Изучение преступности

1. Понятие
преступности

Преступность –
собирательное понятие. Она представляет собой социальное явление, включающее
совокупность различных актов индивидуального преступного поведения. Однако для
преступности свойственно преодоление этих индивидуальных черт и наличие общих
для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее
понятие.

В
социально-правовом значении преступность – массовое негативное исторически
обусловленное и изменчивое явление, основу которого составляет совокупность
деяний, содержащих признаки преступления и совершивших их лиц.

Последствия
от преступной деятельности распространяются на различные сферы общественных
отношений: экономику, промышленность, экологию, общественную, государственную
безопасность. Преступность – явление классового общества относительно массовое,
исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер,
слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем
государстве в определенный период времени.

Когда речь
идет о преступности просто как о множестве, массе преступлений, внимание
акцентируется на статистическом анализе данных о ней. Исследуются, как
отмечается в учебной литературе по криминологии, состояние, структура, динамика
преступности. И если обратиться к первым определениям преступности после
возрождения криминологии в стране, то можно увидеть, что фактически они
отражали понятие преступности именно как массового явления. «Преступность
включает в себя всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в
определенный период времени в данном обществе, но не является простой суммой
этих преступлений», – указывалось в первом советском учебнике криминологии.

А далее
выделялись состояние, структура, динамика преступности. Одновременно
подчеркивалось, что преступность – социальное явление. Характерно, что в этом
учебнике изложению вопроса о преступности уделялось крайне мало места. Ей был
посвящен только небольшой параграф с названием «Преступность и ее причины».

Указанный
подход длительное время прослеживался в отечественных учебниках, да и за
рубежом его используют немало авторов. Многие зарубежные авторы в учебниках по
криминологии вообще не останавливались на понятии преступности, а изложение
темы начинали с вопросов об ее измерении и оценке. Даже одно время
высказывалась точка зрения, что анализ преступности лежит за пределами
криминологии. Имелся в виду статистический анализ.

Однако
изучение преступлений в массе, как и любых других явлений, показывает, что
именно в массе они обнаруживают немало новых свойств. Отмечается определенное
строгое соотношение между разными преступлениями, видами преступности.

Связь
преступности и преступлений стали трактовать как связь общего и отдельного.
Общее, как известно, не повторяет характеристики отдельного.

При
диалектическом рассмотрении проблемы соотношения преступления и преступности
как общего и отдельного (единичного) можно изменить угол зрения и поставить
следующий вопрос: если мы соглашаемся с тем, что преступления – это
конкретизированные проявления преступности, то правомочно ли утверждение, что
преступность представляет собой только множество преступлений? И только ли
преступления служат проявлениями преступности? Другими словами, надо продолжать
искать ответ на вопрос, что же все-таки представляет собой преступность, что
стоит за отдельными преступлениями и преступной деятельностью конкретных
субъектов.

В 60–70-е гг.
отечественные криминологи стали подчеркивать, что преступность – это
совокупность преступлений, а не простое их множество. Однако это оказалось
недостаточным, так как связь многих преступлений осуществлялась через субъекта
преступления (один человек совершал несколько преступлений, а одно преступление
совершалось несколькими субъектами). Тогда возникло утверждение, что
преступность – это сложная совокупность преступлений и их субъектов.

В конце 70–80-х
гг. в криминологии все более стал утверждаться взгляд, согласно которому
преступность носит системно-структурный характер, в определениях преступности
отмечалось, что преступность – сложная совокупность, целостная совокупность
преступлений, а не простая их арифметическая сумма. В этой совокупности
преступления определенным образом взаимосвязаны. Позднее стало использоваться и
другое, более точное понятие – «система преступлений».

Утверждения о
наличии системных зависимостей внутри преступности, между преступностью и
обществом основаны на результатах проводившихся криминологических исследований.

Сейчас уже
этот взгляд можно считать признанным, хотя понятие «система» подчас
употребляется наряду с понятиями «совокупность», «сумма».

Существует
также точка зрения, согласно которой преступность обладает только определенными
признаками системы: ей присущи устойчивость и повторяемость, но одновременно
также – элементы стихийности, отсутствие в большинстве случаев связи между
отдельными преступлениями; изменение преступности происходит не вследствие
саморазвития, что свойственно системам, а в результате воздействия внешних для
нее обстоятельств.

Преступность – социальное и
уголовно-правовое явление, которое выражается во множестве совершенных и
совершаемых преступлений. Однако, поскольку преступность не является простой
совокупностью противоправных деяний, следует говорить не о простой, а о
статистической совокупности, которая обладает своими особыми качествами. В этой
связи преступности присущи такие свойства, как массовость, иррегулярность,
устойчивость. Массовость характеризует преступность как такой объект
статистического исследования, свойства которого проявляются лишь при наблюдении
большого числа противоправных поступков. Иррегулярность означает, что различные
преступления, будучи элементами единой системы (статистической совокупности), совершаются
независимо друг от друга. Устойчивость преступности как статистический
показатель означает, что все ее закономерности повторяются с той или иной
степенью регулярности. Общественная опасность, которая
означает, что в результате совершения деяния причиняется или создается реальная
угроза причинения вреда объектам, охраняемым законом.

Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях
установлена административная ответственность. Административное правонарушение посягает на
общественные отношения в сферах прав граждан, здоровья,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной
нравственности, охраны собственности, порядка управления, общественного порядка
и общественной безопасности, а также в других сферах. Следовательно,
административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных
отношений.

Понятие
преступности включает в себя несколько значений. В уголовно-правовом
значении преступность представляет собой совокупность всех преступлений (т.е.
общественно опасных и запрещенных законом действий), совершенных на
определенной территории за определенный период времени и совокупность лиц, их
совершивших, в отношении которых вынесен судебный приговор. При
уголовно-правовом подходе внимание сосредоточивается на юридическом анализе
состава преступления в единстве четырех его элементов: объекта, объективной
стороны, субъекта и субъективной стороны. Преступление анализируется как
относительно изолированный акт виновного нарушения человеком уголовного
запрета.

Под преступностью
в криминологии понимается социальное исторически изменчивое, массовое,
уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности
общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на
определенной территории за определенный период времени. Причем преступность
включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное
специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями
преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом.

При
криминологическом подходе преступление рассматривается, во-первых, в контексте
одновременно условий внешней для человека среды и характеристик самого
человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определенный процесс,
развертывающийся в пространстве и времени.

Эти два
аспекта анализа имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Уголовно-правовой анализ преступления позволяет выявить систему признаков,
необходимых и достаточных для признания того, что лицо совершило деяние,
предусмотренное (запрещенное) конкретной нормой уголовного закона, и подлежит
уголовной ответственности в соответствии с ней.

Уголовно-правовые
категории и понятия являются основополагающими не только для науки уголовного
права, но и для иных правовых и социально-правовых наук, в том числе и
криминологии. При этом криминология должна создавать предпосылки и условия для обнаружения
и установления в определенных социальных обстоятельствах тех явлений и
процессов, которые порождают общественно опасный тип поведения. На базе этого и
при наличии достаточных уголовно-правовых оснований проводится криминализация
тех или иных общественно опасных деяний.

Криминологическая
сущность преступности не может быть понята и без уяснения соотношения понятий
«преступление» и «преступность». При этом следует заметить, что если понятие
преступности является криминологическим, то понятие преступления – уголовно-правовым.
Преступления, образно выражаясь, это кирпичики, из которых складывается все
здание, именуемое преступностью.

2. Криминологические
характеристики преступности

В
криминологии принято выделять количественные и качественные показатели
преступности. Каждый из них играет свою особую роль в оценке преступности, но,
взятый в отдельности, не может дать объективного представления о ней. Только во
взаимосвязи друг с другом показатели преступности могут выполнять свое криминологическое
назначение с точки зрения углубления познания ее существенных сторон.

Основными
показателями преступности являются:

1) состояние
преступности – количество преступлений и лиц, их совершивших, на
определенной территории за определенное время. При этом следует иметь в виду, что число
преступлений не всегда совпадает с числом лиц, их совершивших, так как одно
преступление может быть совершено группой лиц, а одно лицо зачастую совершает
несколько преступлений. Показатели состояния преступности выражаются в абсолютных
цифрах.

2) коэффициент,
или уровень, преступности – общее число учтенных преступлений за
определенное время и на определенной территории. Коэффициент преступности – это
ее характеристика, измеряемая числом совершенных преступлений и их участников в
расчете на определенную численность населения, например на 10 или на 100 тысяч
жителей. Таким образом, измеряется общий уровень преступности и уровень
криминальной активности населения. В целях определения интенсивности
преступности производится расчет соответствующих коэффициентов для каждого из
указанных ее уровней по следующим формулам:

коэффициент
преступности (К):

K = n х 105,

         N

где n – число
совершенных (зарегистрированных) преступлений на определенной территории за
определенный период;

N – численность
населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности,
проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;

105
– единая расчетная база;

коэффициент (индекс)
преступной активности (I):

I = m х 105

         N

где m – число
лиц, совершивших преступления за определенный период на определенной
территории;

N – численность
активного населения (14–60 лет), проживающего на территории, для которой
рассчитывается коэффициент;

105
– единая расчетная база.

коэффициент
(индекс) судимости (Iр):

Iр=р х105

         N

р – число
лиц, осужденных по приговорам, вступившим в законную силу, к условным
наказаниям за определенный период и на определенной территории;

N – численность
населения в возрасте 14 лет, проживающего на данной территории;

105
– единая расчетная база.

3) динамика
преступности – изменения преступности (состояния, уровня, структуры и т.д.)
во времени. Определение динамики преступности преследует следующие цели:

а) установить
присущие преступности закономерности;

б) наиболее
точно спрогнозировать состояние преступности на будущее.

На динамику
преступности как социально-правового явления влияют две группы факторов:
социальные, определяющие сущность преступности, ее общественную опасность
(причины и условия преступлений, количество народонаселения, его миграция и
т.п.); юридические – изменения уголовного законодательства, раскрываемость
преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности и т.п.

4) структура
преступности – раскрывается через ее внутреннее содержание – соотношение в
общем массиве преступлений и преступников, различных их видов и категорий,
выделенных по тем или иным правовым, криминологическим основаниям. С этой точки
зрения преступления делятся на: умышленные и неосторожные; тяжкие, менее тяжкие
и т.д.; с мотивацией и без; городскую и сельскую преступность; в
промышленности, торговле и т.д.; по объекту; по субъекту; по возрасту; по числу
участников и т.д.

Структуризация
может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность).

5) характер
преступности определяется тем, каково количество наиболее опасных
преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика
личностей тех, кто совершает преступления. Он также указывает на общественную
опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является
тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным – индекс судимости.

6) география
преступности – различие характеристик преступности, обусловленное
социальными и экономическими условиями различных регионов. Территориальные различия
в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере преступности тесно
связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных регионов страны,
с национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы,
организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной
деятельности, с другими факторами.

Эти различия
учитываются при определении задач общества по противодействию преступности,
наиболее важных направлений предупредительной работы.

7)
Своеобразная «цена» преступности отражается в таком ее дополнительном
качественно-количественном показателе, как социальные последствия. К ним
относятся реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям,
выражающийся в совокупности негативных последствий в результате совершения
преступлений, а также в экономических и иных издержках общества, связанных с
борьбой с преступностью.

Латентность –
понятие, определяющее свойство преступности в значительной своей части быть
скрытой, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации. Латентная
преступность – это преступность, сведения о которой не отражены в официальной
отчетности.

По механизму
образования латентная преступность распадается на 3 составные части:

1)
незаявленные преступления – были совершены, но потерпевшие, свидетели и другие
граждане, в отношении которых они совершены, очевидцами которых они были или о
которых они осведомлены, не сообщили об этом в правоохранительные органы;

2) неучтенные
преступления – о которых правоохранительные органы были осведомлены (имели
поводы и основания для регистрации преступления и возбуждения уголовного дела),
но они их не зарегистрировали и не расследовали;

3) неустановленные
преступления – были заявлены, зарегистрированы, расследованы, но в силу
халатности или недостаточного желания оперативных и следственных работников, их
слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации и
иных причин в фактически содеянном не было установлено события или состава
преступления.

В общем,
латентность бывает и результатом умысла, и неосторожности, и непрофессионализма
тех, кто обязан бороться с преступностью.

Многое
зависит и от субъектов, окончательно представляющих статистику вышестоящим
органам, в печать для публикации. Иногда эти субъекты, задают цель оценкам:
показать снижение или рост преступности, рост ее раскрываемости и т.п.

По степени
латентности преступлений можно выделить:

а) минимально
латентные преступления (убийство, разбой, грабеж, тяжкие телесные повреждения и
др.);

б) преступления
со средней латентностью (кражи, изнасилования и др.);

в) преступления
с максимальной латентностью (взяточничество, браконьерство, незаконное ношение огнестрельного
и холодного оружия, незаконное производство аборта, заражение венерической
болезнью, обман покупателей и др.).

Считается,
что чем серьезнее категория преступлений, тем ниже для нее коэффициент
латентности. Подобная зависимость существует, но она не является абсолютной.
Примером могут служить самые тяжкие преступления – умышленные убийства,
сокрытые под несчастными случаями, естественной смертью, безвестными пропажами
людей и другими способами.

Масштаб
латентной преступности до сих пор остается неизвестным для криминологии.
Ведутся многочисленные споры между учеными-криминологами по поводу определения
количественных показателей латентной преступности. При этом применяются
различные социологические, статистические, аналитические методики:

1)
сравнительный анализ взаимосвязанных показателей уголовной статистики;

2) изучение
сведений, содержащихся в различных документах. Это данные уголовного учета,
учета различных правонарушений (административных, дисциплинарных), жалобы
граждан, данные о поступлении в медицинские учреждения лиц с травмами различной
степени тяжести, имеющие, возможно, криминальный характер (огнестрельные раны и
т.д.) и др.;

3) опросы
граждан, осужденных и заключенных. Достоверность этих сведений еще необходимо
проверить (особенно это касается осужденных, заключенных, потерпевших);

4) экспертные
оценки специалистов.

3. Источники
информации о преступности

Общими
задачами анализа преступности в криминологии является выявление ее
закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерминации,
причинности, определить закономерности ее подверженности различным воздействиям
и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных
условиях места (государства, региона государства) и времени.

При
криминологическом изучении преступности выявляются:

– степень
ее общей распространенности и общественной опасности в конкретных условиях
места и времени в целях оценки ее состояния и тенденций, определения направлений
борьбы с преступностью;

– социальные
характеристики преступности, указывающие на особенности ее порождения и
функционирования (мотивация, социальная направленность, социально-групповая,
социально-отраслевая, социально-территориальная распространенность), в целях
разработки конкретных предупредительных мер;

– собственные,
внутренние характеристики преступности (устойчивость, активность,
организованность) в целях совершенствования правоохранительной деятельности и
мер предупреждения рецидива преступлений, усиления организованных начал в
преступности.

Преступность
изучается в динамике. Различаются:

а) текущий
анализ – сопоставление данных о преступности за год с данными за предыдущие
годы;

б)
систематический анализ, при котором преступность анализируется последовательно
по годам, при этом выделяются временные периоды (пятилетние, десятилетние) или
периоды, соответствующие определенным этапам развития общества, – перестройки,
реформ и т.п.;

в) анализ
сезонных колебаний преступности, если в нем есть необходимость. Он бывает
актуален, например, для курортных мест, туристических центров, поселений с
притоком сезонных работников.

При изучении
преступности в динамике вычисляются темпы прироста. Это общий термин,
применяемый в случаях и роста, и снижения преступности. Если, например, число
преступлений снизилось на 10%, перед указанием процентов ставится знак «–».

Темп прироста
выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличилось или
уменьшилось число зарегистрированных преступлений или иное число по сравнению с
базовым.

Практикуются
следующие приемы:

а)
использование базисных показателей динамики, когда данные за ряд лет все время
сопоставляются с постоянным базисом – данными в начальном периоде анализа, в
первом году анализируемого периода. Тогда указывается: «Прирост к… г., %»);

б)
использование цепных показателей динамики, когда производится сравнение данных
каждого года с предыдущим. В этом случае указывается: «Прирост к предыдущему
году, %».

Таким
образом, при анализе динамики преступности и разных ее проявлений важно
одновременно исследовать изменения законодательства о борьбе с преступностью, а
также их влияние на регистрацию преступных проявлений и на более широкие
аспекты реагирования на данные изменения.

Одна из
важных задач изучения – это выявление не статистической преступности
(статистической ее картины), а преступности фактической.

Анализ
преступности должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и
количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи.

Основанием
оценки положения дел с преступностью при сравнении разных регионов или преступности
разных периодов служит комплекс характеристик преступности, а не только данные
о ее распространенности.

Преступность
анализируется одновременно с ее последствиями. Конечной целью анализа преступности является
совершенствование борьбы с ней на основе выделения основных ее направлений,
четкого формулирования целей тех или иных акций, составления программ их
обеспечения, совершенствования предупредительной и правоохранительной
деятельности. Соответственно и изучение преступности в этом случае носит многоаспектный
характер.

Нельзя
отождествлять оценку преступности и оценку деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью. Состояние и изменение преступности
определяются в значительной мере общими социальными условиями, не зависящими от
правоохранительных органов. Поэтому увеличение преступности нельзя
автоматически оценивать как ослабление деятельности правоохранительных органов
по борьбе с ней.

Соответственно
и снижение преступности – это далеко не всегда успех только правоохранительных
органов. Требуется всесторонний углубленный анализ причин изменений
криминальной ситуации. При изучении преступности важно находить не только
наиболее распространенные характеристики, не только сходное в преступности
разных регионов, представителей разных социальных групп, разных видов
преступности, но учитывать и различия, особенности, для того чтобы
дифференцированно, с учетом этих особенностей обеспечивать практическую
деятельность.

Источниками
информации
о преступности являются:

а)
статистические отчеты:

– МВД,
прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе о зарегистрированных
преступлениях (форма №1 МВД РФ);

– отчет
о лицах, совершивших преступления (форма №2 МВД РФ), а также форма №1г МВД РФ,
содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках
в разрезе всех статей УК;

– формы №1а,
№1 р, №3, №5 МВД РФ, а также ряд иных;

– судов
и органов юстиции, в том числе отчет о работе судов (форма №1 МЮ РФ);

– отчет
о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания
(форма №10 МЮ);

– отчет
о составе осужденных, месте совершения преступления (форма №11 МЮ);

– отчет
об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма №12
МЮ), при необходимости – другие формы судебной статистики;

б)
статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о
преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится
гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты
составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических
формах содержится примерно 30% информации карточек.

Все данные
карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров
министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при
изучении преступности можно по специальным программам анализировать
непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные
показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому
конкретному объекту исследования.

Учет
преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов
совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений
и сумм материально­го ущерба, причиненного преступлениями организованных
преступных формирований. Однако современная статистика эти данные отражает
крайне неполно.

Первый
показатель – число совершенных преступлений – в принципе не может быть
полностью отражен в статистике хотя бы уже потому, что многие преступления
совершаются в условиях неочевидности и немало преступников разрабатывают
специальные меры по сокрытию следов преступлений, не все потерпевшие сообщают о
посягательствах на них, существуют просчеты в оперативно-розыскной и
контрразведывательной, контролирующей деятельности.

Таким
образом, число зарегистрированных преступлений (форма №1 МВД РФ) – это число
далеко не всех совершенных преступлений. Снижение числа преступлений (в форме №1)
может отражать и фактическое снижение преступности, и изменение нормы закона,
практики борьбы с ней, практики ее регистрации.

Второй
показатель – число лиц, совершивших преступления. В статистике отражается
только число выявленных лиц, т.е. установленных преступников, вина которых
доказана. Общее число выявленных лиц, совершивших преступления (форма №2),
подразделяется на две категории:

1) лица,
которые освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитирующим
основаниям в связи с направлением материалов в комиссию по делам
несовершеннолетних и т.п.;

2) лица, дела
о которых направлены в суд. Вторая категория включает как осужденных, так и
оправданных, а также лиц, дела о которых прекращены судом либо направлены на
дополнительное расследование.

Поэтому
одновременно с данными формы №2 МВД РФ следует анализировать и судебную
статистику, в том числе о количестве осужденных. Данные о лицах, ранее
совершавших преступления (повторно совершивших преступления), учитываются в
форме №1-р МВД РФ.

Третий
показатель – число потерпевших. Ими могут быть и юридические, и физические
лица. Однако современная уголовная статистика ведет весьма ограниченный учет
потерпевших. С 1986 г. (форма №1г МВД РФ) учитывалось число лиц, погибших в результате
совершенных преступлений. Начиная с 1993 г. стали учитываться некоторые
данные об иных потерпевших (форма №1-п).

Четвертый
показатель – материальный ущерб. Уголовная статистика ранее фиксировала только
материальный ущерб от хищений государственного и общественного имущества,
причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые были
прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по
нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального
ущерба, окончательно определенного судом.

Сведения о
налоговых и таможенных преступлениях, как и преступлениях на транспорте,
отражаются в единых статистических отчетах (формы МВД РФ №1, 2, 1г и др.).

В целях
обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений,
единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического
наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых
принципов государственной регистрации и учета преступлений в 2005 году был
принят совместный приказ, утвердивший новый порядок функционирования системы.

Теперь
написать заявление о происшествии (преступлении или правонарушении) гражданин
России может в любое правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ,
Федеральную службу по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС,
даже пожарным. Руководители указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение
о едином порядке организации приема и проверки сообщения о преступлениях
распространяется теперь и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным.

Во исполнение
совместного приказа «О едином учете преступлений» и в целях укрепления
учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел
Российской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях был принят
отдельный приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема, регистрации и
разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о
происшествиях.

4. Региональные
особенности преступности

К наиболее
сложным для решения стоящих в обществе проблем нужно отнести кризисный или южно-периферийный
тип регионов. К нему относятся по большей части республики в составе Российской
Федерации, расположенные на Северном Кавказе (Адыгея, Дагестан, Ингушетия,
Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево – Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня) и на юге Сибири
(Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия). К этому же типу относятся и области – Амурская,
Курганская, Читинская.

В пределах
многих регионов этого типа политическая, социальная, экономическая обстановка
на протяжении длительного периода остается крайне напряженной. Военные
действия, вооруженные столкновения способствовали распространению наиболее
опасных преступлений, связанных с бандитизмом, грабежами, похищениями людей,
массовыми преступлениями против собственности.

Имевшие место
вооруженные конфликты, столкновения на межнациональной почве вызвали массовую
миграцию населения с территории Северокавказских республик, прежде всего из
Чечни.

Глубокий
кризис, в котором находятся регионы данного типа, стал причиной многих
социальных конфликтов и процессов, способствовавших обострению криминальной
ситуации.

Обстановка
социального и экономического неблагополучия лишь в основных чертах показывает
сложный комплекс причин и условий, способствующих резкому росту преступности в
регионах кризисного типа. Здесь один их самых высоких в стране уровней общей
преступности (1750,3 на 100 тыс. человек всего населения). По этому показателю
лидируют восточные регионы – Бурятия (2794,5 – второе место в России),
Курганская область (2387,0 – седьмое место), Тыва (2245,0 – десятое место). По
уровню тяжких преступлений (их доля в структуре преступности в среднем по
данному типу субъектов Российской Федерации составляет 58%), для этих регионов
она практически достигает 2/3 от общего количества зарегистрированных
преступлений. Особо выделяются Амурская область (69,6%), Читинская область (66,3%),
Хакасия (63,4%), Алтай (62,7%), Адыгея (62,4%), Кабардино-Балкария (62,1%).

Группа
регионов кризисного типа характеризуется высоким уровнем преступлений против
личности (в среднем 104 на 100 тыс. человек всего населения). По этому
показателю регионы кризисного типа уступают лишь субъектам, отнесенным к
экстремально-критическому типу. Место общероссийского лидера занимает Тыва – 334
преступления на 100 тыс. населения. За ней следуют Алтай (183), Бурятия (147),
Читинская область (125), Хакасия (122).

По удельному
весу преступлений, совершенных несовершеннолетними, рассматриваемые субъекты
Российской Федерации находятся в лучшем положении (предпоследнее место среди
выделенных типов). Ингушетия и Дагестан, судя по статистике, замыкают список
российских регионов. Это, очевидно, можно объяснить определенными традициями
горских народов, строго регламентирующих положение подростков в больших семьях,
где представлено несколько поколений. Такие родственные отношения обеспечивают
контроль поведения молодежи, удерживают их от противоправных деяний.

Понятие
«горячая точка».

Определений
существует множество, кроме того, в разных сферах словосочетание «горячая
точка» имеет абсолютно разные значения.

«Под «враждебной
обстановкой / условиями» мы подразумеваем страну, регион или отдельную
территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические
акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или
общественных беспорядков. Это определение распространяется и на территории с экстремальным
характером климата или местности».

Далее следует
отметить понятие, применимое к Российскому государству, которое выделяют
историки и другие исследователи. Это «горячие точки на постсоветском
пространстве», что определяется как «вооруженные конфликты, вспыхнувшие на
территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х –
начале 1990-х.» Общей причиной всех конфликтов была национальная и региональная
политика советского руководства, допускавшая, особенно, в 1960–80-е годы
этнический и территориальный протекционизм, фактически означавший разный статус
тех или иных наций и территорий при декларируемом равноправии. Это приводило к
формированию потенциально конфликтных групп интересов, зачастую охватывавших
этнические группы целиком. Характер тех или иных конфликтов, состав их
участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика
по отношению друг к другу определялась местными условиями».

Городская и
сельская преступность в настоящее время не обнаруживает по уровню статистически
значимых различий. В городах совершается 50 – 52% зарегистрированных
преступлений, на селе 48–50%.

Примерно в
таких же пропорциях проживает население края в городах и селе. При этом
повышенной криминогенностью отличаются поселки городского типа.

Типично
городскими преступлениями традиционно выступают квартирные кражи, уличная
преступность (грабежи, разбои, уличное хулиганство), экономическая
преступность, коррупция и т.п.

На специфику
городской преступности накладывает отпечаток социально-экономический и
демографический статус административно-территориальных единиц. Так,
преступность в крупном городе отличается от преступности в провинциальных
городах, она иная, чем в курортных городах. Для сельской местности характерными
преступлениями являются кражи скота, сельскохозяйственной техники, преступления
против жизни и здоровья, хулиганство.

Обострение
всех отрицательных проявлений концентрации населения в крупных городах,
приводит к совершению 85% преступлений постоянно проживающими жителями;
основная доля преступлений совершается в центрах экономической деятельности,
большого скопления людей, в местах с разветвленной транспортной сетью, как
правило, в дневное время.

В таких
условиях скученность проживания, невозможность уединиться порождает между
членами семьи не близость, а напротив, конфликты и преступления против жизни и
здоровья совместно проживающих людей. Так, по мнению А.И. Долговой,
перемещение в города тяжести совершения убийств, причинение тяжкого вреда
здоровью на бытовой уровень, в сферу межличностных отношений – результат
чрезмерной урбанизации населения региона и обострившихся социальных проблем.

Современная
уличная преступность – это, прежде всего проблема крупных городов. На улицах
большого города вероятность конфликта с преступным исходом возрастает с
увеличением плотности населения. Большие материальные ценности здесь более
досягаемы, чем в сельских районах, контроль за людьми в силу анонимности
городской жизни существенно затруднен. Субъективная ущемленность, чувство собственной
неполноценности на улицах крупного города оказываются более острыми, чем в
сельской местности, из-за того, что в городе материальная обеспеченность более
заметна.

Доля сельской
преступности выше в регионах с большей плотностью населения и высокой степенью
освоенности территорий – в Краснодарском и Ставропольском краях, Курской,
Нижегородской, Рязанской областях, а также в местностях, в структуре расселения
которых преобладают небольшие поселения (Алтайский край).

Топография
преступности сосредоточивается на анализе мест преступления, которые
применительно к сфере улицы могут быть и на площадях, и в скверах, и в парках,
и во дворах домов, и на пляжах, и непосредственно на улицах населенных пунктов.
Кроме пространственного аспекта эта наука охватывает еще и
социально-структурные перспективы указанных мест совершения уличных
преступлений.

В Белгородской
области в 2009 году отмечается рост преступности на 4,4 процента. Но при этом в
области значительно уменьшилось количество умышленных убийств (С 101 до 85),
разбойных нападений (с 121 до 106), грабежей (с 789 до 767) и квартирных краж
(с 817 до 663). Число нераскрытых преступлений, хоть и снизилось, по-прежнему
остается высоким – почти 4, 5 тысяч.

Совместные
усилия милиции, органов образования и здравоохранения, центров занятости и
общественных объединений позволили за 36 процентов сократить количество
преступлений, совершенных подростками. Дала результат и работа по снижению
подросткового пьянства, которая привела к снижению на 39 процентов преступлений,
совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Особое
внимание уделялось борьбе с экономическими преступлениями. В ноябре прошлого
года была произведена серьезная реорганизация управления по борьбе с
экономическими преступлениями – из двух оперативно-розыскных частей создана
одна, в которую вошли самые высокопрофессиональные и подготовленные сотрудники.
Всего в прошлом году сотрудники правоохранительных органов раскрыли почти 4,5
тысяч экономических преступлений.

Как сообщают
в пресс-службе УВД, усилена борьба с незаконным предпринимательством, с
преступностью в финансово-кредитной системе, в топливно-энергетическом и
агропромышленном комплексах, во внешнеэкономической деятельности, на
потребительском рынке. Количество преступлений коррупционной направленности,
выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями,
увеличилось на 58,1 процентов (со 191 до 302).

Благодаря
тому, что в прошлом году увеличилась численность подразделений
патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, в области уменьшилось количество
преступлений, совершенных в общественных местах (с 2434 до 2384) и на улицах (с
1581 до 1495).

5. Изучение
преступности органами внутренних дел

Информационно-аналитическое
обеспечение деятельности по борьбе с преступностью в органах внутренних дел – исходный,
необходимый ее элемент. Общими задачами анализа преступности органами
внутренних дел является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к
анализу закономерностей ее детерминации, причинности, определить закономерности
ее подверженности различным воздействиям и соответственно правильно построить
борьбу с преступностью в конкретных условиях места и времени.

В самом общем
виде практическое значение анализа преступности ОВД состоит в том, что в
результате его выявляются:

во-первых,
степень ее распространенности и общественной опасности в конкретных условиях
места и времени в целях оценки состояния, тенденции и определения на этой
основе направлений и конкретных мер борьбы с преступностью;

во-вторых,
социально-правовые характеристики преступности, раскрывающие механизм ее
порождения и функционирования (социально-территориальная, отраслевая,
социально-групповая распространенность, мотивация, последствия и т.д.), что
необходимо прежде всего для разработки масштабных общепредупредительных мер;

в-третьих, «внутренние»
характеристики преступности (степень организованности, криминального
профессионализма, виктимологические аспекты и т.д.) в целях совершенствования
правоохранительной деятельности, организации профилактики, пресечения и раскрытия
конкретных преступлений.

Организация и
методика анализа преступности не могут быть одинаковыми, раз и навсегда
заданными. Варианты организации, конкретные методики изучения преступности
различаются в зависимости от целей (научное или практическое познание),
масштабов (анализ преступности в масштабах страны или конкретного города) и
многих других факторов. Тем не менее, могут быть сформулированы некоторые общие
требования и положения, относящиеся к анализу преступности.

Для
правоохранительных органов и в частности для ОВД одной из важных задач изучения
должно быть выявление не статистической преступности (статистической ее
картины), а фактической.

Анализ
преступности в ОВД должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и
количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи. Содержание
качества включает, во-первых, определенность явления, выражающуюся в его
границах, пространственно-временных свойствах. С этой точки зрения необходимо
изучение распространенности преступности, ее изменений во времени. Во-вторых,
содержание качества включает и определенную системность преступности,
характеризующуюся разными ее элементами, структурой, их устойчивостью и
изменчивостью и т.п. Поэтому важно исследование структуры преступности,
взаимосвязи различных преступлений и их субъектов. Все это требует применения
комплекса методов, в том числе изучения уголовных дел и иных материалов,
проведения опросов и т.д., использования математических методов, а также
моделирования.

Уголовная
статистика правоохранительных органов остается важным источником информации, и
при ее содержательном анализе можно получить даже определенные данные о
латентности преступности.

Изучение,
анализ преступности представляет собой единство познания и оценки. В процессе
изучения органы внутренних дел получают фактические данные о преступности, как
бы ее фотографию. Правда, речь идет о специфической фотографии, отраженной в
системе показателей (общее количество преступлений, число выявленных
преступников и т.п.).

Для анализа
преступности используются следующие характеристики, которые должны получать
отражение в периодических отчетах о состоянии преступности на конкретной
территории:

1.
Характеристика всей совокупности преступлений, зарегистрированных на данной
территории за определенный период времени:

1.1. Общее
количество зарегистрированных преступлений.

1.2. Уровень
преступности в расчете на 100 тыс. или 10 тыс. населения.

1.3.
Структура преступности.

1.4. Место,
время и другие обстоятельства совершения преступлений.

1.5.
Последствия преступности.

2.
Характеристика личности преступника по половозрастным, профессионально-ролевым
и другим признакам.

3.
Преступность несовершеннолетних.

4.
Правонарушения некриминального характера, связанные с преступностью.

5. «География»
преступности и иных правонарушений.

Наряду с
другими традиционными показателями (групповая, рецидивная преступность,
преступность среди молодежи и подростков, тяжкие и особо тяжкие преступления
против личности, имущественные преступления, преступность в сфере экономики, преступления,
совершенные на улицах, и т.д.) в настоящее время при анализе структуры
преступности, как правило, выделяются и оцениваются по ряду «внутренних» показателей
такие ее элементы, как организованная преступность; преступность, связанная с
оружием, а также состояние борьбы с наркоманией; результаты борьбы с коррупцией
в системе государственной службы, состояние безопасности дорожного движения.

Анализ
преступности, по данным ее регистрации, осуществляется с применением
разнообразных приемов уголовной статистики. Важно подчеркнуть, что анализ
преступности в практических целях не должен ограничиваться примитивными
сопоставлениями во времени и пространстве абсолютных или относительных
показателей по схеме «больше-меньше». Он обязательно должен включать использование
богатого набора научно-статистического инструментария: статистических сводок,
типологических и вариационных группировок, относительных величин интенсивности,
относительных величин сравнения, различных средних величин, самых разнообразных
коэффициентов, способов преобразования динамических рядов, методов
корреляционного анализа и т.д.

Список литературы

1. 
Приказ
Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780,
Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете
преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации
приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином
порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке
заполнения и представления учетных документов») // Российская газета. №13.
25.01.2006.

2. 
Приказ
МВД РФ от 01.12.2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема,
регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и
иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. №52.

3. 
Бурлаков
В. Криминология ХХ век. – М., 2000.

4. 
Васильчикова Н.В.,
Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат; 2009.

5. 
Давыдов Я.В. Криминология:
Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006.

6. 
Иншаков С.М. Криминология:
Учебник. – М.: Юриспруденция, 2000.

7. 
Криминология
/ Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2007.

8. 
Криминология:
Учебник / Под ред. А.И. Долговой. – М., 2005.

9. 
Криминология:
Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

10. 
Смирнова
Е. Журналист в горячей точке: составляющие профессионализма // Библиотека
центра экстремальной журналистики, 2009 – www.library.cjes.ru.