Измененные сознания

ТЕМА
«Измененныесостояния сознания»

Содержание
Введение
Глава 1      История измененных состояний сознания ипсиходелических веществ
1.1    Донаучное изучение сознания
1.2    Психологические концепции сознания 18-19 вв
Глава 2      Виды измененных состояний сознания и их краткиехарактеристики
2.1    Сон
2.1.1 Гипнотический сон
2.2    Трансовые состояния
2.3    Медитация
2.4    Психоделические и психолитические препараты
Глава 3      Дыхательные психотехники
3.1    Ребефинг
3.2    Холотропное дыхание
3.2.1 Основные понятия холотропного дыхания
3.2.2 Отличия холотропного дыхания от ребефинга и вайвейш
4.      Заключение
5.      Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Психология — этоэмпирическая наука, которая изучает психику человека. Психика же, в своюочередь, реализуется в двух главных модусах, которые можно условно назватьвнешний и внутренний, или модус действия и модус переживания. Первое можнозарегистрировать внешне, второе — невозможно, и оно регистрируется только посамоотчетам испытуемых. Необходимость изучения внутреннего модуса психикиприводит к частому обращению к понятию сознания, которое, однако, не получает впсихологии четкого определения [14, с. 29].
Будучи эмпирическойнаукой, психология называет сознанием то, что можно изучать, и поэтомупонимание сознания в психологии всегда содержательно. Стремление содержательноопределить сознание приводит к тому, что достаточно часто происходитотождествление его с теми или иными компонентами психической деятельности,обычно с познавательными (когнитивистский подход, или феномен отождествлениясознания и мышления) [6, с. 232].
Измененные состояниясознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна досумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии.Объединенные в группу по одному единственному признаку — отличию от «нормального»,повседневного состояния сознания — определенного уровня бодрствования, в которомживет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователейразличных специальностей.
По мере накопления фактическогоматериала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состоянийсознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например,является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна — симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний.
Изучение измененныхсостояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьезпересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека. Однако до сихпор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразный методологическийподход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеноменматерии и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой — изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этомбольшинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) насознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишьконстатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человекана две составляющие и исследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге кнекоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имеяпсихологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствиемежду ними человека [1, с.101].
Целью настоящей работыявляется изучение и раскрытие понятия измененного сознания.
Объект – измененноесознание.
Предмет – виды,характеристика, подходы к изучению измененных состояний сознания.
Задачи: дать определение измененногосостояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснитьдействие измененного состояния сознания на человека.
Методы – теоретическийанализ литературных источников по теме «Измененные состояния сознания».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗМЕНЕННЫХСОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ И ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВИзмененноесостояние сознания, психоделическая практика их достижения, являетсяисторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации.Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делатьее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути,приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально измененные состояниясознания служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненныхциклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов,духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и смерти. Жесткие критериипрохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество вобычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывалисьне только из результата изменения, но, в значительной степени, определялиськачеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабыхсторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность.Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной историиряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. Поэтнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизнинародов Европы вплоть до 6 — 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 — 14веков. Позиция церкви в абсолютном праве на священное и мистическое,окончательное объявление природы низменной формой бытия обусловили полныйзапрет психоделиков и инициатических практик измененных состояний сознания.Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европеупотреблением производных конопли — гашиша и абсента — полыни. Медицинскоеиспользование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века [17, с.286]. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов послеоткрытия свойств ЛСД индуцировать измененное состояние сознания, а такжеширокого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и влечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-хЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а ксередине 60-х годов складывается ситуация массового «кислотного»потребления. После запрета ЛСД в 1966 году и последовательных запретов другихновых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальныймировой наркорынок, в котором «на хвосте» психоделиков протаскиваются«тяжелые», истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающийпрепараты ЛСД.
Юридический запретпсиходелических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, вбольшинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, ихиспользование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.
1.1     Донаучноеизучение сознания
Характерно, что вдонаучные исторические эпохи проблема сознания была связана прежде всего сизмененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознаниюсохранялся, претерпев некоторые изменения, вплоть до появленияэкспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемысознания у Декарта и Локка в 17-м веке.
Фундамент современныхисследований необычных проявлений сознания был заложен людьми доисторическихвремен и первобытных культур.
Людям этих эпох былоприсуще так называемое анимистическое видение мира. Речь идет о таком утерянномсовременным человеком мироощущении, когда человек и его сознание находятся вполном и гармоническом соответствии с окружающим миром и силами природы. В этомсмысле на данной ранней стадии развития человечества еще трудно говорить о «сознании»(в современном, новоевропейском значении этого слова). Ведь сам термин «сознание»,как указывают многие исследователи, предполагает наличие некоторойраздвоенности человека, то есть, другими словами, наличие рефлексивнойдистанции по отношению к себе самому или к окружающему миру.
Людям древних эпох такойраскол единого Космоса на объект и научно исследующий его субъект былсовершенно чужд. Они обитали в мире, который от начала и до конца был полностьюживым, был буквально пронизан одухотворенностью. Такой мир был густо заселендухами, приведениями и божествами, способными вступать в контакт с людьми инеживыми объектами [8, с.99].
Связующим звеном междумиром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции жреца,знахаря, психиатра, учителя и пророка. Как свидетельство подлинной связи шаманас параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась егоспособность входить и долгое время пребывать в так называемых измененныхсостояниях сознания. К последним относятся прежде всего экстаз, транс, а такжевсякого рода галлюцинаторные видения, слышание голосов и т.д.
Измененные состояниясознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов,галлюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настоймухоморов или кактус пейот, содержащий сильный галлюциногенный алкалоид –мескалин), а также долгих, подчас изнуряющих тело и душу ритмических танцев.
Интересно также заметить,что сон в доисторические эпохи развития человечества рассматривался какестественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличие от простого человека,шаман, как предполагалось, знал «где здесь что». Шаман исследовал этуобласть и умел толковать сны.

1.2 Психологическиеконцепции сознания 18-19 вв.
Знаменательно, что именнов 18 столетии, в Веке Разума, произошло второе рождение древних и эзотерическихметодов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания,оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания.
Особый вклад в развитиеконцепции сознания связан с нетрадиционными и новаторскими для своего временипсихотерапевтическими методами к 18-19 вв.
Франц-Антон Месмер,практикующий гипноз («Животный магнетизм») психотерапевт 18-го векаодним из первых осмелился сделать сознание и психику объектом непосредственногоэкспериментального исследования. Согласно Месмеру, психические ипсихоматические заболевания вызываются неравномерным распределением в организметак называемого «флюида»; воздействуя на больного и вызываяконвульсивные кризы, гипнотизер («магнетизер») добиваетсягармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению. Месмер, крометого, открыл и тщательного исследовал так называемые состояния сомнамбулизма усвоих пациентов. Он отмечает, что, выходя из гипнотического транса, пациентудивительным образом теряет память о том, что с ним за это время произошло. Всамом же состоянии сомнамбулизма пациент оказывается способным говорить,ходить, совершать те или иные поступки. Отсюда и название этого странного и досих пор малоизученного психологического явления – «магнетическийсомнамбулизм» (в отличие от естественного сомнамбулизма, спонтанновозникающего у некоторых людей). Однако сам Месмер был в большей мереориентирован на физиологическое объяснение наблюдаемых им явлений и поэтому неуделил должного внимания их психологической разработке. Однако егопоследователи пошли дальше в вопросах экспериментального изучения необычныхявлений сознания.
Среди открытых иисследованных ими психических феноменов можно выделить следующие: амнезия,ясновидение, ярко выраженное перевоплощение в другое лицо, улучшениеспособности к запоминанию, обострение чувств, многообразные формы галлюцинаций,способность излечивать себя и других и др. [4, с.120].
В различные периоды 19-говека исследователи попеременно сосредоточивали свой научный интерес то нанаблюдениях, то на терапии, выводы теоретические следствия из обеих форм своейдеятельности. До 1889 года в основном преобладал интерес к тому, как набодрствующее сознание воздействуют бессознательные влияния. Затем в центревнимания оказались личностные изменения и их объяснение ослаблением внимания(понимаемым как особого рода диссоциация). После открытия случаев чрезвычайноредкого и своеобразного психического заболевания, получившего название «множественнаяличность», с особым вниманием начинают изучать феномены раздвоенияличности. Интересно заметить, что среди психиатров того времени эта тема сталасредоточием всеобщего интереса, почти манией. Новые психологические знания отонком и сложном механизме раздвоения личности дает изучение феномена внушения,переносящего сознание пациента в его прошлое.
Законы ассоциации идей,которые вслед за английскими психологами столь часто и порой неверноиспользовались для объяснения всей совокупности психических явлений,оказываются в данном случае недостаточными. Дело в том, что они не способныобъяснить нам, какие конкретные скрытые от сознания психические механизмы непозволяют хранящимся в психике воспоминаниям оживать по ассоциации с новымивпечатлениями.
Французский психологэтого времени Бине заключал отсюда, что какое-нибудь событие детства, о которомчеловек больше не вспоминает, но которое может быть восстановлено путемобращенного в прошлое внушения, и в обычной жизни не раз могло бы всплыть наповерхность сознания – ведь с тех пор произошло множество сходных событий.Однако, поскольку сходные сигналы остались без ответа, механизм ассоциации идейявно для этого недостаточен и тем самым не объясняет развитие ифункционирование нашей психической жизни. Наши идеи связаны не этими тонкиминитями, а чем-то другим. Под действием более глубоких причин, которыеускользают от сознания, наши идеи, восприятия, воспоминания и вообще любыесостояния нашего сознания складываются в самодостаточные независимыецелостности. Находясь внутри одной из них, трудно вызвать какую-либо идею, еслиона относится другой целостности, — таков вывод, к которому приходит Бине [10,с.12].

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИЗМЕНЕННЫХСОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЙ И ИХ КРАТКИЕ ХАРАКЕРИСТИКИ
2.1 Сон
Обычный сон можетнаступать, когда человек устал после напряжённой умственной или физическойработы. Человек также засыпает после сильного нервного напряжения. Сон можетприйти, когда некоторое время находишься без движения. Сидишь на стуле или в кресле,или лежишь на диване или в постели. Может произойти погружение в сон и втранспорте. При погружении в сон мышцы расслабляются, появляется тяжесть вконечностях и во всём теле. Голова становится тяжёлой, веки становятсятяжёлыми, трудно удержать глаза открытыми. Бывает, что засыпаешь, когдасмотришь или слушаешь какую-нибудь передачу по телевизору или по радио. Иликогда слушаешь, как кто-то что-то рассказывает. При погружении в сон происходитразлитое торможение коры головного мозга. Сознание засыпает, оно переходит визменённое состояние. И в это время подсознание продолжает бодрствовать.Подсознание продолжает управлять внутренней работой организма, всемибессознательными процессами, так же, как оно управляет ими и во времябодрствования. Оно управляет дыханием, работой сердца, печени, мозга, движениемкрови, выделительными процессами и т.д. Во время сна человек может производитьбессознательные движения: шевелить руками или ногами, улыбаться. Иногда человекво сне разговаривает. Во время сна подсознание обрабатывает информацию,поступившую в мозг во время бодрствования. Когда человек погружается врасслабленное состояние и спит, в это время в мозгу происходят сложныепроцессы. И в это время человек может видеть сны.

2.1.1 Гипнотический сон
Гипнотический сон оченьпохож на обычный сон. Гипнотизер специальными методами усыпляет сознаниечеловека, и оно переходит в изменённое состояние. Дело в том, что сознаниеможет находиться в разных состояниях, и переходить из одного состояния вдругое. Например, сознание может перейти из состояния бодрствования в состояниесна. И тогда говорят, что сознание перешло в изменённое состояние, примерно также, как и в обычном сне. Сознание может переходить в изменённое состояниесамопроизвольно, тогда, когда человек чем-то очень занят или увлечен. Когдасмотришь интересный фильм или читаешь захватывающую книгу, то сознаниеполностью занято этим делом. И при этом как бы погружаешься в то действие,которое происходит на экране или о котором читаешь в книге. И тогда сознаниепереходит в изменённое состояние. И ты как бы отсутствуешь в этом мире, ипогружаешься в свой внутренний мир, в котором царствуют воображение и иллюзии.И в это время не обращаешь внимания на внешние раздражители, и не замечаешьтого, что происходит вокруг тебя. Такое состояние называют трансовымсостоянием, и оно очень похоже на обычный сон и на гипнотический сон. Не важно,происходит ли при погружении в гипнотический сон разлитое торможение корыголовного мозга или происходит перевозбуждение некоторых зон коры. Для тогочтобы успешно и эффективно использовать гипнотический сон, не обязательно знатьо физических и химических процессах, протекающих в это время в мозгу человека.Гипнотический сон наступает, когда гипнотизер переводит сознание человека из одногосостояния в другое. Гипнотический сон, являясь одним из видов трансовыхсостояний, может быть различной степени глубины. Самой глубокой стадиейгипнотического сна является состояние сомнамбулизма. В таком состоянии человекможет находиться с открытыми глазами. При этом он слышит только голос гипнотизера,или он может слышать те звуки, о которых ему сказал гипнотизер. Причем такиезвуки могут быть как реальными, так и внушенными. В состоянии сомнамбулизмачеловек может видеть лишь то, о чем сказал ему гипнотизер, испытывать ощущения,о которых, опять-таки, ему сказал гипнотизер. Например, жарким летом человекможет видеть вокруг себя лишь белый холодный снег и чувствовать холод, слышатьзавывание вьюги и т.д., если в состоянии глубокого гипнотического сна ему былиданы такие установки. Также он может общаться как с самим гипнотизером, так и слюдьми, на которых гипнотизер ему укажет. Такие люди могут быть или реальнымиили они являются объектами виртуального мира, в котором в данное времяпребывает сомнамбула (тот, кого усыпили). Во время гипнотического снаподсознание, так же, как и во время обычного сна, продолжает работать.Подсознание реагирует на голос гипнотизера и получает некоторую информацию.Причем, информация, поступающая в мозг во время гипнотического сна, минуетконтроль сознания. Это позволяет донести до мозга человека информацию, которуюсознание просто не пропускает, и научить мозг чему-то новому и полезному.Например, в обычном состоянии сознания человек не может поверить, что онначинает выздоравливать, что болезнь, длившаяся продолжительное время, начинаетотступать, что все его органы начинают очищаться от шлаков и молодеть с каждойминутой. В состоянии гипнотического сна человек может поверить во что угодно, иесли в это время он услышит установку на выздоровление или на избавление откакой-то вредной привычки, то установка начинает работать, и на самом делепроисходит все, о чём было сказано. Если установка содержит внушение о том, чтодолжно происходить после выхода из гипнотического сна (постгипнотическаясуггестия), то это внушение тоже работает [16, с.20].
2.2 Трансовые состояния
Помимо самопроизвольногоперехода сознания в измененные состояния, происходящего спонтанно, человекможет осуществлять и намеренный переход. Можно создать такие условия, когдапереход сознания в измененное состояние обуславливается специальным внешнимвоздействием. Факторов, способствующих переходу сознания из одного состояния ив другое и погружению человека при этом в транс, много. Это может бытьвоздействие музыки, каких-то ритмичных звуков, речи другого человека (гипнотизера),приглушенное освещение, ритмичное покачивание при поездке в автомобиле или вобщественном транспорте и др. Примером самопроизвольного перехода сознания изодного состояния в другое может служить погружение в транс при чтенииинтересной книги, просмотре захватывающего фильма, занятии любимым делом илипри автоматическом выполнении каких-либо однообразных действий или движений(ходьба, бег, молитва, чтение мантры, танец под звуки бубна или барабана ит.д.). Вы можете отождествлять себя с героем или героиней книги или фильма.Ваше воображение переносит вас на место происходящих событий. И вы мысленноучаствуете в этих событиях. И при этом испытываете некоторые ощущения ипереживаете некоторые эмоции. Ваше воображение создает иллюзию того, что этисобытия происходят на самом деле, и все это помогает сознанию перейти в измененноесостояние. Если вы вспомните себя в этих или каких-то других похожих ситуациях,то вы вспомните, что в это время не реагировали на какие-то внешниераздражители. Вы не обращали внимания на то, что происходило рядом с вами и нато, что не относилось в данный момент к тому, чем вы сильно увлечены. Дляцеленаправленного перехода сознания в другое состояние используются специальныеметоды. Это техники гипноза и самогипноза, техники нейролингвистическогопрограммирования, медитации и т.д. [5, с. 202]
В трансе, наступающем припереходе сознания в измененные состояния, открывается прямой доступ к егоподсознанию. В это время подсознание не реагирует на сильные раздражители (громкиезвуки, яркие вспышки, изменение положения тела или отдельных частей тела и др.)Подсознание особенно сильно реагирует в это время на тихие звуки, например, наголос гипнотизера, и произнесенные гипнотизёром установки воспринимаются какнепреложная истина. Поэтому внушения, произнесенные негромким и спокойнымголосом, имеют сильное влияние на подсознание.
2.3 Медитация
Методы медитации сводятсяк двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенногосостояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромнаяценность, их связывают с такими идеями как «спасение», «избавлениеот страданий», «просветление», «истинное видение».
Эти медитативные техникиопираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболееподробно разработанные в буддизме. Сознание «обычного» человекарассматривается в единстве двух главных аспектов существования ифункционирования:
1. «чистое сознание»- фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собойистинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной инеизменной основой сознания;
2. «загрязненное»,«омраченное» сознание — преходящий и изменчивый аспект, делающийвосприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психическойсаморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия.Их комплекс, «сознание-хранилище», рассматривается как постоянноизменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие ивзаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не единыи не различны.
Санскритский термин «самадхи»в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращениевоздействия на психику человека всех возбуждающих и «омрачающих»факторов. Сущность самадхи — концентрация, фиксация внимания на одном объекте.Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятияодной из специальных статических поз — асан и дыхательных техник — пранаямы. Наранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объектемедитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющиепереживания, которые наступают в результате применения популярных на западетехник трансформации сознания — глубокое расслабление, интенсивные болевыеощущения в теле, живые сновидения наяву [2, с.95].
При продолжительномнепрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, которыйзнаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Нет ни восприятий черезорганы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль неощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность.Второй, не менее распространенный вид медитации — випассана. Этотрансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективногосозерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено наощущения, чувства.
Медитирующий долженсозерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо какнедостойное внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание [3, с.28].
2.4 Психоделические ипсихолитические препараты
В качестве средствинициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетическихпсиходеликов исследователи выделили два основных вещества сходных по своемудействию — это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствиетоксичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 — 12часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в измененном состояниисознания, при этом весь период действия психоделиков измененное состояниесознания остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполнефизиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическомпроцессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживаниячеловеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональнойприроды — того, что лежит за границами его индивидуальности. В психоделическихсостояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и снеожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все этопредставляется в действительных (узнаваемых), мифологических ифантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично всамих измененных состояниях сознания, частично после пройденных сеансов.Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформациипсихических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новыхпозитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственногожизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту [9, с.498].
В отличие отпсиходелических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциациюсознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры,они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь набиографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшемслучае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд «зажимов»,которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, тоесть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например,пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этогоряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. Вчастности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у негореализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частичноснимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладаетизвестный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленныенапряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающейтрансформации. В современной практике использования психоделиков выделяютсяследующие направления:
— вульгарное употреблениепсиходеликов, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения иудовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливатьгедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
— применение психоделиковв целях саморазвития и стимуляции освоения новых социально-ролевых функцийнаблюдается, преимущественно, в культурно развитой среде и может использоватьсяв прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможностьтематического управления психоделическим процессом в рамках специальныхалгоритмов;
— медицинское применениепсиходеликов: на протяжении последних сорока лет оно доказало своюэффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеванийи для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты,использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан странсформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационныхматриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этойтерапии является психосемантическая составляющая;
— применение психоделиковв целях научных исследований можно признать перспективным, особенно их свойстваобеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучениясемантической организации психики и ее роли в функционировании систем организмачеловека. Однако такие исследования наиболее адекватны, с научной точки зрения,могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями [12,с.81].

ГЛАВА 3. ДЫХАТЕЛЬНЫЕПСИХОТЕХНИКИ
3.1 Ребефинг
Обнадеживающие события вобласти постижения природы человека и его сознания начали происходить чутьболее трех десятилетий назад. В 70-х годах были заново открыты и вошли вширокую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла всвет книга Леонарда Орра и Сандры Рей «Возрождение в Новом Веке», вкоторой рассказывалось о применении в психотерапии и самопознании техники«возрождения» (ребефинг), основанной на каталитическом действииинтенсивного дыхания в процессе интеграции сознания. Это был первый шаг:физиологический процесс дыхания изменяет состояние сознания, переводя его накачественно новый уровень — интеграции, и интегрированное сознаниеперестраивает тело, восстанавливая нарушенные функции, достигая состоянияцелостности человеческой личности как таковой, и человека и Мира.
Однако ребефинг был иостается психотехникой, то есть практической методикой, нацеленной наконкретный результат, а не философской концепцией, объясняющей Мир.
Работами Джима Леонарда иФила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей «философиейдля внутреннего использования», философией принятия и трансформации врадость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть лечение, религия,психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и неих замена. Ребефинг — это современный совершенный метод самопомощи, дающийчеловеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, телеи эмоциях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя такимобразом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности иулучшить состояние здоровья [11, с.13].

3.2 Холотропное дыхание
Холотропное дыхание былоразработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся вЧехословакии, с его женой Кристиной, в качестве легальной заменыпсиходелической терапии.
С.Гроф в своихпервоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапииотталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-х годов он применялинтенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, т.е. форсированного выдоха)для освобождения эмоциональных напряжений, вскрывшихся, но не нашедшихразрешения в сеансе психоделической терапии. Вскоре после введения окончательногозапрета на применение психоделиков в психотерапии С.Гроф обнаружил, чтоинтенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особойпредварительной подготовкой участников может вызывать переживания эффекты,аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии.
Работая в этомнаправлении, С.Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическуюметодику, названную ими холотропной терапией (холономической интеграцией). Термин«холотропный» означает «направленный на восстановлениецелостности».
Основная философская предпосылкатакой стратегии строится на том, что каждый человек нашей культурыфункционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей испособностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидуум идентифицируетсебя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эталожная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому инеполному, обедненному образу жизни, способствует развитию эмоциональных ипсихосоматических расстройств психогенного характера. Развитие симптомовдистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать какпоказатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достиглакритического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни нетолько «не работает», но уже и несостоятелен. Это может сказыватьсяна некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс,профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же можетбыть проявлено одновременно во всех областях жизни, оказывая своеразрушительное воздействие. Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятся(коррелируют) с развитием психотических явлений. Возникающая в результатеситуация оказывается кризисной или даже критической, но и одновременно оченьплодотворной, таящей большие возможности.
Обнажившиеся симптомыотражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм ивернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления посуществу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размерностибытия, которая соразмеряет человека со всем многообразием существования. Еслиусловия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат — разрешениепроблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания, и, следовательно, егоможно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной,оздоровительной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять иподдерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии являетсяосновным кредо холотропной терапии [7, т.1 с.34].
Основная цель методовпрактической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии,«застрявшей» в эмоциональных и психосоматических симптомах, ипреобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта(переживаний). Холотропная терапия способствует активизации бессознательного,оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарные состояниясознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала необычных состоянийсознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием.Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется,оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапияиспользует методы активизации психики и индуцирования необычных состоянийсознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходныхсимптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этомпроцессе.
Основная стратегияхолотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. Намногих примерах подтверждается правота наблюдений Вильгельма Райха относительнотого, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничениядыхания. Респирация — автономная функция, но и на нее можно оказывать волевоевлияние; учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствуетвысвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).Однако в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточнодраматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматическихпроявлений.
Исходя из результатов итечения сеансов холотропной терапии, такое понимание гипервентиляции неверно.Существует множество людей, у которых не развивается классический «синдромгипервентиляции» даже после продолжительных сеансов; наоборот, онииспытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства идаже мистические переживания. У некоторых из них появляются напряжения в различныхчастях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от кариопедальногоспазма. Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызываетпрогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации,сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим соргазмом. В дополнение к этому в повторяющихся холотропных сеансах общееколичество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило,понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать какстремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуациипосредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различныхзастарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредствомпериферической разрядки. Это обычно происходит двумя способами. Первый из нихимеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивания,драматические телодвижения, кашель, перехваты дыхания, рвотные позывы, крики идругие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервнойсистемы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работЗигмунда Фрейда и Джозефа Бройера, посвященных исследованию истерии.
Второй механизм — принципсравнительно новый в психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздоболее эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряженияпроявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Поддерживаятакое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачиваетогромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает своефункционирование.
Типичный результатхолотропного сеанса — глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) ифизическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительномощным и действенным методом снятия стресса, способствующим эмоциональному ипсихосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей,страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать какпопытку самолечения. Из этого следует, что спонтанную гипервентилицию надовсячески поддерживать, а не подавлять.
Характер и течениехолотропного процесса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняютсяот сеанса к сеансу. Физические проявления включают, кроме мышечного напряжения,головные боли и боли в разных участках тела, перехватывания дыхания, удушье,тошноту и рвоту, повышенное слюноотделение, потливость, сексуальные ощущения имногообразие моторных движений.
Все это свидетельствует отом, что изменение состояния сознания в процессе холотропной сессии подвлиянием гипервентиляции сопровождается разнообразными изменениями физическогосостояния человека. Станиславом Грофом разработана захватывающе красивая ивместе с тем убедительно строгая концепция, связывающая все многообразиенаблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину мира, бросающуювызов господствующей научной парадигме.
Идеи Грофа послужилимощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. вРоссии. Так, группа московских ребеферов, опираясь на работы С.Грофа и глубокоеизучение мировых духовных традиций, создала психотехническую дыхательнуюметодику, названную психосинтезом. В руководстве по применению методикипсихосинтеза в психотерапии различных психических и психосоматическихрасстройств один из создателей метода — В.Майков — подробно рассматривает связьдыхания и сознания на серьезно мифологическом и этнологическом материале.Обращает на себя внимание тот факт, что слова «дыхание» и «дух»- синоним жизни, однокоренные в подавляющем большинстве мировых языков инаречий. Эта повсеместно наблюдаемая этимологическая связь между дыханием ижизнью не является случайной. По мнению современных исследователей, тот факт,что разные по характеру феномены (психического и физиологического порядка)имеют глубинное этимологическое родство, отражает не просто архаичныенедифферинцированные представления наших предков, но и указывает на реальноепсихофизиологическое единство, а именно — на наличие в глубинных слоях психикиопределенных пересечений с дыханием как соматическим процессом, причемпересечения эти представляют собой единые функциональные образования. Даннаяточка зрения может быть подкреплена следующим аргументом.
Известно, что дыхательныйгомеостаз является уникальным средством регуляции гомеостаза организма в целом,ибо дыхание подчиняется двойному — соматическому и вегетативному контролю. Собщепринятой физиологической точки зрения, гипервентиляция ведет к избыточномувыделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижениемпарциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода вартериальной крови, а также респираторному алкалозу. Некоторые исследователипрослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше,вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесьвесьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. ДалееВ.Майков просто цитирует Грофа, говоря о том, что гипервентиляция может бытьнеспецифическим катализатором глубинных психических процессов наряду спсиходелическими веществами. Причем, тот факт, что аналогичные феноменынаблюдаются при действии различных по природе факторов, один из которых (гипервентиляция)является сугубо физиологическим, свидетельствует о том, что все эти феномены иэффекты не создаются психоделическим препаратом или интенсивным дыханием, аотражают свойства, присущие нашей психике. На этом экскурс философа Майкова вфизиологию заканчивается.
Между тем известно, чтодействие ЛСД и его производных реализуется через серотонинергическую систему. ЛСДявляется агонистом-антагонистом серотонина (СТ). Другое психоделическоевещество — мескалин — похож на норадреналин и дофамин. При внимательномизучении эффектов, развивающихся во время психоделических и холотропных сессий,можно выделить проявления, характерные для взаимодействия с обеимимоноаминеогическими медиаторными системами: гнев, агрессия, беспокойство,печаль и депрессия, чувство неудачи, вины, сменяющиеся умиротворением,успокоением, чувством облегчения, приподнятым настроением. Заметим при этом,что антагонистическое действие сменяется агонистическим.
Таким образом, уже изанализа феноменологии холотропного процесса и данных специальной литературыочевидно, что наблюдаемые события существуют не сами по себе, а реализованычерез хорошо известные физиологические механизмы.
3.2.1 Основные понятияхолотропного дыхания
Теоретическая базахолотропного дыхания — трансперсональная психология. Основными элементамихолотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое связное дыхание,чем в обычном состоянии побуждающая музыка помощь холонавту в освобожденииэнергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняютсятворческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободныетанцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.
Последние тени сомненийполностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда был разработан методглубокого эмпирического самоисследования и терапии, который теперь называетсяхолотропным дыханием, и систематически используется его в семинарах.
Этот метод, сочетающий всебе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специальноподобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способенпорождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдается во времяпсиходелических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило,бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, нопо своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают вовремя психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни былохимических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственноепсихоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологическийпроцесс, какой только можно себе представить — дыхание.
Переживания, возникающиепри холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным ипреобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят наповерхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Ихполное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния.Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется отпроблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процессочищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для оченьприятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений [15,с.78].
Перед началом процессаучастники делятся на пары. Во время дыхательной сессии один человек являетсяситтером (от англ. sitter, сиделка, помощник), другой — холонавтом (дышащим).
Ситтер выполняет рольангела-хранителя своего холонавта, человека, который помогает своему партнеруотправиться в путешествие. Задачи ситтера следующие:
Обеспечить безопасностьсвоего холонавта. Это — самая первая и самая важная задача. Для ситтера вмомент сессии его холонавт — царь и бог, единственное значимое существо наЗемле.
Если холонавт начинаетинтенсивно двигаться — задача ситтера подушками и своим телом оградить своегохолонавта от физических повреждений. (Например, если ваш холонавт начинает битьрукой о пол — подложите подушку). Если соседний холонавт может удариться овашего — вы, как ситтер, становитесь стеной, ограждающей вашего холонавта. Ит.д.
Обеспечить возможностьаутентичного проявления для своего холонавта. Задача ситтера — создать условия,при которых ничто не нарушит поток переживаний его холонавта. В частности, этоозначает, что ситтер не при каких обстоятельствах не должен вмешиваться впроцесс холонавта, если тот его об этом не попросит. Также ситтеру нельзяглазеть по сторонам и категорически запрещено разговаривать. (Любая разговорнаяречь сразу вышибает дышащего из процесса).
Кроме того, одна изглавных обязанностей ситтера – не привносить свой процесс в процесс холонавта.
Известен классическийотрицательный пример, приведенный у С.Грофа. Ситтер (женщина), решила, что еехолонавту нужна материнская любовь и со слезами на глазах обняла его во времядыхания. А ее холонавт переживал в это время, что он викинг, сражающийся сврагами. Как следствие, холонавт пережил «крутой облом» — поток егопереживаний был разрушен.
Помочь холонавту снятьнапряжения, возникающие во время дыхания.
Подобная помощьосуществляется только по запросу дышащего. Если холонавт не просит ему помочь — ситтер не должен вмешиваться. Помощь в снятии физических напряженийосуществляется либо с помощью предоставления статической физической нагрузки нанапряженные мышцы (об этом дается подробная инструкция на тренинге), либо спомощью разминания напряженных участков тела. Последний способ нерекомендуется, поскольку он: во-первых, не позволяет разрядить спазмированныеобласти; во-вторых, ситтер «делает работу за холонавта».
Напоминать холонавту онеобходимости дыхания. Иногда холонавт забывает о необходимости интенсивногодыхания (в течение первых 40 минут). В этом случае задача ситтера — ненавязчивонапомнить о необходимости дышать. Обычно для этого ситтер начинает в ритмдышать над ухом холонавта. Напоминать о дыхании словами нельзя — вы разрушитепереживания холонавта.
В том случае, еслихолонавт захочет выйти в туалет, задача ситтера — сопроводить холонавта туда иобратно.
В случае, если ситтеру самомунужно отлучиться в туалет — он должен попросить соседних ситтеров или кого-тоиз помощников ведущего присмотреть за его холонавтом.
Ситтер может танцеватьвокруг холонавта или делать что-либо еще. Единственное: ситтеру категорическизапрещено интенсивно дышать самому — иначе вместо ситтера и холонавта могутпоявиться два холонавта.
Холонавт (дышащий) — главное действующее лицо захватывающего действа, называемого холотропнымдыханием. Задача холонавта только одна — войти с помощью дыхания в измененное состояниесознания и далее проявлять себя аутентично (быть собой).
Что значит «бытьсобой»? Это означает, что если вашему телу хочется двигаться — двигайтесь,если вам хочется плакать — плачьте, хочется смеяться — смейтесь, хочется петьматерные песни — пойте матерные песни. Если Ваш завтрак просится наружу – что ж,позвольте ему выйти (это не ваша проблема — а проблема ведущего тренинга).Задача ситтера при этом — обеспечить свободу ваших проявлений.
В отличие от вайвейшн, вовремя холотропного дыхания есть только одно требование к дыханию: дыханиедолжно быть связным, то есть холонавт дышит без пауз между вдохом и выдохом.(Обычно человек дышит в жизни так: вдох – задержка – выдох — пауза). Дышатьносом или ртом, с акцентом или без акцента — это не важно. Важно бытьаутентичными.
Чем глубже человек дышит,тем более мощные идут переживания, чем быстрее — тем быстрее они меняются. Какименно дышать — определяет во время дыхания сам холонавт, причем ритм,скорость, частоту и глубину — можно менять по своему усмотрению. Однако еслидышать медленно и неглубоко, то, скорее всего, никаких переживаний не будет.Принцип холотропной работы: как поработал — то и получил. В отличие отребефинга никто не будет заставлять вас интенсивно дышать. Можно не дышатьсовсем.
Сложно интенсивно дышатьтолько первые 10-15 минут. Затем дышащий входит в измененное состояние сознанияи интенсивно дышать становится несложно. Примерно через час-полтора любой человекперестает интенсивно дышать, и дыхание возвращается к норме. Вы даже не сможетезаставить себя через 1,5 часа дышать интенсивно. Есть исключение: шизофреникипри вхождении в интенсивное дыхание дышат 4-5 часов, а не полтора.
Во время холотропногодыхания холонавт может управлять режимом дыхания. Кроме того, холонавт всегдаможет остановить интенсивное дыхание — через 5 минут щелочной баланс кровипридет в норму и человек станет полностью «нормальным».
После дыхательной сессииситтер и холонавт идут рисовать мандалы. Рисование — это творческое отображениесвоих переживаний. Кроме того, через некоторое время холонавтом осуществляетсяпроговор своих переживаний.
3.2.2 Отличияхолотропного дыхания от ребефинга и вайвейш
Прежде всего, холотропноедыхание — единственная дыхательная психотехника, под которую была разработанасерьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, вотличие от основателей ребефинга и вайвейшна, является профессионалом в областимедицины и психологии.
Второе отличие состоит втом, что структура холотропного дыхания не предусматривает какого-либо внешнеговоздействия на холонавта, кроме музыкального сопровождения. Переживания непрограммируются ведущим. При этом ограничения на формат дыхания минимальны (вотличие от вайвейшн), а работа ситтера с холонавтом проводится только позапросу последнего.
Третье отличие состоит втом, что создаются все условия, для того, чтобы холонавт мог снять контроль умаи проявить себя. В вайвейшн контроль не снимается. Ребефинг подразумеваетАКТИВНОЕ взаимодействие между ведущим и дышащим. Поэтому в процессе ребефинганет такой глубины погружения в поток переживаний.
Холотропное дыхание — всегда групповой процесс, размер группы — от 10 человек. Это требование форматахолотропного дыхания. При этом холонавт и ситтер меняются местами (всегдадолжно проводиться две дыхательные сессии) [13, с.21-45].
Холотропным дыханием вотличие от вайвейшн нельзя заниматься самостоятельно, и уж тем более дома и водиночку (отсутствует ситтер, отсутствует интенсивная музыка).
Музыка для холотропногодыхания служит катализатором переживаний и имеет требования к интенсивности иформату [см. таблицу 1].
Таблица 1
Формат музыки дляхолотропного дыханияЧасы/минуты Типы музыки 00:00 — 00:08 Легкая побуждающая, помогающая дыханию 00:08 — 00:20 Еще более стимулирующая 00:20 — 00:40 Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет). 00:40 — 01:15 Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад). 01:15 — 01:30 Сердечная (открытость, теплота, музыка полета). 01:30 — до конца Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)
Однако существуют ипротивопоказания [см. таблицу 2].
Таблица 2
Противопоказания для использованияметода холотропного дыханияСостояние Причина противопоказаний Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом Беременность Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений Эпилепсия Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка Глаукома Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление Недавние операции, переломы Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала
В остальных случаяхчеловек может принимать участия в сессиях холотропного дыхания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно выделитьнекоторые общие закономерности процесса исследования сознания в зависимости отэпохи, в которую он осуществлялся.
На стадии доисторическоговремени и первобытных культур главная черта подхода к проблеме сознаниязаключается в следующем: опыт измененных состояний сознания и сновидениярассматривался в качестве даже более реального и содержательного, чем опытбодрствующего состояния.
Специфику исследованиясознания и психики в период 18-19 вв. можно охарактеризовать следующим образом:психологи 18-19 вв. обращали мало внимания на тот факт, что исследуемый феноменкасается и их самих, сосредоточившись почти исключительно на отстраненном, «объективистском»исследовании своего предмета. За некоторым исключением психологи этого временив большинстве своем еще рассуждают так, как если бы их собственное сознание несоставляло проблемы, то есть как если бы у них самих не было бессознательного.
Измененные состояниясознания — термин современной психологии, означающий неординарные состояниясознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов илиприменением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ(ЛСД-25, псилоцибин и др.).
Существует впечатляющееразнообразие состояний измененного сознания, включая галлюцинации ипсевдогаллюцинации, явления дереализации и деперсонализации, множественнойличности, чувственного бреда, различные психические автоматизмы, состоянияизмененного состояния сознания во время сна (обычного или гипнотического), присомнамбулизме и многие другие. Известно значительное количество факторов,вызывающих состояния измененного сознания. Например, сон как особое состояниеорганизма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики,алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др. далеко невсегда состояния измененного сознания являются следствием, проявлениемпсихопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда эти состоянияне контролируются личностью, являются стойкими и не исчезают без специальноготерапевтического воздействия. Во многих случаях состояния измененного сознанияявляются кратковременными и бесследно исчезают вместе с исчезновением вызвавшегоих фактора. Более того, известны различные способы, позволяющие сознательно,нацелено вызывать те или иные состояния измененного сознания (йога, аутогеннаятренировка, метод С.Грофа, основанный на применении гипервентиляции в сочетаниис определенным музыкальным воздействием). Обретенный в состояниях измененногосознания интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает наличность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например, пророческиесны). Диапазон эмоций, переживаемый во время измененного сознания, огромен — отужаса до экстаза. По этой причине известные способы вызывания изменениясознания нередко пытаются сделать источником новых творческих способностейличности.
Феномен измененногосознания трудно вписывается в современные модели психиатрии. Исследованияпсихической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения,или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.
Классификацииподвергается то, что могут увидеть и измерить независимые наблюдатели, тогдакак измененное состояние сознания воспринимается лишь субъективно.
Однако этот феномен нетолько существует, но и служит одной из движущих сил в харизматической группе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1)        Т.Лири, М.Стюарт «Технологииизменения сознания в деструктивных культурах» М., 1998;
2)     Абаев Н.В.Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991;
3)     Голмен Д.Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993;
4)     Козлов В.В.Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания.Ярославль, 1994;
5)     Тарт Ч. Состояниясознания, М., 1994;
6)     Аткинсон и др. «Введениев психологию», СПб, М.;
7)     Величковский Б.М.«Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 тт». М., 2006;
8)     Ханг Г. «Оприроде сознания», М., 2004;
9)     Гроф С. «Запределами мозга», М, ИТП, 1993;
10)  Нойман Э. «Происхождениеи развитие сознания», М., 1998;
11)  Смирнов И.В. «Психотехнологии»,М., 1995;
12)  Гроф С. «Областичеловеческого бессознательного», М., 1994;
13)  С.Гроф «Холотропноедыхание», М., 1996;
14)  Психологическийсловарь, М., 1996;
15)  Сливак Д.Л. «Языкпри измененных состояниях сознания», Л., 1989;
16)  Сайт lib.ru
17)  Элиаде М. «Мифы,сновидения, мистерии», М., 1996.