Измененные состояния сознания в культурах народов мира

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат на тему:
Измененные состояния сознания

в культурах народов мира

Выполнил:
Проверила:

Краткая рецензия… .

Оценка работы_________ баллов

Волгоград, 2010
Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Трансовые состояния……………………………………………..5

Значение шаманов и жрецов

в Египетской культуре…………………………………8

Вавилон (Хадели)………………………………………9
Древняя Америка………………………………………10 Древняя Япония………………………………………..11
Древний Китай…………………………………………12

Древняя Греция…………………………………………12

Древний Рим……………………………………………13

Древняя Сибирь………………………………………..13

Древняя Чукотка и Аляска……………………………13

Африка…………………………………………………14

Древняя Корея…………………………………………15

Заключение………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………..17

Введение
Потребность в трансовых или расширенных состояниях сознания (измененных состояниях состояния), изначально есть у каждого человека. В трансе мозг человека работает в других режимах. В трансе человек получает доступ к своим ресурсам.
Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. Например, женщина поднимает легковую машину, доставая из-под нее своего сбитого сына. Такое возможно только в трансе. Случаев, когда в состоянии транса у человека активизируются скрытые ресурсы — его сверх обычного состояния возможности на протяжении истории человечества описано множество. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, творческих прорывов, получения нового знания, философских прозрений и удовольствия.
Измененные состояния сознания — состояния человека, в которых происходит:

переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии И. с. с. переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.

изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в И. с. с. на «язык» социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

И. с. с. возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов (например, стрессовые, аффектогенные ситуации; сенсорная депривация или длительная изоляция; интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.; при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания; при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации — например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике И. с. с.» и т. п.); в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний; др.
Трансовые состояния

Непосредственным примером изменённого состояния сознания является транс. В древности основными носителями трансоых знаний были жрецы и шаманы.

Древнейшие виды техник ассоциируются с шаманизмом. Основные типы вхождения в необычные состояния сознания — использование скандирования, танца, перкуссии, ударной музыки, движений, длительного поста, сенсорной депривации или перегрузки. Это очень древние техники.
Все громче удары бубна и крики шамана, все быстрее вертится он в танце… И вот наступает кульминация: шаман последний раз потрясает жезлом и падает у костра буквально бездыханным. Словно душа его покидает тело и отправляется в запредельное странствие. Через несколько минут шаман «возвращается» из потусторонних странствий, постепенно приходит в себя и вскоре рассказывает зрителям о том, что он видел и слышал в мире мертвых. Происходит это в наши дни, на Камчатке, на кочевой стоянке корякских оленеводов. Многие зрители шаманской пляски смотрят телевизор, их дети посещают школу, где изучают строение Вселенной и биологию. Тем не менее никто не смеет усомниться в том, что шаман, увешанный сухими мухоморами и клочками оленьей шкуры, действительно связывает мир живых и мир мертвых. В своей пляске он пытается открыть дверь между двумя мирами и узнать от духов, чего ждать в будущем.
В Южной Франции и Северной Испании мы обнаруживаем на пещерах наскальные рисунки животных. Некоторые из этих животных реально существовали в те времена, когда были сделаны рисунки. Но среди них явно выделяются, бесспорно, мифологические существа, никогда не жившие на нашей планете. Некоторые из фигур как бы составные: получеловеческие, полуживотные, и ученые считают, что это первые прототипы шаманов. В одной из таких пещер были обнаружены рисунки и отпечатки, образующие круг. Предполагается, что вокруг рисунков выполнялся круговой трансовый танец, характерных для доиндустриальных культур. Мы говорим о периоде 20-40 тыс. лет до нашей эры. Из сказанного выше можно сделать вывод: «если что-то, что происходило 40 тысяч лет назад, дожило до наших дней, на это стоит обратить внимание».
С давних времен шаманы устраивали мистерии, собирая для участия в них все свое племя. Шаман, входя в трансовое состояние, увлекал за собой остальных для того, чтобы воссоединиться с иными мирами, с духами умерших предков. Зачастую это проделывалось не без использования психоделических средств (галлюциногены естественного происхождения). Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Это древняя, очень эффективная техника для каждого уйти в глубь себя, узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного, объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной.
Сходные техники используются и в других целительных церемониях, обрядах, инициациях, в том, что называется обрядами перехода. Это очень мощные и значимые обряды, которые применяются, когда наступает смена биологических или социальных стадий развития человека: появление на свет, обряд обрезания, достижение полового созревания, брак, менопауза, старение, смерть. И, опять-таки, в этих обрядах используются очень мощные средства воздействия: трансовые танцы, скандирование, крайние физиологические состояния, такие, как холод, нанесение увечий. Во многих культурах также используются психоделические растения, например пейот, который используют индейцы Южной Америки, растение аяхуаска, используемое в районе Амазонки.
В античные времена существовали мистерии смерти-возрождения. Это очень интересный феномен. Если мы взглянем на культуры всех народов, то, так или иначе, обнаружим миф о герое или полубоге, прошедшем через смерть и возрождение. Можно вспомнить, например, шумерский миф о богине Нане, которая спустилась в подземный мир, дабы добыть эликсир бессмертия для своего возлюбленного, или греческий миф об Осирисе и Исиде. Осирис был расчленен на куски, и Исида его воскресила; история о Дионисе, рожденном титанами и потом воскресшем. Это очень значимые, эмоционально насыщенные легенды о смерти-возрождении.
Во всех районах, где были известны подобные мифы, существовали и существуют до сих пор обряды смерти-возрождения, в которых ищущие инициации проходили через психологическое очищение. И, опять-таки, использовались мощные методы изменения сознания, приводившие к переживанию смерти и воскрешения, в ходе которых герой проходил полное отождествление с умирающим божеством. И в христианстве смерть-возрождение — центральный сюжет, приводящий к снятию последующих прегрешений.
В античные времена чрезвычайно важную роль играли социальные мистерии. Далее кратко остановимся только на одной из форм, на элевсинских таинствах.
Элевсинские мистерии основывались на предании о похищении богини Персефоны Плутоном и ее возвращении на землю. Немногие знают, что эти мистерии проводились в местечке под названием Элевсин один раз в пять лет в течение 2 тысяч лет. Опять-таки, нужно предположить, что это должно было быть что-то очень нужное, очень значимое, чтобы сохранить этот обряд в течение такого долгого промежутка времени. Существуют очень интересные исследования под названием «Дорога Элевсин», где рассказывается, что ключевым в этом обряде был некий препарат или зелье, который предлагали выпить. Среди прошедших обряд посвящения в элевсинских мистериях есть очень знаменитые люди, такие как Платон, Аристотель и Цицерон, который также упоминает об этих мистериях. Если раз в пять лет три тысячи человек проходили через этот обряд, это не могло не повлиять на культуру Греции, и таким образом, на культуру всей Европы, потому что принято было считать, что Греция стала колыбелью европейской культуры.
Таковы определения сферы действия и способов активации холотропных состояний сознания, к которым относятся психотехники и духовные техники, такие как практика дзен-буддизма, йога, исихазм, и многие другие.

Холотропные состояния играют ключевую роль в ритуальной и духовной жизни доиндустриального социума. Строго говоря, индустриальная цивилизация — это единственный период в истории человечества, когда этим состояниям не отводилось должного места, не придавалось должного значения. Все остальные культуры потратили массу времени и сил на то, чтобы разработать свои безопасные и эффективные методы вхождения в холотропные состояния сознания. И они использовали самые разнообразные средства. Они использовали как основное средство свои духовные и ритуальные мифы, которые были способом непосредственного контакта с архетипической сферой. Это было необходимо для выживания древних культур.
Последние исследования показывают, что транс шамана — это особая форма пребывания человека на ином уровне нашей реальности. В Америке, например, были попытки изучить транс, привлекая к исследованиям добровольцев из числа студентов и преподавателей психологии. Подопытные участники исследований свидетельствовали, что во время транса действительно переживаются красочные картины «иного мира», а душа способна совершать удивительные путешествия, наблюдать за телом. Зафиксированы также рассказы людей, которые в состоянии болезни, под воздействием музыки, также переходили в «иное измерение», путешествуя в пространстве и времени. Известно, что многие шаманы доводят себя до состояния экстаза с помощью различных психотропных препаратов — мухоморов на нашем Севере или коки в лесах Южной Америки.
Значит, есть психофизиологические основания действий шамана, и его видения — не спекуляция на примитивном мышлении зрителей, а результат предельных способностей человеческого сознания прорываться в высшую духовную сферу.
Для этого служат атрибуты магического обряда — нагрудные украшения, маска, бубен. Из техники коллективного гипноза известно, как влияет на зрителей ритмичный блеск, музыка, стук барабана. Возбуждение зрителей нужно шаману, чтобы еще больше подпитаться экстатическим настроением, разжечь себя. Это помогает быстрее и глубже впасть в транс. Характерно, что шаманство весьма широко распространено у многих народов, независимо от географических и исторических различий. Индейцы Южной Америки, островитяне Полинезии, северные оленеводы России — все они считают, что шаман является выразителем коллективной души общества, носителем главных свойств племени или народа. Кто же на самом деле шаман? Это не вождь, не глава рода, которыми становятся лучшие из лучших, сильные из сильных. Наоборот, шаманы нередко отличаются тщедушием и даже увечьем. Но уважение, которое ему оказывают, зиждется на том самом глубинном «сверхзнании», о котором мы уже говорили. Шаман обеспечивает, если можно так выразиться, психологический настрой племени, и в этом заключается его главная функция — носителя коллективной души.
Подробнее остановимся на значении шаманов и жрецов в разных культурах.
Египет
Египетские жрецы были главными идеологами и хранителями традиций и культуры. Существует много легенд о том, что древнеегипетские жрецы владели какими-то сверхдревними глубоко тайными могущественными знаниями в области транса, астрономии, физики, химии, математики, медицины и др.

Известно, что древнеегипетские жрецы в основном занимались обслуживанием культа местных и общеегипетских богов. Кроме того, жрецы владели ритуальной заупокойной магией и поэтому обслуживали некрополи и гробницы.

Считалось, что жрецы могли серьезно влиять на посмертное существование «ка» тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Жрецы умели мумифицировать тела умерших и клали возле них специальные колдовские предметы «ушебти», которые оберегали «ка» в загробном мире.

Наиболее сильным «оружием» жрецов была магия. Магия использовалась во всех областях жизни народа. В лечебно-предохранительной магии, тесно связанной с медициной, трансовая культура древних египтян достигла наибольшего развития. Любое применение лекарства в Древнем Египте сопровождалось вводом пациента в транс и кодированием его сознания на выздоровление с помощью заклинаний и обращения к авторитетным богам. Существовала целая трансовая культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний, в том числе и от укусов змей, хищников, насекомых. Древнеегипетские жрецы владели искусством трансового магического управления погодой и астрономическими явлениями, например, солнечными затмениями.

Владели жрецы и умением с помощью транса враждебно воздействовать на противников, для чего использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдования над восковой фигурой врага, с использованием его магического изображения.

Все жрецы обязательно владели искусством предсказания, для чего выбирался ребенок-подросток 12-13 лет. который пассами и наркотическими курениями вводился в транс, наложением правой руки жреца на темя подростка. Затем жрец заставлял подростка говорить не выходя из транса о том, что он видит по поводу того или иного задаваемого жрецом вопроса. Видения подростка умело интерпретировались и жрец мог получить таким образом ответ богов на любой интересующий его вопрос.

Древние египтяне, как и многие другие народы, широко использовали искусство воздействия на психику и физиологию человека травами, снадобьями, мазями, приворожными зельями, благовониями и духами, ядами, наркотиками, экстрактами растений, водой минеральных и иных источников, звуковыми и иными вибрациями и др.

Вавилон (Хадели)
Шумерские жрецы были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков.

Чаще всего правитель был и первосвящеником, т. е. высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Вавилонские жрецы были учеными и самыми образованными людьми своего времени. Служили жрецы и жрицы в основном при храмах, которые имели форму ступенчатых башен. Жрецы знали астрономию, земледелие, математику, магию, мантику, медицину, искусство заклинаний и заговоров, времяисчисление, метрологию, религию, мифологию и др. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления. Халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет З65 и 1/4 суток, умели предвычислять солнечные затмения. Судьбы народов и государств вычислялись по положению небесных светил. По звездам вычисляли перспективы войны и мира, урожая и неурожая, судьбы правителей и простых людей, дожди и наводнения, голод, болезни и т. д.

Вавилонские жрецы широко использовали транс во вредоносной и военной магии, например, изготовив изображение врага, жрец входил в транс и, четко визуализировав всю картину боя, представлял себе, как враг отступает и гибнет. Выйдя из транса, жрец брал изображение, разворачивал его лицом вниз и сжигал.

Вавилонские жрецы, согласно легендам, унесли с собой сверхдревнюю тайную трансовую культуру, заимствованную ими от какой-то працивилизации, погибшей в Индийском океане двенадцать тысяч лет назад.

Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (VI век до н. э.) и вошла позднее в каббалу — древнееврейскую трансовую культуру.
Древняя Америка
В древней Америке существовало четыре крупных культуры — ацтеки, майя, чибча, кечуа-инки.

Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид (теокалли) с открытой площадкой наверху. Жрецы знали иероглифическое; письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Кроме этого они были главными носителями культуры, религиозных традиций и истории своего народа. Жрецы пользовались великим авторитетом среди населения, они принадлежали к знати и владели большими участками земли вокруг храмов. Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме. Наиболее крупные храмы были посвящены следующим богам: Кетцалькоатлю («оперенная змея») — изображавшемуся в виде белого старика с длинной бородой; Тецкатлипоку («дымящееся зеркало») — олицетворявшему Солнце;

Уитцилопочтлю — богу войны, требовавшем человеческих жертво-приношений; Итцамну — богу неба, создателю письменности и всех знаний; Кукулкану — мифическому родоначальнику одной из; правящих династий майя; Бочику — богу Солнца, чибча-мунсков; Виракоча — покровитель инков и др.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека — это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака).

Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении ” гадать, предсказывать, колдовать, лечить и ориентироваться на местности в лесу.

Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши. Иногда в качестве фетиша был просто камень, но камень мог говорить человеческим голосом
Древняя Япония
Древние японцы верили в духов-покровителей «ками». В местах почитания ками строили постройки или просто ограждались каменными оградами.

Древние японские жрецы занимались поддержанием родовых обрядов и традиций, сохраняли мифологию и обычаи племени. Большинство жрецов специализировались по выполняемой функции- были жрецы промыслового культа, аграрной магии, гадатели («ура-бэ»), заклинатели («ими-бэ») и др.

Наиболее почитаемая солнечная 6огиня Аматерасу является первопредком императоров Японии, начиная с первого Дзиммутенно (УП век до н. э.), и именно божественность императорской власти является главным догматом синтоизма.

Синтоизм разделяется на храмовый и сектантский. Наиболее почитаемые боги: Аматерасу (богиня солнца), Сусаноо (бог бури), Инари (покровитель земледелия) и знаменитью императоры. Почитаются также священные места, особенно горы, например, знаменитый вулкан Фудзияма. В синтоистском культе важную роль играет обрядовая чистота — ничто нечистое (кровь и все свазанное со смертью) не должно касаться священного места, поэтому дважды в год устраивались всенародные очистительные церемонии («мацури»).

Основные носители трансовой культуры — жрецы («каннуси») передавали свои знания и должность по наследству.Жрецы делились на 8 рангов, высший из них — «саншу».

В главном святилище храма хранились эмблемы божеств: меч, зеркало, бумажные ленты на бамбуковых палочках (священное дерево) и др.

Большинство синтоистских жрецов до сих пор владеют мистическими секретами приведения огромной массы людей в состояние специфического транса, когда становится возможным прямое общение с богами.

Кроме религии трансовое искусство в Древней Японии получило свое развитие в воинском деле, в медицине и культуре.

В настоящее время наибольшее развитие трансовая культура получила в знаменитых японских единоборствах: бусидо, каратэдо. дзюдо, айкидо и др.

На наш взгляд, главный секрет Японии — это ее связь с прошлым и сохранении традиций практики транса. Думается, что все страны, как Япония, со временем возродят свое национальное искусство транса и сделают тем самым невиданный скачок в развитии материальной и духовной культуры.
Древний Китай
Даосские жрецы разделялись на семейных и мона-шествующих. Возглавлял всех верховный жрец-патриарх, называемый «тянь-ши» («небесный учитель»). Даосское патриаршество введено с П века н. э. длилось до 1927 года. Последний, 63-й, тяиь-ши исчез из своей резиденции в провинции Цзянси при нападении китайской Армии.

Но в основном в Древнем Китае изветсны китайские гадатели нежели жрецы.
Древняя Греция
В Древней Греции были хорошо разработаны известные на Востоке наркотические галлюциногенные средства, которые заключались в приеме специальных напитков, дыхании особым образом приготовленных благовоний, произнесении заклинаний, выполнении настраивающих и вводящих в измененные состояния сознания ритуальных жертвоприношений, специальных полуголодных диетах, экстатических образных молитвах, специальных пассах и массаже, специальных физиотерапевтических прогреваниях песком и глиной, солнечных ваннах, водных процедурах, а главное, в психотехниках, развивающих воображение и тормозящих психику, для чего использовались специальные рисунки на блестящих кристаллах, металлических зеркалах, сосудах и др.

В основе древнегреческой медицины лежало учение о высоком лечебном действии длительного трансового сна, поэтому пациентам вышеуказанными средствами развивали воображение, повышали внушаемость и приводили психику и физиологию в специальное трансовое сноподобное состояние. На шкурах диких кабанов пациенты оставались в трансовом состоянии до получения глубокого транса, позволявшего им «видеть» различные мифические картины, предварительно внушенные им жрецами. Сформированные таким образом установки на исцеление, закреплялись повторными трансовыми процедурами и дополнялись приемом различных лекарств и оптимистическими беседами служителей храма. Главным психотехническим моментом древнегреческой медицины было использование авторитета богов, которые своим присутствием в лечебном трансовом сне пациентов должны их излечить. Наибольшим авторитетом пользовался Асклепии, в честь которого строились специальные рамы, где лечились больные с самыми разными заболеваниями. Кроме медицины искусство транса у древних греков получило свое развитие в религии, астрологии, а также умение предсказывать и прорицать.
Древний Рим
Римские жрецы избирались через жреческие коллегии, которых было несколько: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки и др.

Понтифики следили за календарем, астрологией (благоприятные и неблагоприятные дни), праздниками, религией и др. Фициалы являлись послами римской общины в ее сношениях с соседями, они объявляли войну и заключали мир, хранили договоры с другими общинами и т. д. Авгуры были гадателями, они должны были давать сведения о благоприятных или неблагопрятных знамениях. «Весталки» — жрицы, которым вменялось поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. «Фламины» — это жрецы, служившие отдельным богам (Юпитеру, Марсу и т. д.). «Сами» отвечали за образность в культе Марса и Квирина. «Арвалы» ведали образностью в культе земледельческих богов. «Луперки» — жрецы скотьего бога Фавна

Жреческие должности были пожизненными и иногда совмещались с другими светскими должностями, например, Юлий Цезарь в 37 лет был избран верховным понтификом.

Сильно распространенной была та часть римской трансовой культуры, которая была связана с гаданиями и предсказываниями. Гадали по полету птиц («ауспиции»), по тому как куры клевали) зерно, по виду молнии, по внутренностям жертвенного животного («гаруспиции»), по различным небесным знамениям и т.д.
Древняя Сибирь
Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъестественными способностями — могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др.
Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство — некая безумная непреодолимая сила -желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.
Древняя Чукотка и Аляска
Наиболее распространенным видом трансовой культуры на Чукотке и Аляске было использование транса в воинском искусстве, особенно при подготовке и ритуальной имитации будущего сражения.
Шамань (ангакок) были носителями всей культуры ‘своего народа. Они хорошо знали воинское искусство, промысел и промысловные культовые обряды. Лечение, методы управления погодой, способы трансового воздействия на человека и животных. Шаманы умели общаться с природой непосредственно и могли многое предсказывать и предвидеть.
Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева — духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами-хозяевами.
Население считало, что в природе всем управляет некая сила — хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таинственной природной силой.
Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некотороых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии.
Люди верили, что существует «верхнее небо», куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие -другое, но были шаманы универсалы, они могли все.
При лечении шаманы обязательно использовали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.
Африка
Используя искусство транса, древнеафриканские шаманы и жрецы могли предсказывать и управлять погодой, при необходимости вызывать дождь. Искусство транса использовалось в военном деле, магии, охоте, судебном деле, диагностике, лечении больных, гадании, предсказании, шаманском камлании, праздничных и обрядо-ритуальных процедурах, тотемизме, религии, промысловом культе, земледелии и скотоводстве, культе предков, культе животных (зоолатрии), культе местных племенных духов, богов, фетишизме, культе вождей, культе кузнецов и др. Многое в искусстве африканского транса до сих пор не разгадано, например, шаман или жрец могли в любой момент знать, где находится интересующий их человек и если даже он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему.
Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе или насылать порчу — готовят страшный яд — «порошок зомби» С его помощью они способны довести жертву до состояния комы, а потом вернуть к жизни, буквально вытащив человеческое тело из могилы. Лишенных памяти, эмоций и речи «живых мертвецов» они затем используют в своих целях.
Древняя Корея
Шаманами в Древней Корее были как мужчины («пань-су»), так и женщины («му-дан»). Наиболее сильными шаманами считались пань-су. Обучение велось не только по наследству. Молодой шаман мог обучаться у старого искусству заклинать, колдовать, лечить, общаться с духами, проводить различные мистические церемонии и т. д. Шаманы-женщины чаще занимались камланием, гаданием, изготовлением амулетов, лечением.
Население Кореи верило, что у человека есть три души: одна умирает с телом, другая уходит на небо, а третья остается на специальной табличке, которая хранилась в семейном храме предков. Поэтому культ предков в Корее очень развит.
Корейцы верили в различных духов и мистические особенности различных гор, которые, по их мнению, оказывают сильное влияние на окружающую местность, поэтому шаманы с помощью транса находили специальные благоприятные холмы для проживания или погребения.
До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики, а соответствующая потребность — одной из базовых человеческих потребностей. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных состояний сознания. Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогичной голоду или сексуальному влечению».

Все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в результате игнорирования их большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру со многими неизвестными, подчас опасную. Необходимы «картографии внутреннего пространства», опирающиеся на дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания.

Использованная литература:

1. Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998. — 382с.

2. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. Ашхабад, «Ылым», 1994. – 239с.

3. Вебер М. Социология религий. М., «Юрист», 1994. 704с.

4. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993 С.7

5. Кастанеда К. Собрание сочинений 9 т., Киев, “София”, 1993-98.

Измененные состояния сознания в культурах народов мира

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат на тему:
Измененные состояния сознания

в культурах народов мира

Выполнил:
Проверила:

Краткая рецензия… .

Оценка работы_________ баллов

Волгоград, 2010
Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Трансовые состояния……………………………………………..5

Значение шаманов и жрецов

в Египетской культуре…………………………………8

Вавилон (Хадели)………………………………………9
Древняя Америка………………………………………10 Древняя Япония………………………………………..11
Древний Китай…………………………………………12

Древняя Греция…………………………………………12

Древний Рим……………………………………………13

Древняя Сибирь………………………………………..13

Древняя Чукотка и Аляска……………………………13

Африка…………………………………………………14

Древняя Корея…………………………………………15

Заключение………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………..17

Введение
Потребность в трансовых или расширенных состояниях сознания (измененных состояниях состояния), изначально есть у каждого человека. В трансе мозг человека работает в других режимах. В трансе человек получает доступ к своим ресурсам.
Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. Например, женщина поднимает легковую машину, доставая из-под нее своего сбитого сына. Такое возможно только в трансе. Случаев, когда в состоянии транса у человека активизируются скрытые ресурсы — его сверх обычного состояния возможности на протяжении истории человечества описано множество. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, творческих прорывов, получения нового знания, философских прозрений и удовольствия.
Измененные состояния сознания — состояния человека, в которых происходит:

переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии И. с. с. переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.

изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в И. с. с. на «язык» социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

И. с. с. возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов (например, стрессовые, аффектогенные ситуации; сенсорная депривация или длительная изоляция; интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.; при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания; при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации — например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике И. с. с.» и т. п.); в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний; др.
Трансовые состояния

Непосредственным примером изменённого состояния сознания является транс. В древности основными носителями трансоых знаний были жрецы и шаманы.

Древнейшие виды техник ассоциируются с шаманизмом. Основные типы вхождения в необычные состояния сознания — использование скандирования, танца, перкуссии, ударной музыки, движений, длительного поста, сенсорной депривации или перегрузки. Это очень древние техники.
Все громче удары бубна и крики шамана, все быстрее вертится он в танце… И вот наступает кульминация: шаман последний раз потрясает жезлом и падает у костра буквально бездыханным. Словно душа его покидает тело и отправляется в запредельное странствие. Через несколько минут шаман «возвращается» из потусторонних странствий, постепенно приходит в себя и вскоре рассказывает зрителям о том, что он видел и слышал в мире мертвых. Происходит это в наши дни, на Камчатке, на кочевой стоянке корякских оленеводов. Многие зрители шаманской пляски смотрят телевизор, их дети посещают школу, где изучают строение Вселенной и биологию. Тем не менее никто не смеет усомниться в том, что шаман, увешанный сухими мухоморами и клочками оленьей шкуры, действительно связывает мир живых и мир мертвых. В своей пляске он пытается открыть дверь между двумя мирами и узнать от духов, чего ждать в будущем.
В Южной Франции и Северной Испании мы обнаруживаем на пещерах наскальные рисунки животных. Некоторые из этих животных реально существовали в те времена, когда были сделаны рисунки. Но среди них явно выделяются, бесспорно, мифологические существа, никогда не жившие на нашей планете. Некоторые из фигур как бы составные: получеловеческие, полуживотные, и ученые считают, что это первые прототипы шаманов. В одной из таких пещер были обнаружены рисунки и отпечатки, образующие круг. Предполагается, что вокруг рисунков выполнялся круговой трансовый танец, характерных для доиндустриальных культур. Мы говорим о периоде 20-40 тыс. лет до нашей эры. Из сказанного выше можно сделать вывод: «если что-то, что происходило 40 тысяч лет назад, дожило до наших дней, на это стоит обратить внимание».
С давних времен шаманы устраивали мистерии, собирая для участия в них все свое племя. Шаман, входя в трансовое состояние, увлекал за собой остальных для того, чтобы воссоединиться с иными мирами, с духами умерших предков. Зачастую это проделывалось не без использования психоделических средств (галлюциногены естественного происхождения). Каждый человек имеет ресурс для вхождения в состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения, но естественные ощущения имеют совершенно иное качество. Действительно, традиции уходят к шаманизму. Это древняя, очень эффективная техника для каждого уйти в глубь себя, узнать свое бессознательное, а также выйти в область коллективного бессознательного, объединиться с конденсированным опытом других поколений, космосом, Вселенной.
Сходные техники используются и в других целительных церемониях, обрядах, инициациях, в том, что называется обрядами перехода. Это очень мощные и значимые обряды, которые применяются, когда наступает смена биологических или социальных стадий развития человека: появление на свет, обряд обрезания, достижение полового созревания, брак, менопауза, старение, смерть. И, опять-таки, в этих обрядах используются очень мощные средства воздействия: трансовые танцы, скандирование, крайние физиологические состояния, такие, как холод, нанесение увечий. Во многих культурах также используются психоделические растения, например пейот, который используют индейцы Южной Америки, растение аяхуаска, используемое в районе Амазонки.
В античные времена существовали мистерии смерти-возрождения. Это очень интересный феномен. Если мы взглянем на культуры всех народов, то, так или иначе, обнаружим миф о герое или полубоге, прошедшем через смерть и возрождение. Можно вспомнить, например, шумерский миф о богине Нане, которая спустилась в подземный мир, дабы добыть эликсир бессмертия для своего возлюбленного, или греческий миф об Осирисе и Исиде. Осирис был расчленен на куски, и Исида его воскресила; история о Дионисе, рожденном титанами и потом воскресшем. Это очень значимые, эмоционально насыщенные легенды о смерти-возрождении.
Во всех районах, где были известны подобные мифы, существовали и существуют до сих пор обряды смерти-возрождения, в которых ищущие инициации проходили через психологическое очищение. И, опять-таки, использовались мощные методы изменения сознания, приводившие к переживанию смерти и воскрешения, в ходе которых герой проходил полное отождествление с умирающим божеством. И в христианстве смерть-возрождение — центральный сюжет, приводящий к снятию последующих прегрешений.
В античные времена чрезвычайно важную роль играли социальные мистерии. Далее кратко остановимся только на одной из форм, на элевсинских таинствах.
Элевсинские мистерии основывались на предании о похищении богини Персефоны Плутоном и ее возвращении на землю. Немногие знают, что эти мистерии проводились в местечке под названием Элевсин один раз в пять лет в течение 2 тысяч лет. Опять-таки, нужно предположить, что это должно было быть что-то очень нужное, очень значимое, чтобы сохранить этот обряд в течение такого долгого промежутка времени. Существуют очень интересные исследования под названием «Дорога Элевсин», где рассказывается, что ключевым в этом обряде был некий препарат или зелье, который предлагали выпить. Среди прошедших обряд посвящения в элевсинских мистериях есть очень знаменитые люди, такие как Платон, Аристотель и Цицерон, который также упоминает об этих мистериях. Если раз в пять лет три тысячи человек проходили через этот обряд, это не могло не повлиять на культуру Греции, и таким образом, на культуру всей Европы, потому что принято было считать, что Греция стала колыбелью европейской культуры.
Таковы определения сферы действия и способов активации холотропных состояний сознания, к которым относятся психотехники и духовные техники, такие как практика дзен-буддизма, йога, исихазм, и многие другие.

Холотропные состояния играют ключевую роль в ритуальной и духовной жизни доиндустриального социума. Строго говоря, индустриальная цивилизация — это единственный период в истории человечества, когда этим состояниям не отводилось должного места, не придавалось должного значения. Все остальные культуры потратили массу времени и сил на то, чтобы разработать свои безопасные и эффективные методы вхождения в холотропные состояния сознания. И они использовали самые разнообразные средства. Они использовали как основное средство свои духовные и ритуальные мифы, которые были способом непосредственного контакта с архетипической сферой. Это было необходимо для выживания древних культур.
Последние исследования показывают, что транс шамана — это особая форма пребывания человека на ином уровне нашей реальности. В Америке, например, были попытки изучить транс, привлекая к исследованиям добровольцев из числа студентов и преподавателей психологии. Подопытные участники исследований свидетельствовали, что во время транса действительно переживаются красочные картины «иного мира», а душа способна совершать удивительные путешествия, наблюдать за телом. Зафиксированы также рассказы людей, которые в состоянии болезни, под воздействием музыки, также переходили в «иное измерение», путешествуя в пространстве и времени. Известно, что многие шаманы доводят себя до состояния экстаза с помощью различных психотропных препаратов — мухоморов на нашем Севере или коки в лесах Южной Америки.
Значит, есть психофизиологические основания действий шамана, и его видения — не спекуляция на примитивном мышлении зрителей, а результат предельных способностей человеческого сознания прорываться в высшую духовную сферу.
Для этого служат атрибуты магического обряда — нагрудные украшения, маска, бубен. Из техники коллективного гипноза известно, как влияет на зрителей ритмичный блеск, музыка, стук барабана. Возбуждение зрителей нужно шаману, чтобы еще больше подпитаться экстатическим настроением, разжечь себя. Это помогает быстрее и глубже впасть в транс. Характерно, что шаманство весьма широко распространено у многих народов, независимо от географических и исторических различий. Индейцы Южной Америки, островитяне Полинезии, северные оленеводы России — все они считают, что шаман является выразителем коллективной души общества, носителем главных свойств племени или народа. Кто же на самом деле шаман? Это не вождь, не глава рода, которыми становятся лучшие из лучших, сильные из сильных. Наоборот, шаманы нередко отличаются тщедушием и даже увечьем. Но уважение, которое ему оказывают, зиждется на том самом глубинном «сверхзнании», о котором мы уже говорили. Шаман обеспечивает, если можно так выразиться, психологический настрой племени, и в этом заключается его главная функция — носителя коллективной души.
Подробнее остановимся на значении шаманов и жрецов в разных культурах.
Египет
Египетские жрецы были главными идеологами и хранителями традиций и культуры. Существует много легенд о том, что древнеегипетские жрецы владели какими-то сверхдревними глубоко тайными могущественными знаниями в области транса, астрономии, физики, химии, математики, медицины и др.

Известно, что древнеегипетские жрецы в основном занимались обслуживанием культа местных и общеегипетских богов. Кроме того, жрецы владели ритуальной заупокойной магией и поэтому обслуживали некрополи и гробницы.

Считалось, что жрецы могли серьезно влиять на посмертное существование «ка» тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Жрецы умели мумифицировать тела умерших и клали возле них специальные колдовские предметы «ушебти», которые оберегали «ка» в загробном мире.

Наиболее сильным «оружием» жрецов была магия. Магия использовалась во всех областях жизни народа. В лечебно-предохранительной магии, тесно связанной с медициной, трансовая культура древних египтян достигла наибольшего развития. Любое применение лекарства в Древнем Египте сопровождалось вводом пациента в транс и кодированием его сознания на выздоровление с помощью заклинаний и обращения к авторитетным богам. Существовала целая трансовая культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний, в том числе и от укусов змей, хищников, насекомых. Древнеегипетские жрецы владели искусством трансового магического управления погодой и астрономическими явлениями, например, солнечными затмениями.

Владели жрецы и умением с помощью транса враждебно воздействовать на противников, для чего использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдования над восковой фигурой врага, с использованием его магического изображения.

Все жрецы обязательно владели искусством предсказания, для чего выбирался ребенок-подросток 12-13 лет. который пассами и наркотическими курениями вводился в транс, наложением правой руки жреца на темя подростка. Затем жрец заставлял подростка говорить не выходя из транса о том, что он видит по поводу того или иного задаваемого жрецом вопроса. Видения подростка умело интерпретировались и жрец мог получить таким образом ответ богов на любой интересующий его вопрос.

Древние египтяне, как и многие другие народы, широко использовали искусство воздействия на психику и физиологию человека травами, снадобьями, мазями, приворожными зельями, благовониями и духами, ядами, наркотиками, экстрактами растений, водой минеральных и иных источников, звуковыми и иными вибрациями и др.

Вавилон (Хадели)
Шумерские жрецы были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков.

Чаще всего правитель был и первосвящеником, т. е. высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Вавилонские жрецы были учеными и самыми образованными людьми своего времени. Служили жрецы и жрицы в основном при храмах, которые имели форму ступенчатых башен. Жрецы знали астрономию, земледелие, математику, магию, мантику, медицину, искусство заклинаний и заговоров, времяисчисление, метрологию, религию, мифологию и др. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления. Халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет З65 и 1/4 суток, умели предвычислять солнечные затмения. Судьбы народов и государств вычислялись по положению небесных светил. По звездам вычисляли перспективы войны и мира, урожая и неурожая, судьбы правителей и простых людей, дожди и наводнения, голод, болезни и т. д.

Вавилонские жрецы широко использовали транс во вредоносной и военной магии, например, изготовив изображение врага, жрец входил в транс и, четко визуализировав всю картину боя, представлял себе, как враг отступает и гибнет. Выйдя из транса, жрец брал изображение, разворачивал его лицом вниз и сжигал.

Вавилонские жрецы, согласно легендам, унесли с собой сверхдревнюю тайную трансовую культуру, заимствованную ими от какой-то працивилизации, погибшей в Индийском океане двенадцать тысяч лет назад.

Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (VI век до н. э.) и вошла позднее в каббалу — древнееврейскую трансовую культуру.
Древняя Америка
В древней Америке существовало четыре крупных культуры — ацтеки, майя, чибча, кечуа-инки.

Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид (теокалли) с открытой площадкой наверху. Жрецы знали иероглифическое; письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Кроме этого они были главными носителями культуры, религиозных традиций и истории своего народа. Жрецы пользовались великим авторитетом среди населения, они принадлежали к знати и владели большими участками земли вокруг храмов. Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме. Наиболее крупные храмы были посвящены следующим богам: Кетцалькоатлю («оперенная змея») — изображавшемуся в виде белого старика с длинной бородой; Тецкатлипоку («дымящееся зеркало») — олицетворявшему Солнце;

Уитцилопочтлю — богу войны, требовавшем человеческих жертво-приношений; Итцамну — богу неба, создателю письменности и всех знаний; Кукулкану — мифическому родоначальнику одной из; правящих династий майя; Бочику — богу Солнца, чибча-мунсков; Виракоча — покровитель инков и др.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека — это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака).

Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении ” гадать, предсказывать, колдовать, лечить и ориентироваться на местности в лесу.

Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши. Иногда в качестве фетиша был просто камень, но камень мог говорить человеческим голосом
Древняя Япония
Древние японцы верили в духов-покровителей «ками». В местах почитания ками строили постройки или просто ограждались каменными оградами.

Древние японские жрецы занимались поддержанием родовых обрядов и традиций, сохраняли мифологию и обычаи племени. Большинство жрецов специализировались по выполняемой функции- были жрецы промыслового культа, аграрной магии, гадатели («ура-бэ»), заклинатели («ими-бэ») и др.

Наиболее почитаемая солнечная 6огиня Аматерасу является первопредком императоров Японии, начиная с первого Дзиммутенно (УП век до н. э.), и именно божественность императорской власти является главным догматом синтоизма.

Синтоизм разделяется на храмовый и сектантский. Наиболее почитаемые боги: Аматерасу (богиня солнца), Сусаноо (бог бури), Инари (покровитель земледелия) и знаменитью императоры. Почитаются также священные места, особенно горы, например, знаменитый вулкан Фудзияма. В синтоистском культе важную роль играет обрядовая чистота — ничто нечистое (кровь и все свазанное со смертью) не должно касаться священного места, поэтому дважды в год устраивались всенародные очистительные церемонии («мацури»).

Основные носители трансовой культуры — жрецы («каннуси») передавали свои знания и должность по наследству.Жрецы делились на 8 рангов, высший из них — «саншу».

В главном святилище храма хранились эмблемы божеств: меч, зеркало, бумажные ленты на бамбуковых палочках (священное дерево) и др.

Большинство синтоистских жрецов до сих пор владеют мистическими секретами приведения огромной массы людей в состояние специфического транса, когда становится возможным прямое общение с богами.

Кроме религии трансовое искусство в Древней Японии получило свое развитие в воинском деле, в медицине и культуре.

В настоящее время наибольшее развитие трансовая культура получила в знаменитых японских единоборствах: бусидо, каратэдо. дзюдо, айкидо и др.

На наш взгляд, главный секрет Японии — это ее связь с прошлым и сохранении традиций практики транса. Думается, что все страны, как Япония, со временем возродят свое национальное искусство транса и сделают тем самым невиданный скачок в развитии материальной и духовной культуры.
Древний Китай
Даосские жрецы разделялись на семейных и мона-шествующих. Возглавлял всех верховный жрец-патриарх, называемый «тянь-ши» («небесный учитель»). Даосское патриаршество введено с П века н. э. длилось до 1927 года. Последний, 63-й, тяиь-ши исчез из своей резиденции в провинции Цзянси при нападении китайской Армии.

Но в основном в Древнем Китае изветсны китайские гадатели нежели жрецы.
Древняя Греция
В Древней Греции были хорошо разработаны известные на Востоке наркотические галлюциногенные средства, которые заключались в приеме специальных напитков, дыхании особым образом приготовленных благовоний, произнесении заклинаний, выполнении настраивающих и вводящих в измененные состояния сознания ритуальных жертвоприношений, специальных полуголодных диетах, экстатических образных молитвах, специальных пассах и массаже, специальных физиотерапевтических прогреваниях песком и глиной, солнечных ваннах, водных процедурах, а главное, в психотехниках, развивающих воображение и тормозящих психику, для чего использовались специальные рисунки на блестящих кристаллах, металлических зеркалах, сосудах и др.

В основе древнегреческой медицины лежало учение о высоком лечебном действии длительного трансового сна, поэтому пациентам вышеуказанными средствами развивали воображение, повышали внушаемость и приводили психику и физиологию в специальное трансовое сноподобное состояние. На шкурах диких кабанов пациенты оставались в трансовом состоянии до получения глубокого транса, позволявшего им «видеть» различные мифические картины, предварительно внушенные им жрецами. Сформированные таким образом установки на исцеление, закреплялись повторными трансовыми процедурами и дополнялись приемом различных лекарств и оптимистическими беседами служителей храма. Главным психотехническим моментом древнегреческой медицины было использование авторитета богов, которые своим присутствием в лечебном трансовом сне пациентов должны их излечить. Наибольшим авторитетом пользовался Асклепии, в честь которого строились специальные рамы, где лечились больные с самыми разными заболеваниями. Кроме медицины искусство транса у древних греков получило свое развитие в религии, астрологии, а также умение предсказывать и прорицать.
Древний Рим
Римские жрецы избирались через жреческие коллегии, которых было несколько: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки и др.

Понтифики следили за календарем, астрологией (благоприятные и неблагоприятные дни), праздниками, религией и др. Фициалы являлись послами римской общины в ее сношениях с соседями, они объявляли войну и заключали мир, хранили договоры с другими общинами и т. д. Авгуры были гадателями, они должны были давать сведения о благоприятных или неблагопрятных знамениях. «Весталки» — жрицы, которым вменялось поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. «Фламины» — это жрецы, служившие отдельным богам (Юпитеру, Марсу и т. д.). «Сами» отвечали за образность в культе Марса и Квирина. «Арвалы» ведали образностью в культе земледельческих богов. «Луперки» — жрецы скотьего бога Фавна

Жреческие должности были пожизненными и иногда совмещались с другими светскими должностями, например, Юлий Цезарь в 37 лет был избран верховным понтификом.

Сильно распространенной была та часть римской трансовой культуры, которая была связана с гаданиями и предсказываниями. Гадали по полету птиц («ауспиции»), по тому как куры клевали) зерно, по виду молнии, по внутренностям жертвенного животного («гаруспиции»), по различным небесным знамениям и т.д.
Древняя Сибирь
Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъестественными способностями — могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др.
Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство — некая безумная непреодолимая сила -желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.
Древняя Чукотка и Аляска
Наиболее распространенным видом трансовой культуры на Чукотке и Аляске было использование транса в воинском искусстве, особенно при подготовке и ритуальной имитации будущего сражения.
Шамань (ангакок) были носителями всей культуры ‘своего народа. Они хорошо знали воинское искусство, промысел и промысловные культовые обряды. Лечение, методы управления погодой, способы трансового воздействия на человека и животных. Шаманы умели общаться с природой непосредственно и могли многое предсказывать и предвидеть.
Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева — духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами-хозяевами.
Население считало, что в природе всем управляет некая сила — хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таинственной природной силой.
Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некотороых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии.
Люди верили, что существует «верхнее небо», куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие -другое, но были шаманы универсалы, они могли все.
При лечении шаманы обязательно использовали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.
Африка
Используя искусство транса, древнеафриканские шаманы и жрецы могли предсказывать и управлять погодой, при необходимости вызывать дождь. Искусство транса использовалось в военном деле, магии, охоте, судебном деле, диагностике, лечении больных, гадании, предсказании, шаманском камлании, праздничных и обрядо-ритуальных процедурах, тотемизме, религии, промысловом культе, земледелии и скотоводстве, культе предков, культе животных (зоолатрии), культе местных племенных духов, богов, фетишизме, культе вождей, культе кузнецов и др. Многое в искусстве африканского транса до сих пор не разгадано, например, шаман или жрец могли в любой момент знать, где находится интересующий их человек и если даже он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему.
Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе или насылать порчу — готовят страшный яд — «порошок зомби» С его помощью они способны довести жертву до состояния комы, а потом вернуть к жизни, буквально вытащив человеческое тело из могилы. Лишенных памяти, эмоций и речи «живых мертвецов» они затем используют в своих целях.
Древняя Корея
Шаманами в Древней Корее были как мужчины («пань-су»), так и женщины («му-дан»). Наиболее сильными шаманами считались пань-су. Обучение велось не только по наследству. Молодой шаман мог обучаться у старого искусству заклинать, колдовать, лечить, общаться с духами, проводить различные мистические церемонии и т. д. Шаманы-женщины чаще занимались камланием, гаданием, изготовлением амулетов, лечением.
Население Кореи верило, что у человека есть три души: одна умирает с телом, другая уходит на небо, а третья остается на специальной табличке, которая хранилась в семейном храме предков. Поэтому культ предков в Корее очень развит.
Корейцы верили в различных духов и мистические особенности различных гор, которые, по их мнению, оказывают сильное влияние на окружающую местность, поэтому шаманы с помощью транса находили специальные благоприятные холмы для проживания или погребения.
До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики, а соответствующая потребность — одной из базовых человеческих потребностей. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных состояний сознания. Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогичной голоду или сексуальному влечению».

Все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в результате игнорирования их большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру со многими неизвестными, подчас опасную. Необходимы «картографии внутреннего пространства», опирающиеся на дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания.

Использованная литература:

1. Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998. — 382с.

2. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. Ашхабад, «Ылым», 1994. – 239с.

3. Вебер М. Социология религий. М., «Юрист», 1994. 704с.

4. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993 С.7

5. Кастанеда К. Собрание сочинений 9 т., Киев, “София”, 1993-98.