МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГОКРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Изучение психофизических состояний,возникающих у спортсменов — баскетболистов в тренировочном процессе
Паршин Евгений Владимирович
Специальность 050710
«Педагогика дополнительного образования»
Курс III, группа 317
Форма обучения: очная
Руководитель –
Баркова Галина Семеновна
Енисейск, 2007
Содержание
Введение
Глава I. Психофизическиесостояния, возникающие у спортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогическойи методической литературе
1.1 Понятие вопроса. История. Значение
1.2 Психофизические состояния спортсмена
1.2.1 по Ильину Е.И
1.2.2 по Пуни А.Ц
1.2.3. по Некрасову В.П
1.2.4 Выводы (таблица)
1.3 Изучение состояний, возникающих у спортсменов(баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Глава II. Выявлениесостояний, возникающих у спортсменов – баскетболистов в тренировочном процессе
2.1 Методика №1. Наблюдение за возникновением состояний успортсменов. Вывод по ней.
2.2 Методика №2. Анкета «Мое состояние». Вывод по ней
2.3 Методика №3. Шкалирование оценки уровня личностнойтревожности спортсмена. Вывод по ней
2.4 Методика №4. Шкалирование оценки личностной тревожностиспортсмена. Вывод по ней
2.5 Общие выводы. Советы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1. Результаты исследования состояний возникающих успортсменов в тренировочном периоде
Приложение 2. Дневник наблюдения
ВВЕДЕНИЕ
Моя тема выпускной квалификационной работы — «Состояния, возникающие успортсмена в спортивной деятельности». Я считаю её актуальной на данный момент,потому что сам занимаюсь спортом, и мне не раз приходилось испытывать различныепсихофизические состояния, которые влияли на мой результат соревнований.Некоторые состояния, такие как второе дыхание, радость, воодушевление влиялиположительно на мои результаты. Другие — тревожность, монотония, предстартоваялихорадка – наоборот, играли отрицательную роль на мой результат. И я решилаизучить все состояния, которые возникают у спортсмена в тренировочнойдеятельности, в предсоревновательной, в соревновательной, впослесоревновательной деятельности, а также их влияние на конечный результат,то есть на итог соревнований спортсмена. Для того чтобы уметь распознавать своипсихофизические состояния и уметь их регулировать.
Также я считаю, что мне необходимо знать эти состояния, так как я вдальнейшем собираюсь работать педагогом физической культуры или тренером. Акаждый тренер, я думаю, должен знать, как правильно осуществлять своюдеятельность, понимать и контролировать состояния тренируемых спортсменов, атакже их учить преодолевать трудности и добиваться успеха. А также моя работаможет помочь и другим тренерам в данной проблеме.
Для того чтобы решить поставленную проблему в теме ВКР я подобрал иизучил 21 источник. Из них:
У научного психолога Ильин Е.И. в книге «Психофизиология физическоговоспитания» я взял состояния которые возникаю у спортсменов и изхарактеристику. В книге Некрасова В.П. «Психорегуляция в подготовке спортсменов»я взял состояния которые могут возникать у спортсменов в разных критическихситуациях. У известного психолога Пуни А.Ц. я также взял состояния, возникающиеу спортсменов приемы из предотвращения.
Также я использовал словари для написания понятий состояний:
— Прохоров А.Н. Большой энциклопедический словарь.
— Сосновский Н.Ю. Энциклопедический словарь юного спортсмена.
Для составления методик для выявления состояний у спортсменов яиспользовал книгу Матвеева А.П. Методика физического воспитания с основамитеории.
Также использовал и дополнительные источники такие как:
— Азарных Т.В Тыртыников И.М. Психическое здоровье.
— Дьяченко В.М. Проблемы спортивной тренировки.
— Матвеев А. П. Методика физического воспитания с основами теории.
— Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики.
— Крутецкий В.А. Психология.
— Шпак Б.М. Теория и методика физического воспитания.
Для написания практической части я использовал такие источники, как:
— Практические занятия по психологии: Пособие для ин-тов физ. культ./Подред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова.
— Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец.
Изучив литературу, я составил логику исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: спортивная деятельность.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психофизические состояния.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение психофизические состояний, возникающих успортсменов – баскетболистов в тренировочном процессе.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: поиск и составление методик изучения психофизическихсостояний, возникающих в спортивной деятельности спортсмена.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить данный вопрос (проблему) в теории, т.е. напрактике, выявить состояния, возникающие у спортсменов – баскетболистов втренировочной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Подобрать и изучить литературу по теме.
2. Найти психофизические состояния и охарактеризовать их.
3. На практике найти и составить методики изучения состояний, возникающиху спортсменов и апробировать на практике (баскетболистов) в периодтренировочной деятельности.
4.Сделать выводы. Дать советы и рекомендации.
При написании ВКР я использовал следующие методы педагогическогоисследования:
I. Организационныеметоды:
ü сравнительный
ü лонгитюдный
ü комплексный
II.Эмпирические методы:
а) изучение литературы и документов, изучение результатов творческойдеятельности учащихся, наблюдение
б) диагностические методы:
1) не экспериментальные:
ü анкета
ü беседа
2) экспериментальные:
ü тесты
ü шкалы
III.Обработки экспериментальных данных:
— анализ
— обобщение
— сравнение
IV.Интерпретационные методы:
ü генетический
ü структурный
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ,ВОЗНИКАЮЩИЕ УСПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие вопроса. История. Роль иих значение
«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнееи внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человекадеятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135].
«Психические состояния — важнейшая областьвнутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2].
«Состояние – реакция функциональных систем организма на внешнее ивнутреннее воздействие, направленное на сохранение целостности организма и наобеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [4, с. 40].
Возникновение и развитие теории деятельности – заслуга советскойпсихологии. Проблема деятельности поднималась еще в 20-х годах прошлогостолетия многими советскими психологами, в том числе К. Н. Корниловым, П. П.Блонским, М. Я. Баговым, противопоставлявшим традиционной психологии сознанияповеденческую психологию. В дальнейшем в трудах С. Л. Рубинштейна были преодоленынедостатки поведенческой трактовки деятельности и выдвинут тезис о единствесознания и деятельности, который открывал возможность как бы просвечиватьсознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируетсяи проявляется.
Большую роль в разработке теории деятельности сыграли труды Л. С.Высотского, в частности, введенные им понятия операции, цели и мотива. Однакообщая структура человеческой деятельности была описана позднее (1947) в работеА. Н. Леонтьева
«Очерк развития психики». Он объединил теорию С. Л. Рубинштейна о связисознания и деятельности с идеей А. С. Высотского об интериоризации, о«внутренней деятельности».
Смысл теории деятельности можно выразить формулой: сознание управляетдеятельностью, но и деятельность формирует сознание человека. Изучаядеятельность, можно изучить человека, а, изучая человека, можно судить о том,как он будет осуществлять деятельность (конечно, зная при этом и условия, вкоторых эта деятельность протекает). Таким образом, деятельность может служитьпредметом самостоятельного изучения и в то же время средством изучениячеловека.
Теория деятельности позволяет преодолеть взгляд на активность человека впроцессе труда, учебы и занятий спортом как на работающую машину. Она, неисключая такие понятия физиологической науки, как работа, работоспособность,заставляет рассматривать управление и регуляцию человека в процессе работы нетолько с нейрофизиологических позиций, но и с психологических, при решающейроли сознания в этом управлении.
Эти закономерности относятся и к спортивной деятельности. Истокомуправляющих воздействий на деятельность спортсмена являются мотивы и связанныес ними потребности и цели. Поэтому анализ структуры спортивной деятельностинеобходимо начать с рассмотрения этих вопросов.
Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человеказанимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательнойактивностью человека, направлена главным образом на изменение в нужномнаправлении внешней среды, то спортивная деятельность, также связанная сдвигательной активностью, направлена на совершенствование главным образомсамого человека, при том не только его физических качеств, но и психических.
Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическимиактами. Вспомним хотя бы знаменитые слова великого русского физиолога ипсихолога И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлениймозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечномудвижению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когдаего гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли олюбви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – вездеокончательным фактом является мышечное движение»
Как и любая другая, спортивная деятельность является продуктомобщественно-исторического развития. Двигательные действия, на ранних стадияхразвития человеческого общества служившие средством добывания пищи, защиты отврагов, постепенно стали служить удовлетворению потребности в движениях,создавали эмоциональную окраску жизни человека благодаря осознанию совершенствавыполняемых физических упражнений. Уже на ранних ступенях развитиячеловеческого общества качество выполнения двигательных действий получало общественнуюоценку и свидетельствовало о степени превосходства представителей однойобщественной группы над другой. Так возникал соревновательный характерспортивных действий и регулирование их определенными правилами.
Соревновательный или, как говорят социологи, престижный характерспортивной деятельности обусловил ряд её особенностей:
— стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта длядостижения наивысших результатов; это совершенствование касается какфизической, технической и тактической подготовленности, так и развитияморальных и волевых качеств;
— большие физические и психические нагрузки во время систематическойподготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;
–большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний,связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена иоказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивнойдеятельности является быстрый переход от одних соревнований к другим, иногдапротивоположным по характеру;
— возникновение нравственного чувства глубоким сознанием общественногозначения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива,города или страны, чувство гордости и т. п.).
Психофизические состояния оказывают на деятельность спортсменаположительное и отрицательное влияние. Возникновение предстартового возбужденияспособствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогаетмобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерноевозбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип,навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление,ухудшающее спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессенеобходимо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления,следовательно, и роста тренированности.
Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельствможет играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оцениваябиологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональнойсистемы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в видубиологическую целесообразность возникновения того или иного состояния.Возникновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельностиспортсмена, однако оно является целесообразным и полезным для организацииреакции на угрожающую ситуацию.
В связи с тем, что ряд состояний приводит к снижению работоспособности иэффективности деятельности спортсмена, необходимо их регулировать и уменьшатьдезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельностиспортсмена следует рассматривать как регуляцию состояний, т. к. дезорганизующеевлияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений.
В широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями:предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждыйиз этих путей может осуществляться либо через воздействие на психику человекаиз вне, либо через внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение,самоприказы.
1.2 Психофизические состояния спортсмена
О состояниях, возникающих у спортсмена в спортивной деятельности, говорятмногие научные деятели. Я рассмотрел трех из них. Состояния, о которых говорит ИльинЕ.И. [5], я поместил в схеме 1.
Схема 1
/> ТРЕВОЖНОСТЬ
В ТРЕНИРОВОЧНОЙ
НЕУВЕРЕННОСТЬ
ВОЛНЕНИЕ
ВПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА
СТАРТОВАЯАПАТИЯ
Ильин
МОБИЛЬНОСТЬ
ВСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МЕРТВАЯ ТОЧКА
ВТОРОЕДЫХАНИЕ
ФРУСТРАЦИЯ
В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
РАДОСТЬ
«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящаяв повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненныхситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому непредлагают» [4, с.50].
«Неуверенность характеризует процесс оценки ситуации, связанной синформационной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной» [13,с.100].
«Волнение – это сильная тревога, душевное беспокойство» [13, с.52]
«Стартовая лихорадка – это психофизическое состояние спортсмена, сопровождающеесясильным эмоциональным возбуждением» [4, с.84].
«Стартовая апатия – это снижение мотивациидеятельности, волевой активности и чувства ответственности. Стартовая апатия вбольшинстве случаев приводится к снижению спортивных результатов, но это неявляется основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально-волевой подготовки. Отмечаются жалобы на вялость, сонливость в дневные часы,ухудшается координация движения, замедляются двигательные реакции» [4, с.80].
«Мобильность – это способность к быстрому передвижению,перемещению, легко приходящая в деятельное состояние, способность быстронаходить нужные формы деятельности» [13, с.159].
«Мертвая точка – это переживание спортсменом тягостного эмоциональногосостояния, связанное с чувством удушья, тяжести в ногах, сознанием невозможностипродолжать деятельность или прекратить бой или схватку» [4, с.74].
«Второе дыхание – это психофизическое состояние спортсмена, принадлежитволевому усилию спортсмена, если, несмотря на трудности, он продолжаетдеятельность, то наступает облегчение» [4, с.74].
«Фрустрация – это психическое состояние возникает после неудачногоисполнения деятельности, когда мотив вследствие каких–либо препятствий остаетсянеудовлетворенным или его удовлетворение тормозится» [4, с.85].
«Фрустрация (от латинского frustration – обман, разрушение планов) – эмоциональное состояние, вызываемоеобъективно непреодолимыми (или расцениваемыми человеком как непреодолимые)трудностями, мешающими достичь поставленной цели» [14, с.151].
«Воодушевление – это чувство подъема духа от чего-либо, вдохновение, увлечение»
«Радость – это чувство удовлетворения, внутреннего удовольствия» [14, с.129].
Пуни А.Ц. [16] так же рассматривал состояния, возникающие у спортсмена вспортивной деятельности. Схема 2. отражает эти состояния.
Схема 2
НЕУВЕРЕННОСТЬ
/>
ВТРЕНИРОВОЧНОЙ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
МОНОТОНИЯ
СТАРТОВАЯЛИХОРАДКА
ВПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАПРЯЖЕНИЕ
ВОЛНЕНИЕ
Пуни
СТРЕСС
ВСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МЕРТВАЯ ТОЧКА
ВТОРОЕДЫХАНИЕ
ШОК
В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
ФРУСТРАЦИЯ
«Переутомление – это психофизическое состояние спортсмена, при которомполностью прекращается какая-либо деятельность» [20, с.65].
«Монотония – (однообразие) – это психофизическое состояние спортсмена сопровождаетсячувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременнойусталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью оттекущей ситуации и т. п.» [14, с.144].
«Напряжение – это сосредоточение сил, внимания при осуществлениикакой-либо деятельности» [20, с.85].
«Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к немутребование» [14, с.146].
«Шок – это расстройство функций организма вследствие психического потрясенияили физического повреждения» [20, с.103].
В схеме 3. показаны состояния спортсмена в спортивной деятельности, окоторых говорит Некрасов В.П. [12].
Схема 3
/> ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
ВТРЕНИРОВОЧНОЙ МОНОТОНИЯ
утомление
ТРЕВОЖНОСТЬ
ВПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СТАРТОВАЯ АПАТИЯ
БОЕВАЯГОТОВНОСТЬ
Некрасов
СТРАХ
ВСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРЯЖЕНИЕ
СТРЕСС
АФФЕКТ
В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
ФРУСТРАЦИЯ
«Утомление – это временное снижение работоспособности, наступающее придлительных занятиях трудовой и умственной деятельностью, учебной и спортом» [14,с.148].
«Боевая готовность – это наиболее благоприятный, оптимальный уровень напряжения,совпадающий со временем старта» [4, с.56].
«Страх – это психическое состояние, возникающее на основе инстинктасамосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность» [4,с.76].
«Аффект – это кратковременное, бурно протекающее, чрезвычайно интенсивноеэмоциональное состояние» [14, с.154].
1.2.4 Выводы
Психофизические состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности,я систематизировал в сравнительной таблице.
Условные обозначения можно трактовать следующим образом:
/>
/> — совпадает у всех
— встречается только у одного
/>/> — встречается только у двух
— встречается у двух, но в разных процессах
В таблице 1 четко видно, что авторы выделяют разные состояния, которыевозникают у спортсменов в спортивной деятельности. Но некоторые из них (состояний)совпадают. Некоторые авторы выделяют состояния, которых у других нет. Дваавтора выделили одно состояние «тревожность», но в разных процессах спортивнойдеятельности.
Таблица 1
Психофизические состояния
№
Ф.И.О
Спортивная деятельность
Состояния
1. Е.И.Ильин В ТРЕНИРОВОЧНОЙ
/>/>ТРЕВОЖНОСТЬ
НЕУВЕРЕННОСТЬ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>/>ВОЛНЕНИЕ
СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА
/>/>СТАРТОВАЯ АПАТИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>МОБИЛЬНОСТЬ
МЕРТВАЯ ТОЧКА
/>ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
/> В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>ФРУСТРЦИЯ
ВООДУШЕВЛЕНИЕ
/>/>РАДОСТЬ
2. А.Ц.Пуни В ТРЕНИРОВОЧНОЙ
/>НЕУВЕРЕННОСТЬ
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
/>МОНОТОНИЯ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>/>/>ВОЛНЕНИЕ
/>СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА
НАПРЯЖЕНИЕ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>/>МЕРТВАЯ ТОЧКА
/>ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
СТРЕСС В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>ШОК
ФРУСТРАЦИЯ
/>ВООДУШЕВЛЕНИЕ
3. В.П.Некрасов В ТРЕНИРОВОЧНОЙ
/>/>МОНОТОНИЯ
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
/>
УТОМЛЕНИЕ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>/>ТРЕВОЖНОСТЬ
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
/>/>СТАРТОВАЯ АПАТИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>СТРАХ
СТРЕСС
/>НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
/>/>АФФЕКТ
/>ФРУСТРАЦИЯ
ВООДУШЕВЛЕНИЕ
1.3 Изучение состояний, возникающие успортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности:
Монотония – означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки,падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии:
— Неуверенность
Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценкиситуации, т. е. связан с информативной сферой психической деятельности, а не сэмоциональной. Причиной неуверенности являются новизна обстановки, задания,неясность и неопределенность цели и задачи, недостаток сведений, необходимыхдля принятия решения или прогноза успеха, а также неуспеха; борьба мотивов,например, хотения и долженствования. Неуверенность возникает у лиц легковнушаемых, с навязчивыми мыслями. Такие спортсмены верят в приметы, ритуалы,что связано с их эмоциональной неустойчивостью.
— Утомление
Состояние утомления возникает при длительной и интенсивной работе, врезультате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможноподдерживать необходимую интенсивность и качество работы.
С одним из первых признаков утомления мы прекрасно знакомы — это чувствоусталости, которое затем сменяется чувством бессилия, понижение уверенности всобственных силах и возможности довести начатое дело до конца. Ухудшаетсявнимание: Вы легко отвлекаетесь, не можете сконцентрироваться. Чувствоусталости, как правило, быстрее появляется, когда работа была изначальнонеинтересной или в дальнейшем приобрела это свойство.
— Переутомление
Очень негативное по последствиям состояние, требующее незамедлительногоотдыха и восстановления сил.
Страх.
Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха, которыйможет повлечь за собой успешность выступления на соревнованиях или на качествотренировочного процесса.
Различается три формы страха, возникающие при осознании опасности.
Первая форма – астеническая реакция – проявляется в оцепенении,дрожи.
Вторая форма—паника.
Третья форма – боевое возбуждение, связанное с активнойсознательной деятельностью в момент опасности.
Поведение человека при различных формах страха различно. В сложныхситуациях влияние страха будет зависеть от характера доминирующей привычки,возникающей в данной ситуации.
Тревожность
Тревожность может возникать как в тренировочной деятельности, так и впредсоревновательной. Оно сопровождается: расстройством кожно-гармоническихреакций, нарушением дыхательного цикла, замедленными двигательными действиями.
Изучить состояния, возникающие у спортсменов баскетболистов в периодтренировочной деятельности, мы можем с помощью наблюдения, анкеты ишкалирования.
Наблюдение – это метод длительного, планомерного, целенаправленногоописания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведенииучащихся в естественных условиях.
Наблюдение – это универсальный метод, используемый в различных ситуациях.Научное наблюдение, имеющее психолого – педагогическую направленность, должноудовлетворять ряду требований:
1. Целенаправленность.Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а запроявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различныхситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении, спорте);
2. Планирование. Доначала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать?),продумать план, определить сроки и средства наблюдения, показатели (чтофиксировать?), возможности просчета (ошибки) и пути их предупреждения,предупредительные результаты; при этом надо точно определить особенности, закоторыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечно, цельюнаблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатковповедения.
3. Самостоятельность.Наблюдение должно выявляться самостоятельной, а не попутной задачей. Еслиучитель ставит перед собой одновременно ряд других задач (воспитательных,организационных), то его выводы могут оказаться и объективными, но лишьслучайно замеченными, т.к. основные условия внимания будут направлены нарешение целого ряда задач.
4. Естественность.Оно должно проводиться в естественных условиях.
5. Систематичность.Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а всоответствии с планом.
6. Объективность. Впроцессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предложения, азаписывать объективные факты.
7. Фиксация. Вседанные наблюдения должны систематически фиксироваться. Полученные результаты,материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу посленего. Записи обычно идут в хроническом порядке, через определенные промежутки времени.Для сокращения записи удобно оформлять в виде схем, таблиц.
Наблюдение бывает: внешнее – способ сбора данных о психологии иповедении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны; внутреннее– самонаблюдение; свободное – не имеет заранее установленных рамок,программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объектисследования; стандартизированное, напротив, заранее определено иограничено в плане того, что наблюдается; включенное наблюдение –исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса,за ходом которого ведется наблюдение; скрытое – наблюдаемый не знает ине подозревает о том, что за ним наблюдают.
С помощью наблюдения можно изучить внимание, поведение, темперамент,память, характер, способности учащихся.
У наблюдения есть свои достоинства:
1) оно позволяет изучить проблемы, не допускающие экспериментальногорешения;
2) позволяет анализировать деятельность ученика;
3) поведение ученика в естественных условиях;
4) оно позволяет «поймать» сам момент проявления поступка.
Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать:
1. При немпрактически невозможно исключить влияние случайных факторов;
2. Пассивный метод:учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляютсянезависимо от его планов;
3. Нельзя влиять наход событий;
4. Можно упуститьсущественное;
5. Анализируютсятолько внешнее проявление поступка.
Примером наблюдения может являться наблюдение за активностью ученика науроке.
Дневник для наблюдения за возникновением состояний у спортсменов в периодтренировочной деятельности (см. таб. 2).
Цель:путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.
Таблица 2
Дневник наблюдения Дата, время. Тренировочная деятельность Ф.И.О. Страх
Неуверен
ность Тревожность утомление переутомление монотония Оцепенение, дрожь паника боевое возбуждение Боязнь выполнить задание Нарушение дыхания; Замедленное движение Расстройство кожи Чувство усталости Чувство бессилия ухудшение внимания Полное прекращение работы чувство скуки потеря интереса к выполняемой работе /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анкетирование – методический прием получения психологической информации спомощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов,каждый из которых логически связан с целью исследования.
Существуют несколько видов анкет. По содержанию анкета может касатьсяфактов («твои занятия в свободное время»); характеристик окружающих людей,событий, суждений учащихся («В чем, по-твоему, причина того, что большинстворебят учатся не в полную силу?»); намерений («поедешь ли ты в летний трудовойлагерь?»).
По форме анкеты могут быть: открытыми, в которых прямые вопросыпредполагают свободные ответы по своему усмотрению; закрытыми, в которыхк вопросам даны готовые ответы (например, «да», «нет», «не знаю», «иногда» идр.), и ученик должен выбрать один из них или оценить в баллах правильностькаждого из предложенных ответов.
С помощью анкетирования на основе словесного отчета учащихся учительполучает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений,ориентаций и установок.
Вопросы анкеты должны удовлетворять ряду требований.
1. Вопросы закрытыханкет должны предполагать ответ только в одном смысле (лучше всего «да», «нет»,«не знаю») или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор.
2. Не предлагатьвопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств.
3. Формулироватьвопросы точно, лаконично, ясно, доступно для понимания, просто, конкретно.
4. На выяснениеодной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которыеконтролировали бы искренность ответов ученика.
5. В анкетежелательно иметь вопросы, как прямой, так и в косвенной форме, как личные, таки безличные.
6. Целесообразно вначале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретныхдействий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценку), далеесамые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключении(последняя треть) – опять простые вопросы.
Достоинствами анкетного метода является: массовость обследования, большаяскорость сбора информации, легкая обработка результатов, широкое применениематематических методов анализа данных; возможность получение письменных ответовна такие вопросы, которые в устной форме состоятся без ответа; возможностьсравнения результатов нескольких обследований, удобные способы фиксациирезультатов (в анкетах закрытого типа); уменьшение вероятности неправильногопонимания вопросов (в анкетах закрытого типа).
Вместе с тем, используя анкетный метод, следует иметь ввиду, что он всеже не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности; с его помощьютрудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию; трудно рассчитыватьна полные, правильные, точные ответы, так как различные учащиеся на вопросымогут отвечать по-разному, а потому часто возникают трудности в классификацииответов; ответы не всегда являются достаточным для окончательных выводов; ванкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный методнельзя назвать гибким; объективность ответов не всегда высокая, т.к. учащиесямогут отнестись к ответу недобросовестно; жесткий список вопросов можетограничить круг мыслей опрошенных и заставить ответить не то, что они думают вдействительности; анкетирование – искусственный, а не естественный метод; он неучитывает различное понимание вопросов школьниками.
Все указанные достоинства, недостатки, требования обязательно надоучитывать при использовании анкетирования.
Анкета «Мое состояние»
Цель исследования – выяснить возникают ли состояния у спортсменов втренировочной деятельности.
1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во времятренировок?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
3. Нарушался ли у вас дыхательный цикл?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
4. Возникало ли у вас такое чувство, как чувство усталости, бессилия,ухудшения внимания?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
5. Прекращали вы тренироваться из-за того, что больше не могли выполнитькакие-либо физические упражнения?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
6. Возникало ли у вас чувство скуки, потеря интереса к выполняемойработе?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
7. Возникала ли у вас преждевременная усталость?
а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА
С целью апробирования методик по выявлению тревожности, я провелисследования с группой учащихся подросткового возраста.
Опросник Спилбергера состоит из двух подшкал: измерениетревожности как эмоционального состояния.
Личностная шкала самооценки Спилбергера включает 20 вопросов (см. таб.3). Подсчет количества балловпроизводится следующим образом. Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9,11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13,16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35. Суммарный показатель пошкале Спилбергера показывает: до 30 баллов – низкий уровень тревожности,от30 до 45 баллов – средний уровень тревожности, свыше 45 баллов – высокий уровеньтревожности.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных нижепредложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того,как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, посколькуправильных и неправильных ответов нет.
Таблица 3
Личностная шкала самооценки Спирберга
№
п/п Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Я испытываю удовлетворение
Я быстро устаю
Я легко могу заплакать
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
Бывает, что я проигрываю из-за того, что я недостаточно быстро принимаю решение
Я чувствую себя добрым
Я спокоен, хладнокровен и собран
Ожидание трудностей очень тревожит меня
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я вполне счастлив
Я принимаю все слишком близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя в безопасности
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают меня
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть
Я уравновешенный человек
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Шкала Дж. Тейлор, построенная на основе Миннесотскогомногопрофильного опросника, получила широкое распространение среди психологов — экспериментаторов для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).
В таблице 4. приведен тест Дж. Тейлор, состоящий из 50 ответов.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Принеопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующимобразом: от 0 до 6 баллов – малая тревожность; от 6 до20 баллов – средняятревожность; от 20 баллов и выше – высокая тревожность.
Таблица 4
Шкала Дж. Тейлора
№
п/п Предложения Показатели тревожности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Обычно я спокоен, и вывести меня из себя нелегко
Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей
У меня редко бывают запросы
У меня редко бывают головные боли
Я редко устаю
Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым
Я уверен в себе
Практически я никогда не краснею
По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком
Я краснею не чаще, чем другие
У меня редко бывают сердцебиение и отдышка
Обычно мои руки и ноги достаточно теплые
Я застенчив не более, чем другие
Мне не хватает уверенности в себе
Порой мне кажется, что я ни на что не годен
У меня бывают периоды такого беспокойства, что не могу усидеть на месте
Мой желудок сильно беспокоит меня
У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть
Мне нередко снятся кошмарные сны
Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-нибудь сделать
У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон
Меня весьма тревожат возможные неудачи
Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает
Мне трудно сосредоточиться на работе или каком-нибудь задании
Я работаю с большим напряжением
Я легко прихожу в замешательство
Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь
Я склонен принимать все слишком всерьез
Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте
Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты
Раз в месяц у меня бывают расстройства стула (или чаще)
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею
Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо
Мое материальное положение весьма беспокоит меня
Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить
У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна
Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и чрезвычайно смущает меня
Даже в холодные дни я легко потею
Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть
Я человек легко возбудимый
Временами я чувствую себя совершенно беспокойным
Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из себя
Я часто люблю себя на том, что меня что-то тревожит
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
ГЛАВА II. Выявлениесостояний возникающих у спортсменов – баскетболистов в тренировочном процессе
2.1 Методика №1. Наблюдение завозникновением состояний у спортсменов
Цель: путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочнойдеятельности.
Инструкция – Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать:
1. При немпрактически невозможно исключить влияние случайных факторов;
2. Пассивный метод:учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляютсянезависимо от его планов;
3. Нельзя влиять наход событий;
4. Можно упуститьсущественное;
5. Анализируютсятолько внешнее проявление поступка.
Оборудование: дневник, ручка.
Дневник наблюдения за возникновением состояний у спортсменов.Дата, время. Тренировочная деятельность Ф.И.О. Страх
Неуверен
ность Тревожность утомление переутомление монотония Оцепенение, дрожь паника боевое возбуждение Боязнь выполнить задание Нарушение дыхания; Замедленное движение Расстройство кожи Чувство усталости Чувство бессилия ухудшение внимания Полное прекращение работы чувство скуки потеря интереса к выполняемой работе /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Обработка результатов: таким образом, проведенное мной наблюдение над 5-юспортсменами получила следующие результаты (см. прил.1):
1) Б (см. диаграмму 1).
ü страх – возник на6-и тренировках;
ü неуверенность –возникла на 4-х тренировках;
ü тревожность – возниклана 7-и тренировках;
ü утомление – возниклана 6-и тренировках;
ü монотония ипереутомление не возникали ни на одних тренировках.
Диаграмма 1
/>
2) Ч (см. диаграмма 2).
ü неуверенность –возникла на 3-ч тренировках;
ü страх – возник на4-ч тренировках;
ü тревожность –возникла на 8-и тренировках;
ü утомление –возникла на 7-и тренировках;
ü монотония –возникла на 1-й тренировке;
ü переутомление невозникало.
Диаграмма 2
/>
3) Ю (см. диаграмма 3).
ü страх – возник на3-х тренировках;
ü неуверенность –возникла на 4-х тренировках;
ü тревожность –возникла на 8-и тренировках;
ü утомление –возникла на 7-и тренировках;
ü монотония –возникла на 1-й тренировке;
ü переутомление невозникало.
Диаграмма 3
/>
4) П (см. диаграмма 4).
ü страх – возник на3-х тренировках;
ü неуверенность –возникла на 2-х тренировках;
ü тревожность –возникла на 8-и тренировках;
ü утомление –возникла на 3-х тренировках;
ü монотония –возникла на 4-х тренировках;
ü переутомление невозникало.
Диаграмма 4
/>
5) А (см. диаграмма 5).
ü страх – возник на7-и тренировках;
ü неуверенность –возникла на 3-х тренировках;
ü тревожность –возникла на 5-и тренировках;
ü утомление –возникла на 5-и тренировках;
ü монотония –возникла на 3-х тренировках;
ü переутомление невозникало.
Диаграмма 5
/>
Вывод: таким образом, проанализировав всех спортсменов и состояния,которые возникают в период тренировочной деятельности, я составил общую диаграммувозникших состояний (см. диаграмму 6). Из которой видно, что у спортсменов напервом месте проявляется тревожность, на втором утоление, на третьем страх,затее неуверенность и монотония, переутомление не возникало.
Диаграмма 6
/>
2.2 Методика №2. Анкета «Мое состояние»
Цель: выяснить возникают ли состояния у спортсменов в тренировочнойдеятельности.
Задание, инструкция – ответить на вопросы и обвести в кружок правильный.
Оборудование: листовки с анкетами.
Вопросы анкеты:
1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок?
2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во времятренировок?
3. Нарушался ли у вас дыхательный цикл?
4. Возникало ли у вас такое как: чувство усталости, бессилия, ухудшениявнимания?
5. Прекращали вы тренироваться из-за того, что больше не могли вы полнетькакие либо физические упражнения?
6. Возникало ли у вас чувство скуки, потеря интереса к выполняемойработе?
7. Возникала ли у вас преждевременная усталость?
Обработка результатов: таким образом, проведенное мной анкета «Моесостояние» над 5-ю спортсменами получила следующие результаты:
1) Б (см. диаграмма 7).
ü страх – низкийуровень;
ü неуверенность – низкийуровень;
ü тревожность – среднийуровень;
ü утомление – среднийуровень;
ü монотония –низкий уровень;
ü переутомление –низкий уровень.
Диаграмма 7
/>
2) Ч (см. диаграмма 8).
ü страх – низкийуровень;
ü неуверенность –низкий уровень;
ü тревожность –средний уровень;
ü утомление –средний уровень;
ü монотония –средний уровень;
ü переутомление –низкий уровень.
Диаграмма 8
/>
3) Ю (см. диаграмма 9).
ü страх – низкийуровень;
ü неуверенность –низкий уровень;
ü тревожность –высокий уровень;
ü утомление –средний уровень;
ü монотония –низкий уровень;
ü переутомление –средний уровень.
Диаграмма 9
/>
4) П (см. диаграмма 10).
ü страх – низкийуровень;
ü неуверенность –низкий уровень;
ü тревожность –средний уровень;
ü утомление –низкий уровень;
ü монотония – среднийуровень;
ü переутомление – среднийуровень.
Диаграмма 10
/>
5) А (см. диаграмма 11).
ü страх – низкийуровень;
ü неуверенность –средний уровень;
ü тревожность –высокий уровень;
ü утомление –высокий уровень;
ü монотония –высокий уровень;
ü переутомление –низкий уровень.
Диаграмма 11
/>
Вывод: обработав результаты анкет, я выявил состояния, возникающие успортсменов в период тренировочной деятельности и представил их в общейдиаграмме 12. из которой видно, что у спортсменов на первом месте тревожность,на втором утомление, на третьем монотония, затем переутомление, неуверенность,страх.
Диаграмма 12
/>
2.3 Методика №3. Шкалирование оценкиуровня личностной тревожности спортсмена
Цель: выяснить на каком уровне возникает состояние тревожность.
Задание – инструкция – почитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркнитесоответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуетеобычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных инеправильных ответов нет.
Оборудование: листы с вопросами.
Обработка результатов.
Проведя методику, я выявил следующее.
1) Б – набрал 39 баллов,что соответствует среднему уровню тревожности;
2) Ч – набрал 42балл, что соответствует среднему уровню тревожности;
3) Ю – набрал 50баллов, что соответствует высокому уровню тревожности;
4) П – набрал 41балл, что соответствует среднему уровню тревожности;
5) А — набрал 41балл, что соответствует среднему уровню тревожности.
Вывод: обработав результаты, выяснилось, что у большинства спортсменовпреобладает средний уровень тревожности, лишь у одного высокий, низкий уровеньне получил не один спортсмен. Данная методика подтвердила проведенные ранееметодики. Результаты шкалирования Спилбергера я поместил в диаграмме 13:
Диаграмма 13
/>
2.4 Методика №4. Шкалирование оценкиличностной тревожности спортсмена
Цель: выявить стояние тревожности у спортсменов баскетболистов в периодтренировочной деятельности.
Задание – инструкция – прочитайте внимательно каждый из приведенных нижевопросов и ответьте ДА или НЕТ. Долго над вопросами не задумывайтесь т.к. правильныхи неправильных ответов нет.
Оборудование: листы с вопросами.
Обработка результатов.
Проведя методику, я выявил следующее:
1) Б – набрал 14 баллов, что соответствует средней тревожности;
2) Ч – набрал 18 баллов, что соответствует средней тревожности;
3) Ю – набрал 19 баллов, что соответствует средней тревожности;
4) П – набрал 12 баллов, что соответствует средней тревожности;
5) А — набрал 20 баллов, что соответствует средней тревожности.
Вывод: обработав результаты выяснилось что у большинства спортсменовпреобладает средний уровень тревожности, лишь у одного высокий низкий уровеньне получил некто. Данная методика подтвердила проведенные ранее методики.Результаты шкалирования Дж.Тейлор я поместил в диаграмме 14:
Диаграмма 14
/>
2.5 Общие выводы. Советы и рекомендации
Таким образом, проведя и проанализировав методики (наблюдение,анкетирование, шкалирование Дж. Тейлор и Спилбергер), я выявил состояния, которыевозникают у спортсмена в тренировочной деятельности, и пометил в диаграмму 15.
Диаграмма 15
/>
Но так как по состоянию «Тревожность» я провел больше методик, то составилсравнительную диаграмму 16:
Диаграмма 16
/>
Спортсменам с высокой личностной тревожностью следует уделять особоевнимание, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям. Для выявлениятаких спортсменов и осуществления мероприятий по созданию системыпсихологической защиты, приведенные шкалы тревожности могут оказать неоценимуюпомощь.
Чтобы замедлить или предотвратить возникновение состояний у спортсменовна тренировках, необходимо.
1. Использование музыкина тренировочных занятиях (лучше всего использовать мелодичную музыку, для тогочтобы организм быстро не уставал);
2. Чередованиеработы у отдыха (если идет тяжолая работа то нужно давать организму пару минутотдыха):
3. Изучитьмедицинские карты спортсменов (не каждый спортсмен облодает отличным здоровьемпоютому педогог должен знать все болезни своих спортсменов).
Заключение
Тренировочная деятельность спортсмена однообразный процесс, вызывающий унего отрицательные психофизические состояния, которые часто мешают достичьвысоких результатов в спорте. Поэтому педагогу дополнительного образования, какбудущему тренеру, необходимо изучить состояния, чтобы потом от них избавляться.
При написании ВКР мною была поставлена проблема – «Поиск характеристикпсихофизических состояний, возникающих в спортивной деятельности спортсмена».Данная проблема была полностью решена, были изучены состояния, которыевозникают у спортсменов, подобраны методики для выявления состояний и примененына практике. Обработав результаты методик, выяснилось, что состояниетревожности проявляется наиболее часто, чем другие состояния. Оно проявляетсярасстройство кожи, замедленные движения, нарушения дыхания. При помощи этихпоказателей было основано наблюдения тревожности. Состояния, которыепроявлялись реже это: страх (боевое возбуждение, паника, оцепенение, дрожь),неуверенность (боязнь выполнять задание), утомление (ухудшение внимания,чувство бессилия, чувство усталости), переутомление (полное прекращениеработы), монотония (потеря интереса к выполняемой работе, чувство скуки).Благодаря проведенным методика составлены советы и рекомендации для учителей испортсменов для облегчения тренировочного процесса.
Обработав результаты, я пришел к выводу, что выявленные мной состоянияотрицательно воздействую на тренировочный процесс спортсменов. Чтобы данныесостояния не мешали тренировочному процессу педагогу нужно внимательно следитьза спортсменами, на тренировках использовать мелодичную музыку, чтобы онауспокаивала спортсменов.
Мною были подобраны четыре методики для выявления состояний, возникающиху спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности, две из нихбыли для выявления одного состояния «Тревожности». Это было сделано дляпроверки методик, составленных мною. На практике были проведены все методики повыявлению состояний и методики по выявлению тревожности, которые полностью подтвердилиметодики, составленные мною. Таким образом, поведенная мною работа может бытьиспользована в работе тренерам, учителям физкультуры и самими спортсменами.
Я считаю, что полностью выполнил поставленные передо мною цели и задачи,полностью раскрыл тему и доказал что данная тема актуальна.
список литературы
1. Азарных Т.ВТыртыников И.М. Психическое здоровье. М., 1999. – 512 с.
2. Большаямедицинская энциклопедия. Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия,1985. — 831 с.
3. Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 321 с.
4. Гогонов Е.М.,Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта.- М.: Академия 2004.– 569 с.
5. Дьяченко В.М.Проблемы спортивной тренировки. М.: Просвещение, 1980. – 269 с.
6. Ильин Е.И.Психофизиология физического воспитания. Под ред. Гомяновой И.Д., ХренниковойБ.О. — М.: Просвещение, 1980. – 431 с.
7. Крутецкий В.А.Психология.- М.: Просвещение, 1986. — 654 с.
8. Левитов Н.Д. О психических состоянияхчеловека.- М.: Просвещение, 1964. – 243с.
9. Марищук В.Л. идр. Методики психодиагностики. -М.: Просвещение, 1984. – 235 с.
10. Матвеев А. П.Методика физического воспитания с основами теории.- М.: 1991. – 486 с.
11. Методикипсиходиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание»/В. Л. Марищук, Ю. М. – 72 с.
12. Некрасов В.П.,Худадов А.Н., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.:Физкультура и спорт, 1985. – 165 с.
13. Практикум поспортивной психологии. Под ред. И.П. Волкова. СПб.: ПИТЕР,2002. – 364 с.
14. Практическиезанятия по психологии: Пособие для ин-тов физ. культ./Под ред. Д.Я. Богдановой,И.П. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 50 с.
15. Прохоров А.Н.Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. – 1012с.
16. Психология. Подред. А.Ц. Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1984. – 352 с.
17. Реан А. А.Психология личности. – М.: ВЛАДОС, 2006. — 416 с.
18. Рудик П.А.Психология. — М.: Физкультура и спорт, 1976. – 573 с.
19. Сосновский Н.Ю.,Чайков Л.М. Словарь юного спортсмена. — М.: Педагогика, 1979. – 961 с.
20. Шебеко В.Н.Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. – 350 с.
21. Шпак Б.М. Теорияи методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1988. – 256 с.