Изменения в учреждениях. “Положение о земских участковых начальниках”

Изменения вучреждениях.“Положение о земских участковых начальниках”
12.07.1889г издано “Положение о земских участковых начальниках”. В 40 губерниях Р.создавалось 2200 земских участков (4-5 на уезд) во гл. с земскими начальниками.
Вуездах учреждался уездный съезд земских начальников, кт состоял из адм-ного исуд-ного присутствий. Зем. нач-ки утверждались министерством внутр. дел попредлож. губернатора и губ. предводителя двор-ва из местных потомтственныхдворян. Зем. начальник д. обладать определенным имущ. цензом, иметьвысш.образование, 3х лет. стаж или в долж. мирового посредника или в долж. мир.судьи или в долж. члена губернского по крст-ким делам присутствия. При недостатке кандидатур мог избираться местный потомтсвенный дворянин со сред. илинач. образованием, состоявший в военных или гражд. чинах, независ. от стажа, ноценз-вдвое выше. Введение института зем. начальников -одна из наиболееконтрреакционных контрреформ. В ф-ции зем. начальника входило: 1)надзор иконтроль над деят-сть кр-ких и волостных учреждений, всестороння опека нетолько кр-ян, но и всего податного населения, непривилегир. сословий, живших вселе. 2)власть нач-ков распространялась на мещан, ремесленников, чатснуюинтеллигенцию. Прерогативы зем. нак-ка, осуществляющего адм-ные исудебно-полицейские ф-ции, были очень широки. Он мог подвергнуть телесномиунаказанию, аресту ло 3х дней, штрафу до 6 руб, отстранить от должности членовкр-ких учреждений, отменить постановления сельского и волостного сходов.навязать им свое решение. Волостные суда (сословный хар-р, т.е. не входили всистему общих судов; выбирались кр-нами). Теперь назначались зем. начальникомиз предлагаемых сельским обществом кандидатов. Зем. нак-ик мог отменитьпостановление волост. суда и отстранить судью. Решения зем. нач-ка считаютсяокончательными. В 1889г упразднялись уездные по кр-ким делам присутствия имир.суды. Ф-ции этих учреждений переданы зем. нач-кам, что усилило ихадм-но-полиц. власть на местах (жалобу на зем. нач-ков -в губернскиеприсутствия). Земские и гор. контрреформы. В земствах был недобор гласных изддворян из-за сокращения числа дворян-землевладельцев. 12.06.1890г утвержденоновое “положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Формальнобесслословность и выборность сохранялись. Но: землевладельческая курия, накоторой ранее могли баллатироваться землевладельцы всех сословий, стала куриейдворян-землевладельцев. Ценз для дворян вдвое уменьшился, а число глаынсхземлевладельцев курии увеличилось. Соот-но понизилось число гласных 2х другихкурий. Кр-яне лишилисьв ыборного представительства: они избирали лишькандидатов в земские гласные. список ктх расматривал уездный съезд зем.помещиков и по представлению этого съезда гуьернатор утвнрждал гласных. Дух-во-без избират. прав. Повысился ценз для город. курии -удельный вес дворян ув. с42% до 53%, в губернских куриях -с 82% до 90%. Гласные от кр-ян составлялитеперь в уездных земских собраниях 31-37%, в губернских -2-7%. Губернаторфактически контролировал зем. учреждения. Он мог отменить любые ихпостановления, постановить на обсуждение любой вопрос. Вводилось новое адм-ноезвено -губернское по земским делам присутствие. 11июня 1892г создано новое “городовоеположение”, по ктму значительно сокращались избират. права гор. насления(рабочие и мелкая буржуазия) путем увел. имущ. ценза. Преимущ-во отдавалоськрупной буржуазии. Согласно “город. положению” 1892г устранялась система опекии адм-ного вмешательства в дела гор. самоуправления. Губернатор направлял иконтролировал деят-сть гор. дум и гор. управ. Гор. головы и члены гор. управтеперь рассматривались как чиновники на гос. службе, а не как избранныепредседатели. Однако контрреофрма не была реализована в силу соц. причин.
Историякодификации в России (1700-1835).
1700-вР. учреждается первая Кодифик. комиссия. (кодифицировать старое рус. право наоснове Уложения с учетом новых веяний. В 1714г Спец. комисси поручалось свестивсе последующие (после 1649) указы и приговоры в сводные сборники. Работы д.была проводить канцелярия Сената. В 1718г предложено принять в качествеисточника новых прав. норм шведские законы, включив в единый свод СоборноеУложение, новые указы и шведский кодекс.В 1718г Петр1 приказал прекратитьработу 2ой, а 3ей надо было перевести швед. законы на рус. язык, кт должныстать рус. правом. Работа все цасртв. Петра и Ек.1 В 1728 -4 Законод. комиссия.1730-5 Комисиия до 1744 (задача -нормализация судопроиз-ва и вотчинныхотношений. Результат-к концу 31г был подготовлен раздел о вотчинах. В 37гКомиссия подготовила проекты закона о частичной отмене пыток и нового Ген.регламента). В 1754 -6ая Комиссия-выработка национ. рус. права, прототипорг-ции, кт созвала Ек. Вел. с целью утверждения своего уложения. 1760-проектне утвержден. 7ая Комиссия-задача: совместить в одно челоей работу всех6 комиссий (по 1832 работали 14 комиссифий). В 1832 завершена работа последней14ой. В 1826 новый Николай павлович учреждает последнюю Комиссию в видеКанцелярии. Замест. канцелярии- Сперанский. Его план: 1)полная публикация всехзаконов (1649 и по его время). 2)создание инкорпараций, составление свода.3)создание нового уложения. 1пункт выполнен. В 1830 изданы все важн. законы Р.имеприи (ПСЗРИ-45 томов, состав: 1649 Уложение-1 том, 45 том -манифест 1825 овступлении Ник. на престол). Законы в строгом хронологич. порядке поцарствованиям. Полное собрание законов РИ до 1917г претерпело 3 издания. 2издание -1881, 3-не закончено. Издание происходило путем добавления новых томовк 45. Последний год-1916. **2пункт — издание свода явл. инкорпорационным актом.Нормы права излодены по институтам (систематический метод). В основе ледитдуализм 2х начал (част. и публ. право). Публичное право -законы гос. союза.Частное -законы делились на определительные и охранительные. Законы гос. союзаделились на: законы основные. з.учреждения, з. о сословиях. Гос.охранительные: о благочинии (полиц.-адм-ные), уголовные. Гражданские: з.Союза,общие з об имуществах, спец. законы об имуществе. Гражданско-охранительные: з.судопроиз-ва, з. судопроиз-ва, з. о мерах гражд-х взысканий. **Свод -в 15томах, 1 янв. 1835 встцупилв силу. Неизменен до 1885г. В этом же году +16 том(суд. уставы Ал2.). Кодификация гражд. права -Сперан. начал работу, основа-Кодекс Наполеона (1804). Но император запретил работу. Работа однмкопродолжадась и в 1848г -новое угол. Уложение. Гражд. права не существовало.Основа работы на ним -Герм. гражд. уложение 1900г. Первый гражд. кодекс в Р.появился в 1922 при большевиках. Угол. кодекс принят сов. властью в 1919г. В1926-новое издание УК. Последняя крупная кодификация -1963-64гг.
Источникиправа Империи.
Ед-нымисточником права 18в. признан закон, кт имел реформаторский хар-р. Лишь приЕк.2 старались возвратиться к согласованию закона с обычным правом. В периодимперии установилось понятие о закон, как о воле государя, правильнообъявленной. Словесне указы были запрещены Петром2, однако Ек.1 дала им силузакону, лишь бы они были переданы через определенное илцо. Император Петр3указал, что такое объявление возлагается на сенаторов, генерал-прокурора ипрезидентов 3х гос. коллегий. По указу 1921г все акты, кт имеют действующийхар-р законов, должны были быть представлены в Сенат на утверждение. Указ 1722густановил, что неведением закона нельзя отговариваться (применительно к лицам,облеченным властью). В указе о единонаследии 1714г выражено правило: законобратной силы не имеет, но тут же сделана оговорка о том, что сам указ оединонаследии имеет обратную силу. Толкование закона предоставлено Сенату, нолишь в исключит. случаях (при отстут. государя и лишь применительно к данномуделу, а не в общеобязательной форме). Благодаря реформаторскому хар-ру закона,нам являются новые его формы. Ек2. теоретически хотела установить 3 формызаконов: 1)законы в собственном смысле (те установления, кт ни в кое время немогут переменяться). 2)наказы и уставы (временные учреждения). 3)законы частные(указы). Иторически сложились след. формы: 1)уставы (специальные узаконения дляизвестного ведомства какой-либо части матер. права). 2)регламенты и учреждения(учередительные акты для тех или иных ветвей управления). 3)указы отразили всесвойства законод-ва 18 века (неустойчивость, многочисленность,противоречивость). Нект из них дают новые, сущ-но важные узаконения уголовногои гражд. хар-ра. Сюда же относятся инструкции при ревизиях и манифесты(важнейшее преобразование в области гос. права).
УчрежденияГос.Думы и Гос.Совета после 1905.
Системапредстав. учреждений вводилась в Р. рядом гос. актов, начиная с Манифеста 6авг.1905г и кончая основными гос. законами 23 апр. 1906г. 17окт. 05г -Манифест обусовершенствовании гос. порядка (1)свобода совести..2)привлеч. к выборамшироких слоев населения. 3)обязат. порядок утверждения Думой всех издаваемыхзаконов). После разгрома воор. восстания в М. издается указ от 11дек. 05г Обизменении положения о выборах в Думу-расширен круг избирателей (м. старше 25л.кроме солдат, студентов. поденных рабочих и части кочевников). Не прямое инеравное для курий. Депутаты избирались избирательными собраниями (выборщики откаждой губернии и крупных городов). 20фев. 1906г Учреждение Гос. думы. в ктопред. ее компетенция: разработка З. и обсуждение, утвержд. бюджета. На 5летизбиралась. Отстранял деп-ов Сенатом. Досрочно распустить Думу мог имп-р.Одновременно принято положение о Гос. совете, кт стал верхней палатой (=праваДуме). Все законопроекты д. утверждать после Думы Сенат, а потом имп-р. Пред-льи вицепред-ль Совета назначались ежегодно имп-ром. 23апр. 06г -Основные гос.законы (их изменить мог только имп-р). В гл1.: Имп-ру Всерос-му принадл. верх.самдержавная власть. Власть управления-также имп-ру, но зак-ную он делил вместес Думой и Советом. Дума и Совет не обсуждали вопросы платежей по гос. долгам.юкредитах Мин-ву двора, гос. займы. Совет-консерв. орган, сдерживающий либер.порывы Думы. 1ая Думы -72 дня. Позже вместе с манфестом о роспуске 3ей Думыбыло опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избират закона-нарушение Манифеста 17окт 05г (т.к. никакие З. не могут приним. бех одобренияГос. думой). Новый закон уреал пред-лей окраин (Польша, Кавказ, Ср. Азия). 14июня 10г закон Об изменении и дополнении нектх постановлений о кр-комземлевладении, а 29мая 11г -Положение о землеустройстве, кт регулировало работуземлеустроительных комиссий. Июнь 12г-законы о соц. страховании рабочих. Поиниц. прав-ва Дума приняла законы О введении земского самоуправления в юж. изап. губерниях. но оппозиция Совета. Июнь 12г Дума и Совет законопроект Опреобразовании суда в сельских местностях (суд. власть от зем. начальников-мировым судьям. кт избирались зем. собраниями). 1910 Закон О порядке изданиякасающизся Финляндии законов и постановлений общегос-ного значения -шир.воз-сти для вмеш-ства в финские дела. 1912 закон О выделении из состава Польшиновой губернии. **1ая мировая-единение Думы и прав-ва, но раскол. 25фев. 17шимп-р издает указ о роспуске Думы. Ее депутаты создают 27 фев. Врем. комитетГос. думы, на основе ктго будет создано Врем. прав-во.
Верховныевласти (март-окт. 1917).
Имп.власть прекратила свое сущ-ние 27 фев. 1917г. Для поддержания порядка ГДсформировала в этот день Временный комитет ГД, а 1 марта — Врем. прав-во(полная полит. амнития, осн. права и свободы граждан, равноправие солдат играждан, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредит.собранию). 2 марта деп.Думы Гучков и Шульгин -в Псков просить имп-ра отречься.манифестом 3 марта предоставил решать Учред. собранию. При Мин-вн юстициисоздана Чрезв. следственная комиссия по расследованию деят-сти бывших мин-ов.Образованы новые органы: Эк-кое совещание, Юр. сов, Сов по реофрме местногосамоуправления, цель ктх-выработка основ управления новой соц-эк-кой системойстраны. Врем. прав-во возглавил Львов (пред-ль Всерос. земского союза). 27фев.в Петр. -Совет рабочих и солд. депутатов.Двоевластие. В июне 17г около 390местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всерос. съезд советов, ктизбрал ВЦИК (эсеры и м-вики). Лишб в июне решено назначить выборы Учреди.собрания на 17сент. потом-на ноябрь. В авг. в Москве создано Гос. совещание, нактом произошел раскол умеренных и рев-ных групп. Врем. прав-во, потерявшееавторитет после “дела Корнилова”, стало искать поддержки среди социалистов.1сент17г Р. -республика. 14сент созывается Дем-кое Совещание из пред-лейсоветов, кооперативов, земств и армейских орг-ций. Создан орган контроля надправ-вом -Временный Совет республики (“предпарламент”), превратившийся в органзаконодательных предположений. В октября распускаются выборные члены Гос.совета, распуск. ГД, кт пыталась оказать влияние на прав-во. остатки высшихорганов старой власти исчезли окончательно.
 Двоевластие.
Врем.прав-во — легитимный орган власти. В то же время в ходе восстания образ. Советы(солдаты, пролетариат). Петросовет -раб. и солдаты Петроград. гарнизона. Врем.прав-во — это вся Россия на законных основаниях. 2марта -договор: Врем. прав-вополучает все полноту власти, если оно будет готовить созыв Учредит. Собрания.Помимо Петроградского Совета в марте 1917г возникло свыше 600 Советов наместах, кт избрали постоянно действующие органы -исполнительные комитеты. Этобыли избраники народа, опиравшиеся на широкуб поддержку труд. масс. В то времяпреобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных,имели представители партий мен-ков и эсеров, кт ориентировались не на победусоциализма, полагая что в отсталой России нетдля этого условий, а на развитие изакрепление ее буржуазно-дем. завоеваний. Такую задачу, считали они, в перех.период может выполнить Врем. буржуазное прав-во, ктму в проведении дем.преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необх-=стиоказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластиянаходилась в руках Советов, ибо Врем. прав-во могло управлять только при ихподдержке и проводить свои декреты с их санкции. В 1ое время Врем. прав-во иПетрогр. Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводилисвои засдания в одном здании -Таврич. дворце. который превратился в центрполит. жизни страны. ** Затем последовали кризисы Врем. прав-ва: 1)18апр. 1917гнота Милюкова -намерение Врем. прав-ва довести войну до решит. конца-восстание-долой Врем прав-во! 2)июньский кризис-Ленин сказал, что б-вики готовы взятьвласть в свои руки, а его партия-ум. чесит и совесть нашей эпохи. 3)провалармии, 4июля-выступления рабочих. Новое коалиц. прав-во (глава-Керенский)-”Прав-вонар. спасения”. Власть фактически сосредоточилась в руках прав-ва. Сдвоевластием было покончено.
.Законодательныеакты Временного правительства
Весной17г прав-во принимает ряд прав. актов, расширяющих дем. права и свободы.Демократизация полит. жизни. март-постановление О кооперативных товариществах ииз союзах, возникающих без особого разрешения правительственной власти.Апрель-положение О рег-ции товариществ, обществ и союзов (значит. упрощен).Апрель -закон О рабочих комитетах в пром. заведениях (рассм. споры рабочих спред-лями, култ-просвет. деят-сть). Тогда же законы О печати и Об учрежденияхпо делам печати -запрет адм-ных взысканий на издания. После восстания -Онаказаниях за публичные призывы. Прав-во однак запрещает аресты без судаограничивает число областей на воен. положении (О лицах. арестованных вовнесудебном порядке). Март-отмена смерт. казни (восстановлена в авг. длявоеннослужащих). Авг-Условия досрочного освобождения заключенных. **Спец.органы по регулир.эк-ки (Эк. совет, Гл. эк-кий комитет, отраслевыемин-ва)-стабилизация страны, ведущей войну и охваченной рев-цией. **Военно-адм.методы -март. постановление прав-ва — Об обеспечении снабжением гос-ых иобщественных учреждений, путей сообщения. заводов и предриятий, работающих нанужды обороны металлами и топливом. Март-постан. прав-ва Об учрежденииобщегос-ного Продовольственного комитета-выработка продов. плана под рук-воммин-ра земледелия. Позже-постан. О передаче хлеба в распоряжение гос-ва и оместных продов-ых органах-вводили чрезв. режим в области хлебных хаготовок.Залог хлеба запрещался. Июль 17г-положение О Мин-ве продовольствия. -снабжениеармии и населения прод-ем по согласованию с мин-вом земледелия, регулированиепроиз-ва и потребления. Март-постан. Об установлении принудит. поярдка наперевозные средства -трасп. повинность для гос-ых и общ-ых нужд. Тогда же -Обобраз. Особого временного комитета по делам о частных ж/дорогах (расм. передачачастных ж/д гос-ву). В мае 17г образовались: 1)Совет по вопросам развитияпроиз-ных сил страны (обсуждение основных начал эк-кой политики поиск общих мерсодействию внутр. и внеш. торговле). 2)Заготовительный комитет при Мин-веторговли и пром-сти -содействие успешному развитию пром-сти путем установленияед-ва и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, та ки заграницей. **Позже -положение О эк-ком совете и Главном эк-ком комитете приВрем. прав-ве -высший планирующий орган в сфере эк-ки. **Для законотворческойдеят-сти Врем. прав-ва важное значение имело постановление (авг.1917г) Осогласовании Свода законов с издаваемыми Временным прав-вом постановлениями,определившие критерии для использования в новых условиях законодательства,изданного в период монархии. Март 17г-Юридическое совещание (вопросы публ.права. возник. в связи с устна. нового гос. строя). В положении О судах поадм-ным делам (май 17г) адм-ный судья, приравненный к окружному, наделялсяправом рассматривать дела: по протестам комиссаров прав-ва на мест. органы, пожалобам прав-ных учреждений на местные органы, и местных органов направительственных комиссаров. Сент-окт. 17г-проект Об орг-ции Исп. власти приУчред. власти. Учр. собрание д. было избрать временного Президента республики,кт становился главой гос-ва и главой прав-ва. Законопроекты д. были вноситься вУчр. собрание от имени Президента, кт наделялся зак. инициативой. **Проектсоздания исп. власти не был реализован: Окт. рев-ция разрушила как все этипроеты, так и действующую систему власти, управления и суда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/