Б. А. Серебренников
Человеческий
язык — необычайно многогранное явление. Чтобы понять истинную сущность языка,
его необходимо рассмотреть в разных аспектах, рассмотреть, как он устроен, в
каком соотношении находятся элементы его системы, каким влияниям он
подвергается со стороны внешней среды, в силу каких причин совершаются
изменения языка в процессе его исторического развития, какие конкретные формы
существования и функции приобретает язык в человеческом обществе. Обо всех этих
особенностях будет более или менее подробно сообщено в соответствующих главах
этой книги. Вместе с тем необходимо предварительно выяснить, прежде чем говорить
об отдельных частностях, какое свойство языка определяет его главную сущность.
Таким свойством языка является его функция быть средством общения. Любой язык
мира выступает как средство общения людей, говорящих на данном языке. Роль
коммуникативной функции в процессе создания языка огромна. Можно без
преувеличения сказать, что система материальных средств языка, начиная от
фонемы и ее конкретных реальных манифестаций и кончая сложными синтаксическими
конструкциями, возникла и сформировалась в процессе употребления языка как
средства общения. Многие специфические особенности языка, как-то: наличие
специальных дейктических и экспрессивных средств, средств локальной ориентации,
различных средств связи между предложениями и т. д. можно объяснить только
исходя из нужд функции общения.
Появление
звуковой речи способствовало возникновению и развитию новых типов мышления, в
особенности абстрактного мышления, давшего человечеству ключ к разгадке
сокровенных тайн окружающего мира. Употребление языка в качестве средства
общения порождает особые специфические процессы, совершающиеся в его внутренней
сфере и обусловленные этой функцией. Использование звуковой речи вызвало
появление у человека так называемой второй сигнальной системы, и слово
приобрело функцию сигнала второй ступени, способного заменять раздражения,
исходящие непосредственно от того предмета, который оно обозначает. Без
изучения системы коммуникативных средств, истории их образования и их сложных
взаимоотношений со всей психической деятельностью человека невозможно решить
такие кардинальные проблемы общего языкознания и философии, как проблема связи
языка и мышления, проблема взаимоотношения между языком и обществом, проблема
специфики отражения человеком окружающего мира и проявления этого отражения в языке
и многие другие проблемы. К сожалению, приходится отметить, что рассмотрению
этого чрезвычайно важного вопроса в существующих учебниках по общему
языкознанию уделяется очень мало внимания. Чаще всего изложение этих процессов
ограничивается объяснением так называемого круговорота речи, осуществляемого
двумя разговаривающими между собой индивидами А и В. Вот как объясняет,
например, это явление Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики»:
«Отправная точка круговорота находится в мозгу одного из разговаривающих,
скажем А, где явления сознания, нами называемые понятиями, ассоциируются с
представлениями языковых знаков или акустических образов, служащих для их
выражения. Предположим, что данное понятие порождает в мозгу соответствующий
акустический образ: это явление чисто психическое, за которым следует
физиологический процесс: мозг передает органам речи соответствующий образу
импульс; затем звуковые волны распространяются изо рта А в ухо В: процесс чисто
физический. Далее круговое движение продолжается в В, в обратном порядке: от
уха к мозгу — физиологическая передача акустического образа; в мозгу —
психическая ассоциация этого образа с соответственным понятием. Когда В
заговорит в свою очередь, этот новый акт речи последует по пути первого и пройдет
от мозга В к мозгу А те же самые фазы» [59, 36].
Изучение
процессов, происходящих в круговороте речи, имеет, конечно, важное значение для
уяснения механизма коммуникации, но вряд ли достаточно для понимания ее
сущности. Для того, чтобы понять сущность коммуникации хотя бы в самых общих
чертах, необходимо рассмотреть эту проблему в комплексе с другими проблемами,
тесно с нею связанными. В этой связи интересно было бы рассмотреть различные
предпосылки, обусловившие возникновение функции коммуникации, специфические
особенности звуковой речи, в частности проблему слова и его взаимоотношения с
понятием, роль различных ассоциаций в образовании словарного состава языка,
причины различия структур языков мира при единстве законов логического
мышления, специфику отражения предметов и явлений окружающего мира в мышлении
человека и проявление этого отражения в языке и т. п. При соблюдении
этого плана изложения должно стать ясным, в каких конкретных условиях возникает
коммуникативная функция, какие материальные языковые средства она использует,
как соотносятся эти средства с мышлением, в чем выражаются сугубо человеческие
черты общения людей между собой, находящие отражение в структуре конкретных
языков и т. д.
Изложение
этих вопросов связано со значительными трудностями, коренящимися в
недостаточной разработке некоторых узловых проблем физиологии, психологии и
языкознания. До сих пор нет единства точек зрения в решении таких проблем, как
проблема типов мышления, природы слова, проблема языкового знака, определение понятия,
взаимоотношение между суждением и предложением и т. д.
Несмотря
на имеющиеся трудности, вряд ли целесообразно отказываться от попытки
комплексного рассмотрения проблемы сущности коммуникативной функции языка, так
как в противном случае многое в этой проблеме может остаться неясным.
Общие предпосылки возникновения человеческой речи
Человеческая
речь как средство коммуникации могла возникнуть только в определенных условиях,
важнейшим из которых является физиологическая организация ее носителя, т. е. человека.
Животные организмы, существующие на земном шаре, представлены поразительным
разнообразием форм, начиная от низших, или простейших животных, типа
одноклеточных, и кончая млекопитающими, наиболее развитым и сложным по своей
физической организации видом, представителем которого является человек.
Ни
одно из живых существ, за исключением человека, не обладает речью. Уже сам по
себе этот факт говорит о том, что важнейшим условием возникновения речи
является наличие определенного физиологического субстрата или определенной
физиологической организации, наиболее ярко воплощенной в человеке.
Проблеме
возникновения на земном шаре человека посвящено значительное количество
специальных исследований, которое с каждым годом все время увеличивается. Само
собой разумеется, что эта проблема обычно решается гипотетически, чаще всего на
основе различных косвенных данных и предположений. Происхождение человека
достаточно неясно, если учесть тот факт, что ближайшие родственники человека в
животном царстве, человекообразные обезьяны, не обнаруживают никаких признаков
эволюции, ведущей к превращению их в людей. Возникновение человека,
по-видимому, обусловлено прежде всего наличием каких-то особых
природных условий, способствовавших изменению физиологической организации
животных предков человека.
Многие
исследователи считают общим предком человека австралопитека. Он жил в
местностях, уже в те далекие времена безлесных и пустынных, на западе и в
центре Южной Африки. Отсутствие необходимости древесного образа жизни способствовало
высвобождению его передних конечностей. Опорные функции уступали место
хватательной деятельности, что явилось важной биологической предпосылкой
возникновения в дальнейшем трудовой деятельности. Ф. Энгельс придавал этому
факту огромное значение: «Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего
образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем
ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали
усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для
перехода, от обезьяны к человеку» [65, 486]. «Но рука,— замечает далее
Энгельс,— не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого,
в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на
пользу всему телу, которому она служила…» [65, 488].
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru
Дата добавления: 28.12.2007