Изучение первичных познавательных процессов: ощущение и восприятие

.
Российский Государственный Социальный
Университет
Факультет психологии.
Контрольная работа
По дисциплине «Психологический практикум»
«Изучение первичных познавательных процессов:
ощущение и восприятие»
2006 год

Введение.

Интеллектуальнаяистория психологии есть история идей, т.е. вполне объективных интеллектуальныхдостижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный с егопомощью экспериментальный факт, эффект, феномен. Объективность идей и смысловопасно недооценивать. Они подобны джину, выпущенному из бутылки. К сожалению,когда идея овладевает массами, она действительно становится материальной силой,т.е. превращается в свою противоположность. Жизнь подло подражаетхудожественному вымыслу, она столь же подло реализует научные и в их числебезумные идеи. Одна из самых трагических и глупых идей XX в. — идея нового человека — неизобретение «века-волкодава» (О. Мандельштам). Она имеет свои корни в такойотносительно безобидной и наивной идее эпохи Просвещения о человеке, как tabula rasa, не говоря уже о том, что она былаотчетливо артикулирована в Древнем Риме. Можно, конечно, отвергнуть ее спорога, но что делать с весьма и весьма эффективной практикой зомбированиялюдей, манипулирования ими и их сознанием с помощью, как древних, так иновейших психотехник, усиленных современными техническими средствами?
Мышлениечеловека приобретает планетарные масштабы, становится геологической силой. Кэтому нужно добавить: одну маленькую деталь: человеческая глупость, как тень,следует за мышлением и тоже достигает космических высот, за что приходитсяплатить непомерно дорогую цену, когда идея находит своих фанатиков. С.Л. Франкпонимал под фанатизмом «страстную преданность излюбленной идее.., доводящуючеловека, с одной стороны, до самопожертвования и величайших подвигов, и сдругой стороны — до уродливого искажения всей жизненной перспективы инетерпимого истребления всего несогласного с данной идеей». В примерахчеловечество недостатка никогда не испытывало. К несчастью, с демонстрацииидейного фанатизма начался XXI век.
Значит,идеи, как люди, живут и имеют свою судьбу. Вот что писал о жизни идеи М.М.Бахтин, анализировавший творчество Ф.М. Достоевского: «Достоевский сумелоткрыть, увидеть и показать истинную сферу жизни идеи. Идея живет не визолированном индивидуальном сознании человека, — оставаясь только в нем, онавырождается и умирает. Идея начинает жить, т.е. формироваться, развиваться,находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, тольковступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями.Человеческая мысль становится подлинной мыслью, то есть идеей, только вусловиях живого контакта с чужой мыслью, воплощенной в чужом голосе, то есть вчужом, выраженном в слове сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний ирождается и живет идея.
Идея— как ее видел художник Достоевский — это не субъективноеиндивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием»в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера еебытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями.Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двухили нескольких сознаний.
Объективныне только идеи. Объективна культура и ее ценности. Европейское понятиекультуры, включает в себя «объективное, самоценное развитие внешних ивнутренних условий жизни, повышение производительности материальной и духовной,совершенствование политических, социальных и бытовых форм сознания, прогресс нравственности,религии, науки, искусства, словом, многостороннюю работу поднятия коллективногобытия на объективно высшую ступень» т.е. для европейца культура — этосовокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективныхценностей» Приведенная характеристика культуры в ее расширенном и краткомвариантах содержит в своей внутренней форме итоги размышлений представителейфилософской антропологии и философской психологии.
Итак, не толькопредмет бытия для философии есть предмет мысли, но и мысль, на которуюнаправляется философия, есть предмет мысли, но мысль о предмете, и мысли «ни очем» следовательно, нет.

1)    Ощущение и восприятие.

Чтобыполнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимовыяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческойдеятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу,структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, чтообъединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие впроцессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивныефункции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительнойдеятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляютсяв процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая,эвристическая, регулирующая.
Целеобразующаяфункция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачамдеятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, являетсяпредметом исследовательской деятельности человека.
Моделирующая функция — упорядочение иобъединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений,которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельностичеловека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагаетпреобразование исходной ситуации, наличной информации. Роль объекта, пригодногодля преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этойситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственныхмыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований являетсяобраз предмета, который можно включить в новые отношения, которым можноманипулировать».
Преобразующая функция — способностьзрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. Наэту способность восприятия указывает В.П. Зинченко. Он считает, что видимоеполе в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможныфрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом илипо частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходнаяситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотезрешениятворческой задачи.
Эвристическая функция — возникновениенового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образаесть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одногои того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познанияв разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон,рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предметепризнаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функциявосприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческойдеятельности.
Регулирующая функция — соотнесениерезультатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основываетсяна таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в такназываемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнегомира, к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватноеотражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточныхрезультатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасываяодни гипотезы и принимая другие.
Продуктивные функции восприятияизбирательно реализуются на всех этапах творческого процесса.
Такимобразом, связь между перцепцией и творчеством выражается что, с одной стороны,восприятие включает в себя творческие процессы, с другой — перцептивныепроцессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же времяпри достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеетэкспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческогомышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепциии творчества в различных возрастных группах.
Широкоизвестна формула А. Пьерона: Т = а/in + k, где Т —  время реакции(или ощущения), i— интенсивность раздражителя (или разница между дифференцируемыми стимулами),a, n, k — константы.
Анализбольшого числа собственных экспериментов и данных других авторов позволил намсформулировать закон различимости как функциональную зависимость эффективностиреакций от степени различия одномерных стимулов в обобщенном выражении у=а/х+bх+с. Как видим, в уравнение входят двафактора: гиперболический, а/х (собственно степень различия стимулов по одномупризнаку) и линейный bх, который можно интерпретировать как ориентировочно-исследовательскоеповедение (рефлекс); его тормозящее влияние возрастает с увеличением различиямежду эталоном и альтернативным стимулом. Благодаря линейной составляющейнисходящая кривая времени реакций, имеющая гиперболическую форму, можетизменить даже знак своего наклона при достаточно больших значениях аргумента(различии стимулов).

2)    Воображение и творчество.

Возникновениеидеала связано с неудовлетворенностью человека собой и миром. Существованиеидеала есть свидетельство иного состояния и принципиальной возможности егодостижения или осуществления. В сущности, идеал — это идея преобразования илитворчества, т.е. такого состояния, в котором человек постоянно совершенствуетсяи тем самым устраняет свою неудовлетворенность.
Вшироком смысле творчество — порождение чего-то качественно нового. Но по-новомувзглянуть на мир или на себя самого  тоже творчество. Прозрение — это иное зрение или иное измерениепривычного и примелькавшегося нам. Мы и раньше были зрячими, но не видели того,что вдруг открылось нам, мы пока не можем доказать большую истинность новоговидения, но мы можем чувствовать, что это именно так.
Откудапроисходит прозрение? Этот вопрос связан с интуицией, как способностьюнепосредственно постигать истину. Интуиции в истории культуры и философии былопосвящено много исследований, о ней написана масса литературы. Это удивительноесвойство человеческой духовности можно сравнить с тем состоянием, когда мывнезапно чувствуем на себе взгляд другого человека. Но представим, что этот другойчеловек находится в нас самих. Мы можем посмотреть на себя, скажем, каким-товнутренним зрением и вдруг осознать, что наше привычное восприятие было узким иограниченным. Мы как бы выходим за пределы своей ограниченности и вопределенном смысле — за пределы культуры. Она приучила нас к определеннымспособам и приемам восприятия и понимания, но мы отбросили их и увидели все какбы в первозданном свете. Интуиция — это внекультурное видение.
Моменттакого прозрения или внекультурного видения хорошо покачал Пушкин. Татьяна,разглядывая вещи Онегина, пытается увидеть его душу. И она тихонько говоритсебе: «Уж не пародия ли он?» Она была очарована культурой, образованностьюОнегина, но интуитивно чувствовала какую-то фальшь и бездушие. Потом онаутвердилась в своей догадке, но ей нужно было отбросить очарование, колдовствовнешности. В сознании Татьяны произошла переоценка. Она стала меньше ценитьвнешность и большее значение придавать тому, что за ней скрывается. С этимсвязано понятие фантазии. Данное понятие употребляют и в негативном смысле каксиноним пустых и никчемных мечтаний. Но позитивный смысл фантазии в том, чтоона есть воображение, т.е. является продуктивным духовным процессом. Вообразить— значит создать новый образ реальности и как бы войти в него. Фантазия как,воображение — это обесценивание в наших глазах образов или знаний  казавшихся ранее ценными, и наделение этойценностью нового образа или видения, полученного в результате прозрения илиинтуиции.        
Воображениеиграет огромную роль в познании и культуре, Например, Эйнштейн считал, что оно«важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение охватывает все на свете,стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Знания могут тожебыть своеобразным идолом познания и культуры, ослеплять человека,препятствовать воображению и творчеству. Они могут создавать иллюзию цели изавершенности познания и всей культуры. Между тем конечной целью и познания, икультуры является такое состояние человека, в котором он знает себя в качестве человека,но не сводит себя к знаниям.
Впоследние десятилетия стала особенно заметной завышенная оценка знаний, когдаих представляют как главный показатель культуры. Это одна из причин сниженияпродуктивности мышления и творчества в целом. Высшее знание — знаниеограниченности имеющихся знаний. Именно с этим связано прозрение и воображение,т.е. обретение способности видеть и понимать больше, чем знать. В историикультуры преувеличенное почтение к знаниям часто было объектом насмешки.Придворным шутам позволялось напоминать королям и вельможам об ограниченностиих знаний и опасности самомнения. На Руси терпимо относились к юродивым,поскольку считалось, что они более склонны к прозрениям, чем нормальные люди.Это хорошо выражено в украинском языке, где юродство часто называлось«божевилям», т.е. отражением Божьей воли.

                                                           

3) Мышление и интеллект.

Анализлитературных источников позволил конкретизировать понятие практическогомышления, выделить его существенные черты, характеристики.
Итак,говоря о практическом мышлении, не будем забывать, что это мышление всобственном смысле слова, т.е. психический процесс. Как всякий психическийпроцесс, мышление есть активное отражение субъектом  объективной действительности, т.е. формавнутренней деятельности субъекта в отличие от деятельности внешней, предметной,направленной на преобразование материального мира.
Хотя мышление, как и все психическиепроцессы, является активностью, продуцирующей образы, представления, мысли ипрочие элементы сознания, т.е. внутренние, «идеальные” продукты,результаты деятельности мозга, сама мыслительная деятельность может включать всебя отдельные внешние действия и операции, поскольку она возникла в результатеинтериоризации, т.е. перехода «внешних по своей форме процессов с внешними, вещественнымипредметами в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания». Иначеговоря, внутренняя психическая деятельность происходит из практическойдеятельности, обе очи имеют общее строение и связаны друг с другомвзаимопереходами. Следовательно, внутренняя психическая деятельность (в томчисле мыслительная) может иметь и внешние компоненты. Это относится как кпрактическому, так и к теоретическому мышлению. Поэтому не следует критерием для их дифференциации считатьналичие или отсутствие внешних компонентов.
Мышлениеявляется средством осуществления разнообразных видов и форм человеческойдеятельности. Обычно различают практические и теоретические формы деятельности.Обе они исторически возникли как способы реализации человеческой жизни. Какписал С.Л. Рубинштейн, человек — это «субъект действия и познания». Мышлениекак средство осуществления теоретической деятельности можно назватьтеоретическим; мышление как средство осуществления практической деятельности —практическим. Таким образом, одно из основных различий между теоретическим ипрактическим мышлением обнаруживается в характере решаемых задач.
Теоретическоемышление направлено на решение задач специфического содержания — чистоумственных, познавательных. Познавательная деятельность — это открытие бытия,«открытие свойств и взаимосвязей бытия». Цель познания — поиск истины, поэтомупознание бесконечно, оно имеет ступени, циклы, уровни разной глубины. Познаниене ограничено жизнью одного человека- «Неисчерпаемость бытия составляет основубесконечности познания истины». Познание носит общественный характер, т.е.представляет собой процесс познания мира обществом, человечеством, но этотобщественный процесс осуществляется людьми, индивидами, которые осваиваютрезультаты предшествующего процесса познания и двигают его вперед.
Вэтом смысле задачи теоретического мышления не связаны с временным фактором;время их решения не ограничено. Результатом деятельности теоретической мыслиявляется раскрытие законов и принципов бытия. Поэтому основное направлениетеоретической мысли — индуктивное: «Процесс познания конкретнойдействительности идет от явлений к сущности».
Практическоемышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Этоконкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональнойдеятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая,деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневнойжизни. Особенность этих практических задач — их частный, а не всеобщий характер,ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительнаяограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и некраткие) отрезки времени — пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшиеэти задачи.
Можноли считать, что их решение имеет значение только для одного конкретногочеловека? Нет, продукты практического мышления могут не носить частногохарактера, опыт решения практических проблем обобщается, суммируется,передается другим, но не как чистое знание закономерностей бытия, а как знаниеспособов адаптации человека в конкретных условиях жизни и деятельности. Это,впрочем, не исключает существования и сугубо частных, конкретных результатовдействия практического мышления, имеющих значение для одного человека.
Итогомработы теоретической мысли являются знание, идея, концепция, некий конструкт вплане сознания. Поэтому С. Л. Рубинштейн использовал для характеристикитеоретического мышления термин «созерцательность». Созерцательностью он назвалне пассивность, бездействие человека, а иной способ отношения его к миру — непрагматический, а познавательный. Решение теоретической задачи ведет кизменению опыта, а значит, внутреннего мира человека.
Итог работы практического мышления конкретен, онведет к поступкам, к необходимости действовать. Конкретные результатыпрактического мышления принимают форму внешних проявлений, практическихдействий, особенностей поведения. Практическое мышление часто создает «фазуподготовки» практической трудовой деятельности, содержанием которой являетсяпланирование, организация и управление собственной деятельностью. Работапрактического мышления ведет к изменению внешнего мира, окружения.
Связь с практикой, практическое значение двух форммыслительной деятельности также различны. Практическое значение теоретическогомышления состоит в открытии действительности такой, как она есть на самом деле,создающем возможность ее понимания, более адекватного природе объектадеятельности. Так как теоретическое мышление протекает вне прямых контактов спредметным миром, то по отношению к нему проверка практикой истинноститеоретических результатов мышления далеко не всегда может быть осуществленасразу вслед за тем, как эти результаты были получены. Она может быть отделенаот них многими десятилетиями и не всегда является прямой, непосредственной. Помнению А.Н. Леонтьева, это делает необходимым, чтобы опыт общественной практикиприсутствовал в самой мыслительной деятельности. Присутствие этого опыта всамом мышлении А.Н. Леонтьев видит в подчиненности мышления логике: системелогических правил, законов, предписаний, порожденных практикой, идущих отпрактики человека, от объективных отношений действительности.
Значение практического мышления определяется тем,что оно является средством и условием выполнения практической деятельности. Ононепосредственно вплетено в практическую деятельность и объективируется в формепромышленной деятельности. Оно служит средством адаптации к конкретным условиямжизни. Поскольку результаты практического мышления часто выступают в формепреобразования внешней предметной и социальной действительности, то это иявляется проверкой правильности практического мышления. Это же является ипричиной достаточно быстрой, а не отдаленной во времени проверки истинностипрактического мышления на практике.
Что касается генезиса теоретического и практическогомышления, то он един. Оба вида мышления произошли из практической деятельностилюдей, и поэтому генетически более ранним является практическое мышление, А.Н.Леонтьев писал; «Первоначально познание свойств предметного мира, переходящееграницы непосредственно-чувственного познания, является непреднамереннымрезультатом действий, направленных на практические цели, т.е. действий,включенных в промышленную деятельность людей». Теоретическое мышление появилосьс возникновением особой деятельности, подчиненной сознательной познавательнойцели. Таким образом, разделение труда, видов деятельности человека напознавательную и практическую, духовную и материальную привело к возникновениюсобственно теоретического мышления, производящего идеальный духовный продукт«Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперьвключаются все более и более длинные цепи внутренних процессов мысленногосопоставления, анализа и т.д., которые, наконец приобретают относительнуюсамостоятельность и способность отделяться от практической деятельности».
Есть ли различия в самом процессе, в способахосуществления теоретической и практической мыслительной деятельности? Преждевсего, следует отметить, что формой осуществления как теоретической, так ипрактической мыслительной деятельности могут быть и внешние, и внутренниепроцессы.
Общим в них является и то, что отправным пунктомлюбого мышления является «чувственный компонент», т.е. образы восприятия, представления(выражение С.Л. Рубинштейна). Однако если говорить о теоретическом мышленииотдельного человека (а не о мышлении как таковом), то оно не всегда нуждается вотправной предметно-чувственной основе. Источником его может быть накопленноезнание, какая-то абстрактная идея или понятие. С.Л. Рубинштейн указывал, что втеоретическом мышлении «возможно и внутреннее самодвижение мысли», внешне ничемне обусловленное и не опосредствованное. Иначе говоря, путь теоретическогомышления может пролегать от идеи к идее.
Одинаковы и существенные компоненты теоретического ипрактического мышления. Любая мыслительная деятельность регулируется инаправляется целями, которых стремится достичь решающий задачу человек. Любаямыслительная деятельность состоит из действий и операций, имеет определеннуюстратегию. Решая любую задачу, человек как бы развертывает то, что дано в ееусловиях и требованиях.
Однако на фоне этого сходства можно отметить вкачестве специфической такую особенность практического мышления, как детальныйанализ условий, примеривание к ним, разработка конкретных способов решения сучетом всех обстоятельств и конкретной ситуации. Это проявляется в такойхарактеристике практического интеллекта, как особая восприимчивость кинформации и ограниченность результата реальными внешними условиями. Поэтомунекоторые психологи, изучавшие практический интеллект, считали, что основныедействия практического мышления заключаются в планировании, т.е. в составленииконкретных планов на основе общих принципов с учетом конкретных условий.
Практический интеллект психологи связывают сжитейскими ситуациями. Чаще всего в этих ситуациях возникают проблемы общения,управления, социального приспособления. Иначе говоря, индивидам приходитсярешать задачи социально-практического характера, вследствие чего интеллект,используемый в них, часто называют социальным.
Помимо социального интеллекта, проблемыпрактического интеллекта затрагиваются, когда речь идет об успешностивыполнения некоторых видов профессиональной деятельности, требующихустановления социальных контактов. В последние десятилетия к таким видампрофессиональной деятельности, в рамках которых чаще всего изучают практическийинтеллект, относится профессии из сферы бизнеса, менеджмента. Интеллект,требуемый в этих профессиях, называют «исполнительным».

4)   
Человек развивается не только заложенной в нембиологической программе но и в зависимости от окружающей его среды. Многие излюдей даже не знают какие эмоции являются их собственными, а какие ―эмоциональным настроением, которые они «Подхватили» от людей вокруг себя.
Многие «подхватывают» депрессию, беспокойство, страхили раздражение других. Все это приводит к перенапряжению тела и мозга. Этиотрицательные мысли хаус мышления, мешают принимать правильные решения.
Нужно культивировать в себе положительные, духовныеэмоции. Это может быть достигнуто только терпением и настроем.  Использованная литература.
  1.Психология  том 1
Р. С. Немов
Москва  1995 г.
2.Психология.Учебник для технических вузов.
Под редакцией В. Н. Дружинина,   СПб  2000 г.