Изучение памяти школьников разного уровня успеваемости

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I.  Особенности памяти у школьников…………………………………………..4
Глава II.  Экспериментальные исследования особенностей памяти испособности школьника………………………………………………………………………………….6
2.1 Методы исследования индивидуальных особенностейпамяти……………………6
Глава III.  Анализэкспериментальных исследований…………………………………12
Заключение ………………………………………………………………………………13
Литература ……………………………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ
 
         Память – один из самых сложных идостаточно изученных  процессов включающий фазы запечатления, хранения иизвлечение поступающей информации.
            Память это основа личности.По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз,покровительница всех известных тогда наук и искусств. «Человек, лишённыйпамяти, по сути, перестанет быть человеком» (Ч.Айтматов.). И, наоборот, средимногих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памятибезграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историкиутверждают, что персидский царь Кир., А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо ипо имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяччеловек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал влицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины.Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе –академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назватьномер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего одинраз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможностипамяти.    
            Природаотпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, илииз-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимсязаниматься интеллектуальной гимнастикой.
         Если верно, что одарённость и памятьидут параллельно, то всегда ли это закономерность. Так как зачастую фактысвидетельствуют, что хорошая память не всегда является показателем хорошегоинтеллекта. История сохранила сведения, показывающие нам, что далеко не всегдахорошая память гарантирует человеку хороший интеллект. Описывая сведения обдиом порсинанце, который мог запомнить и повторить в прямом и обратном порядке36 тысяч слов. Увы, этим его таланты и ограничивались. Некий англичанинумудрился в уме перемножить пяти восьмизначные числа, давая правильный ответ,но, не обладая при этом хорошей памятью. А французский психолог Т.Рибо1даже описал слабоумного мальчика, способного легко запоминать ряды чисел. Вэтих случаях одарённость и память идут не параллельно, и всё же однаодарённость без памяти является по образному выражению, полководцем без войска,или живописцем без красок. Такие индивидуальные особенности памяти встречаютсяочень часто, но как они связаны со способностями человека и всегда ли хорошаяпамять и высокий уровень интеллектуальных способностей идут параллельно.
                                                                                                                    

1. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У школьников
Память не является какой-тосамостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, еевнутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие исовершенствование происходит параллельно с развитием человека.
Хотя память каждого человека характеризуясьобщим закономерностям развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни людиотличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памятиособенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У людейотличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальнаясистема.
Многие люди хорошо замечают инаглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаютсяхорошей памятью на чувства.
Характерной особенностью памяти школьникаявляется то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы,труднее — абстрактные слова и понятия.
Уже в младшем школьном возрасте начинаютопределяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте восновном носили произвольный характер.
В этом возрасте развитие памятиосуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, чтозначительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременносамо обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнитьзаданный материал и точно воспроизвести его по требованиям учителя.
«Основным занятием школьника являетсямыслящее усвоение, и основная функция в этом возрасте – мыслящая память, тоесть запоминание, сопровождаемое думанием, что и как запомнить, и воспоминание,сопровождаемое думанием, что и когда вспомнить»[1].
Как мы видим из этого высказывания, удетей младшего школьного возраста основное занятие – мыслящее усвоение, то естьразвитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания ивоспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим жесредством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающиелогическую переработку запоминаемого материала.
Параллельно с произвольным заучиваниемопределенную роль начинает играть готовность памяти. Школьник уже при чтенииотдает себе отчет, что определенный материал ему может пригодиться. Ученикзаранее намечает, когда и при каких обстоятельствах будет использован тот илииной материал. Это положительно сказывается на припоминании. Необходимость тойили иной учебный материал требует значительных волевых усилий, что и ведет кразвитию произвольной памяти. С первого дня обучения ребенок должен многоезаучить. Однако он еще не знает техники заучивания, не знает приемов,облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило,не зная всего этого, ученик идет по пути наименьшего сопротивления,заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливаниелогической связи в содержании, в частях материала.
А.А. Смирновым были выделены следующиеосновные приемы, содействующие  пониманию и осмысленному запоминанию учебныхтекстов: использование смысловых связей, сравнение, классификация,систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов,содействующих пониманию учебного материала, большое место занимают вопросы,направляющие внимание школьников на главное; учебно-методические задания,мыслительные задачи (написание планов, конспектов, изложений, сочинений и такдалее).
При обосновании приемов осмысленноговосприятия, запоминания и воспроизведения знаний вырабатывается умениеосмысленно и произвольно пользоваться памятью, владеть ею.
Роль намерения работать, исходя изопределенного требования, столь велика, что даже младшие школьники,отличающиеся своей склонностью к дословному запоминанию и воспроизведению, притребовании учителя запомнить материала, чтобы потом передать его своимисловами, стараются выполнить именно это указание.
Хотя в центре внимания современнойпсихологии обучения – анализ содержания изучаемого материала и приемы усвоенияего учащимися, большую роль играет и вопрос о повторении запоминаемых знаний.Даже хорошо понятное и один раз правильно изложенное без повторений незаключается. Забывание идет особенно интенсивно в первые дни.
Поэтому рекомендуется повторять материалв первые дни после изучения, по горячим следам, пока материал еще не забыли.
Исследования психологов по проблемепрограммированного обучения показали, что применение человеком определеннойсхемы, являющейся опорой для усвоения и использования воспринимаемогосодержания, значительно повышает эффективность запоминания и последующего еговоспроизведения (Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина, А.И. Раев и так далее).
Нередко можно услышать, что кто-то имеетхорошо натренированную память. Такое выражение лишено научного смысла, хотя внекоторой мере дает образное представление о достигнутых успехах в уменииуправлять своей памятью.
Память нельзя тренировать так, как,скажем, тренируют мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет ктому, что школьник с каждым днем будет все легче заучивать новый материал.Однако систематические умственные упражнения позволяют глубже проникать всущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитиюнавыков рационального заучивания, запоминания и припоминания. Все это усиливаетвласть над процессами памяти.
В этом отношении особое значение имеетразвитие таких качеств школьника, как воля, самоконтроль, самокритичность,организованность и собранность, чувство долга и чувство ответственности.
В результате обучения в начальныхклассах, в связи с последующим усложнением учебного материала и определеннымизменением содержания обучения, у младшего школьника интенсивно развиваетсясловесно-логическая память.
Т.О. память теснейшимобразом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями.Поэтому развитие и совершенствование памяти происходили параллельно с развитиемшкольника, а те или иные этапы памяти – следствие изменения взаимоотношениямладшего школьника с внешним миром и людьми.
Учитель должен хорошо знать особенностиразвития памяти. Это необходимо для того, чтобы он опирался в учебном процессена сильные стороны памяти школьников и развивал слабые стороны памяти,добиваясь таким образом полноценного равномерного развития памяти.
Однако учителю нужно помнить, что какиебы он приемы и средства по улучшению памяти не использовал, хороши будут толькоте, которые опираются на его индивидуальные особенности.
2. Экспериментальныеисследования особенностей памяти и способности школьника
 
Познание мира было бы невозможно,если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительноевремя в памяти то, что они узнали о действительности в процессе восприятия имышления.
Не менее важную роль играет память ив процессе формирования личности. Это объясняется тем, что явление памяти вравной мере относится и к эмоциональной сфере восприятия, к закреплениюдвигательных процессов и интеллектуального опыта. Все – закрепление знаний инавыков и возможность пользоваться ими – относится к разделу памяти.
Память ещё более многооспектна, чемдругие виды познавательных процессов, поэтому из одного или двух частных показателейудовлетворительно оценить её практически невозможно.
 
2.1  Методы исследования индивидуальных особенностей памяти
Методика оценки оперативнойзрительной памяти. Этотвид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использоватьв процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поискаправильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит еёосновным  показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативнойпамяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во времярешения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной впамяти нужной для решения задачи информации).
Оперативную зрительную память и еёпоказатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по15 минут каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шестипо-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки онаубирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника,среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только чтовидел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать иправильно указать в матрице все 6 треугольников.
Показателем развитости зрительнойоперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минутуна число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.
Ошибками считается неправильноуказанные в матрице треугольниками  или те из них, которые ребёнок не смог покакой либо причине найти.
Практически для получения показателяпоступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количествоправильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Этоесть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти.Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднеевремя работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4карточками на 4.
Момент окончания времени работыиспытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощивопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел.» после утвердительного ответа можнопрекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы надпоиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяетполучить искомый показатель.
Оценка результатов.
10 баллов – получает испытуемый, имеющий объёмкратковременной памяти равный 8-и и более единицам.
Аналогическое количество баллов-10–получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.
8 баллов – оценивается объём кратковременнойпамяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6единицам.
Такое же количество баллов получаетребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти,равный 6-7 единицам.
4 балла – получает испытуемый имеющий объёмкратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.
2 балла – ставится в том случае если объёмкратковременной памяти составляет 1-3 единицы.
0 баллов – объём кратковременной памятиравняется 0-1 единиц.
Выводы по уровням развития.
10 баллов – хорошая развитая по объемукратковременная память.
8 баллов – среднеразвитая по объёмукратковременная память.
4 балла – не вполне достаточная по объёмууровень кратковременной памяти.
2 балла – низкий уровень кратковременнойпамяти.
0 баллов – очень низкий объём кратковременнойпамяти.
Ф.И.О
Возраст (лет)
Время
(мин)
Количество ошибок
Искомый показатель
1\1
2\2
3\3
4\4
5\5
6\6
7\7
8\8
9\9
10\10
16
17
17
18
15
14
15
17
16
15
 
5
7
5,5
6,5
6
5
6,5
5,5
8
9
7
8
5
7
12
7
5
4
9
8
9
7
8
6
5
9
8
9
9
9
Методика. Оценка оперативной слуховойпамяти. Этот видпамяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек.Поочерёдно зачитываются следующие слова.
I
Месяц
Дерево
Прыгать
Жёлтый
Кукла
сумка
II
Ковёр
Стакан
Плыть
Тяжёлый
 Книга
яблоко
III
Вилка
Диван
Шутить
Смелый
Пальто
телефон
IV
Школа
Человек
Спать
Красный
Тетрадь
Цветок
После прослушивания каждого из набораслов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинаютне торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд междуотдельными словами.
Стакан, школа, вилка, пуговица,ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать,смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом,прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь,летать, слон.
В этом наборе из 36 слов в случайномпорядке располагаются воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанныхнаборов, отмеченных выше римскими цифрами.
Для их лучшей идентификации ониподчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуютсвои способы подчёркивания. Так слова из первого малого набора подчёркнутысплошной ординарной чертой, слова из второго набора – сплошной двойной чертой,слова из третьего набора – пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова изчетвертого набора – двойной пунктирной чертой.
Испытуемый должен на слух обнаружитьв данном наборе те слова, которые ему только что были представлены ссоответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» аего отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, тоэкспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется какчастное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов вбольшом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибкамисчитаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которыеребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.
Замечание. Эта методика не имеетстандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на еёоснове, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативнойпамяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разныхиспытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как памятьодного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошлисо временем в памяти.
    № возраст время ошибки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16
17
17
18
15
14
15
17
16
15
4
5
3,9
3,5
3
3,8
3
5
6
5
2
1
3
2
1
 
Вывод: Обработка данных показывает, чтопамять школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самымииндивидуальными особенностями о которых было сказано выше. Данное исследованиезрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людямлучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладаетслуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чемнесколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группепоказатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем наоперативное зрительное запоминание.
В целом оперативная слуховая памятьданной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая памятьт.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всехчетырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слуховогозапоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которыхзрительное запоминание преобладает над слуховым однако это преимущество неявляется ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительногозапоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная памятьоценивается как хорошая и развитая по своему объёму.
Методика «исследованияопосредованного запоминания». Цель работы: Исследование уровня доступной смысловойорганизации памяти, сравнение продуктивности непосредственного иопосредованного запоминания пиктограмм.
Материалы и оборудования: 40отвлечённых понятий.
Метод: учебные модификации Ю.В.Вотлетовой и А.Р. Луриа методов исследования уровня доступной смысловойорганизации памяти, разработанных И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым  
Методика «диагностика опосредованнойпамяти». Материалнеобходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началомобследования испытуемому предлагается следующие слова.
«Сейчас я буду называть тебе разныеслова и предложение и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты долженбудешь на листе бумаге нарисовать или написать что нибудь такое что позволиттебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс.Постарайтесь рисунки или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеемвыполнить все задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много».
Испытуемому последовательно одно задругим зачитываются следующие слова и выражения.
Дом, палка, прыгать высоко, солнцесветит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке,кошка ест рыбу.
После прочтения испытуемому каждогослова или словосочетания экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это времяребёнок должен успеть изобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что вдальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённоевремя ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментаторзачитывает очередное слово или выражение.
Оценка результатов. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисункуили записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.
Правильно воспроизведёнными считатьсяне только те слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквальноно и те, которые переданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительноправильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которуюребёнок должен или может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такуюоценку испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения ивыражения минимально возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю,если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова илине сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Для испытуемого более старшеговозраста используются более сложные слова которые нельзя изобразить наглядно,поэтому испытуемому необходимо будет использовать какой-либо условный рисунок,взглянув на который он должен будет вспомнить отмеченное слово.
Например: Биолог. Закон. Черепаха.Пшеница. Девочке холодно. Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло.Красивый цветок
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высоко развитаяопосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитаяопосредованная память.
4-7 баллов – среднеразвитаяопосредованная память.
2-3 балла – низко развитаяопосредованная память.
0-1 балл – слабо развитаяопосредованная память.Испытуемые Возраст Общая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16
17
17
18
15
14
15
17
16
15
1
2
1
3
 
Вывод: данные показатели свидетельствуют отом, что процесс осмысленного, логического, запоминания по своей психологическойструктуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, обэтом и свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминатьматериал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающиепроцесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих людейи в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее приближена кпроцессу логического мышления с той только растущей, что приёмы этого мышлениянаправлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношенияэлементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения впамяти на определённый период времени.
Методика. Тест Аизенка. Данный тест приводится фрагментарно.В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которыхпредназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека итри для оценки степени развитости у него специальных способностей:математических лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской,художественно-изобразительных и других видов деятельности, где активноиспользуется образно-логическое мышление.
Каждый из субтестов теста Аизенкавключает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решении которых вкаждом субтесте отводиться по 30 мин. Т. О полное время работы над всем тестом,включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условиивыполнения всех 8 субтестов можно давать полную оценку, как уровня общегоинтеллектуального развития человека, так и степени развития у него названыхвыше специальных способностей.
 Для практического ознакомления стестом. Аизенка и его использованием в школьной психолого-педагогическойвыбирается два из восьми имеющихся в тесте субтестов с помощью которыхоценивались менгвистические и математические способности испытуемых.
На выполнении задания отводилось по30 мин. т.е. в целом 1 часа. За это время нужно постараться решить как можнозадач.
 Оценка уровня развития способностейпроизводится по общему числу правильно решенных за это время задач путемсравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее ввиде графика. Там же в конце описания обоих субтестов, даются правильныеответы.
Замечание: Если какая-либо задача нерешается быстро можно временно приступить к решению другого, в конечном счете,учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач.
Предлагаемые решения — это в первуюочередь касается математического теста — могут отличаться  от тех, которые даныв ключе, но, тем не менее, быть правильными, если испытуемому удаетсядостаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.
 Оценка результатов исследования Оценкарезультатов исследования производится при помощи графиков. Они представляютсобой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме встрогом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равный100% по вертикальной оси. Найдя пользуясь графиком, соответствующую точку нанижней оси (количество задач, правильно решённых испытуемым за 30 минут),восстановив из неё перпендикуляр до перечисления на вертикальную ось, можноопределить коифициент интеллектуального развития испытуемого по данному видумышления. Так, например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач,то показатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%.Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту топоказатель условия развития математического мышления окажется равным 115%.Норме для лингвистического субтеста соответствуют  4-е правильно решённых задача в норме для математического субтеста – 11 правильно решённых задач.
             3. Анализ экспериментальных исследований
Проведённое выше исследование,констатирует тот факт, что память школьников различается. Обработка данныхпоказывает, что у одних учеников преимущественно преобладает слуховая память удругих зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как изрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.
В целом анализ данных показал, чтопамять испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработкиданных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используютпосредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другиепередают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в техслучаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятияабстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процессосмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенноиным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опытат.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с тойразницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделатьэти элементы доступными для сохранения в памяти.
Далее задачей исследования, было,проследить, всегда ли хорошая память является показателем высокого интеллектаили плохая память показателем низкого интеллекта. С этой целью и был проведёнтест Аизенка, который предназначен для оценки общего уровня интеллектуальногоразвития человека. Обработка данных показывает достаточно средние показатели ив целом такую чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллектапроследить не удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти,показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых сменее высокими показателями памяти.
Поэтому вопрос о том является памятьпризнаком большого интеллекта нельзя говорить однозначно т.к. исследованиянебольшой группы надает основания утверждать, бесспорно, что это именно такт.к. в действительности есть огромное количество людей, которые отличаютсяхорошей памятью и даже феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектомт.к. уже было сказано выше феноменальная память не всегда служит истиннымкритерием ума. Хотя справедливо утверждать большинство людей  помимо своихвысоких интеллектуальных способностей обладали хорошей или даже отличнойпамятью, которая сама по себе и не являлась причиной их гениальности.
                                                   заключение
 
  Говоря об успеваемости в школе,память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что хорошаяпамять сама по себе является интеллектуальной способностью человека то память иинтеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека являетсяхорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна отпсихических процессов и в том числе от мышления. Один хорошо играет нафортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же взначительной степени память можно развивать путём систематических тренировок.Для этого и предлагают следующие рекомендации,  которые помогут улучшить тотвид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить памятьнеобходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходятважные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиватьсялогическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит кпреимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной иопосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление вжизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы напамять в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этимпоявляется интерес, как улучшить запоминание.
А.Н.Леонтьев1 показал,что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственногозапоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому июношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминаниязамедляется и за одно с этим увеличивается продуктивность опосредованногозапоминания.
С возрастом отношения между памятью имышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с  памятью мыслит,значит – вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлениюлогических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключаетсяв восстановлении материала по этим отношениям.
Поэтому будет правильно, еслисказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией.                                                           литератураАртемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991
2.   «Возрастные ииндивидуальные различия памяти» (сборник статей) под редакцией Смирнова М 1967г.
3.   Гарибян Школапамяти. – М.: Просвещение, 1971
4.   Голубева«Индивидуальные особенности памяти человека» М. «Педагогика» 1980
5.   Даниел Лапп«Улучшение памяти в любом возрасте» Мир 1993
6.   Каменская Б.И. иВенн А.М. «Память человека» М. «Наука» 1973
7.   Купреянов Л.И.«Резервы улучшения памяти»
8.   «Механизмыпамяти» Л. 1987
9.   «Механизмыуправления памятью» под редакцией Бехтеревой. «Наука» Ленинградское отделение1979
10.  Лурия А.Р. «Маленькая книжка обольшой памяти» М 1989
11.  Немов Р.С. «Психология» 1 и 2 том. М.Изд. центр «Владос» 1999
12.  Лядиус А.Р. «Память в процессеразвития» М 1990
13.  Теплов «Проблемы индивидуальныхразличий» С-П 1986
14.  Хванливин М.М. «Функциональная иструктурная организация памяти в норме и патологии» М 1999