История возникновения и развития банковского дела его особенности в ряде стран

–PAGE_BREAK–Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет своим клиентам ряд услуг. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов: коммерческие клиринговые банки; центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии; правительство Великобритании держит счета в Банке Англии. Таким образом, платежи, налоги в бюджет и платеж из бюджета на социальные нужды проводятся через счета Банка Англии.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Минфина.
Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от обстоятельств. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышает обратный поток, возникает ситуация, при которой банковские запасы ликвидных активов снижаются, и начинает ощущаться нехватка средств на денежном рынке. В противном случае накапливается избыток ликвидности.
Еще более частая ситуация – появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день.
Чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и куда главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки сразу же меняют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.
С 6.05.1997 г. Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Цель данного регулирования – обеспечение ценовой стабильности и поддержка правительственной экономической политики, включая задачи по обеспечению экономического роста и занятости. Банк публикует ежеквартальный отчет об инфляции. Задача обеспечения ценовой стабильности в настоящее время считается достигнутой, если индекс розничных цен равен примерно 2,5%.
Решения по процентным ставкам принимаются банковским Комитетом по денежной политике. Комитет собирается ежемесячно. Голосование осуществляется по принципу «один человек – один голос». Решения о процентных ставках подлежат немедленной публикации.
В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка включается в сферу ответственности Банка Англии.
Законодательно ответственность Банка Англии за банковский надзор была определена в 1979 г., но и до этого Банк осуществлял неформальный надзор за рядом кредитных организаций, оперирующих на лондонском рынке.
Первоочередная цель банковского надзора – защита вкладов клиентов банков, оперирующих на английском рынке.
В настоящее время функционируют более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за каждым из них, действует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада.
Банкротства некоторых банков выявили слабые места в системе банковского надзора, за что лейбористы подвергли Банк Англии острой критике и предложили лишить банк контрольных функций и передать их банковскому Комитету. Надзорные органы в настоящее время систематически учитывают риски, с которыми сталкиваются банки. Одновременно Банк Англии осуществляет постоянный внутренний контроль над качеством выполнения надзорных функций [10, с.24].

1.3 Особенности банковской системы Китая
В Китае действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на втором – специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками (прил.В).
Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая, который был создан в 1948 г. на базе слияния Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка. Изначально на банк Китая были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами. Эта система со временем претерпела ряд изменений. Наиболее существенным стало то, что с сентября 1983 г в соответствии с решением Центрального народного правительства Народный банк Китая выполняет функции центрального банка и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.
Народный банк Китая управляет денежной политикой государства, применяя следующие регуляторы: формирование установленных пропорций требований отчислений в депозитный резервный фонд от кредитно-денежных организаций; определение базовой процентной ставки центрального банка; осуществление переучета векселей кредитно-денежных организаций, открывших счета в Народном банке Китая; предоставление кредитов коммерческим банкам; покупка и продажа на открытом рынке облигаций государственного займа, других правительственных облигаций и валюты.
Банк Китая управляет государственной казной и может по поручению финансовых ведомств Госсовета начать эмиссию и реализацию кредитно-денежным организациям облигаций государственного займа и других правительственных облигаций, а также при наличии потребности, он может открывать счета кредитно-денежным организациям, но не должен производить овердрафт по их счетам.
В числе многочисленных полномочий Народного банка Китая особого внимания заслуживает так называемое принятие управления коммерческими банками. Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, то Банк Китая может принять на себя управление данным банком.
В пределах территории Китая коммерческим банкам запрещается: заниматься поручительскими инвестициями и операциями с акциями; осуществлять инвестиции и в недвижимость, не предназначенную для собственных нужд; вкладывать средства в небанковские кредитно-денежные организации и предприятия.
Последняя мера призвана способствовать сосредоточению усилия коммерческого банка на улучшение качества традиционных для них операций.
В банковскую систему Китая также входят кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.
Кредитные кооперативы – это финансовые организации, главными задачами которых являются прием депозитов и предоставление кредитов находящимся в городах и сельской местности мелким компаниям, ведение расчетов между ними, а также прием вкладов населения [10, с.32].
В зависимости от местонахождения кредитные кооперативы подразделяются на городские и сельские. Городские кооперативные банки учреждаются на долевой основе. Держателями их капитала является население, предприятия с капиталом менее 1 млн. юаней, а также государство в лице местных органов власти.
После образования Китайской народной республики первыми шагами новой власти стали национализация крупнейших банков и создание на их основе государственных банков. Банковская система строилась, исходя из задачи организации во главе пирамиды различных банков единого централизованного государственного банка с разветвленной сетью отделений, способного сосредоточить не только эмиссию денег, но и основную часть всех кредитных и расчетных операций в стране.
С трансформацией Народного банка Китая в центральный банк Китая функции кредитования народного хозяйства были переданы специализированным государственным банкам: Сельскохозяйственному банку, Народному строительному банку, Банку Китая и Торгово-промышленному банку.
В 1994 г. были созданы три специализированных государственных банка – Государственный банк развития, Банк развития деревни и Экспортно-импортный кредитный банк, основной задачей которых стало предоставление политических, льготных кредитов. Эти банки не конкурируют с коммерческими банками, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов Народного банка Китая и эмиссии собственных облигаций.
Банковская система Китая – один из самых динамичных элементов экономики этого государства. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, ее характерной особенностью является неизменно жесткий контроль над деятельностью коммерческих банков. Среди последних изменений в банковской системе Китая следует назвать превращение с целью активизации конкуренции государственных банков в банки коммерческие, а также увеличение количества городских кооперативных банков.
На территории Китая ведут активную деятельность и иностранные банки, а также их отделения. Традиционно они играют заметную роль в банковской системе Китая.
С 1979 г. иностранным банкам были разрешено создавать представительства в специальных экономических зонах: в Пекине и ряде других городов. Однако банковские представительства могли заниматься только рыночным исследованиями, консалтингом, экономически анализом, содействием в установлении контактов с китайскими властями, производителями и потребителями, но никак не банковской деятельностью.
Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. В Китае лидируют японские банки.

2. Российская банковская система в условиях глобального кризиса
2.1 Причины и тенденции глобального финансово-экономического кризиса
Глубинной причиной кризиса стали дисбалансы в мировой экономике, связанные с избыточным потреблением в Соединенных Штатах. В последние годы население этой страны жило не по средствам, практически ничего не сберегая, а лишь потребляя заработанные средства (прил.Г). Значительная часть населения жила в кредит, причем заемщики просто не могли обслуживать объемы взятых кредитов, столь огромными они были. В первую очередь это касалось нижней части среднего класса – людей с доходами между 20 и 35-40%, получивших доступ к новым высокорискованным кредитным инструментам, такими, как «второсортная» ипотека, но не умевших ими пользоваться.
В Соединенных Штатах наблюдалось постоянное увеличение торгового дефицита, который покрывался ростом внешних заимствований. Безусловно, этот процесс не мог продолжаться бесконечно.
В середине 2007 г. на рынке ипотечного кредитоввания в Соединенных Штатах начался кризис, который вызвал волну недоверия к финансовой системе, прежде всего к производным финансовым инструментам. В результате возник жесточайший кризис доверия: даже крупнейшие финансовые институты резко снизили или закрыли лимиты друг на друга. Сложилась ситуация ступора, приведшая к коллапсу фондовых рынков.
Подобный процесс наблюдался и в России, когда резкое падение фондовых индексом сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок акций. В стране три дня продолжалось обвальное падение рынка акций, что привело к дестабилизации всей экономики и вызвало сильный психологический шок, от которого все экономические агенты приходили в себя в течение нескольких месяцев.
Однако рынок облигаций, обслуживаемый Сбербанком РФ, продолжал функционировать, но и с этого рынка ушли три крупнейших банка: они закрыли лимиты на рынок облигаций из-за высоких рисков.
В 2009 г. риски в мировом финансовом секторе снизились, но сегодня они перешли в реальный сектор. Кредитное сжатие в Соединенных Штатах, прекращение экспортного кредитования, а также стремление к снижению долговой нагрузки финансовых институтов и домохозяйств вызвали резкое падение спроса во многих странах. В результате кризис, начавшийся как финансовый, перешел в глобальный экономический кризис.
От ипотечного кризиса страны, мало работающие с производными финансовыми инструментами, включая Россию, пострадали меньше, но делевереджинг – сокращение кредитного плеча, а также резкое падение спроса ударили по всем странам мира. В мировой экономике ничего подобного до сих пор не происходило. Ситуация меняется настолько быстро, что даже самые пессимистичные прогнозы сегодня оказываются оптимистичными. В таких странах, как Япония и Швеция, падение промышленного производства в декабре 2008 – январе 2009 г. составило в годовом исчислении около 20%.
Важнейшим каналом распространения кризиса стало падение мировой торговли (прил.Д). В некоторых странах объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился наполовину. Больше всего от кризиса из-за спада в торговле пострадали страны, экспортирующие товары длительного пользования и инвестиционные товары, а также страны, в экспорте которых преобладают сырьевые товары.
В Китае темпы экономического роста также существенно замедлились, хотя до недавнего времени его позиции считались незыблемыми. В феврале нынешнего года в результате сокращения экспорта рост китайского промышленного производства составил всего 3,8% по отношению к февралю 2008 г. Затем ситуация улучшилась: темпы роста промышленного производства в марте-апреле превышали 7%. Но положение остается неустойчивыми. Во многом именно от развития Китая будут зависеть глубина мирового экономического кризиса и темпы восстановления глобальной экономики.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов касается продолжительности кризиса, быстрый экономический рост в последние десять лет расслабил и бизнес-сообщество, и чиновников России. Но специалистам уже сегодня ясно, что нынешний кризис – это L-кризис, и восстановление будет длительным и трудным.
Самый лучший способ определить продолжительность кризиса – изучить динамку прошлых кризисов. Анализ некоторых кризисов показал, что период восстановления экономики обычно приблизительно в два раза длиннее периода падения, рецессии. Например, в период Великой депрессии падение длилось 4 года, а восстановление – 8 лет. Трудно прогнозировать окончание рецессии, но важно понимать, что восстановление валового внутреннего продукта до докризисного уровня займет примерно в два раза больше времени, чем длилось падение.
2.2 Проблемы российского банковского сектора в условиях кризиса
Центр исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям: многие кризисы происходили через несколько лет после финансовой либерализации или, как нынешний кризис, — после периода массовых инноваций в банковском секторе; кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья; в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют; на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либерализацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри [5, с.8].
В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и падение реального валового внутреннего продукта. Причина снижения – проблемы ликвидности и роста объема «плохих» долгов на балансах банков.
Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследствие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кризисом не обязательно бороться активно, важнее – правильно. Иногда на начальном этапе эффективно сделать паузу, выбрать соответствующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.
Главный вопрос всех кризисов – насколько быстро и эффективно регуляторы могут предотвращать наращивание «плохих» долгов банковского сектора и принять меры к тому, чтобы банки очистили свои балансы. Для всех кризисов очевидно одно важное обстоятельство: до тех пор, пока власти не решали проблему банковского сектора, восстановление не начиналось. Исключение составили также развивающиеся страны с незначительным банковским сектором, в которых экономический рост может возобновиться без расчистки балансов банковского сектора именно в силу его малой значимости.
    продолжение
–PAGE_BREAK–