МинистерствообразованияРоссийскойФедерации
КубанскийГосударственныйУниверситет
кафедразарубежнойлитературы
КУРСОВАЯРАБОТА
Историзациямифа и социальныемотивы в повестиКристы Вольф«Кассандра»
Работувыполнил______________________________________________
Курс_, гр.__, факультет РГФ, специальность02.17.00 ОДО
Руководительработы___________конд.филол.наук, доц.С.Н.Чумаков
Краснодар2003
Историядревнегреческойлитературы— древнейшейевропейскойлитературы, развивавшейсясамостоятельно, не опираясьна опыт литературыдругих народов,— составляетважнейшую частькурса античнойлитературы, изучающегопамятникихудожественногослова греко-римскогорабовладельческогообщества, просуществовавшегоболее полуторатысяч лет.
Мифологиябыла первойформой общественногосознания удревних греков, объяснявшихмир с религиозно-фантастическойточки зрения.Другой особенностьюэтой формыосвоения мирабыла склонностьк олицетворениюдаже такихабстрактныхпонятии, каксправедливость, право, единодушиеи т. д.
Богатоевоображениенарода населилои горы, и долины, и море бесчисленнымии причудливымисверхъестественнымисуществами.В горах жилигорные нимфыореады; в лесах— дриады; в реках— наяды; каждаяпещера, гораи даже отдельноедерево имелисвое божество.
Греческаямифологияслужила поистиненеисчерпаемымисточникомдля литературыи изобразительногоискусства. Мифыв то же время«представляютсобою полноеразвитие впоэтических, пленительныхобразах, глубочайшегофилософскогосодержания, в них заключаетсявся мудростьэллинская, которая навсегдаостается мудростьючеловеческой…».Эти слова Белинскогоозначают, чтогреки древнейэпохи все достояниясвоей культуры, своего процессапознания природыи обществазакреплялив мифологическойформе.
Всоответствиис основнымисоциальнымиэтапами, которыепрошло древнегреческоеобщество, процессразвития еголитературыможно разделитьна следующиепериоды:
I.Архаическийпериод, простирающийсяот древнейшихвремен (приблизительноот Х в.) до VII в. дон. э. В этот периодсоздаютсяпроизведенияустного народноготворчества.К концу егорождается эпос, увенчанныйпоэмами Гомера«Илиада» и«Одиссея».
II.Классическийпериод — от VIIв. до н. э. до III в.до н. э. Эпоспостепенноуступает своеместо новымлитературнымжанрам, в которыхна первый планвыступаетличность творца.
Пышнорасцветаетлирика, а затеми драма; зарождаетсяи к V в. достигаетвысокого уровняпроза (историческиеповествования, произведенияораторскогоискусства, философскийдиалог). Кульминационнымпунктом литературногопроцесса оказываютсяаттическаядрама, трагедияи комедия. Ведущимцентром культурыв этот период(начиная с V в.)являются Афины.
III.Эллинистическийпериод — охватываетвремя с III в. дон. э. до I в. до н.э. (включительно).Он характеризуетсявозникновениемновых культурныхцентров — Александрияв Египте, Пергамв Малой Азии.Продолжаетсяпроцесс созданияновых, малыхформ литературы.Эпос сменяетсяэпиллием («малымэпосом»), мифологическаядрама — бытовойкомедией имимом (комическойсценкой набытовые темы).Важнейшая чертаЛитературыэтого временизаключаетсяв том, что именнов этот периодначинаетсятщательноеизучение исистематизациябогатого наследияпрошлого.
Использованиетрадиционныхсюжетов и образовмифологическогопроисхождения— одна из определяющихтенденцийсовременноголитературногопроцесса.
Вызываетособый интересобращение внемецкоязычнойлитературеXX века к Троянскомуциклу мифов.Писателиконцентрируютсвое вниманиепрежде всегона мифах, повествующиео судьбе родаАтридов.
Своеобразнуютрактовкуполучает одиниз наиболеестабильных, но находящийсяна периферииТроянскогоцикла мифологическийсюжет о Кассандре— непризнаннойжрице погибшегонарода.
Мифо страданияхгреческойпророчицыпереосмысливаетсяписательницейв связи с размышлениямио прошлом ибудущем немецкогонарода.
ОбращениеписательницыГДР к сюжетуо Кассандречерез тридцатьпять лет послеопубликованияодноименнойновеллы Г. Э.Носсака воспринимаетсясимволически.В свое времяГ. Э. Носсак, пытаясьпо-своемупереосмыслитьуроки войны, использовалдля этого мифо беспомощноститроянскойпророчицы передсудьбой, интерпретируяего в духе философииэкзистенциализма.К. Вольф обращаетсяк древнемусюжету, стремясьнапомнитьчеловечествуо хрупкостижизни на землеи об ответственностикаждого передлицом истории.Ее повесть —предостережение.
ИнтересК. Вольф к античномусюжету не случаен.Писательницатщательноизучала памятникимикенскойкультуры. Повесть«Кассандра»включена авторомв сборник, содержащийлекции, посвященныене только вопросамантичной культуры, но и животрепещущимпроблемамсовременности.В подобномконтекстеповесть являетсяживой иллюстрацией, художественнымитогом публицистическихаргументовавтора.
ПовестьК. Вольф «Кассандра»является свободнымпересказоммифа. Стараясьпридать архаическомуповествованиюсовременноезвучание, писательницасохраняет, однако, известныесюжетные узлымифа.
Начнёмс самого краткогоизложениямифологииТроянскойвойны.
НапобережьеГеллеспонта(нынешний проливДарданеллы)в глубокойдревностисуществовалоцарство, правителемкоторого былцарь Трос, основавшийстолицу — Трою.Родоначальникдинастии троянскихцарей Дарданбыл сыном самоговерховногобога — Зевса, поэтому всеего потомкиназывалисьдарданцамиили дарданидами.Внук Троса царьЛаомедон пользовалсяособым покровительствомбогов, при немТроя достиглаособого величия.В сооруженииее крепостныхстен принималучастие самвладыка морей,(брат Зевса)Посейдон. ВнукомЛаомедона былцарь Приам, прикотором Троя, называвшаясятакже Илионом, достигла высшегорасцвета, сталацентром небольшого, но могущественногоцарства и ужек старостиПриама — центромТроянскойвойны.
Передпоявлениемна свет второгосына Приамамать младенца, царица Гекуба, увидела во снегибнущую отпожара Трою, после чегородившийсявскоре мальчикПарис, он жеАлександр, былунесен в горыИды и предоставленсобственнойучасти. Медведицавскормиламалютку, а местныепастухи воспиталимальчика. Ставвзрослым, красавецПарис женилсяна нимфе Энонеи жил с ней долгои счастливо, продолжая пастисвой стада.
Вэто или близкоек нему времяв мире богов, живших преимущественнона горе Олимп, разнесласьвесть о необыкновеннойпрелести морскойбогини Фетиды(часто пишутТетис), сближенияс ней сталиискать Зевси Посейдон.Впрочем, онивоздержалисьот решительныхшагов, поскольку, по предсказанию, рожденныйФетидой сынстанет могущественнееотца. Фетидапо воле боговбыла выданазамуж за нелюбимогоею смертного— представителяцарского родаПелея. На ихсвадьбу былиприглашенывсе боги, заисключениемединственнойнежеланнойбогини раздораЭриды. Эта богиняи подбросилав пиршественнуюзалу яблокос надписью«Прекраснейшей»— знаменитое«яблоко раздора».Никому не пришлов голову отдатьэто яблоконевесте, всебогини оказалисьнастоящимитщеславнымиженщинами, имежду главнымибогинями Герой, Афиной и Афродитойвозник спор: кто прекраснейшая? За решениемспора все трибогини отправилисьв Троаду к самомукрасивомумужчине — Парису.Каждая богиняобещала Парисусвои дары, ноон призналпрекраснейшейАфродиту, обещавшуюему красивейшуюв, мире женщину.Как богинялюбви и красотыАфродита принялаяблоко как самособой разумеющееся, а равно обиженныеГера и Афинаобъединилисьв своем гневеи на Париса, ина его народ.Затем они сталиделать все, чтобы отомститьтроянцам запоражение на«конкурсекрасоты».
ЦаревичПарис, уже давнопризнанныйсын царя Приама, отыскал этукрасивейшуюженщину — Елену, жену спартанскогоцаря Менелаяиз династииАтридов — потомковАтрея. По названиюнарода, к которомупринадлежалМенелай, аргивян, прекраснаяЕлена вошлав мировую литературукак Елена Аргивская.Сама же онабыла, как и еесестра Клитемнестра, дочерью Зевса.С помощью Афродитыи в отсутствиецаря МенелаяПарис добилсясогласия Еленыи тайно увезее в Трою, захвативнемало сокровищ.Так Елена становитсяжертвой обольщения, она вызываетсочувствие, Парис же отнынеи навеки выступаеткак женолюбеци обольститель, вызывая осуждениедаже собственногостаршего брата— Гектора.
ОскорбленныйМенелай принимаетмеры. Но до войныеще далеко.Вместе со своиммогущественнымбратом, царемМикен и мужемсестры Елены— Клитемнестры, АгамемнономМенелай объехалвсе главныегорода царстватогдашнейГреции, уговариваяих владык общимисилами отомститьПарису, вернутьЕлену в Спартуи уж, конечно, разграбитьи разрушитьТрою. Уговорыи подготовкадлились десятьлет. Наконец, огромная армияахейцев, называемыхГомером такжеаргивянамии данайцами, около 100 тысячвоинов, болеечем на тысячекораблей явиласьпод стены Трои.
ДлятворчестваК. Вольф характеренвыбор в качествеглавного действующеголица женщиныстрадающей, сильной, преодолевающейсебя, любящей.Повесть написанав форме монолога, исповеди главнойгероини. Авторскийкомментарийпоявляетсялишь дважды— в первом абзацеповести и впоследних еестроках — ификсируетвпечатление, производимоемикенскимиразвалинамина современногочеловека. Всесобытия подаютсячерез восприятиеКассандры, чтопридает имсубъективность, несмотря намифологическийсюжет. Основуповести составляетне столькоповествованиео внешних событияхв Трое периодавойны с греками, сколько раскрытиедушевных переживанийгероини. ОбразКассандры(жрицы гибнущегонарода) — образ- предостережение.Пророчицапредсказываетгибель двухнародов вбессмысленнойвойне. Цельавтора — непросто вольныйпересказ мифа, но актуализацияего современногозвучания. Именнопоэтому мифологическийсюжет осложненновыми, по сравнениюс мифом, образами, которые явноассоциируютсяс историейГермании XX века.
Вповести К. Вольфвиновникигибели троянцев— сами троянцы.Кассандрафиксирует триступени подготовкивойны: в Троеих было принятоназывать ТРИКОРАБЛЯ (выделеноК. Вольф), посланныек грекам. Двапервых неслитолько угрозы, третий привезнеобходимыйобеим сторонамповод для войны— Елену Спартанскую.Но, увы, не былодаже повода— Парис не привезЕлену в Трою, он привез толькопризрак Елены.Саму же царицуотнял у негоболее удачливыйцарь Египта.
ТрагедияТрои в повестиК. Вольф не втом, что троянцыи греки не знали, что война идетза призрак, ав том, что всеэто знали, новсех устраивалавидимостьповода. Равнодушие, всеобщее отчуждение, эгоцентризм— в этом причиныгибели Трои.Война длилась10 лет, под стенамиТрои погибалодва народа, аво дворце царяПриама всетакже мирнопротекалажизнь, многочисленноепотомствоГекубы былозанято толькособой, дажеКассандра –пророчица —вспоминаето войне лишьиногда, предаваясьсомнениям иисканиям. «Ядолго не замечалатого, что рядом»,— скажет онана краю гибели.И даже передсмертью Кассандрапроизноситсвой монологтолько длясебя, мелькомконстатируя, какое впечатлениеона производитна греков-победителей, а в сущности— таких жепобежденных.
Следуетобратить вниманиена композициюпроизведения.Повествованиечасто носитотрывочный, ассоциативныйхарактер. Мысльможет резкооборваться, а затем неожиданновозникнутьв контрастнойпо смыслу ситуации.Текст (как ифраза) имеетцикличноепостроение, развиваяськак бы по спирали.Так, Кассандрапостоянновозвращаетсяк одной и тойже мысли: «Языкбудущего дляменя состоиттолько из однойфразы: меняубьют сегодня».Эта фраза варьируетсяна протяженииповествования, получая в зависимостиот контекстадополнительныезначения.
КассандраВольф оказываетсяв ситуациивыбора и мысленнопроизноситмонолог напороге неизбежной, но выбраннойею самостоятельногибели. «С этимрассказом явступаю в смерть»,— казалось бы, сейчас мы услышимпоследний крикдуши передуходом в миртеней, но ничегоподобного непроисходит.Исповедь Кассандрыне прощаниес жизнью, а подробныйи спокойныйанализ пережитого.В ее повествованиивольно илиневольно образуютсядва плана: внешнесобытийныйи внутреннепсихологический.Сплетение этихпланов и составляетоснову повести: мифологическийсюжет и психологическийанализ внутреннегосостояниягероини.
Кассандрав мифе — жертваобстоятельств, жертва дарапредвидения, страдающаяи смиряющаяся.В повести К.Вольф миф оКассандреполучает инуютрактовку.Судьба героинитрагична — онаживет средине понимающих, в принципе, нежелающих понятьее людей. ЖизньКассандры —борьба за собственноеутверждение.К. Вольф, в целом, следует засюжетом мифа, но незаметнона глазах учитателя происходитдемифологизациясобытий. В повести, основаннойна мифах, отсутствуетОлимп, отсутствуютбоги. Болеетого, все событияповести, дажена первый взглядчудесные, писательницапытается объяснитьреальным, а нечудесным образом, как бы с учетомособенностейпричудливоймифологическойформы мышлениядревнего человека.Даже божественныйдар Кассандрынаходит свое, однако, ненавязываемоечитателю объяснениев повышеннойэкзальтированностиюной героини.Именно этими общим нравственнымнапряжениеми ожиданиемможно объяснитьявление Аполлона.От девочкиждали этоговидения, и онавнушает егосебе. Однаковидение быстромеркнет и непоявляетсябольше никогда.Более чудесмы в повестине встретим.Пророчестваже Кассандрыимеют гораздоболее прочнуюоснову — проницательность, ум, умениеанализировать, осознаваемыеею и окружающимикак дар свыше.
ОбразКассандрысложен и противоречив.В ней постоянноборются дваначала: логическоеи чувственное:«Чему я училасьвсю жизнь: побеждатьсвои чувстваразумом». Лейтмотивомчерез всю повестьпроходит теманесостоявшейсялюбви. Собственно, и эпиграф кповести изСапфо: «Эросвновь менямучит, истомчивый, горько — сладостнынеоборимыйзмей». В мифеподобногоповорота сюжетане было. Однакоименно эталиния повествованияделает Кассандручеловечнееи понятнеесовременномучитателю.
ДляКассандрыглавное — осознаниесебя личностью, не подчиняющейсяникому, индивидуальностью.Ради этого онаборется за себяс собой, со своейлюбовью. Поэтомуона выбираетЭнея, а не Пантоя, равного ей посиле духа и умугреческогожреца. ЖизньКассандрынаполненаборьбой засобственноеутверждение.
Вступаяна жизненномпути в столкновениес людьми, дажелюбимыми ею, Кассандра нежелала поступитьсядушевным покоем:«Никому непринадлежалая целиком, толькосебе». Это иобрекло ее намучительноеодиночествои непонимание.Следует заметить, что подобныйиндивидуализмбыл чужд античностиизображаемогопериода. В подобнойинтерпретациисамосознаниягероини сказываетсямодернизацияК. Вольф античногосюжета и, преждевсего мотивовпоступковперсонажейповести, чтоделает их болеедоступнымисовременномучитателю, приближаетк современнымпроблемам.
ОКассандре мыузнаем толькоот нее самойи лишь опосредованноот других персонажей.Жизненный путьКассандры —путь потерь: любимая дочьПриама, онанелюбима Гекубой, непонятнаТроилу и Гектору, даже Приамуи Энею. Поликсена— несостоявшаясяжрица Аполлона, своеобразныйприземленныйдвойник Кассандры, то, чем она моглабы стать. Помифам о Поликсенемы знаем оченьмало: невиннаяжертва, принесеннаяна могиле Ахилла.В повести образпереосмыслен, демифологизированбытовыми инатуралистически-отталкивающимидеталями. ИзбранностьКассандры —повод для завистидаже самыхблизких. Онаостается одна:«Вокруг менястановилосьпусто. К пустотевокруг себяя притерпеласьс детства… Ябуду жрицей, чего бы это нистоило». А стоилоэто немалого:«Я избегала, как и долгопотом, соприкосновенияс людьми. Стараласьбыть неприступнойи преуспелав этом. Сталажрицей». Кассандрапроходит трудныйпуть познаниямира и самоесебя. Она самавоспитала себяжрицей. К. Вольфделает нагляднымпроцесс самовоспитанияодареннойличности, наделеннойумом, интуицией, то есть на языкедревнего народа— божественнымдаром пророчицы:«Только послеи с трудом янаучиласьотличать свойства, которыми наделяешьсебя сам, отврожденныхи едва уловимых.Что есть подлинноенесчастье, япостигла несразу. Я провидица! Дочь Приама! Как долго я незамечала того, что рядом: явыбирала междумоим происхождениеми служением».
Характеризуясвою героиню, К. Вольф используетобразы — зеркала.Кассандра какбы познает себячерез познаниеокружающих, отражаясь вних, как в зеркалах, что позволяетавтору достигнутьмногозначностиобраза главнойгероини иодновременнодвумя — тремяштрихами создаватьяркие образыокружающих.Почти каждыйперсонаж наделенкаким-то свойствомКассандры вукрупненномвиде, и отношениеее к нему, преждевсего, — отношениек себе: такКлитемнестра— это и воплощениежелания личногосчастья, иперсонификациярока. Поликсена— жажда внешнегосовершенства, Гекуба — воплощениевсеобщегопочтения, Анхис— внутреннегосовершенстваи покоя, Эней— одиночестваи любви. Познаваяи создаваясебя, троянкашла к своейцели, хотелавластвоватьнад людьми ивластвовала:«Я завоеваладаже Гекубу, мою всегдасомневающуюсямать», (1. с.373), нонеизбежнооставаласьодна в своейизбранностии непонятности.Воплощениемэтого одиночестваявляется любовьк Энею. Сын Анхиса, как и сам старец, не являетсяцентральнымгероем гомеровскогоэпоса, да и всобытиях Троянскогоцикла мифовони занималвторостепенноеместо. Однаков повести Анхиси Эней — самыеблизкие Кассандрелюди — мотив, привнесенныйВольф и отсутствующийв мифе.
Кассандрав повести предвидитсудьбу Энея:«… И скоро, оченьскоро тебепридется статьгероем… Герояя не смогу любить.Я не смогу пережитьтвое превращениев памятник»(1. с.469).
Именнопоэтому КассандраК. Вольф, достаточновольно обращающейсяс мифом, не пошлаза Энеем начужбину. Предвидяпревращениегероя в «памятник», она хотела впамяти своейсохранить Энеятаким, какимего любила, нои в памяти любимогоона, неизбежнопредвидя гибель, хотела остатьсяне беженкой, пленницей, ноцаревной погибающегонарода, жрицейи провидицей.И еще один мотивсуществовалу героини К.Вольф: она оставаласьдо конца сосвоим гибнущимнародом, понимая, что кучке беглецовпод предводительствомЭнея никогдане возродитьТрою. Кассандрапредпочлагибель в роднойи некогда чтимойвсеми Трое, и, несмотря навсе утраты, онасохранила тягук жизни: «Я спросиласаму себя, изкакого же прочногоматериала свитыверевки, привязывающиенас к жизни?»(1. с.355). Любя жизнь, Кассандра, однако, сумелапреодолетьстрах смерти.Пала Троя, погибПриам, лишилисьрассудка Гекубаи Поликсена, опьянели отвкуса победыгреки, а Кассандравыстояла. Именноее перед смертью, пленницу, женщину, потерявшуювсе, кроме жизни, амазонка Мирина, после гибелиПенфезилеиникого не именовавшаятак, назоветгоспожой, инстинктивнопочувствовавнравственнуюсилу троянскойцаревны в атмосферемикенскойтрагедии.
Войнас греками дляКассандры —это преждевсего столкновениес Ахиллом иАгамемноном.Ахилл, Ахиллес, бывший по образномувыражениюБелинского«апофеозомгероическойГреции», символомвысшей храбрости, превращаетсяименно благодаряэтому своемукачеству вживотное. Ахилл— воплощениедревней героическойдоблести, необузданностьгнева его ненуждается нив объяснении, ни в оправдании.Для современныхчитателей иписателей, очем свидетельствуютмногочисленныеинтерпретацииэтого образа, необузданностьгнева Ахиллане оправдана, но убедительномотивирована.Наиболееотталкивающийобраз в повести— это образАхилла. ДляКассандры, отчьего имениведется повествование, вина Одиссеяне в том, чтоон придумалТроянскогоконя и тем самымпогубил город.Вина его в том, что он помогпривести навойну Ахилла,«Ахилла-скота».Так и толькотак называетКассандра героягреков. Образгероя приобретаетнатуралистические, отталкивающиечерты, чего немогло быть вмифе, посколькумиф не содержитоценочныемоменты: «Ахилли греки утверждают, будто он сынбогини… Жрецамэто представляетсясомнительным…Немало оружияи вина раздалАхилл радираспространенияэтой легенды.Тех, кто осмеливаетсяв ней усомниться, ждут самыежестокие кары, а каждый знает: Ахилл умееткарать, какникто другой…Ахилл—скот.Пусть каждыйпевец, осмеливающийсявоспевать славуАхилла, умретв мучениях, пусть междупотомкаминашими и этимскотом разверзнетсяпропасть презренияили забвения»(1. с.422). Показываягероя с беспощаднымнатурализмом, автор отказываетему в самомсвятом длядревнегреческогогероя — в славнойсмерти воина, оставляя емусмерть скота.Как и в мифе, Ахилл погибаетот стрелы Париса.Однако причинаэтого совершенноиная. Ахиллумирает не наполе брани вславной битве, а соблазненныйПоликсенойв приступепохоти.
Инымявляется отношениеКассандры кАгамемнону— вождю греков, погубившихее народ. Предвидятрагическуюгибель царяи свою собственнуюсудьбу, Кассандрадаже не видитв нем врага, аиспытываетк нему унизительнуюдля героя жалость:«Жалкий трус…Если Клитемнестратакова, какойя ее представляю, она не станетделить тронс этим ничтожеством…» (1. с.360). Агамемнонувойна не принесланичего, кромесмерти. Но иКассандре войнапринесла толькоодни утраты.И самым страшнымоткрытием длянее стало, чток войне стремитсяи не желает еепрекратитьне только «Ахилл- скот», «Агамемнон- жалкий трус», но и почитаемыйею и народомнекогда мудрыйцарь Приам. Заспиной царяв прямом и переносномсмысле постоянностоит зловещаятень Эвмела— троянскогогения войны.Образ немифологический, вымышленныйи наименееудачный в повести.Эвмел — слишкомпрямолинейнаяпроекция наисторию ГерманииXX века. ОтрядыЭвмела напоминаютпечально известныекоричневыеотряды. ЛинияЭвмела представляетсянам чем-то чужероднымв повести: гибельТрои убедительномотивированаК. Вольф, и безприсутствияЭвмела — троянцызабыли голосразума. Страстьк новым захватампобедила разум, голосом которогои была Кассандра.И потому троянцыкарают, преждевсего, Кассандру— ее пророчествамешают, раздражают, повергают всомнение. Страшноне злодеяние, а правда о нем.Кассандрадолжна погибнуть, потому что онаодна из немногихздравомыслящихв этом мире.Став пророчицей, она обрекласебя на гибельзаведомо изнала об этоми ни разу нераскаялась.И все же внезапнуюболь на порогесмерти принесетей осознаниетого, что «мири после нашегозаката будетпродолжатьсвой путь».
Предначертаниясудьбы дляКассандрывоплощаютсяв действияхКлитемнестры.Кассандра знаетсвою участь, но отвратитьеё не хочет.Поняв тщетностьпоисков счастья, спокойно и сдостоинствомона принимаетсмерть: «Здесья умру, бессильная, и ничто из того, чтобы я сделалаили не сделала, понимала илиподумала, немогло привестименя к другомуконцу» (1. с.355). ОднакоодиночествоКассандры нетолько ее беда, но и ее трагическаявина. Она самавоспитывалав себе избранность.И потому в чассмерти у неене осталосьникакой поддержки, кроме воспоминанийоб Анхисе. Вповести К. Вольфон наравне сгреком Пантоем, жрецом Аполлона, борется за душуКассандры, олицетворяясобой воплощениечеловеколюбия, признаниерадости бытия.Анхису Кассандраобязана неиссякаемымжизнелюбиеми душевнойстойкостью, так же как Пантою— гордостью, властностью, высокомерием.Именно эти двагероя помогаютей на тяжкомпути жречества.Однако Кассандразачастую самаявляется причинойодиночества, искусственногосоздаваемогоею: «Я ничегоне видела, поглощеннаятребованиямисвоего дарапровидения, я была слепа.Видела толькото, что былоперед глазами, все равно, чтоничего. Мояжизнь определяласьпорядком храмовыхобрядов итребованиямидворца. Подавляемаяими, я не моглажить иначе.Жила от событияк событию, изкоторых якобыскладываласьистория царскогодома. События, пробуждавшиежажду все новыхи новых событий, и, наконец, война.По-моему, этобыло первое, что я предвидела»(1. с.376). Жизнь мститКассадре именнона стезе стольдолгожданного, провидения: Кассандраоткрываеттайны, зачастуюне известныеей одной. Троянкажила для себя, жила одноймыслью — статьбогоподобной, жила в выдуманноммире, отражавшемсвет внешнего.Вся системаобразов подтверждаетэто. Автор какбы избегаетпрямолинейныхоценок и выводов, оставляя читателюправо самостоятельносудить героиню.
Вповести умалчиваетсяо судьбе Кассандрыпосле паденияТрои, но чтобыузнать об этом, обратимся кмифу о греческомцаре Агамемноне, погибшего отруки любовникасвоей женыЭгиста.
Действиеего начинаетсяс событий последнегогода войны подТроей. Близитсяее конец. В Аргосе, на родине Агамемнона, его ждут снетерпением.На кровле царскогодворца лежитсторож, ждущийсигнальногоогня, которыйдолжен оповеститьвсех о паденииТрои. Но тут онзамечает долгожданныйогонь. Радостноприветствуяего, сторожспешит известитьцарицу.
Клитемнестравоздвигаетмногочисленныеалтари богами приноситблагодарственныежертвы. Прекраснаяюная дочь Агамемнона, Ифигения, былазарезана отцомна алтаре богиниохоты Артемиды:
Прибываетвестник, радуясьвозвращениюна родину. Онсообщает оскором прибытиипобедоносногоцаря и войска, разрушившегоТрою.
Появляетсяпобедоносныйцарь Агамемнонна колеснице, рядом с нимсидит пленницаКассандра, дочьтроянскогоцаря. Речь Агамемнонасдержанна искромна: богиАргоса далиему победу, ион просит, чтобыона была прочной.
ЕговстречаетКлитемнестраобильнымиизъявлениямилюбви, называяцаря стражемдома, спасительнымканатом корабля.Перед Агамемнономрасстилаютпурпурныйковер, но он нерешается ступитьна него, говоря, что такая честьприлична однимбогам.
Послекраткого спораон, сняв сандалии, идет. Клитемнестра, повторяя словалюбви и преданности, заканчиваетсвою речь скрытойугрозой; онаобращаетсяк Зевсу с просьбойдать свершитьсяее желаниям.
Клитемнестраприглашаетво дворец иКассандру — безумную пророчицу(когда-то в неебыл влюбленАполлон”, ноона отверглаего домогательства, за что быланаказана безумием, вместе с которымполучила и дарпровидения).
Кассандра, застыв на колесницеи вперив взорв статую Аполлона, не слышит зова.Ей грезятсястрашные видения.В бессвязных, но полных ужасногозначения словах, она описываетсвою предстоящуюсмерть, полдворца, обрызганныйкровью, плачдетей.
Наступаетновый приступбезумия. Кассандраговорит о трусливомльве, которыйготовит местьее властелину, о той, что льстиланаподобиесобаки, замысливв душе убийство.В предчувствииблизкой смертиее охватываетпрежний горячечныйжар.
Готоваяк смерти, Кассандранаправляетсяк дворцу, но, остановившисьна пороге, предсказываетгибель и убийце.
Черезнесколькомгновенийоттуда доносятсявопли убиваемогоАгамемнона.На пороге появляетсяторжествующаяКлитемнестра, держа в рукахокровавленнуюсекиру. Рядомс Агамемнономлежит окровавленнаяКассандра.Клитемнестраотомстила задочь, которуюАгамемнонпринес в жертву, чтобы заклястьфракийскиеветры. Эгист, любовникКлитемнестры, радуются тому, что он, наконец, отомстил.
Прошлонесколько летпосле описанныхсобытий. Клитемнеструстала преследоватьтень убитогоею мужа, и онарешила послатьженщин во главес Электрой(дочерью отАгамемнона), чтобы умилостивитьего. Жив и сынАгамемнона, Орест, выросшийна чужбине.
Электраобращаетсяс горячей мольбойк богу Гермесу(это он проводитлюдей по путямземли) о возвращенииОреста. Но тутона замечаетследы жертвоприношенияна могиле отцаи находит локончьих-то волос.Она теряетсяв догадках.ПоявляетсяОрест. Происходитобъяснение.Орест рассказываетпризнавшейего сестре оповеленииАполлона отомститьза отца. Вместес ней он оплакиваетего и молитпомочь им осуществитьмщение.
Водежде странника, не узнанныйрабами, Орестпросит, чтобыего впустили, так как он принесгосподам важныеизвестия. Навстречуему выходитКлитемнестра.Орест говоритей, что сын ее(т. е. он, Орест)погиб вдалиот родины.Клитемнестрасчитает своимдолгом пожалетьо гибели сынаи приглашаетстранника водворец, собираясьизвеститьЭгиста. За нимпосылают рабыню.
ДоЭгиста ужедошла вестьо гибели Ореста.Сожаления еголицемерны.Эгист входитво дворец. Черезнесколькомгновенийоттуда доноситьсякрик — Эгистпал от мечаОреста.
Клитемнестраумоляющимжестом, раскрываетперед ним вскормившуюего грудь ипросит о пощаде.
Орестколеблется, но Пилад напоминаетему о данныхАполлону обетах, и мщение совершается.
Разработкатрадиционныхсюжетов и образовмифологическогопроисхожденияв современнойнемецкоязычнойлитературе— явлениеплодотворное, служащее отражениюсоциальных, идеологическихи нравственныхпроблем современности.В западногерманскойлитературеи в творчествеписателей ГДРстало традициейиспользованиемифов Троянскогоцикла. Тенденцияэта наиболееярко проявиласьв творчествеКристы Вольф.
Троянскаявойна- это и миф, сказка, это и быль втом же смысле, как русскиебылины. Древниегреки верилив безусловнуюеё реальность.Современныеученые почтицеликом вернулиськ взглядамдревних греков.
Темакакой-либовоины сама посебе всегдабезрадостна, было бы лучше, если бы онавсегда заключаласьв повествованиитолько о войнахпрошлого, и небыло бы необходимостиговорить иписать об угрозахновых войн.Увы, войны наполняливсю обозримуюклассовуюисторию человечества, давно существуети особая наука— военная история.Но если говоритьне об отдельныхэпизодах борьбывооруженныхлюдей за обладаниетеми или инымиценностями, а о столкновенияхмассовых, вкоторые вовлекалисьцелые народыи организованные, объединенныеобщим командованиемармии, то однойиз первых былавойна Троянская.Само же по себеэто событиев настоящеевремя считаетсяисторическимфактом.
Троянскаявойна далекаот современнойжизни. Читаяповесть К. Вольф, мы оказываемсякак бы свидетелямивеликого рубежав историиматериальнойкультурычеловечества.
Таккак в сознаниидревних грековрелигиозноеи эстетическоеначала былитесно переплетены, то и древнегреческаямифология, позже во многомусвоеннаяримлянами, вошла во всемсвоем изумительномбогатстве вэллинскуюпоэзию, и, преждевсего, в троянскийэпос. Значит, Троянская войнакак основнаяканва для самойранней, ещедописьменнойнародной поэзиисыграла своеобразнуюроль для сохраненияи распространениямифологиидревних эллиновкак в древнеммире, так ифактическиво все последующиевека, вплотьдо современности.
Насколько, однако, нужнадревнегреческаямифология внаше время? Дело в том, чтогреческаямифологиянаряду с позднейшейхристианскоймифологиейстала богатейшимисточникомхудожественноготворчества, да и всей духовнойкультуры эпохиВозрождения, а позже — векаклассицизма.Правда, не тольковышел, но пошелгораздо дальше.Поэтому считаетсянеобходимымзнание греческоймифологиилюбому образованномучеловеку, таккак она самаесть необходимаячасть образованности, ведь греческоймифологиейбуквальнопронизаныхудожественнаяпроза и поэзия, живопись, скульптурапрошлых веков.Если даже в нашвек наблюдаетсяизвестный отходот древнихклассическихобразцов исюжетов, то безних все же нельзяобойтись привоспитанииэстетическогочувства, стремленияк прекрасному, способностиего сознательноценить.
Визумительнобогатой иразнообразнойпо содержаниюдревнегреческоймифологии, наполненнойдеяниями богови героев, Троянскаявойна занимаетособое и, пожалуй, все-таки главноеместо. Но этововсе не значит, что перед намизаконченноеи вполне самостоятельноемифологическоецелое, оно сложилосьиз многих какпредшествующих(по временисоздания), таки последующихмифов, в истокахкоторых, несомненно, были реальныевпечатлениявоенных троянскихсобытий, постепеннообраставшиенародной фантазией.Троянскиймифологическийцикл, в конечномсчете — этоявление античнойкультуры, всоздании которогопринималиучастие какочевидцы осадыи гибели Трои, так и вдохновенныенародные певцыпоследующихстолетий. Поэтомув Троянскомцикле нет абсолютнойвнутреннейцельности исовершеннойгармонии всогласованностиотдельныхчастных мифов.Такого и бытьне могло. Новместе с темТроянский циклмифов един каксоздание самобытногонеобыкновенноплодотворногодуха древнегреческогонарода и в этомсмысле явлениенациональное.ЛИТЕРАТУРА
К. Вольф «Избранное: Сборник» / Пер. с нем.- М.: Радуга, 1988.- 559с.
Лосев А.Ф. «Античная мифология в её историческом развитии».- М., 1957.- 620с.
Тронский И. М. «История античной литературы: Учебник».- Л., 1957.- 483с.
В.Г. Барухович «История древнегреческой литературы».- М.: Высшая школа, 1962.- 274с.
И.В. Киреева, И.К. Полуяхтова, Т.А. Клопова «Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и Америки XIX-XX вв.: Межвуз. тематич. сб. науч. тр.».- Горьк. ун-т., Горький, 1989.- 96с.
Н.А. Флоренсов «Троянская война и поэмы Гомера».- М.: Наука, 1991.- 144с.