История становления профориентации

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Выполнил Субко Евгений

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к момен­ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригод­ности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале канди­дат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уро­вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности вы­держать все тяготы длительного периода образования.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус­пешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вер­нувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида­вал значение диагностике в первую очередь именно этих способ­ностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно от­носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспа­ривать мнение собеседников.
В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко рас­пространенная должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь появились первые элементы проф­отбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора пре­тендентов.
Основателем научного изучения индивидуальных различий счи­тается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж­дународной выставки медицинского оборудования и методов ох­раны здоровья (1884 г,). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возмож­ности организма и психические свойства — всего по 17 показате­лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег­ких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек­тов, различение цветов, острота зрения и др. По полной програм­ме было исследовано 9337 человек.
В России профориентационная деятельность начала разверты­ваться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю­дей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопро­сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са­мому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Цель профессиональной ориентации учащих­ся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следую­щим образом:
Сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность
успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты, буклеты, информационные сир вочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.
6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений
8.Работа по повышению квалификации педагогов и настав­ников, занимающихся профориентационной работой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, ус­ловиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психо­физиологическим качествам личности, способах и путях их полу­чения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая дисциплина, принципы планирования, структура предприя­тия, оплата по единому окладу , оплата тру­да по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профес­сиями, информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных направлениях (реформы обще­образовательной и профессиональной школы.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные ре­зультаты, она должна проводиться умело и с большим педаго­гическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может при­вести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.
Главный принцип, которым следует руководствовать­ся в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью.
Урок— основная организационная форма учебно-воспитатель­ного процесса в школе. Профессиональная ориентация — состав­ная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащих­ся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться пу­тем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, ис­пользования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в про­фессиональном просвещении. Основными методами при этом яв­ляются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но, для того чтобы практические рабо­ты оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях ,о современном производстве, об условиях труда, технологических про­цессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п.
Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученичес­кие производственные бригады, школьные лесничества и т. д.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе.
Значительное место в этой работе занимают беседы, кото­рые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна от­вечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы мож­но проводить по т а ко м у плану: . /. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспек­тивы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представите­лей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) тру­да; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные ка­чества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрас­ту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, сте­пень ответственности, специальные требования к физиологичес­ким и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние про­фессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономичес­кие условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятель­ностью в школе;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.
Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком смысле слова профконсульта ция — это сис­тема оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Подготовительная профконсультация должна подвести учащих­ся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консульта­цию в VIII и X (XI) классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п.
В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-информационный.
психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудавой деятельности.
Медицинский аспект профконсультации определяет физичес­кую пригодность школьника к избираемой профессии в соответ­ствии с состоянием его здоровья, а также физиологическими осо­бенностями организма.
Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений учащихся о различных видах профес­сиональной деятельности.
Справочно-информационный аспект беседы связан с конкрет­ными сведениями о возможности получения специального обра­зования, трудоустройства (об учебном заведении, его местополо­жении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационно­го и должностного роста).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.
Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации — профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей вероят­ностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определя­ют профессиональную пригодность человека на основе сущест­вующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
К. X. Кекчеев, утверждая, что правиль­ное распределение людей по профессиям является одной из со­ставных частей научной организации труда.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специ­ально организованный исследовательский процесс, цель которо­го — выявить и определить с помощью научно обоснованных ме­тодов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.
Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этая процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется про­цесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с моло­дежью.
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их профессионально­го труда, в результате чего происходит закрепление кадров в хозяйстве.
Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспо­соблении молодого работника к правилам поведения, действую­щим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда вхо­дит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традиция­ми, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий ра­ботника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно вы­делить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления к этой ситуации — работник переори­ентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего распорядка), но у него сохраня­ются в качестве равноценных многие прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого яв­ляется формирование личности советского человека. Важнейши­ми составными частями коммунистического воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эс­тетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также не­отъемлемая и важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельнос­ти, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освое­нию избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников по­требности в труде и профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание —завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квали­фицированного рабочего можно выделить три четко выражен­ных периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятель­ности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация пра-вильности выбора, развитие профессиональных способностей):
3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адапта­ция в период прохождения производственной практики; закреп­ление и развитие полученных в школе, профтехучилище,’ тех­никуме, вузе умений И навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной про­фессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
Цель профессионального воспитания в советской системе образования — формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственньцш .и про­фессиональными качествами.