту способствовала реформистская политика буржуазно-либеральных правительств Аргентины, Чили, Уругвая и других стран. Началась новая значительная волна иммиграции избыточного трудового населения Европы (главным образом из Польши и стран Юго-Восточной и Южной Европы) в Аргентину, Уругвай и Бразилию.
Экономический рост происходил по-прежнему на основе преимущественно экстенсивных факторов, на базе социально-экономических структур, характерными чертами которых оставались господство латифундизма в сельском хозяйстве, ориентация на внешний рынок и зависимость от иностранного капитала. Вновь усилившийся приток в латиноамериканский регион иностранных товаров и капиталов замедлял развитие пока еще слабой местной промышленности. К концу 20-х гг. резервы эффективного роста экономики на экстенсивной основе оказались в значительной мере исчерпанными. Стала проявляться тенденция к стагнации сельскохозяйственного производства.
В 20-е гг. произошло дальнейшее усиление позиций иностранного капитала. К 1929 г. общая сумма иностранных капиталовложений в Латинской Америке возросла до 15 млрд. долларов, т. е. более чем в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем. Свыше 3/4 из них приходилось на долю США и Великобритании. При этом американские инвестиции увеличились в 4,5 раза, в то время как английские — только на 18%. В итоге они практически сравнялись друг с другом на уровне свыше 5,5 млрд. долларов. Это послужило причиной обострения англо-американских противоречий в регионе, в том числе и Кубы.
2. Внедрение в мировую экономическую машину.
2.1 Мировойэкономическийкризис. Его последствия.
Вслед за ведущими капиталистическими государствами экономический кризис 1929—1933 гг. втянул в свою орбиту и страны Латинской Америки, экономика которых в решающей степени зависела от конъюнктуры мирового рынка. Резко упал спрос на традиционную продукцию латиноамериканских республик. Своей протекционистской таможенной политикой индустриальные державы в годы кризиса создали дополнительные преграды экспорту латиноамериканских государств, чем еще более ухудшили их положение. Общая стоимость экспорта стран региона уменьшилась почти в три раза. Падение доходов и валютных поступлений от внешней торговли привело к серьезному ухудшению торгового и платежного балансов, к финансовому кризису и бюджетному дефициту, вызвало резкое сокращение импорта промышленных товаров и свертывание производства. В Чили, например, объем производства селитры сократился в 12 раз, а меди — в три раза. На Кубе выработка сахара уменьшилась с 5 до 1,9 млн. т, а его общая стоимость— с 200 до 43 млн. долларов. «Великая депрессия» ускорила вступление Кубы в полосу хронического кризиса сложившихся здесь социально-экономических структур, со всей очевидностью обнаружив пагубные последствия экстенсивного капиталистического развития, базой которого были агросырьевой экспорт и приток иностранных капиталов и товаров. Экономический кризис подорвал материальную и социальную базу правящих режимов и привел к росту социальной и политической нестабильности.
2.2 Усилениеролигосударствавэкономике.
Экономический кризис 1929—1933 гг. выявил уязвимость и несоответствие новым условиям сложившихся в странах региона социально-экономических структур, чрезмерную зависимость их от внешнего рынка. Среди привилегированных классов росло понимание необходимости перемен в политике в сторону большей мобилизации внутренних возможностей при помощи активного вмешательства государства в экономику. В латиноамериканских странах эти тенденции выразились, прежде всего, во введении протекционистских таможенных тарифов, призванных обеспечить доходы казны и правящих кругов и означавших отход от концепции свободы международной торговли. Протекционистские мероприятия, затруднив доступ зарубежных товаров на внутренний рынок, создали более благоприятные условия для развития местной промышленности. Получили распространение и другие меры государственного стимулирования экономического прогресса: предоставление кредитов, субсидий, финансовых и налоговых льгот. Развивался государственный сектор: банки и компании в базовых отраслях экономики. Данные мероприятия совпали по времени с аналогичными мерами в развитых индустриальных странах и осуществлялись не без их влияния.
Изменения в экономической политике привели к развитию в Кубе «импортозамещающей индустриализации», т. е. к росту местного производства товаров, которые прежде импортировались. Это содействовало промышленному развитию и укреплению позиций местной буржуазии.
В 30-е гг. приток иностранного капитала в Латинскую Америку сократился, главным образом вследствие экономического кризиса и отчасти в результате мер национальных правительств. Общая сумма капиталовложений в регионе уменьшилась за 1929—1938 гг. с 15 до 9 млрд. долларов. Из них 7,5 млрд. долларов приходилось на США и Великобританию (по 3,7—3,8 млрд. на каждую из этих стран).
Усиление экономических функций государства в Латинской Америке в условиях начавшегося кризиса традиционных структур сочеталось с некоторыми изменениями и в политическом механизме власти. Расширялись функции государственного аппарата, репрессивных служб, увеличивались ряды и усиливалось влияние чиновничьей бюрократии. Возросла роль армии, предпринимательских организаций. Структура политической власти усложнялась за счет развития ее внеконституционных рычагов, что ставило перед прогрессивными силами новые задачи в борьбе за демократические преобразования.
2.3 Особенности функционирования экономики в период Второй Мировой Войны.
Во время войны и в первые послевоенные годы в США повысился спрос на основной продукт Кубы — тростниковый сахар. Производство сахара-сырца на острове увеличилось с 1 млн. т в 1939 г. до 5,9 млн. т в 1948 г. и 7,1 млн. т в 1952 г. Выручка от его продажи возросла за 1939—1948 гг. почти в шесть раз. Данные факторы способствовали общему экономическому развитию страны, укреплению местной буржуазии, увеличению числа наемных работников. Из полутора миллионов человек самодеятельного населения Кубы в 1943 г. около 30% составляли городские рабочие. Важнейшим отрядом кубинского пролетариата оставались рабочие крупных сахарных заводов-сентралей и тростниковых плантаций. В обрабатывающей промышленности преобладали мелкие и средние предприятия легкой и пищевой промышленности.
2.4 Послевоенное время.
Кубинская экономика в период после революции 1959 года опиралась на многостороннее сотрудничество с СССР и другими странами «мировой социалистической системы». Закупки кубинского сахара использовались при этом в качестве скрытой формы субсидирования кубинской экономики. Однако это сотрудничество мало способствовало развитию собственного экономического потенциала Кубы. Топливо, зерно, рыба, станки и машины, бытовая техника и т.д. – все это завозилось на Кубу из-за рубежа, а собственные возможности производства увеличивались незначительно. Лишь в последние годы перед крахом «мировой системы социализма» были сделаны какие-то шаги в нужном направлении (проведена успешная геологоразведка на нефть, построен ряд импортозамещающих предприятий).
Но стремительный развал СССР и смена политического и экономического курса почти всех стран бывшего «социалистического лагеря» бросили кубинскую экономику в пучину тяжелейшего кризиса.
За 1989-1992 годы произошло резкое (почти полное) прекращение закупок этими странами кубинского сахара, что означало не только прекращение скрытого субсидирования, но и вообще резкое сокращение экспортных доходов Кубы. Переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте крайне ограничил возможности закупки нефтепродуктов, машин и оборудования, потребительских товаров и продовольствия на бывшем рынке СЭВ. К 1993 году товарооборот Кубы с бывшими странами СЭВ сжался до 15% от уровня 1988 года.
Более того, бывшие союзники фактически присоединились к объявленной США блокаде (чего не делали даже Западная Европа и Канада). Так, «свободная Россия» отказывалась в 1992-1993 годах поставлять на Кубу нефть и нефтепродукты даже за свободно конвертируемую валюту.
Это был страшный удар. Заводы и сельскохозяйственные предприятия остались без горючего, стройки – без металлоконструкций и цемента, машины – без запчастей. Прекращение поставок нефти и нефтепродуктов, удобрений, запчастей для сельскохозяйственной техники привело к резкому сокращению сельскохозяйственного производства (как продовольствия, так и сахарного тростника). Упадок в производстве сахарного тростника означал еще большее сжатие экспортных доходов, а значит, невозможность компенсировать прекращение поставок из СССР и других стран СЭВ импортом из других источников. Продовольственный рынок внезапно оголился. Практически все продукты питания стали распределяться по карточкам. Расцвел черный рынок с бешеными ценами. То же самое произошло и с остальными предметами потребления.
В целом за 1989-1993 годы производство валового внутреннего продукта на Кубе сократилось почти на треть.
Но ни что не стоит на месте. Брошенная Куба начала адаптироваться к новым условиям, правительство Фиделя Кастро по своей сути совершило подвиг. Сработано было четко, поставив благополучие граждан на первое место и не отказавшись от идей социализма Куба начала выходить из кризиса.
В 1993—1995 гг. в стране начались экономические реформы. Было легализовано использование твердой валюты, разрешены визиты на остров и финансовая помощь эмигрантов-кубинцев своим родственникам на Кубе, достигшая в 1996 г. 1 млрд. долларов. Государство отказалось от монополии на внешнюю торговлю. Стали развиваться экономические связи со странами Европы, Латинской Америки, с Канадой. Привлекались иностранные капиталовложения, создавались совместные предприятия. Продавались или сдавались в концессию хозяйственные объекты при сохранении государственного контроля над стратегически важными звеньями экономики. Большое развитие получила индустрия туризма, доходы от которой превысили поступления от основной экспортной статьи — сахара. В 1997 г. остров посетили 1,2 млн иностранных туристов, в 1999 г. — 1,7 млн. Данные меры не только помогли Кубе выжить, но и привели к экономическому подъему. Среднегодовой прирост ВВП в 1994—1998 гг. составил 3%, в 1999 г. — 6,2% , в 2000 г. — 5,6%. Добыча нефти увеличилась с 0,7 до 2,1 млн. т. Начался рост производства сахара. Большие успехи были достигнуты в развитии биотехнологий. Несколько улучшилось снабжение населения. Параллельно с карточками (по заниженным ценам) действовал и свободный рынок.
3.Современная Куба.
Место Кубы в мировой экономике.
Куба является членом ВТО, Всемирной таможенной организации. Принимает участие в международных соглашениях – Нью-Йоркской конвенции о международном арбитраже, Парижской конвенции и Мадридском протоколе, связанных с промышленной собственностью. Подписано соглашение Всемирной организации индустриальной собственности. В рамках ООН Республика Куба подписала различные соглашения и является участницей нескольких конвенций по туризму, торговле, гражданской авиации, защите окружающей среды и т.д. В 1999г. Куба была избрана членом Совета по эксплуатации Всемирного почтового союза, специализированного учреждения ООН, а также была выбрана членом Руководящего совета МАГАТЭ.
3.1 Внутренняя и внешняя торговля.
Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства. Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе. Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается по высоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты на дефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры, и стиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь, осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При этом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии с успехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностью в политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, на Кубе существует «черный» рынок, наличие которого в сочетании с коррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчает жесткость существующей распределительной системы.
В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар, разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем самым кубинцы получили доступ в принадлежащую государству сеть валютных магазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться только иностранные туристы и дипломатический корпус.
Важным источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы, в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам их семей. В январе 1999 правительство США разрешило также переводить определенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим родственников в США.
Потребности Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также в нефти практически полностью покрываются за счет импорта; значительная часть промышленных потребительских товаров, сырья и многие виды основных продуктов питания также поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортных поступлений Куба получает от продажи сахара, другими важными статьями экспорта являются никель, сигары и рыбопродукты. По состоянию на 1990, торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2 млрд. долл.
До распада СССР три четверти объема внешней торговли Кубы приходилось на страны советского блока (в том числе около 60% – на торговлю с СССР); другими крупными торговыми партнерами были Япония и Испания. СССР финансировал дефицит в торговле Кубы со странами социалистического лагеря путем выдачи кредитов и предоставления займов, а поставки советской нефти в обмен на кубинский сахар и никель осуществлялись на весьма выгодных условиях. В 1990 сумма торговой задолженности Кубы в твердой валюте составляла около 7 млрд. долл., а в 1994 оценивалась в 8,5 млрд. долл.
В 1990-е произошли коренные изменения во внешне экономических связях Кубы, прежде всего с Россией. В мае 1996 была подписана Декларация о принципах между РФ и Кубой, закрепившая их новый – идеологизированный и экономически взаимовыгодный – характер. Основу торгово-экономических связей составляет монобартер «нефть – сахар». После существенного сокращения товарооборота (с 3,3 млрд. долл. в 1991 до 350 млн. долл. в 1995) в дальнейшем наметился подъем – 670 млн. долл. в 1997. Россия остается одним из ведущих торговых партнеров Кубы и крупнейшим импортером сахара-сырца.
По данным на 1998, около 45% внешнеторгового оборота Кубы приходилось на страны Европы, 39% – на страны Латинской Америки и Канады и 16% – на Азиатско-Тихоокеанский регион. Приоритетными стали отношения с Канадой, странами ЕЭС, Китаем и Японией. Важнейшей задачей остается преодоление экономического эмбарго со стороны США и развитие международного сотрудничества.
В начале 1980-х годов Куба стала предпринимать серьезные усилия по развитию международного туризма; для этого была проведена реконструкция туристических объектов и развернута мощная рекламная кампания. Хотя правительство США еще раз подтвердило свое решение, запрещавшее американским гражданам посещение Кубы, в 1992 страну посетило около 500 тыс. туристов из Европы, Канады и стран Латинской Америки. В 1998 количество туристов возросло до 1 млн. человек. Планируется дальнейшее увеличение их числа до 2 млн. к 2000 и до 7 млн. человек к 2020.
Правительство Кубы предпринимает усилия, направленные на интеграцию экономики страны в экономическую систему стран Латинской Америки и Карибского бассейна и расширение диапазона экономической деятельности посредством создания в различных отраслях совместных предприятий с европейскими, канадскими и латиноамериканскими компаниями. В 1994 на Кубе был создан ряд новых совместных предприятий с участием фирм Канады (модернизация производства никеля на кубинском металлургическом комбинате, вывоз кубинской никелевой руды для переработки на заводе в канадской провинции Альберта, бурение нефтеразведочных скважин на шельфе у берегов Кубы, увеличение добычи нефти из ранее разведанных месторождений на территории Кубы), Мексики (модернизация кубинского нефтеочистительного завода для переработки мексиканской нефти с целью последующего реэкспорта, модернизация системы телефонной связи на Кубе, в которой участвуют также итальянские фирмы) и Израиля (внедрение прогрессивных методов разведения цитрусовых культур и организация сбыта кубинских фруктов в странах Европы).
3.2 Распределение секторов Кубинской экономики.
Государственный сектор, охватывает 32,6% сельхозугодий (агропромышленные комплексы, сельскохозяйственные предприятия, фермы молодежной армии труда, хозяйства местных органов народной власти и пр.), кооперативный сектор с 63,6% сельхозугодий, и частные крестьянские хозяйства, обрабатывающие 3,8% земельных угодий. В сельское хозяйство в 1998 г. государством было вложено 140 млн. долл. (в основном для приобретения комбикормов для скота). Если учесть, что в 1989 году в эту отрасль ежегодно направлялось более миллиарда долларов, а эффективность сельскохозяйственного производства практически осталась на том же уровне, то можно представить напряженность положения с материальным обеспечением этого сектора экономики.
3.3 Сельское хозяйство Кубы.
Наибольший вес занимают кооперативные формы пользования землей и среди них особая роль отводится UBPS (Базовые единицы кооперативного производства), которые насчитывают около 2500 хозяйств, производят 22% овощей, 42% молока, 36% цитрусовых, 16% фруктов, 38% риса, 22% кофе, 12% корнеплодов и 7% табака. Остановимся подробнее на сахарном производстве.
Сахарная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Кубы. Потенциальные мощности 156 сахарных заводов Кубы в состоянии переработать в сутки 670 тыс. т. сахарного тростника, что теоретически может обеспечить производство 9-9,5 млн.т. сахара в год. В 80гг. Куба смогла достичь стабильного производства сахара на уровне 7-8 млн.т. в год, из которых 3-3,5 млн.т. поставлялось в СССР. В прошлом относительно высокие показатели отрасли базировались преимущественно на экстенсивном способе развития сахарной промышленности, фактически поощряемом и оплачиваемом странами-членами СЭВ. Известно более 50 продуктов, получаемых из отходов этого ценного биологического сырья и с успехом реализуемых на межд. рынках (искусственные волокна, краски, пластмассы, сырье для производства бумаги и тех. резины, кормовые добавки для скота и т.д.). В будущем Куба намерена довести количество производных сахарного тростника до 100 наименований. Это направление признано одним из приоритетных в реализации научно-технического прогресса на Кубе.
После 5 лет бездействия, вошел в строй крупный агропромышленного комбинат «Мануэль Сангили» в провинции Пинар-дель-Рио. На нем, наряду с производством основного продукта-сахара, на основе самых современных тех. процессов производится выпуск патоки, мочевины и гидролизованной багассы из отходов сахарного тростника.
Большое внимание также уделяется собственно тростниковому растениеводству, расширение посевных площадей на лучших землях, доведению зрелости тростника до необходимых пределов. В целях создания задела для будущих сафр выработка сахара в сезон планируется в пределах несколько ниже 4,3 млн.т. и одновременно будут интенсифицированы посадки на новых площадях с соблюдением передовых агротехнических требований.
Начато в промышленных объемах производство экологически чистого сахара, при выращивании которого, равно как и в ходе индустриального процесса переработки, не применяются хим. продукты. Цены на экологически чистый сахар на мировом рынке в три раза превышают цены на сахар обычных сортов. Лидером национального производства указанного продукта является завод «Карлос Балиньо» в провинции Лас Вильяс. В 2000г. он выпустил 4,2 тыс. т. экологически чистого сахара. В 2005г. планируется получить не менее 21,3 тыс. т. данного продукта. В целом ежегодные потребности мирового рынка по указанному виду сахара составляют 200 тыс. т. Развертывание программы производства экологически чистого сахара, по оценкам кубинских экспертов сахарной промышленности, позволит Кубе в перспективе ближайших лет занять ведущие позиции среди продуцентов этого товара в мире.
Россия сохраняет лидирующее место в потреблении кубинского сахара-сырца, однако, его поставки в Россию осуществляются в основном через фирмы третьих стран. В 2000г. Россия импортировала 2,02 млн.т. кубинского сахара-сырца (в 1999г. – 2,08 млн.т.), что составило 63% сахарного экспорта Кубы.
Производство сахара-сырца на Кубе, в тыс.т.: в 1988/89гг. – 8121; 1992/93 – 4300; 1993/94 – 3826; 1994/95 – 3300; 1995/96 – 4446; 1996/97 – 4252; 1997/98 – 3150; 1998/99 – 3780; 1999/2000 – 4060.
3.4 Туристический бизнес.
Основной поток иноинвестиций приходится на главный кубинский курортный р-н Варадеро. Из существующих в Варадеро 40 отелей – четыре (с 2 тыс. номеров), являются совместной собственностью и еще 3 тыс. номеров находятся в сооружениях, которыми управляют иностранных предприятия (испанские, франц., немецкие). С каждым годом эта цифра увеличивается в связи с вводом в эксплуатацию новых отелей. Идет строительство двух десятков объектов.
В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношении инвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдался резкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданные совместные проекты, руководство страны временно приостановило допуск зарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций, осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного делового центра в Гаване.
Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первые совместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid) и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch).
Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенных иностранных компаниями, отмечается заметная активность со стороны зарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структуры для обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские Beta Gran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе свои представительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансами фондов на Кубе.
Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иноинвесторов является курс Кубы на заключение соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51 подобное соглашение и по соглашениям с 10 странами осуществляется переговорный процесс.
Одновременно кубинское руководство ведет работу по расширению договорно-правовой базы инвестиционной сферы.
В этой связи, другим элементом стимулирования притока иностранных капвложений являются соглашения об избежании двойного налогообложения. К настоящему времени у Кубы имеются подобные соглашения с Испанией, Италией и Барбадосом. Соответствующее соглашение с Россией было подписано в дек. 2000г. во время визита президента РФ В.В. Путина на Кубу.
Положительный эффект для развития внешней торговли и иноинвестиций ожидается в связи с развитием на Кубе свободных зон. В 1997г. начали функционировать первые три свободные зоны в гаванском регионе: Город Гавана, Вахай и Мариэль. Концессионерами этих образований являются корпорация CIMEX и компания Almacenes Universales. В указанных свободных зонах зарегистрировано более 240 иностранных операторов, 66% из которых действуют в сфере торговли, остальные – в производстве и сфере услуг. Наиболее представлены в этом бизнесе фирмы Испании, Панамы, Италии, Канады и Мексики.
3.5 Свободные экономические зоны.
В политике кубинского руководства по привлечению в страну иностранного капитала заметная роль отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ). Предполагается, что в условиях сохранения государственного характера экономики Кубы и острой недостачи финансовых средств, указанная форма позволит сделать инвестиционный рынок страны более привлекательным для зарубежных компаний. Отмечается, что одним из стимулирующих моментов в пользу работы в свободных экономических зонах . Острова является выгодное географическое положение Кубы в Карибском регионе и близость к рынкам стран Латинской Америки. Разрабатывая и реализуя концепцию создания свободных экономических зон, кубинское руководство преследует достижение следующих целей: – ускорение социально-экономического развития страны в целом; -стимулирование и интенсификация внешней торговли, в первую очередь в рамках упрочения региональной экономической интеграции со странами Латинской Америки и Карибского региона, равно как и привлечение иностранных капиталов и расширение возможностей для иностранного инвестирования; – создание новых рабочих мест и качественное повышение квалификационного уровня кубинских трудящихся; повышение степени национальной составляющей в добавленной стоимости конечной продукции, производимой в СЭЗ, за счёт использования национального сырья и полуфабрикатов;
– развёртывание в стране новых производственных процессов на основе ассимиляционного заимствования передовых иностранных технологий с целью качественного совершенствования структуры национального производства и экспорта. Кроме того, ставится задача создания постоянных производственных связей между предприятиями фирм-операторов СЭЗ и национальными предприятиями с последующим интегрированием производственных процессов и торговых операций, т.е. фактически создания как вертикальных, так и горизонтальных производственно коммерческих связей. В этих целях в 2000г. была разработана Программа экономического сотрудничества предпринимателей, реализация которой началась в конце прошлого года. Порядок создания и функционирования свободных экономических зон и промышленных парков определяется Декретом-Законом №165 от 3 июня 1996г. Данный Декрет-Закон был принят в развитие базового Закона № 77 «Об иностранных инвестициях» в целях привлечения иностранных капиталовложений в экономику Кубы на основе создания льготных условий для иностранных инвесторов. Указанные нормативно-правовые акты устанавливают для компаний-операторов свободных экономических зон льготный налоговый и таможенный режим и разрешают проведение ими СЭЗ разнообразной производственной деятельности (в том числе, в сфере сборки продукции из ввозимых полуфабрикатов, узлов и сборочных единиц и доводки конечной продукции), торговых и банковских операций, услуг в сфере страхования, деятельности в области организации производств на базе передовых технологий, проведение научно-исследовательских работ и внедрение опытно-конструкторских разработок. Операторы СЭЗ имеют право на сооружение на территории зон зданий и необходимых строительных объектов в целях создания производственных цехов, складов, офисных и других служебных помещений. Они могут арендовать участки территории в пределах зон, создавать необходимую инфраструктуру электрического, газового, и водоснабжения, связи и систем обеспечения безопасности. Им предоставляется право пользования аэропортовой, портовой и грузовой железнодорожной сетью зон, а также соответствующей инфраструктурой объектов перевалки грузов. Срок действия концессии на право деятельности в СЭЗ установлен в 50 лет, а прерогатива выдачи разрешений на концессию отнесена к компетенции Исполкома Совета Министров Республики Куба. Органом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью СЭЗ, является Национальное управление свободных экономических зон Министерства иностранных инвестиций и экономического развития Кубы (Oficina nacional de zonas francas). Компании-операторы СЭЗ, занимающиеся производственной и торговой деятельностью, имеют право направлять для реализации на местном рынке до 25% продукции, производимой ими в зонах; в данном случае они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин. Также действует положение об освобождении компаний-операторов СЭЗ, занимающихся производственной деятельностью, от уплаты налогов на прибыль и на рабочую силу в течение первых 12-ти лет их деятельности в зонах, с последующим предоставлением 50%-ной скидки с уплатой данных налогов в течение следующих 5-ти лет. Схожая схема действует и для операторов, занятых в сфере оказания услуг, с единственным исключением – срок освобождения от уплаты налогов для них установлен в 5 лет, а последующий льготный период составляет 3 года. Курс кубинского руководства на привлечение иностранных технологий и инвесторов посредством создания свободных экономических зон дал определённые результаты. С 1997г., когда начали функционировать три СЭЗ, созданные в гаванском регионе («Мариэль», «Город Гавана» и «Вахай»), число иностранных операторов в них превысило 250 фирм. Однако, около 70% из них действуют в сфере торговли, а остальные — в сфере услуг и производства. Основными операторами СЭЗ Кубы являются компании Испании, Панамы, Италии, Канады и Мексики. (Следует отметить, что данные об объёмах операций операторов СЭЗ отсутствуют, что косвенно свидетельствует о неполной реализации задач, возложенных на зоны). В связи с тем, что деятельность СЭЗ лишь отчасти смогла обеспечить потребности страны в привлечении передовых технологий и оказалось в превалирующей степени ориентирована на торговые операции, важным направлением деятельности кубинского руководства стала концепция создания индустриальных парков. В течение 2000г. шла разработка проекта организации индустриального парка, представляющего собой территорию, в рамках которой небольшие предприятия и фирмы могли бы при иностранном участии и технологическом содействии развивать высокотехнологичные производственные процессы. Курирующей организацией этого проекта является Министерство науки и технологии Кубы. Как указывается в материалах концепции, хотя планируемый проект индустриального парка открыт для любой промышленной деятельности, его основной профилирующей сферой должны стать такие производственные процессы, как информатика, электроника и биотехнология. Успех деятельности парка связывается, прежде всего, с имеющимися кадрами квалифицированных специалистов. В этой связи, в качестве места расположения индустриального парка намечается использовать территории в непосредственной близости от Высшего Политехнического Института г. Гаваны в целях установления прямых связей с этим учебно-исследовательским центром. Проект создания другого индустриального парка предполагает его размещение в провинции Сантьяго-де-Куба. Основной сферой деятельности данного парка должны стать традиционные отрасли промышленности в целях индустриального развития региона Сантьяго-де-Куба и создания новых рабочих мест. Краткие характеристики свободных экономических зон и современное состояние их инфрастуктуры приводятся ниже. Свободная экономическая зона «МАРИЭЛЬ» находится в крупном портовом и индустриальном центре страны, расположенном в 30 км. к западу от г.Гавана. Территория зоны составляет 553 га. В настоящее время зона располагает 7 тыс.м2 площадей крытых складских помещений и 600 м3 площадей, занятых под помещения офисов, демонстрационных и конференц-залов. На территории зоны имеется небольшой аэропорт для обслуживания лёгких и средних самолётов (бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 1800 м и шириной 45 м), а также причал, способный обеспечить погрузочно-разгрузочные работы одновременно двух среднетоннажных судов (длина причала – 450м, глубина водного пути – 13м). Зона географически удачно расположена с точки зрения обработки грузов двух соседних торговых партнёров Кубы – Мексики и Канады. Внутренняя инфраструктура зоны включает также дорожную сеть протяженность 8,5 тыс.м, ёмкости для хранения ГСМ, объёмом 1000 м3 автозаправочную станцию и станцию технического обслуживания автотранспорта, ангар площадью 1447 м2, припортовую зону, оборудованную для проведения погрузо-разгрузочных работ площадью 47 тыс.м2 и 2 пассажирских причала для малых судов. Свободная зона «Город Гавана» расположена в восточном пригороде г.Гавана (долина Берроа) в 10 км. от Гаванского морского порта. Решение о создании свободной зоны в данном районе было принято ввиду удобного географического расположения и имевшейся здесь ранее базы фирмы «Habana in Bond», которая с 1992г. осуществляет обслуживание иностранных компаний, действующих на Кубе, предоставляя им складские помещения и услуги по таможенной обработке грузов. Зона расположена на территории 158 га, 92 из которых застроены производственными и административными зданиями. Крытые производственные цеха и складские помещения насчитывают 14,5 тыс.м2 площадей, служебные помещения и помещения, занятые под офисы составляют 4,6 тыс.м2, сельскохозяйственные территории – 52,2 тыс.м2 контейнерный терминал расположен на площади 4,2 тыс.м2. В настоящее время в непосредственной близости от данной СЭЗ ведётся создание индустриального парка, территория которого составит 110,5 тыс.м2 Зона располагает развитой внутренней инфраструктурой. Протяженность подъездных и внутренних автомобильных дорог составляет 1844 м. Имеются автозаправочная станция и станция технического обслуживания автотранспорта. Задействованы надёжные системы телевизионного слежения, охраны и противопожарной безопасности. Деловая инфраструктура зоны включает коммерческий центр, оборудованный необходимыми помещениями для проведения переговоров и организации демонстрационных показов образцов, филиал банка «Banco Financiero Internacional» и систему телефонного и телевизионного обслуживания. Свободная экономическая зона «ВАХАИ» расположена в пригородном районе г. Гавана на расстоянии 1,5 км. от грузового терминала Гаванского международного аэропорта имени Хосе Марти. Площадь зоны составляет 21,47 га, из которых 13,4 га застроены зданиями и сооружениями. Крытые производственные склады и складские помещения занимаю территорию 13 тыс.м2, помещения под офисы – 1,1 тыс.м2. Административное управление зонами «Мариэль» и «Вахай» осуществляется акционерным обществом «Almacenes Universales S.A.», a зоны «Город Гавана» (Берроа) – корпорацией «СIМЕХ S.A.». Российские организации и коммерческие структуры, аккредитованные на Кубе, стали также обращаться к практике использования в своей коммерческой деятельности свободных экономических зон. В частности, российские компании «Элерс ЛТД» и ВАО «Автоэкспорт» осуществляют поставки запчастей к различным маркам автомобилей российского производства со складов в свободной зоне «Город Гавана» (Берроа).
3.7 Банковская система.
На Кубе действует банковская система, состоящая из Центр. Банка, 8 комбанков, 13 небанковских фин. учреждений, 13 представительств иностранных банков и 4 представительства иностранных финансовых организаций.
В течение последнего десятилетия банковская система Кубы претерпела существенные изменения, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с требованиями новой экономической ситуации. В январе 1994г. развернулась реформа банковской системы страны. Ее началом стало создание частного по форме, но со 100% государственным капиталом финансовых учреждения – Banco internacional de comercio (BICSA), задачей которого является развитие торговли товарами и услугами путем финансирования подобных операций за рубежом. BICSA проводит все типы банковских операций, включая открытие текущих счетов частным лицам, а также активно участвует во внутреннем финансировании в конвертируемой валюте производства процессов и услуг, предназначенных на экспорт и для реализации внутри страны. За пять лет существования банка, его клиенты воспользовались кредитами на 800 млн. долл.
С появлением BICSA в кубинской банковской системе было положено начало созданию целого ряда негосударственных банковских и финансовых учреждений, объединенных в 1996г. в Группу АО «Новый Банк» ( El Grupo de Nueva banca). В эту Группу кроме BICSA входят еще пять банковско-финансовых организаций.
– Financiera nacional (FINCA), цель, которой финансировать экспорт и импорт продуктов, оборудования и услуг, используя такие механизмы как, аренда, лизинг, факторинг, предоставление торговых скидок и ряд других операций, а также осуществление краткосрочного финансирования предприятий. Показатели основной деятельности в 2000г.: финансирование организаций – 90 млн. долл., из них 65 млн. долл. в виде рабочего капитала, 6,5 млн. долл. – фин. аренда и 8,5 млн. долл. – факторинг и коммерческие скидки.
– Casa de cambio (CADECA). В связи с легальным хождением в стране двух валют- кубинского песо и долларов США, CADECA предоставляет услуги по обмену валюты в сфере межд. туризма и для населения страны.
– Banco metropolitanо. Оказывает специализированные услуги дип. корпусу и иностр. физ. лицам, постоянно или временно проживающим в стране, а также кубинским гражданам, имеющим СКВ. В 2000г. банк оказал своим клиентам услуг на 70,2 млн. долл., а также национальными организациям на 15 млн. кубинских песо.
В Группу АО «Новый банк» входят также Banco de inverciones, который ориентирован на предоставление специализированных услуг в области внутренних и внешних инвестиций (в 1996-99гг. предоставлено финансирования на 20,2 млн.долл.) и фин. организация Compania Fiduciaria, занимающаяся управлением доверительной собственностью юр. и физ. лиц. Компания осуществляет управление собственностью национальных поручителей на 200 млн.долл. что вместе с другими поручениями и услугами (180 млн.долл.) составляет 380 млн.долл.
Появившаяся гибкая и эффективная банковская система страны, в общих чертах отвечающая межд. требованиям в этой сфере эконом. деятельности, потребовала, создания Центр. банка Кубы (Banco central de Cuba), функции которого до мая 1997г. выполнял Национальный банк Кубы.
В задачи ЦБ в качестве руководящего учреждения банковской системы страны входит выпуск национальной валюты, поддержание ее стабильности, осуществление контроля за сегментами банковской системы, разработка и претворение в жизнь соответствующей денежной политики. На межд. уровне ЦБ занимается нормализацией фин. отношений с внешним миром, включая вопросы внешнего долга, представляет кубинское государство перед зарубежными банковскими, валютными и кредитными организациями.
С появлением ЦБ не произошло упразднение Национального Банка. В его функции были вменены регистрация, контроль и обслуживание внешнего долга страны и внешнего долга самого банка перед иностранными кредиторами при сохранении гарантий со стороны государства, а его обширная банковская сеть внутри страны перешла в ведение новой организации – Banco de creditos у comercio, созданного в 1997г.
В 2000г. начал операции созданный в конце 1999г. Внешторгбанк Кубы. Правовые основы его деятельности определяются Декрет-законом №198 от 08.11.1999г. Основная задача банка – осуществление операций, связанных с предпринимательской деятельностью кубинских организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Внешторгбанку Кубы предоставлено право, приобретать на рынке долговые обязательства кубинских финансовых и государственных учреждений, предприятий под свою полную ответственность, с согласия кредиторов, а также с разрешения ЦБ Кубы.
Современная банковская системы Кубы включает также сеть небанковских фин. учреждений – так называемых фин. компаний: Finca, Finatur, Fimelca, Finagri и др. (более десяти), создание которых обычно связано с направлениями работы отдельных отраслей экономики, и уполномоченных проводить операции фин. посредничества, исключая депозиты.
Финансовые компании ведут активную работу по привлечению иностранного капитала путем создания совместных финансовых. организаций с зарубежными партнерами. Как правило, иностранный партнер имеет большую долю в их уставном капитале и осуществляет общее управление совместным предприятием.
Национальная банковская система дополняется 16 представительствами зарубежных банков, получивших разрешение на работу в стране. Начиная с 1984г. кубинское законодательство предусматривает возможность открытия представительств иностранных банков на Кубе без права непосредственного осуществления банковских операций.
Согласно последнему докладу, обнародованному Центральным банком Кубы, размер внешнего долга страны на конец 1999г. составляет 11,078 млрд. долл., из которых 81,9% относились к основной сумме долга и 18,1% – к обязательствам по обслуживанию долга. В эту цифру не включены долги перед бывшими социалистическими странами Вост. Европы и бывшего СССР.
Основными кредиторами Кубы в 1999г. являлись Япония (20,6%), Аргентина (14,5%), Франция (10,6%), Испания (10,5%), Великобритания (9,9%). Из латиноамериканских стран (помимо Аргентины) наибольшая задолженность имеется перед Мексикой (4,0%).
3.8 Инвестиции.
Исключительно важное место во внешнеэкономической политике Кубы придается привлечению в экономику страны иностранных инвестиций «на контролируемой основе» в форме совместного предпринимательства.
Деятельность иностранного капитала в стране опирается на положения Закона об иноинвестициях от 6 сент. 1995г. (Закон №77), определяющего условия и гарантии присутствия зарубежного предпринимательства в стране.
На Кубе действует 394 эконом. ассоциации с участием иностранного капитала из 45 стран, которые охватывают 37 секторов экономики.
Общий объем иностранных инвестиций составляет более 5 млрд. долл. Основными сферами их деятельности являются различные отрасли промышленности, туризм, горнорудное дело, поиск и добыча нефти. Ведущими инвесторами в экономику Кубы выступают Испания, Канада, Италия, Великобритания и Франция. Наиболее крупным инвестором на Кубе является канадская компания «Шеррит Интернасиональ», действующая в никелевой промышленности, добыче нефти, туристической сфере и сельском хозяйстве.
Важнейшей, и по итогам 2000г. ведущей, сферой иноинвестирования на Кубу является туризм. При участии иностранных фирм создаются новые туристические комплексы, реставрируются существующие гостиницы, формируются ассоциации, осуществляющие совместное управление гостиничным хозяйством. В отрасли действуют более 90 соглашений о совместной с иностранным капиталом инвестиционной деятельности, а объем иностранного капвложений оценивается в 850 млн. долл. Благодаря росту числа отелей, находящихся в административном управлении опытных иностранных компаний, уровень обслуживания туристов в них постоянно повышается. Активно работают на кубинском рынке известные туристические фирмы из Испании – Sol Melia и Trip, Франции – ACCOR и Club Med, Германии – LTI, Ямайки – Super Clubs. К концу 2000г. 26 смешанных компаний осуществляли эксплуатацию 3,6 тыс. гостиничных номеров в различных туристических центрах Кубы и свыше 10 тыс. номеров находились под административным управлением иностранных компаний.
Основной поток иностранных инвестиций приходится на главный кубинский курортный р-н Варадеро. Из существующих в Варадеро 40 отелей – четыре (с 2 тыс. номеров), являются совместной собственностью и еще 3 тыс. номеров находятся в сооружениях, которыми управляют иностранные предприятия (испанские, франц., немецкие). С каждым годом эта цифра увеличивается в связи с вводом в эксплуатацию новых отелей. Идет строительство двух десятков объектов.
В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношении инвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдался резкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданные совместные проекты, руководство страны временно приостановило допуск зарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций, осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного делового центра в Гаване.
Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первые совместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid) и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch).
Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенных иностранными компаниями, отмечается заметная активность со стороны зарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структуры для обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские Beta Gran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе свои представительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансами фондов на Кубе.
Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иностранных инвесторов является курс Кубы на заключение соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51 подобное соглашение и по соглашениям с 10 странами осуществляется переговорный процесс.
Одновременно кубинское руководство ведет работу по расширению договорно-правовой базы инвестиционной сферы.
В этой связи, другим элементом стимулирования притока иностранных капвложений являются соглашения об избежании двойного налогообложения. К настоящему времени у Кубы имеются подобные соглашения с Испанией, Италией и Барбадосом. Соответствующее соглашение с Россией было подписано в дек. 2000г. во время визита президента РФ В.В. Путина на Кубу.
Положительный эффект для развития внешней торговли и иноинвестиций ожидается в связи с развитием на Кубе свободных зон. В 1997г. начали функционировать первые три свободные зоны в гаванском регионе: Город Гавана, Вахай и Мариэль. Концессионерами этих образований являются корпорация CIMEX и компания Almacenes Universales. В указанных свободных зонах зарегистрировано более 240 иностранных операторов, 66% из которых действуют в сфере торговли, остальные – в производстве и сфере услуг. Наиболее представлены в этом бизнесе фирмы Испании, Панамы, Италии, Канады и Мексики.
Другим направлением деятельности кубинского руководства в области привлечения иноинвестиций, и в первую очередь связанных с передовыми технологиями, является концепция создания индустриальных парков. В течение 2000г. шла разработка проекта организации небольшого индустриального парка, представляющего собой территорию, в рамках которой небольшие предприятия и фирмы могли бы при иностранном участии и тех. содействии развивать высокотехнологичные производств. процессы. Курирующей организацией этого проекта является министерство науки и технологии Кубы. Как указывается в материалах концепции, хотя планируемый проект индустриального парка открыт для любой промышленной деятельности, его основной профилирующей сферой должны стать такие производств. процессы, как информатика, электроника и биотехнология. Успех деятельности парка связывается, прежде всего, с имеющимися кадрами квалифицированных специалистов. В качестве места расположения индустриального парка намечается использовать территории в непосредственной близости от Высшего политехнического института г. Гаваны в целях установления непосредственных связей с этим учебно-исследовательским центром.
Проект создания другого индустриального парка предполагает его размещение в провинции Сантьяго-де-Куба. Основной сферой деятельности данного парка должны стать традиционные отрасли промышленности в целях индустриального развития региона Следует отметить, что деятельность иностранного капитала вносит заметный вклад в развитие национальной экономики. По данным Министерства иноинвестиций и экономического сотрудничества, в 2000г. «уровень продаж экономических ассоциаций с участием иностранного капитала составил более 1,2 млн. долл., из которых около 50% приходилось на экспорт товаров и услуг». Деятельность СП и экономических ассоциаций обеспечивает работой примерно 33 тыс. кубинских рабочих и служащих.
3.9 Промышленность.
С середины 90 гг. годовой промышленный рост, в два раза опережал увеличение ВВП страны. Такие экономические результаты были достигнуты путем проведения ряда реформ и преобразований в каждой отрасли, законодательной базой которых стал принятый в авг. 1998г. закон об основах совершенствования управления промышленными предприятиями. Меры, предпринятые кубинским руководством, были сфокусированы на введении самоокупаемости и самофинансировании на предприятиях, отмене централизованного текущего планирования. Задачи министерств, стали сводиться к разработке стратегических планов для отрасли, функциям контроля, а также работе, направленной на подготовку и проф. совершенствование кадров. Руководителям предприятий была полностью передана ответственность за результаты работы предприятий, которая нацелена на получение максимальной прибыли, наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов, создание источников внутренние накопления. Промышленные предприятия получили право выхода на внешний рынок, создания совместных производств с иностранным капиталом, открытия счета в банке.
Вместе с этими решениями были введены системы материального стимулирования работников промышленных предприятий в товарной форме и/или в конвертируемых песо. В 2000г. схемами поощрения охвачены более 1,5 млн.чел. Предполагается сохранение этих систем до тех пор, пока не появятся условия для восстановления реальной зарплаты работникам промышленных предприятий.
Современные интересы Кубы в области промышленности сводятся к развитию экспортных и импортозамещающих отраслей, а также производства товаров для удовлетворения внутреннего потребит. рынка, индустрии туризма. Положит. динамика развития этих отраслей позволила увеличить объемы экспорта промышленной продукции в последние годы на 25%, а долю импортозамещающих товаров для туризма и внутреннего валютного рынка до 35% от соответствующего спроса.
Возросло также производство простой и нержавеющей стали, металлопроката, дорстройтехники, что позволило удовлетворить внутренние потребности и наладить экспорт в соседние страны. составивший в 1999г. 60 млн.долл. Изменилось качество и номенклатура продукции, все больше соответствуя межд. стандартам.
Улучшились показатели развития базовой промышленности, где было проведено укрупнение предприятий, в результате чего стало возможным более результативно использовать тех., мат. и фин. ресурсы, создавать экономические объединения с иностранным капиталом с целью привлечения передовой технологии, расширения рынков сбыта и повышения конкурентоспособности продукции. Перед отраслью стоит задача увеличения, в кооперации с иностранными инвестициями, в 2000г. добычи нефти до 2,6 млн.т., природного газа – до 700 млн.куб.м., никеля, кобальта – на 9,6%, а также производства бумаги, стекла, продукции химпрома.
В области легкой промышленности реализуется линия на разукрупнение предприятий, выделение наиболее экономически целесообразных и рентабельных фрагментов. Результатом стал рост выпуска швейных изделий, продукции из трикотажа и пластмассы, обуви, который в 2000г. составит 400 млн.песо.
Рассматривается как перспективная импортозамещающая отрасль – пищевая промышленность, сырье для которой имеется в стране. Уже созданы современные заводы по производству макаронных изделий, пива, алкогольных напитков, мороженого, фруктовых и овощных консервов, сгущенного молока. Продажа пищевых товаров на внутреннем рынке возрастает на 20% ежегодно. Ожидается, что в 2000г. она составит 300 млн.долл., а экспорт – свыше 35 млн.долл.
Сохраняется положительная динамика развития фармацевтики, микробиологии и биотехнологии, которые получают приоритетное государственное финансирование. Высокий уровень подготовки национальных кадров, широкие контакты с ведущими межд. центрами позволили разработать ряд лекарственных препаратов и вакцин, экспортируемых в развивающиеся страны, а также создать высококачественный семенной фонд высокопродуктивных сортов бананов, картофеля, сахарного тростника.
В связи с широкомасштабным развитием туризма на Кубе предсказуемый и стабильный характер имеет увеличение спроса на стройматериалы, в т.ч. цемент, асбест и т.д. Без государственных дотаций растет производство и экспорт мрамора и мраморных плит, белой керамики.
Кубинские производители продолжают испытывать определенные трудности с поставкой своих товаров на внешний рынок, в первую очередь, из-за их низкой конкурентоспособности, незнания рыночной конъюнктуры, недостаточного опыта ведения внешнеторговых операций. Для многих отраслей кубинской промышленности характерны проблемы высокого уровня энергоемкости, технологической отсталости, сложности перехода к мировым стандартам.
По мнению кубинских экономистов, внутренний рынок потребительских товаров, реализуемых на доллары, обладает большим потенциалом. В последние годы налажены производства или сборки, ассортимент которых весьма широк: мебель, электробытовые приборы, продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, швейные изделия, товары личной гигиены, парфюмерия. Данная продукция позволяет существенно сократить объем импорта.
Заключение.
Многие экономисты считают, что уход (или что-то иное) от власти Фиделя Кастро решит многие, до сих пор не решенные, вопросы, в том числе и экономические.
Как оценил ситуацию один канадский дипломат, «скорость экономической реформы на Кубе определяется скоростью обучения Фиделя Кастро экономике. А он медленно учится». Возможно это шутка, но ее не было бы, если бы не было в ней доли правды.
Например, явно прослеживается движение к рыночной экономике, (хотя сами кубинцы отрицают это). Это движение началось примерно с 1994 года, когда, после долгих лет жизни при позаимствованной советской системе кубинцы решили, что настало время вернуться к учебникам по экономике и ещё раз заглянуть в них. Сейчас на Кубе согласны с тем, что импортировать советскую экономическую модель целиком было ошибкой. Не только потому, что она была иностранной, и, следовательно, своеобразной формой колониализма, но и потому, что она оказалась абсолютно неэффективной. И, всё же, признать это, и желать изменить, не означает иметь новую и более лучшую модель. Смотря на Восточную Европу, кубинские власти сделали заключение, что реформаторы там действовали слишком быстро. Смотря на Россию, они заключили, что бандиты взяли власть. Китай и Вьетнам же, чьи правительства делали шаги на пути к открытой экономике, в то же время сохраняя политический контроль, со своими моделями оказались более приемлемыми.
Хотя старая система была осуждена за её промахи, она не оставлена до конца. Режиму очень трудно ухватить суть таких понятий, как выгода и потеря, предельная стоимость, достижение эффективности на госпредприятиях путём освобождения рабочих мест и т.д.
На самом деле, главные требования Кастро к экономическим реформам это не чтобы они согласовывались с идеологическим образцом, а чтобы они сохраняли его личный контроль и контроль государства.
Сельскохозяйственные рынки, впервые экспериментально введённые в 1986-м, показались слишком опасными Фиделю, и он их запретил. В 1994 его брат Рауль убедил его сжалиться. Выживание этих рынков теперь кажется несомненным, даже несмотря на то, что государство, всё ещё главный покупатель и поставщик, остаётся готовым в любой момент наводнить их продукцией, как только цены начнут подниматься слишком быстро. Таким образом, на Кубе стандарты экономики по-прежнему остаются старыми.
Список использованной литературы.
1. А. И. Строганов. «Новейшая история стран Латинской Америки». М., «Высшая школа». 2001.
2. Страны и народы. Общий обзор Латинской Америки. Куба. М.,1999.
3. Мерин Б. «Американо-кубинские отношения (1959 – 1961)» М. 2002. 4. Емельянов Юрий Васильевич. «Политика США в отношении Кубы». 1959 –1976. М. 2003.