Издержки обращения и их анализ на примере ООО Универсам

–PAGE_BREAK–
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ООО «УНИВЕРСАМ»
ООО «Универсам» является универсальным магазином по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Местонахождение ООО «Универсам»: Российская Федерация, Владимирская область, г. Собинка,  ул.Гоголя, 40-а

ООО «Универсам» обслуживает г. Собинка. Магазин имеет постоянный устойчивый поток покупателей, что обеспечивает стабильную работу предприятия. Покупателями товаров универсама являются жители близлежащих домов, а также жители г. Собинка и ближайших сельских поселений Собинского района. Необходимо отметить, что товар, реализуемый в универсаме, не носит какой-либо характерной ориентации на определённые слои населения, т.е. покупателями являются люди различного возраста и с различным уровнем дохода.

В г. Собинкаосуществляют свою деятельность несколько торговых предприятий, с которыми универсам ООО «Универсам» конкурирует.

Конкурентоспособность универсама  на рынке обеспечивается следующими факторами:

Ø           технологической оснащённостью;

Ø           наличием собственного производства;

Ø           высокой квалификацией специалистов;

Режим работы предприятия: с  7до 23 часа без перерыва на обед и выходные.

Магазин располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании. Общая площадь составляет 2648 кв.м., в том числе торговая – 936 кв.м. Универсам оснащён современным торгово-технологическим оборудованием, приобретённым в 2005 году у итальянской фирмы «АРИЭТ».

ООО «Универсам»  обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы. В конце 2008 года на предприятии работало 118 человек. Из них – 18 человек (15,3%) имеют высшее образование, 52 человек (44%) –среднее специальное. (см.Приложение 1)

В настоящее время ООО «Универсам» с коллективной формой собственности является юридическим лицом, состоит на хозрасчёте, имеет самостоятельный баланс.

ООО «Универсам»  создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, извлечения прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива. Для достижения указанной цели общество осуществляет:

1.            торгово-закупочную деятельность;

2.            производство собственной продукции и товаров народного потребления;

3.            внешнеэкономическую деятельность;

4.            благотворительную деятельность.

Общество вправе заниматься любой иной деятельностью, не запрещённой действующим законодательством.

Органами управления общества являются: Собрание акционеров, Правление и дирекция.

Высший орган управления общества – Общее собрание акционеров. К его компетенции относится решение таких вопросов как изменение и дополнение Устава, изменение Уставного фонда; определение организационной структуры; определение основных направлений деятельности; утверждение годовых отчётов о деятельности общества, утверждение бизнес-плана на год и другие вопросы.

Очередное собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. Общее собрание акционеров признаётся правомочным, если на нём присутствуют участники, обладающие не менее 70% голосов.

Руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров осуществляет Правление. Правление избирается Общим собранием акционеров в составе 5 человек сроком на 1 год. Правление организует выполнение решений собрания участников; нанимает директора; осуществляет контроль за деятельностью директора; привлекает аудиторов. Работой Правления руководит избираемый Общим собранием акционеров Председатель Правления.

Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Директор назначается решением Собрания акционеров путём голосования и действует на основании контракта, заключённого сроком на 5 лет. Он подотчётен по всем вопросам своей деятельности Собранию акционеров и Правлению.

Контроль за хозяйственной деятельностью общества, его предприятий, филиалов, а также директора возлагается на ревизионную комиссию, избираемую в составе 3 человек сроком на 1 год. Ревизионная комиссия даёт заключение по годовым отчётам и балансам. Без её заключения Собрание акционеров не вправе утверждать баланс.

Собрание акционеров

Правление

Директор

Заместители директора

Экономист     Отдел кадров     Бухгалтерия     Администратор

Торговые работники и

вспомогательный персонал

Рисунок 2.1.Схема управления предприятием
Величина Уставного фонда, полностью сформированного на момент его регистрации, составляет 6417300000 руб. Уставный фонд разделён на 46938 именные акции и 17235 простые акции стоимостью 100000 руб.

Имущество ООО «Универсам» составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена в балансе общества.

К источникам формирования капитала предприятия относятся доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности; безвозмездные или благотворительные взносы; пожертвования организаций, предприятий, физических лиц; иные источники.

В состав ООО «Универсам»  входят:

–              магазин самообслуживания, осуществляющий торговлю продуктами питания, а также хозяйственными и промышленными товарами;

–              цех мясных полуфабрикатов;

–              кулинарный цех;

–              пивной ларёк;

–              киоск мелкой розницы.

На предприятии заключён коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом, представляющим интересы трудового коллектива. Данный коллективный договор имеет нормативно-обязательную силу для всех структурных подразделений и работников предприятия.

Для оплаты труда на предприятии используется повременно-премиальная форма оплаты. Для продавцов мелкой розницы, приёмщиков посуды применяется сдельная форма оплаты. В качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда используются тарифные разряды и коэффициенты, предусмотренные единой тарифной сеткой работников РФ, с установлением самостоятельно тарифной ставки первого разряда. С января 2008 года введена новая форма оплаты труда, согласно которой фонд оплаты труда установлен в % к валовому доходу и составляет 24%.

В качестве основных поставщиков продуктов питания для универсама   выбраны крупные предприятия Российской Федерации и Владимирской области. Так, основными поставщиками являются:

молока и молочных продуктов –ОАО «Компания ЮНИМИЛК», ЗАО «ОПОЛЬЕ»;

хлеба и хлебобулочных изделий – ОАО «Владимирский хлебокомбинат»;

мяса и колбас – ООО «Колбасный мир», Компания «Делко», «Юрьевецкая птицефабрика»;

кондитерских изделий – ОАО «Рот Фронт», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Бабаевский», ОАО «КАМЕШКИ», ООО «Город Сладостей»;

алкогольных напитков –ОАО «Владалко», ОАО ЛВЗ «Александровский», ОАО ЛВЗ «Муромский», ООО «Просто-Р компания»;

пива – Лакинский Пивзавод, Владимирский Пивзавод, ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“,ЗАО МПБК „Очаково“, ООО „Просто-Р компания“;

безалкогольных напитков – ООО „Нексус“, ОАО „Пивоваренная компания “Балтика»,ЗАО МПБК «Очаково», ООО «Просто-Р компания».

С этими поставщиками связи налажены уже давно, и предприятие сотрудничает постоянно. Это соответственно приносит свои выгоды: магазин со многими из них работает на льготных условиях. Однако, товарных фондов, выделяемых промышленными предприятиями, не всегда хватает для бесперебойной торговли, что приводит к узости ассортимента и, соответственно, к понижению качества торгового обслуживания покупателей.

Эффективность функционирования торгового предприятия на рынке можно определить по основным показателям торгово-хозяйственной деятельности (табл.2.1).

Из таблицы 2.1 видно, что товарооборот увеличился в 3,5 раза или на 635392 тыс. руб. Однако рост мог быть больше, что объясняется многими причинами. Одной из них является дефицит  отдельных видов товаров. Так, в течение года с перебоями производилась торговля вареными колбасами, которые пользуются повышенным спросом. Снижение реализации данного товара произошло в связи с тем, что мясокомбинаты не производили в достаточном количестве своей продукции, руководствуясь нерентабельностью её производства. Реализация молочной продукции также производилась с перебоями, так как заявки не выполнялись полностью.  Поставщики объясняли это недостатком сырья для производства молочной продукции. Почти всё время в продаже отсутствовали сыры сычужные.

Таблица 2.1.Анализ основных показателей торгово-хозяйственной  деятельности  ООО «Универсам» за 2007-2008 годы

Показатели

ед.изм.

9
мес.

2007

9 мес.

2008

Изменение, (+,-)

2008 год в % к 2007

1. Товарооборот в действующих ценах

тыс.руб.

252328

887720

635392

351,8

2. Валовой доход

тыс.руб.

42086

147572

105486

350,6

в % к товарообороту

%

16,7

16,6

-0,1

99,7

3. Налоги и отчисления от валового дохода

тыс.руб.

9559

34137

24578

357,1

в % к товарообороту

%

3,788

3,845

0,057

101,5

4. Издержки обращения

тыс.руб.

30482

109467

78985

359,1

в % к товарообороту

%

12,1

12,3

0,2

101,7

5. Прибыль от реализации

тыс.руб.

2045

3968

1923

194,0

в % к товарообороту

%

0,8

0,4

-0,4

50,0

6. Сальдо внереализацион-ных доходов и расходов

тыс.руб.

3021

13984

10963

462,9

7. Балансовая прибыль

тыс.руб.

5066

18822

13756

371,5

в % к товарообороту

%

2,0

2,1

0,1

105

8. Общая площадь

кв.м.

2648

2648

100,0

в т.ч. торговая

кв.м.

936

936

100,0

9. Среднесписочная численность

чел.

139

144

5

103,6

10. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в действующих ценах

тыс.руб.

219

771

552

351,8

11. Производительность труда в действующих ценах

тыс.руб.

1815

6165

4349

339,6
    продолжение
–PAGE_BREAK–