Изображение дворянства в романе ЕвгенийОнегин Всевложено в эту книгу ум, сердце,молодость,мудрая зрелость, минутырадостии горькие часы без сна – всяжизньпрекрасного, гениального и веселого человека.Н.Долинина.Изкниги Прочитаем Онегина вместе .План1.Вступление. Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни .2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в романе. 1 Пустаяжизнь светского общества
Петербурга. 2 Косность иконсерватизм московского дворянства. 3 Поместноедворянство а сравнениеего с дворянством столичным б отсутствиевысоких интересов в барскийпроизвол г подражаниеиностранному, боязнь нового. 4 Отношениеавтора к дворянству. 3. Продолжатель сатиры Фонвизина. Роман Евгений Онегин , мне кажется, занимает центральное место в творчестве
Пушкина. Это нетолько самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним более восьми лет. За широтуизображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его энциклопедией русской жизни . По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь
России в 10-20 годах 19 века. Хотя это время подъема национальногосамосознания, начало организованногореволюционного движения, абсолютноебольшинство дворянства не было затронуто этими процессами. Толькопо мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления я не говорю о 10главе . Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, блеск и нищету петербургского дворянства.
Вот отец Онегина, который давал трибала ежегодно и промотался наконец . Вот и сам Онегин, который легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно , и свет решил, что он умен и очень мил . Дни егопроходят весело, три дома на вечер зовут . Он легко вписывался ввысшее общество, где присутствуют необходимые глупцы , модыобразцы , с виду злыедамы , неулыбающиеся девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее – вот основное времяпровождение.
Жизнь однообразна и пестра , и завтра то же, что вчера .Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь Шум,хохот, беготня, поклоны,Галоп,мазурка, вальс Неудивительно, что Татьяне душно здесь .Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами они, однако, неменяются. Пушкин с убийственной сатирой говорит
Нов них не видно перемены Вних все на старый образец И дальше начинает перечислять их неизменные качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, да еще с прикрасойлегкой клеветы . Правда, они клевещут дажескучно . Несколько строф, и навеки запечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодные условия жизни, но который истратил их на балы,праздники, дуэли.
Поместноедворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует егоАлександр Сергеевич. Перед намипроходит галерея образов и типов. Как ни убога жизньпомещиков по сравнению с человеческимидеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать.Уже только потому, что большинство из них занимаютсяхозяйством, а значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего светадела-то никакого нет.
То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже немало. Вспомним Забытуюдеревню Некрасова. Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровыйобраз жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и Татьяна. Но все-такикакая поразительная убогость! Смотряглазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни.
Вот дядя Онегина, который лет сорок с ключницейбранился, в окно смотрел и мух давил . Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своейродне. Низкая культура, отсутствиевысоких духовных интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень- вот характерные черты многих из них. Их образованиеимеет как бы очень внешний налет. Так, мать
Тани умела русский Н, как N французский , произносить в нос, знала иностранныхавторов не потому, что их прочла, апотому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранномуу многих проявляется даже в смешных мелочах. Зато уж спесипомещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем частонеосознанной.
Это то, что поэт назвал барство дикое . Так, матьЛариной сама служанок била осердясь . Все они боятсянового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда Ярем онбарщины старинной Оброком легкимзаменил Соседи-помещикиувидели в этом страшный вред , а его ославили, как опаснейшего чудака . С другойстороны, в этих людях видно и то, что не может ненравиться простота,
хлебосольство, сохранение старых русских традиций. Истоличное, и поместное дворянствовидится в остросатирическом плане. Привсем различии их объединяют паразитизм, убогостьвнутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождениевремени, сплетничество и прочее. Пушкиноткрыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотяпорой с грустью говорит о сельской простоте
или с умилениемвспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее. Быть можнодельным человеком И думать окрасе ногтей, говорит он. Новедь прежде – дельным! Несомненно, вэтом своем романе, как и в другихпроизведениях например, Капитанская дочка в сценах воспитания Гринева , он является продолжателем сатиры
Фонвизинатак же, как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этихписателей порой сильно похожи. Этозначит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России. Заложенныетрадиции сатиры стали основой для еерасцвета позже. Белинский говорил, что без Онегина был бы невозможен Геройнашего времени так же, как без Онегина и Горя от ума
Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русскойдействительности, исполненное такой глубины и истины.