Изучение антропометрических данных уровня физического развития учащихся 7-х классов и гигиенических требований в Калиновской школе

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МАЛАЯАКАДЕМИЯ НАУК ШКОЛЬНИКОВ КРЫМА «ИСКАТЕЛЬ»
ЛЕНИНСКИЙРАЙОННЫЙ ФИЛИАЛ
СЕКЦИЯ МЕДИЦИНЫ
ИЗУЧЕНИЕАНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ИГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ В КАЛИНОВСКОЙ ШКОЛЕ

Работу выполнила:
Седых Светлана,
(Ленинский район,
Калиновская ОШ I-IIIступеней,
11 класс)
Руководитель:
Джапарова Зоре Зуфаровна,
учитель химии КалиновскойОШ
пгт Ленино2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Обзор литературы
1.1 Естественное освещение. Гигиенические требования
1.2 Гигиена дыхания. Гигиенические требования
1.3 Основные показатели развития ребенка
1.4 Гигиенические требования к классной мебели
2.Практическая часть
Выводы
Список использованной литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
 
ГИГИЕНА — «учение о здоровом образе жизни, оздоровых условиях жизни, совокупность мер, обеспечивающих сохранениеиммунитета, здоровья» (Д. Н. Ушаков). ГИГИЕНА (от греческого hygieinos — здоровый), область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда наздоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы, правила и др.),направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условийсуществования, укрепление здоровья и продление жизни.[ 1]
Условия жизнисовременного человека претерпевают коренные преобразования в связи с быстроразвивающимся техническим прогрессом и растущей урбанизацией. Использованиеатомной энергии во всех областях народного хозяйства, химизация страны, новыеисточники лучистой энергии, потребление колоссальных количеств ископаемыхгорючих материалов, быстрый рост авто- и авиатранспорта, компьютеризация и т.п. привели к тому, что связи человека с внешней средой чрезвычайно усложнились,темпы жизни резко возросли, увеличилась общая нагрузка на центральную нервную исердечно-сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат человека. Влияние этихусловий уже начало сказываться на здоровье населения [5].
Здоровье нужно беречьсмолоду, поэтому мы и решили Но на данном этапе перед нами более упрощенная цель– мы решили определить антропометрические данные учащихся 7-а 7-б классов идать им рекомендации.
Определили задачиисследования:
1. Собрать ипроанализировать информацию основных показателей развития учащихся 7-х классов:рост, вес, окружность груди, весоростовой показатель, рост сидя, типа длиныног, оптимальной массы тела и конституционного строения тела.
2. Проанализироватьвыполнение гигиенических требований к освещению, воздуху, классной мебели.
Использованные методыисследования:
1.Физические;
2.Санитарно-статистические.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.1 Естественноеосвещение. Гигиенические требования
 
Естественное освещение — это освещение, создаваемое направленным или рассеянным солнечным светом илисветом неба, проникающим через световые проемы помещения. Единственнымисточником естественного освещения является солнце. Оно излучает прямойсолнечный свет, часть которого рассеивается в атмосфере и создает рассеянноеизлучение. Таким образом, различают свет, падающий непосредственно от солнца исвет “неба” — солнечного света, рассеянного атмосферой. Естественное освещениеменяется в зависимости от времени дня, состояния погоды и времени года. Главнаяособенность естественного освещения – непостоянство интенсивности испектрального состава его излучения. Изменение освещенности подвержено влияниюзакономерных и случайных факторов. К закономерным факторам относятся высотасолнца над горизонтом и географическая высота. К случайным факторам относятсядождь, снег, туман, прояснения и т.д.
Видимая часть солнечного спектра занимает диапазонволн от400 до 760 нм. Видимый свет оказывает значительное общебиологическоедействие. Это проявляется не только в специфическом воздействии на функциизрения, но и в определенном влиянии на функциональное состояние центральнойнервной системы и через нее на все органы и системы организма. Организмреагирует не только на ту или иную степень освещенности, но и на цветовую гаммусолнечного света.
Основными функциямизрения, обусловливающими его производительную работу, являются: остротазрения, т. е. способность глаза различать две точки раздельно приминимальном расстоянии между ними, которая зависит от особенностей строенияоптической системы и световосприни-мающего аппарата глаза; контрастнаячувствительность, т. е. cпособностьулавливать минимальные различия в освещенности двух соседних областей, а такжедифференцировать их по яркости; быстрота различения, определяемаяминимальным временем установления величины и формы детали; устойчивостьясного видения, зависящая от времени ясного видения предмета.Физиологический уровень функций зрения в известных пределах индивидуален, новсегда находится в известной зависимости от уровня освещенности, цвета фонаи детали, величины рабочих деталей и т. д.
При низкой освещенностибыстро наступает зрительное утомление и снижается работоспособность. Например,при 3-часовой зрительной работе и освещенности 30-50 лк устойчивость ясноговидения снижается на 37%, а при освещенности 100-200 лк только на 10-15%. Высокийуровень освещенности помещений создает у учащихся положительный эмоциональныйтонус, повышает работоспособность. Нельзя забывать и о биологическом действииестественного солнечного света. Поскольку учебная работа в школе связана сбольшим зрительным напряжением, нужно стремиться к максимальной освещенностиклассных комнат. Недостаточное освещение учебных помещений является одной изпричин понижения остроты зрения и влечет за собой резкое ухудшениефункционального состояния учащихся. Наилучшие условия для работы зрительногоанализатора создаются при освещенности в пределах от 800 до 900 лк.Такая освещенность обеспечивается в том случае, если коэффициент естественногоосвещения составляет 2,5-5%. Это возможно только при наличии дополнительногоподсвета справа или сверху, предусматриваемого в современных проектах школьныхзданий. В ныне существующих школах создан тот минимум естественной освещенности(КЕО=1,5%), при котором исключено перенапряжение зрения детей при зрительнойработе.[1] Поэтому гигиеническое нормирование уровней освещенности рабочих местустанавливается в соответствии с физиологическими особенностями зрительныхфункций. Создание достаточного уровня естественной освещенности в помещенияхимеет большое гигиеническое значение. В естественном освещении помещений играетроль не только прямое солнечное облучение, но и рассеянный свет от небосвода иземной поверхности.
Освещенность помещениязависит от интенсивности прямого солнечного света, а также от окраскиотражающих поверхностей окружающих зданий, от окраски потолка, стен, пола,мебели с самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световыхлучей, белый цвет и светлые тона обеспечивают наибольшее отражение световыхлучей — 70-90%, желтый цвет — 50%, цвет натурального дерева — 40 %, зеленый исерый — 30%, голубой — 25%, светло-коричневый — 15%, синий и фиолетовый — 10%,черный — 1%. Окраска стен и мебели оказывает также психофизическое действие.Так, красный, оранжевый и желтый цвета относятся к теплым тонам. Красный цветвозбуждает, желтый тонизирует. Они улучшают настроение, повышаютработоспособность. Эти яркие цвета широко используют в дизайне детских комнат.Окраска стен и обивки мебели в красный, розовый цвета не приемлема длялегковозбудимый людей.
Освещенность помещениязависит от интенсивности прямого солнечного света, а также от окраскиотражающих поверхностей окружающих зданий, от окраски потолка, стен, пола,мебели с самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световыхлучей, белый цвет и светлые тона обеспечивают наибольшее отражение световыхлучей — 70-90%, желтый цвет — 50%, цвет натурального дерева — 40 %, зеленый исерый — 30%, голубой — 25%, светло-коричневый — 15%, синий и фиолетовый — 10%,черный — 1%. Окраска стен и мебели оказывает также психофизическое действие.Так, красный, оранжевый и желтый цвета относятся к теплым тонам. Красный цветвозбуждает, желтый тонизирует. Они улучшают настроение, повышаютработоспособность. Эти яркие цвета широко используют в дизайне детских комнат.Окраска стен и обивки мебели в красный, розовый цвета не приемлема для легковозбудимыйлюдей.
На интенсивностьестественного освещения помещений влияет также степень затемнения светаблизлежащими зданиями или зелеными насаждениями. Если через окно непросматривается небосвод, то в помещение не проникают прямые солнечные лучи, чтоприводит к освещению прямыми солнечными лучами и ухудшает санитарнуюхарактеристику помещения. Интенсивность солнечной радиации внутри помещенийвсегда меньше наружной. При южной ориентации интенсивность внутри помещениясоставляет 25% наружной, при других ориентациях она уменьшается более существенно.На подоконнике при открытом окне интенсивность ультрафиолетового облучениясоставляет 50% общего количества его на улице, в глубине комнаты на расстоянии 1 м от окна ультрафиолетовая радиация уменьшается еще на 25-20%, а на расстоянии 2м не превышает 2,3%ультрафиолетовой радиации на улице. Больше всего затеняются помещения,расположенные в нижних этажах, и в меньшей степени – помещения верхних этажей[5].
Естественное освещениебывает боковым, верхним, комбинированным. Верхнее и комбинированноеестественное освещение обеспечивают более равномерное освещение помещения,нежели боковое естественное освещение. Поэтому при верхнем и комбинированноместественном освещении среднее значение коэффициента устанавливается в точках,которые располагаются на пересечении рабочей поверхности и вертикальнойплоскости характерного разреза помещения. В качестве расчётной точкипринимается геометрический центр помещения или место, расположенное на расстоянии1 метр от поверхности стены, находящейся напротив бокового светопроёма.
Естественная освещенностьклассных и других помещений зависит от формы окон, высоты нижних и верхнихкраев их и т. д. Окна с закругленной верхней частью проема нарушают отношениевысоты верхнего края окна при одностороннем освещении к глубине (ширине)комнаты, которая должна составлять 1:2; это значит, что глубина комнаты недолжна превышать дневной высоты верхнего края окна от пола. Следовательно, чемвыше верхний край окна, тем больше прямых лучей попадает в классное помещение итем больший участок неба будет виден в окно. В этом случае парты, стоящие втретьем ряду от окна, лучше освещаются.
С целью устраненияслепящего действия солнечных лучей и перегрева помещений сооружаютсолнцезащитные козырьки и другие защитные устройства.
Освещенность школьныхпомещений и защита глаз от слепящего действия отраженных лучей зависит ототделки и окраски потолка и стен изнутри. Потолок окрашивают белой краской, астены – светлой. На освещенность школьных помещений оказывает влияние цветмебели (парты, классная доска). Поэтому парты красят в светлые тона. Классныедоски покрывают линолеумом, релином или пластмассой коричневого илитемно-зеленого цвета. На досках темно-зеленого цвета хорошо писать желтыммелом, а в других случаях — белым. Большое значение имеет чистота стекол.Загрязненные стекла, при двойном остеклении снижают естественную освещенностьдо 50-70%. Освещенность естественным светом снижается из-за большого количествакомнатных цветов на окнах класса, наличия штор, гардин и занавесок.
В помещениях, специальнопредназначенных для работы или производственного обучения подростков,нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее1,0%.
Естественное достаточноеосвещение рабочего места школьника достигается соблюдением коэффициентаестественной освещенности и светового коэффициента. Коэффициент естественнойосвещенности (к.е.о.) — это выраженное в процентах отношение освещенности (влюксах) в помещении к освещенности под открытым небом вблизи здания, но наодном уровне и в одно и то же время. Световой коэффициент (с.к.) — этоотношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. В классныхпомещениях и мастерских школы с. к. должен составлять не менее 1: 4, вкоридорах-рекреациях и зале физической культуры он может быть снижен до 1:5—1:6; для вспомогательных помещений — 1: 8 и на лестничных клетках 1:12 [4].
Учебные помещения должныиметь естественное освещение. Без естественного освещения допускаетсяпроектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещенийдля хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории;книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камерывентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещениядля установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещенияхследует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннемосвещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м,обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть неменее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основногосветового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских длятрудового обучения, актовых и спортивных залах также может применятьсядвустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее ибоковое).
В помещенияхобщеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значениякоэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническимитребованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебныхпомещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерностьестественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, недолжна превышать 3:1.
Ориентация окон учебныхпомещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Насеверные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения,рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север,северо-восток.
Светопроемы учебныхпомещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи,тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы изполивинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторынеобходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещенийиспользуются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность скоэффициентами отражения:
для потолка — 0,7 — 0,8;для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использоватьследующие цвета красок:
— для стен учебныхпомещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
— для мебели (парты,столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
— для классных досок—темно-зеленый, темно-коричневый;
— для дверейгоконных рам— белый.
Для максимальногоиспользования дневного света и равномерного освещения учебных помещенийследует:
— сажать деревья не ближе15м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
— не закрашивать оконныестекла;
— не расставлять наподоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65—70 см отпола или подвесных кашпо в простенках окон;
— очистку и мытье стеколпроводить 2 раза в год (осенью и весной).

1.2 Гигиена дыхания.Гигиенические требования к воздуху
При гигиенической оценкевоздуха обычно учитывают его физические свойства: атмосферное давление,температуру, влажность, скорость передвижения воздушных потоков; химическийсостав как постоянных его частей, так и посторонних газов; механические примеси(пыль, дым, сажу) и бактериальную загрязненность, обусловленную присутствиеммикробов в воздухе. Показатели физических свойств воздуха называютметеорологическими факторами.
Температурный режимвоздуха. Большиеизменения претерпеваеттемпература воздуха классных помещений.Ужек большой перемене температуравоздуха повышается нередко на 40,а к концу занятий на 5,50. Учащиеся первой смены начинают заниматьсяпри относительно благоприятной температуре воздуха в классе, а во вторую сменузанятия с самого начала проходят при высокой температуре воздуха. Повышениетемпературы и влажности окружающего воздуха резко снимают теплоотдачу,обусловливая плохое тепловое самочувствие и способствуя более быстромунаступлению утомления. Неблагоприятная динамика микроклимата классной комнаты втечение учебного дня приводит к тепловому дискомфорту и снижениюработоспособности.[1] Для поддержания нормального температурного режима всовременных типовых школьных зданиях чаще всего монтируют центральное водяноеотопление низкого давления. При этом нагретая до 80-900водапоступает по трубам-стоякам в радиаторы, где отдает тепло и возвращается потрубам в котел.
Температура воздуха взависимости от климатических условий должна составлять:
1. в классных помещениях, учебныхкабинетах, лабораториях — 18 — 20 °С  при их обычном остеклении и 19 — 21 °С —при ленточном остеклении;
2. в учебных мастерских — 15 — 17 °С;
3. в актовом зале, лекционнойаудитории, классе пения и музыки, клубной — комнате — — 18 — 20 °С;
4. в кабинетах информатики —оптимальная 19 — 20 °С, допустимая — 18 — 22 °С;
5. в спортзале и комнатах дляпроведения секционных заня­тий — 15 — 17 °С;
6. в раздевалке спортивного зала — 19 —23 °С;
7. в кабинетах врачей — 21 — 23 °С;
8. в рекреациях — 16 — 18 °С;
9. в библиотеке — 17 — 21 °С;
10. в вестибюле и гардеробе — 16 — 19°С.
Для нормальной работы вклассе необходима температура в пределах 16-220, а для нормальногосамочувствия в рекреационных помещениях (расширенных коридорах для пребываниядетей в период перемен) и залах физкультуры – не ниже +140, так кактам дети находятся в движении. Водяное центральное отопление низкого давленияочень удобно для детских учреждений. Оно обеспечивает равномерную температуру впомещениях, не высушивает воздух, на его нагревательных приборах (радиаторах)не подгорает пыль [4].
Химический составвоздуха. Окружающийнас воздух в нормальных условиях имеет довольно постоянный химический состав:
формула    Процентное
 содержание
Азот, N2     78,084 %
Кислород, O2 20,9476%
Аргон, Ar  0,934 %
Углекислый газ, CO2   0,0314%
Неон,         Ne     0,001818%
Метан, CH4         0,0002 %
Гелий, He   0,000524 %
Криптон, Kr        0,000114%
Водород, H2       0,00005 %
Ксенон, Xe 0,0000087 %
Химический состав воздухачрезвычайно важен для здоровья. На первый взгляд кажется, что основной причинойплохого самочувствия человека в душном помещении является недостаток кислорода,но это не так. Физиологические сдвиги происходят, когда содержание кислородападает с 20 до 17%. Уменьшение содержания кислорода хотя бы на 1 % не бываетдаже в очень душной комнате. Состав воздуха ﴾химический, физический ибактериальный﴿ в течение учебного дня претерпеваетзначительные изменения. Возрастает концентрация углекислоты в воздухе ﴾нормаСО2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%﴿. Другим вредным фактором являются органические вещества,находящиеся в воздухе. Наличие их в воздухе зависит не только от дыханияприсутствующих людей, но и от санитарного состояния кожи, одежды и самогопомещения. Как известно, состав органических веществ разнообразен и сложен. Ихобъединяют в понятие «летучие вещества», и они определяются суммарно.В течении учебного дня ﴾вместе с пылью, поднимающейся при передвижениидетей﴿ возрастает количество бактерий в воздухе.При сокращении перерывов между сменами, что очень часто наблюдается в школах,не всегда имеется возможность заблаговременно проветрить и тщательно убратьклассные комнаты к началу занятий. Сокращение перерыва между сменами инеправильный режим уборки отрицательно сказываются на микрофлоре воздуха ихимическом составе его. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшаетсяи количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих наорганизм.[1]
Значительно болеечувствителен организм к уровню углекислого газа. При повышении его концентрацииот 0,04 до 1-1,5% происходит заметное ухудшение самочувствия, а приконцентрации 10-12% может наступить смерть. Здесь речь шла о влиянии наорганизм чистого углекислого газа. Но при скоплении людей действует не он один.Воздух классных помещений дополнительно к названному составу включает испаренияс детских тел, продукты высыхания верхней одежды и нательного белья, обуви идр. В помещении появляются дурно пахнущие вещества. Все это вместе влияет наорганизм человека намного сильнее. Чем дольше сидят дети в комнате, тем большевыделяется углекислого газа и других соединений, анализ которых далеко непрост. Поэтому о степени духоты судят по количеству выделившегося оксидауглерода (IV), когда его концентрация превышает0,1%, воздух в помещении считается недоброкачественным [3].
Чистота воздуха. Для обеспечения учащихся чистымвоздухом в классах необходимо иметь от 16 до 20 куб. м на одного ученика, а по санитарным нормам — от 4,5 до 5 куб. м. Поэтому необходимо организовать не менее чем 4-кратную смену воздуха в классе путемвентиляции, а также поддержание чистоты тела, одежды, обуви и устранения всехфакторов, загрязняющих воздух.Чаще всего воздух загрязняетсямикроорганизмами, которые находятся в нем во взвешенном состоянии и переносятсяс частицами пыли.В атмосферном воздухе преобладают микробы типасапрофитов, а не паразитов, он в обычных условиях не представляет угрозыздоровью. Но становится опасным, если в нем находится больной человек, который выделяетвозбудителей при дыхании, кашле и чихании. Поэтому борьба за чистый воздухявляется борьбой за здоровье.
Для борьбы сзагрязнениями воздуха и его микробным обсеменением необходимо наладитьправильный уход и уборку помещений (влажная уборка полов, не реже 1 раза внеделю — мытье, в конце месяца генеральная уборка), своевременно изолироватьбольных, регулярно проводить всесторонний медицинский контроль.
Вентиляция. Дренажная функция бронховзаключается в непрерывном выделении их слизистой оболочкой небольшогоколичества слизи, которая постоянно перемещается вверх, по направлению кверхним дыхательным путям многочисленными ресничками мерцательного эпителия,устилающего слизистую бронхов. Именно с этой функцией бронхов связано свойственноекаждому здоровому человеку периодическое откашливание — это слизь, несущая ссобой пылевые частицы и микробы, удаляется из бронхов; при этом не имеетпринципиального значения, сплюнет человек или проглотит слизь, так как впоследнем случае, попав в желудок, она будет обезврежена и переварена.Дренажной функции бронхов способствует хорошая вентиляция всех отделов обоихлегких. Напротив, нарушение вентиляции какого-либо их участка ведет к застоюслизи вместе с пылью и микробами. Особенность легких такова, что скопление вкаком-либо их участке жидкости, будь то слизь или жидкость, попавшая туда извне(например, околоплодная жидкость во время родов), ведет к возникновениювоспалительного процесса. Для нормального осуществления дренажной функциибронхов необходимы регулярные активные движения на свежем воздухе, чтобы каждыйучасток бронхиального дерева мог «продышаться». Полезно также употребление (счаем или самостоятельно) трав, содержащих полезные ароматические вещества,способствующие лучшему отхождению слизи,- душицы, чабреца, садовой мяты,зверобоя, трехцветной фиалки и т. д.
Необходима постояннаязабота.
Для улучшения химическогосостава и физических свойств воздуха закрытых помещений пользуются вентиляциейили проветриванием. При этом различают естественную, искусственную,щелевую, вытяжную,, проветривание через окна, приточно-вытяжную вентиляцию.Естественной вентиляцией принято называть проникновение неизменного наружноговоздуха в помещение через поры в строительном материале и незакрываемые отверстияв дверях и окнах. При этом причиной перемещения воздуха является разностьтемператур его снаружи и внутри, а также разность давления и другие причины. Кестественному проветриванию относят проветривание помещений через форточки ифрамуги. При этом коэффициент проветривания должен быть не менее 1:50, т. е.площадь открытых форточек или фрамуг должна быть в 50 раз меньше площади полапроветриваемого помещения. Лучшим видом естественного проветривания являетсяустройство сквозного проветривания, т. е. одновременное проветривание черезокна и двери класса и окна коридора. Надо только беречь детей от простудныхзаболеваний. Сквозное проветривание достигает больший эффект, но его надопроизводить при отсутствии учащихся в помещении.
Ионизация воздуха. Процесс возникновения заряда намолекуле называется ионизацией. Причин возникновения естественной ионизациивоздуха много: космическое и солнечное излучение, естественный радиационный фонземли — присутствие радиоактивных веществ в коре земли, почве, горных породах(изотопы 40К, 238U, 232Th) и естественная радиоактивность воздуха (радон иторон). Космическое излучение — главный ионизатор воздуха. Самым эффективнымионизатором, конечно, являются грозовые облака. Проветривание классных комнат идругих помещений изменяет не только химический состав воздуха, но и влияет наего электрический заряд и ионный состав. Известно, что в чистом воздухе имеетсяравное количество отрицательных и положительных ионов. В воздухе помещения, гденаходится много людей, уменьшается количество отрицательных ионов, которыеоказывают тонизирующее влияние, улучшают обмен веществ, повышают деятельностьпарасимпатической нервной системы, улучшают обменные процессы, а проветриваниепомещений обеспечивает приток отрицательных ионов. Положительные ионы оказываютугнетающее действие на человека, вызывая состояние сонливости, депрессию,снижение работоспособности, повышение кровяного давления [4].
 
1.3 Основныепоказатели развития ребенка
Детскому организму, как илюбому живому организму в процессе развития присущи три основныезакономерности: рост, развитие и формообразование. Под ростом понимаютувеличение размеров развивающегося организма, прибавление массы. Растет ребенокнепрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельныхчастей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и снеодинаковой интенсивностью, и обычно заканчивается у женщин в 20-22 года, у мужчин– в 23-25 лет. Под развитием понимают дифференцировку тканей и органов, т.е.совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложныеткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.
Незаконченностьформообразования у ребенка раннего возраста проявляется в своеобразномочертании отдельных частей тела, отличающем его от детей старшего возраста ивзрослого человека. Это называют изменением пропорций растущего организма.
Количественные икачественные показатели роста и развития детей младшего школьного возрастазависят как от биологических (генетических), так и от социальных факторов.
Изучениеанатомо-физиологических закономерностей роста и развития детей и подростковпозволило научно обосновать деление всего детства на пять периодов.
I.  Внутриутробное развитие.
II.  Новорожденность.
III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).
IV.Период молочных зубов: преддошкольныйвозраст (старший ясельный); дошкольный возраст (младший, средний и старший).
V.  Школьный возраст: отрочество (младшийшкольный возраст); подростковый возраст (средний школьный возраст); юношескийвозраст (старший школьный возраст) [4].
Младший школьныйвозраст ﴾6-10 лет﴿совпадает с периодом обучения в 1-3-хклассах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается. В младшемшкольном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет большуюгибкость, особенно в грудном отделе. Сердце ребенка и органыдыханиясравнительно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанавливают своюработоспособность.
Средний школьныйвозраст ﴾11-14 лет﴿охватываетпериод обучения детей в 4-8-х классах. В это время организм претерпевает оченьсущественные морфологические и функциональные изменения, совпадает с началомпериода полового созревания. У подростков наблюдается рост тела в длину,сопровождающийся увеличением массы тела. Увеличивается масса мышц, сила мышц. Всреднем школьном возрасте еще не окончено формирование костного скелета.Подростки легко приспосабливаются к заданной работе, но сравнительно быстроутомляются, особенно, когда выполняют однообразные, монотонные операции.Происходит дальнейшее развитие функций нервной системы. У подростков частонаблюдается преобладание возбудительных процессов над тормозным. Возраст 11-14лет благоприятен для развития физических качеств.
Старший школьныйвозраст ﴾15-17 лет﴿совпадаетс периодом обучения в 9-10-м классах. Половое созревание завершается.Формирование костного скелета почти завершено. Интенсивно развивается мышечнаясистема. У юношей за два-три года мышечная масса увеличивается на 10-12%. Удевушек прирост мышечной массы по отношению к массе тела и увеличение силовыхпоказателей выражены меньше, чем у юношей. Более всего у девушек развиваетсямускулатура тазового пояса. По строению тела и пропорциям юноши и девушки почтине отличаются от взрослых. Продолжается развитие сердечнососудистой и дыхательнойсистем. Увеличиваются размеры сердца, возрастают минутный и ударный объем кровотока.Увеличиваются окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, силадыхательных мышц.[9]
Характеристикафизического развития детей и подростков дается на основании прибавления роста, длинытела, веса и окружности грудной клетки. Поэтому полученные показатели называютосновными, а иногда антропометрическими. Измерение роста производят деревяннымстанковым ростомером, а взвешивание — на обычных медицинских весах. Окружностьгрудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Например, если мальчик 12 летимеет рост 147,40 см ± 8,31 см, массу 39,24 кг ± 7,28 кг; объем грудной клетки 71,24 ± 5,74 см, то он физически развит нормально. Если же отклонения от среднейвеличины больше или меньше допустимых (± ð), например, его масса превышает 46,52 кг или меньше 31,96 кг (при нормальном росте), то на физическое развитие подростка необходимообратить серьезное внимание.
Таблица 1.Средние данные физического развития до 15лет.Возраст, лет Масса тела, кг Рост, см мальчики девочки мальчики девочки 6 20 19 114 112 7 24 24 123 123 8 26 25 125 124 9 28 28 129 129 10 31 31 134 135 11 37  36 143 142 12 39 41 146 149 13 44 47 153  156 14 52 52 162 159 15 58 54 168 159
В 11 — 15-летнем возрастебыстро растет тело преимущественно за счет значительного увеличения длинынижних конечностей, благодаря чему общий центр тяжести перемещается вверх. Эточасто приводит к нарушению координации движений, что отрицательно сказываетсяна развитии плечевого пояса, изгибах позвоночника и манере держать свое тело.Быстро прогрессируя, процессы окостенения могут содействовать закреплению этихнарушений в виде дефектов осанки. Наиболее часто такие дефекты возникают отнеправильного положения тела ребенка во время ходьбы (неправильная осанка),сидения (неправильная поза), во время занятий или от чрезмерной нагрузки. Особенновредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобнымстолом, горбится, наклоняет туловище в одну сторону, ложится грудью на стол,низко опускает голову, то, во-первых, фиксируется искривление позвоночника(сколиоз), во-вторых, нарушается легочная вентиляция, уменьшается поступлениекислорода в мозг и, в-третьих, затрудняется приток к нему крови. Неправильнаяпоза школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Вначалеразвивается исправимое, а затем стойкое (фиксированное) нарушение,характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета,изменяющим ход физиологических процессов в организме. К наиболее частнымнарушениям опорно-двигательного аппарата относят боковое искривлениепозвоночника — сколиоз (правосторонний или левосторонний), кифоз грудногоотдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основе всех названныхнарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного неправильногоположения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения портфеля на одномплече [2].
 
1.4.Гигиенические требования кклассной мебели. Классная комната
Площадь классной комнатыв начальных школах должна быть 50 кв. м, чтобы при наполняемости в 40 учениковна одного учащегося приходилось 1,25 кв.м. И только в зависимости от местных идругих условий в начальных школах как исключение допускается площадь классов на40 учеников – 46 кв.м. Классные комнаты должны быть прямоугольной формы,глубиной (расстояние от окон до противоположной стороны) 6,2 м, длиной 8,1 м, высотой не менее 3 м. В классной комнате меньше 6,2 м не размещается три ряда парт с соблюдением интервалов между рядами парт и стенами. А приглубине больше 6,2 м снижается освещенность третьего ряда парт. Указанная длинаклассной комнаты соответствует физиологической норме слышимости шепотной речи изрительного восприятия. Классная комната прямоугольной формы имеет входнуюдверь в боковой стене (из коридора или рекреационного помещения) против столаучителя, что позволяет вести контроль за свободным входом и выходом учеников.
Значение чистоты участкаи помещений школы. За всеми помещениями школы необходим правильныйгигиенический уход, который поможет создать наиболее благоприятную среду длязанятий детей. Правильная уборка полов в помещениях поможет сохранить чистыйвоздух, что в значительной степени будет способствовать снижениюзаболеваемости. В период между сменами и по окончании занятий в школе убираютклассные комнаты, коридоры, лестницы и туалеты. Уборку проводят только влажнымспособом и при открытых форточках. При этом нельзя пользоваться одной тряпкойдля уборки классов и коридоров. Для протирки мебели надо иметь специальнуютряпку. Уборку вестибюля проводят ежедневно. Не реже одного раза в месяц вшкольном здании проводят генеральную уборку. Обязательно каждую неделю моюткомнатные цветы [4].
Подбор парт. Пристального внимания педагоговтребует посадка детей во время учебных занятий. Корпус должен быть слегканаклонен вперед. Ученик должен глубоко сидеть на скамье. стуле – ноги согнуты втазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол илиподножку, предплечья свободно лежат на столе. При такой посадке обеспечиваютсянормальные функции дыхания и кровообращения, создаются благоприятные условиядля зрительного восприятия. Однако длительное сохранение однообразной позы,даже удобной, становится утомительным. Поэтому педагогам не следует требоватьот учащихся длительного неподвижного сидения во время занятий – следует чащеменять позу.[1]В зависимости от занимаемой позы напряжение определенных мышцспины, шеи, конечностей может привести к утомлению, а также нарушению осанки(сутуловатость, асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Поэтомудля предупреждений подобных нарушений предъявляют особые требования к мебели,определяющей в значительной мере правильность посадки.
Поза за столом будетправильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту ипропорциям тела (табл.1).
Таблица 2. Соответствиероста школьника размерам мебелиРост школьника, см Высота стула, см Высота стола, см Разница высот стула и стола, см
120-129
130-139
140-149
150-159
160-169
170-179
35
38
41
44
47
47
57
62
67
72
77
79
22
24
26
28
30
32
Для подбора парты ученикувначале необходимо измерить его рост. Можно воспользоваться данными ростаучеников, имеющимися у школьного врача, но в этом случае надо увеличить рост на 2 см, т. е. на высоту каблука обуви, так как врачи измеряют рост без обуви.Парты расставляют в три ряда. Впереди — более низкие, сзади — высокие. Проходымежду рядами двухместных парт не менее 70 см. Между партами первого ряда и наружной продольной стеной — 50 — 60 см, а между партами и внутренней продольнойстеной — 1 м и более. Преобладающий свет должен падать только слева сидящих.Детей с пониженной остротой зрения сажают за первые парты в первом ряду отокна, а с пониженным слухом, но нормальным зрением за первые парты второго итретьего ряда, подобрав по их росту парту. При этом они не должны мешатьученикам, сидящим за ними. Таких учеников, как и всех остальных, не менее двухраз за учебный год пересаживают. Подобное перемещение исключает появление ушкольников сколиоза (бокового искривления позвоночника).
Наилучшие физиологическиеи гигиенические условия работы (нормальное зрительное восприятие, свободноедыхание и нормальное кровообращение) ученика за партой в школе и за столом домабывают при прямой посадке.
Неправильная позашкольника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Онизгибается, наклоняется и т. д. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое(фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношениемпропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов ворганизме. К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относятбоковое искривление позвоночника — сколиоз (правосторонний или левосторонний),кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основевсех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительногонеправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношенияпортфеля на одном плече [4].

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
2.1 Определение световогокоэффициента
Вычислили площадь окна,умножили на количество окон, вычислили площадь пола. Затем определили световойкоэффициент по формуле Кс = S1/S2, где Кс – световойкоэффициент, S1 — площадь окон, S2 – площадь пола [4].
Таблица 3.Определениесветового коэффициента Класс
 Площадь окон, м2
Площадь пола, м2 Световой коэффициент 5-А 11,64 46,32 1:3,98 5-Б 10,03 47,33 1:4,72 6-А 10,03 46,95 1:4,68 6-Б 10,03 52,43 1:5,23 7 10,03 49,32 1:4,92 8-А 10,03 46,46 1:4,6 8-Б 10,03 54,81 1:5,46 10 9,88 52,76 1:5,34 11 10,14 49,06 1:4,84
Вывод: В норме световой коэффициент долженбыть в классных помещениях 1: 4. В классах нашей школы световой коэффициентменьше нормы, поэтому должно быть достаточное искусственное освещение.
 
2.2 Определение температурывоздуха
Измерили температурувоздуха у окон и у противоположной стены, на уровне стола и у пола [5].

Таблица 4.Определениетемпературы воздухаКлассы
Температура у окна,0С
Температура у противоположной стены,0С
Температура на уровне стола,0С
Температура у пола,0С 5-А 26 24 23 18 5-Б 25 24 24 19 6-А 24 24 25 20 6-Б 20 19 20 18 7 20 18 19 17 8-А 21 18 20 17 8-Б 21 21 19 18 10 20 18 19 16 11 24 22 23 17
Вывод: Разница температуры на уровне столаи пола не должна превышать 2,50С. В 6-Б,7 и 8-Б классах изменениетемпературы по вертикали в норме, в 5-А,5-Б,6-А,8-А,10 и 11 классах отклоняетсяот нормы. В 5-А, 5-Б, 6-А и 11 классах температура выше нормы, поэтому учащиесяощущают дискомфорт.
 
2.3 Определениекоэффициента аэрации
Вычислили площадьфорточки, умножили на количество окон, вычислили площадь пола. Затем определиликоэффициент аэрации по формуле Ка = S1/S2, где Ка – коэффициентаэрации, S1 — площадь форточки, S2 – площадь пола [3].
Таблица 5.Определениекоэффициента аэрацииКлассы
Площадь форточек, м2
Площадь пола, м2 Коэффициент аэрации 5-А 0,55 46,32 1:84 5-Б 0,56 47,33 1:85 6-А 0,58 46,95 1:81 6-Б 0,56 52,43 1:94 7 0,56 49,32 1:88 8-А 0,57 46,46 1:82 8-Б 0,56 54,81 1:98 10 0,56 52,76 1:94 11 0,56 49,06 1:88
Вывод: В норме коэффициент аэрации долженбыть равен 1/50 или быть немного выше 0,02. В классах школы коэффициент аэрациивыше 0,02, проветриваемость классов в норме.
 
2.4 Определение ростаи веса учащихся, весоростового показателя ВРП, асимметрии лопаток
 
Массу тела определили навесах с вычетом массы на одежду и обувь. Рост измеряли, поставив учащихся наростомер в основную стойку так, чтобы он касался его четырьмя точками: пятками,ягодицами, лопатками и затылком; голову держат в таком положении: внешний крайглазниц и верхний край слухового прохода – на одной горизонтальной линии.Окружность грудной клетки измеряли сантиметровой лентой, накладывая ее спереди– на уровне нижнего края сосков, сзади – под нижние углы лопаток. Расчетпропорциональности развития по весоростовому показателю (ВРП) произвелиследующим образом:
 
ВРП = масса тела (г) /рост (см).
В норме на 1 см длины тела приходится 200-300г массы. Если частное выше 300 г, это указывает на избыточную массу тела, если ниже 200 г – на недостаточную. Асимметрию лопатокопределили с помощью сантиметровой ленты, определив следующиерасстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол левойлопатки, 7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки. При физиологическинормальной осанке данные первого измерения равны данным второго [6,7,8].
Таблица 6. Определениероста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметрии лопатокучащихся 5-А.
 Ф.И. учащихся
 5-А класса Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки, см ВРП, г/с Расстояние до лопаток, см Левой Правой 1. Анищенко Лолита 146 35 71 239,7 19 20 2. Витвицкий Гриша 137 32 69 233,6 20 20 3. Кефилова Сусанна 143 36 69 251,7 19 19 4. Меннанов Ремзи 143 39 80 272,7 22 22 5. Мустафаев Али 150 40 78 266,7 21 21 6. Мустафаева Асене 132 36 69 272,7 18 18 7. Слободян Анна 148 32 65 216,2 20 21 8. Погорелов Слава 144 40 77 277,8 19 20 9. Талыбов Эльнар 126 29 68 230,2 16 17 10. Чулакчи Дилявер 140 33 68 235,7 19
/>19 11. Шуст Эльвина 139 32 68 230,2 20 20 12. Анищенко Юлия 135 30 66 222,2 19 18 Средние показатели 140,25 34,5 70,7 245,8 17,8 19,6 Средние для мальчиков 140 35,5 73,3 252,8 19,5 19,8 Средние для девочек 140,5 33,5 68 238,8 19,2 19,3 /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица 7. Определениероста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметриилопаток учащихся 5-Б.
 Ф.И. учащихся
 5-Б класса Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки, см ВРП, г/см Расстояние до лопаток, см Левой Правой 1. Рупотко Вадим 150 35 70 233,3 20 19 2. Гречаник Андрей 153 33 71 215,7 19 19 3. Джемилова Диана 139 34 71 244,6 18 18 4. Ефремов Виктор 137 36 70 262,8 19 19 5. Колосова Даша 154 38 79 246,8 20 19 6. Сурко Андрей 149 36 71 241,6 19 19 7. Черкезов Ильяс 145 30 69 206,9 19 19 8. Шацких Любовь 140 37 65 264,3 18 18 9. Якимович Артем 138 34 79 246,4 19 20 Средние показатели 145 34,8 71,7 240,3 19 18,9 Средние для мальчиков 145,3 34 71,7 234,45 19,2 19,2 Средние для девочек 144,3 36,3 71,7 251,9 18,7 18,7
 
Выводы: Для 11-летних мальчиков в среднемпоказатели: роста 142см, веса 37 кг, окружность грудной клетки – 67. Дляопределяемой категории мальчиков средние показатели роста и веса в норме,средняя окружность грудной клетки превышает норму, средний весоростовойпоказатель в норме. Из двенадцати мальчиков у семерых ростовой показательпревышает норму, у троих превышает вес. Окружность грудной клетки у всехмальчиков превышает норму.
Для 11-летних девочек всреднем показатели: роста 143 см, веса 36 кг, окружность грудной клетки- 67см. Для определенной категории девочек средние показатели роста и веса в норме,средняя окружность грудной клетки превышает норму, средний весоростовойпоказатель в норме. Из девяти девочек у троих ростовой показатель превышаетнорму, у двоих вес превышает норму. Из девяти у двух девочек окружность груднойклетки меньше нормы.
Асимметрия лопаток внорме у тринадцати, расхождение в один сантиметр у семи, что и свидетельствуето сколиотической осанке.
Таблица 8. Определениероста, веса, весоростового показателя (ВРП), окружности груди и асимметриилопаток учащихся 6-А класса.
Ф.И. учащихся
6а класса
Рост,
см
Вес,
 кг
Окружность
грудной
клетки, см
ВРП,
г/см Расстояние до лопаток, см левой правой 1.Абильвапова Эльзара 136 29 70 213 23 24 2.Абдулганиева Эльвина 149 31 68 208 21 21 3.Вильгард Андрей 162 45 89 278 30 29 4.Зинадинов Руслан 140 38 79 271 29 29 5.Кефилова Эдие 154 37 73 240 20 23 6.Макал Ольга 141 33 66 234 29 29 7.Колосова Александра 150 41 86 273 25 25 8.Романова Полина 149 44 80 295 28 29 9.Слободян Александр 151 36 72 238 26 28 10.Ульяшкин Владислав 151 38 75 252 29 29 Средние показатели 148,3 37,2 75,8 250,2 26 26,6 Средние для мальчиков 151 39,25 78,75 259,75 28,5 28,75 Средние для девочек 146,5 35,8 73,8 243,8 24,3 25,2 /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица 9. Определениероста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметриилопаток учащихся 6-Бкласса.
 Ф.И. учащихся
 6-Б класса Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки, см ВРП, г/см Расстояние до лопаток, см Левой Правой 1. Бойко Ира 163 40 80 245,4 26 27 2. Горбунова Алина 146 38 79 260,3 26 26 3. Гаппарова Алие 153 39 70 254,9 22 24 4. Ибраимова Эльвина 152 34 81 223,7 23 24 5. Клименок Игорь 143 36 71 251,7 26 27 6. Меннанов Эдем 142 40 76 281,7 25 26 7. Протасовицкая Марина 146 33 69 226,03 23 24 8. Труфакина Кристина 146 33 64 226,03 20 22 9. Шимко Егор 139 39 68 280,6 21 22 Средние показатели 147,8 36,9 73,1 250,04 23,6 24,7 Средние для мальчиков 141,3 38,3 71,7 271,3 24 25 Средние для девочек 151 37,2 73,8 248,5 23,3 24,5
 
Выводы: Для 12-летних мальчиков в среднемпоказатели: роста – 146 см, веса – 39 кг, окружности грудной клетки –68 см. Для определяемой категории мальчиков средние показатели роста и веса в норме,средняя окружность грудной клетки больше чем в норме, средний весоростовойпоказатель в норме. Из семи мальчиков лишь у одного показатели роста, веса вышенормы, но ВРП в норме. Объем грудной клетки у всех мальчиков выше нормы.
 Для 12-летних девочек всреднем показатели: роста – 149 см, веса – 41 кг, окружности грудной клетки – 72 см. Для определяемой категории девочек средние показатели ростаи веса в норме, средняя окружность грудной клетки больше чем в норме, среднийвесоростовой показатель в норме. Из двенадцати девочек одна отстает в росте, пятероотстают в весе, а одна имеет избыточный вес, только у двух девочек окружностигруди в норме, и у Романовой Полины показатель ВРП выше нормы, что указывает наизбыточную массу тела.
Асимметрия лопаток в нормеу шестерых, расхождение в один сантиметр – у девятерых, расхождение более чем всантиметр – у четверых детей, что свидетельствует о сколиотической осанке.
Таблица 13. Определениероста, веса, весоростового показателя (ВРП), окружности груди и асимметриилопаток учащихся 10 класса
 Ф.И. учащихся
 10 класса Рост, см Вес, кг Окружность грудной клетки, см ВРП, г/см Расстояние до лопаток, см Левой Правой 1.Алимов Айдер 171 53 83 310 26 26 2.Абильвапов Эмир 178 52 82 292 24 25 3.Седых Светлана 159 50 87 314 24 24 4.Горбатенко Кристина 160 47 81 294 21 23 5.Самсонов Евгений 162 52 81 321 21 21 6.Лобчикова Ольга 154 45 82 292 23 24 7.Жаткин Владимир 181 70 87 387 24 24 8.Мустафаева Эдие 176 90 115 511 29 28 9.Ибадулаева Нияра 156 45 82 288 22 23 10.Чулакчи Ибраим 181 60 88 331 25 26 11.Меннанова Эльвина 157 50 89 318 20 23 12.Матвеева Юлия 170 54 81 318 22 22 13.Карпов Владимир 178 54 85 303 23 24 14.Скорых Светлана 159 48 82 302 19 19 15.Никифорова Ольга 157 45 79 287 19 21 16.Накалюжный Илья 174 50 87 287 27 26 17.Эминова Айше 168 71 101 423 24 25 18. Нарыков Денис 168 62 92 369 26 26 19.Рысев Николай 178 55 90 309 24 24 20.Комок Владимир 155 61 89 394 23 24 21.Усейнова Эльзара 161 52 89 323 22 23 22.Шавкуненко Тамара 163 56 95 344 23 24 Средние показатели 166,7 55,6 87,6 332,6 23,3 23,9 Средние для мальчиков 172,6 56,9 86,4 330,3 24,3 24,7 Средние для девочек 161,7 54,4 88,6 334,5 22,3 23,25
Выводы: Для 15-летних мальчиков в среднемпоказатели: роста – 168см, веса –58кг, окружности грудной клетки – 82 см. Для определяемой категории мальчиков средние показатели роста и окружность грудной клетки внорме, но отстают в весе. Средняя величина весоростового показателя для мужчинколеблется в пределах 340– 400 г, для женщин – 310 – 375 г, весоростовой показатель мальчиков ниже нормы.
 Для 15-летних девочек всреднем показатели: роста –159см, веса –54кг, окружности грудной клетки – 81 см. Для определяемой категории девочек средние показатели веса в норме, средняя окружность груднойклетки больше чем в норме, средний весоростовой показатель в норме. Из двенадцатичетыре отстают в росте, семеро отстают в весе, окружность грудной клетки меньшенормы у одной. ВРП в норме.
Асимметрия лопаток внорме у восьми детей, расхождение в один сантиметр – у одиннадцати, расхождениеболее чем в сантиметр – у троих детей, что свидетельствует о сколиотическойосанке.
 
2.5 Определение нормвыполнения гигиенических требований к классной мебели
Высоту стола и стулаизмеряли с помощью сантиметровой ленты [1]. Данные собраны в таблице 8.
Таблица 13. Размерыученических столов и стульевКласс Высота стула, см Высота стола, см Разница высот стула и стола, см 5-А 46 76,5 30,5 5-Б 45,5 75,5 30 6-А 45,5 65,6 20 6-Б 45,5 72 26,5 10 45,5 78,5 33
 
Вывод: По данным таблицы 2 в 10 классевысота стола должна быть 72-77 см, стула – 44-47 см, разница в их высотах – 28-30 см, в 5 и 6 классах высота стола должна быть 67 см, стула – 41 см, разница в их высотах – 26 см. В 10 классе гигиенические нормы к классной мебелипочти в норме, в 5-х и 6-х классах есть отклонения от требований, что ведет ксколиотической осанке.

ВЫВОДЫ
 
1. Из 12 классов 9 выходят на южную сторону,это и создает более высокий уровень освещенности и способствует более длительнойинсоляции помещений. Но в кабинете 5-А класса световой коэффициент 1: 3,98, в5-Б классе — 1:4,72, в 6-А классе — 1:4,68, в 6-Б классе – 1:5,23, в 10 классе- 1:5,34. Кабинеты 10 и 6-б классов выходят на западную сторону, поэтому ихсветовой коэффициент отдалён от нормы, во всех остальных классах, которыевыходят на южную сторону, Кс приближен к норме. Искусственноеосвещение должно быть обязательным.
2. Температура в 6-Б, 7, 8-Б классах внорме. В 5-А, 5-Б, 6-А, 11 классах температура превышает оптимальную, поэтомуучащиеся ощущают дискомфорт. В 6-Б, 7, 8-Б классах изменение температуры повертикали в норме, в остальных классах превышает 2,50С.
3. Коэффициент проветривания в классах больше0,02, что соответствует требованиям.
4. Из 62 обследованных учащихсяотклонения от средних показателей физического развития таковы: в росте отклоненияу 21 учащихся, в весе –31, в окружности груди –9, сколиотическая осанка – 7.
5. Гигиенические требования,предъявляемые к классной мебели, в 10 классе в среднем близки к нормам, но неподобраны индивидуально, в 5-х и 6-х классах не соответствуют в среднем и также не подобраны индивидуально.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Сапожникова Р. Г. Гигиена обученияв школе, издательство «Педагогика», Москва 1974, с.98-103, с.103-107,с.108-109
2. Иванова С.П. Гигиена школьника.М., «Знание», 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Медицина», 5.– с.30-37
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основыгигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. –М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. – с.102-104, 108-109.
4. Матюшок М. Т. Анатомия, физиологияи гигиена детей младшего школьного возраста. Учебник для пед. училищ. Под ред.д-ра мед. наук Ю.М. Пратусевича. М., «Просвещение», 1970. 224 с. с илл. – с.5-14,37-39, 114-119.
5. Общая гигиена. Под ред. Г.А.Митерева. М., «Медицина», 1973. 228 с. – с.5-10, 52-130.
6. Рипа М.Д. и др. Занятия физическойкультурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе/М.Д.Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова; Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.: ил. – с.110-113, 121-125.
7. Синяков А.Ф. Самоконтрольфизкультурника. – М.: Знание, 1987. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике.Сер. «Физкультура и спорт»; № 1 – с.59-77.
8. Физическая культура учащихся 4 — 8-х классов. 2-е изд., перераб. и доп. Дубовис М.С. Киев, «Здоровья», 1979. 216с., с ил. – с.6-17.
9. Сосина В. Ю., Фабиан Э. М.,Ритмическая гимнастика, Киев, «Радянська школа» 1990, с.237-239