Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
«Уральскийгосударственный педагогический университет»
Факультетпсихологии
Кафедрапсихологии развития
Реферат
Историястановления учения по проблеме «умственная отсталость»
Исполнитель:
Пузан Я.Г. – студент 3курса
заочного отделения
Екатеринбург2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Основные этапы развития учения о слабоумии
1.1 Отношение кслабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века
1.2 Влияниефранцузской революции на развитие учения о слабоумии
1.3 Развитие учения опроблеме слабоумия 19 – 20век. Основные направления учения о слабоумии
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Изучениеинтеллектуального недоразвития имеет длительную историю, в которой мы выделим 3периода. Первый период характеризовался попытками классификацииинтеллектуальной недостаточности. Второй период в основном был описательным сразвитием подходов к определению количественной оценки степени задержкиразвития психики. Третий период это период интенсивного развития исследованийпо изучению причин умственной отсталости. В этот период были уточнены многиебиологические, главным образом генетические, факторы, приводящие к умственнойотсталости, что позволило достичь и определенных успехов в ее профилактике.Достижением последних десятилетий является и изучение неспецифических формпсихического недоразвития, возникающих под влиянием неблагоприятных фактороввнешней среды, в том числе психологических (дефицит мотивации, дефицит вниманияи др.). В развитии представлений об умственной отсталости определенное значениеимели и изменения взглядов на психическое недоразвитие в целом от признанияведущей роли конституционально-наследственной предопределенности, через периодувлечения ролью «чистого» влияния окружающей среды и до признания воздействия биологическихи социальных факторов.
В зарубежной литературесуществует несколько подходов к определению умственной отсталости, основанныхглавным образом на данных психометрического исследования.
В отечественнойспециальной литературе вплоть до 60-х годов наряду с термином «умственнаяотсталость» широко использовался и используется в настоящее время термин «слабоумие».Согласно современным научным представлениям, понятие «умственная отсталость»имеет значение, объединяющее различные по своему происхождению формы патологиипсихической деятельности. Это формы умственной отсталости, связанные сповреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и инымивредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальныхи культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность,отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.
Любая вредность,действующая на еще не до конца сформированный организм, приводит к общей иличастичной задержке его развития. Длительное патологическое воздействие нанезрелый мозг может привести к отклонениям в его дифференцировании, а,следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность иформы умственной отсталости зависят от времени влияния повреждающихбиологических и неблагоприятных социальных факторов, локализации ираспространенности болезненного процесса, а также его интенсивности.
Умственная отсталостьхарактеризуется общими клиническими признаками. Основной признак — общеенедоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этомпатологическом состоянии — врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет — страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательнаяи эмоционально-волевая сферы.
Причиныумственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в пораженииголовного мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертойумственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что умственнаяотсталость представляет собой не снижение функций психики вследствиепсихического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаяхприобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельностивозникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удаетсявыявить остатки прежних навыков и знаний. У лиц с приобретенным слабоумием речьболее развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкоенесоответствие между интересами и устремлениями больного до развития слабоумияи после этого.
При умственнойотсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальноеразвитие человека. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающемуумственную отсталость, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод впериоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии.Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы,полученные плодом в период внутриутробного развития и родов – все это можетбыть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственнойотсталости являются тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.
Умственнаяотсталость широко распространена среди населения всего мира, в зависимости отразличных причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей. Данные ораспространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядомпричин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика,особенно это касается легкой степени, может быть затруднена.
Говоря о понятии«умственная отсталость» необходимо разобраться, вникнуть, как и откуда возниклоэто понятие. Для этого нужно целиком окунуться в историю этой проблемы.
Цель моей работы — дать исторический обзорзарождения, становления и развития учения о такой проблеме как умственная отсталость.
Актуальностьвыбранной темы — Этаработа – самая первая ступенька в ознакомлении с проблемой «умственнаяотсталость», т.к. изучая какую – либо проблему, необходимо знать, как известноеявление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явлениепроходило и чем это явление стало сейчас.
Практическаязначимость -Данная работа по этой проблеме может бытьиспользована педагогами в своей обучающей и организационной практическойдеятельности, в частности для ознакомления учеников старших классов и студентовс понятием «умственная отсталость».
Данная работасостоит из:
1) Введения;
2)Одной главы;
3)Заключения;
4)Спискаиспользуемой литературы.
Глава 1. Основные этапы развития учения ослабоумии.
1.1 Отношение кслабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века
Еще с древнейших времен вобществе существовали аномальные люди. Вплоть до 6 в.до н.э. еще не былонаучного объяснения психической деятельности. Отношение к таким людям напротяжении веков тоже было разным.
Существуют данные о первобытномобществе, где слабые и не участвующие в процессе добывания пищи люди,погибали, либо их убивали.
В Древней Греции (особенно в Спарте), где многостолетий создавался культ здорового тела, люди, и в первую очередь дети, имеющиеярко выраженные физические отклонения от нормы, просто уничтожались.
В Древнем Риме тоже происходилодетоубийство детей – уродов, причем это считалось нормально. Римский философСенека высказывал по этому поводу, что убивая детей, которые появились на светхилыми и безобразными, мы таким образом отделяем негодное от здорового. Такоеже отношение к аномальным детям было и в Индии до 19века. Детей – уродовоставляли в джунглях на произвол судьбы. Однако общество еще и находило выгодуот существования слабоумных. «Дураков» держали на богатых дворах для потехигостей и хозяев. Либо слабоумных при монастырях обучали просить милостыню, что шлона пользу церкви.
Начиная с 6в.до н.э.появляются первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям.Это период формирования древней греко – римской медицины. Это Пифагор(6в.до н.э.), Гиппократ(5-4в.до н.э.), Герофил (4в. До н.э.). Онисоздали и в дальнейшем развивали «мозговую теорию». С деятельностью мозга онисвязывали не только рассудок, эмоции, но и считали мозг главным органом нервнойсистемы. Также они считали возможным определять степень развития ума и способностейпо площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.
В период раннего ипозднего средневековья (5 – 14в.) на пути развития науки и культуры всталацерковь, религиозная идеология, подавлявшая свободную мысль и преследовавшаянаучные знания. Уничтожается и древнее естественное объяснение психическойдеятельности человека. Начинается время демонологической трактовки нарушенийпсихической деятельности. Появляются и различные религиозные воззренияна слабоумных людей. Одни религии считают слабоумных «детьми бога», адругие (в основном католическая религия) – «детьми дьявола». Душевныезаболевания рассматриваются как одержимость злым духом. Начинается периодрасправ над ведьмами. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострахинквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом». Повсей Европе пылали костры, в которые бросали стариков, детей и женщин, чьеповедение было ненормальным из-за душевных болезней. Также уничтожались иврачи.
А вот в славянскихгосударствах на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей», окружаяих ореолом святости. Православная церковь оправдывала существование детей –идиотов и калек божьей волей, побуждая людей творить милостыню во имя бога,якобы эта милость нужна аномальным детям. Но на самом деле эти пожертвования недоходили до аномальных лиц.
Несмотря на все сложноститого времени происходило развитие тенденций, которые все более укреплялись вовзглядах врачей и ученых. Наука боролась с церковью, что дало развитие научныхзнаний. Поднимая архивы древних греков и римлян теологи стали признавать рольмозга в происхождении помешательств. Ученые стали посещать монастыри и тюрьмы,где находились душевнобольные и наблюдать за ними. Врачи стремились понятьдушевный мир психически больных и слабоумных.
Профессор медицины Б.Ф.Платтер(16 – 17в.) наблюдая за аномальными людьми, был одним из первыхпсихиатров, кто дал первую классификацию душевнобольных. В основу своейклассификации он положил признаки, характеризующие различные нарушенияинтеллекта, эмоций и физического состояния человека. Все симптомы Б.Ф.Платтерсвязал с анатомо-физиологической этиологией – это травмы головы,наследственность, отравления наркотиками, старость и другие факторы. Он такжебыл первым психиатром, выделившим среди душевных заболеваний форму,характеризующуюся стойким нарушением интеллекта. В дальнейшем эта форма сталаназываться слабоумием.
1.2 Влияниефранцузской революции на развитие учения о слабоумии
18век – французскаяреволюция даланачало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитиево всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженныхнарушений умственного развития (психиатры -Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон,А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл). Основной задачей было определить связьинтеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценитьглубину этих нарушений.
Первые попытки гуманногоотношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям былипредприняты французским врачом-психиатромФилиппом Пинелем (1745-1826).Он впервые снял цепи с душевнобольных в психиатрических лечебницах. Новыйпринцип «долой притеснения» установил между врачами и больными болеедоверительные отношения. Это создало условия для более глубокого изучениядушевнобольных. Пинель дал свою классификацию душевных болезней, где тупоумие иидиотию он рассмотрел как две особые формы психозов. Пинель – первый психиатр,рассмотревший идиотию как психическое заболевание с остановкой в развитииинтеллектуальных и аффективных способностей. Онразличил две клиническиеформы слабоумия – врожденную и приобретенную. Пинель расширил понятие«идиотия», выделив 4 вида идиотии:
1. состояние,близкое к животному (дикость, отсутствие всех чувств),
2. состояние, прикотором есть некоторые понятия и физические потребности,
3. глупость –состояние, если имеются разум и речь,
4. имбецилизм –состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение ранееимевшегося разума.
Проблемой идиотии какособого состояния, при котором умственные способности никогда не проявлялисьили же не развивались в течение жизни продолжал заниматься ученик ПинеляЖан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840). До него врачи считали идиотиюболезнью, такой же как безумие. Но Эскироль впервые указывал, что идиотия – этоне болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что при нем умственныеспособности никогда не проявлялись или же не развились в течении жизни.Эскироль впервые разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Он ввелпонятия «аменция» и«деменция» для обозначения врожденного илиприобретенного слабоумия, и понятие «имбецилизм» — для обозначения болеелегкой формы идиотии. Для обозначения одной из степеней слабоумия ввел термин «умственнаяотсталость». Эскироль считал, что идиотия – это врожденное слабоумие, аумственная отсталость – приобретенное. В своей классификации в качествеведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных и показатели, выражающиеэмоциональные качества. Он делал попытки установить взаимосвязь междусимптомами слабоумия. Эскироль положил начало клиническому и психологическомуизучению слабоумия. Основные его положения о слабоумии легли в основу всехпоследующих исследований и учений в этой области. Многие психиатры пытались выделитьотдельные формы врожденного слабоумия. Одной из первых, основанных наклинических критериях, классификаций была группировка форм психическогонедоразвития в зависимости от нарушений темперамента.
1.3 Развитие учения опроблеме слабоумия 19 – 20 век
Со второй половины19века проблемаслабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности прикапиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкомуухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей.Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этимпоявляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологиейпсихического развития. Это означает, что если раньше (нач.19века) главнымибыли глубокие формы умственной отсталости, с видными симптомами, то сейчасвыявляются лица с легкими формами отсталости. Отставание у детейвыявляется в процессе обучения, а у взрослых – в условиях работы напроизводстве. Внимание к легким формам умственной отсталости побудилопересмотреть раннее определение слабоумия, критерии этого состояния,классификации форм, степеней и видов слабоумия.
Фундаментальные открытияв области естественных наук в середине XIX в. оказали большое влияние напедагогику и психологию: на смену наблюдения и умозрительным выводамприходит экспериментальный метод исследования. Это обусловило дванаправления в понимании характера и сущности слабоумия. Первоенаправление — анатомо-физиологическое.Представителиэтого направления клинически исследовали слабоумие. Они считали, что слабоумие появилосьиз-за влияния вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях егоразвития. За рубежом это психиатры: Д. Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин;а в России — С.С.Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Берштейн, Г.И.Россолимо,Г.Я.Трошин и другие. Они делили причины слабоумия на три группы. Перваягруппа — причины, действующие до рождения ребенка (неблагоприятная наследственность,неблагоприятные моменты в период зачатия и беременности, физическое состояние ивозраст родителей). Вторая группа – причины, действующие во времярождения (преждевременные роды, долгие и неправильные роды). И третья группа– причины, действующие после рождения ребенка (болезни внутренних органов,нервной, эндокринной системы, тяжелые эмоциональные переживания, плохие условиявоспитания в семье, пед.запущенность…).
Наибольший вклад ванатомо-физиологическое направление в учении о слабоумии начала 20века внеснемецкий психиатр Э.Крепелин (1856-1926). Он первый объединил всеформы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психическогоразвития» и ввел термин «олигофрения» для обозначения этойгруппы врожденных болезненных состояний, происхождение которых он видит внаследственном вырождении или повреждении зародыша, и в болезненных процессахподвергшегося мозга в эмбриональном периоде развития. Он выделили 2 клиническихварианта олигофрении и соответственно 2 типа больных: эретичные олигофрены — больные с врожденным слабоумием, сопровождающимся двигательным беспокойствоми раздражительностью; торпидные олигофрены — больные, отличающиеся тупымбезразличием, апатией и заторможенностью.
Крепелин придерживался традиционнойклассификации олигофрении по степени дефекта: идиотия, имбецильность идебильность. Его учение дало толчок для дальнейших исследований слабоумиякак формы врожденной задержки психического развития.
Бельгийский психиатр Ж.Демор(1867-1941)первый разделил причины отсталости, связанные с патологией, отвнешних причин, зависящих от условий воспитания ребенка. Он первый попытался вэтиологии выделить биологические и социальные (педагогические) компонентыслабоумия. Он разделял отсталых детей на медицински отсталые(отставание в развитии связано с перенесенными ребенком утробно или в раннемдетстве вредных факторов) и педагогически отсталых (не получившиехорошего воспитания в раннем детстве, перенесшие в детстве опасные болезни).
По этиологическомупринципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В.Айрленд(1880), который выделял психическое недоразвитие травматического,воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений.
В последующем многиеисследователи подразделяли умственную отсталость на «первичную»(наследственную) и «вторичную» (экзогенную). Внутри каждой группыпроводится дальнейшая дифференциация по клиническим проявлениям и степениинтеллектуального недоразвития.
К числу наиболее детальноразработанных этиологических классификаций относится группировка умственнойотсталости, предложенная Д.Джервис. (1959). Он выделял физиологическиеи патологические формы, а патологические в свою очередь делил наэкзогенные и эндогенные. Эта классификация — одна из наиболее подробных(включает более 40 форм).
Существенный вклад вучение о слабоумии внес русский психиатрГ.Я.Трошин (1874-1938). Ончетко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и психозов и оттех форм ненормальности, которые являются следствием соматическойослабленности ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания.
Второе направление — психолого-педагогическое (А.Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейн идругие). Сторонники этого направления уделяли изучению легких формумственной отсталости. Они понимали слабоумие как количественное отставаниеразвития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника изанимались в основном поиском путей выявления уровня психического развитияребенка. В начале 20века психолого – педагогическое направление визучении слабоумия стало ведущим в основном из-за педагогических нужд –необходимостью разделения содержания обучения, его методов и типов учреждений.
Французский педагогЖ.Филипп и врачП.Бонкур развивают это психолого-педагогическоенаправление, выделяя тот контингент учащихся, которые не смогут справитьсяс общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей сдостаточно сильными формами умственной отсталости.
Бельгийский врач ипедагогО.Декроли пытается объединить эти два направления и создает свою(достаточно сложную) систему классификации умственной отсталости. Эта классификациябыла основана на физиологических, биологических данных, а также социальныхданных, педагогических и психологических. Но эта классификация не призналасьего коллегами из-за сложности и непонятности.
Эти направления шли поодной линии, сотрудничая друг с другом. Клиницисты в своих исследованияхиспользовали данные и методы психологии, а психологические и педагогические исследованияподкреплялись клиническими материалами.
Накопленный к началуXX в. опыт врачей и психологов, разнообразные подходы к проблеме, различнаятерминология потребовали определенной унификации на основе выделения одноговедущего признака умственного развития ребенка. В том случае, когда речьидет об умственной отсталости, наиболее эффективным был бы показательинтеллектуального развития ребенка, определенный достаточно объективнымиинструментальными методами и фиксируемый в единицах, поддающихся измерению. Этимысли привели французского психолога Альфреда Бинэ (1857-1911) и врача ТомаСимона к разработке метода тестов и игр. В основу тестов Бинэ иСимона было положено состояние коммуникативной функции речи. Ученые разработалиопределенный набор игр, которые предъявлялись ребенку вербально, и требовали отнего выполнения определенных действий и вербального же ответа.
Результаты выполненияэтих игр были распределены в соответствии с возрастом нормально развивающегосяребенка. В случае отклонения от нормы (например, при нарушении интеллекта)ребенок, естественно, не мог справиться с заданием, соответствующим егофизиологическому возрасту. В этом случае экспериментатор подбирал задания дляболее функционального раннего возраста. Соотношение «возраста» выполненныхзаданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным числом(коэффициентом). Например, ребенок справлялся с заданием, рассчитанным на нормальноразвивающегося ребенка 5 лет. Физиологический возраст ребенка — 6 лет,следовательно, коэффициент данного ребенка — 0,83 (5/6 = 0,83)
В результате огромногоколичества проведенных экспериментальных исследований был определен диапазон «нормы»и отклонений от нее. Так, диапазон «нормы» лежал в пределах 1,0-0,8,следовательно, этот ребенок может быть отнесен к нормально развивающимся.
Приведем другой пример.Физиологический возраст ребенка — 6 лет. В результате экспериментальногоисследования (тестирования) было установлено, что он справляется с заданиями,рассчитанными на 3-летний возраст. В этом случае его коэффициент составляет0,5, и ребенок попадает в более низкий диапазон. В данном случае, естественно,встает вопрос о степени его интеллектуального развития. Так как Бинэ и Симонсчитали, что между уровнем интеллекта и уровнем развития коммуникативнойфункции речи существует жесткая корреляция, то и коэффициент получил название «интеллектуальногокоэффициента». Это название позволило исследователям разработать специальную«Метрическую шкалу умственных способностей», которая и была опубликована в работе«Новые методы диагностирования умственного уровня ненормальных» (1905).
Таким образом, Бинэ иСимона можно справедливо считать основоположниками психометрическогонаправления в изучении интеллектуальной недостаточности.
В отечественной наукерассмотрение различных проявлений умственной отсталости, началось несколькопозже — в начале XX в. Это стало предметом широкого изучения не тольков медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии,возникшей в 20-е гг. XX в., усилиями Л.С.Выготского, объединившейисследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей своеразвитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога. Онраскритиковал те учения о слабоумии, которые умственно отсталогохарактеризовали с негативной стороны. Он считал, что в умственно отсталом ребенкенужно найти то здоровое, незатронутое.
Выготский положил начало динамическомуподходу к сущности умственной отсталости, считая что дефект умственнойотсталости очень сложен и не может быть констатирован путем простогоперечисления симптомов. Симптом — не признак умственной отсталости, а результатразвития умственно отсталого. Он раскритиковал интеллектуалистическое направление,где на первый план выдвигалась интеллектуальная недостаточность и отрицалось еезначимость и где недостатки выводятся из расстройств аффекта и воли. Выготскийсчитает, что интеллект и аффект едины. Он по своему понимал умственнуюотсталость, выделяя при этом и разграничая первичную и вторичную природудефекта. Первичный – материальная основа умственной отсталости (органическиенарушения ЦНС), а вторичная – место умственно отсталого в социальной среде.
При разработке проблемыслабоумия отечественные дефектологи руководствуются положениями Выготского,т.е. опираться на здоровые качества умственно отсталого, учитывая возможностьвоздействовать на первичный дефект через коррекцию вторичного. В отечественнойдефектологии исследования слабоумия ведутся в различных аспектах: клиническом,психологическом, педагогическом. В зависимости от характера и причин нарушенияЦНС, от времени нанесения вреда ЦНС слабоумие может иметь формы олигофренийи деменций.
При олигофренииимеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головногомозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающимифакторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развитияплода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофренииотсутствует нарастание интеллектуального дефекта.
Для олигофрении характерно недоразвитие всехнервно-психических функций с недостаточностью абстрактных форм мышления.Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия,памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.
Недоразвитиепознавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, внедостаточности логического мышления, нарушении подвижности психическихпроцессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низкомуровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающейдействительности, но существенным признакам, в невозможности пониманияпереносного смысла пословиц и метафор.
Темп мышления замедлен,характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переносаусвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитиемышления сказывается на протекании всех психических процессов. В эмоционально-волевойсфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных формповедения. Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжелых формахвыявляется уже с первых месяцев жизни ребенка.
Отечественнаядефектология еще придерживается традиционной классификации олигофрении по тремстепеням отсталости: дебильность, имбецильность и идиотию, но эта классификацияне отражает всех градаций, которые можно наблюдать у слабоумных.
Дебильность является наиболее легкойпо степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициентинтеллекта 50–69). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточностьрасстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятияхсоциальный прогноз благоприятен.
Более тяжелойстепенью олигофренииявляется имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). Приимбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и кобразованию понятий.
Самая тяжелаястепень олигофрении — идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) — характеризуется грубымнедоразвитием всех психических функций.
Рядотечественных ученых предлагали свои классификации слабоумных, исходя из этиологическихпринципов (Д.А.Азбукин), патогенетических ифизиологических принципов. (Г.Е.Сухарева — Вее основу положены критерии времени поражения и особенностей патогенноговоздействия. В зависимости от времени воздействия этиологического фактора всеформы олигофрении она делит на 3 группы: первая группа — олигофрения эндогенной природы, обусловленная поражением генеративных клетокродителей; вторая группа — эмбрио- и фетопатии; третья группа — олигофрения,возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и враннем детстве. Внутри каждой из названных форм она проводила дифференциацию взависимости от особенностей клинической картины, включая степень глубиныинтеллектуального дефекта.
М.С.Певзнер,выделяет5 клинических форм олигофрении:
1)не осложненную форму без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и безгрубых выпадений функций анализаторов;
1) осложненнуюгидроцефалией;
2) сочетающуюсяс локальными нарушениями слуха и речи, пространственного синтеза, двигательныхсистем;
3) снедоразвитием переднелобных отделов головного мозга;
4) сочетающуюсяс поражением подкорковых структур мозга.
Основнымдиагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценкаинтеллекта по стандартным психологическим тестам интеллектуальный коэффициент –IQ.
Эти классификациипомогают решить проблему диагностики слабоумия и при исследованиипсихологических особенностей олигофренов.
Деменцияпредставляет собой распад более илименее сфор-мированных интеллектуальных и других психических функций, т. е. придеменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект.
В раннем возрастеразграничение деменции и олигофрении представляет большиесложности. Это связано с тем, что любое заболевание или повреждение мозга, приводящеек утрате ранее приобретенных навыков и распаду сформированных интеллектуальныхфункций, обязательно сопровождается отставанием психического развития в целом.Поэтому в раннем возрасте крайне трудно разграничить приобретенную и врожденнуюинтеллектуальную недостаточность. В связи с этим приобретенный интеллектуальныйдефект, связанный с прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, сэпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложнуюструктуру, включающую как отдельные черты деменции, так и олигофрении. При преобладаниипоследних говорят об олигофреноподобных состояниях.
При возникновении деменцииу детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становитсяболее четким. Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важноиметь в виду, что при деменции в отличие от олигофрении имеет место периоднормального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуальнойнедостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаютсяв неравномерной недостаточности познавательных различных функций.
Признаками деменции являютсявыраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляцииповедения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства:дети часто некритичны, расторможены, эмоции их примитивны.
В раннем возрасте деменцияпроявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Например, если деменциявозникает у ребенка трех лет, то, прежде всего, теряется речь, пропадаютначальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться иранее приобретенные навыки — ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.
Заключение
Рассмотрев и изучивосновные этапы развития учения о слабоумии и различные взгляды на эту проблемуумственной отсталости, становится ясно, что проблема слабоумия привлекаетвнимание на протяжении долгого времени врачей, педагогов. Решаются вопросыисследования слабоумия.
Среди разнообразияисследования слабоумия выделяются основные аспекты этих исследований:
1. — медико-клинический — основывается на знании этиологии умственной отсталости. Рассматриваютсяанатомо-физиологические и генетические нарушения, приводящие к нарушенияминтеллекта. Этот аспект в наше время – менее разработанный. В этом учении ослабоумии мы видим различные концепции в понимании патогенеза слабоумия: концепциидегенеративности (Б.Морель), эндокринологические, генетические,соматические (Э.Крепелин) и нейрофизиологические (Д.Бурневиль,Азбукин).
2. — психологический — рассматриваеткартину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями, состояниеэмоциональной сферы и личности в целом; исследуется психологические симптомыотдельных форм слабоумия. Здесь такие концепции:
· Интеллектуалистическая. Умственная отсталость видится внедостатке интеллекта (Платтер, Санте де Санктис А.Бине, Симон).
· Аффективная. Нарушение аффективной сторонысчитается основным симптомом слабоумия (Пинель).
· Психометрическая. Умственная отсталость видится какколичественное отставание умственного развития и всех способностей. Основнымкритерием диагностики умственной отсталости является интеллектуальныйкоэффициент, устанавливаемый методом психометрического тестирования.
· Концепция статистического пониманияхарактера дефекта.Это значит то, что умственная отсталость – это состояние, не поддающеесякоррекции.
· Концепция динамического подхода к пониманию структуры дефекта иперспектив развития умственно отсталых. Этой концепции придерживаются всеотечественные дефектологи. Утверждается, что умственная отсталость – этоформа патологического развития, затрагивающее познавательные, эмоционально –волевые стороны психической деятельности и личности в целом (Л.С.Выготский,Певзнер, Сухарева, Азбукин).
3. Педагогический — исследует и организует педагогическиепринципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениямиинтеллекта. В последние десятилетия в этом направлении складываетсяконцепция обучения лиц более старшего (послешкольного) возраста, т.е. взрослыхс различными степенями нарушения интеллекта.
Эти аспекты в изучениислабоумия разрабатываются вместе, взаимодополняют друг друга.
Еще не в одной стране неразработана такая классификация, которая бы учитывала все компоненты,составляющие типологическую картину слабоумия. Еще не одна из классификаций непризнана и поэтому до сих пор продолжаются поиски все новых и новых принципов икритериев для подобных классификаций. Но в науке идет прогресс, нет застоя,происходит совершенствование и углубление известного. Появление нового в учениио слабоумии – новый успех всех наук, занимающихся исследованием слабоумия.
Список литературы
1. Выготский Л.С.Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. — М., 1983.
2. Замский Х.С.История олигофренопедагогики. Уч.пособие для студентов дефектологическогофак.пед.инст. М., «Просвещение», 1974.
3. Основыспециальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.;Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
4. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.
5. Рубинштейн С.Я.Психология умственноотсталого школьника. — М., 1986.