Российский Государственный Социальный
Университет
Факультет психологии.
Контрольная работа
По дисциплине «Психологический практикум»
«Изучение особенностей внимания»
2006 годВведение
Внимание – один из техпознавательных процессов человека, в отношении сущности и права насамостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия,несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученыеутверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, чтооно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологическогопроцесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляетсобой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутреннийпроцесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательныхпроцессов.
Действительно, в системепсихологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено вовсе остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделитьего от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
В данной контрольнойработе была сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерныеособенности, функции, виды и психологические теории и также привести примерынекоторых тестов на определение качества внимания.
1.Явление и определение внимания. Егохарактерные особенности.
Одной из самыххарактерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясьпод постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаемлишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений ивнутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов,фиксируется память, становится содержанием размышлений.
Внимание можно определить какпсихофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамическиеособенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенностина мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые наданный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себепсихические и физические силы человека в течение определенного периода времени.Внимание — это процесс сознательного или бессознательного(полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, иигнорирование другой.
1.1. Свойстваи виды внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительноговремени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предметедеятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания можетопределяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальнымифизиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервнойсистемы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуютпсихические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.), третьисоотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предметудеятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешнимиобстоятельствами осуществления деятельности.
Люди со слабой нервной системой илиперевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными.Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило,характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предметуспособствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интересасохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периодавремени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающихмоментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильноотвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно устойчивым. Вжизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяетсясочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется вразличиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на однихобъектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточитьсвое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечалничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может бытьсконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложенииили слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенностьвнимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваютсякак синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта надругой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческоговнимания проявляется в скорости, которой он может переводить свое внимание содного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольнымтак и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание начто-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно,усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не оченьинтересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если онапроисходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о егонеустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматриватькак отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма,анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы иорганизма в целом.
С переключаемостью внимания функциональносвязаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первыйхарактеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностьюсосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечениявнимания.
Все три обсуждаемые характеристики вниманиясвязаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека,такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойстванервной системы непосредственно определяют качества внимания, особеннонепроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природнообусловленные.
Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способностирассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнятьнесколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности,это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняютсяпараллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счетспособности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память на прерванные действияспособна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человекможет без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего вслучаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.
Распределение внимания зависит отпсихологического и физиологического состояния человека. При утомлении, впроцессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышеннойконцентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объемвнимания — это такая его характеристика, которая определяетсяколичеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенноговнимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема вниманиялюдей – 5 – 7 единиц информации. Онаобычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на оченькороткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за этовремя успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Посколькуэкспериментальное определение объема внимания связано с кратковременнымзапоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом. 1.2. Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человекавыполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужныев данный момент психологические и физиологические процессы, способствуеторганизованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации всоответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную идлительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объектеили виде деятельности.
С вниманием связаны направленность иизбирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависитот того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма,для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность идетализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность ипродуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результатыфункционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание являетсясвоеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческойпамяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию вкратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие переводазапоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления вниманиевыступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Всистеме межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию,адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как оприятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательныйчеловек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточновнимательный.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковымиявляются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованноевнимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное иинтеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденнойспособности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренниестимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм,обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Онсвязан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения ивоспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательнымсознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который ононаправлено и который соответствует актуальным интересам и потребностямчеловека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальныхсредств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательновключает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того,чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-товнимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольноевнимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов илипобуждений, наличием сильных, противоположнонаправленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам посебе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случаеосуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один изинтересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственное иинтеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями иизбирательной работой органовчувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственномвнимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а винтеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
2. Способы развития внимания.
Внимание, как и все остальные психическиепроцессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием,а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкаяформа его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многихдругих психических Функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своейкультурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история вниманияребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ кгенетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личностиребенка.
Произвольное внимание возникает из того, чтоокружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлятьвнимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этимсамым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и самовладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том,что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств(знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение ивнимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешнеопосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, темболее натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом вразвитии, который характеризуется тем, что первоначально внешнеопосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннеопосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает,вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного инепроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигаютмаксимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию куравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своегоразвития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешнейпостепенно превращается во внутреннюю.
Л. С. Выготский пишет, что с самых первыхдней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей такназываемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — этосами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствамиприковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека,произносимые им слова, которые первоначально выступают в ролистимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом,с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказываетсянаправляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активнойречью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственноговнимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное ихвнимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношениисамого себя.
Общая последовательность культурного развитиявнимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношениюк ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, онначинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи ивырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затемребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинаетпользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать вниманиевзрослых на интересующий его предмет».
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясьс ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенкате или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. Приобучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактныхотношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал,что употребление языка как средства направления внимания и указателя кобразованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку спомощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открываетсяпростор для личностного развития. Первоначально процессы произвольноговнимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессамиего внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то жесамое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенокпереходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Попытаемся теперь в виде своеобразного«хронологического» резюме представить последовательность основных этаповразвития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующихнаблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появлениеориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признаканепроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновениеориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружениезачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направлениевзора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточнохорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет. Появлениеспособности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарнойформы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешниевспомогательный средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие исовершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Существуют различные тесты на внимания и упражнения наего тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общегоразвития ребенка.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит нетолько развитие его как отдельного психологического процесса, но и формированиетаких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания впослепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности завыполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитиеинтереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленныезадачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельнойработы.
Не смотря на то, что исследования внимания порождаютмногочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны,так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научитьсяконцентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональнойдеятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизниребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курслекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
Приложение
Психологические упражнения поразвитию внимания
Развить внимание можно с помощью следующихпсихологических упражнений:
1. «Игры индейцев» для развития объема внимания: — двум или нескольким соревнующимсяв течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье,что он видел, стараясь перечислить иподробно описать возможно большее числопредметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40предметов.
2.«Печатная машинка» — этоклассическое театральное упражнение развивает навыкисосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквыиз алфавита, преподаватель называет слово и участникидолжны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя — вторая буква, хлопок ученика и т. д.
3. «Кто быстрее?» Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть вколонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например«о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается повремени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чемменьше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить:предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или посигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить.Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки — выработкапривычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненныхопределенной, четко осознаваемой цели. Время заданийварьируется в зависимости от возраста (мл. школьники — до15мин., подростки — до 30мин.).
4. «Корректура». Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском иперестановкой букв в некоторых словах.
Человеку разрешается прочесть этоттекст только один раз, сразу исправляя ошибки цветнымкарандашом. Затем он передает лист второмуученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета.Возможно проведение соревнований в парах.