Избирательное право в Республике Казахстан

План
1. Понятие выборов
2. Понятие избирательного права
3. Принципы участия граждан в выборах
Список литературы

1. Понятие выборов
Выборы как один измеханизмов распределения властных полномочий получили широкое распространение всфере политики. При распределении власти, кроме выборов, используются методыназначения, наследственной передачи власти, кооптации. Каждый из них обладаетнекоторыми преимуществами, которых лишены выборы. Метод назначения позволяетподобрать команду политических единомышленников, объединенных общим видениемпроблем и методов их решения, приводит к феномену личной ответственностиназначаемого перед назначающим и создает тем самым определенную «вертикальвласти» и «вертикаль подчинения».
Наследственная передачавласти ведет к аккумулированию навыков политической деятельности, традиции,опыта и знаний. Кооптация части членов властного органа также способствуетобъединению людей, близких по политическим взглядам.
В юридической литературепонятие «выборы» используется как в узком, так и в широком смысле. Впервом случае речь идет о голосовании избирателей, проживающих насоответствующей территории, по кандидатурам, выдвинутым в составпредставительного органа. Во втором случае под выборами понимают способформирования органов государственной власти при условии, что на каждый мандатмогут претендовать два и более кандидата.
В современном мире выборышироко распространены и многообразны. Посредством выборов формируются различныеорганы публичной власти — парламенты, главы государств, иногда правительства,судебные органы, местные представительные и исполнительные органы, органыместного самоуправления.
Посредством выборов народопределяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление егосуверенных прав, т.е. выборы продают власти законный характер. Они показываютнастроение избирателей. В процессе их проведения сталкиваются интересыразличных политических сил, различные взгляды и идеи, выразителями которыхявляются различные политические объединения.
2. Понятие избирательногоправа
Понятие«избирательное право» в юридической литературе употребляется в двухзначениях: объективном и субъективном.
Объективное избирательноеправо — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которыевозникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органыместного самоуправления.
Субъективноеизбирательное право представляет собой гарантированную гражданину государствомвозможность участвовать в выборах государственных органов и органов местногосамоуправления, избирать и быть избранным. При этом различаются понятияактивного и пассивного избирательного права.
Активное избирательноеправо означает право избирать, т. е. право граждан участвовать в формированиивластных структур, а также участвовать в республиканском референдуме.
Пассивное избирательноеправо означает право граждан быть избранными в органы государственной власти ивыборные органы местного самоуправления.
Избирательное правоРеспублики Казахстан имеет свои источники -нормативные правовые акты, в которыхсодержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведениявыборов. К ним относятся Конституция Республики Казахстан, Конституционныйзакон «О выборах в Республике Казахстан», решения избирательныхкомиссий.

3. Принципы участияграждан в выборах
Избирательное правоосновано на определенных принципах, под которыми следует пониматьосновополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формированиявыборных органов государственной власти. Наиболее важные принципыизбирательного права закреплены непосредственно в Конституции. Более подробнорегламентация принципов дается непосредственно в Законе о выборах.
Принцип всеобщегоизбирательного права не следует отождествлять с правом абсолютно всех гражданРеспублики Казахстан участвовать в выборах. Определенные ограничения рамокизбирательного права признаются необходимыми в силу различных причинестественного и социального порядка.
Всеобщее избирательноеправо ограничено рядом цензов, представляющих собой требования, которым должныотвечать граждане для получения права участвовать в выборах.
Имеются общие цензовыетребования, которые регламентируют активное избирательное право — правоголосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам навыборные должности, т. е. предписания так называемого пассивного избирательногоправа.
Среди общих цензовследует прежде всего назвать возрастной. Он означает признание за лицомизбирательного права по достижении определенного возраста. Так, согласноКонституционному закону «О выборах в Республике Казахстан» всеграждане, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения,социального, должностного и имущественного положения, пола, расы,национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местожительства илилюбых иных обстоятельств имеют право участвовать в голосовании на выборах. Ввыборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а такжесодержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Для пассивногоизбирательного права законодательство устанавливает целый ряд дополнительныхтребований. Так, например. Президентом Республики Казахстан может быть избрангражданин республики по рождению (не натурализованный), не моложе 40 лет(возрастной ценз), свободно владеющий государственным языком и проживающий вКазахстане не менее пятнадцати лет (ценз оседлости).
Депутатом Сената можетбыть избран гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менеeпяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы неменее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области,города республиканского значения либо столицы республики не менее трех лет.
Депутатом Мажилиса можетбыть избран гражданин республики, достигший двадцати пяти лет. ДепутатомМаслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатилет.
Принцип равногоизбирательного права означает, что каждый избиратель имеет один голос. Вюридической литературе соответствующий принцип иногда определяется как«один избиратель — один голос», однако в зависимости от избирательнойсистемы голосов может быть и больше, чем один. Важно при этом, чтобы у всехизбирателей их было поровну.
Кроме этого, данныйпринцип означает, что все кандидаты участвуют на выборах на равных основаниях.Идеально этот принцип не выдерживается, так как избирательные округа вРеспублике Казахстан создаются не всегда равные. Так, согласно статье 21Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»избирательные округа образуются с учетом административно-территориальногоделения и с примерно равной численностью избирателей. Разница в численностиизбирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканскогозначения и столицы республики, района, города не должна превышать 25 процентов.
Только при наличиивышеуказанных требований выборы могут считаться равными.
Первый элемент равногоизбирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в одинсписок избирателей; он голосует лично; для получения избирательного бюллетенятребуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а всписке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Другой элемент — участиев выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один кандидат неимеет каких-либо преимуществ перед другим кандидатом, а избирательные прававсех граждан равным образом охраняются законом.
Прямое избирательноеправо означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатанепосредственно. Этот принцип действует на выборах Президента РеспубликиКазахстан, депутатов Мажилиса, маслихатов и органов местного самоуправления.
Непрямые выборыосуществляются через представителей (выборщиков), и они подразделяются накосвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуетсяспециальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Наоснове косвенного избирательного права осуществляется избрание депутатовСената. В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики -депутатымаслихатов соответствующих областей, города республиканского значение истолицы. Косвенные выборы применяются также и при избирании сельских акимов. ВCШA вначале избирается коллегия выборщиков для избрания Президента, котораязатем распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется неособой, только для данного случая создаваемой, коллегией, а постояннодействующим представительным учреждением, для которого избрание другого органаили должностного лица является одним из полномочий, входящих в его компетенцию.
Принцип тайногоголосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля заволеизъявлением избирателей. Он позволяет избирателю свободно выразить своюволю. Избирателю предоставляется возможность использовать особую закрытуюкабину для заполнения избирательного бюллетеня, при этом никто не долженприсутствовать, в т. ч. члены избирательной комиссии.
Принцип добровольногоучастия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ему визбирательном процессе или нет. За неучастие в выборах для избирателя ненаступает какой-либо ответственности. Далеко не во всех зарубежных государствахучастие в выборах является добровольным.

Список использованнойлитературы
1. Конституция РК, 1998г ст. 33.
2. Закон РК «О выборах в РК» 2004г.
3. Сапаргалиев Г.Основы государства и права РК, 1999г.
4. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан:Академический курс. – Алматы, 2005.