К вопросу об элементах сакральности в революционном мировоззрении

Худолеев Алексей Николаевич, к.и.н., доцент кафедрыОтечественной истории, Кузбасская государственная педагогическая академия
Духовностьявляется важной составляющей любого общественно-политического или религиозноготечения. Не является исключением и революционная парадигма, долгое времяопределявшая направление развития русского исторического процесса. Основаннаяна материалистическом понимании, воинствующем атеизме и на отрицаниихристианских ценностей, революционная доктрина в то же время впитала в себянекоторые элементы религиозного сознания, представив его в новом, искаженномвиде. Какие же компоненты христианского сознания вошли в радикальную идеологию?
Впервую очередь, революционное мировоззрение основывается на вере в совершенныйидеал человеческого общежития. Стремление создать “Царство Божие” на земле ввиде коммунистического рая было стержневой идеей, от которой отталкиваласьреволюционная теория и практика, отвергая при этом существование рая нанебесах. Подобную раздвоенность ментальности русской радикальной среды стонкостью проницательного мыслителя подчеркивал еще А. И. Герцен, спрашивая ее:“Объясните мне, пожалуйста, отчего верить в бога смешно, а верить вчеловечество не смешно; верить в царство небесное – глупо, а верить в земныеутопии – умно? Отбросивши положительную религию, мы остались при всехрелигиозных привычках и, утратив рай на небе, верим в пришествие рая земного ихвастаемся этим”. Следует отметить, что революционный способ достиженияхристианского идеала сопровождался порой языческим обрядом жертвоприношений. Обэтом свидетельствует применение российскими революционерами методовполитического терроризма. Идол “социальной справедливости” с каждым годомтребовал все больших жертв. И они находились в лице императора, высшихсановников, губернаторов, простых городовых, конторских служащих и т.д.Библейское “не убий” оказалось в первом ряду заповедей, забытых и отринутыхрусскими революционерами.
Следующимиважными элементами радикального мировоззрения являются аскетизм исамоотречение. Революционное монашество считалось главным качеством “настоящихборцов” с самодержавием. Истинный революционер обязан был отказаться от всехземных удовольствий и благ и полностью сосредоточиться на достижениипоставленной цели. Ничего больше не должно было его волновать. Эта установканашла отражение в знаменитом “Катехизисе” С. Г. Нечаева, в котором говорилось,что “революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел,ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в немпоглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью– революцией”.
Нарядус аскетизмом и самоотречением революционное мировоззрение пропитано духомсамопожертвования. Молодые люди, многим из которых не было и тридцати лет срадостью приносили себя в жертву (погибали во время террористических актов, сулыбкой, смеясь и шутя, шли на виселицу) во имя культа “светлого будущего”. Ихимена канонизировались в радикальной среде, обличались в ореол святости. Такимобразом, на место христианских святых-мучеников ставились новые, революционные.Создается впечатление, что практически во всех громких террористических актах,потрясших Россию во второй половине XIX – начале XX веков главным было нестолько уничтожение “источника зла”, сколько желание погибнуть за веру и темсамым попасть в революционный “иконостас”. Безразличие к собственной жизни велок обесцениванию чужих жизней. Революционеры не любили себя, но они не любили и“ближнего”. Они восторгались “другим”, выраженным в общем понятии “народ”. Ночасто этого “другого” революционеры не знали, а довольствовались лишь представлениямио нем, придавая забвению еще одну библейскую заповедь: “не сотвори себекумира”.
Стремлениек святой жертвенности соединялось в радикальных кругах с эсхатологичностьюсознания. Воспевание смерти, провозглашение любви к ней, переходящее порой воткровенную браваду, было неотъемлемой частью русской революционной литературы(особенно поэзии) второй половины XIX века. Знаменитый тезис М. А. Бакунина:“страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть” воспринималсямногими молодыми революционерами в качестве оправдания их крайнего максимализмаи влечения к деструктивности. Отсюда проистекает понимание ими смерти (своейили чужой) как “праздника души”, дающего возможность навсегда остаться всвященной плеяде борцов за народное счастье.
Следующимэлементом революционного мировоззрения, на котором хотелось бы остановитьсяявляется мессианство. Революционеры рассматривали себя как благодетелей испасителей народа, которые должны не диктовать ему свою волю, а чуткоприслушиваться к мнению народа, направлять на путь освобождения и бытьвыразителями его чаяний и стремлений. Однако с течением времени формула“революция во имя народа и посредством народа” утратила свое гуманистическойначало и преобразовалась в аксиому “революция во имя народа, но без народа”,выраженную в воле организованного меньшинства как главной движущей единицыисторического процесса, и в диктатуре класса, партии, а затем и личности.Революционное мессианство привело к тому, что народные радетели превратились вдиктаторов, втесняющих, говоря словами А. И. Герцена, “методом просвещений иосвобождений, придуманных за спиною народа… его неотъемлемые права и егоблагосостояние топором и кнутом….”.
Такимобразом, революционное мировоззрение содержит в себе некоторые ключевыеположения христианской доктрины, правда, преломленные сквозь призму атеизма.Революция стала для радикально-настроенной среды своеобразной религией.Материалистически мыслившая, отрицавшая Бога, эта среда создала для себя новыйидеал, символ, в который верила самозабвенно, безгранично и преданно, вплоть досамоотречения. Возведя в абсолют культ революционности, она видела только одинпуть для преобразования России – путь революционного переворота, иные пути былидля нее немыслимы. Вогнав себя в “прокрустово ложе” фанатизма, приверженностиодной идеи, революционеры попытались все жизненное многообразие подогнать подее рамки, а не приспособить идею к развитию и потребностям жизни.
Список литературы
1.Герцен А. И. С того берега. // Герцен А. И. Собрание сочинений в 30-и томах. –М., 1955. – Т. 6. – С. 104. “Основная задача социально-революционной партии, — заявлял в середине 1870-х годов один из видных деятелей организации “Земля иволя” И. Н. Мышкин, — установить на развалинах теперешнегогосударственно-буржуазного порядка такой общественный строй, который,удовлетворяя требованиям народа в том виде, как они выразились в мелких икрупных народных движениях и повсеместно присущих народному сознанию, — составляет вместе с тем справедливейшую форму общественной организации”. / Цит.по: Аникин А. В. Элементы сакрального в русских революционных теориях (кистории формирования советской идеологии) // Отечественная история – 1995 — № 1– С. 83. В результате получается вполне библейская картина: “кто был ничем, тотстанет всем”, с одной лишь разницей, что это превращение должно произойти наземле.
2.Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальнаяпубликация. / Под ред. Е. Л. Рудницкой. – М., 1997 – С. 244. Многие положения“Катехизиса революционера” проникнуты поистине евангельской тональностью.“Отдай все, что есть у тебя, — говорится в одном из священных текстов, — оставьотца и мать свою, жену и детей, продай имение свое и раздай нищим, отрекись отсебя и следуй за Мной”. / Цит. по: Жукоцкий В. Д. Народнические корниленинизма: “хитрость разума” или “ирония истории”? // Вопросы философии – 2001- № 12 – С. 58. “Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви,благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем (революционере. –А. Х.) единою холодною страстью революционного дела. – писал С. Г. Нечаев,кстати, будучи народным учителем, преподававший “Закон Божий”. – Природанастоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность,восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение”. //Революционный радикализм в России… С. 245.
3.Например, С. Н. Булгаков усматривал основной грех радикальной интеллигенции вее мечтательном народолюбии, подменявшем христианскую любовьсентиментальностью. / См.: Заметка корреспондента газеты “Таврический голос” Б.Ивинского “Духовные корни большевизма: Содержание доклада проф. о. СергияБулгакова”. Публ. подготовил С. Б. Филимонов. // Отечественные архивы – 2002 — № 4 – С. 87.
4.Герцен А. И. Мясо освобождения. // Герцен А. И. Собрание сочинений в 30-итомах. – М., 1959. – Т. 16. – С. 27. “… все горе и зло, царящее на земле, — продолжает мысль А. И. Герцена известный отечественный философ С. Л Франк, — все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшеймере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатической веры вкакие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, иволи к беспощадному истреблению зла….” / Франк С. Л. Крушение кумиров. // Русскаяидея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В двух томах. – М.,1994 – Т. 1. – С 147.
5.Символичными выглядят следующие слова о. Сергия Булгакова, которые не потерялисвоей актуальности и в наши дни: “Победить нужно всю новую историю, и заменитьее новейшей, которая должна стать христианской. Победа должна быть произведенав умах, сердцах, душах и в воле. Необходимо пересмотреть отношение человека кчеловеку и человека к Богу. Совершить эту победу – большой труд, ибо нужносовершить свое духовное перерождение”. // Заметка корреспондента газеты“Таврический голос”… С. 88.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru