Практическаяработа №2
Вариант – 2
Тема: Изобразительно– выразительные возможности лексики и фразеологии.
Цель
Знать лексические и фразеологические единицы языка;владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими,толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; находить иисправлять в тексте ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определятьфункционально – стилевую принадлежность слова.
Ход работы
1. Что вы знаете о фразеологизмах?
Фразеологизм – это свободно воспроизводимый в речиоборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний иобладающий целостным (или реже частично целостным) значением. Например: нирыба, ни мясо; и так и сяк; водить за нос и т.д.
2) Какие слова необходимо исключить из синонимическогоряда?
а) Учитель, педагог, историк, преподаватель, математик — историк, математик.
б) Хирург, врач, лекарь, фельдшер, эскулап, терапевт — хирург, терапевт.
в) Опять, снова, вновь, обратно – обратно.
г) Примерно, около, где-то, в районе, приблизительно –около, в районе.
д) Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать — лететь.
е) Буря, снегопад, ураган – снегопад.
3) Подберите синонимы к словам:
Огонь – пламя, пламень, костер, пожар; прекрасный –превосходный, отменный, отличный, великолепный, прелестный, неповторимый,очаровательный, красивый.
4) Распределите приведенные ниже синонимы в таблицу,учитывая их стилистическую окраску.
Шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться,упорствовать; учить, штудировать, зубрить.книжное нейтральное разговорное шествовать идти плестись упорствовать упрямиться упираться штудировать учить зубрить
5) Объясните значения фразеологизмов.
Молоко на губах не обсохло – кто-либо еще молод инеопытен; мастер на все руки – на все способен, все умеет делать, мастерить;ветер в голове — тот, кто крайне несерьезен, легкомыслен; ума палата – кто-либоочень умен; подсадная утка – подставное лицо; не робкого десятка – храбрыйчеловек; одного поля ягода – совершенно похожи друг на друга (по своемуповедению, положению, духу и т.д.).
6) Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом:нос.
Нос не дорос – еще молод, недостаточно опытен, чтобызаниматься чем-либо; нос воротить – с пренебрежением отвертываться, незамечать, отказываться, не соглашаться; водить за нос – вводить в заблуждение,поступать недобросовестно, обманывать; вешать нос – впадать в сильное уныние,отчаиваться, расстраиваться; утереть нос – подчеркнуть, показать, доказать своепревосходство в чем-либо перед кем-либо.
7) Как говорят: о болтливом человеке – трещит кактрещотка; о бесследном исчезновении кого-либо – как сквозь землю провалился; очеловеке маленького роста – метр «в кепке»; о человеке, от которого ожидаютуспеха в какой-либо деятельности – ему улыбается фортуна.
8) Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов(неоправданная замена компонентов фразеологизма(1), немотивированное расширениеили сокращение его состава(2), изменение грамматической формы слов вофразеологизме(3)), отредактируйте текст.
а) Хотя был он и не из робкой десятки, но тут он не могне испугаться(3). — Хотя был он и не из робкого десятка, но тут он не мог неиспугаться.
б) Золотая лихорадка, вот что помутило мозгизавоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил(1). — Золотая лихорадка, вот что помутило рассудок завоевателей. Из-за этого онипролили много крови, а кое-кто сложил голову.
в) Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, какмалый, да дорогой золотник(1 и 2). — Майская редиска как пресловутая ложка кобеду, как говорится: мал золотник да дорог.
9) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. Что вы можетесказать: а) о количестве эпитетов в тексте; б) об их качестве.
Чехова отличали страстная любовь к людям; жгучий интереск их нравам, судьбам, профессиям; гигантский аппетит к жизни, к самымразнообразным ее проявлениям; неистощимая заразительная веселость; прекрасная ивозвышенная грусть; нечеловеческая энергия и трудоспособность; ни с чем несравнимая щедрость; необыкновенная мягкость и деликатность; встающая на дыбыгордость; феноменальная скромность и могучая воля. Удивительно органичный сплавэтих качеств и есть личность Чехова.
а) В тексте использовано 14 эпитетов.
б) Эпитеты в тексте оживают, благодаря чему текстпреображается в прекрасную картину человека.