Излишки потребителя и производителя, эластичность

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯРАБОТА
НАТЕМУ: «ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ»

Содержание
Введение
I. Излишки потребителя
1.1. Понятие излишек потребителя
1.2. Сумма излишек потребителя
1.3.Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительского излишка
II.Взаимодействие спроса и предложение. Эластичность
2.1.Предложение
2.2.Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие
2.3.Эластичность спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Введение
Теория предельнойполезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товарадалеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того,довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется«потребительской рентой», или «излишком» потребителя. Какова же его природа?Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве,что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежнойформе, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшейединицы больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицыпокупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нееплатит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.
Спрос — это формавыражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег,которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары[1].
Предложение — этосовокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут бытьдоставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля — вформе реализации спроса.
В курсовой работебудет изучена теория спроса и предложения, отметим, что она претерпелаопределенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии сдругими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. Первоначальнопредпринимались попытки обосновать положение, согласно которому ценапредопределяется исключительно соотношением спроса и предложения. Однако притаком подходе оставался открытым вопрос о субстанции цены при равенстве спросаи предложения. Кроме того, спрос и предложение, в свою очередь, зависят отрыночных цен. Чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены— тем больше спрос и меньше предложение. Поэтому на данном уровне обобщениявозникает заколдованный круг, где причина и следствие меняются местами: спрос ипредложение формируют цену, в то же время цена определяет соотношение междуспросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, ипредложения.
В дальнейшем спрос ипредложение стали рассматриваться в единстве с полезностью (предельнойполезностью) и издержками производства. В результате спрос получил существенноетеоретическое подкрепление для обоснования цен спроса на основе учетаполезности благ, а предложение получило теоретическое обоснование ценпредложения в форме издержек производства.
Что касается трудовойтеории стоимости, то в ее рамках спрос и предложение выступают важнейшиминструментом выявления общественной значимости, ценности осуществленных затраттруда на производство тех или иных благ. Как мы уже знаем, именно через спрос ипредложение проявляется социальное содержание абстрактного труда. При этомзакон стоимости выполняет функцию регулятора общественного производстваисключительно через спрос и предложение.
Структура работысостоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дано общее понятие издержекпотребителя. Во второй главе рассмотрели предложение; взаимодействие спроса ипредложения, равновесие.
Предметомисследования являются спрос и предложение.
Объектом исследованияявляется потребитель.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение излишек потребителя и производителя, эластичность.
Задачи курсовойработы:
— дать общее понятиеизлишкам потребителя;
— проанализировать взаимодействиеспроса и предложения;
 – рассмотретьэластичность спроса и предложения.
/>I.Излишки потребителя 1.1Понятие излишек потребителя
Покупательприобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене.Многие уверены, что он произвел «эквивалентный обмен», что получив товар изаплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл.
Но согласитесь, чтоесли вы направились в буфет с намерением купить три булочки по 2 рубля заштуку, а буфет оказался закрытым, то вы будете огорчены, несмотря на то, что увас сохранились 6 рублей. Следовательно, булочки имеют для вас большуюпривлекательность, чем б рублей, и если бы вы произвели покупку, то получили быопределенный выигрыш.
Какова природа этоговыигрыша?
Как мы уже знаем,покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, чтопредельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежнойформе, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующейединицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова.Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней,больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведяпокупку, оказывается в выигрыше.
Допустим, что прицене булочек больше 4 рублей за штуку вы вовсе отказались бы от покупки, аровно за 4 рубля купили бы одну штуку. Мы можем считать, что 4 рубля — денежноевыражение полезности 1-й штуки; эта же величина — цена спроса при объеме в 1ед. Вообще, цена спроса для некоторого объема совпадает с предельнойполезностью последней покупаемой единицы. Числовые данные для рассматриваемогопримера рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1
Предельная полезностьединиц покупкиНомер единицы Предельная полезность, руб./шт. 1 4 2 3 3 2,2 4 1,5 5 0,8 6 0,3
Выигрыш потребителяпри покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товаранад ценой, получил название излишка потребителя.
Рассмотренный вышепример иллюстрируется рис. 1, дискретному характеру товара соответствуетступенчатый вид кривой спроса. Излишек потребителя характеризуется площадьюфигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и линией постоянной цены, покоторой совершается покупка (в нашем примере – 2 руб./шт.).
/>
Рисунок 1 –Образование излишка потребителя
Если товар являетсябесконечно делимым, то и в этом случае излишек потребителя может бытьпредставлен площадью фигуры между кривой спроса и линией постоянной цены,равной цене покупки. Чтобы убедиться в этом, разобьем объем покупки на мелкиепорции величиной так, чтобы изменение предельной полезности в пределах каждойпорции можно было бы считать пренеорежимо малым. Пусть PD(q) — ценаспроса при объеме q, равная, как уже отмечалось, предельной полезностипоследней единицы при данном объеме потребления.
Понятие излишкапотребителя связано с рациональностью поведения покупателя на рынке данноготовара. На множестве всех товаров потребитель выбирает такой набор благ,который доставляет ему наибольшую полезность в пределах бюджетного ограничения.Но на рынке отдельного товара бюджетное ограничение действует иначе:потребитель не может истратить весь свой бюджет на приобретение данного товара,и должен сам решить, какую часть денег истратить на данный товар, а какую — навсе остальные. Если бы он попытался максимизировать полезность от потребленияданного товара, то эта попытка осуществлялась бы за счет других товаров, и вконечном счете потребитель действовал бы в ущерб себе. Значит, рациональностьпотребителя на рынке определенного товара состоит не в максимизации полезностипотребления этого товара, а в чем-то ином.
Излишек потребителя —весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителяхарактеризует изменение его благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощноесредство экономического анализа, был Ж. Дюпюи, но это мы рассмотрим в третьемвопросе данной главы.
Однако приведенноеопределение величины излишка потребителя не является единственно возможным.Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерениюпредложил Дж. Хикс.
Рассмотрим картубезразличия потребителя в пространстве двух продуктов. Один из них — это данныйпродукт, и Q обозначает его объем; другой — это все остальные продукты; ихобъем выражен в денежной форме и обозначен Z. Поскольку цены на эти продуктыпринимаются неизменными, такое представление вполне уместно.
Если бы данногопродукта не существовало, весь доход тратился бы на другие продукты, иравновесие потребителя соответствовало бы точке на оси координат, в которойобъем Z равен доходу У (рис. 2). В этой же точке оставался бы потребитель и вслучае слишком высокой цены данного продукта. При этом уровень егоблагосостояния соответствует кривой безразличия.
/>
Рисунок 2 –Компенсированное (Y+-Y) и эквивалентное (Y-Y-) изменение дохода
Пусть теперь на рынкеустанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е собъемом спроса Q0. Этому положению соответствует более «высокая»кривая безразличия и2. Если теперь потребителя лишить возможностипользоваться интересующим нас товаром, то для сохранения его благосостоянияследовало бы увеличить его доход до значения У+. Разность У+ — Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной меройизлишка потребителя. С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривойu1, может быть достигнут при цене Р0и доходе У_, меньшем первоначального уровня У. Разность У — У — это часть дохода,которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при ценеР0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит третьеймерой излишка потребителя.
Совпадают ли эти трихарактеристики излишка потребителя? Используемые в наших лекциях методы слишкомгрубы для того, чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос. Более тонкиематематические приемы анализа показывают, что в общем случае все три оценкиразличаются.
Причина этих различийзаключается в следующем. Излишек потребителя — величина, не поддающаяся прямомунаблюдению и измерению. Его изменение мы связываем с изменением цены при прочихравных условиях. Но какие именно «прочие условия» мы считаем неизменными?
Но связывая излишекпотребителя с компенсирующим или эквивалентным изменением дохода, мы как раздопускаем изменение дохода, а постоянной считаем степень удовлетворенияпотребителя, так как изменения происходят в пределах одной и той же кривойбезразличия.
Из приведенныхсоображений следует, что расхождения между тремя различными оценками излишкапотребителя невелики, если затраты на рассматриваемый товар составляютнебольшую часть бюджета потребителя.1.2 Сумма излишек потребителя
В предыдущем вопросемы познакомились с понятием излишка потребителя. Обратимся теперь к множествувсех потребителей, предъявляющих свой спрос на данном рынке.
Пусть на рынкесложилась цена Р0. Мы можем формально определить величинупотребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя поаналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя. Рассмотримфигуру Р*ЕР0, ограниченную кривой спроса Р*Е, осью цен и линиейпостоянной цены Р0 (рис. 3), и обозначим через W площадь этойфигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен суммеобъемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р*ЕР0 можноразделить на части таким образом, что «ширина» каждой части при цене р равна QDi.(p)—объему спроса t-ro потребителяпри данной цене. Площади этих частей Wl,W2,…,WNхарактеризуют значения излишка для 1-го, 2-го,…, N-го потребителей. Таким образом, формальноопределенный нами потребительский изизлишков потребительский излишек для рынкав целом есть сумма значении излишка для отдельных потребителей:
W = W1 + W2+… + WN.
/>
Рисунок 3 – Суммаизлишков потребителей
Таблица 2
Покупатели на рынкепианиноПокупатель Полезность покупки, тыс. руб. А 50 Б 40 В 35 Г 30 Д 26 Е 22 Ж 18 З 15

Но все это ничего неговорит нам о том, что же характеризует сумма излишков потребителей.Индивидуальный излишек потребителя определяется превышением полезности покупкидля индивидуума над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникаетестественный вопрос: уместно ли сложение излишков различных потребителей? Ведьтем самым мы складываем субъективные полезности продукта для различныхпотребителей — законно ли это? Можно ли суммировать мое наслаждение с твоим илиего страдание с ее страданием? Для того чтобы разобраться в этих вопросах,рассмотрим снова упрощенный пример. Рассмотрим такой товар, который если инужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могутслужить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В табл. 2 указанызначения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать,что объем мгновенного предложения равен 5 штукам. Легко убедиться, что ценаравновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия— маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силукаких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб. Ясно, что пианинодостанутся покупателям от А до Д (рис.4).
/>
Рисунок 4 –Формирование рыночного спроса на пианино
Итак, индивидуальнаяполезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя сопоставима с ценойи, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимыдруг с другом. А это уже довод в пользу их суммируемости.
Но этого мало. Суммаполезностей для покупателей от А до Д равна 181 тыс. руб. Нетрудно убедиться втом, что любое другое распределение пяти инструментов между покупателямипривело бы к меньшей суммарной полезности — вместо кого-либо из «большойпятерки» пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупкиоказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынкебыла бы ниже равновесной.
Но и в том случае, когдацена выше равновесной, суммарная полезность совершенных покупок оказалась быменьше, чем полученная выше величина — не все из «большой пятерки» согласятсяделать покупки при цене выше 26 тыс. руб.
Итак, рынок,находящийся в равновесии, распределяет предложенный объем продукта междупокупателями таким образом, что суммарная полезность, полученная всемипокупателями, максимальна.
Этот вывод справедливне только для такого своеобразного товара, как пианино; он остается в силе идля товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и длябесконечно делимого товара, но в этих случаях он потребовал бы значительноболее развернутых обсуждений.
Таким образом,суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, являетсясущественной характеристикой рынка, а это, в свою очередь, оправдывает использованиесуммарного потребительского излишка в качестве показателя выгоды, получаемойпотребителями на рынке данного товара.
В табл. 3 суммарныйизлишек потребителя вычисляется дважды: в последнем столбце он рассматриваетсякак сумма индивидуальных излишков, а в последней строке — как разность междусуммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение такжеявляется общим. На рис. 5 площадь четырехугольной фигуры OP*EQ0характеризуетсуммарную полезность, площадь прямоугольника OP0EQ0—суммарные затраты. Их разность — площадь фигуры Р0Р*Е — соответствуетсуммарному излишку потребителей.
Таблица 3
Суммарный излишекпотребителей на рынке пианиноПокупатель Полезность, тыс. руб. Затраты, тыс.руб. Излишек, тыс.руб. А 50 25 25 Б 40 25 15 В 35 25 10 Г 30 25 5 Д 26 25 1 Е, Ж,3 – – – Всего 181 125 56
Сколько-нибудьдостоверно оценить ход кривой спроса в области нереально высоких ценпрактически невозможно. Поэтому практически невозможно оценить абсолютные значенияни суммарной полезности, потребителей. Но это обстоятельство не препятствуетопределению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могутиметь место в действительности. Поэтому величина суммарного излишкапотребителей может отсчитываться от произвольного условно-максимальногозначения цены. Здесь возникает ситуация, аналогичная измерению электрическогопотенциала: потенциал любой точки электрического поля может быть принят за нулевой,и выбор этой точки никак не влияет на величину разности потенциалов междуконкретными точками, которая и представляет реальный интерес. Подобносуммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишкепроизводителей. Не вдаваясь здесь в подробности, укажем лишь, что графически онможет быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнемрыночной цены — фигуры АРЕЕ на рис. 5. Сумма излишков потребителей ипроизводителей — площадь фигуры АР*Е — характеризует общий эффект производстваи потребления на рассматриваемом рынке.
/>
Рисунок 5 – Излишкипотребителей и производителей
Величины суммарныхизлишков потребителей и производителей весьма полезны при анализе измененииположения на рынке при тех или иных воздействиях на него со стороныгосударства, в частности, при введении налогов.1.3 Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительскогоизлишка
Первымисследователем, использовавшим категорию потребительского излишка в качествеинструмента экономического анализа, был французский инженер путей сообщения Ж.Дюпюи. В 1844 г. он опубликовал статью «О мере полезности гражданскихсооружений», которой доказывал несостоятельность применявшегося в то времяспособа определения эффективности (полезности) хозяйственных мероприятий.
«Высококвалифицированныеинженеры,— говорится в статье,— задались вопросом, какова полезность дорогкоролевства и департаментов. Исходя из того, что цена, которую платит обществоза перевозки, осуществляемые на этих дорогах, составляет 500 млн. в год, иопираясь на принципы Ж.-Б. Сэя, они говорят: «Поскольку общество согласноплатить 500 млн. за перевозки, то и полезность этих дорог оценивается в 500млн.; общество не стало бы платить эту цену, если бы не считало ее эквивалентной;следовательно, 500 млн. являются мерой этой полезности”».
По поводу такихрассуждений Дюпюи замечает: «Если общество платит 500 млн. за услуги, оказываемыедорогами, то это означает только одно, а именно, что их полезность составляетне менее 500 млн. Но она может быть в сто, в тысячу раз более значительной, хотявам это и неизвестно». Дело в том, — продолжает Дюпюи, — что «все потребляемыепродукты имеют различную полезность не только для каждого потребителя, но и длякаждой из нужд, на удовлетворение которых он употребляет эти продукты».
Так за 10 лет доопубликования работы Г. Госсена был сформулирован «первый закон Госсена».
Ж. Дюпюи обращаетвнимание на то, что цена (тариф), по которой «высококвалифированные инженеры»вслед за Сэем предлагали определять полезность некоторого количества благ,характеризует полезность только последней единицы покупаемого блага.
«Предположим, — пишетон, — что все сходные изделия, общую полезность которых нужно определить,обложены налогом, возрастающим на незначительные суммы. С каждым увеличениемналога некоторое количество товаров исчезает из потребления. Это количество,умноженное на налоговую ставку, даст величину полезности в денежном выражении.Увеличивая таким образом налог до тех пор, пока больше не останетсяпотребителей, и сложив все частные произведения, получим общую полезностьпредметов. Поясним эту формулу на примере.
Нужно узнатьполезность пешеходного моста, движение по которому бесплатно, а число переходовв год составляет 2080000. Предположим, что пошлина за переход моста в 0.01 фр.приведет к уменьшению числа переходов на 330000, что пошлина в 0.02 сократитэто число на 294000 и т. д. Дальнейшее развитие процесса представлено таблицей:Размер пошлины (фр.). Число несовершенных переходов вследствие очередного повышения пошлины Полезность данного количества переходов (фр.). 1 2 3=1×2 0.01 330000 3300 0.02 294000 5880 0.03 260000 7800 0.04 228000 9120 0.05 198000 9900 0.06 170000 10200 0.07 144000 10080 0.08 120000 9600 0.09 98000 8820 0.10 78000 7800 0.11 60000 6600 0.12 44000 5280 0.13 30000 3900 0.14 18000 2520 0.15 8000 1200 Всего 2080000 102000
Таким образом, дляобщества абсолютная полезность моста составляет 102000 фр.
Такую полезностьприносит мост при бесплатном передвижении по нему. При взымании платы запользование мостом его общая полезность уменьшается. Если пошлина составит 0.05фр., то абсолютная польза моста будет равна сумме десяти последних чисел в третьемстолбце таблицы, то есть 66000 фр. Эта сумма распределится между получателемпошлины (0.05X770000 = 38500) и пешеходами (66000 — 38500 = 27500). Так общаяполезность распределяется между издержками и излишками потребителей. Потерипешеходов, отказавшихся при такой пошлине от передвижения по мосту, составляют36000 фр. (102000-66000). Это чистые потери общества вследствие введения платыза пользование мостом.
Дюпюи выводит общееправило, согласно которому «размер полезности, приобретенной или потерянной врезультате изменения цены, равен разнице в количествах потребленных предметов,умноженной на половину изменения цены». Это произведение составляет площадьтреугольника, на которую с изменениями цены меняется излишек потребителя.
Поскольку одной изпричин изменения цены является налог с продаж, то последствия его введения тожеможно оценить посредством названного правила. Исходя из того, что площадьпрямоугольного треугольника при заданном наклоне гипотенузы пропорциональнаквадрату катета, Дюпюи сформулировал еще одно правило: потерянная от введенияналога с продаж полезность (потребительский излишек) пропорциональна квадратуставки налога. Так, взымание с единицы проданной продукции налога в 10 фр.приведет к 100-кратной потере полезности по сравнению с потерей при налоге в 1фр.
«Тип расчета, которыймы вам предложили, — заключает автор, — носит общий характер. Вместо»переходов” пишите в таблице «пар чулок» и вы точно такимже образом определите полезность от чулочного производства».
Дюпюи широкоиспользует аналитические возможности открытого им инструмента. Он указывает нато, что посредством потребительского излишка («относительной полезности») можнодать количественное выражение размеру ущерба, наносимого обществу монополией.«Пусть какой-либо мост, — приводит пример Дюпюи, — приносит большие доходыкомпании, которая взимает налог за его использование; соперничающая с ней фирмастроит мост рядом и вынуждает первую снизить свой тариф наполовину; числопрохожих на первом мосту удваивается, полезность возрастает в огромных пропорциях.Создается ли эта полезность за счет второго моста, по которому никто не ходит?Бесспорно, нет. Это всего лишь результат снижения ставки налога с первогомоста, которое можно было бы осуществить другим способом. Строительство второгомоста наоборот привело к уменьшению общественной полезности ввиду напраснойзатраты большого капитала».
Дюпюи объясняет такжесуть и значение ценовой дискриминации, проводимой при определенных условияхмонополией. «Один и тот же товар, представленный в разных магазинах в разныхформах, очень часто продается по разным ценам богатым, зажиточным и беднякам.Вино качественное, высокого качества, супер высокого качества, экстра, взятоеиз одной бочки и отличающееся только этикеткой, продается по очень разнымценам. Почему так происходит? Дело в том, что одна и та же вещь имеет разнуюцену в глазах разных потребителей. Если бы существовала только одна средняяцена, то это было бы потерей для тех, кто лишился бы данного продукта, так какони не стали бы его покупать за эту цену, и потерей для продавца, так как былабы оплачена слишком малая часть от полезности предоставленной услуги. Мы вовсене собираемся оправдывать все хитрости торговли, но их следует изучать, так какони основаны на точном знании человеческого сердца; во многих случаях онисодержат больше справедливости, чем можно было бы ожидать и даже дают хорошиепримеры для подражания».
Хорошо понимает Дюпюии недостатки своего аналитического инструмента. «Некоторые могут возразить, чторасчет, формулу которого мы привели в данной статье, основывается на данных,которые ни одна статистика не может представить, что, таким образом, мы никогдане сможем выразить точной цифрой полезность, создаваемую какой-либо машиной,дорогой, каким-либо видом труда, или величину полезности, потерянной вследствиеустановления налога или пошлины».
Ответ Дюпюи назамечания такого рода хорошо раскрывает значение экономической теории: «Какправило, политической экономии не хватает данных для того, чтобы полностьюрешить проблему, но этот недостаток делает только еще более необходимым знаниеобщих правил и принципов, которые служат основанием для решения проблемы.Только они позволяют на основании известных данных узнать неизвестное, указать,чего не хватает для решения вопроса, а следовательно, предоставить средства длятого, чтобы искать и найти это, если возможно, а если нет, то найти этомузамену. Политическая экономия подобна геометрии, которая хотя и основывается наквадратах, треугольниках, кругах, т. е. правильных фигурах, учит, однако,измерять площади поверхностей, очерченных извилистыми контурами ручья илитропинки, где известно только несколько точек. Достаточно ли известных точек?Каких точек не хватает? Как их найти? Какова будет степень приближенности, еслимы будем вынуждены обойтись без этих точек? Вот вопросы, которые требуют болееглубоких знаний геометрии, чем те, где все элементы расчета представлены свысокой точностью.
То же самое и вполитической экономии: чем менее полны и точны данные, которыми мы располагаем,тем необходимее опираться на строгие принципы элементов науки, чтобы увереннеедействовать на практике, в конкретной ситуации».

II.Взаимодействие спроса и предложение. Эластичность 2.1Предложение
Вмеханизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение.Предложение — это не вообще произведенные блага, а только те из них, которыепоступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющимтоваропроизводителей. Как и в случае спроса, определяющим стимулом являютсяцены. Однако если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен,то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товараи, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут ценына определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлятьпроизводители в увеличении его выпуска.
Особое место вформировании цены предложения занимают издержки производства. Остановимся напроцессе формирования цен предложения и выявлении функциональной зависимостиизменения предложения от динамики цен при неизменности прочих условий, а такжена обратной зависимости: изменении цен под влиянием сокращения или расширенияпредложения товаров.
Кривая предложения
Еслина оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс — количество продукции,предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональнуюзависимость изменения предложения от динамики цен (рис. 6).

/>
Рис.6. Кривая предложения
Любая точка кривойпредложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемоготовара, чтобы данное его количество было предложено рынку.
Восходящий характеркривой предложения отражает действие закона предложения, которыйзаключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше будет цена на них,тем большее количество соответствующих благ будет произведено и предложено нарынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара поболее высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как издержкипроизводства на его выпуск остались неизменными. Разность между выручкой отреализации товара и его издержками и есть не что иное, как прибыль.
Вогнутый характеркривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышениецены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количествапредприятий, что обусловливает определенный всплеск предложения данного товара.Дальнейшее повышение цены в конечном счете приведет к насыщению предложения,ибо резервы расширения производства постепенно исчерпываются и количествопредлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характерарасположения кривой предложения среди экономистов остаются разногласия. Одни изних считают, что она хотя и замедленно, непостоянно смещается вверх вправо.Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую идальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуютопределенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствованиипроизводства.
Обратнаяфункциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимойпеременной выступает предложение, а зависимой — цена, выражена на. рис. 7посредством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П’и П”). Смещение кривой предложения вправо означает расширениепредложения товара, влево — сокращение его предложения. К тому же это указываетна влияние неценовых факторов на предложение данного товара.
Предложение ивеличина предложения
Вданном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороныпредложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. Приэтом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первоевыражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложенияпредставляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речьидет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения.Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаютсянеизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменениеколичества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например,движение по кривой предложения П’ от точки А к точке Б). Можно сказать, чтопредложение выражает функциональную зависимость между ценой и величинойпредложения, тогда как величина предложения — это количественная определенностьОбъем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; функцияпредложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принималисьза постоянные.

2.2Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие
Рассмотримвзаимодействие спроса и предложения. Проведя анализ спроса и предложения, мыопределили понятия «цена спроса» и «цена предложения» и факторы, которыевоздействуют на их формирование. Понимание этих двух важных вопросов позволяетперейти к рассмотрению баланса интересов продавцов и покупателей, которыйнаходит свое проявление в равновесной цене. Совместив на графике (рис. 6)кривые спроса и предложения, получим точку рыночного равновесия, что можнозаписать следующим образом:
/>
где С — спрос; П—предложение; Цк — цена товара на данный момент; Qк —количество реализуемого товара.
На графике точке Ксоответствует цена равновесия — Цк. Пересечение кривых спросаи предложения свидетельствует о том, что диаметрально противоположные ценовыеинтересы покупателей и продавцов данного товара совпали. По цене Цкпокупатели готовы купить количество товара Qк, а продавцы готовы произвести ипродать по этой цене данное количество товара.
Таким образом, ценаформируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей.Однако совершенно очевидно, что сам уровень цен на соответствующее благо в своюочередь предопределяет масштабы спроса и предложения.
Из сказанного можносделать вывод о действии такой модели ценообразования, которая устанавливаетфункциональную зависимость между ценой, с одной стороны, и спросом ипредложением — с другой. Эта функциональная зависимость спроса или предложенияот изменения цены выражается кривой цен спроса (С) и кривой цен предложения(П). Если на оси ординат откладывать цены, а на оси абсцисс количествоспрашиваемого и предлагаемого товара, то кривая С выражает зависимостьизменения спроса от динамики цен, а кривая П— зависимость изменения предложенияот динамики цен. Спрос находится в обратной, а предложение — в прямойзависимости от изменения цен, о чем свидетельствуют кривые С и П.
/>
Рис. 7. Кривые спросаи предложения. Равновесная цена
Точка равновесия Кравновесная цена (Цк) достигается путем постепенногосближения интересов продавцов и покупателей в результате движения по спирали,изображенной на рис. 8.
В частности, прицене, равной Ц1,2, покупатели готовы купить данное благо вколичестве Q1, тогда как производители готовы произнести его в количестве,равном Q2. При цене Ц3,4 положение продавцов ипокупателей становится диаметрально противоположным предшествующему состояниюрынка: продавцы готовы произвести товара только в количестве Q4, тогда как покупатели готовыприобрести этого товара в количестве Q3, и так далее по спирали. Но скаждым витком ценовые интересы все больше и больше сближаются, пока не наступитих равновесие в точке К, которой соответствует цена равновесия Цкпри объеме спроса и предложения, равном Qк.
Равновеснаяцена указывает на равенство спроса и предложения. Причем в кривых спроса ипредложения независимой переменной выступает цена, тогда как зависимымипеременными являются спрос и предложение. Функциональная зависимость цены отспроса и предложения выражается смещением кривых спроса и предложения наплоскости в рамках осей координат[2].
/>
Рис.8. Процесс становления равновесной цены
Если обратиться куровню цен, выраженному ценой Ц1,2, то разрыв между точками 1 и 2будет означать перепроизводство товаров, равное разности (Q2,3 — Q1).При цене, равной Ц3, напротив, возникаетнедопроизводство, дефицит товара, выраженный разностью (Q2,3-Q4,5). В первом случае речь идет оперенасыщенном, во втором — о дефицитном товарном рынке.
Равновесная цена иэффективность
Подчеркивая важностьпринципа сбалансированности между спросом и предложением, выраженной вравновесной цене, было бы неправильно ограничить анализ процессаценообразования только данными рыночными категориями. Очевидно, требуетсяостановиться на тех моментах, которые позволяют объяснить сам эндогенныйпроцесс формирования спроса и предложения, который, как мы уже знаем,проявляется в формировании цен спроса и цен предложения.
Цена предложения —это минимальная цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, так какпроизводство товаров станет нерентабельным, т.е. неэффективным[3].Чем ниже цены, тем меньшее количество товаров поступит на рынок, так как умногих товаропроизводителей при низких ценах издержки окажутся выше рыночныхцен. Но в этом случае на рынке остаются наиболее эффективные и жизнеспособныепредприятия.
Сокращение числатоваропроизводителей в дальнейшем может вызвать постепенное повышение цен из-засокращения количества поступающей на рынок продукции и положить началоформированию несовершенной конкуренции. А в условиях несовершенной конкуренции,как правило, цена завышенная.
Повышение ценпредложения, напротив, вовлекает в производственную деятельность всевозрастающее число товаропроизводителей, которые ранее не могли в нейучаствовать из-за своих высоких издержек производства. Это вовлечение приведетк повышению общего уровня издержек производства, снижению его эффективности.
Равновесная цена ифактор времени
Для пониманияравновесной цены большое значение имеет фактор времени. И для покупателей, идля продавцов важно знать, какой характер носит установившееся равновесие:мгновенный, краткосрочный или долгосрочный. В зависимости от длительности периодалибо не будут предприниматься никакие усилия, либо будут задействованывременные факторы производства, либо будут осуществляться крупномасштабныемероприятия по преобразованию производства с целью расширения предложения.
Для мгновенногоравновесия характерно фиксированное, неизменяющееся количество предлагаемоготовара, так как производство не в состоянии моментально реагировать наизменившуюся рыночную ситуацию.
Краткосрочноеравновесие обусловлено возможностью увеличения производства и предложения наоснове использования временно деиствуюнжх факторов, без наращивания количестваоборудования, расширения производственных мощностей. К таким временным факторамотносятся сверхурочные работы, работа в выходные и праздничные дни, увеличениесменности работы[4]. Это свидетельствует о задействованиифактора труда.
Долгосрочноеравновесие обусловлено использованием факторов долговременного характера. Какправило, в этом случае речь идет об инвестициях, связанных с обновлением,модернизацией производства, избавлением от изношенного и устаревшегооборудования, созданием новых или дополнительных производственных мощностей. Вданном случае речь идет о задействовании такого фактора, как капитал, преждевсего основного капитала, который затрачивается на приобретение средствпроизводства.2.3 Эластичность спроса и предложения
Для анализа состояниярынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спросана повышение или понижение пены. Причем в данном случае речь идет не просто обобщем принципе взаимодействия спроса и цены, а о количественном измерениичувствительности спроса к изменению цен[5]. Таким показателемявляется эластичность спроса по цене, показывающая, на сколько процентовизменится величина спроса при изменении цены на 1% и при неизменности прочихфакторов, влияющих на объем спроса. Данный показатель для краткости довольночасто называют просто эластичностью спроса. Но при этом все сознают, чтоимеется в виду реакция спроса на изменение цен (рис. 9).
В общем виде данныйпоказатель можно выразить следующей формулой:
/>
где Эс —эластичность спроса по цене; />-изменение спроса, %; /> — изменениецены, %.
Для определениясоответственно числителя и знаменателя вышеуказанной формулы следуетвоспользоваться следующими формулами их вычисления:
/>
где Qб —первоначальный, или базовый объем спроса; QН„ — новый объем спроса;Цб— первоначальная, или базовая цена; ЦН„ — новаяцена спроса.
/>
Рис. 9. Эластичностьспроса

Наравне сэластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен натовары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, котораяхарактеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров креализации. Коэффициент эластичности предложения выражает собойизменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении ценытовара на 1%. Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложениесоответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложенияназывается единичной[6]. Наклон кривыхпредложения дает определенное представление о степени эластичности предложенияпо цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностьюоно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладаетпредложение того или иного товара.
Эластичностьпредложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затратна разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличиясвободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Предложение,поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнееадаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому при оценке эластичностипредложения необходимо различать три периода: краткосрочный, среднесрочный идолгосрочный. В краткосрочном периоде предприятию не удастся добитьсякаких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложениеявляется неэластичным. В среднесрочном периоде предприятие может расширить илисохранить производство на базе существующих производственных мощностей, но неможет ввести новые мощности. При этом эластичность предложения повышается. Вдолгосрочном периоде предприятие располагает достаточным временем длярасширения или сокращения своих производственных мощностей. Кроме того, можетиметь место создание новых предприятий. Эластичность предложения в этом случаебудет больше, чем в двух предыдущих[7].
Особого вниманиязаслуживает налоговая политика государства, и прежде всего в области косвенныхналогов. Косвенные налогивключаются в цену товаров и изымаются в бюджетпосле реализации последних. В зависимости от эластичности спроса и предложенияна отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет расселяться по-разномумежду производителями и потребителями продукции.
Рассмотримслучай распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе напродукцию. На рис. 10 показано, как изменятся цена и объем продаж послевведения налога.
Предложение довведения налога характеризуется линией П, после введения налога — П’,т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесноесостояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и насокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену вышеравновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка.Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня.
Если спрос эластичен,потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него.
На рис. 10авыделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховойлинии — потери производителя в результате введения налога.
Потери покупателясоставляют верхнюю часть от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того,производитель будет вынужден сократить производство с Qк до QN, потеряв часть покупателей своейпродукции за счет более высокой цены на нее.

/>
Рис. 10. Распределение налогового бремени между производителями ипотребителями в зависимости от эластичности спроса
/>
/>
Рис. 11. Распределение налогового бремени между производителями и потребителямив зависимости от эластичности предложения
/>
Еслиспрос неэластичен (рис. 10, б), налоговое бремя ляжет преимущественно напотребителя. На графике об этом свидетельствует то, что большая частьпрямоугольника находится выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размерналога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государствооблагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен.На рис. 5 заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, котораябыла бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальныепотребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальныепроизводители, которые хотели бы, но не могут произвести его в результатеналогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляетсобой потери для общества[8]. Причем эти потери будуттем больше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Рассмотрим теперьзависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. Этаситуация отражена на рис. 11 для случаев до и после введения налога. Обратимсяопять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении (рис. 11а) налоговоебремя ложится в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производствабудут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем принеэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении(рис. 11, б) наблюдается обратная картина: основное налоговое бремя несеттоваропроизводитель.

Заключение
Понятие излишкапотребителя связано с рациональностью поведения покупателя на рынке данноготовара. Излишек потребителя — весьма полезная характеристика потребления. Вцелом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Спрос— это потребности, обеспеченные платежеспособностью покупателей. Согласнозакону спроса повышение цены вызывает сокращение спроса, а повышение спросаведет к росту цен. Поэтому функциональная зависимость между ценой (независимаяпеременная) и спросом (зависимая переменная) имеет обратный характер.
Эластичность спросавыражает реакцию спроса (покупателей) на изменение цены. Эластичность спроса поцене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены товарана 1%. Коэффициент эластичности спроса может быть равным единице (единичнаяэластичность), больше единицы (высокая эластичность) меньше единицы (низкаяэластичность). Кроме того, различают эластичность спроса по доходу иперекрестную. Перекрестная эластичность выражает степень чувствительностиспроса на определенный товар при изменении цены на другой.
Предложение — этотовары, поступившие на рынок. Зависимость между иеной и предложением прямая:чем выше цены на рынке, тем больше будет предложено данного товара. В этомпроявляется экономический интерес товаропроизводителя и суть законапредложения.
Равновесная ценауказывает на равенство спроса и предложения товара на рынке, т.е. цена спросаравна цене предложения. На графике — это цена, соответствующая точке пересечениякривых спроса и предложения.
С помощью моделиспроса и предложения можно предсказывать последствия различных программрегулирования рыночных цен и расходы на них.

Списоклитературы
1. Hypeeв P.M.Основы экономической теории: Макроэкономика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк.,2002.
2.  Журнал. Вопросы экономики. 2003.№5. с. 12.
3.  Журнал. Эксперт. 2002. №4. С. 15.
4. Иохин В.Я.Экономическая теория. М.: Юрист, 2003.
5. КанторовичЛ.В., Горстко A.С. Оптимальные решения в экономике. — М., 1999.
6. Курсэкономической теории: Под ред. д.э.н., проф. Сидорович; МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002.
7. Общаяэкономическая теория (политэкономия). Учебник. Под общей ред. акад.В.И.Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. — М., ПРОМО-МЕДИА, 2001.
8. Основыэкономической теории. Учебное пособие. Под ред. В.Д. Камаева. — М., Изд. МГТУ,2002.
9. Россия вцифрах 2002:  Краткий статистический сборник. — М.: Госкомстат России,  2003.
10.Самуэльсон П.Экономика. М.: ПО «Алгон», 2002.
11.Социальнаясфера России: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2002.
12.Цены вРоссии: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2003.