Iv межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Социологические чтения 2010»

Министерство образования Республики БеларусьУчреждение образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”Кафедра социологии и специальных социологических дисциплинстуденческая социологическая лаборатория IV МЕЖВУЗОВСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«Социологические чтения – 2010» (Материалы конференции)\Гродно 2010СодержаниеСавко В.В., Лисица А.Г. Приоритеты социальной политики Республики Беларусь ………………………………………………………………………………….. 4Дмитриева О.А. Августовский канал как место рекреации студенческой молодежи (на примере студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы) ……………………………………………………. 5Белозёр Е.В. Экологический туризм: методика управленияи функционирования …………………………………………………………………… 7Бабойть А.А. Управление туризмом: проблемы и современные подходы………….. 10Мисиюк Ю.В. Сравнительный анализ тарифных планов интернет-провайдеров г. Гродно …………………………………………………..….. 13Верстак Ю.И. Анализ эффективности управления оборотными средствамиООО «ЕДЕМ» ………………………………………………………………………….. 15Зданович В.В. Теоретико-методологические основания изучения повседневности на белорусско-польском пограничье ………………………………. 19Наумова Д. А. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом ………………… 22Глинда В.В. Социологические теории конфликта в западной социологииво второй половине ХХ в. ………………………………………………………….….. 23Кузьмицкая В.Г. Социологические методы в гендерной истории …………………. 24Савченко И.А. Проблема человека в философии экзистенциализма ……………… 25Зданович Н. М. Анализ тенденций развития женской занятости ………………….. 27Драневский Д. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………… 30^ Сыровинская Н.Ч. Анализ управления финансовой устойчивостью Берестовицкого РУП ЖСК ……………………………………………………………. 31 Курута С.Н. Валовой региональный продукт как индикатор развития региона …….. 34 Бусленко Е.П. Методика расчета сбытового потенциала предприятия ……………… 37Чухно Я.Н. Валюта и валютные ценности как объекты банковских правонарушений ………………………………………………………………………. 40Харченко Ю.Н. Общие положения об ответственности банков …………………… 42Синяк Ю.Л. Инвестиционный климат Республики Беларусь и пути его улучшения ……………………………………………………………………………… 44Когут В.С. Способы уклонения от уплаты налогов ………………………………… 45Трахимчик Т.С. Роль государства в смешенной экономике ……………………….. 47Миканович Т.В. Проблема бедности в рыночной экономике ……………………… 49Илларионова В. Б. Предпринимательство в Республике Беларусь ………………… 51Баклага А.Д. Банковская система Республики Беларусь: общая характеристика … 54Беленик В.С. Становление банков: историко-правовой аспект ……………………. 55Алешко О.И. Символ, знак, коммуникация: социологический анализ ……………. 58Мисюкевич А.В. Программы сотрудничества как основа нормативной базы деятельности белорусской православной церкви ……………………………… 60 Драбская А.А. Религия и культура в концепции постиндустриального общества Д. Белла ……………………………………………………………………… 62Корецкая Г.К. Основные направления самореализации молодежи в высших учебных заведениях ………………………………………………………………………. 65Вильбик И.С. Принципы и факторы развития высшего образования в Республики Беларусь в конце XVIII – начале XXI в. ………………. 66 Корзюк А.К. Новые нетрадиционные религии в Беларуси ………………………… 69Забашта А. Нетрадиционные религиозные объединения: сущность и проблемы ……………………………………………………………………………….. 70Лебедевич С.В. Социальный интеллект и макиавеллизм старшеклассников …….. 73Парай Т. М. Коммуникативная толерантность будущих психологов ……………… 75Свейко Н.А. Общение как фактор удовлетворенности браком в супружескойпаре ……………………………………………………………………………………… 76Семенович М.А. О социально-психологических аспектах проблемы смертной казни …………………………………………………………………………. 78Онищик Ю.И. Феномен старости в общественном сознании молодежи…………….79Мауренко Н. Н. Значение лизинга в современных условиях ………………………… 81Хаматов Д. А. Волновая концепция общественного развития Олвина Тоффлера …. 83Воронович Ю.В. Феномен психологической отчужденности в условиях переходной экономики………………………………………………………………………………….85Секция №1. Социальные аспекты регионального развитияУДК 304.4 (476)^ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВ.В. Савко, А.Г. Лисица Гродненский государственный университет имения Янки Купалы, Гродно, Республика БеларусьОдним из основных векторов государственного развития Республики Беларусь является проведение социальной политики, целью которой служит повышение уровня и качества жизни населения. Для её реализации предусмотрена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, содержащая в себе основные приоритеты социальной политики – те вопросы, решение которых выдвигается на первый план. Основополагающим направлением социальной политики является политика в области оплаты труда, от эффективности которой зависит благосостояние гражданина. Её целью выступает повышение уровня оплаты труда и превращение заработной платы в надёжный источник доходов. Для этого необходимо обеспечить: рост заработной платы до уровня, соразмерного с требованиями воспроизводства рабочей силы; повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета; регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы. Так, согласно статистическим данным [1], показатель минимальной заработной платы на 01.01.2010г. составил 201% к 01.01.2005г. Но необходимо учитывать принцип действия инфляционного процесса. Социально-трудовая сфера также является одним из приоритетов социальной политики Республики Беларусь, целью которой служит повышение эффективности занятости населения и удержание безработицы в социально допустимых пределах. Уровень безработицы к экономически активному населению на конец февраля 2010 г. составил 0,9%, что меньше на 0,6% по отношению к 2005г., но больше на 0,1% по отношению к 2008 г. [1]. Поэтому, основные усилия должны быть направлены на обновление и улучшение структуры рабочих мест, рационализацию отраслевой структуры занятости в направлении увеличения численности работников в сфере услуг, повышение уровня занятости в сельской местности, прежде всего за счёт создания рабочих мест в социальной сфере и развития сельского предпринимательства. В числе важнейших задач социальной политики Республики Беларусь – повышение уровня пенсионного обеспечения. Средний размер назначенной пенсии в 2005г. составил 211,0 тыс. рублей, в 2008 – 389,4 тыс. рублей, а в феврале 2010г. – 469,1 тыс. рублей [1]. В условиях повышения стоимости жизни производится индексация трудовых пенсий, основанная на росте средней заработной платы в республике, что позволяет повышать доходы пенсионеров вместе с ростом доходов экономически активного населения. Но наличие проблем экономики затрудняет возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Увеличение размеров выплачиваемых пенсий будет являться гарантом достойного благосостояния граждан. Одной из главных целей социальной политики Республики Беларусь является повышение уровня и качества жизни населения. Для решения данного вопроса следует предоставить каждому гражданину все необходимые условия для обеспечения своего благосостояния, своей семьи, а именно, необходимо создать условия заработка для удовлетворения своих потребностей, постепенно повышать уровень оплаты труда населения, обеспечить рациональную занятость населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики. Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь должно быть направлено на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. В Республике Беларусь функционирует развитая система социальной защиты населения, охватывающая широкий круг мероприятий, направленных на предупреждение социального неблагополучия и поддержку социально уязвимых групп населения. Доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции, повышение значимости поддержки ветеранов и инвалидов, семей – вот те приоритеты системы социальной защиты населения, на которые беспрерывно должно быть направлено внимание государства. Таким образом, среди приоритетов социальной политики Республики Беларусь можно выделить политику в области оплаты труда, социально-трудовую сферу, систему пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты населения, политику повышения уровня и качества жизни населения. Существует необходимость в обращении внимания на данные вопросы и в их скорейшем разрешении, что и будет являться фактором развитого социального государства.Список литературы 1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Респ. Беларусь – Минск, 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main.php – Дата доступа: 05.04.2010.Резюме В данной статье рассмотрены основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Также предлагается для ознакомления статистика некоторых социальных показателей.Summary In this article the basic priorities of social policy of Republic of Belarus are considered. Also, it is offered the statistician of some social indicators for acquaintance.УДК 379.83 (476.6)^ АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ, КАК МЕСТО РЕКРЕАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ) О.А. Дмитриева Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика БеларусьВопрос о развитии туризма в рамках нашего государства является актуальным. Сегодня на областном и республиканском уровне большое внимание приковано к развитию уникального туристического объекта, каким является Августовский канал. Государственная политика Беларуси в сфере развития туризма направлена на формирование и развитие «туристических зон», одной из которых является рассматриваемый нами водный канал. Автором настоящей статьи было проведено социологическое исследование посвященному изучению Августовского канала как места рекреации студенческой молодежи (на примере студентов ГрГУ им.Я.Купалы). В исследовании приняло участие 220 студентов ГрГУ им. Я. Купалы. Большинство респондентов, принявших участие в социологическом исследовании, считают Августовский канал главным туристическим объектом Гродненской области (91,4% от числа всех опрошенных). Респондентам, принявшим участие в исследовании, было предложено ответить на ряд вопросов, один из них: «Что Вы знаете об Августовском канале?» Анализ результатов показал, что в представлениях респондентов Августовский канал – это, прежде всего водная артерия (водоем). Так считает 36,7% опрошенных респондентов. В свою очередь 35,1% опрошенных знает, что на Августовском канале находится целая система шлюзов. О наличии в зоне канала организованных мест отдыха и музеев осведомлены 14,2% и 14,0% респондентов, соответственно. Респонденты принявшие участие в исследовании отмечают нехватку информации о туристических объектах Гродненской области в целом и Августовском канале в частности (78,2% опрошенных). Не менее интересным представляются ответы респондентов на вопрос «Откуда Вы обычно узнаете об Августовском канале?» Для большинства респондентов (63,6%) поток информации об Августовском канале поступает из вне (новости и передачи по радио и телевидению), а также от друзей и знакомых (4,8%). Самостоятельно ищут различного рада информацию о данном водном объекте лишь 24,2% опрошенных респондентов. Следует отметить и тех опрошенных, кто всячески игнорирует информацию об Августовском канале – таких по результатам исследования 7,4%. Исследование показало, что в студенческой среде Августовский канал – это не самое популярное место. Так, из 220 опрошенных, Августовский канал посетило всего 68 человек, что составляет 30,9% от числа всей выборочной совокупности. Ни разу не было на данном туристическом объекте 152 человека (т.е. 69,1% от числа всей выборочной совокупности). Анализ полученных данных позволяет судить и том, что в студенческой среде наряду с невысоким уровнем популярности данного туристического объекта наблюдается низкий процент организованных посещений в зону канала. Так только 5,9% опрошенных посетили Августовский канал в составе организованной туристической группы. Опрашиваемым было предложено указать, чего не хватает Августовскому каналу, как объекту туризма. Анализ данных показал, что больше всего респондентам не хватает организованных мест развлечений (45,6%). Второе и третье место в списке «недостающих» объектов занимают пункты общественного питания (27,9%) и оборудованные места отдыха (16,2%). Говоря же о предпочтения студенчества по вопросу: «Какие виды туризма, Вы бы предпочли видеть наиболее развитыми, на Августовском канале?», можно отметить, что по результатам опроса первое место занимает развлекательный туризм (25,7%). Второе и третье место у экологического и познавательного туризма – это 22,8% и 19,4% соответственно. Подводя итог можно отметить, что студенты ГрГУ им. Я.Купалы считают Августовский канал главным туристическим объектом Гродненской области и по шкале привлекательности (где 5 – максимальная оценка, а 1 – минимальная) отдают данной водной артерии высокие оценки – «4» и «5 баллов» (60,3% и 26,5% опрошенных соответственно). Однако при выборе собственного места отдыха студенты не спешат останавливать свой выбор на данном туристическом объекте.Резюме Основанная на результатах проведенного социологического исследования, статья посвящена определению места Августовского канала как объекта туризма и рекреации студентов Гродненского государственного университета им. Я. Купалы.Summary Based on results of the carried out sociological research, clause is devoted to definition of a place of the August channel as object of tourism and rest of the students of the Yanka Kupala State University of Grodno.^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯЕ.В.БелозёрГродненский государственный университет имени Янки КупалыЭкологический туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел, колоссальные темпы роста. Причиной интереса к экологическому туризму является ухудшение окружающей среды, загрязнение естественных ландшафтов. В связи с этими явлениями интерес к экологическому туризму в последующие годы будет только расти. В результате этого особую актуальность приобретают проблемы его эффективного управления и функционирования. Прежде чем рассматривать методику управления и функционирования экологического туризма необходимо понять, что он собой представляет. Экологический туризм – путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает „мягкое” воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей. [Международный Союз охраны природы] В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси особое внимание уделяется развитию экологического туризма. Выработка экономических и правовых основ охраны окружающей среды и рациональное природопользование – основная цель экологической политики.[1] Однако стратегия развития экотуризма должна базироваться на мировом опыте и ряде нормативно-методических документов юридического и экономического плана, которые способствовали бы развитию экотуризма и повышению интереса к нему как со стороны соответствующих структур власти, общественных организаций, так и со стороны коммерческих структур. Правовой базой управления экологическим туризмом служит Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», «О государственной экологической экспертизе», «О налоге за пользованием природными ресурсами» (экологический налог), «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». [2, с. 35–36] Государственное управление в области функционирования экологического туризма осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными уполномоченными на то государственными органами. В Республике Беларусь существует ряд проблем сдерживающих развитие экологического туризма: несовершенство законодательства, в особенности – налоговой политики, правил землепользования; нет чёткого планирования потоков туристов, формирование групп происходит случайно, они никем не контролируются и не учитываются; нет капиталовложений в развитие экологического туризма, не отчисляются финансовые средства ни на восстановление экосистем, ни на развитие инфраструктуры; отсутствует мониторинг экосистем и биоресурсов на пути маршрутов; как правило, отсутствует образовательная компонента в организации тура. Нет гидов, хорошо знающих флору и фауну, обладающих необходимыми познаниями в области психологии и педагогики; экотуристы не участвуют в решении местных экологических проблем; нет точного расчёта себестоимости экологических туров, планируемой прибыли и затрат. Вследствие этого расценки на туры или сильно занижены и вследствие этого невыгодны, или слишком завышены и потому не пользуются спросом. Для решения этих проблем методика управления экологическим туризмом в Беларуси должна включать три основных уровня менеджмента: национальный, региональный и местный (см. рисунок). Инструментами национального уровня регулирования развития экологического туризма должны быть: Совершенствование нормативно – правовой базы экотуризма; Развитие методологии лицензирования, стандартизации и сертификации; Налоговое регулирование; Формирование имиджа Беларуси на мировом рынке; Стимулирование участия субъектов экотуризма в международных программах по развитию туризма; Маркетинговое обеспечение продвижения экотуристского продукта на внутренний и мировой рынок; Координация деятельности государственного и частного сектора в области развития экотуризма. Главным инструментом управления на региональном уровне должна быть система мероприятий которые способствовали бы эффективному межотрослевому сотруднечеству в сфере экологического туризма. Реализация региональной политики проводится управлением по физической культуре, спорту и туризму облостных исполнительных комитетов. Региональная администрация заинтересованная в развитии экологического туризма на территории, должна влючать, следующие мераприятия: Объявление тренда на разработку стратегии развития экологического туризма; Долевое участие в подготовке эколого-туристских программ, включающих бизнес-план мероприятия; Проведение рекламной компании в целях привлечения внимания потенциальных инвесторов, спонсоров; Проведение объективного беспристрастного тендера с приглашением экспертов в области экологического туризма.[3, с. 110] На местном уровне главный инструмен управления должна быть система мероприятий гарантирующих сохранение природных ресурсов, рационального природопользования, сохранение культурного наследия. Необходимо вовлекать местное население для окозания услуг по приему и обслуживанию туристов. Это может стать дополнительным источником доходов. Кроме того, решается проблема занятости населения и закрепления молодежи на селе. Местные жители получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйствования, сохранить и приумножить многовековые традиции и обычаи. Правовой базой управления экологическим туризмом служит Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», «О государственной экологической экспертизе», «О налоге за пользованием природными ресурсами» (экологический налог), «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». [2, с. 35–36] Государственное управление в области функционирования экологического туризма осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными уполномоченными на то государственными органами. В Республике Беларусь существует ряд проблем сдерживающих развитие экологического туризма: несовершенство законодательства, в особенности – налоговой политики, правил землепользования; нет чёткого планирования потоков туристов, формирование групп происходит случайно, они никем не контролируются и не учитываются; нет капиталовложений в развитие экологического туризма, не отчисляются финансовые средства ни на восстановление экосистем, ни на развитие инфраструктуры; отсутствует мониторинг экосистем и биоресурсов на пути маршрутов; как правило, отсутствует образовательная компонента в организации тура. Нет гидов, хорошо знающих флору и фауну, обладающих необходимыми познаниями в области психологии и педагогики; экотуристы не участвуют в решении местных экологических проблем; нет точного расчёта себестоимости экологических туров, планируемой прибыли и затрат. Вследствие этого расценки на туры или сильно занижены и вследствие этого невыгодны, или слишком завышены и потому не пользуются спросом. Для решения этих проблем методика управления экологическим туризмом в Беларуси должна включать три основных уровня менеджмента: национальный, региональный и местный. Национальный уровень Региональный уровень Местный уровень Создание законодательной базы Обеспечение реальных прав субъектов на пользование природными ресурсами Сохранение природных ресурсов и культурного наследия Создание механизмов реализации экотуристической политики Подготовка высокопрофессиональных кадров Политика привлечения местных сообществ к развитию экотуризма Система управления развития экологического туризма Республики БеларусьТаким образом, для решения проблем сложившихся в Беларуси экологический туризм должен развиваться и функционировать как единая система с четким разделением функций. Система управления должна включать три уровня менеджмента: национальный, региональный и местный. Необходимо создание нормативно-методических документов, подготовки квалифицированных кадров, проведения мониторинга экосистем, которые будут способствовать развитию туризма.Список литературы Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн.: БелСЭНС, 1997. Балашенко, С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко. – Мн.: БГУ, 2000. –341 с. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: Учебник / В. А.Квартальнов, – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.РезюмеВ статье проанализированы проблемы управления и функционирования экологического туризма в Республике Беларусь. Предложены механизмы для его эффективного функционирования.SummaryProblems of management and functioning of ecological tourism in Byelorussia are analysed in article. Mechanisms for its effective functioning are offered.УДК 338.48(075.8)^ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ: ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫА.А. БабойтьГродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Республика БеларусьРоль туризма как одну из отраслей экономики нельзя приуменьшить. Он вовлекает в свой оборот миллиарды долларов и обеспечивает для многих стран одну из важнейших статей дохода бюджета. Туризм во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей, что обусловлено быстрыми темпами его развития и важным социально-экономическим значением, так как: увеличивает местный доход; создает новые рабочие места; развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг; – развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры; обеспечивает рост уровня жизни местного населения; увеличивает валютные поступления. Туризм успешно развивается и в Республике Беларусь. Учитывая тот факт, что успешное функционирование этой отрасли зависит от комплекса факторов, условий и ресурсов, то в явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);богатый природный потенциал, включающий уникальные водноболотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д. В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.Таблица 1 – Численность гостиниц и аналогичных средств размещения 2000 2004 2005 2006 2007 2008 Число гостиниц и аналогичных средств размещения, единиц 29 30 28 28 35 37 Их единовременная вместимость, койко-мест 2722 2243 2015 2018 2101 2050 Источник: собственная разработка на основе данных [4]].Начиная с 2000 г. наблюдается улучшение динамики основных показателей развития туризма по прибытиям (выбытиям); продолжительности пребывания туристов в стране въезда (выезда); выручке от размещения туристов и других лиц; объему туристическо-экскурсионных услуг, оказанных населению; полученной прибыли; количеству занятых. Это связано с разработкой и внедрением эффективной туристической политики на разных уровнях, направленной на совершенствование системы управления и государственного регулирования сферы туризма, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций в индустрию туризма, формирование положительного имиджа национального туристического продукта, а также реконструкцию и обновление имеющейся материальной базы туризма, кадровое обеспечение туристской отрасли. Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, воз­действуют и на туризм. Туристский регион имеет от гостей прибыль. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной выручкой и больше значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику. Гостиница, например, покупает у бакалейщика хлеб, а последний на деньги, первоначально полученные от туриста, строит новое здание. Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем больше услуг будет продаваться непосредственно на месте, т.е. чем сильнее будет местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке. Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания. Если, например, потребитель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма прекратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутствия ее источника. Но следует отметить, что роль туризма в экономике республики более чем скромна. Удельный вес туризма в ВВП составляет примерно 0,5%, налоговые поступления в бюджет – не больше 1% общих налоговых поступлений (в мире 10–15%) [1]. Приведенный анализ позволяет сделать вывод, что туристско-экскурсионными услугами в РБ в настоящее время пользуется лишь 5–6% населения. Это крайне низкие показатели. Изменить ситуацию в ближайшей перспективе очень сложно, так как индустрия туризма как и в большинстве стран, в экономике которых она играет заметную роль, уже ощутила на себе последствия глобального экономического кризиса (с конца 2008 г. продажи туристических продуктов и услуг упали на 15–20 %). Учитывая тот факт, что потребность в путешествиях и отдыхе настолько укоренилось в сознании людей, то можно предположить, что потребители туристических продуктов не готовы от них отказаться. Следовательно, туриндустрия справится с последствиями мирового экономического кризиса и внесет свой вклад в возрождение экономики. Хотя, следует ожидать, что произойдет уменьшение длительности туристических поездок и расходов, количества пакетных туров и т. д. Кроме вышеназванных проблем в управлении туризмом для Республики Беларусь существуют и те, которые сдерживают развитие въездного туризма в РБ и, соответственно влияют на развитие исследуемой отрасли. К ним можно отнести: – образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; – действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь; неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта; – отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; – невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах[3]. Таким образом, современные подходы к управлению туризмом в РБ должны включать: Отмена обязательной сертификации туроператорской деятельности как элемента, дублирующего лицензирование и являющегося, по сути, косвенным налогом в туристической деятельности. Отмена лицензирования туроператоров и турагентов по примеру России. Качество услуг туркомпаний может обеспечивать финансовые гарантии. – Формирование «антикризисного государственного пакета» для поддержания туристического имиджа РБ на мировой арене. – Активизация сотрудничества в звене «турфирма – банк» с целью предоставления потребительских кредитов на отдых. – Диверсификация в сфере туризма: создание межотраслевых объединений и комплексов с целью модификации и расширения видов и качества предоставляемых потребителям туристических услуг. Развитие предпринимательства через снижение налоговой нагрузки, арендных платежей, отмену государственного регулирования цен и зарплат, ограничение работы с валютой, норматива отчисления затрат на рекламу, относимой на себестоимость. Предложенный комплекс мер по управлению туризмом позволит сохранить достигнутое и справиться с последствиями экономического кризиса и, соответственно, повысить уровень социально-экономического развития страны.Список литературы Горбылева, З.М. Экономика туризма / З.М. Горбылева. – М-во образования РБ, Бел. гос. экономический университет; Высшая школа туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / М-во образования РБ, Бел. гос. экономический университет; Высшая школа туризма. – Мн.: БГЭУ, 2001. Национальная программа раз^ Сравнительный анализ тарифных планов интернет-провайдеров г. гродно Ю.В. МисиюкВажнейшим элементом конкурентной стратегии операторов электросвязи является ценовая (тарифная) политика, поскольку в зависимости от уровня тарифов, способов их определения, гибкости в соответствии с динамикой внешней и внутренней рыночной конъюнктуры находится и конечный результат деятельности компании. В большинстве случаев платежи абонентов включают единовременную сумму (плата за установку телекоммуникационного оборудования и/или подключение к сети), абонентскую плату (за месяц или год), оплату текущего трафика. Каждая из этих составляющих оказывает различное влияние на приток абонентов, уровень доходов компании и соответственно ее финансовое благополучие. Определение оптимальной структуры, т.е. соотношения между различными формами платежей, – важнейшая задача компании при формировании тарифной политики. При этом следует учитывать и такую серьезную для организации электросвязи проблему как дебиторская задолженность абонентов, особенно со стороны бюджетных организаций. На сегодняшний день в г. Гродно функционируют пять Интернет-провайдеров по предоставлению услуг Интернет-доступа домашним хозяйствам: РУП «Белтелеком», ИП «Альтернативная цифровая сеть», ОАО «ГОТТЦ «Гарант», ООО «Гродненские информационные сети» и СП ООО «Деловая сеть». Далее в Таблице 1 представим сравнительную характеристику услуг доступа к сети Интернет трех наиболее сопоставимых провайдеров: ОАО «ГОТТЦ«Гаранта», РУП«Белтелекома» и «Атлант Телекома».Таблица 1 – Сравнительный анализ тарифных планов ОАО «ГОТТЦ «Гарант», РУП «Белтелекома»