Избирательное право и избирательная система в России

Контрольнаяработа
По дисциплине: Конституционноеправо
На тему:«Избирательное право и избирательная система в России»
 

Содержание
 
Введение
1. Понятие и принципы избирательного права
2. Понятие и виды избирательных систем
3. Стадии избирательного процесса. Референдум вРФ
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
 
В условияхстановления и развития в России демократического правового государстванародовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российскойгосударственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. Отрешения избирателей, определяющих путем выборов конкретный составпредставительных органов государственной власти и местного самоуправления, атакже партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курсвыборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительнойстепени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Право гражданучаствовать в формировании властных институтов является общепризнаннымэлементом современного общества и государства. Избирательное право — один из древнейшихправовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древниекорни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано,прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях.Наличие развитого института народовластия в стране является главным факторомреализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажнодля большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в томчисле и для России. Становлениеи развитие демократического правового права в Российской Федерации одним изсущественных своих условий имеют юридическое обеспечение императивногопроведения выборов как единственно допустимого легитимного способаделегирования власти народа представительным государственным органам и органамместного самоуправления. Избирательное право и сопутствующие ему законодательствобез всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус икак следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение впублично-правовой системе России.
В России выборы являютсямеханизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избраннымив органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32Конституции Российской Федерации). Выборы дают высшую изначальную легитимностьвсей структуре органов государственной власти.
Полноценное,эффективно действующее избирательное право — неотъемлемый признакдемократического правового государства. Увеличение объема законодательногоматериала по избирательному праву, его систематизация и совершенствованиепозволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российскогозаконодательства — законодательства о выборах.
Цельюконтрольной работы является анализ избирательного права и избирательной системыв Российской Федерации.
Дляреализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрытьпонятие и принципы избирательного права;
· охарактеризоватьпонятие избирательной системы и описать основные виды избирательных систем;
· рассмотретьстадии избирательного процесса в России.

1.Понятие и принципы избирательного права
В настоящеевремя избирательное право, регулирующее проведение выборов, в научном плане представляетсобой сложное юридическое, политическое и социальное явление. В юридическойнауке принято выделять как субъективное, так и объективное избирательное право.Первое определяют как конкретное неотъемлемое политическое правомочие каждогоиндивида – право избирать и быть избранным в органы государственной власти иорганы местного самоуправления. По своей природе оно является элементомправового статуса личности и охватывается предметной областью конституционногоправа, муниципального права, избирательного права. Изучение активного ипассивного избирательного права обычно составляет отдельный предметисследования в рамках соответствующих отраслей политического правоведения.
Объективноеизбирательное право изучается как функциональный элемент нормативно регламентированнойсистемы общественных отношений современного правового государства. В общепринятомпонимании избирательное право представляет собой совокупность юридических норми институтов, регулирующих вопросы выборов и референдумов.
Большинствомисследователей избирательное право понимается как системная совокупность юридическихнорм, закрепляющих, гарантирующих и регулирующих порядок реализации праваграждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органыместного самоуправления.
Важнейшимсвойством и своеобразием избирательного права является егоматериально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух крупныхрегулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективногоизбирательного права граждан, принципов (основных начал) избирательного права,а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права ипорядка формирования этих органов.
В качествеотрасли законодательства избирательное право представляет собой совокупностьнормативных актов, предусматривающих регулирование выборов и референдумов.Современное понимание законодательства предполагает использование максимальноширокого круга источников права, включающего в себя наряду с законами иныенормативные акты органов государственной власти, а также органов местногосамоуправления. Однако в настоящее время в избирательном законодательстве всеболее четко прослеживается тенденция регламентации выборов и референдума лишьактами законодательных (представительных) органов власти.
Высшим звеномсистемы избирательного права являются нормы Конституции (основного закона),регламентирующие вопросы выборов и референдумов. В Конституции РоссийскойФедерации им непосредственно посвящены ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 81, ч.1 ст. 96 и ч. 1 ст. 97.
Важнейшимисточником избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации». Есть также Федеральные законы «О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации» (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ). В субъектах Российской Федерации имеются собственные региональные законы о выборахдепутатов законодательных органов власти, а также о выборах в органы местногосамоуправления.
Подпринципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящиеначала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы немогут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечитьсоответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлениюизбирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране,закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждаетв качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее,равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основныхгарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность.
Главнымпринципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ,является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшимнепосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается:свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волюабсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиямиподготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации,независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства вих деятельность.
В отдельнуюгруппу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективныхизбирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательноеправо) и праве быть избранным (пассивное избирательное право). К ним относятся:всеобщее избирательное право. Всеобщим является такое избирательное право, прикотором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а подостижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами,конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ имеетправо избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям,также других обстоятельств. В то же время имеются и ограничения на реализациюизбирательных прав: ценз судимости. Не имеют права избирать, быть избраннымилица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишениясвободы по приговору суда. Ценз оседлости – ограничения пассивногоизбирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ наопределенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживаниягражданина РФ на данной территории (устанавливаются только Конституцией РФ).Ценз предыдущего избрания – условия реализации гражданином РФ пассивногоизбирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и туже выборную должность более установленного количества сроков подряд. (Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд –ст. 81 п. 3 Конституции РФ). Возрастной ценз – достижение гражданином определенноговозраста (депутатом государственной Думы может быть избран гражданин РФ,достигший 21 года – ст. 97 п. 1 Конституции РФ).
Равноеизбирательное право означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях:все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один);каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. должнабыть соблюдена единая норма представительства в соответствии с которойобразуются равные по количеству избирательные округа. Первое условиеобеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в одинсписок избирателей. Второе – ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществперед другим избирателем.
Прямоеизбирательное право означает, что гражданин РФ голосует на выборахсоответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов(против всех списков кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенныемногостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а завыборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либоза самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушатьсяпервоначальная воля избирателей.
Тайноеголосование – принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либоконтроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина). Давление, запугиваниеизбирателя преследуется по закону. Избирательные бюллетени не подлежатнумерации, чтобы не идентифицировать бюллетень, т.е. установить личностьизбирателя.
Добровольностьучастия граждан в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействиена гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либовоспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределамиее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборовв федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатическиепредставительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействиегражданину РФ в реализации избирательных прав.
Принцип обязательностии периодичности проведения выборов значит, что выборы органов государственнойвласти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в срокиустановленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами),законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующимиорганами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции.Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не можетбыть более 5 лет.
Территориальныйпринцип организации выборов предполагает, что выборы проводятся потерриториальным избирательным округам различных моделей, а голосованиепроводите на территориальных избирательных участках.
Средипринципов избирательного права можно выделить группу принципов, обеспечивающихизбирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законностипроведения выборов. К ним относится, в первую очередь гласность выборов.Главная задача – обеспечить подлинность и нефальсифицированность выборов. Этодостигается путем законодательного закрепления такой технологии проведениявыборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. В этих целяхдеятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов,установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется,открыто и гласно. Основные избирательные действия осуществляются под особымобщественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественныхобъединений, средств массовой информации. Обязательно опубликование вустановленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, атакже о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовойинформации.
Альтернативностьвыборов подразумевает, что количество кандидатов зарегистрированных визбирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатовподлежащих распределению в данном округе. Таким образом, у избирателей должнабыть возможность реального выбора достойного кандидата среди несколькихпретендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырехмесяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.
Рассмотренныепринципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законахв полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов ворганы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить внашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной меререализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена наоснове воли большинства избирателей.
2. Понятие и видыизбирательных систем
избирательное правосистема референдум
В научнойлитературе термин «избирательная система», в том числе и в российскомправоведении, употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.
В широкомсмысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных свыборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в такомшироком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношенийвесьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей иизбираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц,избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадийизбирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательнаясистема нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм,представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права.Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее составвходят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставамиполитических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициямиданного общества.
Однако людейбольше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Этоспособ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран надолжность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будетиспользована избирательная система, результаты выборов при одних и тех жеитогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политическиесилы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательнуюсистему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Еслипопытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь отее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательнойсистемой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов иинститутов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органовгосударственной власти и местного самоуправления на основе адекватногопредставительства многообразных интересов гражданского общества.
Видыизбирательных систем определяются принципами формирования представительногооргана власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогамголосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как вразличных странах принципы формирования выборных органов власти и порядокраспределения мандатов различны, то реально существует столько модификацийизбирательных систем, сколько и государств, использующих выборы дляформирования органов государственной власти. Однако многовековой историейразвития представительной демократии выработано два базовых вида избирательныхсистем — мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначепроявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
Мажоритарнаясистема– это система, при которой избранным считается тот кандидат,который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболеераспространенной на выборах и практически единственно возможная при выбораходного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяетсядля выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательныеокруга создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран одиндепутат.
Мажоритарнаясистема имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величиненеобходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность –система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат,получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая системаприменяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется приместных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одноместо, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, чтовыборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательнойкомиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % отчисла избирателей, внесенных в списки избирателей.
Оказанныйминимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральныйзакон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» повысилуказанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах водномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученноеотносительное большинство было больше числа голосов, поданных против всехкандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.
Мажоритарнаясистема абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избраниянеобходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базыдля подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системеабсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, темменьше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов.Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.
Преодолеваетсянерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долюголосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование).Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматриваетперебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первомтуре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинстваголосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборахвысших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда вмуниципальных образованиях.
Пропорциональнаясистема(пропорциональное представительство партий и движений). При даннойсистеме каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональноечислу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование припропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, вкоторых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями идвижениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе,а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональнаясистема порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множествамелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобыизбежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальныйпроцент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участияв пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г.«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральныесписки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательномуокругу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти спискиподано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие вголосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иныефедеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, еслиза федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано всовокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределениюмандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосовсписки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосовизбирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
Распределениемандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике,предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федеральногособрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определениярезультатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Избирательныйбарьер для прохождения кандидатов от избирательного объединения составляет 7 %голосов избирателей. При любом итоге голосования в состав Государственной Думыдолжны пройти представители не менее двух избирательных объединений.
Полупропорциональнаясистемаобъединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. натребовании большинства голосов для избрания, все же дают определенныевозможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигаетсяприменением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такоечисло кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательногоокруга депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатномизбирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единоецелое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата,хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаютсякандидаты, собравшие большее число голосов.
К этой жегруппе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет триголоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но онможет распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одномукандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий – другому, либораздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной длянебольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своихкандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значенияне имеет.
Системаединственного передаваемого голоса позволяет сочетать персональный выбор собеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна вплане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. Вмногомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системеединственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столькокандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимыхкандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативнымголосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает своипреференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желаетвидеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определениирезультатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатамипри первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов,то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другимкандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедурапродолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимогобольшинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечиваетрезультативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура илиперебаллотировки.
О смешаннойизбирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той жепредставительной палаты применяются различные системы. При этом стремятсясоединить преимущества различных систем и по возможности исключить иликомпенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались поодномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительногобольшинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округупо пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второйполовины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины.Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае ихизбрания там исключаются из федеральных списков.
Применениеподобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, чтоне менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном)органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палатраспределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательнымиобъединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосовизбирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменениявнесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации». На сегодняшний день все субъекты РФ привелисвое избирательное законодательство в соответствие с положениями федеральногоизбирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешаннойизбирательной системы.
В заключениехотелось бы отметить, что все виды изби­рательной системы в той или инойстепени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях (особенно этокасается России) первостепенное значение приобретает проведение в жизньсодержательного аспекта представительства, включающего в себя повышениеполитической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональнойконцепции роли самого депутата.
 
3. Стадии избирательногопроцесса. Референдум в РФ
Избирательноеправо и избирательный процесс тесно взаимосвязаны с политической сферойфункционирования государства и общества. Если избирательное право предметнорегламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности,касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям,то избирательный процесс, как форма реализации субъективного политическогоправа, отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. Всовокупности, они образуют политико-правовой механизм формирования основныхинститутов представительной и выборной демократии.
Избирательныйпроцесс в Российской Федерации включает в себя установленную закономсовокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур иизбирательных действий.
Стадииизбирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамкахкоторых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а такжеизбирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав гражданРФ и иных участников выборов, целостность и легитимность избирательногопроцесса при формировании представительного органа, избирании выборногодолжного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточныхпроцедур и действий, стадий, как элементов избирательного процесса, можетобеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Избирательныйпроцесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведениепредвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведениеитогов выборов и объявление результатов.
Подготовкавыборов — важный организационный элемент избирательной системы, заправленный насоздание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическуювозможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права,финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает всебя следующие мероприятия:
— Образование избирательныхокругов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, всоответствии с принципами формирования соответствующего представительногооргана и порядком распределения мандатов.
— Образование избирательныхучастков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
— Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая изкоторых имеет свои полномочия и статус;
Здесь оченьважно заметить, что избирательные комиссии в Российской Федерации формируютсяна основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувшихсписки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов вГосударственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,законодательном (представительном) органе государственной властисоответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органеместного самоуправления.
— Составлениесписков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам собеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
— Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей,предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан,гласности выборов. Информирование избирателей в Российской Федерацииосуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления,комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации,физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органыместного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, обизбирательных объединениях, избирательных блоках.
Информированиеизбирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядкесовершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации овыборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях,избирательных блоках, в том числе через средства массовой информации,осуществляют избирательные комиссии. Следует обратить внимание на то, чтодеятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, поинформированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно. Приэтом, однако, законодательство предусматривает, что в информационных теле- ирадиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения опроведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно отдельныминформационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаватьсяпредпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии, в том числепо времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади,отведенной таким сообщениям. В день голосования до момента окончанияголосования на территории соответствующего избирательного округа, округареферендума запрещается публикация (обнародование) данных о результатахвыборов, референдума, в том числе размещение таких данных винформационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.
Самикандидаты, политические партии, граждане Российской Федерации, общественныеобъединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводитьпредвыборную агитацию, о которой подробно остановимся в следующем разделе.
Финансовоеобеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведениявыборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансированиеизбирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагаетконтроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации впитало в себя мировой опыт по финансированию выборов.Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровняв Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств,выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета,бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Ассигнованияна подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой всоответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Главнымираспорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах напроведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы иреферендумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дняофициального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении)выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.
Дляпроведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии,выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательныефонды для финансирования своей избирательной кампании в период послеписьменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении(самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Кандидаты,баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политическойпартией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды.Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться засчет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств,выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольныхпожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату,избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательнойкомиссией, в случае, если это предусмотрено законом. Средства избирательныхфондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами,избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных спроведением своей избирательной кампании.
Послеофициального опубликования (публикации) решения о назначении выборов начинаетсяпредвыборная кампания, которая включает в себя выдвижение кандидатов (списковкандидатов), их регистрацию, предвыборную агитацию.
Завершаетсяизбирательный процесс собственно самой процедурой голосования, подсчетомголосов, подведением итогов голосования и официальным объявлением результатов.
Одной изнаиболее значимых форм непосредственной демократии является референдум. Конституция РФ определяетконституционно-правовой статус референдума как высшее и непосредственноевыражение народовластия. Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародноеголосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросамгосударственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равногопрямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
В системенепосредственной демократии референдум занимает особое место, определяемое егохарактеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосованияволеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правовогообразования, направленного на принятие окончательного властного решения. Правомна участие в референдуме, а также правом участвовать в выдвижении инициативыего проведения, в иных законных действиях по подготовке и проведениюреферендума обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет праваучаствовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным илисодержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вынесение нареферендум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение,подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральнымконституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» с учетомособенностей, предусмотренных соответствующим международным договоромРоссийской Федерации.
На референдуммогут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РоссийскойФедерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Нареферендум не могут выноситься вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочногопрекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ, Государственной Думы, проведение досрочных выборов Президента РФ,Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочкитаких выборов (формирования); принятия и исполнения федерального бюджета,исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения,изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от ихуплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья ибезопасности населения; амнистии и помилования.
Выносимый нареферендум вопрос не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать,отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина,конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Референдум неназначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения,введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которойпредполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также втечение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Инициативапроведения референдума в Российской Федерации принадлежит: не менее чем 2 млн.граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что натерритории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территорииРоссийской Федерации находится место жительства не более 50 тыс.; КонституционномуСобранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; федеральныморганам государственной власти — в случаях, предусмотренных международнымдоговором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдумев Российской Федерации».
Референдумназначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступлениядокументов, на основании которых назначается референдум, Президент РФнаправляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФинициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросамреферендума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимаетпо нему решение и направляет это решение Президенту РФ. РешениеКонституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае еслиКонституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума попредложенному вопросу референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФне позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного СудаРФ назначает референдум. Если указанная инициатива признана не соответствующейКонституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления всилу решения Конституционного Суда РФ. При назначении референдума Президент РФопределяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначенииреферендума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочийпраздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также навоскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение оназначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем черезпять дней со дня его принятия.
 

Заключение
Избирательноеправо — один из важнейших институтов современного конституционного права,реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития иукрепления демократических элементов в жизни общества.
Опытпроведения президентских и парламентских избирательных кампаний определилнеобходимость политики правового реформирования российской избирательнойсистемы на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Причинтому несколько: несовершенство современного российского избирательногозаконодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентскихвыборах; необходимость государственного признания социальной ценностидемократического воспроизводства государственной власти в рамках правовойинституционализации адекватной избирательной системы; противоречивостьроссийского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. Аведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегдавлияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильностьгосударственной власти. На современном этапе развития избирательногозаконодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательныхинициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным иприоритетным.
Немалоизбирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культурыизбирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, еслибы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве.Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определеннойстепени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся настадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточнопрочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участниковизбирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения,что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.
Другойнемаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе,то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба средикандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатоввыборов и другие.
Проанализировавпроблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимостьдальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, чтоподходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимальнообдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденциидемократического развертывания российской избирательной системы, избегая«революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитииправовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации,которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи,разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину.Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путемсовершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.
Подводя итог,следует еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждансопряжена с рядом трудностей политического, социально-экономического,юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, частоскрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как вих умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполненииконституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующихизбирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных правявляется опорой законности выборов в Российской Федерации.
Знание своихправ, способность их реализовать, при необходимости защищать и отстаиватьявляются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимоосознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качествеединственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводствоэлекторальных основ государственной и муниципальной власти.
Одними изосновных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизациядействующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствованияв целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных правграждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

Список использованныхисточников и литературы
 
1. РоссийскаяФедерация. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: 1999.
2. Федеральныйзакон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.- № 24.
3. Федеральныйзакон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации» // Рос. газ. — 2003. — 16 янв.
4. Федеральныйзакон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. — 2002. — №51.
5. Федеральныйзакон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав гражданРоссийской Федерации избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления» // СЗ РФ. — 1996. — № 49.
6. АвакьянС.А. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2007.
7. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007.
8. ВоробьевН.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в РоссийскойФедерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005.
9. ГоловинА.Г. Избирательное право России. – М.: НОРМА, 2007.
10. ГоловистиковаА.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.:ЭКСМО, 2008.
11. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-воПроспект, 2008.
12. Конституционноеправо России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2008.
13. Конституционноеправо России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА,2008.
14. ЛаринА.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.
15. ПостниковА.Е. Система российского избирательного законодательства// Журнал российскогоправа, 2007, № 1.
16. СмоленскийМ.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.