Содержание.
TOC o «1-3» h z Введение.PAGEREF _Toc515300949 h 2
Финансовая политика СССР. PAGEREF _Toc515300950 h 2
Современная финансовая политика РоссийскойФедерации.PAGEREF _Toc515300951 h 3
Изменения в системе управления финансами.PAGEREF _Toc515300952 h 7
Управление финансами в РФ.PAGEREF _Toc515300953 h 7
Изменения, произошедшие в государственном бюджете.PAGEREF _Toc515300954 h 10
Состав и структура государственного бюджета СССР.PAGEREF _Toc515300955 h 10
Доходы государственногобюджета СССР.PAGEREF _Toc515300956 h 11
Расходы государственного бюджета СССР.PAGEREF _Toc515300957 h 12
Состав и структура бюджета РФ.PAGEREF _Toc515300958 h 13
Доходы консолидированного бюджета РФ.PAGEREF _Toc515300959 h 13
Расходы консолидированного бюджета РФ… PAGEREF _Toc515300960 h 14
Внебюджетные фонды РФ… PAGEREF _Toc515300961 h 15
Пенсионный фонд РФ (ПФР)PAGEREF _Toc515300962 h 16
Фонд социального страхования (ФСС)PAGEREF _Toc515300963 h 16
Фонд занятости населения Российской федерации. PAGEREF _Toc515300964 h 16
Фонд обязательного медицинского страхования. PAGEREF _Toc515300965 h 17
Реформирование территориальных финансов.PAGEREF _Toc515300966 h 17
Территориальныефинансы СССР.PAGEREF _Toc515300967 h 18
Изменения, произошедшие в банковской системе РФ впериод перехода к рыночным отношениям.PAGEREF _Toc515300968 h 19
Сберегательный банк РФ… PAGEREF _Toc515300969 h 22
Внешторгбанк России. PAGEREF _Toc515300970 h 22
Внешэкономбанк и государственный долг РФ.PAGEREF _Toc515300971 h 23
Рынокценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа.PAGEREF _Toc515300972 h 24
Изменения в налоговой системе РФ… PAGEREF _Toc515300973 h 26
Сегодняшняя налоговая система России. PAGEREF _Toc515300974 h 27
Страхование… PAGEREF _Toc515300975 h 28
Страхованиев СССР… PAGEREF _Toc515300976 h 28
Страхованиев РФ… PAGEREF _Toc515300977 h 29
Заключение… PAGEREF _Toc515300978 h 30
Списокиспользуемой литературы.PAGEREF_Toc515300979 h 32Введение.
Начиная писать курсовуюработу, я много задумывался, почемуименно выбрал эту тему. В прессе и на улице, буквально ото всех слышитсяобсуждение сегодняшней политики, экономической жизни, финансовой системы,реформ и грядущих событий. Да тот факт, что Россия перешла в новый этапразвития — рыночных отношений, оставив позади более 70 лет социалистического режима, не может остатьсябез обсуждения. Самая крупная и могущественная социалистическая страна, котораябыла в постоянных противоречиях с капиталистическими странами вдруг решилапойти по стопам капитализма! Произошли крупные и радикальные изменения во всехсферах жизни страны. Я хотел бы затронуть те изменения, которые произошли вфинансовой системе. Об этом, конечно, написано много книг и статей, и мне сталоинтересно провести свой анализ финансовых систем СССР и России, выяснить их различия и сходства, сделать своивыводы. Фактически, целью своей работы я поставил сравнение самых, на мойвзгляд, главных сфер финансовых систем, их отличие и сходство, и после каждойглавы я собираюсь делать небольшие заключения.
К сожалению, в период перехода крыночным отношениям, правительство России не предугадало много промашек. РазвалСССР, инфляция, стремительный рост цен, дефицит бюджета, падение рубля,финансовые кризисы – все это за пару лет привело нашу страну чуть ли не ккраху. Но все же переход к рыночнымотношениям означал новый этап в истории России и как бы он плохо не начался, онразвивается, экономика и остальные еесектора РФ возрождаются. Но в новой финансовой системе есть и свои плюсы,причем, значительные. Обо всем этом я собираюсь рассказать и хочу начать скраткого обзора финансовой политики, о тех важных изменениях, которые повлиялина остальные сферы финансовой системы. Финансоваяполитика СССР
СССР, используя административно –командную систему управления экономикой применяла планово- директивную финансовуюполитику. Основанная на государственной собственности, на средствапроизводства, плановая система управления позволяла осуществлять прямоедирективное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числеи финансами. Цель финансовой политики втех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов угосударства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для ихпоследующего перераспределения в соответствии с основными направлениямигосударственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССРстроился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма былосоздание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всехнеиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения иорганов местной власти.
Для государственных предприятий былсоздан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующиминезначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымалсяв бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен,установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая,пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли(взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли,которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счетприбыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизмгосударственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятийизымалось до 80% чистого дохода.
Регулирование использования денежныхдоходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того,часть средств изымалась путем размещения фактически принудительныхгосударственных займов. Свободные средства населения, помещенные в системусберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специальногобезоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялсядля кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов властиобеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходовместных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы,удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местныхбюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящихбюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя изприоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись назатраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи сэтим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансированиеоборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. Вто же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточнымметодом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитиеотраслей социальной сферы.
Управления финансами осуществлялось изединого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросамииспользования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческихорганов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политикапроводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показаласвою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальнаяконцентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходовгосударства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства ит.п.) В тоже время использование такой финансовой системы в условияхнормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижениюэффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,резкому ухудшению финансового положения государства. Современная финансоваяполитика Российской Федерации.
В период 1992 –1998 г. финансовая политика формировалась под влиянием следующихфакторов:
· Начатая в 1990 г. радикализацияэкономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики,опирающейся на свободное предпринимательство;
· Обострение политической борьбы повопросу выбора пути трансформации советского общества;
· Непредвиденный многими реформамираспад СССР и в силу этого неподготовленность вычленения финансовой системыРоссии из общей финансовой системы СССР;
Обострение финансового и в целомэкономического кризиса в 1991 году из-за недостаточной эффективностиэволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей,хозрасчета предприятий.
Отказ во второй половине 80 – х годов отмонополии государственной собственности на средства производства стал причинойкризиса планово – директивной финансов политики СССР. Невозможность управленияфинансовой отношениями в негосударственном секторе экономики административнымиметодами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовойполитики. К сожалению, в этот период это не было осознано государственнымиорганами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условийпривело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризисаявляются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ейинфляция; рост внутреннего и внешнего государства, наличие большого количестваубыточных предприятий, платежный кризис в народном хозяйстве, значительныесуммы непроизводительных расходов и потерь, рост незавершенного строительства,кризис платежных отношений государства во внешнеэкономической сфере.
В 1991 — 1996 гг. сталапроводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся наиспользовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулированияэкономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящиеперед государством. Необходимо было не только обеспечить условия для созданиянужного объема финансовых ресурсов, их рационального распределения, но исоздать в кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всехсферах и звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, чтозначительная часть общества несла материальные потери в связи с реформойценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработнойплаты.
Во всяком случае, реформаторы иобщественность ожидали от реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, чтобазовой основой финансовой и в целом экономической политики являютсялиберализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемостивалюты и приватизация собственности. Именно в эту систему встраивались цели имеханизмы финансовой политики.
Освобождение цен привело к многократномуросту: в 1992 г. потребительские цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторыидеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни окакой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть иречи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темповроста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом,поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом,ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3%, а затем в 1999 г. полностьюобеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны бытьвыше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело кросту государственного долга и сейчас в2001 году планируется сровнять доходы и расходы бюджета.
Основа современной финансовой политики— это признание свободы предпринимательской деятельности,введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственнойсобственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умеломсочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Наэтой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственнымиотношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу,которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъектыполучают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов надостаточно длительную перспективу.
Конечно, в этихусловиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать,что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращениирасходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемыхгосударством функций. Поэтому важнейшей задачей было изменение расходов бюджета.Эта проблема имела два главных аспекта.
1. Сокращение расходов в целях уменьшениябюджетного дефицита. Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонныхотраслей промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, насодержание убыточных предприятий. Ксожалению, при решении этих вопросов имеются крупные недостатки, которыесвязаны с планированием завышенных объемов бюджетного финансирования и поступлениядоходов в бюджет. Это приводит к невозможности профинансировать в полномобъеме запланированные расходы, а тем самым способствует усилению напряженностив экономической и социальной сферах жизни общества.
2. Изменение порядка предоставления бюджетныхсредств. Все большее значениеприобретает нормативный метод планирования расходов, особенно внепроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделениюне только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все этоприводит к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Получилановое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал важным иоткрытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство сталоиспользовать его рыночные формы — различные формы краткосрочных исреднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходовсо стороны Центрального Банка.
Изменяется впоследнее время организация бюджетнойсистемы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетнаясистема, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всехуровней. Новое развитиеполучаютбюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется система трансфертныхплатежей, которая позволяет унизать объем предоставляемых средств изфедерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюджетнымдоходом отдельных регионов.
Большое значение вплане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода,осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получаетгоризонтальное перераспределение средств. Для этой цели используетсяформируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовыересурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса ипредложения.
Широкоераспространение получила система внебюджетныхфондов государства. Онапозволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансированиясоциальных расходов. Важную роль в решении этих проблем могут игратьсоздаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающиепереход к накопительной системе финансирования пенсионных расходов.
Развитие рыночныхметодов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых компаний, введению новыхотраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной идобровольной формами страхования в пользу последней.
Большие измененияпотерпела финансовая система. Сегодня в состав системы финансов входятбюджетная система, целевые государственные фонды, финансы отраслевых итерриториальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественныхорганизаций. Финансовая система в ее широком понимании включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном которойявляются банки. Структура финансовой системы, сложившейся в результате рыночныхпреобразований 90-х годов, представлена на схеме №1.
Финансовая система России
Система финансовых органов
Целевые общегосударственные фонды
Бюджетная система
Финансы предпринимательских структур, общественных объединений
Банковская система
Министерство финансов
Федеральное казначейство
Финансовые органы субъектов РФ
Территориальные органы фед. казначейства
Финансовые органы хозяйствующих субъектов
Государственная налоговая служба
Пенсионный фонд
Фонд соц. страхования
Фонд занятости
Фонд обязательного мед. страхования
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Бюджеты субъектов федерации
Бюджеты местного самоуправления
Отраслевые и территориальные предпринимательские структуры
Предприятия и организации
Страховые организации
Общественные объединения (в т.ч. религиозные)
Сбербанк России
Внешторгбанк
Внешэконом
банк
Банки на территориях иностранных государств
Коммерческие
банки Кардинально изменилась система управления финансами.На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целаясистема специализированных финансовых и контрольных органов: Государственнаяналоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием государственныхорганон контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовыйконтроль.
Процесссовершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998гг. был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики.Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета доуровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутренних и внешних источниковне кое развитие страны в целом и способствовало снижению инфляции. Основнаязадача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов —полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.
Вэтот же период будет осуществляться налоговаяреформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшениереального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформысвязаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счетотмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряданалоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов,постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физическихлиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усилениеконтроля за соблюдением налогового законодательства.
Будет продолжатьсягосударственная поддержка структурнойперестройки экономики посредствомпроведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетныхассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, будутпредоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектовна конкурсной основе. В промышленности государственные инвестиционные ресурсыпредусмотрено направлять на поддержку проектов, финансируемых с привлечениемчастного капитала, с постепенным переходом от прямого государственногольготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах, атакже к предоставлению государственных гарантий предприятиям для привлечениячастных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должнопроизводиться в рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практикуприменения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политикигосударства.
Дальнейшееразвитие получат расходы бюджета на социальныенужды. Основное направлениездесь — повышение эффективности использования средств, обеспечение потребностейна уровне не ниже сложившегося в 1995 г.
Продолжается совершенствование бюджетного устройстваРоссийской Федерации. Дляэтого предусматривается проведение бюджетной реформы:
· реформированиебюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всехбюджетов;
· установлениерегламента бюджетного процесса;
· уточнение системымежбюджетных отношений;
· укрепление доходнойбазы региональных и местных бюджетов.
Большоевнимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоитнайти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративныхценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребностигосударства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны,создаст условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельнымипредприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы —установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечитзащищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.
Важнымпредставляется повышение качества работы государственных финансовых органов.Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых итаможенных органов, продолжить работу по созданию региональных агентствФедерального казначейства, расширить функции органов финансового управления вобласти аналитической, методической и консультационной работы.
Каквидно из сравнений финансовых политик, то изменения потерпели абсолютно всесферы финансовой системы и подробнее о каждой я расскажу ниже. Изменения в системе управления финансами. Управление финансами в РФ.
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательныеорганы власти.
Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума иСовет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждениифедерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. ФедеральноеСобрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательныхплатежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственноговнутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.
Основнымизадачами Министерства финансов РФ являются:
o разработкаи реализация стратегических направлений единой государственной финансовойполитики;
o составлениепроекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивостигосударственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическоеразвитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
o концентрацияфинансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономическогоразвития РФ;
o разработкапредложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
o совершенствованиеметодов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
o осуществлениефинансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средстви средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняетследующие функции:
· участвует вработе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционированияэкономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяетпотребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливаетпредложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственнымифедеральными внебюджетными фондами;
· организуетработу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированногобюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов,сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджетысубъектов Федерации;
· обеспечиваетисполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетныхфондов;
· разрабатываетс участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговойполиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговойсистемы;
· принимаетучастие в определении ценовой политики;
·