Избирательное право в РФ

Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации Предмет: «Конституционное (государственное) право России» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Понятие избирательного права в РФ» Выполнил: студент уч.группы (тел.дом. ) Санкт – Петербург 1999 П Л А Н : Вступление. 1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах. 3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. 4. Избирательные комиссии. 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. 6. Предвыборная агитация. 7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. 8. Финансирование выборов.
Ответственность за нарушения избирательных прав граждан. Заключение. Список используемой литературы. Вступление. Современный этап развития нашего общества характеризует¬ся крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих
ценностей и между¬народного права. В последнее десятилетие процесс формирования государст¬венных и представительных органов в России, порядок организа¬ции и проведения выборов, привлекают внимание юристов, поли¬тиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитар¬ных профессий В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из¬бирателей при проведении выборов Государственной
Думы, Фе¬дерального Собрания Российской Федерации и Президента Рос¬сии. В соответствии с нормами международного права ст 3 Кон¬ституции России устанавливает, что референдум и выборы яв¬ляются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32). Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательст¬ва привести свою избирательную систему в соответствие с миро¬выми стандартами Это поставило перед наукой конституционно¬го (государственного) права задачу разработки широкого круга проблем В их числе наиболее сложной и злободневной является проблема
обеспечения подлинной свободы волеизъявления из¬бирателей. Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность кон¬троля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные пра¬ва),
в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражда¬нина к своему государству и демократизма этого государства.) 1. Понятие избирательной системы и избирательного права. Под избирательной системой в Российской Федера¬ции понимается порядок выборов Президента Россий¬ской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные фе¬деральные государственные органы, предусмотренные
Кон¬ституцией Российской Федерации и избираемые непосред¬ственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в орга¬ны государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, про¬водимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации. Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избира¬тельное право. Следовательно, избирательная система и из¬бирательное право тесно связаны между собой, хотя отож¬дествлять их нельзя. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти ор¬ганы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 1995 г. были приняты Законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Тем не менее общие принципы избирательного права прямо
или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обе¬спечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гаран¬тиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 де¬кабря 1994 г. Право избирать (активное избирательное право) предоставляет¬ся гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве госу¬дарств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи
(еще два-три десятилетия назад право избирать предостав¬лялось в США, Великобритании, Канаде и других странах с 21 года) и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция РФ (ст. 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме. Активное избирательное право означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюл¬летеней для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательст¬вом. Это право распространяется и на право отзыва депутатов (там, где оно существует), т.е. включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное
избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадле¬жит всем. Содержанием этого права является возможность выдви¬гать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответ¬ствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыбор¬ную агитацию в свою пользу и т.д. Пассивное избирательное право наступает в разных возра¬стах – в зависимости от характера того или иного
органа государ¬ственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы – 21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституцией, он не может быть изме¬нен законом или другим нормативным актом – для этого требуется изменение Конституции. Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.
В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и др.) в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление "абсентеизма" (от английского слова, обозначающего "отсутствие"), т.е. массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в зако¬нодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуж¬дает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсут¬ствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее предста¬вителей . При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы – показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность
в обществе и деформирует связь государства с народом. 2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской
Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Консти¬туцией Российской Федерации, Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации, — быть избранным в органы госу¬дарственной власти и в выборные органы местного
само¬управления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад¬лежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содер¬жащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законами и иными нормативными правовыми актами зако¬нодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавли¬ваться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Россий¬ской Федерации (соответственно уровню проводимых выбо¬ров).
Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы испол¬нительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавли¬ваются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми акта¬ми законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выборы, проводимые в Российской
Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и. все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными. Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения изби¬рательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирате¬лей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по ко¬личеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом .
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепен¬ным. При косвенном избирательном праве избиратели выби¬рают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают пред¬ставителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах
представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими. Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой. Голосование на выборах в Российской
Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность како¬го-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Россий¬ской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать осо¬бую комнату или закрытую кабину для заполнения избира¬тельного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюл¬летень опускается в избирательный ящик лично. Участие гражданина Российской Федерации в выборах яв¬ляется добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или не¬участию в выборах, а также на его свободное волеизъявле¬ние. Свободное волеизъявление избирателей во время выбо¬ров обеспечивается и тем, что проведение агитации
в день выборов в помещении для голосования не допускается. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Фе¬дерации обязаны оказывать содействие гражданину Россий¬ской Федерации в реализации избирательных прав, устано¬вленных законом.
Избирательные права граждан Российской Федерации обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых высту¬пают, в первую очередь, разные стороны организации и про¬ведения выборов. 3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Список избирателей составляется участковой избира¬тельной комиссией отдельно по
каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по устано¬вленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответ¬ствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Основанием для включения гражданина Российской Феде¬рации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избира¬тельного участка, определяемое в соответствии с федераль¬ным законом, устанавливающим право граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва¬ния и жительства на территории Российской Федерации. В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам .
Избирательный округ — это избирательная территори¬альная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством, для проведения выборов. Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 9) избирательные округа образуются на основании данных, пре¬доставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Границы изби¬рательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комис¬сией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При проведении выборов в Российской Федерации избира¬тельные округа образовываются при соблюдении следующих требований: – примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства
избирателей не- более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 15 процентов; при образовании’ избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми – актами законодательных (представительных) органов госу¬дарственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 про¬центов. Это требование не применяется при выборах в феде¬ральные государственные органы власти, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образова¬ния не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; – избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установлен¬ных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) ор¬ганов государственной власти субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований образования изби¬рательных округов учитывается административно-территориаль¬ное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избира¬телей образуются избирательные участки. Они образуют¬ся главой местной администрации по согласованию с соответ¬ствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для
избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каж¬дом участке и не позднее чем за 45 дней со дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать гра¬ницу .избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться из¬бирательные участки в тот же срок, а в исключительных слу¬чаях — не позднее чем за
пять дней до дня выборов; такие избирательные участки .входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военно¬служащие голосуют на общих избирательных участках. В во¬инских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избира¬тельной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам . 4. Избирательные комиссии. Избирательными называются комиссии, организующие про¬ведение выборов Президента Российской Федерации, депута¬тов Государственной Думы, в иные федеральные государ¬ственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами
Рос¬сийской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации и в выборные органы местного самоуправле¬ния. Избирательные комиссии в Российской Федерации обес¬печивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федера¬ции осуществляет Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации; избирательные комиссии субъ¬ектов Российской Федерации; окружные избирательны» комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной адми¬нистративно-территориальной единицы с большим коли¬чеством избирателей создаются несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Феде¬рации действует на постоянной основе.
Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по вы¬борам Президента Российской Федерации, депутатов Госу¬дарственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федера¬ции и избираемые непосредственно гражданами в соот¬ветствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской
Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назнача¬ются Государственной Думой из числа кандидатур, предла¬гаемых депутатскими объединениями в Государственной Ду¬ме. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представитель¬ными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации. Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным го¬лосованием Председателя, заместителя Председателя и сек¬ретаря.
Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в слу¬чае письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Россий¬ской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания чле¬на комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным
или умершим; а также смерти члена комиссии. Формирование избирательных комиссий субъектов Рос¬сийской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государ¬ственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложении общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается зако¬нодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование избирательных комиссий по выборам в вы¬борные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов госу¬дарственной власти субъектов Российской Федерации и уста¬вами (положениями) о местном самоуправлении. Избирательное объединение — общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдви¬жение кандидатов) которое со»дано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления
дня выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массо¬вой информации. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие боль¬шинство от установленного числа членов избирательной ко¬миссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избира¬тельных комиссий большинством голосов от установленного
числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа при¬сутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При подготовке и проведении выборов избирательные ко¬миссии в пределах своей компетенции не зависимы от госу¬дарственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, зако¬нами и иными нормативными правовыми актами законода¬тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполни¬тельных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также ниже¬стоящих (соответственно уровню проводимых выборов) изби¬рательных комиссий. Решения и действия (или бездействие) избирательных ко¬миссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные
права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую изби¬рательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в выше¬стоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, посту¬пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содер¬жащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, ре¬шения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принад¬лежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) об¬щефедеральных, региональных избирательных
объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объ¬единений. Для совместного участия в выборах общественные объ¬единения могут объединяться в избирательные блоки. Изби¬рательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Феде¬рации для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Избирательные блоки подлежат регистрации в соответ¬ствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кан¬дидатов (списков кандидатов) от избирательного блока про¬водится на съезде (конференции) представителей обще¬ственных объединений, входящих в избирательный
блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избира¬тельных объединений. Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков прини¬мается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков. собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами
и иными нор¬мативными правовыми актами законодательных (представитель¬ных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходи¬мых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, уста¬новленного при составлении списков избирателей в соот¬ветствии с действующим законодательством. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением
о вы¬движении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы пред¬приятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации. Максимальное количество подпи¬сей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответ¬ствующего избирательного округа-Подписи могут собираться только среди избирателей, об¬ладающих активным избирательным правом, в том избира¬тельном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах
Президента Российской Федерации, де¬путатов Государственной Думы, в иные федеральные госу¬дарственные органы, и не менее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Феде¬рации и выборные органы местного самоуправления. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдв