Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М.Московский государственный университет печати1. Прибыль и себестоимость1.1. ПрибыльЭкономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями. Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль. В дальнейшем мы будем иметь в виду, как правило, полную и чистую прибыль.Полная (валовая, балансовая) прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.В свою очередь, добавленная стоимость – часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей.1.2. СебестоимостьВ самом общем виде себестоимость – это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию.Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.2. Структура себестоимости издательской продукции2.1. Состав себестоимости издательской продукцииВ состав себестоимости издательской продукции входят:расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы;редакционные расходы (расходы на обработку и оформление авторских оригиналов, их подготовку к изданию);расходы на бумагу и переплетные материалы;расходы на типографские работы;общеиздательские расходы;коммерческие расходы.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукцииСредняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:авторский гонорар – 15%;редакционные расходы – 10%;расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы – 55%;общеиздательские расходы – 15%;коммерческие расходы – 5%.И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции3.1. Объем и оформление изданияСуществует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий.Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом:по проценту от продажной (отпускной) цены издательства;по фиксированной ставке за авторский лист.В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах.Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема – в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания.Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания.Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания.3.2. Тираж изданияТираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные.Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется.Переменные расходы – расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется.Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов – расходы на рекламу, повышение квалификации сотрудников, исследования и иные подобные цели – при необходимости могут быть снижены.3.3. Маржинальный доходМожно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», который означает разность между выручкой и переменными расходами.Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы: ПоказательВариант изданияIIIIIIТираж, тыс. экз.51020Постоянные расходы, руб.20 00020 00020 000Переменные расходы на 1 экз./руб.101010Переменные расходы всего, руб.50 000100 000200 000Цена 1 экз., руб.151515Маржинальный доход на 1 экз./руб.555Маржинальный доход всего, руб.25 00050 000100 000Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб.+ 5 000+ 30 000+ 80 000Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства.
Похожие работы
Информационные поводы и формирование медиаповестки дня в СМИ
Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедры журналистикиПермского государственного университета, преподаватель Уральской академиигосударственной службы. СМИв принципе не способны в полной мере исполнять свою часто декларируемуюсоциальную миссию —…
Ароматизированные лаки
Сложнопредставить окружающий нас мир свободным от ароматов. Это, своего рода, жизнь в«капсуле». Ничего хорошего, не правда ли? Ощущение же запахов добавляет одно изнаиболее значимых измерений…
3D печать. История развития
В середине 1990-х годов конкуренция в мировой экономике достигла столь высокого уровня, что потребители начали буквально диктовать свои условия производителям. Такие одинаковые вещи как машины…