Изучение и воспитание одаренных детей

Учёныезаметили, что количество вундеркиндов увеличивается по нарастающей, а значит, вХХI веке придется пересматривать саму систему оценки школьных знаний. Учителя ишкольные психологи вновь вынуждены признать несостоятельность оценок, каккритериев в определении детской одаренности. Психолог из Братиславы ЯнкаЗерванова утверждает, что “одаренные дети на экзаменах выдают гораздо худшиерезультаты, чем их усидчивые соученики. Для такого ребенка экзамен зачастуюявляется сильнейшим стрессом”. Известно, что А. Эйнштейн в детстве, согласнооценкам учителей, “отставал в развитии” и его, как и И. Ньютона, исключали изшколы по причине неуспеваемости.
Педагогиконстатируют, что вундеркинды, которые отличаются от сверстников богатствомсвоих эмоциональных состояний, доставляют учителям наибольшее количествохлопот. Свойственные им независимость поведения и усиленная потребность всамовыражении приводят к тому, что многие из них скрываются под личинойинтеллектуальных саботажников. Возможный выход из создавшегося положенияспециалисты видят в развитии системы вариативного образования. Зарекомендовавсебя как система ХХI века, она включает наряду с базовым образовательным стандартомпредметы свободного выбора и индивидуальный подход к занятиям.
Впервыеодаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал вПентагоне по заказу, — разработка программы для выявления одаренных детей(умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы содаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы.Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать имразвитие. В СССР в 1975г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливымдетям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитаниюодаренных детей. Для одаренного ребенка характерно: — повышенная умственнаявосприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия. Их тяга к умственнымвпечатлениям побуждает их к постоянному проявлению инициативы. Главное для них- понять.
— саморегуляция умственной активности. Такие дети не упускают из вида воспринятуюими информацию и организуют свои действия т. о, чтобы достигнуть большего егопонимания. Дети больше слышат, видят, думают по сравнению со сверстниками,более наблюдательны в одинаковых условиях. Чувствуют гармонию. Замечают все.
Трудностиу одаренных детей
Объективныетрудности — нет средств, программ и специалистов. Субъективные трудности — ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей.Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живетнеординарно. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску:
*трудности контактов со сверстниками. Поиск объекта, у которого имеется новаяинформация, следовательно, более старшего, а не сверстника. По даннымисследований, существует уровень социально оптимального интеллекта, примерносоставляющий 125-155 баллов по Векслеру и обеспечивающий его обладателя хорошейспособностью к пониманию людей и ситуаций. При меньшем уровне коэффициентаинтеллекта ребенку хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведениенаиболее адекватным образом. Но и при более высоком уровне общение может резконарушаться.
*десинхронизация развития. (фр. Ж.Терасье) Заключается в том, что приопережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношенияхне отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкоймоторики).
*дислексия — слабое развитие речи.
Исходяиз перечисленных трудностей, запускается следующий патологический механизм:
низкаяуспеваемость >> потеря учебной мотивации >> невостребованностьспособностей >> утрата интереса к школе >> уход в свои проблемы>> потеря одаренности >> уход в ассоциативное поведение (невсегда).
Этоцелая проблема для разработки. По данному механизму образуется скрытаяодаренность, которая не проявляется не в школьной успеваемости, ни в другихявных достижениях ребенка. Не является очевидной для тех, кто ребенка окружает.Более того, такие дети часто бывают неуспевающими.
Плюсыи минусы «перепрыгивания через класс»
+(плюсы)
условиядля личностного роста
возможностьразвития на нужном ребенку интеллектуальном уровне
развитиемотивации учения
самореализацияличностная
ограждаетот ассоциативного поведения
раскрытиеновых возможностей вера в себя
— (минусы):
непринятиепед. составом, недоверие
сложновосстановить эмоциональный контакт
бытовыепроблемы (устройство на работу в 14 лет,..)
отчуждениегруппы сверстников
несоответствиеинтеллектуального уровня физическому и личностному развитию
Человеческоемышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важнопонимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевиднои то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, нескупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чейдар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Идеянеравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с нейсогласны Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболеесправедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток. Многиеспециалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонентспособностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяеткак конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение,или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либоподавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелирможет превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятнаяокружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способныпревратить этот природный дар в выдающийся талант.
Эта простаяи, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу вотечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечествене хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы». Отсюда иидеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, когоправильно или неправильно обучали и воспитывали, «нет плохих учеников,есть плохие учителя…».Жаль разочаровывать этих людей, но природа неживет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, ивидимо, свои представления о справедливости и равновесии.
В последнеевремя многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь сталиспользоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.
Немного истории
Для выяснениясути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории егоисследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутыенаукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация наних порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет напрактику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.
Долгое времягосподствовало представление о божественном происхождении дара, определяющегоиндивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что”… поэт творит не от искусства и знания, а от божественногопредопределения”.
Но примерно всередине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученыйФренсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата ЧарльзаДарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек — «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировалродословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел рядзакономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, чтопроявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.
Однако ужепозже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачинаследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко непрямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может бытьунаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице илиКоту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.
Остановимсяна этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в историиизучения проблемы одаренности — Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблемуодаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренностив серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблемодаренности идет в другом, естественнонаучном русле.
Параллельно,правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которойникакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идеянашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат.«чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всякихзнаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной,предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотряна явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, даннаятеория находит своих приверженцев и поныне.
Реальнаяпрактика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людейне равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк — отумственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различиятолько воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речьидет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.
Одаренность общая и специальная
Но спорывелись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том,существует ли так называемая общая одаренность как «универсальнаяспособность» (способность ко всему) или дар всегда проявляется только водной или нескольких сферах деятельности.
Большая частьисследователей склонялась к тому, что одаренность — интегративное (суммарное,общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способендостичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, чтовыдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самыхразных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимсяестествоиспытателем; М.В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но ипоэтом и художником; А.С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делалпрекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долгопродолжать.
Норазрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще,одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либоматематическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далеепрактически до бесконечно-сти. Выходит, сколько видов деятельности, столько ивидов одаренности.Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, ктопрежде активно выступал против самого понятия «одаренность», новынужден был признать его существование под давлением реально наблюдаемыхявлений. Ведь если мы признаем эту точку зрения, то мы вынуждены признать и вытекающийотсюда логический вывод: нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен вкакой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку (ребенку)реализоваться.
Но как же насамом деле?
Результатыисследований специалистов на протяжении всего XX века убедительносвидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как обинтегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей естьнекие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-тоспециальной деятельностью.
Специальнаяодаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфередеятельности и практически не пригоден к другой, в природе — большая редкость.Известный российский психолог В.Д. Шадриков отметил в одной из своих работ, чтоприрода не могла позволить себе роскошь закладывать в генотип столькоспециальных способностей. И потом, психика человека формировалась многомиллионов лет, а многие виды деятельности, о выдающихся достижениях в которыхмы говорим как о специальной одаренности, появились лишь несколько сотен леттому назад.
Для тогочтобы рассмотреть проблему развития общих и специальных способностей, можноприменить популярный в биологии и практически не используемый в психологиинаучный прием — метод модельных систем. Как известно, природа строит своисистемы по общим законам, и алгоритмы развития используются одни и те же, тоесть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестветакой модельной системы нам послужит… живое дерево!
Корни дерева скрытыпод землей — так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетическиезадатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другиехарактеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многихвнешних параметров и условий. Ствол — это в нашем случае аналог тех самых общихспособностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, откоторой берут начало многочисленные «ветви» — частные проявленияодаренности.
От стволаотходят сначала крупные ветви, они становятся тоньше, делятся; тонкие ветви, всвою очередь, делятся еще и еще… Представим себе, например, ветвь«художественная одаренность». Способности к музыке, изобразительномуискусству, литературе, артистические способности — это разные способности. Нопри этом они имеют много общего, и это общее обычно и объединяется словами«художественная одаренность», «художественные способности».И подобно тому, как от большой ветви отходят ветви меньше и тоньше, так из«общих художественных способностей» вырастают способности«изобразительные», «музыкальные», «артистические»и др. Поэтому многие художники могут писать стихи без особых сложностей,музыканты занимаются живописью, а писатели иллюстрируют собственныепроизведения.
Чем больше учеловека развитых частных способностей — «ветвей», чем выше уровеньразвития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чемравномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем болееорганичным выглядит воображаемое дерево.
Впедагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важныйвозрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которомуодаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьныйвозраст), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая,универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общаяспособность» все более приобретает специфические черты и определеннуюпредметную направленность. И главная педагогическая задача в этот периодсмещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализацииличности в определенных видах деятельности.
Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность
Специалистырассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте — насколько она в данноевремя проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность, то естьзамеченную психологами, педагогами, родителями, называют«актуальной». И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, неочевидна для окружающих, называют «потенциальной».
Многиеизвестные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиесяспособности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческиедостижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона,И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот списокможно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимисявзрослыми, но не всегда.
И наоборот,не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихсярезультатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, каксвидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остаетсянезамеченным окружающими.
Естественно,что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной,различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенноговремени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательнык тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработалаинтуиция. Или напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этихвыдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявлениятворческости, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболееценными считали совсем другие.
Всем нам пособственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьныеучителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценятприлежание, послушание, аккуратность выше оригинальности, смелости,независимости действий и суждений.
Своеобразноеподтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим угломзрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60 % изних имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособленияк условиям обучения.
Фактсуществования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важнойдругую проблему, проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойстваличности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указатьвзрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым,художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос не может быть простым. Ученыеуже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка,но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечнодалеко.
При этоммировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможностивоспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творитьпедагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что далачеловеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.
Сколько всего одаренных детей
Трудноопределить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать истанет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос отом, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может бытьвыдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Правда, опытпоказывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов.Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, иони называют то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.
Болееобъективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответана этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определениювелик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можноистолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональнымипорывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природныеявления. Один из них — закон нормального распределения.
Он выражаетсяграфически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой(верхняя, средняя часть колокола) символизирует норму, а симметричные левая иправая ее части — отклонения от этой нормы. Особенно широко этот законприменяется в биологии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее числонормальных особей находится в пределах 68 %, существенные отклонения в обестороны составляют по 16 %.
Чтобыпроиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением ростановобранцев, пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили ростнескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерноодного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайненезначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этомобязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений.Значительные отклонения начинаются примерно с 16 %. Причем чем выше степеньотклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди- большая редкость.
То же самоепроисходит и с умственными способностями. Но поскольку их реальное измерениепроизвести значительно сложнее, чем, например, рост, вес, объем грудной клетки,то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется винтервале 60-70 %, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих)будет находиться в этом случае в пределах 15-20 % для каждой группы.
Причемотметим еще раз, чем выше степень отклонения (как одаренности, так иотсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал,что «выдающийся гений», столь же большая редкость, как и «полныйидиот». Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал,что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота — 0.
Значительнопозже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал эточисло — 100 — для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).
/>
Хронологическийвозраст определяется очень легко, а вот умственный определяли по специальнымтестам (от английского test — «проба», «опыт»). Оправомерности этих измерений мы поговорим отдельно. В дан-ном случае нам важенсам принцип расчета.
Известныйспециалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известнойметодики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующуюклассификацию.
В настоящеевремя наряду с термином «одаренные дети» используется термин«высокоодаренные дети». В это число обычно попадает 2 % от общегочисла детей.