Италия: географические особенности и экономика

Д О К Л А Д по теме “Италия: географические особенности и экономика. ” ученика 10 “Б” класса с/ш N206 Коpолюка Алексея Николаевича Учитель: Оценка: Москва 1997г. Состав территории и экономико-географическое положение.
Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский полуостров ) и островную ( острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких ). Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных. Даже самые глубинные районы страны отстоят от побережья не более чем на 200 – 300 километров. Экономико-географическое положение в центре Средиземноморского бассейна издавна благоприятствовало развитию связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Европы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопутные границы с Францией, Швейцарией и Австирией, а отчасти и с бывшей Югославией проходят по Альпам. Северная Италия находится в более выгодном чем Южная положении, так как имеет возможность осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам. Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии. Население.
Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция. Ежегодно ее покидают десятки тысяч человек. Это происходит вследствие тяжелых условий жизни крестьянства, безработицы и низкой заработанной платы рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся – один из самых низких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии была характерна эмиграция за океан. В послевоенное время усилилась временная и сезонная эмиграция в страны “Общего рынка”, особенно в ФРГ и во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.
Италия – одна из густонаселенных стран Европы. На размещение населения влияет интенсивно протекающий процесс урбанизации. Основная часть городского населения сосредоточена в Северной Италии. Большинство городов Италии возникло в древние и средние века. Они пользуются мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектурными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделяются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья. Национальный состав населения однороден – 98% его составляют итальянцы. По вероисповеданию итальянцы – католики. Хотя церковь в Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В
западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан – теократическая монархия. Его глава – папа римский – одновременно является главой всей католической церкви.
Для классового состава населения характерен большой удельный вес городского и сельского пролетариата, крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия.
По государственному строю Италия – парламентарная республика во главе с президентом. Общая характеристика хозяйства.
До второй мировой войны по темпам роста и уровню промышленного производства Италия заметно отставала от других главных капиталистических стран. Причины такого отставания заключались в слабости сырьевой базы, узости внутреннего рынка. С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем промышленного производства. Аграрно-индустриальная страна стала индустриально-аграрной. Большую роль в этом сыграло активное вмешательство государства в экономику. После войны государство стало собственником железных дорог, средств связи, большой части металлургических заводов и многих других предприятий. Оно предоставляет различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Итальянские монополии усиливают свои позиции путем слияния и установления связей с транснациональными компаниями. Особенно большое участие в промышленности Италии принимает капитал США, Германии и Швейцарии. На основе новейших технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности и ряда других отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества мелких слабомеханизированных предприятий. Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее, чем в других капиталистических станах. Это объясняется тем, что в системе землевладения и землепользования в Италии сохранились более сильные пережитки феодальных отношений; все еще значительная доля сельскохозяйственного производства приходится на мелкие, раздробленные хозяйства крестьян с отсталой агротехникой. Характерная особенность размещения хозяйства – резкая территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией. Еще до политического объединения страны в 70-х гг. XIX в. в Северной Италии существовали богатые торговые республики с разнообразными связями, с большими центрами ремесленного и фабричного производства. Теперь Северная Ита лия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, особенно на Севере. Промышленность.
Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых – углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива. Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.
Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия – родина мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.
В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия передельной металлургии построены при больших машиностроительных заводах ( в Милане, Турине ). Электрометаллургия – выплавка стали и алюминия – возникла вблизи альпийских ГЭС.
Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть хи мических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.
Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады производства середины 70-х – начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо- и автомобилестроении, текстильной промышленности. Сельское хозяйство.
Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии – По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.
Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения ( латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды. Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе ( после Испании ) – по сбору маслин и цитрусовых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры – пшеница, кукуруза и рис, технические – сахарная свекла и конопля. Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря. Транспорт.
Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии. Экономико-географические различия.
Лишь в немногих капиталистических странах можно встретить такие резкие различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером и Югом Италии.
В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя, представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. Милан- второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Туринаопределяют автомобильные заводы концерна “Фиат”. С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на производстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую индустрию Севера обслуживает Генуя( 900 тыс. жителей ) – крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.
Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где выделяется своей индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения. Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает столица. Римрасположен в центральной части Апенинского полуострова, в стороне от моря. Это главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное значение невелико. Город получил всемирную известность благодаря многочисленным историческим и архитектурным памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире. Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии – Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты. Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих из участки от эрозии. Юг дает основную часть эмигрантов.
В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии. Внешние экономические связи.
И импорте Италии преобладают топливо ( нефть, уголь, кокс ) и промышленное сырье ( металлолом, хлопок ); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия ( машины, оборудование, ткани ) и фрукты ( апельсины, лимоны ). Наиболее велик товарооборот со странами “Общего рынка”, Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн. иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.