Издержки производства 18

–PAGE_BREAK–
Выделение таких видов себестоимости как индивидуальная и среднеотраслевая позволяет создать базу для определения отпускных цен (оптовых). Совокупность затрат отдельного предприятия на производство и реализацию продукции составляет индивидуальную себестоимость. Среднеотраслевая себестоимость характеризует затраты на производство данной продукции в среднем по отрасли.

 

2.3.Управление затратами. Методы снижения себестоимости
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед руководством предприятий, – эффективное управление производственными затратами. В настоящее время существуют отраслевые положения по учету затрат, учебники по планированию и анализу затрат. Однако препятствием на пути использования, накопленного в этой области потенциала, остается значительная трудоемкость расчетов себестоимости производства и, как следствие, низкая оперативность получения требуемых данных. Это серьезно ограничивает возможности принятия быстрых и оптимальных решений в условиях высокой динамики цен при изменениях рыночной конъюнктуры.

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.

Система управления затратами на производство предполагает:

— нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат и продукции, по центрам затрат и ответственности;

— учет затрат на производство;

— контроль за отклонениями в затратах;

— анализ затрат на производство — оперативный, текущий (годовой), перспективный;

— регулирование затрат и принятие решений.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Для решения проблемы снижения себестоимости нужно снизить издержки. На предприятие, должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства продукции и реализации продукции.

1) Комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырьё, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшения качества продукции и снижение процента брака); Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

2) Мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объёмов производства;

3) Мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации обслуживающего персонала; применение ускоренной амортизации);

4) Мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшения условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда);

5) Мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой);

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
3.Цена товара
3.1 Цена как экономическая категория
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
3.2. Цена, из чего она слагается.
Цена — это денежное выражение стоимости товара. В основе цены лежит стоимость товара, т. е. общественно необходимые затраты на его производство. Однако это не означает, что цена каждого отдель­ного товара должна обязательно равняться его стоимости. Цена мо­жет отклоняться от стоимости. Колебания цен вокруг стоимости есть проявление стихийного действия закона стоимости. Основные виды публикуемых и рассчитываемых цен:

Справочные цены — в основном цены продавца или усредненные цены по фактическим сделкам, публикуемые в печати, специаль­ных бюллетенях и экспортных прейскурантах. Уровень реальных цен, как правило, оказывается ниже справочных.

Базисные цены — устанавливаются соглашениями или прейску­рантами на товары, выпускаемые серийно, или на товары наиболее известных марок.

Договорные цены — устанавливаются в договорном порядке меж­ду продавцом и покупателем

Свободные (рыночные) оптовые цены на продукцию производ­ственно-технического назначения — устанавливаются изготовите­лями по согласованию с потребителями и применяются с учетом налога на добавленную стоимость и себестоимости при расчетах из­готовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том чис­ле с посредниками.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговле независимо от того, кто покупатель товара — на­селение, предприятия общественного питания и др.

Розничные цены являются свободными, т. е. складываются пол влиянием соотношения спроса и предложения. В основе розничных цен лежат цены оптовые, цены приобретения товаров предприятия­ми и организациями розничной торговли. К ценам оптовым пред­приятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения (затра­ты на содержание магазинов, хранение и расфасовку товаров, зара­ботную плату продавцом и т. д.) и обеспечивается определенная прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятия­ми розничной торговли самостоятельно, за исключением отдель­ных, преимущественно продовольственных товаров, по которым торговые наценки регулируются местными органами власти, хлеба, молока, картофеля и др. Существуют предельные размеры торговых надбавок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе. В состав торговой надбавки входит налог на добавленную сто­имость.

Непрерывный рост розничных цен отрицательно сказывается на жизненном уровне преобладающей части российского населения.

Сопоставимые цены — цены, используемые для измерения ди­намики физического объема продукции, товарооборота и др. сто­имостных показателей.

Сопоставимые цены в основном элиминируют (устраняют) вли­яние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных пока­зателей. При использовании сопоставимых цен объем произведен­ной продукции, реализованных товаров разных лет оценивается в одних и тех же, одинаковых для этих лет ценах. Применение сопос­тавимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров, осо­бенно в условиях инфляции, непрерывного роста цен.

Реализация в сопоставимых ценах рассчитывается следующим образом:

Оборот в сопоставимых ценах = Фактический (отчетный) оборот в действующих ценах / Индекс цены

Государственные регулируемые цены (тарифы) устанавливаются государственными органами управления для организаций, незави­симо от форм собственности, только на ограниченный круг про­дукции производственно-технического назначения и услуги.

Свободные (отпускные) цены — устанавливаются (с учетом нало­га на добавленную стоимость и себестоимости) изготовителями товаров по согласованию с розничными торговыми и другими пред­приятиями, реализующими товары населению, внерыночным по­требителям, а также посредникам.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или до­лях единицы, представляет собой структуру цены.

Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых по­средников будет существовать соответствующее количество однотипных эле­ментов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посред­ника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены произво­димой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выби­рается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели пред­приятия.

В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с це­ной предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприя­тие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может уве­личить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производ­ства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены боль­шой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.
3.3. Методы установления цены на товар
      Итак, условие превышения цены товара над его себестоимостью  является

необходимым   условием   производства.   Но   стратегий  непосредственного

определения цены несколько. Наиболее распространенными являются следующие методы     установления цен товаров:

     •     на основе издержек производства;

     •     по доходу на капитал;

     •     с ориентацией на спрос;

     •     по уровню текущих цен.

     Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда  его называют  метод  надбавок)  широко  используется  в  предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию  на  производство  и  в  меньшей степени — на рыночный спрос. Встречаются две разновидности этого метода:

     • с использованием полных издержек производства;

     • с использованием предельных издержек производства.

 1.  Метод  полных  издержек.  Расчет  цены  этим  методом  основан  на

разделении  издержек  производства  на  постоянные  и  переменные.  Сущность метода — к полной сумме затрат прибавляют  надбавку,  соответствующую  норме прибыли, принятую в данной отрасли или равную желаемому доходу от оборота.

       Этот  метод   получил   широкое   распространение   благодаря   своим

 преимуществам:

— во-первых, создаются условия для покрытия  всех  затрат  и  получение

 нормальной прибыли;

  — во-вторых, фирма, как правило, имеет полную информацию  о  собственных издержках и гораздо меньше о спросе на свой товар на рынке,  следовательно,  при принятии ценового решения она опирается на калькуляцию издержек;

  — в-третьих, в том случае, если все предприятия  отрасли  ‘используют  в

 ценообразовании этот метод,  то  цены  предприятий  на  продукцию   отрасли примерно одинаковы, а ценовая конкуренция сведена к минимуму;

  — в-четвертых, большинство участников рынка сходятся во мнении, что  при

этом  методе  соблюдаются  интересы   производителей   и   потребителей,   а

следовательно,  метод  полных  издержек  является  наиболее  обоснованным  и справедливым.

     Модель определения цены этим методом имеет вид:

                            Р= С х (1 + Rс),

     где Р  — цена изделия;

        С — издержки производства;

        Rс — рентабельность продукции к затратам, %.

         На практике при выборе уровня рентабельности предприятие использует:

     • единую ставку, рассчитанную по отношению к  общей  сумме  затрат  на

производство продукции;

     • единую ставку, рассчитанную по отношению к переменным затратам (чаще к  сумме  заработной  платы  и   стоимости   материалов,   необходимых   для производства продукции). Недостатки этого метода:

     •   не принимается в расчет эластичность спроса на товар;

     •   снижаются   ощущения   конкурентной   борьбы   и,   следовательно,

утрачиваются стимулы к минимизации затрат.

     2. Метод предельных издержек.

     Сущность метода заключается  в  том,  что  к  переменным  затратам  на

единицу  данного  изделия  прибавляется   сумма,   покрывающая   затраты   и

обеспечивающая достаточную норму прибыли:

                            Р = МС + MCxR/100

     где Р — цена изделия;

      МС — предельные издержки производства;

      R — рентабельность продукции, %.

      Преимущество  метода  состоит  в  том,   что   обеспечиваются   полное

возмещение постоянных затрат и максимизация прибыли. Его  использование  на практике  связано  с  делением  затрат  (на  постоянные  и  переменные)   и необходимостью их расчета в связи  с  переходом  на  международную  систему финансовой отчетности на предприятиях.

      При выборе уровня рентабельности кроме  уже  приведенных  выше  ставок используют норму прибыли на вложенный капитал.

       Метод дохода на капитал также базируется  на  издержках  производства

продукции, а также на получении запланированного  дохода  на  капитал.  Так, американская компания General Motors широко использует этот  метод  в  своей ценовой практике, он обеспечивает доход на капитал в размере 15 — 20%.

     Метод основан на том, что к суммарным затратам  на  единицу  продукции

добавляется процент на  вложенный  капитал.  При  применении  этого  метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле рентабельность-    норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса + сумма постоянных затрат продукции   количество единиц реализуемой продукции х переменные затраты на единицу продукции

Основные преимущества этого метода  заключаются  в  возможности  учета

платности финансовых ресурсов, необходимых  для  производства  и  реализации продукции. Однако  в  период  инфляции  ставки  процентов  за  кредит  имеют высокую степень  неопределенности,  что  в  значительной  степени  усложняет использование этого метода.    продолжение
–PAGE_BREAK–