Введение
На протяжении всейистории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искалиметоды, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционнуюнаправленность. Уже в начале XXвека психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качествеодного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднееона начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствуетнаучнообоснованная система использования изобразительной деятельности вобучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности.
Изобразительнаядеятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте является одной из формусвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка детиовладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выраженияотношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специальноорганизованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектрсоциально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностныхкачеств и социальную компетентность. Особенно актуален такой подход квоспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети выпадаютиз ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У нихзатруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источникаразвития специфических человеческих способностей и способов деятельности. Врезультате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения ккультурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, другихспособах коррекционно-педагогического воздействия.
Теоретическая часть
1. Психофизиологические особенностидетей с ЗПР
В отечественнойкоррекционной педагогике понятие «задержка психического развития»является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание вразвитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могутбыть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут бытьврождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннемпериоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточностьцентральной нервной системы. Интоксикации, инфекции ведут к негрубым нарушениямтемпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральныеорганические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжениедовольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральнойнервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессовторможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Длятаких детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранныхзвеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерностьформирования разных сторон психической деятельности.
У детей с ЗПРнаблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками)уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительноговремени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности,фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнаваниипредметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематическихизображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка внаправлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляетсяна уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственноманализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представленийтесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формированиепредставлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности — при складываниисложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществитьполноценный анализ формы, в то же время относительно простые узоры они выполняютправильно. Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием насоставление картинок, на которых изображен единичный предмет.
Наиболее характернымидля детей с ЗПР особенностями внимания являются его неустойчивость,рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение способностираспределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когдавыполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевыхраздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания,но продуктивность деятельности при этом снижается мало. Неустойчивость вниманияи снижение работоспособности у детей имеют индивидуальные формы проявления.
Ещё одним характернымпризнаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумениеорганизовывать свою работу; недостаточная познавательная активность ицеленаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умениеиспользовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точностьзапоминания;
Выраженное отставание исвоеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей сЗПР, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного инаглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по такимнаглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют вкачестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются вабстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, впереключении с одного принципа классификации на другой. В результате дети с ЗПРвыделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормальноразвивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностьюмышления детей с задержкой психического развития является снижениепознавательной активности. Эти дети практически не задают вопросов о предметахи явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленнойречью дети. Также у них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемойдеятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенномуобразцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослогопроверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить своюработу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Выделяется слабаяэмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности,агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособленияк детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую сменунастроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность поотношению к взрослому.
2. Виды занятий порисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР
Целенаправленные занятиярисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания.Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуютэтому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условиядля мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешнее управлятьих эмоциями и интеллектуальной деятельности. Эстетическое воспитание на занятияхпо рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формированиеи развитие у детей целенаправленной изодеятельности, эстетического восприятия иэстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусстваи самостоятельно выполненным рисункам.
Предметное рисование – изображение предмета, передача своихвпечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.
Задачи:
1.формировать у детей познавательный интереск миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение кмиру предметов.
2.вызывать у дошкольников желаниевыразить в рисунке свое отношение к предметам.
3.побуждать детей к принятию исамостоятельной постановке тем изображения
4.формировать обобщенные представления обизображаемом предмете
5.стимулировать самостоятельность и творчествов замысливании образа.
Сюжетное рисование – содержанием такого рисункаявляется какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы,расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Задачи:
1.формировать интерес к окружающим предметам,явлениям природы.
2.развивать у детей стремление поделитьсясвоими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка.
3.развивать у детей понимание зависимостикачества изображения от качества наблюдения.
4.побуждать детей к самостоятельности взамысливании образа.
5.учить детей чувствовать выразительностьобраза, побуждать к эмоциональному отклику на него.
Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитииоснов личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетическихценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицысвоего народа.
Задачи:
1.формирование удетей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства,понимание его особенностей.
2.формированиежелания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственнойинициативе.
3.формирование обобщенныхзнаний и соответствующих изобразительных умений – освоение детьми характерных элементов,узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
4.воспитание активностисамостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров.
3. Значениеизобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работапосредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей,связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задачобучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием.У таких детейособую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы:
1.Формированиемотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
2.Формирование основных уменийизобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражениявнешних качеств предметов.
3.Развитие навыков продуктивнойизобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровнепредставления).
4.Творческая изобразительнаядеятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональнойвключенности ребенка в процесс рисования.
Прикоррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности удетей необходимо учитывать средующие принципы:
-формирование удетей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальныхпредметов окружающей действительности и социальных явлений;
-учетзакономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учетособенностей становления изобразительной деятельности у детей с различнымиотклонениями в развитии;
-теснаявзаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детскойдеятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
-актуальностьсоциальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов,приемов и содержания обучения;
-эмоциональнаявключенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
-развитие всехсторон речи как составная часть процесса формирования изобразительнойдеятельности;
-процесссозданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры ихудожественной выразительности.
Коррекционные занятия порисованию способствуют тому, что:
1)у детей формируются навыкинаблюдения;
2) совершенствуются приемы обследованияизображаемого объекта;
3) дети овладевают специфическим восприятием– умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
4) формируются полные и точныепредставления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображениепредметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихсяформы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
5) дети не только воспроизводятувиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явленияхреального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Этоосуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляетспособность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
6) также развиваются зрительная идвигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно нетолько уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но исогласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
7) дети учатся изображать предметы,т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
8)на уроках изобразительного искусствау детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительныеоперации.
4. Особенностирисунков детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытываюттрудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимаетсякак единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа покакой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточноточны и само количество образов-представлений у них значительно меньше посравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР естьзатруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) нафоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общаяпассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложнуюзадачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».
В рисунках отмечаютсявыраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги,выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединениеотдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.
Особенности изодеятельности детей с ЗПР
1) отсутствие интереса крезультатам деятельности;
2) слабость ассоциациймежду собственными графическими построениями и реально существующими предметамии явлениями;
3) затрудненностьпроцесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и ихбыстрое забывание;
4) обилие графическихштампов;
5) статичность исхематичность рисунков по форме и содержанию;
6) отсутствиепреднамеренного выбора цвета;
7) бедность цветовогорешения;
8) неразвитость композиционныхсюжетных построений;
9) низкий уровеньразвития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления,воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Практическая часть
Конспект занятия по рисованию«Нарисуй домик»
(для подготовительной группыс детьми с ЗПР).
Занятия по рисованиюпроводятся раз в неделю.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
·Закреплятьзнания о цветах и геометрических формах предметов.
·Учить детей создаватьнесложную композицию.
2.Коррекционно-развивающие:
·Развитиепознавательных процессов – восприятие, память, мышление.
Выполнение рисунка пообразцу. Показ и пояснения педагогом основного способа обследования предмета(что в какой последовательности надо рисовать). Сосредоточение напоследовательности действий по выполнению заданий. Запоминаниепоследовательности действий, переключение с одного действия на другое (сменацветных карандашей).
·Развитие наблюдательности.
Использование наглядных опор(расположение предметов фланелеграфе) для привлечения внимания детей кобращенной речи, развитие ее понимания.
·Учитьэлементарному планированию предстоящей деятельности.
Использование способоврисования, освоенных в ходе деятельности вне занятий (раскрашивать заданныйконтур). Заранее определить какой предмет каким цветом раскрашивать.
·Развитие творчества.
Учить создавать композициюсхематично, наброски, эскиз (использование простого карандаша).
·Учить действоватьпо указанию педагога.
План действийпредлагается педагогом. Пооперационный контроль взрослого: применениепояснений, указаний.
·Совершенствованиелексического состава устной речи.
Называние детьмипредмета, образца и его частей, обозначение с помощью речи их признаков,назначения предмета, расположение предмета в пространстве (внутри-снаружи,вверху-внизу, слева-справа). Краткие ответы на вопросы педагога, повторениезадания (инструкции) педагога.
3.Коррекционно-воспитательные:
·Вызвать интересдетей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.
·Воспитыватьаккуратность в работе, творческую способность.
·Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал для занятия –рисунок «Нарисуй домик», простые и цветные карандаши (12 цветов), альбомныелисты.
Начинать работу следуетс формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительнообследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, деталиобъекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечаютизменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение такихзаданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяетребенку составить целостное и в тоже время детальное представление об объекте.
Перед занятием должнапройти предварительная работа – вспомнить какие геометрические фигуры изучалина прошлых занятиях, найти фигуры в окружающем пространстве (в группе), проговаривание(окно — это прямоугольник, зеркало — круг, крыша домика для кукол — треугольники т.д.), рассматривание иллюстраций, для того чтобы вызвать интерес кпредстоящему занятию, активность детей, желание вообще заняться изобразительнойдеятельностью.
Структуразанятия:
·Вводная часть — 3мин.
·Беседа о составныхчастях домика (стены, крыша, окно), о том что можно нарисовать рядом с домиком,ознакомление с композицией на фланелеграфе для примера — 5 мин.
·Физминутка (пальчиковая гимнастика) — 2 мин.
·Основная часть занятия — 20 мин.
·Итог занятия — 5 мин.
Ход занятия:
Вводная часть
«Ребята, мы с вамичитали сказку про Красную Шапочку, которая ходила в гости к бабушке. Сегодня назанятии будем рисовать домик, в котром жила бабушка. Давайте вспомним, какие мызнаем дома?» здесь предполагается ответная реакция детей (большие-маленькие).Также параллельно следят за тем, как педагог выстраивает композицию нафланелеграфе. Затем анализируется структура изображения на картине, форма,пропорции и расположение частей домика.
П.: «Дом стоит на землеили висит в воздухе, или распологается на небе?»
Д.: «Внизу». «На земле».
П.: «Каждый дом имеетстены (на фланелеграф ставится стена — прямоугольник
желтого цвета). Обратитевнимание, прямоугольник ровный, линии прямые. Что еще надо построить для того,чтобы получился дом?»
Д: «Крышу» (хором).«Маму»(один неуверенный ответ).
П: «Правильно, крышу.Крыша находится сверху стен и защищает дом от дождя и снега, поэтому она плотноприлегает к стенам дома, чтобы ни снег, ни капли дождя не попали в дом. Крышатреугольной формы. Обратите внимание, все стороны у крыши ровные. А что еще нехватает в нашем доме?»
Д: «Стола». «Телевизора».«Родителей».
П: «Давайте подумаем. Вдоме живет бабушка. Но как же ей зайти в дом?»
Д: «Надо дверь».
П: «Надо нарисоватьдверь. Мы нарисуем ее слева. Дверь прямоугольной формы, посмотрите внимательнопо размеру она меньше стены. Нарисуйте ее красиво, ровно. Пусть она будетоткрыта (см. образец), чтобы бабушка смогла зайти в дом. Надо не забытьнарисовать лестницу (ориентировка только на образец, без словестнойинструкции). Запомнили?».
Д: « Надо еще окошконарисовать».
П: «Окно мы нарисуемобязательно. Вы запомнили, что и в какой последовательности мы будем рисовать?Повторите.»
Д: «Стены. Крышу. Дверь.»
П: «Правильно. Молодцы.Очень хорошо, что вы вспомнили про окно. Окна бывают разных форм: квадратные,прямоугольные, бывают даже круглые. Мы с вами нарисуем окно квадратной формы.На стене по центру будет расположено одно окно. Постарайтесь нарисовать егокрасиво, аккуратно.»
Закрепление понятий пространственнойориентировки. Затем идет анализ цвета на картине – на земле растет зеленаятрава, небо голубого цвета, солнце желтого цвета. И после всего этого –целостное восприятие картины.
Физминутка(пальчиковая гимнастика)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.Раздаётся снова стук.
На руке твоей другой пальчикпостучал большой.
Мы по очереди всеми будемпальцами стучать и, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски.Эй, не подходите близко.
Поцарапаем немножко. Неребята мы, а кошки.
Теперь приступимрисовать.
Основная частьзанятия – самостоятельная деятельность детей.
Сначала выполняетсянабросок рисунка простым карандашем. «Внимательно смотрим, вспоминаем, какоесолнышко круглое, высоко на небе. Дом — на земле». «Давайте возьмём лист бумаги,желтый карандаш и раскрасим солнышко. Теперь травка, она зелёная. Где у насзелёный карандаш?»
Ведется индивидуальнаяработа с детьми, педагог подходит к каждому ребенку и с помощью рекомендаций направляетребенка.
Итоговая часть.
П: «Ребята, занятиезакончилось. Покажите, что у вас получилось. Все всё сделали правильно?»
Дети показывают своирисунки. Все довольны результатами своей работы. Считают, что ошибок ни у когонет. Когда педагог указывает на ошибки, дети на слова педагога не реагируют, нерасстраиваются.
Анализ рисунков детей
Рисунок 1 выполняла девочка 7,5 лет. Диагноз:ЗПР церебрально-органического происхождения.
Рисунок примитивен,статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества непроявляла, выполняла работу в соответствии с инструкцией педагога. Работа несоответствует образцу. Преобладание графических штампов. Работа выполненааккуратно.
Пропорции соблюденычастично, линии выпонены нечетко, детали композиции мелкие. Нарушеносоотношение «крыша-дом» (искажение размеров, разрывы между тесно связанымифигурами), не смогла воспроизвести изображение лестницы, забор и ели былинарисованы после более подробных указаний педагога. «Двойной фриз», графическиеизображения распологаются по нижнему краю листа (на земле) и верхнему краю(небо), предметы не загораживают друг друга.
Используются 4 цветаосновные (оттенки цветов отсутствуют). Передача цвета частично удалась, т.к.правильным цветом выделена трава, деревья, солнце. Первоначально использовалажелтый карандаш (солнце, дом, крыша, труба). Не смотрит на образец (композицияна фланелеграфе). После поправки педагога, стала использовать другие цвета.Бледные тона, т.к. ребенок слабо держит карандаш в руке. Навыки штриховки несформированны, т.к. не достаточно развита мелкая моторика.
Задание выполняет быстро,к концу занятия всё сделано. Не проявила интереса к итогам своей работы.
Рисунок 2 выполнял мальчик 7 лет. Диагноз:ЗПР соматогенного происхождения.
Рисунок примитивен,статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества непроявил, выполнял работу в соответствии с инструкцией педагога. Работа частичноне соответствует образцу. Преобладание графических штампов. Работа выполненааккуратно.
Центрированноеизображение, ребенок строит изображение на всем листе, в центре располагаетзначимый объект. Пропорции соблюдены частично (нарушены соотношения составныхчастей дома относительно друг друга). Цветовая окраска соответствует образцу,используется 4 цвета. Тона яркие, штриховка выпонена правильно, т.к. ребенокправильно держит карандаш, сильно нажимает (рука быстро устает), движениярезкие уверенные. Работал самостоятельно, медленно. Не успел выполнить работудо конца занятия. Не проявил интереса к оценке своей работы.
Список используемойлитературы:
1. Бёдёр Е. Комплексное изучениедетей с временными задержками развития и вопросы их обучения //Дефектология. –1975. – №1
2. Вершинина Н.А. Предметноерисование; изд-во Поморского Университета. – Северодвинск, 1994
3. Дьяченко О.М.Воображениедошкольника. – М., 1986.
4. Емельянова Л. «Анализ детскихработ по изодеятельности»// Дошкольное воспитание. 1980, №39.
5. Е.А. Ержанова. Изобразительнаядеятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. //Дефектология. — 2003. — № 6
6. Готовимся к школе. Программно-методическоеоснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. –М.: Ника-Пресс,1998
7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительнойдеятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1991
8. Обучение детей с ЗПР: пособие дляучителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994
9. Сакулина Н.П.Рисование вдошкольном возрасте. – М., 1965.
10. Обучение детей с нарушениямиинтеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентовВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр«Академия», 2006
11. Основы специальной психологии:Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени,Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 480с.