История зарождения и развития федеральной резервной системы США

СОДЕРЖАНИЕ:
1.  Историязарождения Федеральной резервной системы США
2.  Советуправляющих
3.  Федеральныерезервные банки
4.  Банки-членыФРС
5.  Федеральныйкомитет по операциям на открытом рынке
6.  Федеральныйконсультационный комитет
7.  НезависимостьФРС
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ФРС) США
Кредитная система США представляет собойсовокупность государственных и частных кредитных институтов. Ее основнымгосударственно-монополистическим компонентом является ФРС, выполняющая функциицентрального банка США.
ФРС была создана Законом о Федеральной резервнойсистеме, принятом Конгрессом в 1913 году для обеспечения более безопасной иболее гибкой банковской и кредитно-денежной системы. Однако предварительныепопытки создания центрального банка были сделаны еще до возникновения ФРС. В1791 и 1816 годах появились соответственно Первый и Второй Банк США со срокомдействия на 20 лет. Банки создавались для обслуживания федерального правительстваи для контроля над банками других штатов, а также и для обслуживания частнойклиентуры. По своему масштабу это были национальные банки с отделениями по всейстране. По большинству показателей их деятельность была вполнеудовлетворительной, она способствовала достижению в банковской системе определенногопостоянства и порядка там, где раньше царил хаос. Однако и размер банков, и товлияние, которым они пользовались в финансовой системе, вызывали противоречивыемнения, и значительная часть общества не питала к ним доверия. Достижениебанками высокого авторитета сопровождалось обострением политическихпротиворечий, и они прекратили свое существование.
В 1863 году с принятием Закона о национальных банкахбыл сделан определенный шаг в направлении к созданию центрального банка. Законявился вторичной попыткой упорядочить банковскую систему путем унификациивыпуска банками банкнот и усиления банковской системы в целом. Закон был приняттакже с целью облегчения финансирования гражданской войны. На основании законавозник новый класс банков—национальных, работа которых находилась в веденииконтролера денежного обращения, входившего в состав аппарата казначейства. Этибанки пользовались определенными привилегиями в обмен на применение к ним болеестрогих требований в отношении поддержания ими определенных соотношений междуразличными частями их балансов.
Вместе с тем новая денежная система не смоглапредотвратить в конце XIX-начале XX вековнеоднократного возникновения паники. Где-то на рубеже века стало очевидно, чтосистема того времени приводила к росту денежной массы и кредита. Такоеположение зачастую не соответствовало возможностям экономики к расширению, чтоприводило к ее срывам. Также стало очевидным, что система ограничивалаиспользование кредита там, где потребность в нем была наивысшей, что служилопрепятствием к развитию кредитного рынка в стране и экономическойэффективности. Кроме того, отмечались ярко выраженные сезонные колебания вналичии и цене кредита, что создавало большие неудобства для экономически важныхчастей населения.
К 1908 году почти все понимали, Соединенным Штатамбыл нужен центральный банк, аналогичный тем, что существовали в Европе. Онимогли предотвращать возникновение банковской паники или смягчать еепоследствия, они обеспечивали рост денежной массы и кредита согласнопотребностям экономики и сглаживали сезонные колебания в предложении кредита.Для изучения данного вопроса, согласно закона Олдрича-Риманда, в 1908 годуКонгресс учредил Национальный денежный комитет, которым был предложен соответствующийплан. Однако мнения о структуре будущего центрального банка резкоразделились—одни выступали в поддержку сильно централизованной структуры,подобной той, что существовала в Европе, другие опасались сосредоточениябольшой власти, которая могла оказаться в руках крупных коммерческих банковВосточного побережья.
В основном возникли две очень похожие друг на другамодели центрального банка. Согласно первой модели в финансовом центрестраны—Нью-Йорке создавался единый центральный банк со своим правлениемдиректоров, в состав которого входили представители коммерческих банков. Повторой модели возникал целый ряд региональных банков, каждый из которых обладалсобственными полномочиями центрального банка. Ни один из этих региональныхбанков не мог преобладать над другим, и почти полностью отпадала необходимостьв координации их деятельности между собой.
Президент Вудро Вильсон, сторонник прогрессивныхвзглядов, искал компромиссного решения, и 1913 году он утвердил закон оФедеральной резервной системе, которая была ближе ко второй модели сдецентрализованной системой.
Согласно закону о федеральном резерве Конгрессфактически передавал свои полномочия по вопросам денежной политики Федеральнойрезервной системе. В законе говорилось о создании от восьми до двенадцатифедеральных резервных банков, каждый из которых обслуживал свой регион илиокруг. В конце концов было создано двенадцать банков с двадцатью пятьюотделениями в целях лучшего обслуживания округов. Во главе каждого банка стоялсвой управляющий. Все национальные банки, находившиеся в ведении контролераденежного обращения, были обязаны стать членами Федеральной резервной системы,для коммерческих же банков Штатов это было не обязательно. Банкам, пожелавшимстать членами ФРС, предоставлялись определенные привилегии, такие, как правопользования кредитом Центрального банка, в обмен на введении в этих банкахболее строгих требований по соотношениям между различными частями их балансов.Для координации деятельности ФРС в Вашингтоне, в округе Колумбия, был созданСовет управляющих ФРС в составе семи человек—министра финансов, контролераденежного обращения и пяти членов Совета, назначаемых президентом с последующимодобрением кандидатур Сенатом. Один из членов Совета назначался управляющимФРС. В кредитно-денежной сфере резервные банки могли авансом получать процентыза некоторые выданные членами ФРС кредиты, они могли выпускать банкноты сзолотым обеспечением. Позже они перешли к купле-продаже инструментов денежногорынка на открытом рынке. Резервные банки также становились главным банкомказначейства и выполняли важную роль в платежной системе посредством клирингачеков и перевода средств по телеграфу. Резервные банки имели право напроведение ограниченно независимой политики, и они пользовались этим правом,часто вступая в противоречие друг с другом.
ФРС оказалась довольно свободным образованием, невынесшим серьезного испытания кризисом 30-х годов, ознаменовавшимся широкойволной банкротств и экономической депрессией. ФРС оказалась неспособной внужное время обеспечить банковскую систему ликвидными средствами. В течениепервых двух десятилетий своего существования ей оказалось трудным достичьединой кредитно-денежной политики, но в начале 30-х годов этот вопрос встал совсей остротой. В значительной мере он был вызван отсутствием в ФРСпоследовательной линии руководства. Стало очевидным, что отсутствиепоследовательного руководства и единой политики отрицательно сказывалось такжеи за пределами сферы денег и кредита. Несогласованные действия банков-членовФедеральной резервной системы заставляли задуматься об обоснованностипредоставления тех или иных услуг со стороны центрального банка и обэффективности распределения кредитных ресурсов. В результате в 30-х годахКонгресс и президент Франклин Рузвельт реформировали Федеральную резервнуюсистему, значительно повысив полномочия ее Совета в руководстве системой.
Главное решение состояло в необходимости большегососредоточения полномочий Совета в этой области как государственного органа.Вводилась также более прямая форма отчетности. Результаты проведенных крупныхреформ 1933 и 1935 гг. сохраняют свое значение и по сей день. В частности,согласно Акта «О банковской деятельности» от 1935 года в структуре Федеральнойрезервной системы были проведены следующие изменения: наименование «СоветФедеральной резервной системы» было изменено на «Совет управляющих Федеральнойрезервной системы», из состава руководства были выведены министр финансов иконтролер денежного обращения, представляющие исполнительную власть, и на ихместо президентом страны назначались новые лица. Каждый член Совета ФРС получалтитул управляющего. Каждый округ, обслуживаемый одним из Федеральных резервныхбанков, не мог быть представлен в совете более чем одним из его членов. Первыйпо старшинству служащий каждого резервного банка получал титул президента банкавместо бытовавшего ранее управляющего. Президент банка и его второй постаршинству служащий—первый вице-президент—назначались советом директороврезервного банка с последующим утверждением их в должности Советом управляющих.
С годами были внесены и другие поправки. Вчастности, в 1970 году были внесены поправки к Акту «О банковских холдинговыхкомпаниях», к Акту «О международном банковском деле» от 1978 года, к Акту от1978 года «О полной занятости и сбалансированном росте» и к Акту от 1980 года«Об отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений и овалютном контроле».
В настоящее время ФРС выполняет следующие функции:
n управляет национальной денежной политикой путем влияния наденежное и кредитное состояние в экономике, преследуя полную занятость истабильные цены
n контролирует и регулирует банковские учреждения с цельюобеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем
n поддерживает стабильность финансовой системы и сдерживаетсистематический риск, который может возникнуть на финансовых рынках
n предоставляет определенные финансовые услуги правительству США,общественности, финансовым учреждениям, играя также главную роль в управлениинациональной системой расчетов
ФРС структурно состоит из Совета управляющих ФРС, 12федеральных резервных банков и около 6 тыс. банков членов. В структуру ФРСвходят также два ее органа, созданные Конгрессом,– Федеральный комитет пооперациям на открытом рынке и Федеральный консультативный совет. ФРСпредставляет собой верхний ярус банковской системы США. Нижний же яруссоставляют коммерческие банки, которые принимают вклады (депозиты), выдаюткредиты, осуществляют безналичные расчеты между клиентами, покупают и продаютакции, облигации и другие ценные бумаги и валюту, создают новые безналичныеденьги, но не имеют права эмиссии наличных денег.
СОВЕТУПРАВЛЯЮЩИХ.
Центром организации Федеральной резервной системыявляется Совет управляющих в Вашингтоне. Он состоит из 7 членов, назначаемыхпрезидентом США с одобрения Сената сроком на 14 лет. Таким образом получается,что каждые два года заменяется один член этого Совета, а потому Советуправляющих не зависит от перипетий политической борьбы, результатов выборов,амбиций политических партий и государственных чиновников. Члены Совета могут пожеланию подать в отставку и ранее указанного срока, однако быть повторноназначенным после полного срока работы нельзя.
Председатель и вице-председатель Совета назначаютсяпрезидентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно,если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторныеназначения также должны быть утверждены Сенатом.
Члены Совета составляют большинство в Комитете пооперациям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсомфинансовой и кредитно-денежной политике. В Комитете Совет рассматривает иутверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию ииздает постановления по управлению «дисконтным окном» в этих банках. Советможет также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежнойполитики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервныхнорм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах.
Наряду с другими федеральными ведомствами, Советустанавливает основные принципы политики надзора над коммерческими банками иуправления их деятельностью. Эта политика нацелена на достижение надежныхсбалансированных условий существования банковской системы, а она стремится сократитьколичество нарушений, вызываемых страхованием депозитов и другими защитнымимерами, которые охватывают банки и другие депозитные учреждения.
Проводниками различных направлений политики Советаявляются резервные банки, за операциями которых Совет ведет жесткий контроль.Каждый банк обязан предоставить Совету свой бюджет для утверждения. Некоторыестатьи расходов(например, на строительство или реконструкцию зданий банка,выплату заработной платы президентам и первым вице-президентам) подлежатспециальному утверждению со стороны Совета. Назначение президента ивице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет. Советтакже считает, что к процессу выработки и претворения политики необходимопривлекать сотрудников резервных банков, занимающих высокие должности. В этихцелях пораздельно проводятся совещания президентов и совещания первыхвице-президентов, в ходе которых их постоянно просят высказывать свои взглядыпо вопросам политики в стадиях ее разработки и воплощения в жизнь. Однако, в концеконцов направление политики по всей системе в целом определяет именно СоветФРС. Также Совет ФРС устраивает регулярные проверки резервных банков и ихотделений в целях контроля за проведением политики в нужном направлении.
Совет ФРС выполняет контролирующую и регулирующуюфункцию по отношению к банкам-членам ФРС, к банковским холдинговым компаниям, банковским объединениям, международным банковскимобразованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков-членов ФРС и кдеятельности филиалов иностранных банков в США. Совет устанавливает границыиспользования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.
Совет выполняет основныеФедеральные законы, регулирующие деятельность по кредитованию потребителя(Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон оботкрытой информации по жилищным ипотекам )
Совет предоставляет Конгрессуежегодный доклад о его операциях и дважды в год — доклады о состоянии экономикии действиях Системы по росту денежной массы и кредитов. Ежемесячный БюллетеньФедеральной резервной системы публикует статистические данные и другуюинформацию о деятельности системы. Материалы, относящиеся к регулирующимфункциям Совета, представлены в другом печатном органе –Регулирующаядеятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей неиз фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервныебанки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчетыСовета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главногобухгалтерско-контрольного управления.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕРЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ
Согласно закону о ФРС вся территория США поделена на12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервнымбанком данного округа. Федеральные резервные банки являются главнымиоперативными звеньями Федеральной резервной системы, выполняя функциицентрального банка для своего округа. Каждый из них является своего родаакционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данногоокруга.
Сеть Федеральных резервных банков вместе с их 25отделениями выполняют такие функции ФРС как приведение в действиеобщенациональной системы расчетов, распределение национальной валюты, контрольи регулирование банков-членов и банковских холдинговых компаний, а такжефункцию банкира для казны США. Каждый резервный округ обозначен своей буквой иномером( прил.3). таким образом вся валюта США имеет на себе пометку с номероми буквой того резервного банка, который первым выпустил ее в обращение. Кромевыполнения функций Федеральной резервной системы в целом, таких как ведениебанковской и кредитной политик, каждый резервный банк служит хранилищем длясредств других банков в его округе и предоставляет кредиты банкам, испытывающимфинансовые затруднения.
Каждый резервный банк имеет правление, состоящее из9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора,которые относятся к классу А, представляют коммерческие банки, которые являютсячленами ФРС. Три директора класса В и три класса С представляют общественность.Директора класса В и С избираются коммерческими банками-членами ФРС. Советуправляющих в Вашингтоне назначает директоров класса С. Из числа директоровкласса С Советом управляющих избирается председатель правления директоров и егозаместитель. Директора класса В и С не могут быть в банке или в банковскойхолдинговой компании ни чиновниками, ни директорами, ни служащими. Директоракласса С не могут владеть акциями банка или банковской холдинговой компании.Правление директоров в свою очередь назначают президента и вице-президентарезервного банка, чей выбор должен быть подтвержден Советом управляющих.
Каждое отделение резервного банка имеет своесобственное правление директоров в составе 5 или 7 человек. Большинство этихдиректоров назначается резервным банком этого отделения; другие назначаютсяСоветом управляющих.
Правление директоров резервных банков и их отделенийпредоставляют Федеральной резервной системе полную информацию  об экономическомположении практически в каждом уголке страны. Эта информация используетсяФедеральным комитетом открытого рынка и Советом управляющих для принятия важныхрешений по поводу денежной политики. Сведения, собранные резервными банкамитакже предоставляются широкой общественности в специальном отчете, которыйнеофициально называется Бежевая книга(The Beige Book).Она издается примерно за две недели до каждого собрания Федерального комитетаоткрытого рынка. Кроме того, каждые две недели правление каждого банка должнопредоставлять Совету управляющих информацию о дисконтной ставке этого банка.Причем изменение ее не может произойти без подтверждения Совета управляющих.
Доход резервные банки получают в основном изпроцентов по правительственным ценным бумагам, которые были приобретены наоткрытом рынке. К другим важным источникам дохода относятся проценты наимеющиеся у Системы иностранные валютные инвестиции, проценты по ссудамдепозитным учреждениям, а также плата за предоставляемые депозитным учреждениямуслуги.
После уплаты всех расходов Федеральные резервные банкиотправляют остатки своих доходов в Казну. Доходы и расходы Федеральныхрезервных банков с 1914 года и до сегодняшнего дня включаются в Ежегодный отчетСовета управляющих. Если резервный банк ликвидируется по какой-либо причине,весь доход после оплаты счетов отправляется в Казну.
БАНКИ-ЧЛЕНЫФРС
Как уже было сказано выше, каждый резервный банкявляется своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежатбанкам-членам из данного округа. Таким образом, банки-члены должны вкладывать вакции регионального Федерального резервного банка сумму равную 3 процентам отих капитала. Однако эти акции не дают права контроля. Их приобретение являетсяофициальной обязанностью каждого банка-члена. Эти акции не могут быть проданыили заложены. Каждый банк-член получает с этих акций ежегодно дивиденд вразмере 6 процентов, как определено в законе, и право голоса при выборе вправление резервного банка директоров класса А и класса В. Эти акции не могутбыть приобретены физическими лицами.
Статус банка-члена ФРС предоставляет право получатьзаймы в Федеральных резервных банках, пользоваться их услугами, а такжеполучать необходимую информацию по интересующим финансовым вопросам.
В период 70-х гг. наблюдалось сокращение членства вФРС (за десятилетие свыше 500 банков вышли из ФРС) по причине недостаточнойфинансовой выгодности, но ситуация изменилась после принятия Конгрессом в 1980году закона о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, покоторым резервные требования ФРС были распространены на все депозитныеинституты страны. Закон способствовал существенному усилению позиций и роли ФРСв кредитной системе США.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙКОМИТЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ (ФКООР)
С целью контроля за операциями на открытом рынке былсоздан ФКООР, ставший основным инструментом проведения денежно-кредитнойполитики. Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС.ФКООР также устанавливает пределы для роста денежной массы и прямых операций,проводимых Федеральными резервными банками на рынках иностранных валют.
ФКООР состоит из 7 членов Совета управляющих и 5президентов резервных банков. Президент Федерального резервного банка Нью-Йоркаявляется его постоянным членом. Другие президенты служат по одному годупопеременно. По закону президенты всех резервных банков должны участвовать вобсуждениях на собраниях комитета, выдвигать свои предложения, но голосоватьимеют право только 5 президентов являющихся его членами. ФКООР по законусамостоятельно определяет свою внутреннюю организацию и по традиции избираетпредседателя Совета управляющих своим председателем и президента Федеральногорезервного банка Нью-Йорка своим вице-председателем. Официальные встречипроводятся 8 раз в год в Вашингтоне. Телефонные консультации и другие встречипроводятся по мере необходимости.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙКОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СОВЕТ
ФРС пользуется услугами различных консультационных ирабочих комитетов для выполнения различных его обязанностей. Одним из такихорганов является Федеральный консультационный совет. Он состоит из 12 членов (обычно коммерческих банкиров), то есть по одному из каждого Федеральногорезервного округа. По закону Федеральный консультационный совет встречается 4раза в год с Советом управляющих в Вашингтоне для обсуждения экономических ибанковских вопросов.
НЕЗАВИСИМОСТЬФРС
В проведении кредитно-денежной политики ФРС являетсянезависимой. Это заключается в том, что ее кредитно-денежная политика неподлежит контролю со стороны Главного бухгалтерского управления, решенияФедеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента илисо стороны любого работника из отдела правительства. Но хотя ФРС находится наособом положении по отношению к федеральному правительству, она не изолированаот воздействия со стороны исполнительных законодательных органов власти. Так,президент страны назначает управляющих ФРС, а также председателя и заместителяпредседателя Совета управляющих ФРС с последующим утверждением этих назначенийСенатом. Председатель ФРС и другие члены Совета управляющих проводят частыевстречи с министром финансов и другими представителями исполнительных органоввласти для обсуждения вопросов экономической и финансовой политики. Также частопроводятся встречи между высокопоставленными членами Совета управляющих исотрудниками Министерств финансов для обсуждения вопросов, представляющихвзаимный интерес.
Председатель и другие члены Совета ФРС частовыступают в Конгрессе по вопросам политики и операций Федеральной резервнойсистемы. ФРС регулярно представляет в Конгресс различные отчеты и отвечает намногочисленные запросы конгрессменов.
Кроме того, ФРС обязана предоставлять общественностизначительное количество сведений о проводимых ею политике и операциях. Онапостоянно подвергается проверками со стороны общества. Совет управляющих ФРС,как и другие правительственные ведомства, должен, за немногим исключением,проводить свои совещания открыто в целях участия общественности в предлагаемыхраспоряжениях Совета. Совет управляющих ФРС обязан еженедельно опубликовыватьданные своего баланса и другие сведения по принимаемым решениям в течениедостаточно короткого периода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
1.  Г.Волынский«Современная банковская система» / Бизнес-информ, №7 1997
2.  Т.Д.Симпсон«Федеральная резервная система США»/Деньги и кредит, №1 1993
3.  «СовременныеСША»: энциклопедический справочник—М.: Политиздат, 1988
4.  «The Federal Reserve System: Purposes and Functions»