Изменения в правовом регулировании института коммерческой тайны в связи с введением в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации

Содержание:
I. Введение…………………………………………………………. стр.3
II. Понятие и признаки коммерческойтайны ………….………… стр.5
III. Субъекты права на коммерческуютайну ………….…………стр.8
IV. Права обладателей коммерческойтайны ……………………стр.10
V. Правовая охрана коммерческой тайны……………….………стр.14
VI. Заключение……………………………………………………. стр.21
VII. Библиография …………………………………………………стр.24

I. ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерациизавершился очередной этап процесса кодификации гражданского законодательства.
С 1 января 2008 г. вступила силу IV часть Гражданского кодексаРоссийской Федерации (далее – ГК РФ), посвященная правам на результатыинтеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которую по правуможно назвать кодексом интеллектуальной собственности[[1]].
Целью настоящей работыявляется изучение изменений, произошедших в правовом регулировании институтакоммерческой тайны в связи с введением в действие IV части ГК РФ.
Место норм обинтеллектуальной собственности в системе российского законодательстваопределяется главным нормативным правовым актом страны – КонституциейРоссийской Федерации, в п. «о» ст. 71.
Как показывает анализзаконодательства об интеллектуальной собственности, в него входят юридическиенормы, характерные для ряда отраслей права. Гражданско-правовые нормырегулируют реализацию исключительного права, а также договорные отношения. Наинтеллектуальную собственность распространяются также общие принципынаследования[[2]].
Результатыинтеллектуальной деятельности, равно как и исключительные права на них, отнесеныст.128 ГК РФ к числу объектов гражданских прав, то есть тех материальных идуховных благ, по поводу которых субъекты гражданского оборота вступают вправовые отношения между собой[[3]].В тоже время законодатель для их обозначения оперирует понятием«интеллектуальная собственность», раскрываемым в ст. 1225 ГК РФ:
«1. Результатамиинтеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализацииюридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляетсяправовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: />
1) произведения науки,литературы и искусства; />
2) программы дляэлектронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);/>
3) базы данных; />
4) исполнения; />
5) фонограммы; />
6) сообщение в эфир илипо кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельноговещания); />
7) изобретения; />
8) полезные модели;
/>9) промышленныеобразцы; />
10) селекционныедостижения; />
11) топологииинтегральных микросхем; />
12) секреты производства(ноу-хау); />
13) фирменныенаименования; />
14) товарные знаки изнаки обслуживания; />
15) наименования местпроисхождения товаров; />
16) коммерческиеобозначения.
2. Интеллектуальнаясобственность охраняется законом».
Следует отметить, что вотличие от предыдущего определения интеллектуальной собственности, даваемого допринятия IV части ГК РФ, где интеллектуальнаясобственность рассматривалась в значении правового режима охраны результатовинтеллектуальной деятельности приравненных к ним средств индивидуализации, ст.1225 ГК РФ рассматривает понятие «интеллектуальная собственность» в значенииобъектов, охраняемых законом[[4]],что можно считать упущением со стороны законодателя: результатыинтеллектуальной деятельности, не включенные в указанный перечень, от этого нетеряют характер объектов интеллектуальной собственности, однако закономтаковыми не признаются и, следовательно, им не охраняются.
Информация, составляющаякоммерческую тайну, коей посвящена настоящая работа, относится к так называемымнетрадиционным объектам интеллектуальной собственности, под которыми понимаютрезультаты интеллектуального труда, обладающие специфическими по отношению кдругим объектам интеллектуальной собственности свойствами, что определяетособый порядок правового регулирования отношений, возникающих в связи ссозданием и реализацией данных специфических объектов интеллектуальнойсобственности[[5]].В ст. 1225 ГК РФ упоминание о такой информации дано лишь в п.12 части 1 секретыпроизводства (ноу-хау), а в ст.1470 говорится о служебном секрете производства[6].Но исчерпывается ли данный институт лишь такой информацией? Как повлияетвведение в действие норм части IV ГКРФ на регулирование правом коммерческой тайны и какие изменения повлечет?Каковы плюсы и минусы нового законодательства в этой области? Этим и связаннымс ними вопросам и посвящена настоящая работа.

II. Понятие и признаки коммерческойтайны.
Понятие «коммерческаятайна» было неизвестно советскому гражданскому праву, из-за чего сегодня этотинститут является одним из наименее разработанных категорий российского права.Впервые право на сохранение коммерческой тайны (включавшей в себя и тайнуслужебную) было провозглашено Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР», в ст.33 которого и давалось первое определение ее как «не являющихсягосударственными секретными сведения, связанные с производством,технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностьюпредприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ихинтересам». Весьма расплывчатое определение, не так ли? Однако мощный переход крыночной экономике, развернувшийся в стране, потребовал более конкретногоподхода к этому вопросу, что повлекло за собой его дальнейшеесовершенствование.
Ст.139 ГК РФ давала, навзгляд автора настоящей работы, весьма емкое определение коммерческой тайны какинформации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность всилу ее неизвестности третьим лицам, а так же как сведения, к которым исключенсвободный доступ посторонним, их обладатель принимает все меры к сохранениютакой конфиденциальности. Однако настоящая статья была признана утратившей силуФедеральным законом от 18 декабря 2006 г. «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (но вот в самой IV части ГК РФ законодатель определениякоммерческой тайны не дает, а лишь упоминает о ней, говоря о ноу-хау, видимо,решив ограничиться определениями, данными в других нормативных актах).
В результате определенияуказанного вида информации можно найти в законодательных актах, отдельно регулирующихэтот институт.
 Всоответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» таковой признается конфиденциальность информации, позволяющая ееобладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы,избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ,услуг или получить иную коммерческую выгоду. То есть тайной признается не самаинформация, а ее конфиденциальность как режим сохранения неизвестности такихданных. Вп.2 ст.3 Федерального закона «О коммерческой тайне» законодатель даетопределение информации, составляющей коммерческую тайну: таковой признаетсянаучно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическаяили иная информация (в том числе составляющая секреты производства), котораяимеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силунеизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законномосновании и в отношении которой обладателем такой информации введен режимкоммерческой тайны[[7]].В данном определении отражены главные требования, которым должна отвечатьинформация при отнесении ее к коммерческой тайне: неизвестность ее третьимлицам (что отличает коммерческую тайну от авторского и патентного права, прикоторых третьим лицам известен объект, получающий правовую защиту) и в силуэтого наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности, отсутствиесвободного доступа на законном основании к сведениям, а также принятиеобладателем знаний мер, обеспечивающих их конфиденциальность. Следует отметить, что соотношение понятий «информация,составляющая коммерческую тайну» и «конфиденциальная информация» являетсядискуссионным: по замечаниям экспертов в области информационного права, термин«конфиденциальность» присутствует в 84 федеральных законах и 706 международнымактах, но ни в статьях Закона «О коммерческой тайне», ни в ГК РФ, ни в другихправовых актах нет ответа на вопрос, каким образом связаны эти два понятия[[8]].
Коммерческой тайной можетявляться определенное сочетание или набор известных составляющих, расположенныхв определенной последовательности[[9]],являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация сама по себенематериальна, однако ее хранение и распространение чаще всего происходитпосредством именно овеществленных носителей, и в этом смысле она не отличаетсяот иных объектов интеллектуальной собственности, которые сами могутрассматриваться в качестве информационных ресурсов.
Являясь итогомчеловеческих усилий, она вполне подходит под такой признак интеллектуальнойсобственности, как результат интеллектуальной деятельности.
Следовательно,коммерческая тайна является одной из разновидностей объектов интеллектуальнойсобственности (хотя, повторимся, законодатель и не указывает ее в качестветаковой). Однако коммерческая тайна обладает важной отличительной особенностью:она наиболее универсальна в отличие от иных объектов интеллектуальнойсобственности, так как сюда могут быть отнесены любые сведения, связанные спроизводством, технологией, управлением, финансовыми вопросами и инойдеятельностью хозяйствующего субъекта. Однако это не означает неограниченностивозможности отнесения предпринимателем сведений к коммерческой тайне: переченьсведений, не могущих составлять коммерческую тайну, определяется правовымиактами.
Согласно п.4 ст.9Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» условия отнесения информации к сведениям,составляющим коммерческую тайну, устанавливаются федеральными законами. Всоответствии со ст.5 Федерального закона «О коммерческой тайне» к таковым немогут быть отнесены учредительные документы; документы, дающие право заниматьсяпредпринимательской деятельностью; сведения, по установленным формам отчетностио финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые дляпроверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательныхплатежей; сведения о штате сотрудников, а также некоторые другие сведения.Важно отметить, что ранее п.2 ст.4 Федерального закона «О коммерческой тайне»допускал отнесение к таковой информации, самостоятельно полученной лицом приосуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, вслучае, если содержание таких сведений совпадает с содержанием информации,составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.Однако данное положение утратило силу в связи введением в действие IV части ГК РФ, дабы не вступать впротиворечие с п.2 ст.1446 ГК РФ.
В качестве еще однойважной черты коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственностинеобходимо выделить то, что в ее основе лежит фактическая монополия конкретноголица на информацию. От принимаемых им мер по сохранности конфиденциальностиинформации, а по сути – его монополии на нее, зависит жизнедеятельность егоправа на коммерческую тайну[[10]].
Спецификой коммерческойтайны как объекта интеллектуальной собственности является неограниченностьсрока ее охраны (что также отличает ее от, например, авторского права), ибоохрана коммерческой тайны действует, пока сохраняется монополия обладателя нанее, и он принимает необходимые меры к ее сохранению.
Наконец, коммерческаятайна не требует официального признания ее охраноспособности, государственнойрегистрации, уплаты пошлин и соблюдения иных формальностей, как это имеет местобыть в случае с иными объектами интеллектуальной собственности, и в этом смыслекоммерческая тайна является более удобной и выгодной для предпринимателя формойдля сохранения сведений в тайне.
Однако помимокоммерческой тайны российское законодательство отдельно выделяет еще нескольковидов сведений, которые должны сохраняться в секрете: государственная, военная,медицинская, адвокатская, нотариальная, личная и семейная тайна, тайнаусыновления, тайна следствия и многие другие. Главное отличие междукоммерческой тайной и перечисленными выше видами тайн заключается в том, чтокоммерческая тайна – это один из видов так называемых «естественных» тайн (тоесть непосредственным образом связанных с видом персонифицированного субъекта),тогда как профессиональные тайны, представляющие информацию, получаемуюсубъектом в связи с его профессиональной деятельностью, являются тайнами«производными». И если в отношении естественных тайн их владелец обладаетправом установления «режима секретности», то в отношении производных тайн ихобладатель обязан устанавливать соответствующий режим[[11]].

III. Субъекты права на коммерческуютайну.
Исходя из того, чтокоммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством признаютсялишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, субъектами права накоммерческую тайну являются лица, которые такой деятельностью занимаются[[12]].Что касается юридических лиц, то субъектами права на коммерческую тайну могутвыступать те из них, которые относятся к коммерческим организациям, а равноотносящиеся к некоммерческим организациям в том случае, если они обладаютсведениями, относящимися к разрешенной им предпринимательской деятельности.
Сарин С.В. утверждает,что физические лица могут выступать субъектами права на коммерческую тайну независимо от того, являются ли они предпринимателями или нет[[13]].Однако представляется, что такая точка зрения несовсем корректна, так как вовтором случае будет иметь место личная, семейная, иная тайна, однако статускоммерческой она приобретет лишь в случае, когда ее обладатель «наградит» еенеобходимыми чертами соответствующего вида информации, а сам приобретет статуспредпринимателя.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации», обладателем информации является лицо, самостоятельно создавшееинформацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать илиограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.Очевидно, что в данном случае понятие, данное в вышеупомянутом законе, весьмасхоже с понятием правообладателя на результаты интеллектуальной собственности(автор или иное лицо, получившее объем прав, по договору либо по закону).
К сожалению, разработчикиГК РФ не указали, какое именно лицо следует считать носителем права накоммерческую тайну.
При этом следуетотметить, что круг субъектов права на коммерческую тайну, указанный в статьяхФедерального закона «О коммерческой тайне» является несовсем точным иполным. Как верно отмечает Беляев М.В.[[14]],по совокупности правомочий, включая право владения такой информацией назаконном основании, законодатель ставит знак равенства между обладателем ивладельцем информации, отнесенной к коммерческой тайне. Так, п.4 ст.3указанного Федерального закона закрепляет, что обладателем информации,составляющую коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией,составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ кэтой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны. Но,во-первых, второй и третий признаки обладателяинформации, составляющей коммерческую тайну, представляются идентичными посвоему содержанию, поскольку ограничение доступа к указанной информации — неотъемлемая(а зачастую и единственная) составляющая режима коммерческой тайны[[15]],а во-вторых, как сказано выше, очевидно смешение в одном понятии двух разныхсубъектов. Логичнее было бы отдельно выделить обладателя — собственникаконфиденциальной информации, владельца – лицо, получившее право использованияинформации, составляющую коммерческую тайну, на основании закона (например, полицензионному договору в порядке ст.1469 ГК РФ), а также иных лиц, получившихправо доступа к коммерческой тайне на законных основаниях (например,сотрудников обладателя коммерческой тайны, представителей государственныхорганов).
Последних Беляев М.В.предлагает выделять как конфидентов коммерческой тайны, понимая под ними лиц,которым на основании трудового договора (работники), гражданско-правовогодоговора (контрагенты) либо в силу служебного положения или исполненияпрофессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальнойслужбой, или на ином законном основании известна коммерческая тайна другоголица[[16]].Однако согласиться с ним в полной мере сложно: во-первых, отнесениеконтрагентов к данной категории несовсем верно (логичнее их отнести к категории«владельцы»). Во-вторых, к лицам, которым конфиденциальная информация сталаизвестна в силу служебного положения или исполнения профессиональныхобязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, или наином законном основании, Беляев М.В. предлагает отнести аудиторов, адвокатовнотариусов переводчиков, страховщиков и так далее. Однако, по мнению авторанастоящей работы, в данном случае уместнее говорить о видах профессиональнойтайны, регулируемых отдельными нормативными актами.
Как сказано выше, Федеральныйзакон относит к обладателям информации, составляющую коммерческую тайну, лиц,которые владеют информацией, составляющей коммерческую тайну, на законномосновании, ограничили доступ к этой информации и установили в отношении неережим коммерческой тайны. При этом в законе не содержится каких-либодополнительных требований к субъектам права на коммерческую тайну.
Представляется, чтонаряду с гражданами Российской Федерации и отечественными юридическими лицамиправом на охрану коммерческой тайны в соответствии с российскимзаконодательством в равной степени пользуются и иностранные граждане июридические лица.

IV. Права обладателей коммерческойтайны.
Сущность права накоммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможностизасекречивать эту информацию от широкой публики, пользоваться ею в своихкоммерческих целях и требовать, чтобы третьи лица воздерживались отиспользования незаконных методов получения данной информации[[17]].
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что рассматриваемое право включает в себя следующиесоставляющие:
— во-первых, возможностьправообладателя предпринимать собственные активные действия для сохраненияконфиденциальности информации и извлечения из этого пользы для себя. В этихцелях субъект права на коммерческую тайну может использовать все незапрещенныезаконом средства для обеспечения сохранности информации. Это могут бытьразличные меры организационного характера, связанные с подбором персонала,введения пропускного режима, установления охранных систем и тому подобное;
— во-вторых, правомочиеобладателя права на коммерческую тайну требовать от третьих лиц воздержания отнезаконного завладения конфиденциальной информацией, например, запрет напользование другими лицами результатов интеллектуальной деятельности безсогласия правообладателя, возможность обладателя исключительного права посвоему усмотрению разрешить либо запретить другим лицам использоватьпринадлежащую ему информацию;
— в-третьих, к числуважных правовых возможностей обладателя коммерческой тайны необходимо отнестиего права по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальнойсобственности: возможность передать его полностью или частично по договорудругим лицам либо сделать его открытым для широких масс.
В ранее действовавшейредакции Федерального закона «О коммерческой тайне» (ст. 7) перечислялись праваобладателя информации, составляющей коммерческую тайну. В частности обладательтакой информации уполномочивался на установление, изменение или отмену режимакоммерческой тайны (само понятие «режим коммерческой тайны» также было отмененов соответствии с Федеральным законом «О введении в действие части четвертойГражданского кодекса Российской Федерации»); использовать информацию,составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд; разрешать либо запрещатьдоступ к такой информации, определяя при этом порядок и условия доступа к ней;вводить информацию в гражданский оборот на основании договоров; требовать отлиц, получивших доступ к информации, соблюдения обязанностей по ее конфиденциальности;защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения,незаконного получения либо использования третьими лицами информации,составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков.Однако данная норма была отменена в связи с введением в действие IV части ГК РФ.
Отныне права обладателякоммерческой тайны зафиксированы (в большей степени) в нормах ГК РФ.
В ст.1229 ГК РФустанавливается, что лицо, обладающее исключительным правом на результатинтеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат по своемуусмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель можетраспоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности.
Предусмотрено, чтоправообладатель вправе по своему усмотрению разрешать или запрещать другимлицам использование результата интеллектуальной деятельности, при этомотсутствие запрета не считается согласием (разрешением) правообладателя.
Ст.1468 ГК РФ фиксируетвозможность лица, обладающего исключительным правом на секрет производства,передавать его в полном объеме другому лицу – приобретателю такого права, приэтом устанавливается обязанность лица, отчуждающего свое исключительное право,сохранять конфиденциальность секрета производства вплоть до прекращениядействия исключительного права на секрет производства (то есть до того момента,когда конфиденциальность сведений прекратится у их нового правообладателя).Отметим, что здесь речь идет именно о полном отчуждении исключительного права,без возможности его первоначального носителя оставить за собой какой-либо объемполномочий в отношении него.
Но, к сожалению,законодательство не устанавливает каких-то конкретных условий данного видадоговора, норм, помогающих сторонам более надежно построить свои отношения.Так, нелишне было бы установить способ описания объекта, исключительное правона который передается по договору, а также его передачи между контрагентами[[18]].
Далее, в ст.1469 ГК РФзаконодатель устанавливает возможность предоставления права использованиясекрета производства по лицензионному договору в устанавливаемых этим договоромпределах. Предусмотрено, что такой договор может быть заключен как с указанием,так и без указания срока его действия. В случае, когда срок, на который договорбыл заключен, в нем не указан, любая из сторон вправе в любое время отказатьсяот договора, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за 6 месяцев,если договором не предусмотрен более длительный срок.
Обязанность лица,распорядившегося своим правом использования секрета производства (лицензиара),сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срокадействия лицензионного договора, устанавливается, равно как и обязанность лица,получившего соответствующие права по договору (лицензиата), сохранятьконфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительногоправа на секрет производства.
Итак, в отличие от договораоб отчуждении исключительного права на секрет производства, лицензионныйдоговор позволяет использовать ноу-хау в определяемых его сторонами пределах. Всоответствии со ст.1235 ГК РФ, лицензиат вправе использовать ноу-хау лишь вустановленных заключенным договором пределах. Право использования, прямо непредусмотренное лицензионным договором, считается не предоставленным. Данноепредписание ГК РФ ранее было установлено в п.2 ст.31 Закона РоссийскойФедерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»: «Все правана использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору,считаются не переданными».
Абзац первый п.3рассматриваемой статьи ограничивает право обладателя ноу-хау прекратитьпринятие превентивных мер охраны его конфиденциальности и, следовательно,действия его исключительного права на него, до истечения срока действиязаключенного лицензионного договора. В противном случае лицензиар обязанвозместить лицензиату убытки, которые возникли у них в виду потери ноу-хау егокоммерческой ценности.
Данное условие ГК РФ вотличие от п.5 ст.12 Федерального закона «О коммерческой тайне»[[19]](утратившей силу с 1 января 2008 г.) носит императивный характер.
Важной являетсязафиксированная законодателем обязанность контрагентов сохранятьконфиденциальность информации, составляющей ноу-хау, не разъяснив, к сожалению,важной детали: что значит «сохранить конфиденциальность информации»? Избуквального толкования закона следует, что лицензиат, приобретая правопользования ноу-хау, предположим, на месяц, обязуется в последствии либо годамиограничивать доступ ко всем ресурсам, продукции и иным результатампроизводства, образованным в процессе использования приобретенного имисключительного права, либо уничтожить их.
Также, на взгляд автора,в законе следовало бы установить норму, в соответствии с которой обладательсекрета производства мог бы заключать подобный лицензионный договор сограниченным количеством лицензиатов, ибо, как верно пишет Питер Мэггс, «…нельзя не признать, что владелец секрета может выдать лицензию на егоиспользование третьим лицам – производителям в данной отрасли. Однако есликаждая компания отрасли использует данный технологический процесс, то егонельзя не признать общеизвестным приемом производства»[[20]].Таким образом, при заключении договоров о передаче прав на ноу-хау важнособлюсти количественный предел подобных договоров, иначе теряется смыслконфиденциальности передаваемой информации (а значит и сам секрет производства)как таковой.
В виду того, что, какуказывалось выше, ст.7, равно как ст.12, Федерального закона «О коммерческойтайне» были признаны утратившими силу в связи с введением в действие IV части ГК РФ, а сама IV часть не содержит норм, относящихсяконкретно к институту коммерческой тайны, логично предположить, что вышерассмотренные статьи ГК РФ по аналогии в полном объеме распространяются и на коммерческуютайну.
На взгляд авторанастоящей работы, в отмененной ст.12 Федерального закона «О коммерческойтайне», говорившей об охране конфиденциальности информации в рамкахгражданско-правовых отношений, надежнее защищала владельца информации, составляющейкоммерческую тайну, в случае передачи ее другому лицу по договору. В частностипредусматривалось обязательное определение в договоре условий охраныконфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации илиликвидации одной из сторон договора.
Что делать в этом случаетеперь? С одной стороны, ст.1241 ГК РФ устанавливает общую норму, закрепляющуюпереход исключительного права к другим лицам без договора. Согласно ей, переходисключительного права на результат интеллектуальной деятельности или насредство индивидуализации к другому лицу без заключения договора справообладателем допускается в порядке универсального правопреемства(наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания наимущество.
Но, во-первых, в даннойстатье не установлены виды результатов интеллектуальной деятельности, накоторые переход исключительного права в указанном порядке невозможен (а таковыеобязательно должны быть), а также виды результатов интеллектуальнойдеятельности, исключительные права на которые не могут быть предметомвзыскания. В частности, IVчасть ГК РФ регулирует вопросы о взыскании на права, связанные с использованиемобъектов авторского права и смежных прав (ст. 1284, 1319 ГК РФ),предусматривает невозможность взыскания на исключительные права использованиясекретного изобретения (ст.1405 ГК РФ), а как быть с такими результатамиинтеллектуальной деятельности, как объекты патентного права, селекционныедостижения и ноу-хау?
Во-вторых, кажетсянеправильным подход законодателя, допускающий переход права на ноу-хау беззаключения договора с правообладателем: в данном случае это может нанести уронинтересам последнего.
Прекращение права накоммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами, а именно:
— утрата фактической монополиина сведения, которые стали доступными третьим лицам и соответственно утратилисвою конфиденциальность и связанную с ней ценность;
— отчуждениеисключительного права в порядке ст.1468 ГК РФ;
— отнесениесоответствующих сведений в установленном законом порядке к числу сведений, немогущих составлять коммерческую тайну.

V. Правовая охрана коммерческой тайны.
Причины введения правовойохраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности можноподразделить на общие, которые касаются всех этих объектов, и специфические,которыми обусловлена охрана каждого конкретного объекта. К общим причинамследует отнести, прежде всего, то, что рассматриваемые объекты являютсярезультатами интеллектуального труда. В общественном и государственномпризнании особых прав создателей творческих результатов, не совпадающих собъектами авторского и патентного права, заинтересованы не только сами авторы,но и общество в целом. Введение специальной правовой охраны этих результатовстимулирует творческую активность его членов, способствует развитиюнаучно-технического прогресса[[21]].Однако основной причиной установления средств правовой охраны отдельных объектовинтеллектуальной собственности является тот факт, что традиционные институтыгражданского права не в силах обеспечить ввиду присущих отдельным видаминтеллектуальной собственности особенностей их надлежащую правовую защиту.
Установление правовых основзащиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющейкоммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспеченияпредпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитыхзарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческойтайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование,представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которогоосуществляется как на основе национальных правовых традиций, так и всоответствии с современными стандартами международной торговли[[22]].
Как было сказано выше, нетак давно в отечественном праве не было даже понятия «коммерческая тайна»: вСоветском Союзе был только один монополист – государство, а значит, любые тайныпризнавались либо государственными (и тогда их защита обеспечиваласьсоответствующими компетентными органами), либо не признавались таковыми вовсе.
Иная ситуация сложилась вЕвропе и Америке, где институт правовой защиты коммерческих секретовнасчитывает не один век.
К примеру, вВеликобритании в настоящее время отсутствует законодательная защитакоммерческих секретов и, соответственно, не существует четкого определениякоммерческой тайны. Рассматриваемая отрасль права развивалась здесь на основесудебных прецедентов и получила название «конфиденциального права» (Law of Confidence). Объектом ее регулирования, преждевсего, являются отношения в сфере предпринимательской деятельности, носоответствующие положения применяются также для защиты государственной тайны итайны частной жизни. В английском праве коммерческую тайну рассматривают какодин из элементов интеллектуальной собственности. Обязательство неразглашениякоммерческой тайны основывается на договорных отношениях[[23]].В британском уголовном праве хищение информации, составляющей коммерческуютайну, классифицируется как «злоупотребление доверием», то есть какмошенничество, однако специального состава преступления не предусмотрено(информация в Британии не рассматривается как собственность, а значит, бытьобъектом хищения не может), поэтому соответствующие деяния могутрассматриваться также как причинение вреда имуществу или даже взяточничество.
А вот в США защитаобъектов интеллектуальной собственности осуществляется, в основном, на уровнезаконодательства штатов, в большей части из которых в основу положен такназываемый унифицированный Акт о торговых секретах (Uniform Trade Secret Act with 1985 Amendments), в соответствии со ст.4 которого коммерческой тайной признаетсяинформация, включая формулы, модели, программы, механизмы, способы илитехнология, которая: обладает самостоятельной экономической ценностью,действительной или потенциальной, и недоступна другим лицам, которые могли быизвлечь экономическую выгоду из ее использования или разглашения и в отношениикоторой принимаются меры по защите секретности. Также в 1996 г. в США был принят Закон об экономическом шпионаже (The EconomicEspionage Act), согласно которому хищение сведений, составляющихкоммерческую тайну, является федеральным преступлением.
Защита коммерческой тайныв Таиланде осуществляется на основе закона о коммерческой тайне, которыйвступил в силу в июле 2002 г. (Trade Secret Act). Закон содержит положения о защитекоммерческой информации от несанкционированного разглашения, включая полномочияпо установлению судебных запретов. Кроме того, закон устанавливает условиявозмещения вреда, причиненного нарушением режима коммерческой тайны[[24]].
Но вернемся котечественному законодательству.
Основной формой защиты правана коммерческую тайну является юрисдикционная процедура, которая делится насудебный и административный порядки[25].Судебный порядок предполагает обращение в суд с иском о защите нарушенных прав.При административном порядке потерпевший обладает правом подачи заявления онарушении его права в территориальный антимонопольный орган, который, послерассмотрения обстоятельств дела, вправе вынести предписание, обязательное дляисполнения, а также применить к нарушителю закона санкции.
В соответствии со ст.14Федерального закона «О коммерческой тайне» за нарушение права наконфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, влечет за собойдисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность.
П.1 ст. 1250 ГК РФ,носящей декларативный характер, устанавливает, что интеллектуальные права могутзащищаться предусмотренными ГК РФ способами (как общими, предусмотренными вст.12 ГК РФ, так и специальными – установленными для конкретного объектаинтеллектуальной собственности в соответствующем разделе ГК РФ), при этом выборспособа защиты нарушенного права определяется исходя из существа нарушенногоправа и последствий его нарушения.
В п.2 той же статьиуказан круг лиц, по требованию которых могут быть применены способы защитыинтеллектуального права. Это: непосредственные правообладатели (к коимотносятся авторы и их наследники, иные физические либо юридические лица,обладающие правом интеллектуальной собственности в силу закона); организации поуправлению правами на коллективной основе; иные установленные законом лица(например, лицензиаты).
В п.3 рассматриваемойстатьи содержится важное указание на то, что отсутствие вины нарушителя неосвобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, аравно не исключает в отношении него мер, направленных на защиту таких прав.
Важные нормыустанавливаются в ст.1252 ГК РФ, провозглашающей, что защита прав на результатыинтеллектуальной деятельности осуществляется, в частности, путем предъявлениятребования:
1) о признании права – клицу, которое отрицает или иным образом не признает исключительное правоправообладателя. Данное требование является также первым из общих способовзащиты, установленных ст.12 ГК РФ.
2) о пресечении действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающемутакие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним. Этот способзащиты также содержится в ст.12 ГК РФ и является составной частьювосстановления положения, существовавшего до нарушения права[[26]].
3) о возмещении убытков –к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельностибез заключения соглашения с правообладателем или иным образом нарушившему егоисключительное право и причинившему ему ущерб. При этом важно помнить, что подубытками, согласно п.2 ст.15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье правонарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенногоправа, реальный ущерб, а также упущенная выгода. При этом если лицо, нарушившееисключительное право, получило вследствие этого доход, то лицо, чье право былонарушено, вправе потребовать возмещения наряду с иными убытками и упущеннойвыгоды в размере не меньшем, чем такие доходы[[27]].
4) об изъятии материальногоносителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, иному распространителю,недобросовестному приобретателю. Законодатель вновь опускает пояснение, когоможно считать недобросовестным приобретателем в данном случае. И еще несовсемпонятно: в чем значение данной нормы, ведь суд принимает решение о конфискацииконтрафактной продукции независимо от наличия ходатайства об этом со стороныистца?
5) о публикации решениясуда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – кнарушителю исключительного права.
В качестве специальнойнормы ГК РФ, устанавливающей правовую защиту коммерческой тайны, можемрассматривать ст.1472 ГК РФ, устанавливающую, что нарушитель исключительногоправа на секрет производства (читаем — на коммерческую тайну), в том числелицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие конфиденциальнуюинформацию, и разгласило их, а также лицо, распорядившееся своим исключительнымправом в порядке ст.1468 ГК РФ и обязанное сохранять конфиденциальность сведенийв соответствии с п.2 той же статьи, а равно лицензиар в соответствии с п.3ст.1469 ГК РФ, также гражданин, которому в связи с выполнением его трудовыхобязанностей или конкретного задания работодателя стала известнаконфиденциальная информации и обязанный сохранять ее в тайне, — обязановозместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секретпроизводства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором.
Интересы обладателяисключительного права могут охраняться иными способами, которые предусмотреныст.12 ГК РФ и иными законодательными актами (Уголовным кодексом РоссийскойФедерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации ипрочими). В том числе путем восстановления положения собственника информации.Но такой способ может быть применен лишь в случае, когда несанкционированныйдоступ, разглашение или иное использование конфиденциальной информации непривели к ее общеизвестности, и существует объективная возможность устранитьпоследствия такого доступа.
Административнаяответственность за нарушение исключительного права на коммерческую тайну можетнаступать в порядке ст.13.14 Кодекса об административных правонарушенияхРоссийской Федерации, устанавливающей, что разглашение информации, доступ ккоторой федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такойинформации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такойинформации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей(за исключением недобросовестной конкуренции), влечет за собой наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, а длядолжностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей.
Наиболее суровоенаказание за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческуютайну, предусматривает Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), всоответствии со ст.183 которого собирание сведений, составляющих коммерческуютайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконнымспособом />наказывается штрафом в размере до 80 000 рублейили в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одногодо шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
Похищениедокументов, содержащих коммерческую тайну, может быть совершено как тайно, таки открыто, с применением обмана или физического насилия (нанесение ударов,связывание, причинение легкого вреда здоровью) в отношении лиц, владеющихконфиденциальной информацией (руководители и служащие коммерческих и некоммерческихорганизаций, индивидуальные предприниматели)[[28]].
К иным незаконнымспособам собирания коммерческой тайны относятся: завладение образцамипродукции, составляющими коммерческую тайну; использование подслушивающихприборов и иных специальных технических средств; незаконное проникновение вкомпьютерную сеть и так далее[[29]].
В ч.2 ст.183 УК РФпредусмотрено, что незаконные разглашение или использование сведений, составляющихкоммерческую тайну, без согласия ее владельца лицом, которому она была доверенаили стала известна по службе или работе,/> наказываются штрафомв размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до одного года с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либолишением свободы на срок до трех лет.
В ч.3 той же статьиустановлено, что те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные изкорыстной заинтересованности, />наказываются штрафом в размередо 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденногоза период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либолишением свободы на срок до пяти лет. При этом под крупным размером всоответствии с примечанием к ст.169 УК РФ следует понимать ущерб, превышающий250 000 рублей.
Деяния,предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкиепоследствия, />наказываются лишением свободы на срок до десятилет (ч.4 ст.183 УК РФ).
Отдельно следуетупомянуть об уголовной ответственности, предусмотренной за преступления в сферекомпьютерной информации, под которой УК РФ, в соответствии с ч.1 ст.272,понимает информацию на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине(ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. При этом УК РФ в сфере компьютерной информациипризнает уголовно наказуемыми следующие деяния:
1) неправомерныйдоступ к охраняемой законом компьютерной информации (при условии, что даннаяинформация является конфиденциальной; последствиями неправомерного доступа кней явились уничтожение информации; ее блокирование; модификация либокопирование такой информации; нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети –ч.1 ст.272 УК РФ);
2) создание программдля ЭВМ, системы ЭВМ либо внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящихк несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированиюинформации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равноиспользование либо распространение таких программ или машинных носителей стакими программами (ч.1 ст.273 УК РФ);
3) нарушение правилэксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системеЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемойзаконом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред (ч.1 ст.274УК РФ). При этом существенный вред в данном случае является оценочным понятием,которым охватывается как материальный, так и иной (например, моральный) вред.Он должен быть прямым следствием уничтожения, блокирования или модификацииохраняемой законом информации[[30]].
Очевидно, что вотличие от гражданского законодательства и законодательства об административныхправонарушениях, в основном запрещающих разглашений конфиденциальнойинформации, УК РФ предусматривает санкции и за ее уничтожение, то есть стираниекомпьютерной информации, содержащейся на материальных носителях или в памятиЭВМ[[31]].При чем имеющаяся у пользователя возможность восстановить уничтоженнуюинформацию с помощью средств программного обеспечения или получить даннуюинформацию от другого пользователя не освобождает виновного от ответственности[[32]].
Дисциплинарнаяответственность устанавливается для работника, разгласившего умышленно либонеосторожно информацию, составляющую для его работодателя или для его партнеровкоммерческую тайну (в случае, если совершенное деяние не образует составаадминистративного правонарушения или уголовного преступления). Обязанностьгражданина, которому в связи с выполнением трудовых обязанностей иликонкретного задания работодателя стала известна информация, составляющаякоммерческую тайну, сохранять конфиденциальность полученных сведений допрекращения действия исключительного права на такую информацию установлена вп.2 ст.1470 ГК РФ.
П.2 ст.1472 ГК РФсодержит важное положение о том, что лицо, которое использовалоконфиденциальную информацию и не знало и не должно было знать о том, что егоиспользование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ кконфиденциальной информации случайно или по ошибке, ответственности не несет.Это положение подкрепляется п.4 ст.14 Федерального закона «О коммерческойтайне», устанавливающим, что лицо, которое использовало информацию,составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считатьиспользование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней врезультате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности.При этом в п.5 указанной статьи Федерального закона установлено, что лицо,которое освобождается от ответственности за незаконное использованиеконфиденциальной информации, обязано принять меры по охране конфиденциальностисведений по требованию их обладателя. Отказ данного лица принять указанные мерыдает право обладателю конфиденциальной информации требовать защиты в судебномпорядке.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнениянастоящей работы были рассмотрены основные аспекты, связанные с изменениями врегулировании института коммерческой тайны, произошедшими в связи с вступлениемв действие IV части ГК РФ 1 января этого года.
Отметим, что часть IV ГК РФ введена Федеральным законом «О введении в действие части четвертой Гражданского кодексаРоссийской Федерации»(проект № 323425-4) (принят в третьем чтении24.11.2006 г.), предусматривающим внесение изменений в части I, II и III ГКРФ и некоторые другие законодательные акты; в ней устанавливаются нормы,закрепляющие охрану ранее возникших прав на результаты интеллектуальнойдеятельности и средства индивидуализации[[33]].
Согласно Аналитической записке Торгово-промышленной палатыРоссийской Федерации №48 от ноября 2006 г[[34]],главное нововведение проекта состоит в появлении общей части праваинтеллектуальной собственности, позволяющей систематизировать разрозненныенормы. Вместе с тем, разработчики постарались максимально сохранить положениядействующих законов в области интеллектуальной собственности и соотнести их снормами международных соглашений.
В IV части ГК РФ включены не толькотрадиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальнойсобственности: право на секреты производства (ноу-хау) и право на фирменноенаименование.
Однако дажепервоначальный, беглый анализ действующего законодательства РоссийскойФедерации показывает, что оно охватывает далеко не все сферы отношений,возникающих по поводу информации, составляющей коммерческую тайну.
Начать хотя бы стого, что IV часть ГК РФ попросту не включает такого понятия, каккоммерческая тайна (более того, информация была вообще исключена из видовобъектов гражданских прав!) и говорит только о секрете производства (ноу-хау),а также о служебном секрете производства (категория, призванная заменить собойслужебную тайну). В результате нормы, закрепленные в главе 75 ГК РФ, следуеттолковать расширительно по отношению к коммерческой тайне.
Кроме того, наосновании положений Федерального закона «О введении в действие части четвертойГражданского кодекса Российской Федерации» утратили силу важные статьи I части ГК РФ(ст.138; ст.139), регулировавшие институт коммерческой тайны, а также многиенормы Федерального закона «О коммерческой тайне»: п.3 ст.3; ч.2 ст.4; ст. ст.7,8, 9; п.п.3, 4 ч.3, ч.4, 5, 7 ст.11; ст.12. Однако далеко не все положениянашли отражение в статьях IV части ГК РФ. В частности не были закрепленыважные, на взгляд автора настоящей работы, нормы относительно режимакоммерческой тайны (следует отметить, что п.3 ст.3 Федерального закона «Окоммерческой тайне», содержавший определение понятия «режим коммерческойтайны», был признан утратившим силу в связи с вступлением в действие IV части ГК РФ, однакопри этом в самом ГК РФ это понятие все же используется, а вот определение егопочему-то теперь в действующем законодательстве не найти), из ГК РФ былоисключено понятие «коммерческая тайна» как таковое (может быть, законодательрешил обойтись определением, данным в Федеральном законе «О коммерческойтайне»? или отныне коммерческая тайна входит в понятие «ноу-хау» илиотождествляется с ним?).
Также в законеследовало уделить больше внимания нормам, посвященным защите исключительногоправа на секрет производства (читаем – на коммерческую тайну) и ответственностиза его нарушение.
К сожалению, новаячасть ГК РФ не восполнила многих пробелов в регулировании рассматриваемоговопроса. В частности, в ней нет определения многих понятий, которыми оперируетГК РФ («конфиденциальная информация», «режим коммерческой тайны»), также несодержится перечня субъектов, обладающих правами в отношении конфиденциальнойинформации.
Учитывая, чтоФедеральный закон «О коммерческой тайне» до 1 января сего года состоял всего из16 статей, а отныне стал еще меньше, кажется вполне обоснованным внести большуючасть норм указанного Федерального закона в IV часть ГК РФ. Также,вероятно, следовало бы усилить нормы об обязанности сохранения и защитеконфиденциальной информации со стороны контрагентов обладателя информации призаключении гражданско-правовых договоров, предметом которых являются секретныесведения. Необходимо также дать определения категорий, используемых в Кодексе.Следовало уделить больше внимания нормам о служебном секрете производства.
С сожалениемприходится признать, что введение IV части ГК РФ не привнесла ожидаемыхулучшений в регулирование института коммерческой тайны. Более того, правовой режим этогообъекта гражданского оборота определен лишь фрагментарно, недостаточно итребует более подробного определения в законе.
Конечно, можнооправдать данные упущения тем, что IV часть ГК РФ принята недавно и только-тольконачинает действовать, а потому еще рано говорить о положительности илиотрицательности тех или иных ее норм. Можно даже сослаться на то, что институткоммерческой тайны появился в российском законодательстве недавно и не стольхорошо разработан, как, скажем, институт собственности.
Однако следует признать,что на разработку новой части ГК РФ было затрачено очень много времени, закоторое можно было бы продуманно составить нормы, регулирующие столь важный дляразвития экономики страны институт (а не ограничиваться общими положениями ирасширительным толкованием специальных норм). И уж, конечно, ничто не мешалозаконодателю обратиться к зарубежному опыту в законодательном регулированиирежима коммерческой тайны.

VII. Библиография.
1) Конституция РоссийскойФедерации от 12 декабря 1993 г.
2) Гражданский кодексРоссийской Федерации: Iчасть от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ; IV часть от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ
3) Кодекс обадминистративных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ
4) Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ
5) Федеральный закон от18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданскогокодекса Российской Федерации»
6) Федеральный закон от29 июля 2004 г. №98 «О коммерческой тайне»
7) Федеральный закон от27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации»
8) Закон РоссийскойФедерации от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»
9) Закон СССР от 4 июня 1990 г. №1529-1 «О предприятиях в СССР»
10) Унифицированный Акт оторговых секретах от 1970 г. с поправками от 1985 г. (Uniform Trade Secret Act with 1985 Amendments)
11) Закон обэкономическом шпионаже от 1996 г. (The EconomicEspionage Act)
12) Комментарий к части IV Гражданского кодекса РоссийскойФедерации под ред. Погуляева В.В. — М., 2008.
13) Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М.– М., 2001.
14) Погуляев В.В.Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне» — М.,2005.
15) Гражданское право,том III под ред. Сергеева А.П. и ТолстогоЮ.К. – М., 2007.
16) Уголовное правоРоссии под ред. Рарога А.И. – М., 2006.
17) Интеллектуальнаясобственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. – М., 2001.
18) Беляев М.В. «Субъектыправа на коммерческую тайну: проблемы правового статуса» — М., «Информационноеправо» №3, 2005.
19)Брединский А. «Секрет Полишинеля» / www.daily.sec.ru
20)Волчинская Е.К. «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в системеконфиденциальной информации. Материалы Всероссийской конференции«Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества» — ИНФОРУМ. Бизнес и безопасность в России. 2004. Сентябрь.
21) Мэггс П., Сергеев А.П. «Интеллектуальнаясобственность». – М., 2000.
22) Сарин С.В. «Новое взаконодательстве о коммерческой тайне» / http: // www.psj.ru
23) Сергеев А.П. «Правоинтеллектуальной собственности в Российской Федерации6 Учеб. изд. 2-е». – М.,2004.
24) СетдароваЛ.Б. «Проблемы правового регулирования коммерческой и служебной тайны втрудовых правоотношениях». – М., Юрист, №9, 2004.
25) Шестаков Д.«Интеллектуальная собственность в системе российского права изаконодательства». – М., Российская юстиция, №5, 2000.
26) Сайты: www.er-duma.ru; www.yartpp.ru; www.garant.ru; www.consultant.ru