Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

Содержание:
1. Введение
2. Глава 1. Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта.
1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания.
1.2. Виды измененных состояний сознания.
1.3 Исследования измененных состояний сознания.
3. ГЛАВА 2. Способы достижения измененных состояний сознания в разных религиях.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
Введение.
Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики, а соответствующая потребность – одной из базовых человеческих потребностей. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различ­ных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных состояний сознания. Аме­риканский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогич­ной голоду или сексуальному влечению*».
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в результате игнорирования их большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру со многими неизвестными, подчас опасную. Большинство эзотерической литературы пишется неспециалистами, мало понимающими опасность применения гипнотических и трансовых техник. Отсюда можно вывести проблему исследования:
*Сюда относятся такие состояния как алкогольное или наркотическое опьянение, сексуальная эйфория, аффективное состояние, аутотранс, вызванный медитацией или иными способами изменения состояния сознания. [8]
– Слабая изученность ИСС, используемых в разных религиях и возможность их нецелевого использования*.
Объектом исследования в данной работе является ИСС в системе религиозного опыта.
Цель исследования: изучить медитативные, трансовые и иные техники в разных религиях, ведущие к появлению ИСС, описания ИСС в разных религиях и изучение ИСС в религиях разными исследователями.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и околонаучную литературу по данной проблематике.
2. Систематизировать информацию об ИСС в системах религиозного опыта и изложить ее в рамках работы.
Основной метод исследования – анализ научной литературы.
По возможности одной из задач ставится практическое исследование медитативных техник, представленных в разных религиях.
*Мне неоднократно встречалась эзотерическая и религиозная литература, в основном сатанинского и аналогичных толков, в которой описывались трансовые техники, замаскированные под ритуалы и т.п., направленные на подсознательное внушение человеку правильности изложенных в литературе догм, что может привести к нарушениям в психике человека (прим. автора).
Глава 1. Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта.
1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания.
Один из основателей психологии религии американский философ-прагматист Джеймс (1842—1910) разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч.[5]
Исследование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблюдения — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать какое-нибудь чувство, человек должен сам ощущать его.
1.2. Виды измененных состояний сознания.
Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания».[6] Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями.
Можно выделить четыре шкалы ИСС :
1. Изменение эмоциональных состояний.
2. Изменение восприятия мира.
3. Изменение волевого самоконтроля.
4. Изменения самосознания и самотождественности личности.
Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас­сматривать как суперпозицию соответствующих четырех параметров.
Изменение эмоциональных состояний психики включа­ет в себя как количественные изменения, связанные с из­менением интенсивности обычных эмоций, так и качест­венные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.
В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­вести параллели между этими описаниями в разных куль­турах. Так, в индийской традиции* выделяют следующие состояния :
– вира – «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности;
– бхога – удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;
– йога – рефлексия и самоуглубленность;
– абхичарика – состояние всепоглощающего гнева, по­требности в разрушении.
Данные состояния считались идеальными, их, по пред­ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать толь­ко боги или великие мудрецы. Однако состояние религи­озного экстаза могло приближаться к одному из этих со­стояний.
Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состоя­ния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.
* Индийские мистические учения, наравне с тибетскими, буддизмом и даосизмом, наиболее глубоко проработали и широко применяли ИСС (прим. автора).
Похожие изменения эмоциональных состояний наблю­дали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Уче­ный назвал эти состояния четырьмя пренатальными мат­рицами.
1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей – кинестетической, слуховой, зрительной.
2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.
3.Перинатальные – переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в “системы конденсированного опыта” – динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.
4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. [4]
Известны и другие классификации эмоциональных со­стояний. Так, индийская традиция выделяет 18 базовых эмоциональных состояний (раса), из которых 10 считают­ся земными, человеческими, а 8 – высшими, божествен­ными. К человеческим раса относились: любовь, смех, со­страдание, гнев, мужество, страх, отвращение, изумление, спокойствие, родственная близость. Божественные раса достигаются с помощью медитаций и не могут быть опи­саны человеческим языком.
Изменение восприятия или способа видения мира мо­гут носить как глобальный, так и локальный характер. К первым относятся зрительные, слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации, полностью изменяющие характер окружающего мира.
К локальным изменениям восприятия относятся эф­фекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий, проявляющихся, например, у экстрасенсов.
Кинестетические сенсопатии, возникающие в связи с диагностическими и лечебными манипуляциями, пред­ставляли собой ощущения тепла, холода, покалывания, боли или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чув­ство «потока энергии», проходящего по телу и рукам.
Сенсопатии зрительной модальности представляли со­бой видения ауры или внутренних органов пациентов и у большинства испытуемых сопровождались ощущением сужения сознания.
Сенсопатии аудиалъной модальности выражались в об­ращении к тем или иным высшим силам (Богу, Абсолюту, энер­гоинформационному полю*) и получении от них ответов.
Изменение волевой составляющей психики человека проявляется в так называемых автоматизмах – психиче­ских состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще.
Наиболее мягкой формой автоматизма является со­вершение действий по приказу «свыше».
В эзотерических учениях энергоинформационное поле делится на несколько видов: Эгрегор – поле, созданное разумами группы людей (от мелкой группы до этносов). Ментал – общее энергоинформационное поле всех ныне живущих людей Астрал – энергоинформационное поле Земли, включающее в себе все существующие энергоинформационные поля.
(по К.Кастанеде)
В этом случае у человека остается возможность не выполнить приказ, если он не соответствует его моральным или какими-либо иными нормам. При более сильных проявлениях автоматизмов человек может осознать, что действия, совершаемые его телом, регулируются не им.
Предельным проявлением автоматизма является со­вершение человеком действий, память о которых полно­стью утрачивается. Фактически некоторый отрезок време­ни полностью выпадает из жизни человека.*
Природа автоматизмов может быть различной. Зачас­тую автоматизм – это проявление болезненных психиче­ских состояний, принимающих религиозные формы, на­пример религиозный бред. Автоматизмы могут быть также индуцированы методом внушения или появляться вслед­ствие психологического заражения. Последнее особенно часто проявляется в харизматических системах.
Некоторые религиозные системы придают автоматиз­мам очень большое значение и используют особые методы для их достижения. Прежде всего это некоторые шаман­ские практики, направленные на «вселение духа», извест­ные как в первобытных культурах, так и в более современ­ных религиозных системах, типа ваджраяны, суфизма, бон, вуду (худу). Подобное «вселение духа» представляет собой трансовое состояние, в котором доминирующим психическим образованием, управляющим поведением человека, явля­ется одна из вторичных субличностей, в обычных условиях вытесненная на подсознательный уровень.
Для достижения этого состояния использовались в ос­новном психологические методы, такие как особые движе­ния, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочета­ний, кружение на одном месте и другие методы, утомляю­щие и отключающие сознание. В качестве примеров таких методов вспомним кришнаитскую джапа-медитацию и суфийские кружения.
*При глубоком гипнозе и т.н. «зомбировании» человек утрачивает память о совершенных ранее действиях (прим. автора).
Идеи слияния с божеством присущи различным куль­турам: индийской, тибетской, техникам слияния с идамом (особым духом), шаманизме, когда происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаман­ского транса, и даже христианстве.
Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивиду­ального или коллективного бессознательного (чаще сверх­сознательного), приобретая при этом знания, опыт и воз­можности этой субличности. Если индивидуальное «я» при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели ос­вобождения, т.е. выхода из всех этических и духовных пе­рипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсозна­ния. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь идет о слиянии с Богом либо о «повыше­нии Природности», возврате к Природе, слиянии с ней.
В ходе исследований, проводимых в рамках транспер­сональной психологии, появились различные классифика­ции степени самотождественности личности. Одну из них приводит Д. Корнфильд. Согласно его представлениям, существует несколько уровней развития человека, которые в разных традициях описываются по-разному.
На первом уровне люди просто осознают, что они «спят». Это одно из самых важных прозрений. Стараясь фиксировать внимание на себе и пребывать в настоящем настолько, насколько это возможно, на протяжении всего дня они изумляются тому, как долго пребывают в состоя­нии «автопилота». Это прозрение означает начало измене­ний, поскольку люди начинают видеть преимущества ре­ального пробуждения и стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире.
Второй уровень прозрений условно можно назвать уровнем психодинамических или персональных открове­ний. Люди начинают более отчетливо видеть паттерны своих мотиваций и своего поведения. Человек может, на­пример, заметить: «Надо же, когда я обратил на это вни­мание, то понял, что всегда рассказываю людям что-то оп­ределенным образом, потому что постоянно жду одобре­ния», или «Я всегда стараюсь выглядеть хорошо», или «Я всегда боюсь этого» и т.д. В ходе осознавания посредством слушания и концентрации внимания возникает озарение, которое очень похоже на психотерапевтический инсайт. Прозрение и согласие, которые приходят когда безоце­ночно сознаются наши структуры, способствуют психиче­скому равновесию, усвоению способов уменьшения невро­зов и страданий.
Глубже психологических прозрений лежат уровни практики, о которых часто упоминает восточная классиче­ская литература. Это уровни различных состояний транса, или дхъяны – очень высокой поглощенности или концен­трации. Подобные состояния концентрации имеют тот недостаток, что ведут прежде всего к измененным состоя­ниям сознания, а не к фундаментальным и устойчивым изменениям личности.
И наконец, область опыта, лежащего за психодинамиче­ским и личностным уровнем, – это надличностные пережи­вания. На этом уровне осознавания возможен целый спектр различных переживаний. Так, человек может разотождествиться со своим телом или разумом, начиная ви­деть, как возникают желания и мотивации, независимо от содержания конкретного желания. Можно ясно увидеть, как от мгновения к мгновению растворяется самость, и это часто ведет в область страха, ужаса, своеобразной внутрен­ней смерти. Позже из этого сознавания спонтанно возни­кает «отпускание» личной мотивации, а вместе с этим рас­тет сознавание любви, или в терминологии буддизма «соз­нание Бодхисаттвы». Когда твердыня самости разрушена, возникает видение метафизической связи между всем ок­ружающим, которое приводит к различным альтруистиче­ским состояниям и, возможно, к высшей степени просвет­ленности, когда мы способны видеть свое существование как игру в энергетическом поле, которым является весь мир. На этом же уроне возможно отождествление себя с одним из архетипических образов или переживание базо­вых натальных матриц.
Наиболее глубокие исследования этих состояний про­вел С. Грофф, используя сеансы ЛСД-терапии и других ис­кусственно индуцируемых трансовых состояний, например дыхательных техник. Он выделил следующие типы подобных переживаний:
1. Переживания эмбриона и плода.
2. Архетипические переживания и сложные мифологи­ческие эпизоды. Среди наиболее универсальных архетипов, с которыми может отождествляться человек, – образ Ма­тери, Отца, Ребенка, Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как сакраль­ные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужас­ной Матери, Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека. Часто встреча­ются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности, – Тень, Анимуса или Аниму и Персону.
Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Аме­рики и других стран. Эти истории можно сравнить с юнговским описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих шизофре­нией. Отмечалось, что в результате ЛСД-сессий некоторые люди проникают в различные системы эзотерического знания. Так, люди, не имеющие понятия о Каббале, пере­живают состояния, описанные в книге Зогар и Сефер Ие-цира, и демонстрируют неожиданную осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезап­но сформированного понимания наблюдался также в та­ких древних формах предсказания, как по книге И-цзин («Книге перемен») или картам Таро.
3. Соматические эффекты, подобные активации чакр в индийской традиции, – ощущение мгновенного и мощ­ного высвобождения энергии, движения ее по телу, сопро­вождающееся глубокими и драматическими пережива­ниями.
4. Сознание Универсального Разума, в котором человек переживает всеобъемлющее единство существования.
5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота, ко­торая, возможно, соотносится с переживанием махашунь-яты в буддизме. [4]
1.3. Исследования измененных состояний сознания.
Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени “экстравертированное сознание”, состояние “нормального” бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация – к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие.
До сих пор большинством западных интеллектуалов молчаливо признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1.1 (по данным Ч. Тарта). [10]

Рис.1.1
наименее ценные состояния сознания
наиболее ценные состояния сознания
Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя “поднявшимися” на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью.
Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики. Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Маслоу на основе широких исследований многих мистических (или “пиковых”, “вершинных” по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные “положительные” состояния стали называться “расширенными состояниями сознания” (РСС).
Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое.
Ч. Тарт называет термином “дискретное состояние сознания” (ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции) либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия.
Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психологии. Главная проблема изучения измененных состояний сознания заключается в том, что исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта. А как можно воспроизвести субъективные ощущения?
Стэн Грофф – один из немногих, кто совершил фундаментальные исследования в области измененных состояний сознания, основываясь на собственном опыте. Он выявил роли измененных состояний при психических болезнях, возможностей использования этих состояний для терапии.
Итак, религиозный опыт – субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и прочее. Исследование религиозного опыта осуществляется при помощи анализа материалов самонаблюдения верующих — дневники, автобиографические записки.
Измененное состояние сознания – это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом.
Исследованиями ИСС занимались: Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, Ч. Тарт, С. Грофф. Но до сих пор ИСС в системе религиозного опыта трудно вписываются в современной модели психологии, и ИСС в системе религиозного опыта остаются одним из наименее изученных вопросов в психологии.
Глава 2. Способы достижения измененных состояний сознания в системе религиозного опыта.
Учитывая важность ИСС в системе религиозного опы­та, в рамках большинства религий были разработаны ме­тоды искусственного вызывания таких состояний. Можно выделить четыре группы подобных методов;
1. Медитативные практики.
2. Психосоматические методы.
3. Дыхательные практики.
4. Использование наркотических веществ.
Медитативные практики:
Медитативные методы основаны на управлении функ­циями психики с помощью концентрации внимания (пас­сивная медитация) или воли (активная медитация). По­скольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря, различны, остановимся кратко на типоло­гии медитаций по способу выполнения.
В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта, причем делает это не­произвольно, когда пристально всматривается, прислуши­вается или принюхивается, а также «вчувствывается» в бо­левые симптомы или другие ощущения организма. Про­стейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака — концентрация взгляда на бле­стящем предмете, созерцание деревянного шарика, прак­тикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т.е. сознательному его восприятию, что способствует рас­ширению сознания. А с другой – длительное сосредоточе­ние может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу.
Медитации второго типа – это различные формы вну­шения, т.е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды эти медитации можно разделить на визуализа­ции, словесные и кинестетические внушения . Наи­более часто практикуются первые две.
При визуализации волевая команда передается подсоз­нанию в виде некоторых понятных ему визуальных обра­зов, картин, форм. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т.д. К словесным внушениям от­носятся медитации, при которых волевая команда подает­ся в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки И. Шульца («Моя правая рука тяжелеет») и самовнушении Э. Куэ («Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях»). Практикующие ки­нестетическое внушение волевым усилием пытаются вы­звать в теле различные ощущения – тяжести, легкости, воздушности и т.д.
В западной психологии предпочтение отдается исполь­зованию активных техник. В восточных традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойст­вия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. Но поскольку такие практики не подкрепляются исследованиями и наблюдениями, они не дают возможно­сти человеку глубже понять себя и не ведут к свободному просветлению. Чтобы до конца постичь себя, необходимо соединять концентрацию ума с осознаванием и исследова­нием.
Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и яв­ляется медитацией в полном смысле этого слова и пред­ставляет собой синтез обоих описанных выше типов уп­ражнений. Практикующий одновременно дает волевые команды, направленные на изменение состояния, и созер­цает свое состояние, что позволяет контролировать ре­зультативность команд и корректировать их, а следова­тельно повышает шансы достигнуть желаемого состоя­ния.
О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность ухо­дят своими корнями и попытки диагностировать особен­ности характера человека по тем или иным внешним при­знакам, таким как физиогномика – искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хиромантия – определение по линиям на ладони, френология – по особенностям строе­ния черепа и т.д. Однако в современной психологии дан­ная проблема была поднята сравнительно недавно, причем рассматривалась одновременно с трех сторон. В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психо­терапевты обнаружили, что психика человека проецирует­ся на его физическое тело в виде конституционных осо­бенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно и об­ратное: воздействуя на тело определенным образом, мож­но изменить состояние психики.
К психосоматическим методам можно отнести статиче­ские позы, подобные упражнениям йоги, особые движе­ния, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочета­ний, кружение на одном месте и другие методы, воздейст­вующие на сознание через систему психосоматических со­ответствий.
Сформулируем следующий общий принцип взаимодей­ствия психики и физического тела: психика человека, в первую очередь его бессознательное, спроецировано на тело. Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает чакральную систему и выглядит следующим образом:
– Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. За­жимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек «зажимает» желание высказать обиду или какую-либо дру­гую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным гру­зом ответственности, который «взвален» на человека, иногда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.
– Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неуме­нием выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распростра­ненным типом зажимов в этой зоне является неспособ­ность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц (при ровном позвоночнике). Типичными болез­нями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Не­способность искренне радоваться всем жизненным прояв­лениям приводит к легочным заболеваниям, невысказы­ваемые обиды – к астме.
– Область живота связана с потребностью в доминиро­вании, с властью, признанием, агрессией. Если соответст­вующие потребности фрустрированы – человек имеет сла­бый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связа­но со страхом нападения.
– Область таза связана с потребностью в сексе и удоволь­ствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничи­вают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в по­добном случае является поясничный остеохондроз, забо­левания мочевого пузыря, внутренних подовых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к за­порам и геморрою.
– Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторич­ные проекции всех проективных зон. Так, голова проеци­руется на лоб, горло – на нос, сердце – верхняя губа, жи­вот – зубы, таз – нижняя губа, руки – щеки, локти – желва­ки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела, и соот­ветствующих психологических проблем.
Дыхательные методы.
Дыхательные методы достижения ИСС основываются на двух принципах воздействия.
1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достига­ется за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции лег­ких. Увеличение концентрации углекислого газа достигает­ся за счет задержек дыхания на различных фазах и приво­дит к возбуждению некоторых зон мозга. Первый тип ме­тодик использовался преимущественно в первобытных культах, второй – в индийских практиках. Комбинируя со­отношение длительностей: вдох-задержка-выдох-задерж­ка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных «калиброванных» состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались в практиках восточных единоборств, в даосских психопрактиках, йоге.
2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности дыхательными, была отмечена А. Лоуэном. Он же предложил метод активизации психи­ческих функций посредством изменения типа дыхания, Однако в религиозных практиках подобные методы ис­пользовались достаточно давно. Так, в индийской йоге различали три базовых типа дыхания, в шаманизме ис­пользовались «дыхания силы» и т.д.
Особую роль ИСС играют в формировании космогони­ческих представлений. Действительно, в отличие от запад­ной космогонии, всегда ориентировавшейся на описание физической реальности, космогония многих восточных религий является своеобразной картой измененных со­стояний сознания. Ярким примером этого может служить буддийская космогония, сферы (рупа) и миры (лока) кото­рой являются описаниями ИСС, последовательно дости­гаемых медитирующим. Так, первая сфера – сфера жела­ний – включает пять уровней (миров), соответствующих привязанностям к различным группам объектов, которые оставляются при прохождении соответствующего уровня. Вторая – сфера форм – достигается медитирующим при освобождении от эмоциональных, но не интеллектуальных привязанностей (привязанности ума к формам). Третья -сфера без форм – есть состояние пустоты ума, в котором исчезают все привязанности к внешнему миру.
Подобную «внутреннюю космогонию» можно наблю­дать и в шаманских описаниях мира, космогонических об­разах типа мирового дерева, мировой горы и т.д. Своеобразным методом картографирования ИСС являют­ся тибетские мандалы, которые построены по матричному принципу. Четыре сегмента мандалы соответствуют четы­рем базовым психоэмоциональным состояниям, которые по-разному проявляются на различных уровнях расшире­ния сознания, представленных концентрическими окруж­ностями. Используя подобную схему, практикующий или его учитель могли подобрать техники, способствующие достижению строго определенных состояний, необходи­мых для гармонизации психики, которые выражались за­полненной мандалой. Шаманская космогония представля­ла собой описание мира таким, каким видит его шаман, находясь в шаманском путешествии.

Рис 2. Основные формы мандалы.

Рис 3. Мандала Ченрезига.
Любопытным представляется взаимодействие реально­стей, порождаемых различными состояниями сознания, к ним можно отнести перенесение запредельного опыта в сферу реального. Так, уже описанные представления буд­дийской «медитативной космогонии» воспринимаются рядовыми буддистами как описания физического космоса. Подобное явление можно назвать псевдоинтеграцией опыта ИСС. Она характерна для тех культур, которые не уделяли или переставали уделять должное внимание про­блеме интеграции соответствующего опыта.
Вопрос об использовании наркотических веществ для достижения ИСС – один из самых деликатных в религиоз­ной проблематике. С одной стороны, это вызвано непри­ятием данного метода различными морализаторствующими силами общества, а с другой стороны, тем, что господствующие религии настаивают на проведении четкой гра­ни между мистическими состояниями и состояниями, ис­кусственно вызываемыми с помощью наркотиков или дру­гих методов. Так, доктрина римского католицизма гласит, что мистический экстаз – дар благодати, а потому не мо­жет контролироваться человеком.
Между тем использование наркотических средств все­гда являлось значимым элементом религиозной практики. Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся корен­ной американской (индейской) церковью, и мексиканские священные грибы, известные более двух тысяч лет, индий­скую сому и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, который «везде . учил людей культуре ви­ноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», питури австралийских аборигенов и вероят­но, мистический кикеон, который ели и пили во время за­вершения шестого дня элевсинских мистерий, христиан­ский ладан.
В большинстве случаев подобные вещества использова­лись для того, чтобы вызывать ИСС, прежде всего видения религиозного характера.
Как уже упоминалось, существует точка зрения, под­твержденная в ходе различных экспериментов, согласно которой психоделические состояния не являются подлин­но религиозными. Так, У. Панке из Гарвардского уни­верситета провел следующий эксперимент: десяти студен­там-теологам и профессорам перед службой в страстную пятницу ввели псилоцибин. Эксперимент был «дважды закрытым», т.е. ни У. Панке, ни испытуемые не знали, кому ввели псилоцибин, а кому – плацебо. Результаты экспери­мента показали, что «испытуемые, получавшие псилоци­бин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные . категориям, выявленным нашей типологией мистицизма».
Итак, в рамках большинства религий были разработаны ме­тоды искусственного вызывания ИСС. Можно выделить четыре группы подобных методов:
· медитативные практики
· психосоматические методы
· дыхательные практики
· использование наркотических веществ
Все вышеперечисленные методы являются в разной степени эффективными для разных религиозных традиций, что скорее всего связано с менталитетом и особенностями психики людей, принадлежащих к разным этносам, практикующим разные учения.
Заключение.
Роль измененных состояний сознания в жизни человеческого общества не ограничивается только рамками религий. Опыт ИСС фор­мирует также многие другие аспекты культуры, такие как космогонические представления, философия, символизм. Общество может по-разному относиться к подобному опыту, поощряя одни наборы ИСС, интегрируя их в соци­альную систему, или, напротив, отказываясь санкциониро­вать некоторые формы такого опыта. Мы, например, жи­вем в относительно монофазном обществе, которое огра­ничивает опыт и знания узким диапазоном феноменоло­гических фаз. Для нашей культуры в целом единственным состоянием сознания, подходящим для получения инфор­мации о мире, является «нормальное бодрствующее созна­ние».
А ведь сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодолеваем гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество или наглядно представить собственную старость, посетить разные исторические эпохи.
По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу Мирового Разума или Космического сознания.* Чтобы подключиться к универсальному энерго-информационному полю, нужно идти не вовне, а внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с сознанием, погружение в глубинные слои внутреннего мира позволяют нам установить контакт, если не с Богом, то, по крайней мере, с “тонкими мирами”, с духовной иерархией бытия, которые не даны органам чувств и житейскому разуму. Таким образом, измененные состояния сознания в системе религиозного опята раскрывает себя как действительно особая реальность,
* Астрал, ментал, эгрегор etc. См. прим. выше (прим. автора).
где отсутствуют земные барьеры, и через которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.
Анализируя различные религиозные источники, можно отметить, что практически все религиозные системы включают описания измененные состояния сознания. Между тем одним из наименее изученных вопросов психологии религий является роль и сущность измененных состояний сознания в религиозной жизни.
Список используемой литературы.
1. Психолочический журнал РАН. Том 23 #2 2002г. Статья В.А. Соснин «Психология религии: американский опыт». (http://psychol.ras.ru/)
2. Готфруа Ж. Что такое психология. Т. 1, М., 1992
3. Грофф С. За пределами мозга. – М.: Центр «Соцветие», 1992.
4. Верещак В. А. (http://www.levi.ru)
5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993.
6. Людвиг А. М. Измененные состояния сознания. Архивы общей психиатрии 1966 (http://www.pcihologi.ru)
7. Религиоведение: Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.- 536 с
8. Сафронов А. Г. Психология религии: Монография.-К.: Ника-Центр, 2002.-204 с
9. Столяренко «Основы психологии» Ростов н/д. изздательство «Феникс», 1997г.-736с.
10. Тарт Ч. Состояния сознания (в сборнике “Магический кристалл”). М.,1994
11. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. – СПб., 1998.
12. Большая энциклопедия Кирила и Мефодия. (www.KM.ru)