Издержки производства и реализации

1. Издержкипроизводства и реализации.
Затраты,издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Ихуровень во многом определяет величину прибыли и рентабельность предприятия,эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затратявляются одними из основных направлений совершенствования экономическойдеятельности каждого предприятия, определяющих его конкурентоспособность,надежность и финансовую устойчивость.
С позиций обществаиздержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленноготруда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественныхпредприятий состоят из собственных денежных расходов, а издержки зарубежныхфирм включают часть нормативной прибыли.
Понятие затратпредприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения.Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства являетсяопределяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии сним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируетсясебестоимость продукции, определяются источники финансирования.
Затраты на производство иреализацию продукции (работ, услуг), представляют собой расходы предприятия,выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессепроизводства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии,труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитальногохарактера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровенькоторой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а такжедругие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Различают издержкиэкономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются всевиды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов:внешних (явных или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешниеиздержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплатусырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Этагруппа издержек составляет бухгалтерские издержки: соответствующие затратамнаших отечественных предприятия. Внутренние издержки фирм имеют неявный,имплицитных характер. Они отражают использование в производстве ресурсовпринадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда,нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. Вобобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход насобственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределахнормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены вбанк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль ( она включаетзаработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал понайму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, нев денежной форме, что позволяет включить их в экономические издержки. Отсюда
Экономические   = Имлицитные     +    Бухгалтерские
Издержки                издержки                  издержки
Понятие « экономические»издержки является общепринятыми оно применяется в теории микро экономики, вплановых расчетах, анализе состава, структуры  и выявления резервов сниженияиздержек, в обосновании уровня цен на продукцию и др. Бухгалтерские издержкиисчисляются в практической деятельности фирм при расчете реальной суммы затрат,определении налогооблагаемой прибыли и т.п.
Себестоимость продукции(работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессепроизводства природных ресурсов, трудовых ресурсов, а также других затрат на еепроизводство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат,имеющих производственный, накопительный характер, обеспечивающих процесспростого воспроизводства предприятия. Себестоимость является экономическойформой перемещения потребляемых факторов производства.
Затраты, образующиесебестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды,амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется подвлиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемыхматериально-сырьевых ресурсов, технико- экономических особенностейпроизводства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбытапродукции и т.д.
Материальные затратызанимают основную долю в себестоимости продукции. Их состав входят: сырье,основные материальные покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия,вспомогательные материалы, топливо, энергия, тара, упаковочные материалы,инструмент, запасные части, спецодежда и пр.
Затраты на оплату трудаотражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Затратысостоят из заработной платы основного производственного персонала, а также несостоящих в штате работников. Оплата труда включает: заработную плату,исчисляемую расценками, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии ссистемами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции,выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственныерезультаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатнопредоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет и другиерасходы.
Отчисления на социальныенужды представляют собой форму перераспределения национального дохода нафинансирование общественных потребностей. Удельный вес отчислений в общемобъеме затрат связан с уровнем затрат на оплату труда.
1. Отчисления в Фондсоциального страхования Российской Федерации. Тариф страховых взносовустановлен в размере 4,5% по отношению к начисленной оплате труда по всемоснованиям. Эти взносы формируют в основном бюджеты профсоюзных организаций изкоторых оплачиваются больничные листы, путевки в санатории, материальная помощьи другие социально-культурные нужды трудового коллектива и отдельныхработников.
2. Отчисления вПенсионный фонд Российской Федерации включаются в себестоимость продукцииорганизациями-работодателями в размере 28% ( в сельским хозяйстве-20,6%) отначисленного фонда оплаты труда. Индивидуальные предприниматели вносят в этотфонд 5% дохода, полученного от их деятельности, а работающие граждане – 1% отзаработной платы. Средства фонда используются на оплату всех видов пенсий ипособий пенсионерам и инвалидам.
3. Страховые взносыв Государственный фонд занятости населения Российской Федерации дляпредприятий-работодателей установлены в размере 1,5% от начисленного фондаоплаты труда. Средства фонда направляются на трудоустройство и помощь лицам,потерявшим работу.
4. Фондобязательного медицинского страхования формируется из взносов в размере 3,6% отначисленной оплаты труда.
Расчетсебестоимости единицы конкретного вида продукции или работ осуществляетсяпосредством калькулирования по установленным статьям затрат. Различаютплановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции.
Плановая калькуляцияотражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период.Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленныхнорм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства.Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемуюпредприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы.Фактическая калькуляция-это отчетная калькуляция, отражающая общую суммуфактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
В себестоимость продукциивключают все фактически произведенные затраты, что позволяет установить ихдостоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль ирентабельность.
Основными плановымиотчетными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукцииявляются:
*себестоимость единицыпродукции в рублях (тыс.руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетныхкалькуляций;
*затраты на рубльтоварной продукции, рассчитываемых как соотношение затрат на производство иреализацию продукции по объему выпуска товарной продукции в ценах реализации,показывающее величину затрат в каждом рублей товарной продукции;
*процент снижения затратпо сравнимой товарной продукции ( к сравнимой относится продукция, котораявыпускалась предприятием в предшествующем году).
Расчет себестоимостиобычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции.

2.Сущностьфранчайзинга.
По договорукоммерческой концессии (франчайзинга)  одна сторона (правообладатель) обязуетсяпредоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или безуказания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплексисключительных прав, принадлежащих правообладателю: в том числе право нафирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, наохраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договоромобъекты исключительных прав-товарный знак, знак обслуживания и т.д. ( ст.1027ГК). Договор регламентируется ст. 1027-1040 ГК.
Договоркоммерческой концессии является возмездным, взаимным и кон сенсуальным
Обязательнымпредметом договора является фирменное наименование и охраняемая коммерческаяинформация.
Договоркоммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительныхправ правообладателя в определенном объеме применительно к определенной сферепредпринимательской деятельности.
Сторонамидоговора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации ииндивидуальные предприниматели.
Пользователь,осуществляя предпринимательскую деятельность с применением исключительных прави совершая определенные сделки с потребителями, самостоятельно приобретаетправа и лично несет обязанности по сделке.
В договорекоммерческой концессии могут быть предусмотрены обязательства сторон незаключать аналогичных договоров с другими лицами, отказ пользователя от ведениясамостоятельной (вне договорной) деятельности на территории, указанной вдоговоре, с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав иотказ правообладателя от собственной аналогичной деятельности на этойтерритории. На пользователя может быть возложена обязанность не получать подоговорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентовправообладателя, а также согласовывать с правообладателем место расположениякоммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных подоговору исключительных прав, их внешнее и внутреннее оформление ( ст.1033 ГК).
Ничтожнымипризнаются условия договора, в силу которых правообладатель вправе определитьцену продажи товаров пользователем или цену работ (услуг), выполняемыхпользователем, а также условия, ограничивающие круг покупателей (заказчиков)пользователя в зависимости от принадлежности их к определенной категории илиместу нахождения (жительства) (ст.1033 ГК).
Предметдоговора- комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (т.е.должны быть, как минимум, полномочия на использование двух объектов, правовойрежим которых установлен в качестве исключительного). Существо исключительныхправ сводится к предоставлению их обладателям юридической монополии наиспользование охраняемых результатов творческой деятельности с одновременнойвозможностью устранения от такого использования всех третьих лиц.
Кисключительным правам по действующему законодательству относятся:
*права,вытекающие из патентов на изобретения;
*права,вытекающие из патентов на промышленные образцы;
*права,вытекающие из патентов на селекционные достижения;
*права,вытекающие из свидетельств на полезные модели;
*права,вытекающие из свидетельств на товарные знаки;
*права напринадлежащие правообладателю объекты авторского права, программы ЭВМ и базыданных;
*права напринадлежащие правообладателю топологии интегральных микросхем;
*права,вытекающие из договоров о предоставлении исключительных лицензий наиспользование соответствующего объекта;
*права наслужебную и коммерческую тайну;
*права,возникающие на основании регистрации фирменных наименований и/или коммерческихобозначений некоторых участников гражданского оборота.
Возможныситуации, когда правообладатель свое фирменное наименование или коммерческоеобозначение на то, которое в большей степени соответствует его имиджу. Такоеизменение затрагивает и интересы пользователя, поэтому закон устанавливает, чтодоговор коммерческой концессии действует и в отношении нового фирменногонаименования или коммерческого обозначения правообладателя. Если жепользователь не захочет применить свое право, он может потребовать расторжениядоговора и возмещения убытков, либо соразмерного уменьшения причитающегосяправообладателю вознаграждения.
Специфическойчертой предмета договора коммерческой концессии является возможность полученияпользователем от правообладателя в рамках комплекса договорных условий товаровопределенного вида ( п.2 ст.1027 ГК). В этом смысле пользователь можетрассматриваться как покупатель, осуществляющий посреднические функции междуправообладателем и конечными потребителями, но действующий не по классическойсхеме договора купли-продажи, а в рамках договора особого рода, предметкоторого носит комплексный характер.
Цена договоракоммерческой концессии является существенным его условием. Оценка стоимостипередаваемых исключительных прав зависит от множества факторов, основными изкоторых принято считать:
*затратывладельца исключительных прав на получение правовой охраны объектаинтеллектуальной собственности;
*затраты наразработку изобретения, промышленного образца, товарного знака и др.;
*затраты на рекламуобъекта интеллектуальной собственности;
*срокдействия охранного документа на момент оценки его стоимости;
*стоимость страхованияобъекта интеллектуальной собственности;
*уровеньправовой охраны объекта промышленной собственности (блок патентов, семействоаналогов, одиночный патент на базовое решение, одиночный патент наразвивающееся или второстепенное решение);
*издержки,понесенные владельцем исключительных прав или судебном разрешении конфликтныхситуаций, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности.
Сюда же можнодобавить и затраты, связанные с выбором места сбыта товаров, получениемсоответствующих разрешений от компетентных органов, надзором за сбытомпродукции, разработкой программ обучения персонала и обучением его, обеспечениемдокументацией и средствами труда и др.
Все множествофакторов, влияющих на цену договора, в конечном счете выражается винтегрированном критерии, именуемом вознаграждением. Его формы могут бытьсамыми различными. Наиболее распространенным способом расчетов справообладателем является выплата ему первоначального вознаграждения, котороевключает в себя дополнительные затраты. В течение действия срока договорапользователь, как правило, выплачивает правообладателю вознаграждение,начисляемое в процентах от запланированного объема деятельности, связанной сосбытом товаров ( работ, услуг).
Срок действиядоговора коммерческой концессии устанавливается по взаимному согласию сторон.Закон дозволяет заключать договор на определенный срок и без указания срока.При этом необходимо иметь в виду, что:
*патент наизобретение действует в течение 20 лет;
*патент напромышленный образец – в течение 10 лет;
*патент населекционное достижение – в зависимости от сорта культуры – до 35 лет;
*свидетельствона полезную модель – в течение 5 лет;
*регистрациятоварного знака – в течение 10 лет ( с возможностью неоднократного продлениядействия каждый раз на 10 лет);
*исключительноеправо на использование интегральных микросхем- в течение 10 лет;
*авторскоеправо, в том числе на программу для ЭВМ, в течение всей жизни автора и 50 летпосле его смерти;
*исключительноеправо на фирменное наименование- пока существует юридическое лицо.
Срок правовойохраны некоторых объектов исключительного права зависит от уплаты прогрессивно возрастающихпошлин. Неуплата пошлины влечет выдачу принудительной лицензии либоаннулирование охранного документа, в результате чего объект исключительногоправа становится общественным достоянием.
Последствиемпрекращения исключительного права может быть требование к правообладателю осоразмерном уменьшении причитающегося ему вознаграждения, а также требованиерасторжения договора и возмещения убытков (ст.1039,1040 ГК).
Сторонамидоговора являются правообладатель комплекса исключительных прав и пользователь.Ими могут выступать коммерческие организации (юридические лица) и граждане,зарегистрированные индивидуальными предпринимателями.
Договордолжен быть заключен в письменной форме, т.е. путем составления одногодокумента, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредствомпочтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи,позволяющей достоверно установить, что документ исходит от сторон по договору.Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность договора ( ст.1028 ГК).
Договор коммерческойконцессии подлежит регистрации в органе, осуществляющем регистрациюправообладателя на территории РФ. Если же правообладатель зарегистрированном виностранном государстве, надлежащим местом регистрации договора коммерческойконцессии считается орган, осуществляющий регистрацию пользователя натерритории РФ.
Несоблюдениетребования  регистрации влечет недействительность договора, однако стороны вотношениях с третьими лицами вправе ссылаться на договор лишь с момента егорегистрации. Если в предмет договора включены объекты, охраняемые всоответствии с патентным законодательством, то договор необходимозарегистрировать в патентном ведомстве РФ. Если договор коммерческой концессии,предметом которого являются объекты, охраняемые патентным законодательством РФ,заключен на территории иностранного государства, то для соблюдения процедурырегистрации в патентном ведомстве РФ требуется выписка из договора, завереннаяв порядке, установленном законодательством соответствующей страны.
3. Рассчитайтечистую прибыль предприятия по оказанию бытовых услуг, если полная себестоимостьоказанных услуг составляет 110.126.326 рублей уровень рентабельности 60%, налогна прибыль – 30%.
Уровеньрентабельности = прибыль: себестоимость
Прибыль =уровень рентабельности х себестоимость= 60% х 110.126.326 рублей: 100%=
Налог наприбыль = прибыль х 0.3 =
Чистаяприбыль = прибыль – налог на прибыль =

Литература :
Н.А.Сафронова Экономика предприятия Учебник М.2002
Н.М.Голованов Гражданко-правовые договоры учебное пособие М.2003
Гражданскийкодекс РФ Ч.2