История зарубежного искусства

Содержание:

1. Немного истории
2. Архитектурные решения
3. Культурная ценность
4. Список использовавшейся литературы
5. Прикреплённые изображения

ПАНТЕОН

1. Немного истории.
После Траяна управлять Римской империей стал Адриан. Как и его предшественник, Адриан покровительствовал наукам и искусствам.
Адриан вошёл в историю не только как заказчик нескольких грандиозных сооружений в Риме, но и как архитектор некоторых из них. Адриан был горячим поклонником греческой культуры, на которую и ориентировался в своих идеалах. Его увлечение греческими древностями выразилось в постройке виллы в Теоле (окрестности Рима). Здесь с поразительной точностью были воспроизведены отдельные здания Афин и Александрии, например афинский Ликей или предместье Александрии Каноп или так называемый «пёстрый тортик», стоящий в Афинах и расписанный там знаменитым художником Полигнотом. Пол и стены помещений виллы были украшены мозаичными картинами, также повторявшими в несколько упрощенной манере, знаменитые греческие оригиналы. Изображение голубой чаши с водой восходит к мозаике знаменитого пергамкого мастера Соса.
В самом Риме Андриан по собственному проекту построил возле Колизея храм Венеры и Ромы, тоже отличавшийся грандиозными размерами и влиянием эллинистического искусства. Занимаемое Андрианом общественное положение и технические возможности богатейшего государства тогдашнего мира позволили Андриану не считаться с трудностями. Увлеченный монументальными формами правитель Рима Андиан тут и там расставил по городу сооружения огромного размаха, к каждому из которых подходят определения «крупнейший», «выдающийся», «грандиозный». Даже собственный мавзолей Андриан выстроил в таких масштабах, что он стал крупнейшим надгробным сооружением Рима. Круглый по плану, мавзолей имел очень толстые стены, а сверху заканчивался скульптурной группой. Опасаясь за сохранность гробницы, Андриан, казалось, знал, что через много веков итальянцы переделают мавзолей в оборонительную крепость, а позднее даже в тюрьму.
Однако самым знаменитым и выдающимся сооружением эпохи Андриана является Пантеон. От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы.
На фронтоне уцелела надпись: “М. Агриппа в свое третье консульство соорудил” (то есть в 27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. В 125 году было закончено сооружение Пантеона. Пантеон — “храм всех богов” — был в 27 году до н.э. построен консулом Агриппой, зятем Августа, но сгорел вскоре после постройки и затем неоднократно перестраивался. В 110 году при большом пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен Адрианом на старом фундаменте. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора. Пантеон (храм всех богов) в основе своего плана имеет круг. Массивные цилиндрические стены, облегчены за счет устроенных в их толще парадных ниш, служивших в древнеримское время алтарями. На верхнюю часть краями опирается гигантский купол, своим пролетом (43 м.) перекрывающий без единой опоры все внутреннее пространство. В самом центре купола имеется небольшое круглое отверстие для освещения внутренности храма. Постройка Пантеона датирована 125 г. н.э., а его купол, изготовленный из бетона и кирпича, до сих пор считается настоящим архитектурно-инженерным шедевром. Подобно остальным римским храмам, Пантеон был богато украшен и производил своим монументальным величием неизгладимое впечатление на видевших его людей разных эпох.
Желание Адриана быть запечатленным в образе греческого философа выразилось в мраморном бюсте императора, изображающем его с отрешенным выражением лица, погруженным в раздумье (этот бюст хранится в Ватикане). С того времени на протяжении всего 2 в. в римском портретном искусстве стала господствовать тема самоуглубления, раздумья, печали. Мраморные статуи перестали быть раскрашенными, стал ценится высокий уровень обработки мрамора. Зрачки статуй со времен Адриана иногда специально не намечаются резцом, чтобы образ был более отрешенным.От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы. На фронтоне уцелела надпись: “М. Агриппа в свое третье консульство соорудил” (то есть в 27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора.

2. Архитектурные решения.

Выстроенный Аполлодором Дамасским в 125 г. н э, Пантеон в Риме представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портик коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,— интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как это было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал Пантеон посетителям.
Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитектурного замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.
Грандиозный купольный храм с обширным портиком – Пантеон – хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на одной из площадей Рима, обрамленный паутиной маленьких улочек и переулков. Окружающие храм жилые многоэтажные дома создают контраст с архитектурным масштабом Пантеона. Храм кажется сооружённых для каких-то особых, высших целей, не имеющих никакого отношения к повседневной жизни человека. Он отвернулся от всего внешнего окружения, не раскрываясь в него даже декоративными аркадами, как Колизей. С обыденным миром Пантеон сообщается только с одной стороны, где стоит монументальный портик из мрачных гранитных колонн.

3. Культурная ценность.
Этот языческий храм был возведен Агриппою и посвящен им своему тестю императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам. Строительство храма было полностью закончено при императоре Адриане за период с 110 по117 год. Зодчим, соорудившим Пантеон, предположительно считают Аполлодора, но, по-видимому, в создании его как архитектор принимал участие сам император Адриан. Его имя как зодчего связано с таким великолепными сооружениями, как вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.
Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше перед ним находилась обширная площадь, так необходимая всем римским постройкам. Площадь эта символизировала открытое пространство и шум жизни под южным небом – идеал старой римской общины. Когда же община переросла в мировую империю, идеал переместился снаружи внутрь.
В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти (на самом деле или в мыслях) каждый. Человек входил в храм не просто смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только вступая под портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в Пантеон, он должен был целиком преобразиться.
Перед ним открывалось огромное, единое и цельное пространство. Никто уже не думал, какая мощь его окружает (стены до 6-ти метров толщиной!), какие мудрые инженерные расчеты держат в равновесии части сложнейшего архитектурного организма. Стена нигде не выглядела мертвой, безжизненной, она была облегчена глубокими нишами стройными колоннами. Стены были отделаны дорогими мраморами и камнями, пол выложен мозаикой, и излучаемый ими тихий, мерцающий свет наполнял пространство особым сиянием, которое к верху становилось все яснее и чище.
Над стенами парил небосвод. Бетонный купол весом 46тонн, ради которого возвели такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен пятью рядами кессонов и действительно парил. Сквозь 9-метровое отверстие в Пантеон лился воздушный свет. Отгораживая человека от мира земного с его страстями и суетой, Пантеон открывал ему путь в небеса.
Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона – все определяется его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола, выполненные по проектам Брунеллески (собор Санта- Мария дель Фьоре во Флоренции) и Микеланджело (Собор Святого Петра в Риме), меньше купола Пантеона. Точная полусфера купола Пантеона была дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной формы. Опрокинутая над вами каменная чаша по началу столь большой вовсе не кажется, её подлинные размеры постигаются лишь в сравнение с человеком.
В Пантеоне были поставлены 12 статуй главных олимпийских богов, а статуи Агриппы и Августа были помещены в притворе.
Император-христианин Феодосий 1 в конце 4-го века закрыл это языческое капище, как и многие другие, и оно два столетия простояло пустым. Потом Римский папа Вонифатий 4 превратил Пантеон в христианский храм из окрестных катакомб были перенесены сюда останки христианских мучеников, чтобы предохранить их от расхищения варварами.
Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем христианским мученикам. В нишах широких стен, между выдающимися в перед колоннами из драгоценного мрамора, расположено 15 алтарей. На главном престоле стоит икона Божьей Матери, писаная, по преданию, евангелистом Лукой.
Храм не раз подвергался разграблениям медная крыша и бронзовые изваяния были вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена роскошная сень которую теперь можно увидеть в храме святого Петра над гробом апостолов.
Форма Пантеона осталась нетронутой. В нем не чувствуешь над собой свода, как будто небо неприметно опустилось на землю, и свет, падающий сверху, наполняет храм.
Портик и ротонда (круглый зал) Пантеона воедино связано общностью соразмерностей. Сочетание в едином архитектурном ансамбле округлой и прямоугольной форм, как известно, представляет большие композиционные затруднения. Но Пантеон как раз пример превосходного решения этой архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве главного(или одного из главных) храма Рима и было дерзновением в римской архитектуре.
Пантеон – это образ всего мироздания: и подземного сумрака, и земного света , и небесного сеяния. Его предков можно найти и в этрусских гробницах, и в ранних храмах, и в домах с атриумами.
В Пантеоне каждый мог ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно было знать ни каких религиозных догм. “Храм всех богов” стал храмом всему миру, всей существующей бессмертной и вечной природе. Вместе с тем он был и храмом людей, часть которой они составляли. Он объединял в себе все: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное. Наверное, величие Пантеона, открывшего человеку его духовные глубины, и явилось причиной его долгой жизни. Он остался единственным античным храмом, не разрушенным и не испорченным в средневековье.
4. Список использованной литературы:
1. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.
2. История зарубежного искусства. Учебник. М., 1984г.
3. Искусство. Книга по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.
4. Н.А. Дмитриева, Л.И. Акинова. Античное искусство: очерки. М.,1988 г.