К проблеме тренировочных заданий как элемента
структуры тренировочного процесса в спорте
Академик АПИСН, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный тренер БССР, заведующий кафедрой олимпийского и профессионального
спорта В.Г. Алабин, Харьковский государственный институт физической культуры
Введение. Рекорды вчера, сегодня и завтра.
Возьмем
для примера только прыжки в высоту. В 50-е годы Юрий Ильясов штурмовал высоту 2
метра. Так и не взял рекордного барьера страны. Давно ли эта высота покорялась
единицам, самым выдающимся, самым способным?
А
теперь оказывается, что этих “самых способных” множество. Сегодня
мировой рекорд в прыжке в высоту у мужчин – 2 м 45 см (это на 1 см выше
футбольных ворот), у женщин – 2 м 9 см.
И
в любом виде спорта можно найти подобные примеры.
Анализируя
динамику мировых рекордов в олимпийских играх с 1948 г. по настоящее время,
всесторонне изучая методику подготовки спортсменов высокого класса,
совершенствование и изменение техники различных видов спорта, возрастные
закономерности становления спортивного мастерства, ученые пришли к выводу, что
полная реализация атлетами своего потенциала позволит им значительно улучшить
мировые рекорды к 2000-му году.
Итак,прогноз
на 2000-й год,к примеру, только по легкоатлетическому спорту (по данным В.
Чудино-ва), далее даем на примере прыжков в высоту, длину, тройным, с шестом.
Прыгуны в высоту покорят 257 см, в длину – 9,10, тройным – 18,42, а шестовики
поднимут планку до 6,39.
Несомненно,
эта картина отражает ситуацию улучшения рекордов во всех видах спорта.
Тренировочный процесс сегодня.
Тренировочный
процесс в спорте определенно изменился, он действительно не тот, что был 30-40
лет назад.
В.Н.
Платонов [3, б], сравнивая 30-летний период современных тенденций в
совершенствовании процесса тренировок, вычленяет следующие основные направления
(наша редакция):
Первое
направление – резкий прирост объемов тре-нировочной работы. Так, например, у
бегунов на длинные дистанции объем беговой работы увеличился вдвое.
Второе
направление – строгое соответствие системы тренировок спортсменов высокого
класса со специфическими требованиями избранной специализации.
Третье
направление – постоянное увеличение соревновательной практики (количества
стартов, игр, схваток и т.д.).
Четвертое
направление – стремление сбалансировать тренировочные и соревновательные
нагрузки, отдых, питание.
Пятое
направление – использование нетрадиционных средств подготовки. Использование
приборов, тренажеров.
Шестое
направление – ориентация системы тренировки на достижение оптимальной структуры
соревновательной деятельности на различных этапах многолетней подготовки.
Седьмое
направление – совершенствование системы управления тренировочным процессом с
учетом закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде
спорта с учетом индивидуальных возможностей спортсменов.
Рассмотрим
несколько подробное последнее, седьмое, направление, касающееся управления
тренировочным процессом.
Идея
управления тренировкой на различных этапах занятий спортом впервые нашла
отражение в работах А.Д. Новикова и Н.Г. Озолина в 50-е годы. Система
управления уже на начальных этапах развития теории спорта разрабатывалась с
учетом достижений педагогики, физиологии, биологии и других наук.
Следует
ознакомиться с первыми фундаментальными трудами, посвященными проблеме
управления многолетним тренировочным процессом в спорте, в частности с работами
Л.П. Матвеева, В.П. Филина, В.И. Шапошниковой, М.Я. Набатниковой, Н.Д.
Граевской, выполненными в 60-80-е гг. Значительным вкладом в разработку
педагогического аспекта данной проблемы явился труд Н.Г. Озолина
“Современная система спортивной тренировки”.
Факторы,
определяющие результат – ¦ Об. факторы ¦ Интегральные ¦ Дифференциальные ¦
Основные условия тренировочного процесса ¦
Цель
–
Достижение возможно большего успеха в спорте ¦
Задачи
–
Обучение двигательным действиям ¦ Развитие
физических качеств ¦ Совершенствование в избранном виде спорта ¦
Тренировочное
задание –
Направленность заданий Нагрузка ¦ Средства ¦
Методы выполнения упражнений ¦
Тренировочное
занятие –
Подготовительная часть ¦ Основная часть (блоки
тренировочных заданий) ¦ Заключительная часть¦
Микроструктура
–
Собственно тренировочные ¦ Подводящие ¦
Соревновательные ¦ Восстановительные ¦
Мезоструктура
–
¦
Втягивание ¦ Базовые – развивающие – стабилизирующие ¦
Контрольно-подготовительные ¦ Предсоревновательные ¦ Соревновательные ¦
Восстановительно-подготовительные ¦ Восстановительно-поддерживающие ¦
Макроструктура
–
¦
Полугодичные ¦ Годичные (периоды) ¦
Многолетняя
подготовка –
¦
Предварительной подготовки ¦ Начальной спортивной специализации ¦ Углубленной
тренировки ¦ Спортивного совершенствования ¦ Олимпийской подготовки ¦
Основные
компоненты структуры многолетнего тренировочного процесса
Широкое
освещение эти вопросы получили в учебниках, монографиях и докторских
диссертациях Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Л.С. Хоменкова, В.М. Дьячкова, В.П.
Филина, Н.А. Фомина, Ю.В. Верхошан-ского, В.В. Кузнецова, В.М. Зациорского,
B.C. Фарфе-ля, М.Я. Набатниковой, Г.И. Кукушкина, В.А. Друзя, И.П. Ратова, Д.
Харре, Р.Е. Мотылянской, А.Н. Макарова, В.Н. Платонова, Ю.Д. Железняка, В.А.
Запоро-жанова, А.А. Гужаловского.
Методические
аспекты проблем оптимизации многолетнего учебно-тренировочного процесса в
спорте изложены в работах С.М. Вайцеховского, В. Петровского, Г.М. Панова, Г.С.
Туманяна, Э.Г. Мартиросова, С.М. Дедковского и других авторов.
Тренировки
сегодня и завтра. В поиске новых, более эффективных путей подготовки
спортсменов высокого класса важное место сегодня и завтра будет отводиться
совершенствованию управления тренировочным процессом, которое наряду с
оптимальной организацией и планированием предполагает широкое внедрение идей
кибернетики, использование математики и вычислительной техники.
Одновременно
следует помнить, что совершенствовать управление спортивной тренировкой –
значит улучшать структуру построения тренировочного процесса, перспективное
планирование и прогнозирование.
В
1964 г. Л.П. Матвеев [2] разделил общую структуру многолетнего тренировочного
процесса на микро-(малые), мезо- (средние), макро- (большие) циклы (части)
тренировки.
Л.П.
Матвеев впервые охарактеризовал эти части: микроциклы – совокупность нескольких
тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся
фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоциклы – относительно
законченный ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы – совокупность
мезоциклов, их длительность – от полугода (например, подготовительный период)
до четырех лет (олимпийский период подготовки). Однако, как утверждает Л.П.
Матвеев, конкретных научных исследований, раскрывающих особенности построения
многолетней тренировки в макроцикле, пока еще недостаточно.
В
последнее время структура спортивной тренировки расширилась поскольку появились
обособленные звенья тренировочного процесса: тренировочные задания,
тренировочные занятия и их части. Все эти звенья связаны с микроциклами,
мезоциклами, макроциклами (периодами и этапами многолетней тренировки),
стадиями и этапами многолетней тренировки (продолжительностью от 2 до 6 лет).
Общеизвестно,
что структура спортивной тренировки спортсмена характеризуется определенным
соотношением различных сторон подготовки (например, физической и технической);
необходимым соотношением тренировочной нагрузки (например, объема и
интенсивности), целесообразной последовательностью различных звеньев
тренировочного процесса, например этапов, циклов и т.д.
Используя
различные литературные источники, мы сконцентрировали основные компоненты
структуры многолетнего тренировочного процесса (см. рисунок и [1-4, 6, 7]).
Следует
отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут
рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем
свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.
Список литературы
1.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск: Народная
Асвета, 1978, с. 20-82.
2.
Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. Автореф. докт. дис.
М., 1964.
3.
Платонов В.Н. Исследование спортивной тренировки в плавании как целостного
сложноорганизованного объекта. Автореф. докт. дис. М., 1977.
4.
Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – Киев: Радяньска
школа, 1988.
5.
Попов В.П. Подготовка спортсменов-подводников высокой квалификации. – М.:
ДОСААФ, 1982, с. 3-47.
6.
Теория спорта / Под ред. проф. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987, cc.
101-103, 334-349.
7.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: ФиС, 1974.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/