Изучениепрокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь
Оглавление
Введение
Глава 1. Органы контроля и надзораРеспублики Беларусь
1.1 Органы контроля и надзора и ихместо в системе государственных
органов Республики Беларусь
1.2 Понятие и сущность органовконтроля и надзора
Глава 2. Прокуратура РеспубликиБеларусь: система органов и компетенция
Глава 3 Комитет государственногоконтроля Республики Беларусь: система органов и компетенция
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Совершенствованиеправового регулирования и повышение эффективности правоприменительнойдеятельности создают новые предпосылки и гарантии устойчивого,динамичного развития государства, его правовой системы. Достижение этих задачсвязано с наличием специального правового механизма наблюдения за происходящимив обществе правовыми процессами.
Актуальность данногоисследования заключается в том, что на сегодняшний день, государствозаинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях,их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовыхмер. И важное место в этом принадлежит органам надзора и контроля. Их развитиеявляется сегодня одним из приоритетных направлений в области формирования контрольно-надзорнойполитики Республики Беларусь.
Контрольные и надзорныеорганы Республики Беларусь, в числе которых прокуратура и комитетгосударственного контроля, составляют сегодня многочисленную и сложную систему,на которую возложены задачи в области обеспечения законности и правопорядка в РБ.
Органы контроля и надзорарассматривались такими видными учеными-юристами, как В.Г. Бессарабов, А.П.Гуляевой, И.Б. Шахов, В.М. Горшенев, В.И. Рохлин, В.Е. Чиркин, О.А. Голубцовой.Среди юристов Беларуси наиболее известны работы Г.А. Василевича, В.Г. Тихини,М.И. Пастухова, К.Н. Кунцевича, В.А. Круглова, В.А. Кодавбовича, М.В. Сильченкии других.
Объектом данной курсовойработы являются органы надзора и контроля Республики Беларусь, а именнопрокуратура и комитет государственного контроля, предметом – изучениепрокуратуры и комитета государственного контроля РБ, т.е. органов надзора иконтроля Республики Беларусь.
Целью нашего исследованияявляется изучение органов контроля и надзора Республики Беларусь, системы ихорганов и их компетенцию.
Длядостижения данной цели, необходимо решение следующих задач:
1)изучить литературу по проблеме исследования;
2) датьпонятие и определить сущность органов контроля и надзора;
3) определитьместо органов контроля и надзора в системе государственных органов РБ;
4) сцелью более полного раскрытия вопроса, изучить прокуратуру и комитетгосударственного контроля Республики Беларусь.
Решение поставленныхзадач осуществлялось теоретическими и эмпирическими методами исследования. Так жебыл использован описательный метод.
Полученныерезультаты и их новизна: проведен анализ литературы по проблеме исследования,определены системы органов и компетенция комитета государственного контроля ипрокуратуры РБ, полученные данные сведены в единую систему, в результате чего,раскрыта тема курсовой работы.
Глава 1. Органы контроляи надзора в Республике Беларусь
1.1 Органы контроля инадзора и их место в системе государственных органов Республики Беларусь
Исторический опытсвидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там,где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную(парламент), исполнительную (глава государства и правительство), судебную(система судов, выполняющая контролирующие функции) и контрольно-надзорныеорганы власти (органы прокуратуры, комитет государственного контроля).
Государство располагаетсистемой специальных органов, которые наделены широкимигосударственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органыобразуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнятьконкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частьюгосударственной власти.
Основные принципыорганизации и деятельности государственных органов:
1) разделение властей;
2) демократическийцентрализм;
3) законность;
4) принятиеуправленческих решений и обеспечение их исполнения;
5) отчетность передгражданами, гласность управленческой деятельности;
6) невмешательствогосударственных органов в деятельность общественных организаций.
Принцип разделения единойгосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную«ветви» означает четкое разграничение их функций и полномочий,независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать,контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властныхотношений, функционирование «системы сдержек и противовесов»,предупреждающей злоупотребления властью.
В Республики Беларусь в системуорганов государственной власти входят:
1) Президент РеспубликиБеларусь (президентская власть);
2) органы законодательной(представительной) власти;
3) органы исполнительнойвласти (исполнительно-распорядительные);
4) органы судебнойвласти;
5) контрольно-надзорныеорганы. (Приложение 1 рисунок 1)
Эти институтыолицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен ихстатус, определены функции и полномочия в управлении обществом.
Президент РеспубликиБеларусь, является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав исвобод граждан. Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения исмещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
Законодательная власть – этосистема полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы,имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной(представительной) власти в Республике Беларусь является:
1) Парламент – Национальное собраниеРеспублики Беларусь;
2) Советы депутатов(областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двухпалат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей– 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайномголосовании.
Совет Республики являетсяпалатой территориального представительства. От каждой области и города Минскаизбираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. Восемьчленов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палатыпредставителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональнойоснове, может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочийПарламента – 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочнопрекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверииПравительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на двеочередные сессии в год.
Палата представителейизбирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республикитакже избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Этируководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителейфункционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии,депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом,подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируютпрезидиум, а также постоянные и временные комиссии.
Полномочия Парламента,процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основныеформы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
Исполнительная власть – этосистема полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иныенормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутреннейи внешней политики государства.
Высший органисполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне функцииисполнительной власти выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть вгосударстве осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.Это центральный орган государственного управления. Правительство в своейдеятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Онослагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительствапредставлен, премьер-министроми его заместителями, министрами, председателями государственных комитетов,руководителями иных республиканских органов управления.
КомпетенцияПравительства:
1) разработка основных направленийвнутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
2) проведение единойгосударственной политики;
3) разработкареспубликанского бюджета и отчет о его исполнении;
4) принятие мер пообеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальнойбезопасности и обороноспособности, охране собственности и общественногопорядка, борьбе с преступностью;
5) организация управлениягосударственной собственностью.
Судебная власть – системаполномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основеКонституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовыхактов.
Структура судебныхорганов:
1) Конституционный Суд РеспубликиБеларусь;
2) общие суды (ВерховныйСуд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);
3) хозяйственные суды(Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городскиехозяйственные суды).
К задачам судебныхорганов относятся:
1) защита конституционного строяРеспублики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
2) правовое, гражданскоевоспитание граждан.
Основными принципамиправосудия являются:
1) независимость судей и их подчинениетолько закону;
2) коллегиальностьрассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
3) гласность судебногоразбирательства;
4) обеспечениеобвиняемому права на защиту;
5) обязательностьсудебных актов для всех организаций и граждан;
6) неприкосновенностьсудей.
Контроль законституционностью нормативных актов в государстве осуществляетсяКонституционным Судом Республики Беларусь.
К Контрольно-надзорным государственныморганам относятся, органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.
Надзор за точным иединообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актовосуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные,городские, районные, специализированные (транспортная, военная).
Государственный контрольисполнения республиканского бюджета, использования государственнойсобственности, исполнения актов Президента, Правительства и другихгосударственных органов осуществляет Комитет государственного контроля.
Местное управление исамоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами «черезместные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органытерриториального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания идругие формы прямого участия в государственных и общественных делах» (ст.117 Конституции Республики Беларусь).
Местное (территориальное)управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные ираспорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральнымиили иными вышестоящими государственными органами.
Система местногоуправления: областные,районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительногокомитета: председательисполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских,поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.
Председателиоблисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаютсяобластными Советами депутатов. В случае если соответствующая кандидатура надолжность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том жепорядке вносится другая кандидатура. Решение Президента, в случае повторногоотказа местного Совета, является окончательным.
Заместители председателя,управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомовназначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома.
Председатель райисполкоманазначается председателем облисполкома и утверждается районным Советомдепутатов.
Структура районного исполнительногокомитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии – административная,наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Органы территориальногообщественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правамидля решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органамиявляются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориальногосамоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формыпрямого участия граждан в государственных иобщественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органовместного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституциистраны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местныхСоветов депутатов:
1) утверждение программэкономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об ихисполнении;
2) установление всоответствии с законом местных налогов и сборов;
3) определение порядкауправления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местныхреферендумов.
Местные Советы депутатов,как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющиеобязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решенияне противоречат действующему законодательству. В случае систематического игрубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства онможет быть распущен Советом Республики.
Таким образом, мы знаем,что наша страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового,социально эффективного, динамично развивающегося государства. И не последнееместо в нем отведено органам контроля и надзора, а именно органам прокуратуры иКомитету государственного контроля.
1.2 Понятие и сущностьорганов контроля и надзора
Органы контроля и надзораРеспублики Беларусь, осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль надправильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти,различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами игражданами.
Для того чтобы правильнопредставить контрольно-надзорные органы и определить их сущность, необходимо датьопределения понятий «контроль» и «надзор». «Надзор»определяется, как наблюдение, или наблюдение с целью проверки, а понятие «контроль»,как проверка или наблюдение с целью проверки.
Государственный контроль– способ обеспечения законности, на основе которого уполномоченныегосударственные органы (должностные лица), используя определённые приёмы испособы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностнымилицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. Необходимоотметить, что контрольные органы и подконтрольные органы соподчинены. Приосуществлении подобных полномочий, соблюдаются определённые принципы:законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранениегосударственной и иной охраняемой законом тайны. Контроль классифицируется как:
1) внешний(осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний(осуществляется органами, входящими в ведомственную систему);
2) общий (охватываетсявся деятельность проверяемого органа) и специальный (осуществляется поопределенным вопросам).
Надзор – способобеспечения законности, в котором заключено постоянное систематическоенаблюдение специальных государственных органов за деятельностью государственныхорганов и должностных лиц с целью выявления нарушений законности.
Надзор основан на тех жепринципах, что и контроль и поэтому имеет схожие функции. Отличается он лишьтем, что выявляет у поднадзорных только нарушение законности и не имеет вкомпетенции выявление целесообразности. Также органы надзора и поднадзорныеорганы не находятся в отношении подчиненности. Надзор классифицируется какпрокурорский и административный.
Как правильно отметил М.Ф.Чудаков, понятие контроля шире понятия надзора. Контроль, как правило,осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим и основываетсяна власти и подчинении. Обычно вышестоящий орган руководит подчиненными емуучреждениями, предприятиями, организациями, поручая им различные задания,проверяя точность их выполнения. Контроль, таким образом, становится элементомруководства, управления определенными процессами.
Контроль характеризуетсяеще одной особенностью. Реализующий его орган вправе не только выявлятьразличные недостатки, нарушения законности, но и непосредственно устранять их.Контроль касается и качества работы, выполняемой подчиненными органами,учреждениями, предприятиями, организациями.
Главная особенностьнадзора — строго определенная специализация. В качестве его предмета предстаетне вся деятельность поднадзорных субъектов, а только какое-либо её направление,аспект. Иными словами, надзор — это своеобразный специализированный контроль,но в отличие от последнего он, как правило, не строится на отношениях власти иподчинения. Орган, выполняющий надзорные функции, установив различныенедостатки, нарушения законности, часто сам не уполномочен их устранить, иобращается к компетентным органам власти, управления, должностным лицам стребованиями о принятии необходимых мер.
Таким образом, контрольно-надзорныеорганы государственной власти выявляют различные нарушения законности иправопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставятперед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушенийзаконности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности. А сущностьорганов контроля и надзора, заключается в осуществлении контрольно — надзорнойдеятельности, т.е в проверке и наблюдении с целью проверки.
Глава2. Прокуратура Республики Беларусь: система органов и компетенция
Особое место в системеорганов государственной власти занимает Прокуратура Республики Беларусь. Этоторган не относится ни к одной из ветвей власти. Прокуратура – этосамостоятельный государственный орган, осуществляющий от имени государствавысший надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов инормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министроворганами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями,организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицамии гражданами.
Система органовПрокуратуры Республики Беларусь отличается строгой централизацией. Возглавляетее Генеральный прокурор Республики Беларусь, который назначается на должностьПрезидентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. ОсвобождениеГенерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срокаполномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связис невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, атакже по собственному желанию.
Система органовпрокуратуры в Республике Беларусь:
1) республиканскаяпрокуратура, которая является центральным аппаратом системы органовпрокуратуры;
2) прокуратуры областей,города Минска;
3) прокуратуры районов,городов;
4) межрайонныепрокуратуры;
5) специализированныепрокуратуры, которые включают в себя транспортную и военную прокуратуры.
Прокуроры областей,города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность иосвобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, емуподчинены и подотчетны.
Прокуратуры районов,городов, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним прокуроры назначаются надолжность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РеспубликиБеларусь. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и подчинены иподотчетны вышестоящим прокуратурам и Генеральному прокурору РеспубликиБеларусь.
Порядок назначения надолжность и освобождения от должности других прокурорских работниковопределяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры РеспубликиБеларусь, которое утверждено Парламентом Республики Беларусь.
Срок полномочийГенерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров – 5лет.
Задачами прокуратурыявляются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прави законных интересов граждан и организаций, а также общественных игосударственных интересов.
Прокурор приосуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в егодеятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательнымиактами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основеподчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числеГенеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могутбыть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующихполитические цели.
Прокуратура координируетправоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбус преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностьюиных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Деятельность прокуратурыосновывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом,независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящимпрокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Согласно ст. 3 Закона,компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратурыопределяются Конституцией Республики Беларусь (статьи 125-128), ЗакономРеспублики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями и инымизаконодательными актами Республики Беларусь [4, c. 437].
Органы прокуратуры, всилу своей компетенции, могут обращаться в суды различных видов и уровней (втом числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РБ), а такжеиспользовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушениязаконодательства (протест, представление, постановление, предписание,официальное предупреждение).
Протест на противоречащийзакону акт приносится прокурором в орган, издавший акт, или в вышестоящийорган, правомочный принять по нему решение. Принесение протестаприостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.Протест полежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок, а местным Советом– на очередной сессии. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщаетсяпрокурору.
Представление прокурораоб устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, имспособствовавших, вносится в орган или должностному лицу, правомочным ихустранить. В отличие от протеста представление подлежит безотлагательномурассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщенопрокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурорузаранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.
Прокурор в зависимости отхарактера нарушения закона должностным лицом или гражданином выноситмотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административномправонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. О результатахрассмотрения письменно сообщается прокурору.
Предписание выносится вслучаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинитьсущественный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения,организации или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чембезотлагательно сообщается прокурору. В предписаниях должны содержатьсяуказание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерахпо восстановлению законности. При несогласии с требованием, содержащимся впредписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязанрассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливаетисполнение предписания.
Официальное предупреждение.В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихсяпротивоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу илигражданину предупреждение о недопустимости нарушения закона. В случаяхнеисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо,которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленномзаконом порядке. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которомуоно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.
Прокурорские работникиобязаны действовать в пределах своих служебных полномочий. За неисполнение илиненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью,превышение служебных полномочий, иные нарушения законности прокурорскиеработники несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственностьв порядке, установленном законом.
Таким образом,Прокуратура Республики Беларусь:
1) составляет единуюцентрализованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим иГенеральному прокурору Республики Беларусь;
2) осуществляетполномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственнойвласти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политическихи иных общественных и религиозных объединений в соответствии с КонституциейРеспублики Беларусь и Законами Республики Беларусь;
3) принимает меры попресечению нарушений закона от кого бы они не исходили, восстановлениюнарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц,допустивших эти нарушения;
4) взаимодействует сдругими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;
5) действует гласно иоткрыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охранеправ и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой закономтайне.
Глава 3 Комитетгосударственного контроля Республики Беларусь: система органов и компетенция
Комитет государственногоконтроля Республики Беларусь, в соответствии со ст. 129 Конституции РеспубликиБеларусь, является органом, осуществляющим государственный контроль заисполнением республиканского бюджета, использованием государственнойсобственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь,Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и другихгосударственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Согласно ст. 130.Конституции, Комитет государственного контроля образуется Президентом.Председатель Комитета государственного контроля назначается также Президентом.
Систему органов Комитетагосударственного контроля образуют Комитет государственного контроля и еготерриториальные органы — комитеты государственного контроля областей и городаМинска.
Комитет государственногоконтроля и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеютпечати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своимнаименованием. Они вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи сконтрольными органами других государств и международными организациями,заключать с ними соглашения.
По решению ПрезидентаРеспублики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контролямогут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
Структура и штатнаячисленность Комитета государственного контроля утверждаются ПрезидентомРеспублики Беларусь. КГК возглавляет Председатель, который назначается надолжность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.
Председатель Комитетагосударственного контроля несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на КГК и его территориальные органы задач.
Первый заместитель изаместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются надолжность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь попредставлению Председателя Комитета государственного контроля.
Председателитерриториальных органов Комитета государственного контроля, за исключениемрайонных, городских, назначаются на должность и освобождаются от должностиПредседателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь посогласованию с Президентом Республики Беларусь.
Порядок назначения надолжность и освобождения от должности председателей районных, городскихтерриториальных органов Комитета государственного контроля определяетсяПрезидентом Республики Беларусь.
В Комитетегосударственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитетагосударственного контроля (председатель), его первого заместителя изаместителей (по должности) и других сотрудников Комитета государственногоконтроля и его территориальных органов. Численность и персональный составколлегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлениюПредседателя Комитета государственного контроля.
В территориальных органахКомитета государственного контроля, за исключением районных, городских,образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель),заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органовКомитета государственного контроля. Численность и персональные составы коллегийутверждаются Председателем Комитета государственного контроля по представлениюруководителей соответствующих территориальных органов Комитета государственногоконтроля.
На заседаниях коллегийКомитета государственного контроля и его территориальных органоврассматриваются наиболее важные вопросы по осуществлению государственногоконтроля, требующие обсуждения и выработки согласованных решений.
На заседаниях коллегииКомитета государственного контроля могут заслушиваться сообщения и объясненияруководителей государственных органов, иных должностных лиц по вопросам,отнесенным к компетенции Комитета государственного контроля.
На заседаниях коллегиитерриториального органа Комитета государственного контроля могут заслушиватьсясообщения и объяснения руководителей государственных органов, иных должностныхлиц соответствующих административно-территориальных единиц по вопросам,отнесенным к компетенции данного территориального органа Комитета государственногоконтроля.
Решения коллегийпринимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании.В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовалпредседательствующий.
В случаях, когданарушение законодательства, неисполнение решений государственных органов,принятых в пределах их компетенции, нарушение государственной дисциплиныповлекли причинение существенного ущерба правам и законным интересам гражданлибо государственным или общественным интересам, коллегии Комитетагосударственного контроля и его территориальных органов вправе ставить передсоответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении отзанимаемых должностей виновных должностных лиц государственных органов и иныхюридических лиц.
Решения коллегийпринимаются в форме постановлений [12, c. 176].
Основные задачи,направления деятельности и полномочия комитета определены в Конституции РБ (статьи.129-131) и в законе от 9 февраля 2000 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», принятым Палатой представителейНационального собрания Республики Беларусь 24 января 2000 г. и одобренным Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 31 января 2000 г. Помимо указанных актов компетенция органов комитета регламентирована и вдругих нормативных актах: Положении о Комитете государственного контроляРеспублики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1997 г. № 388, Кодексе об административных правонарушениях, в актах Президента(декретах, указах) и др.
В соответствии со ст. 2.Закона о Комитете государственного контроля, Комитет государственного контроляи его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляютгосударственный контроль над:
1) исполнениемреспубликанского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых иналоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевыхбюджетных и внебюджетных фондов;
2) расходованием средствреспубликанского и местных бюджетов на содержание государственных органов,сохранностью и использованием государственного имущества;
3) исполнением актовзаконодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации ииного отчуждения объектов государственной собственности;
4) соблюдениемгосударственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентамисвободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционнойдеятельности;
5) законностьюиспользования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателямигосударственных ресурсов;
6) соблюдениемгосударственными органами, банками законодательства, регулирующегоиспользование кредитных и валютных средств;
7) состояниемконтрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведениемпроверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
8) финансово-хозяйственнойдеятельностью государственных органов, представительств и учреждений РеспубликиБеларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средствреспубликанского бюджета;
9) соблюдениемзаконодательства в области получения, расходования, учета и хранениядрагоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а такжеза сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценныхметаллов и драгоценных камней Республики Беларусь;
10) соблюдениемзаконодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдениемпорядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черныхи цветных металлов, их лома и отходов;
11) исполнениемНациональным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми инебанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующегоотношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговыеотношения;
12) соблюдениемучастниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусьи иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированиюэтого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;
13) поставкой товаров длягосударственных нужд;
14) соблюдениемюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства,определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формированияцен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ,услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ,оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имуществапотребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;
15) исполнениемгосударственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществлениявнешнеэкономической деятельности, а также за законностью использованиягосударственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;
16) соблюдениемзаконодательства при осуществлении валютных операций на территории РеспубликиБеларусь.
Комитет государственногоконтроля и его территориальные органы в своей деятельности руководствуютсяКонституцией Республики Беларусь, Законом о Комитете государственного контроля,иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента РеспубликиБеларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а такжемеждународными договорами Республики Беларусь (ст. 4 Закона) [17].
Согласно ст. 4 Закона,Комитет государственного контроля и его территориальные органы:
1) составляют единуюцентрализованную систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим;
2) работают на основеколлегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), необходимых мер попредупреждению и устранению выявленных правонарушений, вопросов обответственности лиц, допустивших нарушения законодательства РеспубликиБеларусь;
3) реализуют своиполномочия в пределах своей компетенции в тесном взаимодействии с СоветомМинистров Республики Беларусь, исполнительными и распорядительными органами;
4) во взаимодействии справоохранительными органами, Национальным банком Республики Беларусь и инымигосударственными органами Республики Беларусь осуществляют свои полномочия повопросам восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц ипривлечения к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушениязаконодательства;
5) осуществляют своюдеятельность на основе строгого соблюдения законности, охраны интересовгосударства, прав и свобод граждан;
6) действуют открыто и гласнов той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охранеправ и свобод личности и о государственных секретах и иных охраняемыхзаконодательством сведениях.
Комитет государственногоконтроля осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, аего территориальные органы — на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц.
Заключение
надзорный законодательный судебный власть
К государственным органамконтроля и надзора, относятся прокуратура и комитет государственного контроляРеспублики Беларусь, которые выявляют различные нарушения законности иправопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставятперед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законностии привлечении виновных лиц к юридической ответственности.
Сущностьорганов контроля и надзора, заключается в осуществлении контрольно — надзорнойдеятельности, т.е в проверке и наблюдении с целью проверки. В своейдеятельности органы надзора и контроля руководствуются, прежде всего,Конституцией Республики Беларусь.
Прокуратура –осуществляет от имени государства высший надзор за точным и единообразнымисполнением законов, декретов, указов и нормативных актов министерствами идругими подведомственными Совету Министров органами, местными представительнымии исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями,общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Система органовПрокуратуры Республики Беларусь отличается строгой централизацией. Возглавляетее Генеральный прокурор Республики Беларусь. Её образуют:
1) республиканскаяпрокуратура;
2) прокуратуры областей,города Минска;
3) прокуратуры районов,городов;
4) межрайонныепрокуратуры;
5) специализированныепрокуратуры, которые включают в себя транспортную и военную прокуратуры.
Комитетгосударственного контроля Республики Беларусь, является органом, осуществляющимгосударственный контроль за исполнением республиканского бюджета,использованием государственной собственности, исполнением законов, актовПрезидента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, СоветаМинистров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующихотношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговыеотношения. Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитетгосударственного контроля и его территориальные органы — комитетыгосударственного контроля областей и города Минска.
Списокиспользованных источников
1. Бовш, В.И. Конституционноеразвитие Беларуси и европейские традиции // Беларус. думка. – 1997. – № 4. – С.6-8
2. Василевич, Г.А.Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционно-правовойстатус/ Г.А. Василевич. – Минск: Сер. Юрид. справочник, 1998. – 232 с.
3. Василевич, Г.А.Конституционное право Республики Беларусь/ Г.А. Василевич. – Минск: Книжныйдом, Интерпрессервис, 2003. – 756 с.
4. Василевич, Г.А.Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий/ Г.А.Василевич – Минск: Право и экономика, 2006. – 486 с.
5. Василевич, Г.А.Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий/ В.Г. Тихини, Г.А.Василевич, М.И. Пастухов – Минск: Беларусь, 1996.- 223 с.
6. Василевич, Г. А.Органы государственной власти Республики Беларусь: конституционно-правовойстатус. – Минск; МНО, 1998. – 232 с.
7. Василевич, Г.А.Система органов государственной власти в Республике Беларусь // Органыгосударственной власти Республики Беларусь/ Г.А. Василевич. – Минск; МНО, 1999.– 64 с.
8. Василевич, Г.А.Конституционное право Республики Беларусь: Учебник для учащихся специальности «Правоведение»учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. – 2-еизд. – Минск; ПОСЭ, 2009. – 429 с.
9. Гуляева, А.П. Контролирующиеорганы и организации: Компетенция и полномочия/А.П. Гуляева, В.Г. Бессарабов. −М.:МАЭП. ИИК Калита, 2000. – 320 с.
10. Горшенев, В.М.Контроль как правовая форма деятельности/ В.М. Горшнев, И.Б. Шахов. – М.,ТетраСистемс, 2000. – 524 с.
11. Голубцова, О.А. Квопросу об истории развития советского государственного контроля и надзора //Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборникнаучных трудов (по материалам V международной научно-практической конференции,состоявшейся 17 ноября 2006 г.). В 2-х ч. Ч.1 / отв. Ред. И.М. Машаров. – Киров:филиал НОУ ВПО СПб ИВЭСЭП, 2006. – С. 40-43
12. Горбаток, Н.А.Конституционное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Горбаток; М-вовнутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.
13. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Кодавбович, В.А.Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. –Минск; Новое знание, 2007. – 575 с.
15. Кунцевич, К.Н.Конституционное право Республики Беларусь/ К.Н. Кунцевич. – Минск: МНО, 2001. –150 с.
16. Лазарев, В.В. Конституционноеправо / В.В. Лазарев. – М.: Проспект, 1999. – 220 с.
17. НациональныйИнтернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: www.pravo.by. –Дата доступа: 20.03.2011.
18. Прокопов, А.А.Контрольно-надзорные органы Республики Беларусь в механизме государственнойвласти // Человек. Цивилизация. Культура: тезисы докладов XI межвузовскойнаучно-теоретической конференции, Минск, 21 апреля 2006 г.: в 2 ч. / редколлегия: А.Н. Алпеев [и другие]. – Минск: ЗАО Веды, 2006. – Ч.2. – С. 291-296.
19. О прокуратуреРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 6 октября 1994 г. (с изм. и доп. по состоянию на 20.06. 1996 г.)// Ведомости ВерховногоСовета Республики Беларусь. 1996. № 23. Ст. 427; Справочник юрисконсульта: В 4т. Т. 1. – Минск; 1997. – 176 с.
20. Рохлин, В.И.Прокурорский надзор и государственный надзор: история, развитие, понятие,соотношение/ В.И. Рохлин, В.Е. Чиркин. – СПб.: Издательство Юридический центрПресс, 2003. – 529 с.
21. Сiльчанкi, М.У.Канстытуцыйнае права Рэспублiкi Беларусь. Навучальны дапаможнiк/ М.У. Сiльчанкi.– Гродна; Белы вецер, 1999. – 274 с.
22. Чудаков, М.Ф.Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.Ф. Чудаков. –Минск: Новое знание, 2001. – 576 с.
23. Шишко, Г.Б.Основы права / Г.Б. Шишко. – Минск; ПОСЭ, 2002. – 325 с.
Приложение
/>
Рисунок 1. Институты государственной власти Республики Беларусь