Избирательное право зарубежных стран

1. Избирательное правозарубежных стран
 
1.1 Понятие и принципы избирательногоправа
Выборыосуществляются на разных уровнях общества: в общественных организацияхизбирается их руководство, в акционерных обществах – совет директоров или инойорган, в кооперативах – правления и т.д. Многие государственные органы также избираютсяв центре (парламенты, президенты), на местах избираются органы местногосамоуправления – советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемыхгражданами, называются представительными. Выборы в различного рода центральныеи местные представительные учреждения – это один из элементов демократии.
Выборы –важнейший элемент легитимности государственной власти, они обеспечивают отборполитической элиты, это одна из определяющих характеристик государственнойжизни. Вообще, выборы – это процедура формирования государственного органа илинаделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредствомголосования управомоченных лиц. Выборы государственных органов и должностныхлиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства), региональными,прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными имногостепенными, полными и частичными (дополнительными), очередными (вустановленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признанынесостоявшимися) и т.д.
Порядок выбороврегулируется многими нормами, которые в своей совокупности составляют институтвыборов – систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов впредставительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормыустанавливают принципы избирательного права, требования, относящиеся ккандидатам и избирателя, порядок организации и проведения выборов, созданиеизбирательных единиц, статус избирателей и избирательных объединений, коллегий,процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов,способы обжалования результатов выборов.
Самоизбирательное право понимается в двух значениях: объективное избирательноеправо, т.е. система конституционно-правовых норм, регулирующих общественныеотношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления;и субъективное избирательное право, т.е. гарантированная государствомвозможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти иместного самоуправления. Характерные черты выборов: выборы легитимируют власть,они служат барометром политической жизни, и являются средством селекцииполитических руководителей.
Принципыизбирательного права: всеобщность, т.е. избирательные права признаются за всемивзрослыми и психически здоровыми гражданами, но это всеобщее избирательноеправо ограничено рядом требований к потенциальному избирателю. Выделяют общие идополнительные требования. Общие требования, которые регламентируют активноеизбирательное право – право избирать, состоят из таких цензов: возрастной (установленноезаконом требование, при котором участие в выборах наступает по достижениюопределённого возраста); ценз оседлости (требование, по которому избирательноеправо предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или инойместности определённое время); ценз пола (долгое время избирательное правозарубежных стран было только мужским); имущественный ценз (в неприкрытой формевстречается редко); профессиональный ценз (лишение избирательных прав военнослужащихи представителей некоторых других профессий); «моральный ценз» (например, вИталии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаесовершения недостойных поступков»); расовый ценз (лишение избирательных правнекоторых национальных меньшинств). К дополнительным требованиям, которыеотносятся к пассивному избирательному праву – т.е. праву быть избранными,относят: более высокий возрастной ценз (25-35 лет – в нижнюю палату, 30-40 – вверхнюю); значительно чаще применяется ценз оседлости и носит более жёсткийхарактер; неизбираемость – возможность для определённых должностных лицвыдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку сзанимаемого поста; несовместимость (запрещается одновременно занимать выборнуюи иную другую государственную должность); образовательный ценз (умение читать иписать на государственном языке, владеть государственным языком); избирательныйзалог (пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тоткандидат, кто внёс залог); кандидаты должны исповедовать определённую религию.Второй принцип избирательного права – это свободное участие в выборах, т.е.избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да,то в какой мере. Неучастие в выборах называется абсентеизмом, и оно может бытькак аполитичным – болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим –своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов. В некоторых странахпредусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принятьучастие в голосовании – Греция, Турция, Италия и др. Следующий принцип – эторавное избирательное право, законом установлены равные права, возможностипринимать участие и влиять на результаты выборов и одинаковые возможность бытьизбранными в соответствии с условиями закона. Нарушением этого принципаназывают плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, анекоторые – несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальныхвыборов, когда население делится на группы с неравным представительством,избирательной географии (при использовании этого приёма, администрация, стоящаяу власти, нарезает избирательные округа таким образом, чтобы победить хотя бы сминимальным перевесом в большинстве округов, а электорат другой или другихпартий сосредоточить с самым крупным перевесом в меньшинстве округов), когдаизбирательные округа нарезаются с неравным количеством населения. Существуютпрямы е непрямые выборы. Прямое, т.е. непосредственное право избирать иизбираться непосредственно в выборный орган или выборную должность, косвенное,т.е. многостепенное – означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии,которая затем избирает выборный орган. Косвенные выборы – посредством ихпроизводится отбор кандидатов в состав выборного органа. Такой принцип кактайное голосование, когда исключается внешнее наблюдение и контроль заволеизъявлением избирателя. Как правило, нарушение этого принципа караетсязаконом.
Совокупностьлиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.
1.2 Сущность выборов
Сущность выборов– это определение партий и должностных лиц, которые в течение определённогосрока будут управлять государством, государственным образованием илиадминистративно-государственной единицей. Это средство реализации народногосуверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственнойдемократии.
В большинствестран свободные, честные, без фальсификации, регулярные выборы рассматриваютсякак один из важнейших принципов демократии. Во многих странах выборы положиликонец военным и авторитарным режимам, например, в Бразилии, Аргентине и т.д. Нои нередко выборы проходят в условиях авторитарных режимов. Даже иногдатоталитарные режимы практикуют регулярные выборы, которые так обставлены, чтопротивникам тоталитаризма одержать победу невозможно.
А с точкизрения мусульманского права, выборы как институт не заслуживают высокой оценки,хотя и используются в большинстве мусульманских стран. Даже сторонники ислама,стремящиеся следовать средневековому халифату времён Мухаммеда, утверждают, чтоиспользование этого института не может гарантировать избрание самых достойных.Поэтому они предпочитают институт аш-шура, т.е. совещание особо авторитетныхлиц при правительстве государства, эти лица не избираются, а выделяются срединаселения, становятся заметными благодаря их уму, военному опыту, иприглашаются правителем в свой совет. Единогласное мнение совета имеет особуюсилу, оно становится важнейшим источником права.
Что жекасается принципа выборности в условиях военных режимов, то он не отвергается,а военный, революционный совет, его лидер обещают провести выборы, как тольконаведётся порядок в стране. Эти выборы обычно отодвигаются на неопределённоевремя, и выборы не проводятся в течение десяти, а то и больше лет. Правда,иногда там проводятся местные
Выборы, новыборы президента или парламента связываются с переходом к гражданскомуправлению, обычно первым гражданским президентом бывает прежний лидер военногорежима.
В странахтоталитарного социализма выборы проводятся регулярно. Но при однопартийнойсистеме или при руководящей роли одной партии, при единственном кандидате наодно место или при двух-трёх кандидатах на одно место, но от одной партиивыборов, по существу не было. В Заире и других некоторых африканских странахвыборы иногда проходили так, что список кандидатов в парламент зачитывался насобраниях граждан крупных городов их мэрами и восклицания одобрения считалисьизбранием.
1.3 Активное и пассивноеизбирательное право
Различаютактивное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – этоправо избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всехпредложенных кандидатур. Пассивное избирательное право – это право бытьизбранным, например, в парламент, на должность президента, в орган местногосамоуправления. Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладатьпассивным. Так, например, гражданин США, достигший 18 лет, вправе участвовать ввыборах президента США, но быть избранным не может, так как для этогонеобходимо достичь 35- летнего возраста. Обратное соотношение активного ипассивного избирательного права не встречается: если гражданин обладаетпассивным избирательным правом, то он имеет и активное.

2. Избирательный процесс.Организация и порядок проведения выборов
Вообще,избирательный процесс – это урегулированная законом и другими социальныминормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке ипроведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. В зарубежныхстранах выборы проводятся в установленные законом сроки, например: впрезидентских республиках – через строго определённые промежутки времени (в США– в первый вторник ноября каждого чётного года); в парламентских республиках ипарламентских монархиях – по истечении срока полномочий представительного органа,т.е. происходят очередные выборы, а в случае досрочного роспуска парламентаглавой государства – внеочередные выборы, в случае отстранения, отставки,смерти депутата – дополнительные выборы. Сам избирательный процесс включаетнесколько стадий, одна из них назначение выборов.
2.1 Назначение выборов
Началомофициальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Датавыборов может быть установлена конституцией, например, в Коста-Рике выборыпрезидента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Такжедата выборов установлена конституцией в таких странах, как США, Латвия,Мексика. В конституциях может быть определена не дата, а условия выборов: онипроводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностноголица (в Болгарии, Польше, Чехии), а после роспуска представительного органа,например, в Великобритании через двадцать дней. Но и при этих условиях издаётсясоответствующий акт о точной дате выборов. Обычно выборы объявляются указомглавы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинаетсяизбирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования. Например,в Болгарии выбора президента назначаются парламентом, а выборы в парламент –президентом.
Далееизбирательная кампания проходит множество стадий, это и создание избирательныхокругов и избирательных участков, составление списков избирателей, формированиеизбирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.
Выборыпроводятся по избирательным округам.
Избирательныйокруг – это наиболее распространённая разновидность избирательных единиц (примногостепенных выборах такими единицами могут стать ниже стоящиепредставительные органы, при косвенных – избирательные коллегии). Избирательныйокруг объединяет избирателей определённой территории или коллектива для выбороводного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов повыборам в парламент обычно определяется законом, иногда правительством,специальными комиссиями, а по выборам в органы местного самоуправления – актамиэтих органов.
В зависимостиот характера представительства избирательные округа бывают территориальными ипроизводственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые –по месту работы. Производственные округа создавались в своё время в Польше инекоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Но толькопроизводственных округов не бывает, они всегда сочетаются в масштабе страны илиадминистративно-территориальной единицы с территориальными округами. Вотдельных странах округа создаются по этническому признаку, например, вСингапуре, Фиджи. Существует три вида территориальных округов: одномандатные,многомандатные, общегосударственные. Общегосударственные округа в зарубежныхстранах обычно называют национальными округами. От одномандатного округаизбирается один депутат в парламент или местный представительный орган, числовыдвинутых кандидатов может быть различным. От многомандатного округаизбираются два и более депутата, иногда даже более десяти. А национальный округможет включать всех депутатов парламента, так было в своё время в Конго, когдаизбирателям предлагался список кандидатов от единственной партии,соответствующий числу мест, но может создаваться и для избрания частидепутатов, как, например, в Венгрии. Остальные избираются по одномандатным имногомандатным округам.
Избирательныйокруг подразделяется обычно на избирательные участки, представляющиетерриториальный единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования.Избирательный участок – это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобывыразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов.Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах впарламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах,находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкиеизбирательные участки. Как правило, избирательный участок меньше избирательногоокруга, на территории округа располагается несколько, а иногда и многоизбирательных участок. Однако в больших населённых пунктах при выборах органовместного самоуправления участок может охватывать несколько избирательныхокругов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц. Поизбирательным участкам проводятся регистрация избирателей, они же являютсяосновной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партийпроводят непосредственную обработку избирателей.
Далееформируются избирательные органы – это обычно избирательные комиссии, внекоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданскийрегистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведаюторганизацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдениемизбирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательныеорганы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом – вУзбекистане, правительством – в Австрии, органами местного самоуправления(местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями(если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются какдолжностные лица.
Избирательныекомиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными,участковыми. Полномочия общегосударственной комиссии распространяется на всюстрану, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектахфедерации. Территориальные избирательные комиссии образуются вадминистративно-территориальных единицах. Окружные избирательные комиссииобразуются в избирательных округах, участковые – на пунктах голосования(участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своемуокругу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковойизбирательной комиссии – составление полного списка избирателей, проведениеголосования, подсчёт голосов. Победителя они не определяют, для этого своипротоколы они предоставляют в вышестоящую избирательную комиссию. Также все этикомиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдениемзаконности выборов, организация избирательной кампании и т.д.
Избирательныекомиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания),временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссиииногда, в странах тоталитарного социализма, бывают временными, образуемымитолько на период выборов, после подсчёта голосов, определения победителей ивыдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковыекомиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные комиссиибывают и постоянными, и временными. Центральная избирательная комиссиясоздаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже –верховным судом. Во многих странах центральная избирательная комиссия вкачестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерствовнутренних дел.
Помиморегистрации кандидатов, распределения выделенных бюджетных средств, подведенияитогов выборов, центральная избирательная комиссия издаёт инструкции,разъяснения и иные акты, которые могут иметь нормативное значение для местныхизбирательных комиссий при проведении избирательной кампании.
Участковыеизбирательные комиссии тоже формируются по-разному. Они могут состоять изслужащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительнымикомитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма).Во многих странах англосаксонского права нет участковых избирательный комиссий.
По общемуправилу, голосовать могут только лица, включённые в список избирателей. Лица,имеющие временные удостоверения на право голосования, например, в связи скомандировкой, заносятся в дополнительный список избирателей и только послеэтого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах нет списка избирателей,достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, чтоизбиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность,избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который окрашиваетсяспециальной краской.
Присоставлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательнымикомиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются дваспособа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствиеобязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии иличиновнику-регистратору. При необязательной регистрации чиновник не включаетавтоматически избирателя в список, он делает это только по инициативепоследнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, еслихочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрацииизбиратель автоматически включается в список, регистратор обязан разыскать всехлиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Таким лицам,потом выдаётся специальная карточка избирателя. Списки бывают либо постоянными,либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторыхситуациях получить удостоверенение на право голосования, чтобы в случае отъездапроголосовать в другом избирательном участке.
2.2 Выдвижение ирегистрация кандидатов
Обычно овозможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное ихвыдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов,указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. Способывыдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявлениякандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписямиустановленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е.официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписаннойопределённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай –праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественнымобъединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей(Индия, Канада, Нидерланды). Эти способы во многих странах комбинируются.Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединениемграждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признанынациональными, даются некоторые преимущества: они, в частности, не должныпредставлять подписи избирателей в поддержку кандидатов. Во многих странахзакон не разрешает, чтобы на одно место баллотировался один кандидат, в такомслучае нет выбора.
Послерегистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получаетфинансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства.Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, всоответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности илидепутатского мандата.
2.3 Предвыборная агитация
Онаначинается в большинстве стран после регистрации кандидата или опубликования ихсписка, и им официально разрешается вести предвыборную агитацию. Только вотдельных странах (Румыния) это разрешается со дня объявления даты голосованияили с определённой даты до дня голосования. Законодательство зарубежных странпо-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жёстко,в других – мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации,запрещая все другие. Также закон регулирует начало и время окончания предвыборнойагитации, в некоторых странах даже определяется место расклейки афиш. Наиболеедетально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. Вцелях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие впредвыборной агитации определённых должностных лиц, органов местногосамоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса. Обычнозапрещается агитация в воинских частях, в общественном транспорте, она недолжна мешать деятельности государственных органов, запрещается вторгаться вличную жизнь граждан и кандидатов. Закон устанавливает предел финансовых затратна ведение избирательной кампании. Нередко государство выделяет из бюджетаопределённую сумму кандидатам или выдвигающим их партиям на избирательныерасходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чащеона зависит от числа собранных партией голосов и выдаётся партиям после выборовв качестве возмещения избирательных расходов.
2.4 Голосование и определениерезультатов выборов
Голосование –подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но внекоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия),по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей занеграмотных и больных). Голосование может быть очным, когда сам избирательявляется в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда еговолю реализуют другие лица. В большинстве стран голосуют бюллетенями. Онибывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаютсяпартиями – Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют дляголосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия). В оченьредких случаях признаётся действительным и обычный лист бумаги, куда избирательвписал фамилии кандидатов собственноручно. Голосуя, избиратель можетвычёркивать нежелательных кандидатов, но такой способ используется редко.Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата,за которого голосует.
Принеобязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и неучитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистрированныеизбиратели, независимо от того, какая система избирательных списков существует.Вовсе не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать.Лишь в странах тоталитарного социализма публикуются данные чуть ли не остопроцентной явке. В таких странах никаких наказаний в случае неявки непредусматривалось, но применялись разные формы идеологического давления. Такиеметоды и сейчас используются в этой группе стран. Для привлечения избирателей кголосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: это проведениегосударственными органами разъяснительной работы о необходимости участияграждан в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Еслиустановленный законом процент участия граждан в голосовании не будет достигнут,необходимо проводить повторные выборы или повторное голосование, что отвлекаетот других дел и требует много сил. Также закон устанавливает сравнительнонизкий процент участия граждан в голосовании для признания выборовсостоявшимися. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называетсяабсентеизмом. Законы многих стран устанавливают обязательность голосования,рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и какюридическую обязанность. Такой порядок существует в Греции, Австрии, Италии,Турции и т.д. В качестве наказания принимается общественное порицание. Занеявку на выборы суд может лишить на определённое время избирательных прав, всвязи с чем такое лицо теряет право занимать должность на государственной илимуниципальной службе. В соответствии с законом возможен штраф, налагаемыйсудом, например, в Египте, в Турции. Самое серьёзное наказание – тюремноезаключение до нескольких месяцев (в прошлом в Пакистане). Но штрафы и другиеформы наказания не распространяются на лиц, для которых участие в голосованииявляется факультативным.

3. Избирательные системызарубежных стран
 
3.1 Понятие и видыизбирательных систем
Избирательнаясистема понимается в двух смыслах: широком и узком. Избирательная система вшироком смысле – это совокупность общественных отношений как урегулированных,так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органызаконодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система вузком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатамив зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательные системыразличаются, прежде всего, по способам определения результатов выборов. Первыйподсчёт голосов проводится на избирательных участках, где в час, указанный взаконе о выборах, вскрываются избирательные урны, и участковая избирательнаякомиссия суммирует данные бюллетеней. Эти данные фиксируются в протоколе,который посылается в вышестоящую избирательную комиссию. Все такие комиссии,кроме участковых, суммирует данные протоколов и определяет результат выборов поизбирательному округу или в целом по стране. Контроль за ходом подсчёта голосовосуществляют кандидаты, их представители, уполномоченные общественныхорганизаций, пресса, представители других средств СМИ. Процедура определенияпобедителей зависит от той избирательной системы, которая принимается в даннойстране. В зависимости от деталей различают множество избирательных систем. Ноесли исходить из принципиальных различий, то всё это многообразие можно свестик двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной, а также смешанной.
3.2 Мажоритарная избирательная система
 
Название этойсистемы происходит от французского слова «мажорите», что значит «большинство».То есть, в её основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат илинесколько кандидатов, принадлежащих к одному и тому же списку партии,получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другимипартиями (партийными списками). Эта система проста, но часто несправедлива:пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Различают три вида мажоритарнойсистемы: относительного большинства, абсолютного большинства,квалифицированного большинства.
Примажоритарной системе относительно большинства избранным считается тот кандидат(или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из егопротивников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия).Эта система имеет положительные стороны: она исключает обременительный дляизбирателей и дорогостоящий второй тур выборов, даёт неплохие результаты придвухпартийной системе, когда соперников-кандидатов только два. А когдакандидатов много и голосам избирателей расплываются между ними, эта системакоренным образом искажает волю избирательного корпуса. При этой системе обычноне устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
Примажоритарной системе абсолютного большинства для избрания требуется абсолютноебольшинство поданных за кандидата голосов (50% +1). Эта система критикуется занерезультативность (Франция). При такой системе обычно устанавливается нижнийпорог участия избирателей в голосовании. При данной системе также бывает второйтур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо двекандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов; либо все кандидатуры,получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избраннымсчитается кандидат, который получит относительное большинство голосов посравнению с другими.
Примажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считаетсякандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, котороеустанавливается законом (большее абсолютного), например, в Чили. Процентголосов избирателей при такой системе может быть установлен не от числа проголосовавших,а от числа всех зарегистрированных избирателей.
Наряду сэтими тремя системами используются также разновидности мажоритарной системы:система единственного непередаваемого голоса, кумулятивный вотум. Системаединственного непередаваемого или непреходящего голоса (полупропорциональная) –когда в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только заодного кандидата, а не за список кандидатов (Япония). При этом избраннымсчитаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. действуетпринцип мажоритарной системы относительного большинства. При кумулятивномвотуме (в переводе от латинского «скопление») каждый избиратель вмногомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатови распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдатьнескольким кандидатам по одному голосу, либо одному – все голоса (Бавария).Избиратель может также, если это разрешает закон, применить панашаж, т.е.проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не напартийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата.Результаты здесь также определяются по принципу относительного большинства.
3.3 Пропорциональнаяизбирательная система
Эта системастроится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности междуполученными голосами и завоёванными мандатами. Она может быть применена вмногомандатных и общегосударственных избирательных округах. В одномандатномокруге её применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить междуразличными кандидатами или партийными системами. Главное в пропорциональнойсистеме – не установление большинства голосов, хотя, конечно подсчёт голосовнеобходим, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра).Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избранияхотя бы одного кандидата. Способы: естественная квота и искусственная квота.Самый простой метод вычисления квоты – определение так называемой естественнойквоты, вычисление квоты по методу Хэйра. Данный способ применяется в настоящеевремя в Румынии, Эстонии. При котором общее количество поданных по округуголосов делятся на число депутатских мест по данному округу. В некоторыхстранах система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов)прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, авозможность распределить сразу больше мест увеличивается. Результат, которыйполучается при этом, называется искусственной квотой, а способ вычисления –системой Хагенбаха – Бишоффа.
Наряду свычислением естественной и искусственной квоты используются и другие способывычисления квоты, но в общем все они сводятся к системе поисков квоты методомделителей. Более широкое распространение среди таких методов получил метод,предложенный математиком д’Ондтом. При этом методе вычисления квоты голоса,полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целыхчисел, начиная с единицы, — делителей.
Припропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этомслучае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определённыйпроцент голосов (например, не менее 17% в Греции). Расчёт избирательной квотыдля второго тура производится уже по-новому: исходя из числа оставшихсянезамещенных мест. При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один онподаёт за конкретного кандидата по округу, второй – за ту или иную партию пообщегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарнойсистеме, вторые – по пропорциональной.
Дополнительныеправила распределения мандатов при пропорциональной системе: их несколько, ноиногда их комбинируют. Первое правило – правило наибольшего остатка, прикотором нераспределённые по квоте места получают по очереди партии, у которыхнаибольшие остатки голосов. Второе – правило наибольшего избирательного числа,по нему места нераспределённые по квоте, передаются по очереди в виде премиитем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. Следующее правило –правило суммирования – суммируются все остатки голосов партий по отдельнымвзятым округам и нераспределённое число мест в целом по стране, и затемвычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются междупартиями оставшиеся места.
Правилопреодоления заградительного барьера – нераспределённые мандаты партий, непреодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели,пропорционально числу голосов, собранных этими партиями.
Но искажатьпропорциональную систему могут различные приёмы:
Приёмпанашаж, т.е право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийныхсписков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества тогоили иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия).
Следующийприём – это приём соединения списков или блокирование – когда партии блокавыступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общийсписок получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество междусобой.
Приёмзаградительного пункта – (заградительного барьера) – установленный в законеминимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии вцелом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Он используется длясоздания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нём мелкихгруппировок.
Разновидностьюпропорциональной системы является система единственного передаваемого(переходящего) голоса – когда избиратель имеет лишь один голос, но этот голосон может использовать не для голосования за партийный список, а только дляпреференциального (предпочтительного) голосования за одну их кандидатур любогопартийного списка кандидатов.
Пропорциональнаясистема представительства может применяться наряду или совместно смажоритарными системами. Если пропорциональная система не искажена дополнениямии поправками, даёт относительно верное отражение в представительном органедействительного соотношения политических сил.