История возникновения причесок. Классификация причесок

Парикмахерское дело
Тема
«История возникновения причесок.Классификация причесок»
Буденновск 2010г.

Содержание
Введение
Глава I. История возникновения моды наоформление причесок
1.1.   Африка
1.2.   Прическииндейцев
1.3.   Египет
1.4.   Древняя Греция
1.5.   Древний Рим
1.6.   Средние века
1.7.   Ренессанс
1.8.   Барокко
1.9.   Рококо
1.10.                                                                                                                                             Директория
1.11.                                                                                                                                             Ампир
1.12.                                                                                                                                             Бидермеир
1.13.                                                                                                                                             Новое время
1.14.                                                                                                                                             Славянские народы
Глава II. Классификация причесок и ихособенности
2.1.   Классификацияпричесок по длине волос
2.2.   Классификацияпричесок
2.3.   Бытовые прически
2.4.   Вечерние прически
Глава III. Анатомические особенности строенияволос
3.1.   Строение волос
3.2.   Химическоесвойство волос
3.3.   Физическиесвойства волос
3.4.   Рост волос
3.5.   Стандартный рост
Глава IV. Инструменты используемые в процессеоформления и художественное моделирование, торжественных причесок
4.1.   Расчески
4.2.   Щетки
4.3.   Зажимы
4.4.   Опрыскиватель
4.5.   Фен
Глава V. Практическая часть. Разработать вариант художественноймоделирования и оформления прически для девушки 25 лет, маленького роста,худого телосложения цветотип «зима», волосы прямые
5.1.   Стрижка подразными углами создающая эффект градирования
5.2.   Базовая стрижкасредней длины
Заключение
Список источников и литературы

Введение
Парикмахерское искусство зародилось в ДревнемЕгипте. Египтяне владели техникой окрашивания волос хной, умели обесцвечиватьих, а также выполняли завивку на специальном железном стержне. Мужчины извысших сословий полностью брили голову, а женщины делали короткие стрижки.Такие предпочтения древних египтян были связаны с гигиеническими соображениями.В этот период в Египте появились парики небывалой красоты и изящества. Волосыпариков красили полностью или отдельными прядями, а также накручивали наспирали в соответствии с модными тенденциями. Традиционными украшениями египтянбыли диадемы, налобные обручи, ленты и живые цветы.
В отличии от египтян греки придерживались простотыи изящества. Красивые волны, тугие пучки на затылке, маленькие украшения – всеэто было характерно для древнегреческого парикмахерского искусства. А вот римлянене стеснялись демонстрировать пышность и роскошь волос. У парикмахеров этоговремени было множество возможностей для реализации своих творческих фантазий.Кстати, именно римские мастера причесок придумали дополнения в виде накладныхлоконов и шиньонов.
Парикмахерское искусство достигло расцвета к XVI-XVII векам. Популярный в этовремя стиль барокко нашел отражение и в прическах, которые стали отличатьсязамысловатостью и необычностью форм. При создании этих необычных причесокиспользовались не только накладные локоны, но и ленты перья и цветы. В своемстремлении к пышности парикмахеры доходили до того, что сооружали из волосбашни, вазы, корабли и т.д. Для укрепления таких необычных конструкций мастерапользовались специальными проволочными каркасами[1].
Настоящим переворотом в мире причесок стали щипцыдля горячей завивки, изобретенные французом Марселем, и завивка, котораясохранялась на протяжении полугода, изобретенная немцем Нестле.
В середине ХХ века в моду вновь вошли парики. Вэтот период прически стали более тяжелыми и объемными. В моду также вошелначес. Ближе к концу ХХ века модными стали более естественные прически,например распушенные волосы или локоны, собранные в конский хвост.
Эта тенденция сохраняется и сегодня. Сейчас в модездоровые, блестящие волосы, которые выглядят максимально естественно. И все жепри выборе прически или стрижки следует учитывать особенности внешностичеловека, ведь кому-то идут длинные волосы, а кто-то выглядит гораздопривлекательнее с озорной стрижкой.
Услуги, которые оказывают парикмахерские сегодня,весьма разнообразны. Строго говоря, само понятие «парикмахерская» подразумеваетуход за волосами, всевозможные стрижки, окраску волос, перманент, созданиепрически. Наряду с этим в парикмахерских традиционно производят коррекцию линийбровей, окраску бровей и ресниц, бритье, маникюр, эпиляцию, а также постижерныеуслуги, т.е. создание изделий из натуральных и искусственных волос и уход заними.
Во многих салонах создание прически дополняетсявизажем, особенно если речь идет о торжественных случаях наращивание волос иногтей, выбор прически с помощью компьютера или шаблонов – услуги, пользующиесяспросом в парикмахерских салонах.
Класс парикмахерской определяется качествомоборудования, квалификацией мастеров и спектром услуг.
Салон-парикмахерская класса «Люкс» обеспечивает навысоком художественном уровне выполнение парикмахерских услуг любой сложности иповышенного качества, включая выполнение оригинальных, уникальных стрижек ипричесок, а также оказывает другие виды парикмахерских услуг, соответствующихсовременному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросамклиентов.
Салон-парикмахерская обеспечивает выполнениехудожественных причесок, стрижек и других видов парикмахерских услуг.
Парикмахерская предоставляет все видыпарикмахерских услуг.
Парикмахер, который хочет быть востребованнымспециалистом, должен уметь оказывать все виды услуг. Парикмахер-стилист илипарикмахер-модельер, на основе своих знаний, вкуса и видения клиента обязансоздать тот образ, который нужен клиенту, даже если клиент не умеет этогообъяснить сам или не знает, на чем остановить свой выбор.
Парикмахер должен оценивать состояние волос клиента,так как его рекомендации по уходу за волосами, а также по целесообразностиприменение таких жестких процедур, как завивка и окраска, — важная частьработы. Хорошая прическа при минимальном вреде для волос – это то, зачемприходят в парикмахерскую клиенты.
Современные технологии, материалы и средства дляухода, окраски, завивки волос и создание причесок диктуют необходимостьпостоянного совершенствования и отслеживания новинок в мире парикмахерскогоискусства. Новинки оборудования и мода вносят коррективы и в технологиисоздания причесок (например, прически с применением искусственных волос,технологии наращивания волос, мода на африканские косички).
Сегодня знания, необходимые парикмахеру, выходятдалеко за рамки тех которые можно почерпнуть из старых учебников. Специальныепериодические издания, семинары, конкурсы и курсы повышения квалификации –важное условие поддержания мастерства на должном уровне. Однако не следует забывать,что основа, т.е. фундаментальные знания, которые можно получить в специализированныхучебниках заведениях под руководством опытных мастеров, имеющих навыкипреподавания, нельзя заменить только чтением периодической литературы.
Вкратце коснемся основ классической стрижки и правилработы с волосами, но основное внимание уделяется самому процессу работы,средствам и способам ухода, подбору причесок был не только интересен, но и сталпонятен. В то же время поймем, насколько разнообразны методы усовершенствованиявнешности с помощью прически, научитесь правильно ухаживать за волосами, иполучить основные сведения о том, как правильно стричь, окрашивать, завивать иукладывать волосы[2].
Для домашнего мастера, который ухаживает за своейпрической и прическами своих близких, этого вполне достаточно. Если выпочувствуете, что вам не хватает каких-то навыков и знаний или захотите статьпрофессиональным парикмахером (а, возможно, и открыть свою парикмахерскую).
Каждое лицо красиво по-своему, нужно лишьиспользовать средства, подчеркивающие его красоту. В этом заключается задачапарикмахера – найти именно те контуры и элементы, которые делают прическуидеально подходящей к образу и лицу клиента.

Глава I. Историявозникновения моды на оформление причесок
1.1.    Африка
Прически африканскогонаселения, несмотря на примитивность их исполнения, были, весьма разнообразны иоригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы жителей Африки,
Форма причесокизменялась в зависимости от пода, положения в обществе, образа жизни. Самой распространеннойбыла такая прическа; клок волос на макушке, прикрытый небольшим глинянымгоршком круглой формы, остальные волосы тщательно сбриты.
Кроме того, носилипрически, напоминавшие иглы ежа: волосы насередине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему ониторчали в разные стороны.
Боковые пряди былизначительно длиннее, их взбивали деревянным частым гребнем так, что онипревращались в подобие шара.
Носили прически и снесколькими горизонтальными и вертикальными проборами; при этом волосы короткоподстригались, рисунок был произвольным. Иногда прически были выражениемприхоти, шутки или забавы.
Народы Южной Африкистарались подражать могучим буйволам и быкам. Поэтому они сооружали прически,напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на две части, плотноскручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в сторону. Встречаласьприческа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным пометом,смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6-7 см. Валик крепился по центруголовы — от лба до шеи.
Сооружали прическу,похожую на женскую шляпу или на виноградную лозу. При этом пользовались сажей,глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, меднымипластинами, перьями, пуговицами, деревянными палочками, плодами, цветами,лентами. Женские прически по сравнению с мужскими выглядели значительно проще.Часто женщины просто сбривали волосы на голове, иногда оставляя их в видеборозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Средиафриканского населения была распространена косметика и раскрашивание тела — татуировка. Африканцы придавали большое значение искусству причесывания ипостоянно совершенствовали его[3].
1.2.    Прически индейцев
Прически индейцевбыли чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетенные косы ираспущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку.Иногда височные пряди скручивали в жтуты или заплетали в косы. Женские прическисостояли из пучков и кос.
Каждое индейскоеплемя имело свои индивидуальные особенности. Мужчины племени хучинов носилираспущенные до плеч волосы, смазанные маслом и красной охрой. Некоторыезачесывали их назад и собирали в пучок на макушке, распускали «скальповуюпрядь». Женщины заплетали волосы в косы.
Мужчины-ирокезычисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шелото лба до шеи. «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Длягустоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев.Женские прически — узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильносмазывали маслом, глиной или смолой, украшали цветами.
Прически многихиндейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иноесобытие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины,вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли рассказать озанятиях представителя племени, его культуре., быте, достатке. Так же, как и ународов Африки, прически индейцев отражали их положение в общине. Так каккаждое племя индейцев поклонялось определенному животному, то и в прическах,особенно мужских, встречались элементы внешнего вида этого животного. Так,мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали сдвух сторон наподобие рогов — в честь тотема. Индейцы, почитавшие черепаху,носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост,ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горностаю,напоминали силуэты этих птиц и животных, их украшали рогами, хвостами и перьями[4].
Головные уборыиндейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшениембыли перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о военныхзаслугах. Тело покрывали геометрическими рисунками, раскрашивали черной икрасной красками.
Косметика индейскихплемен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному,употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. ИндейцыБразилии деформировали отдельные части лица — нос, губы, мочки ушей. У племенмайя косые глаза были эталоном красоты. Индейцы-кри украшали части лица, нос,уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костянуюпалочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды.Лицо окрашивали охрой, свинцом, сажей.
Многие племенаприбегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства яркими цветами, средикоторых преобладали синяя и оранжевая краски. Однако процедура эта былаболезненной.

1.3.    Египет
Археологическиенаходки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, а их формадолго сохранялась в различных слоях египетского общества. Стиль этой эпохиотображал условия жизни общества. Форма прически напоминала трапецию. Волосычасто сплетали в мелкие косички и ровно обрезали таким образом, чтобы онитолько закрывали уши, создавая прическу «Пажо». Мужчины и женщины носилипарики, форма, размер и материал которых указывали на социальное положение еговладельца. Волосы парика заплетали в тугие многочисленные косички, располагаяих плотными рядами.
Характерной чертойвсех причесок была строгость и четкость линий, за что они получили название«геометрических». Все волосы, плотно облегающие лицо с обеих сторон, разделялипродольным пробором и ровно постригали на концах. Верх парика был плоским. Всемужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальнымсерповидным прибором из камня или бронзы. Египтяне носили искусственные бородыиз волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому подбородку.
Прически знатиотличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при болееглубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов:прически походили на геометрическую форму — трапецию. Хотя основным атрибутомпрически был парик, они все же не отличались большим разнообразием, особенно умужчин[5].
Женские прическипостепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Парикиизготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волоконрастений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цветасчитались модными, особенно- в период нового царства. Фараон и его приближенныеносили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие,круглой формы.
1.4.    Древняя Греция
В Грециипарикмахерское искусство было на высоком уровне развития. Греки объединилидостижения культуры других народов. Рабы-парикмахеры при выполнении прическисоблюдали правила гармонии и эстетики. Они стремились подчеркнуть строениечеловеческого тела как вполне совершенное создание природы. С развитиемгреческого общества прическа стала определять социальное положение человека.
В период архаикимужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские.Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные вкосы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту,которая охватывала всю голову. Мужские прически делались из длинных, тщательнозавитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной былаприческа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову.При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцевидных илисерповидных локонов.
Древнегреческиемастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, всегда создавали своипрически с учетом возраста, особенностей лица и фигуры[6].
После этих причесокв V-VI веках до новой эры появились маленькие аккуратные парики изподстриженных, крупнозавитых кудрей. Завивке в это время уделялось большоевнимание.
В период расцветаАфинского государства в мужских прическах постепенно появляется некотораяженственность, например, прическа Аполлона Бельведерского. Она выполнена иззавитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным легким бантом. В женскихприческах преобладали четкие очертания пучков и узлов. Получили большоераспространение туго уложенные на затылке пряди. Эта прическа называлась«прической гетеры». Со временем она усложнилась, стала делаться из завитыхволос с применением каркаса и получила название «греческий узел». Такаяприческа считалась классической в Древней Греции.
1.5.    Древний Рим
Парикмахерскоеискусство у древних римлян, так же как и у древних греков, пользовалось особымвниманием. В течение долгого времени там господствовал греческий стиль, пока невыработался собственный, который около 300 лет до новой эры был еще богаче, чемв Греции.
Мужские прическипредставляли все возможные фасоны стрижек. Делались они из взбитых волос. Самойхарактерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей илидо середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легкоподвивалась. Прически не были сложными, стриглись довольно коротко, брилось илицо.
После введенияхристианства был принят новый вид стрижки волос — «тонзура». Его можно считатьотносящимся к церковнослужителям. Предшественницей этой стрижки была стрижка«апостола Павла», при которой передняя часть головы выбривалась. Эту стрижкуносят еще; и сегодня служители греко-католической церкви[7].
Женские прическиделались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие, объемные пучки.Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами.Когда в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали обесцвечиватьволосы. Сами средства для обесцвечивания остались секретом. Предполагалось, чтопри этом применялись серные или меде содержащие препараты.
Позднее у римлянвстречается короткая стрижка на голове и гладко выбритое лицо, так как длинныеволосы и бороды мешали им в сражениях.
На старинныхбарельефах чаще всего можно увидеть длинные серьги, подвески в виде крестов иполумёсяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами сизображениями богов и животных. Распространены были также браслеты в видеспиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые цепи, воротники изпластин с крупным жемчугом. Низшие сословия — украшения, изготовленные изпростых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.
Все население,независимо от ранга, широко использовало косметику, причем особенно ценилисьароматические настойки и эссенции для лица и тела.
1.6.    Средние века
Приблизительно вX-XII веках начинает развиваться парикмахерское ремесло. К этому временивозникают и быстро растут города. Скученность городского населения приводила кчастым эпидемиям, уносившим огромное количество жизней. Посещение бань стало нетолько обязательным, но и жизненно необходимым. Здесь можно было и вымыться, ипобриться, и постричься; Эту работу выполняли банщики — первые представителипарикмахерского дела. Они занимались, кроме этого, удалением зубов, бородавок,кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак — небольшой круглыйтазик.
В XII векепоявляется профессия, родственная парикмахерской, — брадобрей. Брадобреивыполняли самые примитивные стрижки, делали прически, брили бороды. Но вскореони начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовыепоходы, рыцарские междоусобицы привели к тому, что на основе профессии банщикови брадобреев появилась совершенно новая — фельдшер-полевой парикмахер.
Девушки франкскихплемен времен Меровингов (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми,поскольку это не мешало им в работе. В торжественных случаях они украшали ихузким золотым обручем, цветами и лентами. Знатные женщины связывали волосы назатылке по-римски или же покрывали их платком. При Каролингах, после 751 года,женщины носили посередине пробор и длинные не подвязанные сзади косы, плетениекоторых начиналось у самой головы.
В торжественныхслучаях высшее духовенство носило митры. Митра ранее представляла собой круглуюшапку, простую по форме и украшению, но со временем она стала более высокой,треугольной, из двух половинок, соединенных околышем. Митры изготовлялись изпарчи и расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митрыопускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара. Этобыл вначале высокий колпак конической формы, посередине шла полоса, переходящаяв горизонтальный околыш. Тиара так же, как и митра, делалась из дорогихматериалов[8].
1.7.    Ренессанс (XV-XVI вв.)
Эпоху, сменившуюсредневековье, характеризуют как эпоху Возрождения (Ренессанс). Она принесла ссобой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины в то время носиливолосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, ависочные и затылочные пряди подстригались полукругом или эллипсообразно[9].
Прически делали какиз прямых, так и из завитых волос. В женских прическах преобладали завитыелоконы, закрепленные шпильками. Распространенная прическа — « Колба»- пробор. Втакой прическе волосы зачесывались от макушки в разные стороны — от виска довиска. Через лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзадиподстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь.
Часто делалась«пейзанская» стрижка, где применялись перевитые украшения, локоны и многоедругое. Использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применениемкаркаса.
1.8.    Барокко (конец XVI — середина XVIIвв.)
Этот стиль несет насебе печать величавости, перегруженности, утяжеленности. Распространяетсяприческа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельнымилоконами на плечи и спину.
С 1624 года в модувходит пышный завитой парик. Завивали его горячим способом, с помощью пара, чтобыло в то время большим новшеством. Во второй половине XVII века парикмахерскоедело достигает большого расцвета. Парикмахеры делают всевозможные прически:«грива», «пудель». Они представляли собой большое взбитое «облако» из локонов,окружавших лицо. Бриды париков были удлиненными.
Самой моднойбородой этого времени считается «мушка» ~ маленький пучок волос под нижнейгубой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции[10].
Женские прическистали более естественными. В моду входит прическа «Мария Манчини», котораяукладывалась двумя полушариями. Делался прямой пробор и два змеевидных локона,ниспадающих на спину или плечи.
Затем появляетсяновая прическа — «фонтаж». Она представляла собой нагромождение высоко надолбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. Налбу завивалось несколько локончиков. а на грудь спускался один или несколькозмеевидных локонов.
В 1644 годупоявилось специальное руководство, содержащее советы и рецепты по уходу залицом и волосами. Но. несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной.Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие иплохо оборудованные. В них едва помещался небольшой столик, зеркало и таз скувшином. Умывались через день. К концу недели на лице образовывался толстыйслой помады. Женщины, девушки и даже мужчины румянились и подкрашивали губы.
1.9.    Рококо (первая половина XVIII в.)
Этот художественныйстиль принес изящество, легкость, воздушность, утонченную хрупкость иизнеженность.
Прически на парикахначинают постепенно уменьшаться. Носили прическу «кё»: подвитые волосы зачесывалина затылке в хвост черной лентой. Затем хвост стали убирать в мешочек изчерного бархата. Такая прическа получила название «а-ля бурс».
Затем появилисьпрически, в которых височные пряди завивались и укладывались по-разному.Затылок был гладкий. Снизу затылочные волосы обматывали кожаными ремешками ввиде крысиного хвоста или заплетали косичку.
Женские прическибыли маленькие, при этом их обильно пудрили. Одной из них была прическа«графини Коссель». Красивые легкие локоны обрамляли передние и боковые частиголовы, тогда как задняя часть была гладкой. Локоны обрамляли только затылок[11].
В период Рококобыли наиболее известны три французских мастера: Ласкер, Даж и Легро. Самымвыдающимся из них был Легро, который разработал основы технологиипарикмахерских приемов, а также внедрил в жизнь принцип, заключавшийся в том,что прическа должна соответствовать особенностям лица, форме головы, фигуре. Имже была открыта в Париже Академия, готовящая мастеров-парикмахеров (1757 г.).
Во второй половине XV11I века прически становятся выше. Онипредставляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой.
Для того чтобывыполнить такую прическу, нужно было прибегать к каркасам. Сверху на прическеукрепляли фигурки людей, кораблики.
Трудно назватьдругой стиль, который бы украсил прически больше, чем стиль рококо: золотыешпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала,оникса, чу га. Шпильки использовались в прическе десятками, а иногда и сотнями.
Было модно украшатьприческу живыми цветами, а чтобы они не увядали, внутрь вставляли флакон сводой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длиннымистраусовыми перьями, перьями марабу.
Придворные кавалерыи дамы стремились под белилами и пудрой скрыть свой возраст.
1.10.   Директория (1795-1799 гг.)
В период Директориив моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи илизакалываются произвольно. Для этого пользовались различными заколками дляволос.
Появляются утрированныеи экстравагантные прически, в которых волосы были как бы в беспорядке, создаваявпечатление непричесанности. Возникают прически «Невероятная», «Немыслимая».
Это течение,названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать свое влияние на весьуклад жизни и во Франции. Мода предпочитала греческий стиль, что привело кпростоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно, изачастую закалывались только одной шпилькой, брошью или просто связывалисьузлом.
Наряду с этимносили и укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще сукрашениями в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящихкамней. Все это свидетельствует об отсутствии единства стиля в те годы.
Прически временВеликой французской революции отличаются пестротой, в них нет однообразия.Прическа перестала быть сословным отличием. В период диктатуры якобинцев тон вобласти моды задавали городская беднота, народные массы. Моды создавались чутьли не ежедневно как реакция на происходящие события и так же быстро исчезали.Парики «грива», «узел», «кошелек», «хвост» были объявлены вне закона. Прическигорожан представляли собой свободно ниспадающие на плечи волосы. Длина их тоувеличивалась, то сокращалась. Иногда на лбу выстригалась челка, а на затылкезавязывался хвост. Впоследствии эта прическа стала более аккуратной и средибуржуа получила название «поросячий хвостик», так как волосы скрепляли в виденебольшого хвостика. Цвет волос в прическах был естественным. Буржуа надевалинебольшие парики орехового или каштанового цвета; члены Конвента ввели в модуприческу «патриот- эле гант» и «ёж», а также прически граждан Древнего Рима.
Появляются такжеэкстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос, сзатылка зачесанных наперед, а с боков, на висках, заплеталось по одной гонкойкосичке, которые сзади соединялись и перевязывались. Такие прически носилищеголи, так называемые мюскадены и инкруаябль[12].
Во времена Директорииразмеры головных уборов значительно уменьшились. Нередко женский головной уборсо- стоял из одной ленты, которая сочетала в себе цвета национального флага.Носили шляпы с острым верхом и трехцветными лентами, кокардой или шнуром.Треугольные шляпы носили военные — со временем они претерпели изменения: вконце века появилась шляпа «сахарная голова», обвитая трехцветными лентами;несколько лет спустя ее сменила низкая шляпа с прямыми полями. Носили колпаки,получившие наименование «фригийских», появились цилиндры. Крестьяне ходили вширокополых войлочных шляпах. Женщины подражали мужчинам: носили мужскиефетровые шляпы с большими полями «а-ля Генрих IV»[13].
1.11.  Ампир (первая четверть XIX в.)
Переворот в модах ивидах причесок произошел во Франции после того, как Наполеон сверг Директорию иобъявил себя консулом и императором. Мечтавший о великолепии Римской империи,он дал повод к тому, что как причесыванию, так и одежде стали придаватьтрадиционно древнеримские формы. Прически делали исключительно на переднейчасти головы, а лоб ограничивали мелкие ниспадающие локоны. Типичными былидрагоценные украшения причесок. В то время появилась прическа «Титуса»,пользовавшаяся таким успехом, что ее долгое время носили в Европе. Однаковскоре развился и обрел свои формы ампирный стиль. Триумфом его была техниказавивки локонов.
Разнообразиелоконов: спиральных, круглых, плоских и пр., бросающихся в глаза при осмотрекартин старых мастеров, поражает каждого современного парикмахера.
Действительно, в тевремена умели мастерски создавать переход от сплетенных частей прически кплоским ее частям.
Особеннохарактерным было украшение причесок. Широкие гребешки, драгоценные диадемы,вышитые жемчугом ленты и дорогие застежки до такой степени заполняли прически,что они выглядели подчас перегруженными. Однако, несмотря на возникшее новоенаправление моды, некоторые женщины и к концу этого периода носили пудренныепрически. В результате английской блокады и нехватки в связи с этим пудрыправительство запретило носить пудренные прически или же облагало носительницутакой прически высоким налогом или денежным штрафом. После поражения Наполеонаэти виды причесок исчезли, как и все, что было связано с французскимимператором. Вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды[14].
1.12.   Бидермейер (1815-1848 гг.)
С падениемНаполеона тон в искусстве и моде начинает задавать Вена.
Вновь наступилаэпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали ихобладателям обаяние молодости, красоты, но были очень сложными.
Характерная ихособенность — крупные плотные локоны, которые укладывали с обеих сторон головы,благодаря чему получалась прочная, как бы выточенная из камня форма прически[15].
Далеко выступавшиепышные боковые локоны или сдутые боковые пуфы, стоячие петли и косы требовалиот парикмахера очень высокого мастерства. Украшения, диадемы, жемчуг и ленты,вуали, цветы и украшения из перьев давали ему возможность осуществлять самыеоригинальные идеи. Произведения парикмахерского искусства в 1830 году достигликульминационного расцвета. После этого в причесывании стали замечатьсязначительные изменения.
Возник новыйбидермейерский стиль, который в противоположность предыдущему выгляделпо-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завитками,кольцевым плетением и спиральными локонами. Такие прически отличались высокостоящими петлями, крученными и плетенными косами, боковыми локонами.
Наряду с этимпрически отделывались украшениями, перьями и бантами в самых различныхвариантах.
Линии мужских иженских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними, с небольшимиизменениями. Мужчины продолжают носить короткие прически «а-ля Титус» и «а-ляКаракалла». Но после войны 1812 года распространились прически из полудлинныхволос — «а-ля мужик».
Сначала поборникамидлинных волос, романтических локонов были молодые художники, музыканты,литераторы, подражавшие знаменитому пианисту Ференцу Листу. После егоблистательного турне по Европе распространилась прическа из полудлинных волос,но ее носили не все. Студентам запрещалось носить длинные волосы. Начальствострого следило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носитьпрически с короткими волосами «дуновение ветра».
Но мода и в нихвносила свои дополнения в виде разнообразных проборов. Так, появились прическис пробором ото лба до затылка посередине или сбоку. Пробор разделял волосы надве стороны.
В 30-40-е годыпоявляется косой пробор в прическе. Волосы взбивались коками надо лбом или побокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед. В конце 40-х годовволосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника.Их слегка подвивают крупными волнами. Эта романтическая прическа была даньюувлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время неносили, однако мода на бакенбарды сохранилась.
1.13.  Новое время (с 1920 г.)
Буржуазнаяреволюция 1848 года положила конец увлечению бидермейерским стилем. Последовалигоды развития капитализма, шедшего в ногу с техническим прогрессом.
Искусство дамскогопарикмахера все больше и больше теряло свое значение.
В послевоенноевремя техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладкуфеном, термическую и химическую завивки, окрашивание волос всевозможнымихимическими составами.
Применяют фиксаторыдля закрепления форм стрижки: лак, бриолин, различные кремы. Используют дляукладки волос специальные щетки, филировочные ножницы, совершенствуетсятехнология стрижек, применяются новые методы, операции, способы.
Вначале прическикороткой стрижки были сравнительно однообразны. Особенно излюбленной была«пажеская прическа» с боковым пробором, причем плоская волнистость волоспридавала привлекательный вид всей прическе[16].
1.14.  Славянские народы
О внимании,уделяемом славянами уходу за волосами, свидетельствуют, в частности,обнаруженные археологами гребни, а также другие орудия труда, употребляемыепарикмахерами и в настоящее время. Для причесывания волос применялись,вероятно, и щетки, получившие свое название от щетины, из которой они былиизготовлены.
Бритвы сталиизвестны в 1100 году до н.э., в бронзовом веке. Применялись также ножницы изеркала.
Замужние женщиныносили волосы, собранные и спрятанные под платком, а девушки — открытые волосы,иногда лишь повязку и челку. Их волосы были распущены или заплетались в косы.
Косы из трех иболее прядей связывали шерстяным шнуром и пристегивали янтарным украшением.
Мужчины носилидлинные, спускавшиеся на плечи волосы, иногда — бороду и искусно завитые усы.
Постепенно, в связис изменениями социально-экономических условий жизни, были внесены коррективы ив виды причесок, совмещающие моду с требованием времени[17].
Женские прическибыли довольно разнообразны. Работающие женщины стали носить короткие стрижкитипа «под гребенку», на «косой ряд».
Носили косы,уложенные в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Многие еще не решалисьобрезать длинные волосы. Подвивали их надо лбом и делали прическу из длинныхволос, завернутых сзади наподобие «пирожка».
Дополнением кприческам работниц и активисток стали красные косынки, небольшие платки,береты. Но многие женщины не отказывались и от шляпок. Появились небольшиегоршкообразные фетровые шляпы. Косметику употребляли умеренно.
На Руси мужчиныиздавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали ихна затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в «кружок». Волосы расчесывали или «шапкой» во всестороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывалиназад. Коротко остриженные волосы считались признаком рабства.
Общераспространеннымиу восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бородыотращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, илиподстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные ит.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду.
Издавна у восточныхславян существовал обычай, по которому простоволосыми разрешалось ходить толькодевочкам. На людях замужние женщины должны были прикрывать волосы. Именно этотобычай зародил принципиальную разницу между убором головы девочек и замужнихженщин, соблюдающуюся в народном быту до настоящего времени. Девичьей прическойна Руси были свободно распущенные волосы. При необходимости чем-то ихподдержать или связать возникали типичные русские девичьи головные уборы — всевозможные повязки вокруг головы из лент или тесьмы. У богатой частинаселения повязки были сделаны из шелка, золотых тканей и вышиты узорами.Нередко переднюю их часть делали высокой и особенно пышно украшали[18].
Иногда лентузаменял широкий обруч из твердого материала.
Девочки в X-XIIIвеках начали носить косы. Косу заплетали всегда одну. Она была толстой, не тугостянутой. Замужние женщины Древней Руси подбирали волосы со всех.сторон изакручивали их сверху головы. Собранные таким способом волосы прикрывалиповойником. Поверх повойника женщины носили убрус — хустку из полотна илитонкого шелка. Длина убруса была примерно 2 м, ширина — 40-50 см. Носили ихнизко спущенными на лоб или подвязанными выше. Поверх убрусов знатные женщинынередко носили шапки, похожие на мужские.
Оформление мужскихпричесок XIV-XVII веков по сравнению с X-XIII веками особенно не изменилось,если не считать большую разновидность шапок и некоторых видов причесок, которыепоявились во второй половине XVI века.
Как и раньше, всеслои населения носили полудлинные волосы, расчесанные в большинстве случаев«шапкой» — во все стороны от макушки. Волосы часто подстригали в виденебольшого чуба на лбу. В народе, особенно среди ремесленников, расчесанные«шапкой» волосы поддерживались туго завязанным вокруг головы шнуром. Сбокуволосы достигали кончиков уха и прикрывали их совсем, или уши были видны междудвумя прядями. Сзади продолжали традиционно срезать волосы на уровне затылка«под скобку». Лишь в конце века и только среди бояр и дворян началираспространяться обычаи восточного происхождения: совсем оголять головы илиоголять волосы вокруг всей головы, оставляя их коротко подстриженными намакушке. Такая прическа среди знати не была распространена: она вызывалаосуждение со стороны церкви и большинства правящей верхушки, которыепридерживались старых вековых традиций. В конце века некоторые бояре носилиновую прическу — длинные, расчесанные сверху по центральному пробору волосы,которые свободно ниспадали прядями до плеч Отращивание бород и усов смолодуоставалась обязательным до XVII века, до того времени, когда молодежь иззнатных кругов начала брить лицо. В зрелом возрасте борода и усы традиционносохранялись до XVII века. Бритье бородыосуждалось еще строже, чем бритье головы. Бороды почти не изменились, ихотращивали полными от щек и придавали разнообразную форму: то широкие идлинные, то короткие, подстриженные «лопатой» или слегка подстриженныеполукругом. Большая широкая борода продолжала существовать как признакдобропорядочности.
Усы такжеотращивались полными, спущенными вниз в бороду. Только в конце XVII века впридворных кругах знати впервые наблюдаются случаи бритья бороды людьмипожилого возраста. При этом оставались только усы, но уже подстриженные, стонкими концами, иногда загнутыми вверх[19].
Установленный еще вДревней Руси обычай, согласно которому замужним женщинам запрещалось выходитьна улицу без головного убора (простоволосыми), а девочкам разрешалось ходить снепокрытой головой, оставался без изменения. Толстая коса была универсальнойдевичьей при- ческой всех слоев населения того времени. Ношение распущенныхволос и двух кос, так же как и их комбинирование с оставлением распущенныхнескольких боковых прядей, встречалось реже.
Распространеннымстало вплетение в прическу золотых, серебряных и жемчужных ниток, а такжецветных шнурков. Они представляли собой кусочки бересты, обтянутые тканью,главным образом, шелковой, и содержали цветные, золотые и жемчужные украшениятреугольной формы.
Украинские девушкивсегда носили волосы открытыми, расчесанными впереди на центральный пробор.Распространенной прической, унаследованной от древнерусских традиций, былисвободно распущенные длинные волосы. Наряду с такой прической часто заплеталикосу, в большинстве случаев две, реже — одну. Каждый день, во время работы,косу укладывали вокруг головы венком. При этом в неё нередко вплетали золотые исеребряные нити или обматывали узкими лентами разноцветной ткани. НаПравобережье девушки около основания косы часто прикрепляли несколько свободно свисающихлент из разноцветной узорной ткани. Иногда часть передних волос опускалинемного на лоб (по обе стороны пробора), создавали спуск, концы которогоприкрывали часть уха[20].
Постоянным головнымубором девушек была лента из ткани, завязанная узлом вокруг головы сзади илиспереди, но волосы на темени всегда оставались открытыми. Платков и косыноктогда не носили. Нарядным головным убором были веночки из колосков, цветов,ковыля и листьев. Их делали как из живых, так и из искусственных цветов, средикоторых особенно популярными были мак, чернобривцы. Из этих веночков делалисложные и очень высокие свадебные головные венки, которые прикрепляли натвердых кругах и украшали не только цветами, но и перьями, лентами[21].
В Закарпатье книжней части такого венка прикрепляли еще проволочный шнур или ремень сподвешенными к нему медными монетами.
Замужние женщины подавним традициям собирали волосы и укладывали их вокруг головы заплетенными вкруг или закрученными в узел.
Нередко волосы,разделенные на две половины, наматывали вокруг веревочного кольца, котороеразмещали поверх головы.
Часто под венокподкладывали твердый каркас из шнура, который придавал этому головному уборуразнообразные формы. Такие венки были очень высокими и напоминали русские кичкиили кокошники.
Делали венкикруглыми и наполовину яйцевидной формы, цилиндрическими, расширенными кверху идаже седловидными. Их нередко присобирали в складки по длине и по бокам.
Чепчики шили изразных материалов — полотна, шелка и даже из парчи. Поверх чепчиков, а иногда ипросто поверх волос, надевали праздничную накидку. Не менее давняя типичнозападнославянская, как и чепчик, накидка представляла собой аналогдревнерусского убруса — русского так называемого полотенечного головногоукрашения. Прямоугольный кусок белого материала шириной 60-70 см и! ,5-2,5 м вдлину наматывали вокруг головы разными способами, но почти всегда так, чтобыузел, который его связывал, был сзади и заканчивался длинными, почти до нижнейчасти одежды, концами. Один конец намотки пропускался под подбородком. Концынамоток отделывались узорчатыми поперечными лентами[22].
Заметное местосреди украинских женских головных убором. занимали шапки. Наиболее популярнымвидом шапок был «кораблик», любимый в кругах дворян, казацкой старшины ибогатых мешан уже в XVI веке. «Кораблик» имел невысокий наголовок из шелка,бархата или парчи. К «кораблику» иногда прикрепляли ленты, которые сзадиниспадали на спину. Зимой носили плоские круглые шапки с меховыми околышами.
После проделаннойработы я сделала для себя выводы, что парикмахерское искусство зародилось вДревнем Египте, и продолжало развиваться в течение тысячелетий. Мода оформленияпричесок менялась не только с потомок времен, но и меняла свои тенденции исходяиз культуры различных стран, в которых тоже немаловажное место занималопарикмахерское искусство.

Глава II.Классификация причесок и их особенности
2.1.    Классификация причесок по длине волос
По длине волоспрически делятся на 3 вида: короткие, средней длины и длинные. Каждый из них, всвою очередь, включает другие, которые различаются стилевой принадлежностью,уместностью тому или иному времени и месту и т. д[23].
Короткие
Уход за короткимиволосами не вызывает особых затруднений. Прически из коротких волос подходятженщинам, мужчинам и детям независимо от их возраста. Любую женщину они делаютмоложе и эффектнее.
Полудлинные
Полудлинные волосытакже служат основой для разнообразных причесок. Каждая женщина может подобратьприческу из полудлинных волос в соответствии со своим типом волос и формойлица.
Длинные
Длинные волосыможно укладывать любым способом. Они являются основой для многих повседневных иторжественных причесок и подходят многим женщинам. Длинные волосы делают своюобладательницу более женственной и романтичной.
2.2.    Классификация причесок
Прическа наряду содеждой является одним из компонентов, создающих внешний облик человека.
Прическа создаетсяиз натуральных и искусственных волос (парик). Она воспринимается в неразрывнойсвязи с макияжем и одеждой. У мужчин — в сочетании с бакенбардами, усами ибородой. Прически условно подразделяют на два вида: бытовые и зрелищные.
2.3.    Бытовые прически
Бытовые прическииспользуют в различное время дня: днем (дома, на работе, в спортзале), вечером(в театре, на вечеринке). Они весьма разнообразны, их формы зависят отспецифики труда. На формы причесок также оказывают влияние сезонные измененияпогоды, необходимость применения головных уборов.
/>
Прически бытовыедолжны отвечать направлению моды, индивидуальным особенностям клиента, родудеятельности, быть удобными, практичными.
2.4.    Вечерние прически
В вечернихприческах присутствуют украшения (из волос, цветов, перьев и т. д.).

/>
Зрелищные прически- это конкурсные модели, которые делятся на повседневные, вечерние ифантазийные. К зрелищным прическам относят прически, предназначенные длявыступления на сцене (в театре, цирке), а также прически для невест.
В этой главе явыяснила, что прически не могут быть однотипными и носиться одни и те жепрически в разных места пребывания, будь то места развлечений, быта, на работе,и различных других местах не могут. Поэтому обязательной и важной частьюявляется классификация причесок

Глава III.Анатомические особенности строения волос
3.1.    Строение волос
Волосы представляют собой нитевидные придаткикожи, выступающие над ее поверхностью. Они покрывают большую часть тела, заисключением век, ладоней и подошв ног. Различают три типа волос:
–     в Лануго, первичный волосяной покров, — пушистые, мягкие волосы,покрывающие тело еще не родившегося ребенка, которые теряются перед или сразупосле рождения.
–     Пушковые волосы — тонкие, короткие, пушистые волосы, содержащиемало пигмента или совсем не содержащие его и покрывающие большую часть тела.Часто отчетливо проступают на лице у женщин.
–     Длинные волосы — более длинные и грубые волосы, которые мы видимна голове и лицах мужчин, в ушах и на бровях, в подмышечных впадинах, на ногах,груди и лобке.
/>

Кутикула волоса Стержень волоса Внутреннее строение волоса
Все волосы имеют одинаковую структуру. В волосеразличают три слоя:
–     кутикула — наружный слой, состоящий из бесцветных клеток,образует защитную поверхность волоса. Кутикула защищает волос от перегрева ивысыхания, регулирует поступление химических веществ. Клетки этого слояперекрываются черепицеобразно. Если вы потрете волос в направлении от корня кконцу, вы ощутите, какой он гладкий, однако если попробуете сделать то жесамое, двигаясь от конца к корню, он покажется вам шершавым[24].
/>
Кутикула волоса
–     корковый слой — средний и составляющий главную массу волоса слой,состоящий из длинных спиральных цепочек, уложенных как пружинки. Каждая клетка- это пучок волокон. Они. в свою очередь, состоят из меньших пучковмакрофибрилл, которые опять-таки содержат еще меньшие пучки микрофибрилл, амикрофибриллы — протофибриллы. И все они представляют собой длинные цепи,уложенные в спирали. От того, как эти волокна и клетки удерживаются вместе,зависят прочность волоса, его толщина, извилистость и эластичность. Натуральнуюокраску волосу придают пигменты, содержащиеся в корковом слое.
–     мозговое вещество — находится в центре волоса. Никакой полезнойфункции не несет и иногда вообще отсутствует.
3.2.    Химическое свойство волос
/>
Пучки волокон, пронизывающих корковый слой,образуются молекулами аминокислот. В волосах присутствуют двадцать двеаминокислоты, и молекулы каждой характеризуются определенными пропорциямисодержания атомов разных элементов. В среднем волосы содержат (в %):
Углерод       50
Кислород    21
Азот             18
Водород      7
Сера             4

/>
Структура волоса
Аминокислоты соединяются и образуют большиемолекулы; длинные цепочки аминокислот называются полипептидами и, если онидостаточно длинные, протеинами. Одним из них является кератин, необходимыйкомпонент ногтей, кожи и волос, именно от него зависит их гибкость иэластичность. Такие свойства волос, как способность вытягиваться и сжиматься,приобретать волнистость и завиваться, определяются содержанием кератина.
Кератин в волосе образует длинные цепочки, которыеупакованы витками, как в пружинках. Витки удерживаются поперечными связямимежду цепочками. Это дисульфидные мостики, солевые мостики и водородные связи.Два последних вида связей относительно слабые и легко разрываются, в результатечего «пружинки» распрямляются: именно это происходит в процессе завивки волос.Обычная спиральная форма кератина называется альфа-кератином; в процессевытягивания, укладывания и сушки он трансформируется в бета-кератин. Такоеизменение — временное. Как только волос намокнет или постепенно впитаетопределенное количество влаги из воздуха, кератин вернется в состояние альфа.Дисульфидные мостики гораздо прочнее, но и на них можно воздействовать, что ипроисходит во время перманентной завивки.

3.3 Физические свойства волос
Волосы содержат определенное количество воды,которая служит смазкой, позволяющей их вытягивать и завивать. Волосы сухие илив плохом состоянии менее эластичны.
Волос гигроскопичен: он поглощает влагу изокружающего воздуха. Количество воды, которое он поглотит, зависит от того,сколько воды уже содержится в волосе и какова влажность воздуха. Волос такжеобладает пористостью: внутри него имеются полости трубчатой формы, которыезаполняются водой по принципу действия капилляра, подобно тому как промокательнаябумага впитывает чернила. При нормальном высыхании испаряется толькоповерхностная влага, но длительная сушка или воздействие слишком высокойтемпературы удаляют воду, находящуюся внутри волоса, он становится хрупким, егосостояние ухудшается. Поврежденный волос более пористый, чем здоровый, ибыстрее теряет воду. Он хуже поддается вытягиванию и укладыванию.
кутикула волоса
/>
капилляры
Пористость волоса
Волосы, уложенные локонами, развиваются, по меретого как впитывают воду, поэтому чем суше воздух, тем дольше держится укладка,дольше сохраняются локоны. Сходным образом сухие волосы лучше завивать вскорепосле того, как они были вымыты, потому что хотя поверхность волос сухая,внутри них много воды. На изменении свойств волос в зависимости от температурыи основаны укладка феном, завивка горячими щипцами, использование термобигуди,расчесок и щеток.
3.3.    Рост волос
Волосы непрерывно растут. Отдельный волос активнорастет в течение одного — шести лет, затем рост останавливается, волосдегенерирует и в конце концов выпадает. Но прежде чем волос окончательнопокинет фолликул, его уже готов заменить новый, Если на смену старому невырастает новый волос, образуется крошечная область облысения.
Продолжительность жизни отдельных волосварьируется в широких пределах и зависит от изменений, происходящих ворганизме. Некоторые волосы активно растут, тогда как другие пребывают всостоянии покоя. Волосы на голове находятся в различных стадиях роста.
На заметку
Волос за месяц вырастает примерно на 12,5 мм.

3.4.    Стандартный рост
Цикл развития волоса протекает следующим образом[25]:
/>
Стадии роста волос
–     анаген — стадия роста в цикле развития волоса, период активностиволосяного сосочка и зоны роста. Эта стадия может длиться от нескольких месяцевдо нескольких лет. От этой стадии формирования волоса у основания фолликулазависят толщина волоса, его форма и фактура. Цвет волоса также определяется наэтой ранней стадии его развития.
–     катаген — стадия регрессии в цикле развития волоса, когда волосперестает расти, но клетки волосяного сосочка остаются активными. Волосянаялуковица постепенно отделяется от волосяного сосочка и перемещается вверх пофолликулу[26].
–     телоген — заключительная стадия — стадия покоя, когдапрекращается всякая активность волосяного сосочка. Фолликул начинаетсокращаться и полностью отделяется от области волосяного сосочка. Эта стадиядлится недолго: к концу телогена клетки активизируются и начинается подготовкак новой стадии роста волоса.
С началом новой стадии роста — анагена — волосянойфолликул опять начинает прорастать вниз. В результате высокой активностиволосяного сосочка в зоне роста формируется новый волос. В то же самое времястарый волос медленно поднимается вверх и выпадает из фолликула. Нередко вфолликуле одновременно можно увидеть и старый, и новый волосы[27].
У некоторых животных большая часть волос одновременнопроходит все стадии развития — стадии роста, регрессии и покоя. Это приводит клиньке. Однако у человека волосы растут с неодинаковой скоростью, волосыодновременно выпадают только из небольшого количества фолликулов. (Если бы всеволосы выпадали одновременно, мы бы на какое-то время становились лысыми!)[28]
Шелковые, пышные, с мягким блеском волосы –украшенные мужчины и женщины. Я выяснила что представляют собой волосы, из чегосостоят волос, какие существуют типы волос. Очень интересным являетсяхимические и физические свойства волос своей уникальностью и сложностьюсодержания.

Глава IV.Инструменты используемые в процессе оформления и художественное моделирование,торжественных причесок
4.1.  Расчески
Опытные и неопытные мастера, профессионалы исамоучки — каждый пользуется в работе удобными и привычными именно емурасческами и щетками, хотя, конечно, некоторые советы новичку лучше учесть.
/>
Расчески,применяемые для различных операций
Желательно пользоваться расческами, которые ненаэлектризовывают волосы. Это металлические расчески и деревянные гребешки.Пластмассовой расческой можно пользоваться, если вы делаете стрижку на влажныеволосы. Для распутывания длинных волос очень хороша буковая расческа.
Расческой с длинным хвостиком отчесывают пряди.
Для очень короткой стрижки или при сведении волосна нет удобна расческа с короткими и частыми зубьями.
При операции «выщипка» применяется расческа средкими (через 0,5 см) зубьями[29].
4.2.  Щетки
Щеткипарикмахеры тоже используют самые разнообразные, Остов щетки бывает пластмассовый,металлический, деревянный, порой из высококачественной древесины (пробковые,эбеновые и др.). Щетки, изготовленные из натуральной щетины животных, имеютразную степень жесткости. Пучки щетинок не должны быть очень густыми, чтобыволосы легко проходили сквозь них. Если щетина очень густая, ее можно простричьфилировочными ножницами.
/>
Щетка-шар
/>
Щетка-брашинг
Щетки используют обычно послеосновных операций стрижки для укладки волос. Но и в начале работы можнорасчесать волосы щеткой.
Волосяные щетки хорошо разглаживаютповерхность волоса.
/>
Каркасная щеткадля укладки волос феном
/>
Щетка для созданияестественных причесок (skellett-щетка) по направлению роста волос
Но больший массажный эффектполучается при использовании щетки, у которой на концах есть шарики илиутолщения, чтобы не повредить кожу головы. Плоской щеткой приподнимают волосы укорня.
/>
Щетка для расчесывания
Щетку-шар используют для быстрой укладки волосфеном. Ею слегка захватывают пряди и проворачивают в разные стороны.
Спомощью круглой щетки (брашинг) удобно закруглять концы прядей волос при укладкедлинной или полудлинной стрижки[30].
Вам может понадобиться щетка для укладки феном.Она имеет полый корпус с отверстиями для свободной циркуляции воздуха.
4.3.   Зажимы
/>
Зажим «уточка»
/>
Жгут для волос
Во время работы волосы, которые в данный момент необрабатываются, необходимо как-то убрать. Парикмахеры используют для этогоразличные зажимы — типа «уточка» или «грабельки».
/>
Зажим «грабельки»
Если таких зажимов под рукой нет, не откладывайтестрижку, можно вполне использовать шпильки или резинки.
Скрутите волосы в нетугой жгут. Уложите егоколечком на голове. Шпилькой подцепите колечко с одной стороны, а затемвоткните ее под кольцо волос с противоположной стороны[31].
4.4.   Опрыскиватель
/>
Опрыскиватель и фен
Если вы делаете стрижку на мокрыхволосах, вам наверняка понадобится опрыскиватель, поскольку смоченные передначалом стрижки волосы довольно быстро высыхают. Частично постриженные изаколотые волосы еще не обработанных зон смачивать под краном неудобно[32].

4.5.  Фен
В арсенале мастера обязательно должен быть фен.Разнообразие отечественных и импортных фенов может привести и замешательство начинающегопарикмахера. При выборе, кроме внешних данных, не забудьте поинтересоватьсятехническими характеристиками. Для фена важнейший показатель мощность. Но омощности нужно сказать несколько елок отдельно[33].
Многие российские парикмахеры отдают предпочтениеочень мощным фенам — 2000, 1800, минимум 1600 Вт. В Европе же, посетив салон,вы вряд ли встретите фен мощнее 1400 Вт. Дело и том, что забота о здоровье тамявляется основополагающим фактором во всем. И понятно, что очень мощный феннаносит волосам вред, хотя и ускоряет работу парикмахера.
Условно фены можно разделить на бытовые ипрофессиональные. Разница определяется назначением: профессиональными сушатволосы клиентов, а бытовыми — свои. Соответственно, ручки должны быть устроеныпо-другому, кнопки расположены иначе. Вес бытовых фенов значительно меньше — держать над головой увесистый аппарат 10-15 минут очень тяжело. Следовательно,мотор в них используется более легкий и поэтому менее мощный.
/>
Насадки для фена:«диффузор» (а) и «сопло» (б)
Профессиональный фен для укладки волос должениметь мощность не менее 1200 Вт, обычно — 1600-1800 Вт. Фен имеет две насадки:«диффузор» — для укладки волос при помощи рук и «сопло» — насадку с узкой щельюдля подачи направленной струи воздуха.
Профессиональный фенчаще всего выполнен в форме пистолета, имеет ударостойкий пластмассовый корпус,несколько скоростей и обязательно подачу холодного воздуха для фиксацииукладки. Он также оснащен пылезащитной крышкой-фильтром для предотвращенияпопадания волос внутрь корпуса[34].
У профессионального фена должен быть длинныйпитающий шнур и специальное кольцо для закрепления его на рабочем месте. Приукладке его держат в правой или левой руке, поэтому определенного приемадержания фена нет.
Несомненно очень важным в процессе оформления ихудожественного моделирования торжественных причесок являются инструменты.Существуют большое количество различных по своей форму и методу использованиярасчесок. И расчески только малая доля используемых инструментов впарикмахерской деле.

Глава V.Практическая часть. Разработать вариант художественной моделирования иоформления прически для девушки 25 лет, маленького роста, худого телосложенияцветотип «зима», волосы прямые
5.1.  Стрижка под разными углами создающая эффект градирования
С помощью почти всех техник стрижки, кроме,стрижек одной длины, можно получить эффект градуирования разной степенивыраженности на волосах разной длины (ниже или выше плеч) с проборами и челкойили без них.
5.2.   Базовая стрижка средней длины — последовательностьопераций
Стрижка горизонтальными срезами, производимыми подразными углами, позволяет создать характерную форму на волосах средней длины.
/>                            />
1.    После мытья головы на волосы наносят кондиционер иравномерно распределяют по всему объему волос. Выполняют центральный пробор отсередины лба до шеи, а затем выделяют две слегка наклонных зоны от центральногопробора к мочкам уха.

/>
2.    Волосы аккуратно отчесывают вниз, начиная с серединывыделенной зоны, и удерживают между пальцами. Задается длина волос — чуть нижеуровня плеч.
/>
3.    Затем контрольную линию продолжают от центра в сторону
/>
4.    Контрольную линию завершают, прорабатывая ее на другойстороне головы в обратном направлении, к центру. Перед тем, как продолжитьстрижку, проверяют соразмерность обеих сторон.

/>    
5.    Следующие две пряди берут слегка наклонно от центра ксередине каждого уха. Волосы отчесывают вниз и подстригают в центре на уровнеконтрольной линии.
/>
6.    Продолжают подстригать отчесанные волосы поконтрольной линии, идя влево.

/>
7.    Обработку этих прядей завершают, подстригая оставшиесяволосы но направлению к центру. Продолжают выделять пряди толщиной 2,5 см, идявверх по затылку, пока все волосы не будут подстрижены на уровне контрольнойлинии.
/>/>
8, 9 и 10 Аналогичноподстригают оставшиеся волосы создавая законченный силуэт. Затем проверяютсбалансированность сторон[35].

/>
11 Центральныйпробор, вид спереди
/>
12 Диагональнымпробором выделяют волосы вокруг лица и стригут их по форме овала, ориентируясь на ранее подстриженные волосызатылка
/>
13 Пообразовавшейся овальной форме техникой наложения пряди на прядь простригают всеволосы височных и теменной зон
/>
14 Проверяют,одинаковы ли обе пряди
/>
15 Затем выделяютпрядь шириной 2,5 см, идущую ото лба по направлению к шее. Это будетцентральная линия.

/>
16 Линия окантовки,доведенная до уровня губ, используется вкачестве контрольной для определения длины прядей. Центральная прядь подстригается горизонтально понаправлению к макушке[36].
/>
17 Продолжая идтипо центральной линии, выделяют следующую прядь, от макушки к затылку, волосыподнимают вверх и к макушке, чтобы выдержать длину и параллельность.

/>
18 Далее разделяютволосы дугообразным пробором, идущим от уха до уха.
/>
19 Начиная отцентральной контрольной пряди, все волосы верхней части затылка стригут,отделяя пряди лучевыми проборами.
/>
20 и 21 Прядипоочередно подтягивают к макушке и стригут горизонтальным срезом. Такобрабатывают все пряди до дугообразногопробора.
/>
22, 23 Всюзатылочную зону перепроверяют путем выделения горизонтальных прядей и оттягиванияих вверх до того же уровня
/>
24 Далеепрорабатывают участок волос, идущий от центральной линии вниз к затылку. Прядиоттягивают вверх под тем же утлом и срезают на уровне ранее подстриженных волос
/>
25 Затемобрабатывают пряди по направлению к лицу; оттягивая их вверх под углом в 90° исоединяя для того, чтобы выровнять относительно затылка.
/>
26 Последняя прядь,включающая волосы с краевой линии роста волос, оттягивается вверх и слегканазад, к контрольной линии. Аналогичным образом обрабатывают соответствующийучасток на другой стороне головы
/>
27 Теперьпроверяют, насколько ровно подстрижены обе стороны, чтобы добитьсясбалансированности силуэта. Это делается на глаз, все волосы оттягивают вверх кконтрольной линии
Я разработала вариант художественной стрижки,моделирования и оформила прическу для девушки 25 лет, маленького роста, худоготелосложения, цветотип «зима», волосы прямые.

Заключение
После того как явыполнила свою дипломную работу пришла к выводу о том, что прическа появилась впервобытном обществе значительно раньше, чем одежда и изменялась вместе сэволюцией человека. При этом прическа часто изменялась.
Каждая эпохавносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само посебе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния экономики икультуры народов. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и разнообразнейпотребности, тем выше уровень парикмахерского искусства[37].
История развитияпрически представляет для работников парикмахерского дела не толькопознавательный интерес, но и профессиональную ценность, так как некоторыедетали причесок прошлого с успехом используется и в настоящее время. Так же вомногих странах форма причесок изменялась в зависимости от пола, положения вобществе, образа жизни.
В наше современноевремя существует классификация причесок: вечерние прически и бытовые.
Вечерние прическипредставляют собой пышные, изящные, зрелищные прически, созданные на выход всвет, на выпускной ну и конечно на свадьбу. Бытовые же это повседневные, болеепростые в изготовлении и не требующие большого количества времени.
Потому как сделатьсвадебную или выпускную прическу уходит и время и немало количества различныхсредств, чтобы эта прическа на долго сохранила свой вид. К бытовым это неотносится, т.к. они просты и легки например сплести косу, завязать хвостик ит.д.
В парикмахерскомделе немаловажным является знание о анатомических особенностях строения волос.Так как мастер должен знать что волосы представляют собой нитевидные придаткикожи, выступающие над ее поверхностью. Они покрывают большую часть тела, заисключением век, ладоней и подошв ног. Так же мы выяснили, что пучки волокон,пронизывающий корковый слой, образуется молекулами аминокислот. В волосахприсутствует двадцать две аминокислоты, и молекулы каждой характеризуетсяопределенными пропорциями содержания атомов разных элементов.
В среднем волосы содержат (в %):
Углерод       50
Кислород    21
Азот             18
Водород      7
Сера             4
Мы знаем что волосысодержат определенное количество воды, которая служит смазкой, позволяющей ихвытягивать и завивать. А сухие волосы или в плохом состоянии менее эластичны.Волосы еще поглащают влагу из окружающего воздуха и количество воды, котороеони поглатят, зависит от того сколько воды уже содержится в волосе и каковывлоажность воздуха. Но сушки феном уклладки плойкой сушат и повреждаютструктуру волос, делая их слабыми и сухими[38].
Однако волосы у насрастут непрерывно. Отдельный волос активно расте в течении одного – шетси лет,затем рост останавливается, волос дегенерирует и в конце-концов выпадает. Нопродолжительность жизни отдельных волос варьируется в широких пределах изависит от изменений в организме. Волосы на голове могут находится в различныхстадиях роста.
Эти стадииназываются: анаген, катаген и телоген.
Для оформленияторжественных причесок используется не малое количество инструментов таких как:фен, утюжок, бигуди, шпильки, расчески, щетки ну и т.д. ну и конечно ко всемэтим инструментам есть свои требования. Как например фен, которым вы работаете,должен быть достаочно мощным иметь терморегулятор и напрявляемое отвесттвие длятеплого воздуха. Желательно чтобы это был профессиональный парикмахерский фен.Также расчески должны быть сделаны из высококачественного материала, чтобынеповреждалось кожа головы и не рвались волосы. Говорить о своийствах икачествах инструментов можно очень должго, так как их не малое количество.
Но при всем этом нестоит забывать о здоровье волос, потому как красота, здоровый блекс зависит отвашего ухода за ними.

Списокиспользованных источников и литературы
1.      Александр Мысин «Прически с заколками для длинных волос», АСТ Астрель,Москва, 2009
2.      Байтон Д. Элегантные прически для длинных волос на все случаи жизни.«Эскмо», 2010
3.      Бумакова И. «Большая книга домашнего парикмахера». – Ростов-на-Дону,2010
4.      Власов Р.И. Парикмахерское искусство – М.: Издательство торговый центрА3, 2009
5.      Ворж.Доминик де Макияж на все случаи жизни. 2009
6.      Гутыря Л.Г. «Парикмахерское мастерство» – М., 2009
7.      Джоржино Фаулер. Стильные прически и укладки. 2010
8.      Дэвис Байтон «Элегантные прически», М.: Эксмо, 2009
9.      Е.Карпова «Секреты красоты». ООО «Издательство Астрель», 2009
10.   Зайцева И.А. Стрижки и прически – ООО ТД «Мир книги», 2010
11.   Ильина Т.В. «История парикмахерского искусства» — М. Высшая школа, 2009
12.   Кудинова Л.А. Длинные волосы. 2009
13.   Кэмерон П. Уэйдсон Дж. Прически для длинных волос. 2010
14.   Л.Н. Сорокина. Производственное обучение парикмахеров широкого профиля.2009
15.   Лано-Бриз Мастер-класс: прически 2М.: АСТ, СПб. Астрель – СПб., 2010
16.   Лео Палладино: Женские прически, профессиональный подход, пер.с англ. –М.: Издательский дом, Ниаля 21-й век, 2009
17.   Назарова Е. «Женские прически» – М., 2010
18.   Нестерова Д. Энциклопедия домашнего парикмахера – М., АСТ, 2009
19.   Ольга Васильева, Мила Стрелецкая, Уроки макияжа. 2009
20.   Панченко О.А. «Стрижка, мелирование, прическа» – С.-Пб., 2009
21.   Панченко О.А. Элегантные прически. – СПб.: «Диля». – 2010
22.   Плотникова И.Ю. Технология парикмахерских работ. Издательский центр«Академия», 2010
23.   Реникова А.А. «Парикмахер-стилист». – Ростов-на-Дону, 2009
24.   Савина А.А. Прически, завивки, укладки. С-Пб. «Дельта», 2009
25.   Современная энциклопедия «Мода-стиль», Авана 2010
26.   Сорокина Л.Н. Производственное обучение парикмахеров широкого профиля.2009
27.   Сыромятникова И.С. История прически – М: «Искусство» 2009
28.   Уход за волосами. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
29.   Учебное пособие будущих парикмахеров косметологов, стилистов ивизажистов. Э.Алексеевой, С.Шестернеевой – М.: «Крон-Пресс», 2010
30.   Филатова С.В. «Энциклопедия современного парикмахера». – М.: РИПОЛклассик, 2010
31.   Франц Неллиссен «255 Новейших причесок», ТОО «Внешсигма» — М.: 2009
32.   Ханикова А.А. «Парикмахер – стилист» — Ростов-на-Дону, 2009
33.   Черясова И.А. «Завивка и укладка в домашних условиях» — М.: ООО ТД«Издательство Мир книги», 2009