Избирательная система и избирательные права

Контрольная работа
Дисциплина: Правоведение
Тема: Избирательная система и избирательныеправа
 

Содержание
Введение
1. Понятие избирательной системы       
2. Основные типы избирательной системы
3. Избирательные права
Заключение
Список используемой литературы

Введение
КонституцияРоссийской Федерации в ст. 1 характеризует Российское государство какдемократическое, а в ст. 3 провозглашает принадлежность государственной властироссийскому многонациональному народу, она осуществляется через формынепосредственной и представительной демократии, а также местное самоуправление.
Важнейшейформой непосредственной демократии являются выборы в различного родафедеральные, региональные представительные учреждения и местные органысамоуправления.
Вотечественной науке под выборами понимается процедура формирования органапубличной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемаяпутем голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый замещаемыймандат претендуют несколько кандидатов
Выборыпредставляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Этоизбирательное право, избирательный процесс и избирательная система[1].
Избирательныесистемы имеют важное значение для функционирования политической системы, от иххарактера во многом зависит состав центральных и местных представительныхучреждений, а также исход выборов должностных лиц — от президентов домуниципальных чиновников.

1. Понятие избирательной системы
 
Вотечественной и зарубежной науке понятие «избирательная система»начинает складываться в XIX в. вследствие процессов демократизации общественнойи государственной жизни. Сущность любой избирательной системы составляют положениятеории народного суверенитета, которая была разработана мыслителями XVII — XVIII вв. и воспринята правовой мыслью более позднего периода.
Избирательнаясистема, являясь одной из важнейших категорий науки государственного права,характеризует степень демократического развития любого конституционногогосударства.
Начинаяс 60 — 70-х годов XIX в. в отечественной литературе шла активная полемика обопределении данного понятия. До настоящего времени в конституционно-правовойнауке не выработано единого определения избирательной системы. Анализюридической литературы свидетельствует о доминировании позиций, рассматривающихизбирательную систему в узком смысле как технологию выборов и способраспределения депутатских мандатов.
Такойподход позволяет проводить классификацию избирательных систем. Таким образом,научная разработка избирательной системы как института, ее места и роли вдемократическом становлении Российского государства и общества продолжается[2].
Впервыев законодательной практике понятие избирательной системы было использованоКонституцией СССР 1936 г. Так называлась глава XI, посвященная вопросамизбирательного права и выборам в СССР. В первой советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г. и в соответствующих конституциях других советскихреспублик того периода такое понятие не использовалось. Вместо него применялосьпонятие «избирательное право», что дало основание некоторым авторамвпоследствии считать, будто законодатель вкладывал в эти понятия идентичноесодержание.
Всовременной Конституции Российской Федерации закреплены лишь основыформирования федеральных институтов государственной власти: ПрезидентаРоссийской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации. При этом буквально вскользь в ст. 130Конституция Российской Федерации упоминает об основах избирательной системы привыборах в органы местного самоуправления. И в Конституции России нет ни однойнормы, посвященной избирательной системе при выборах в законодательные органывласти субъектов Федерации. В этой связи высказываются обоснованные предложенияпо совершенствованию конституционно-правового регулирования избирательной системыРоссийской Федерации. Способы такого совершенствования могут быть различными.Они не обязательно должны быть связаны с вмешательством в текст действующейКонституции.
Определяядаже самые общие правовые параметры избирательной системы, соответствующиенормы и институты Конституции Российской Федерации тем не менее закрепляютосновополагающие начала современного избирательного права Российской Федерации.Свое полноценное развитие эти начала (основы) получают в разветвленной системефедерального и регионального законодательства и даже в местном (муниципальном)избирательном нормотворчестве.
Еслипо вопросу о понятии избирательного права в науке конституционного правасуществует полное единодушие, то его не наблюдается по вопросу о понятииизбирательной системы. Определения понятия избирательной системы исключительномногообразны.
Вшестидесятые годы XX столетия в отечественной научной литературе шла активнаяполемика о содержании этого понятия. Избирательную систему определяли каксовокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительныеорганы государственной власти. Так, В.М. Сафронов рассматривал избирательнуюсистему как совокупность юридических норм, закрепляющих порядок организации ипроведения выборов, избирательные права граждан и демократический порядокопределения результатов голосования. Я.Н. Уманский полагал, что избирательнаясистема — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводуформирования органов государственной власти путем выборов. Данное представлениеоб избирательной системе в современный период развивает в своих работах М.В.Баглай. По его мнению, «понятие избирательной системы складывается из всейсовокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательныхправ, проведения выборов и определения результатов голосования»[3].
Внастоящее время в российской научной литературе существует два подхода кпониманию понятия «избирательная система» — широкий и узкий.
Избирательнаясистема в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядокпредоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства иместного самоуправления, определения результатов голосования. Такая системаправовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательнаясистема в узком смысле — порядок определения результатов голосования[4].
ЕршовВ.А. под избирательной системой понимает установленный законодательством способорганизации выборов представительных органов, включая методику распределениямест в этом органе, в зависимости от результатов выборов[5].
Вучебнике конституционное (государственное) право зарубежных стран под редакциейМишина А.А. избирательная система определена как совокупность установленныхзаконом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяютсярезультаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы вопределенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе[6].
Дляанализа и выявления роли и места избирательной системы важно определить еесоотношение с другой научной категорией — избирательный процесс.
Избирательныйпроцесс — понятие многозначное и имеет различные трактовки:
— подынститутизбирательной системы, представляющий совокупность юридических норм различнойотраслевой принадлежности (материальных, процессуальных, процедурных);
— особыйвид деятельности, отличающийся комплексным, полиструктурным иполифункциональным характером, поскольку охватывает действия всех его субъектов(государственных органов, избирательных комиссий, граждан, их политическихобъединений и т.д.
Вцелом можно сказать, что категорией, объединяющей все вышеперечисленныеопределения понятия избирательный процесс, является деятельность участниковизбирательных правоотношений. Эта деятельность осуществляется посредствомреализации субъектами избирательных правоотношений прав и обязанностей вовзаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадиях,урегулированных нормами и вытекающих из принципов российского избирательногоправа.
Следовательно,избирательная система как совокупность правовых и неправовых общественныхотношений состоит из действий участников этих отношений по реализации своихправ и обязанностей при формировании представительных органов государственнойвласти, местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Сказанноепозволяет считать избирательную процедуру процессуальной формой избирательнойсистемы. Избирательная система реализуется посредством избирательного процесса.
 
2. Основныетипы избирательной системы
 
Входе развития представительной демократии в мировой практике сложилосьнесколько разновидностей избирательных систем, основными из них являютсямажоритарная и пропорциональная.
Теизбирательные системы, которые для определения результатов голосованияприменяют принцип большинства, называются мажоритарными (от франц. majoritee).Согласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным поизбирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, которыйполучил установленное большинство голосов. Различают три основных видамажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированногобольшинства.
— мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным признается кандидат, закоторого проголосовали более 50 процентов избирателей, принявших участие вголосовании (в редких случаях — всех зарегистрированных в данном округеизбирателей). Достижение такого высокого показателя при большом количествекандидатов часто оказывается затруднительным, что предполагает проведениевторого тура выборов. Кроме того, минимальный порог явки избирателей обычноустанавливается на уровне не меньшем пятидесяти процентов от общего числазарегистрированных избирателей. Такая система существовала в России до 1993 года,по ней проводились выборы народных депутатов СССР и РСФСР;
— мажоритарная система относительного большинства. Избранным признается кандидат,получивший число голосов избирателей большее, чем другие кандидаты, хотя приэтом может устанавливаться определенный показатель числа голосов, являющийсяминимально необходимым. Минимальный порог явки также может устанавливаться, новарьируется в процентном отношении. По аналогичной системе до измененияизбирательного законодательства проводились выборы депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации, однако по ней по-прежнемуизбираются депутаты представительных органов власти многих субъектов РоссийскойФедерации. На основе этой системы организуются выборы по многомандатнымокругам, также предусмотренные законодательством некоторых субъектов РоссийскойФедерации (на федеральном уровне существует единственный прецедент проведениявыборов по многомандатным округам — выборы членов Совета Федерации первогосозыва 12 декабря 1993 года).
Мажоритарнаяизбирательная система относительного большинства всегда результативна, т.к.кто-нибудь всегда набирает относительное большинство (если несколько кандидатовнабрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или постаршинству). При действии в стране этой системы в парламенте обычно бываетпрочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Мажоритарнаясистема относительного большинства получила распространение потому, что онапозволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты; однакотакая система лишает представительства малые партии и дает искаженноепредставление о действительном соотношении сил.
Мажоритарнаясистема обычно лежит в основе выборов представительных органов местногосамоуправления, не вызывая при этом критики на предмет справедливости иотражения интересов большинства избирателей. Однако такие упреки иногдавозникают при организации выборов в законодательный орган государства. Приопределении границ округов, как правило, необходимо учитывать количествоизбирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставиттерриториальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения,который не всегда равномерен на всей территории государства.
— мажоритарная система квалифицированного большинства. При данной избирательнойсистеме победившим является кандидат, который набрал установленное в законечисло голосов, отличное от абсолютного большинства.
Указаннаясистема является достаточно редкой разновидностью.
Приорганизации выборов по пропорциональной системе к участию в них допускаются неотдельные кандидаты, а списки кандидатов, выдвигаемые, как правило,политическими партиями. Орган, избираемый по такой системе, комплектуется наоснове партийного представительства. Избирательным округом обычно является неотдельная часть территории, на которой проводятся выборы, а вся эта территория(государство в целом или административная (административно-политическая)единица в его составе, например субъект Федерации).
Главноеотличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том,что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональностимежду полученными голосами и завоеванными мандатами. Применениепропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия междуколичеством голосов и количеством мандатов.
Выборы,проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждаяпартия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избирательголосует за список своей партии целиком, хотя иногда ему предоставляетсявозможность определить свое отношение к кандидатам в списке. После того какизбиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательныйметр, или квота, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одногодепутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так идля всей страны в целом. Применяются различные методы определенияизбирательного метра (квоты), причем некоторые из них сопряжены с довольносложными математическими расчетами.
Простейшийспособ определения квоты был предложен около 100 лет назад английским ученым Т.Хэром. Согласно этой системе квота (Q) определяется посредством деления общегочисла поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащихраспределению мандатов (Y), т.е. по формуле:
Q = X: Y[7].
Распределениемандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту.Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столькомандатов она получит.
Определениечисла причитающихся партии мандатов не решает одного очень важного вопроса — кто из кандидатов, числящихся в бюллетене, получит мандаты. На практике этотвопрос имеет огромное значение, ибо от его решения зависит персональный составпартийных фракций.
Применяетсядва основных правила распределения мандатов внутри партийного списка. Правилосвязанных списков сводится к тому, что порядок расположения кандидатов в спискеопределяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партиянабрала одну квоту, то избранным будет первый по списку кандидат; если партиянабрала две квоты, то соответственно — первый и второй.
Посколькуни одна партия не может рассчитывать на то, что она соберет все поданные поокругу голоса, кандидаты, находящиеся в конце списка, никаких шансов наизбрание не имеют. Значит, очень важно то, какое место в списке занимаеткандидат. Правило связанных списков позволяет партии провести в парламентлюбого кандидата, поставив его во главе списка в том округе, в котором онаимеет гарантированное число голосов. При этом избиратель лишен возможностиопределить свое отношение к кандидатам, т.к. он голосует за партию, а не законкретного кандидата. Избиратель может не отдать своего голоса неприемлемомудля него кандидату, стоящему во главе списка, лишь проголосовав против всейпартии.
Пропорциональнаясистема, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, даетотносительно верное отражение в представительном органе действительного соотношенияполитических сил.
Установлениеминимального порога явки избирателей, хотя и возможно, не являетсяпринципиальным признаком пропорциональной системы. Ее существеннойхарактеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств,применяющих данную систему, является наличие так называемого электоральногобарьера, или «избирательного метра», — установленного в процентномотношении от общего числа голосов минимального показателя, достижение котороговыступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, краспределению мандатов в соответствующем представительном органе.
Кпримеру, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации проводятся по пропорциональной системе. Предусматривавшийся ранеедействовавшей редакцией Федерального закона «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»минимальный порог явки в размере 25 процентов от общего числазарегистрированных избирателей был отменен (Федеральный закон от 26 апреля 2007года N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесенииизменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации”, а также в целях обеспеченияреализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”[8]),а электоральный барьер повышен с 5 до 7 процентов. Распределение депутатскихмандатов между партиями, выдвинувшими списки кандидатов, производится на основеквотного метода.
3. Избирательныеправа
 
Избирательныеправа граждан Российской Федерации закреплены в ст. 32 Конституции РФ, при этомнеобходимо учитывать и другие положения Основного Закона, посвященныенародовластию, формам его осуществления, выборам органов государственной властии др.
Какустановлено пунктом 2 статьи 32 Конституции России граждане РоссийскойФедерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Исключениемявляется запрет на участие в выборах и референдумах граждан, признанных судомнедееспособными, а также находящихся в местах лишения свободы по приговору суда(пункт 3 статьи 32 Конституции).
Данноеконституционное положение реализуется посредством закрепления в другихнормативных правовых актах.
Основныегарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права научастие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерациив соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставамимуниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ(ред. от 27.12.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации»[9](далее Закон).
Пункт28 статьи 2 закона определяет, что избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными ворганы государственной власти и органы местного самоуправления, а также правоучаствовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборнойагитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий,включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, вдругих избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами,конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Законопределяет активное и пассивное избирательное право.
Избирательноеправо активное (активное избирательное право) — право граждан РоссийскойФедерации избирать в органы государственной власти и органы местногосамоуправления;
Избирательноеправо пассивное (пассивное избирательное право) — право граждан РоссийскойФедерации быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления;
ТакжеЗакон устанавливает ряд принципов избирательного права.
Встатье 4 Закона определен принцип всеобщего избирательного права.
ГражданинРоссийской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, бытьизбранным депутатом представительного органа муниципального образования,голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленногоКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями(уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным депутатомзаконодательного (представительного) органа государственной власти, выборнымдолжностным лицом местного самоуправления.
ГражданинРоссийской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать вреферендуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств.
Статья5 Закона устанавливает принцип равного избирательного права, согласно которомуГраждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равныхоснованиях.
Статья6 Закона устанавливает принцип прямого избирательного права, согласно которомуграждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственноза кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, — заили против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против нихнепосредственно.
Согласностатьи 7 Закона голосование на выборах и референдуме является тайным,исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина(принцип тайности).
Помимовышеназванного необходимо отметить иные нормативные правовые акты,регламентирующие избирательные права граждан.
Так,согласно пункту 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» гражданинРоссийской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать нареферендуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, атакже в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума впорядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
Неимеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации,признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы поприговору суда Пункт 2 статьи 5).
Реализацииконституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными ворганы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав посвященыположения закона Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
 Названныйзакон согласно пункту 1 статьи 1 применяется при нарушениях конституционныхправ граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления в случаях, если:
законодательным(представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон,устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительныморганом местного самоуправления или на местном референдуме не принят уставмуниципального образования;
вмуниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местногосамоуправления;
полномочияорганов местного самоуправления осуществляются должностными лицами,назначенными органами государственной власти;
закономсубъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения,преобразования и упразднения муниципальных образований;
истеклиустановленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления;
выборыдепутатов представительных органов местного самоуправления или выборныхдолжностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочныевыборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом вустановленные сроки;
отсутствуюторганы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатовпредставительных органов местного самоуправления и выборных должностных лицместного самоуправления;
муниципальныеобразования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащемзаконодательству;
органыместного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащемзаконодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
внарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан,проживающих на территории муниципального образования, избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Избирательныеправа граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думыопределены Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от19.07.2009)«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации»[10].
Согласнопунктов 1 — 2 статьи 5 названного закона гражданин Российской Федерации,достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатовГосударственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов,предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работойизбирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определениерезультатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий впорядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральнымизаконами.
ГражданинРоссийской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избрандепутатом Государственной Думы.
Ограниченияназванных избирательных прав установлены пунктом 4 статьи 5, согласно которомуне имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении другихизбирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судомнедееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
 Крометого, пунктом 4.1 и 4.2 статьи 5 установлено:
Неимеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РоссийскойФедерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительствоили иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданинаРоссийской Федерации на территории иностранного государства.
Неимеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РоссийскойФедерации:
1)осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкогопреступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость зауказанное преступление;
2)осужденный за совершение преступления экстремистской направленности,предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на деньголосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
3)подвергнутый административному наказанию за совершение административныхправонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях, если голосование на выборахдепутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение котороголицо считается подвергнутым административному наказанию;
4) вотношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушенияограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации», либо совершения действий, предусмотренныхподпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанныенарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дняголосования.
Всоответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 N 196-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи сизменением срока полномочий Президента Российской Федерации и ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации»[11]со дня официального опубликования результатов ближайших, назначенных после днявступления в силу указанного Федерального закона, выборов депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в пункте 4части 4.2 статьи 5 слова «четырех лет» будут заменены словами«пяти лет».
Реализацияизбирательного права может быть осуществлена посредством выборов ПрезидентаРоссии.
Какустановлено статьей 81 Конституции России Президент Российской Федерацииизбирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
ПрезидентомРоссийской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Всоответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред.от 19.07.2009) «О выборах Президента Российской Федерации»[12]участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента РоссийскойФедерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказыватьвоздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участиюили неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствоватьего свободному волеизъявлению.
ГражданинРоссийской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет правоизбирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатовна должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюденииза проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательныхкомиссий, включая установление итогов голосования и определение результатоввыборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке,установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт1 статьи 5 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
Названнымзаконом также установлены ограничения пассивного и активного избирательногоправа на выборах Президента России.
Неимеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избраннымПрезидентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действияхгражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным илисодержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (пункт 4 статьи 5).
Неимеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин РоссийскойФедерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения оназначении выборов Президента Российской Федерации должность ПрезидентаРоссийской Федерации второй срок подряд (пункт 5 статьи 5).
Неимеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданинРоссийской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид нажительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживаниегражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пункт5.1 статьи 5).
Согласнопункту 5.2. не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерациигражданин Российской Федерации:
1)осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкогопреступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость зауказанное преступление;
2)осужденный за совершение преступления экстремистской направленности,предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на деньголосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
3)подвергнутый административному наказанию за совершение административныхправонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах ПрезидентаРоссийской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицосчитается подвергнутым административному наказанию;
4) в отношениикоторого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений,предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации», либо совершения действий, предусмотренныхподпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанныенарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дняголосования.
Всоответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 N 196-ФЗ со дня официальногоопубликования результатов ближайших, назначенных после дня вступления в силууказанного Федерального закона, выборов Президента Российской Федерации вподпункте 4 пункта 5.2 статьи 3 слова «четырех лет» будут замененысловами «шести лет».
выборы правоизбирательная система

Заключение
 
В настоящее время понятиеизбирательная система определяется в двух смыслах – широком и узком.
Избирательнаясистема в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядокпредоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства иместного самоуправления, определения результатов голосования. Такая системаправовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система вузком смысле — порядок определения результатов голосования
Основными типамиизбирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарнаяизбирательная система – это система абсолютного, относительного, или квалифицированногобольшинства.
Пропорциональнаяизбирательная система — система формирования выборных органов власти черезпартийное представительство, посредством которой места (мандаты) распределяютсяв строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Избирательныеправа граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать ибыть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списковкандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов,работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования иопределение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке,установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектовРоссийской Федерации.

Списокиспользуемой литературы
 
1. «Конституция Российской Федерации» (принятавсенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФо поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //СПС Консультант плюс;
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ(ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»// СПСКонсультант плюс;
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от27.12.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;
4. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»(принят ГД ФС РФ 23.10.1996) // СПС Консультант плюс;
5. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от19.07.2009) «О выборах Президента Российской Федерации» // СПСКонсультант плюс;
7. Федеральный закон от 19.07.2009 N 196-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи сизменением срока полномочий Президента Российской Федерации и ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Консультант плюс;
8. Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Федеральныйзакон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальныйкодекс Российской Федерации”, а также в целях обеспечения реализациизаконодательства Российской Федерации о выборах и референдумах” // СПСКонсультант плюс;
9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации:Учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006;
10. Елистратова В.С. Еще раз о понятии избирательной системы(«Конституционное и муниципальное право», 2008, N 9);
11. Ершов В.А. «Основы избирательного права РоссийскойФедерации: Учебное пособие для студентов вузов» («ГроссМедиа»,«РОСБУХ», 2008);
12. Мишин А.А. «Конституционное (государственное) правозарубежных стран: Учебник для вузов» (14-е издание, переработанное идополненное) («Юстицинформ», 2008);
13. Нудненко П.В. К вопросу об определении понятияизбирательной системы («Конституционное и муниципальное право», 2008,N 5).