История японского языка.
Экзаменационные билеты.
1.1. Периодизацияистории ЯЯ, его возникновение. Начало формиров-я– 8е тыс-е до нэ. – 2й векдо нэ (период Дзёмон).Период ДЯЯ (пер. Яёй – пер. Нара) с 3в. нэ. до к.8в. нэ (т.е. к 3му в. онсформировался как язык). КЯЯ – 9-12вв (эпоха Хэйан –«спокойствие»). Реформаторы 16в установили мир àнач. нового этапа яз. Битва при Сэкигахара(1603) – револ-я Мэйдзи(1868) (время правления дома Токугава)./ Начало формиров-я –8е тыс-е до нэ. – 2й век донэ (период Дзёмон). В товремя нас-е Яп. ок. 300тысчел. Племена далеко отстоящие друг от друга. М/у языками только некот-е сходство. 3-2вв до нэ –о-в Кюсю – племена Паято и Кумасо(видимо, полинезийские) менее монголоиды. О-в Хонсю – пл. Эбису,айны (многие – рыжие). Охота и собирательство. Всовсем древ-е времена о-ва были не заселены. Дзёмон –«верёвочный узор». Орудий кам. и мет. обработки нет.Нет скотоводства и дом. жив-х, земледелия. Со 2-3ввдо нэ начинают приплывать племена с Азии. К этомуповлекли климат-е изменения. Алтайские племена по пути вбирали в себя кор. и кит. (?). Когда Яёйприбыли, они превосходили Дзёмонцев по кол-ву иразвитию. Новая версия: была ещё одна ветвь насел-я –сибирские племена, пришедшие с севера; с нанай,нивхи, якут. языками связь прослеживается. Т.к. нет письм.памятников, взаимовлияние яз-в изучается с помощьюлингвист-го анализа. За послед-е 1000 лет 19% языка сменились. Айнский языкаоказал оч. малое влияние на яп-й(заимствования). Айн/яп: понэ/хонэ (кость), сиппо/сипо (соль). Айнский яз. допускал сочетание согл-хна стыке корней в отличие от япон-го; Т.к. кит-цы (кор) допускают стыки согл-х на корнях слов, а в ЯЯ нет, то вот оттуда взялись онные чтения с оконч-ем Н. Аоткрытие слоги характерны для полинез-х языков.Поэтому за субстрат ЯЯ принято считать полинезийские языки, на кот-й повлияли алтайские.
1.2. Типыспряжений ДЯЯ. ?Глаголы – раньше, как и сейчас, не изменяются по лицам, числам, неимеют грам-х родов. Имеют флективное строение(флексия – измен-ся часть слова). Корень глагола 1 спр самост-го оконч-я(?)не имеет. Аруку – флексия У, аруки– И. Гл-лы 2 спр. имеют однослож-й корень, заканч-ся наИ.
2.1. ДЯЯ. Общая харка ДЯЯ. Происхождение, становление, временные рамки. Началоформиров-я – 8е тыс-е до нэ. – 2й век до нэ (период Дзёмон). Период ДЯЯ с 3в. нэ. док.8в. нэ (т.е. к 3му в. он сформировался как язык). Вто время нас-е Яп. ок.300тыс чел. Племена далеко отстоящие друг от друга. М/у языками только некот-е сходство. 3-2вв до нэ –о-в Кюсю – племена Паято и Кумасо(видимо, полинезийские) менее монголоиды. О-в Хонсю – пл. Эбису,айны (многие – рыжие). Охота и собирательство. Всовсем древ-е времена о-ва были не заселены. Дзёмон –«верёвочный узор». Орудий кам. и мет. обработки нет.Нет скотоводства и дом. жив-х, земледелия. Со 2-3ввдо нэ начинают приплывать племена с Азии. К этомуповлекли климат-е изменения. Алтайские племена по пути вбирали в себя кор. и кит. (?). Когда Яёйприбыли, они превосходили Дзёмонцев по кол-ву иразвитию. Новая версия: была ещё одна ветвь насел-я –сибирские племена, пришедшие с севера; с нанай,нивхи, якут. языками связь прослеживается. Т.к. нет письм.памятников, взаимовлияние яз-в изучается с помощьюлингвист-го анализа. За послед-е 1000 лет 19% языка сменились. Айнский языкаоказал оч. малое влияние на яп-й(заимствования). Айн/яп: понэ/хонэ (кость), сиппо/сипо (соль). Айнский яз. допускал сочетание согл-хна стыке корней в отличие от япон-го; Т.к. кит-цы (кор) допускают стыки согл-х на корнях слов, а в ЯЯ нет, то вот оттуда взялись онные чтения с оконч-ем Н. Аоткрытие слоги характерны для полинез-х языков.Поэтому за субстрат ЯЯ принято считать полинезийские языки, на кот-й повлияли алтайские. ДЯЯ-П, КЯЯ-Ф, НЯЯ-Х.
3.1.Письменность ДЯЯ. Письменные источники и памятники. В период ДЯЯ появилась письм-ть. Предположит-но в 523г нэ из кор-го княж-ва Кудар прибыли миссионеры буддисты-монахи, привезлискульптуры будды, и рукописи (сутры), написанныеединственной письс-ю в Азии – кит-ми иер-ми. 6-7вв письм-тьутвердилась так, что манифесты императора уже записыв-сяиер-ми. Проблема для японистов – как прочитать иер-фы. Буква смысла не имеет (только фонет.),а иер-фы имеют. Первонач-нокит-е письмо пришло с кит-ми же чтениями. Поэтому письм-тьв сущности была кит-й. Кит. яз. односложный, каждый слогэто корень, а в ЯЯ так не принято. Имена собств-е –подбираются иер-фы по звукам. Катаканыи хираганы тогда не было. 1) 712г – 1й основной письм-й пам. – Ясумаро «Кодзики» (записи старыхдел). Документ начин-ся с эры богов (мифы), потомпереходит в описание периода Яёй. Правитель одногоплемени подчинил себе 5 др-х племён => племя Ямато (что и есть Япония). «Кодзики»написано в осн-м кит-м яз-м, но некот-еслова написаны кит-ми иер-ми в фонет-мзначении (но без смысла); 2) Япон-й письм-й пам-к 720г «Нихон сёки» (анналы Японии). Тоже написано кит. яз-м. Тожеимена и топонимика запис-сь иер-ми,но в значении фонетич-х значков; 3) «Фудоки» — 8й в. (запись о землях и обычаях) – описаниеместного фольклора. То же самое – кит. яз. с яп-м ввиде фонет. значков; 4) «Ман|ёсю»– 2я пол. 8в. Написано по-яп-ки, но т.к. письм-ти нет, то кит-ми иер-ми в фонет-м значении. Стихотв-я вжанре танка. / Японцы придумали систему Вокототэн дляобозначения в кит. иер-х япон.грам. изменений. Это было слишком сложно, поэтому сист.не прижилась. «Манъёсю» уже выходит без Вокототэн. Итого: 6-7вв иер.проникают но фон. и грам. другая, поэтому попытки модифицировать.
4.1. ЛексикаДЯЯ. Следы субстрата, влияние алтайских языков, слова-табу. Айнскийяз. допускал сочетание согл-х на стыке корней в отличие от япон-го;Т.к. кит-цы (кор) допускаютстыки согл-х на корнях слов, а в ЯЯ нет, то вототтуда взялись онные чтения с оконч-емН. А открытие слоги характерны для полинез-х языков.Поэтому за субстрат ЯЯ принято считать полинезийские языки, на кот-й повлияли алтайские. Слова табуированные. Древ-еплемена поклонялись духам. Духи могли услышать. Запрет лёг на: а) названия живот-х, объекты охоты, промысла, б) орудия промысла, в)участники промысла (те. охотники и рыболовы), г) имена богов (истинные).Поэтому многие начальные слова были потеряны. Напр. удочка – уми сачи (морская удача); богинясолнца – замена табуир-го имени – «освещающая небо»;меч – катана (что-то режущее, ката (алтайск. –резать)). В ДЯЯ словообразование: при помощи сложения корневых основ (простых,более древ-х); озвончение нач-гослога – признак того, что сложное слово; чередование гласных (мадо – эàа). Если на стыке корней получалось 2 гл-х,то 1 выпадала (канэ/учи – кузнец – канучи). Редупликация – для парных предметов (мими, т.к. в обычной ситуации их 2).
5.1. КЯЯ.Общая хар-ка и письм-епамятники КЯЯ. Отличительные особенности. КЯЯ – 9-12вв (эпоха Хэйан– «спокойствие»). Столица находиласьв г.Хэйан (Киото). Расцвет старояп-йлит-ры. С эпохи Хэйан письм-й яз. сохранялся до 20в. (письм-тьКЯЯ – бунго). А разговор-йяз. развивался. Огром-е кол-во письм-хпамят-в. В эпоху Хэйан появл-ся первые иерогл. словари(для систематизации кит-х иер-в).П. памят-ки: 1) Гэндзи-моногатари( – прим. 1001-6 г – Мурасаки Сикэбу(ж) – нравоописательный роман; 2) Макура но со: си (Записки у изголовья) = свыше 300 миниатюр — Сэй Сёнагон (ж). Была ипереводная лит-ра. Она кишела словами, заимств-ми из кит-го, санскрита. Много поэтич.произв-й, наиболее распростр.– ТАНКА (31 слог в 5 строчках). КЯЯ, по сравн-ю с ДЯЯ, значит-ноусложнился, особенно формы гл-в и прил-х.Союзных связей в предл-и было оч.мало, но их заменяли многочисл-е деепр.обороты. Среди глаг-в стали выделяться скромные и гонорифические (о высокопост-х). Письм-й язык стандартизировался (почти исчезают диалекты).Яз. был однотипный все 400 лет, т.к. не было войн, не было влияния др-х яз-в. Пришли к классич-му пятизвучию àсоздаётся азбука Годзюон. «П» вымирает (капэру àкаэру).Приходит «Ф».
6.1. Письм-ть КЯЯ и её виды употребления. Происхождениефонетической азбуки.
В период КЯЯ придумали азбуку. Начали с чисто кит-х знаков. Во-первых, иер-фыписались как иер-фы. Читаться они могли (по своему знач-ю) кит-ми или яп-ми словами.Во-вторых, иер-фы использ-сьи в кач-ве букв (они могли передавать знач-е кит-й либо яп-й морфемы). Сист. Манъёгана: кит. иер. – оннана, яп. иер. – куннана. Но не было строгих правил, какой кит. иер. подходит для какого слога. Поэтому в каждом письм-м памят-ке были свои иер-фы для замещения яп. звуков. Манъёгана требоваласкорого написания àпоявилась скоропись. В эпоху Хэйан скорописьназыв-сь канна, потом 1 Н выпал. В 17м в. её стали наз-ть фуригана. Также широкоприменяли сокращения. Уставное написание (катани =«полный») наз-сь катакана.Кит-е тексты назыв-сь Ханбун,а то, что записыв-сь иер-ми,но в знач-и яп. букв, получило назв-еВабун. Сист. Вокототэн превратилась в Кунтэн (обозн-е грам-ки в иер-фе). Широко применялась Манъёгана.При этом стало часто встречаться, что слова писались иер-ми,а грам. изменения манъёганой. Иер-еяп. словари. Словарь «Новые зарцала яп-х иер-в» ок900г. Манъёгана исп-сь: а)в поэт. лит-ре, б) в словарях, в) переводная лит-ра, г) император-е указы. Неск-ковидов написания: а) Кайсё – уствноенап-е, б) госё –полуустав., в) со: сё – скоропись. Устав исп-ся в осн-м в религ. лит-ре – для записи кит.сутр, а также кит. классики. Скорописная запись исп-сьв письмах, дневниковых записях, в сборниках стихов. Появл-сятексты на санскрите. В нач. эпохи Хэйанмногие яп. монахи ездили за рубеж учиться àв Китай. Буддизм в Китай пришёл из Индии, поэтому вся лит-ра буд. в Китае была на санскрите. Поэтому сохранилосьмного лит-ры, кот-я училачитать тексты на санскрите, причём с как можно большей фонетической точностью.Санскрит показал японцам, что можно писать не только иер-ми.Хирагана есть изуродованная манъёгана.Существовало неск. 10в вариантов написания. Катакана – это уставные иер-фы,но сокращённые. А хирагана – не сокр-е,но ускоренные. Скорее всего кат. и хир. происходили от разных иер-в. Поэтому теперь так различны.
7.1. Части речи КЯЯ. Грам-ка КЯЯ.
Местоим-я.1) Личные. 1е л. – осн-е Варэ и Ва,постепенно вымирали А и Арэ (только в слож. сл), и Арэ ещё встреч-ся как оч. вежл. о себе. Ва употр. преимущ-но в притяж. пад., т.е.Вага, а также в слож. сл. (ваифэ).Скром-е мест. – Онорэ (ясам). Мест. Маро, Марора, Нанигаси и Мидукара исп-сь только в поэзии и лит-ре Вабун. Множ. ч. – Варэра – исп-ся в комментаторскойлит-ре. Син – раб, вассал(я). 2е л. – На и Нарэ устар-юти исп-ся только в поэзии. Намудии Кимуди встреч-ся в коммент. лит-ре. Нуси – вежл. к главн. или старш. Вануси – дружелюб. обращ-е простолюдинов к слугам из деревни. Ва(б)отоко – ты – обращ-е господина к креп. слуге. Ваотомо– ты – крест-ка к крест-ке.Вавин=васо=вабобо – вежл. кдуховн. лицам. В эпоху Хэйанместоим-й оч. высокойстепени вежл-ти нет. И отсюда пошла традиция не исп-ть лич. мест-як собеседнику. В эпоху Хэйан исполь-сьмест-я: соко и сокомото; маси – оч. редко. 3е л. – мест. были оч.неразвиты. Он, она – карэ, канофито.Вопросит. м.: кто – та/тарэ, что – нани, где – идуко, куда – идуку, новы для эпохи: когда – иту,куда – дути. В вабуне вслучае вопросит. мест-й можно было обходиться без вопр. частиц. Идуку и идуко могли тоже исп-ся вкачестве вопроса о причине. Вопр-я частица Дзо постеп. заменяется на Ка, а Нани постеп.редуцируется в Нан. Сущест.Видоизменение имён в потоке речи ЯЯ – с помощью суф.или падеж-х показателей. Сист.падежей в КЯЯ по срав-ю с ДЯЯ значит. изменилась: 1)кол-во оформленных падежами сущ-х увелич-ся,2) падеж-е показатели не отдел-ся паузой от слова ине могут начинать синтагму, 3) исходно-сравнит-йпадеж остался один – Ёри, 4) притяж. суф. Га сталраздваиваться в своих ф-циях, стал указывать наподлежащее. Притяж. падеж – суф. Га обозначал притяж-ть как и Но, но встречался гораздо реже (послеличных местоимений только Га). Выделительный падеж. СуфФа – выд. подлеж. глав. предл-я., иногда обозначает время или место действия.Винит. пад. – суф. Во –прямое дополн-е. Вомоттэ –орудие/ время дейст-я, мог обозн-тьчел-ка, ч/з кот-гопередаётся сообщ-е. Дат. пад.Ни оч. употребим. Направит-йпад. Фэ только зародился,поэтому Ни означает и направление (а также время). Появл-сятворит. падеж
7.2. Временные рамки иисторическая эпоха существования НЯЯ. Факторы, оказавшие влияние наформирование НЯЯ. Битва при Сэкигахара (1603) – револ-я Мэйдзи (1868) (время правления дома Токугава).КЯЯ — подразумевается только устный яз., т.к. письм-йлит. яз. заморозился с 12 до 19в. Классич-я лит-ра на БУНГО была оч.консервативна, но иногда в лит-ру всё же попадали эл-ты нового яз-ка. В к. 15в появл-ся малое кол-во новых лит-хсочинений, где можно проследить возникновение новых литер-хформ. Европейское влияние (Португ, Голланд и др) привело к появл-ю книгопечат-я и яп-цы определ-е кол-во письм-х памятников издали латиницей. В отличие от япон-х текстов, тексты латиницей дают нам информ-ю об изменениях яп-гоязыка. Латиницей записывалось звучание. Словари и учеб-кипо ЯЯ, издаваемые европейцами, тоже дают такую инфор-ю(неск-ко словарей и учеб-в грам-ки). В 16в – объединение Японии. Этому предшествоваликровавые яп-е войны => значительные миграции насел-я, что способствовало появлению общенацион-гоязыка. Поскольку появлялись новые классы людей (торговцы, беднота), т.к. онибыли далеки от КЯЯ (письм) => писали лит-ру на живом разговор-м языке. Напр. КОГЭНы– пьесы для театра. Документы, указы и тд. писалисьпо-китайски (КАНБУНом). Европейские авторы тожепереводились на КАНБУН. Периоды: 1) К.16 – н.17в – пер. Токугава.Столица переезжает в Эдо (Токё:). Различные диалекты.Модны западные диалекты. 2) 2я пол. 17в. – смешение лит-гои разгов-го яз-в. Лит-ра писалась на БУНГО, а новая языковая форма сущест-ла только как разговорная. В БУНГО стали вкраплять эл-ты разгов-го языка. В томчисле: — Ихара Сайкаку(писатель), — Чикамацу Мондзаэмон(драматург), — поэзия (многое чисто на НЯЯ). В это время Эдоразвив-ся => появляются литераторы, кот. писали навосточных диалектах. 3) С сер. 18в. до 1ых 10летий 19в. Лит-рас востока появилась на западе и стала с ним конкурировать. 4) С 1ых 10летий19в.
8.1. Письм-е памятники НЯЯ. Использование латинского алфавита впечати. 1) Ихара Сайкаку– обилие живой разгов-й речи. В диалоги персонажей Сайкаку проникли, в первую очередь такие эл-ты живой речи: конечная форма прил-хи глаг-в, а также система местоимений. 2) Мацуо Басё –поэт. Был консерватив. Разгов-хслов нет, но есть новая фонетика. А также реплики разгов.яз. Из грам. новшеств только деепр. 3) Чикамацу Мондзаэмон – драматург.Пишет в основном на зап. диалекте. Т.к. пьесы поют, сцелью отличать речь автора и героев – употр. БУНГО и разгов.яз. 4) Мотоори Норинага«Далёкое зерцало» – антологии старых и новых песен. Философ школы Вагаку (японофилы) он перевёл «Кокинвакасю: то: кагами»прозаическим НЯ текстом. 5) Книжки в жёлтых обложках «Кибё: си»– жанр возник в 70х гг 18в. – это был прародителькомиксов. Странички с иллюстрациями и текстом в углу (на вост. диалекте).Авторская речь на БУНГО.
8.2. Лексика исловообразование КЯЯ.Появл-ся разграничение книж.и разгов. яз-в. Классич-я лит-ра: — изобилует китаизмами (в отличие от поэзии, где чистый ЯЯ). Разгов. и лит. язык различались кол-вом упторебл-хразл-х частей речи: в разгов.> сущ-х, влит. > глаг и прил-х. Т.к. использ-сь одноврем-но ияп, и кит. слова, их было оч.много.
9.1. Частиречи ДЯЯ.Числит-е. Сист.счёта в ДЯЯ двоичная, но считать научились они только до 10. 10=со. Встречаетсяв топонимике (согава). 100 =момо,использ-ся от 100 до 199. М/у 10ками и 100нямиразделяющий суф. ЧИ. Счётных суф-вбыло оч. мало. Люди – РИ. Часто вообще неиспользовали счётн. суф,либо при помощи НО. 1000=ЧИ (большое множ-во).10000=ёродо. Сущест-е – раздел-сяпо способу своего образ-я: 1) из протояп-го,2) отглаг (морфолог-кисовпадают с соединит-й формой гл-в),3) имена субстантивные (от сущ-х). Префиксы: уменьш.КО, О, увеличит. ОПО, почитит. МИ, слож. ОПОМИ. Аффиксы: ВО – самец, МЭ – самка, СА, ТА — /?/.4) имена адъективные (от прил-х). Префиксы: СА (добавл-ся и к гл-м); множ-сть –РА, ДОМО, ТАТИ. Прил-е. В ЯЯ нет относит-х прил-х àчаст. НО, либо субстантив-й корень в словах. Притяж.: част. НО, ГА (вагакуни). Качеств. (оосима –большой остров). Степеней сравн-я не было и нет.Прил. в ДЯЯ оч. сложно спрягались (и только кач.). Формы: определит-я (сиро/ки), заключит-я (сиро/си),срединная (сиро/ку), причинное деепр-е(сиро/ми – т.к. белый), уступит-е деепр.(сиро/кэ(рэ)до – хотя ибелый), условно-временно-причинное деепр-е (сиро/кэ(рэ)ба – если белый), вероятноенакл. (сиро/кэму – м.б. будет белым). Некот-е формы спряж-я получалисьслиянием с гл. АРИ. Местоим-я. Личные –мало и только к одуш. предметам. 1е л. – А (+ГА притяж, + РЭ), ВАКЭ – уничижит. 2е л.: НА (или НАРЭ) – фамиль-но, НАМУКИ, намути, опонамути– оч. вежл, намутитати (мн), ИМАСИ, мимаси, маси – ты (вежл), КИМИ – самое вежл(государь), ОРЭ – ты (самое грубое), набидо (устар), И – бранное (оч. редко употр). 3е л: специаль-х слов небыло, только возвратные. ОНОРЭ – сам, свой, собств-й(оно же прим-сь как бранное слово во 2м лице),ОНОДУКАРА – само собой, мидукара – сам. Мест-я: указат-е: Корэ/ коно — это, Сорэ / соно — то, Карэ – то (малоупотр); места: Коко, Соко; направл-я: Кочи, Коната – сюда, Сочи, Соната – туда; вопросит-е:Тарэ – кто, Нани – что, Идуку – где, Идути, идупэ – куда, Иту – когда, Идурэ – какой, Ика – как. Глаголы– раньше, как и сейчас, не изменяются по лицам, числам, не имеют грам-х родов. Имеют флективное строение (флексия – измен-ся часть слова). Корень глагола 1 спрсамост-го оконч-я(?) неимеет. Аруку – флексия У, аруки– И. Гл-лы 2 спр. имеют однослож-й корень, заканч-ся наИ.