Качество аудиторских услуг

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентствопо образованию
Бузулукскийгуманитарно-технологический институт
(филиал)государственного образовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«Оренбургскийгосударственный университет»
Факультет заочногообучения
Кафедра бухгалтерскогоучетаКонтрольная работаПодисциплине: «Основы аудита»
Вариант 3
БГТИ (филиал) ГОУ ВПООГУ 060400.8008.11 ООРуководительработы
БранишаускенеА.М.
Исполнитель
Студенткагруппы № 4000
ПобежимоваТ.В.
Бузулук 2009 г

Содержание
1.Контролькачества услуг в аудиторских организациях
2.Определения
3.Тесты
4.Задачи
Списокиспользуемых источников

1. Контролькачества услуг в аудиторских организациях
Настоящее федеральное правило (стандарт)аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартоваудита, устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг ваудиторской организации. К деятельности индивидуального аудитора соответственноприменяются требования настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности,если иное не вытекает из существа деятельности индивидуального аудитора.
Аудиторская организация должнаустановить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумнуюуверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводятаудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиямизаконодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутреннимиправилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключенияи иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиямконкретных заданий.
Настоящее федеральное правило (стандарт)аудиторской деятельности применяется всеми аудиторскими организациями. Принципыи процедуры, разработанные самостоятельно аудиторской организацией всоответствии с настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности, зависят от масштаба и организации ее деятельности, участия вгруппе взаимосвязанных аудиторских организаций и других факторов.
Понятия, используемые в настоящемфедеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, означают следующее:
а) «руководитель задания» — руководитель аудиторской организации или иное уполномоченное лицо аудиторскойорганизации, который (которое) несет ответственность за выполнение задания, атакже за отчет (заключение), выдаваемый от имени аудиторской организации;
б) «проверка качества выполнениязадания» — процесс, призванный до выдачи отчета по результатам выполнениязадания объективно оценить существенные суждения, принятые аудиторской группой,и выводы, к которым она пришла при подготовке отчета;
в) «лицо, проводящее проверкукачества выполнения задания» руководитель или иное уполномоченное лицоаудиторской организации, стороннее компетентное лицо или группа таких лиц,которые обладают достаточным надлежащим опытом и полномочиями, чтобы провестипроверку качества выполнения задания;
г) «аудиторская группа» — всеработники, занятые выполнением задания, включая любых экспертов, привлеченныхаудиторской организацией в связи с выполнением данного задания;
д) «инспекция» — процедуры,проводимые в отношении завершенных заданий с целью подтверждения соблюденияаудиторской группой принципов и процедур контроля качества, установленных ваудиторской организации;
е) «общественно значимыйхозяйствующий субъект» хозяйствующий субъект, в коммерческую деятельностькоторого прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц, открытоеакционерное общество и иная организация, имеющая публично размещаемые(размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги, финансоваяорганизация, работающая со средствами физических и юридических лиц, другиеорганизации;
ж) «мониторинг» — процесс,предусматривающий непрерывный анализ и оценку системы контроля качествааудиторской организации, включая периодическую инспекцию на выборочной основезавершенных заданий, осуществляемый с целью достижения разумной уверенности втом, что система контроля качества функционирует эффективно;
з) «сетевая организация» — хозяйствующий субъект, который имеет общий контроль, общих собственников илируководство с другой организацией и который может быть признан на разумнойоснове любой третьей стороной, располагающей соответствующей информацией,частью национальной или международной сети организаций;
и) «работники аудиторскойорганизации» — руководители и специалисты аудиторской организации;
к) «специалисты аудиторскойорганизации» — лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношенияхс аудиторской организацией и участвующие в проведении аудита и оказаниисопутствующих аудиту услуг, за исключением руководства аудиторской организации;
л) «руководство аудиторскойорганизации» — лица, обладающие полномочиями заключать договоры оказанияаудиторских и сопутствующих аудиту услуг от имени аудиторской организации;
м) «разумная уверенность» — высокая, но не абсолютная степень уверенности;
н) «стороннее компетентноелицо» — лицо, не являющееся работником аудиторской организации, котороеобладает достаточной профессиональной компетентностью, чтобы быть руководителеманалогичного задания (например, руководитель другой аудиторской организации илипредставитель профессионального аудиторского объединения, члены которого могутпроводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги).
Система контроля качества услугаудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношениикаждого из следующих элементов:
а) обязанности руководства аудиторскойорганизации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторскойорганизацией;
Аудиторская организация своимраспорядительным документом должна установить принципы и процедуры,способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того,что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы ипроцедуры должны предусматривать ответственность руководства аудиторскойорганизации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.
Особое значение имеет признаниеруководством аудиторской организации в качестве наиважнейшей цели деятельностиаудиторской организации достижения высокого качества выполнения всех заданий.
Для этого:
а) аудиторская организация должнаустанавливать обязанности руководства таким образом, чтобы коммерческиесоображения не преобладали над качеством выполняемой работы;
б) принципы и процедуры, применяемые ваудиторской организации в отношении оценки выполненной работы, оплаты иповышения в должности (включая систему поощрения) работников, должны демонстрироватьприверженность аудиторской организации качеству;
в) аудиторская организация должнанаправлять средства в достаточном объеме на развитие и документированиепринципов и процедур контроля качества услуг.
Лицо, которое руководство аудиторскойорганизации назначает ответственным за функционирование системы контролякачества, должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональнойкомпетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своихфункций.
б) этические требования;
В аудиторской организации должны бытьустановлены принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том,что ее работники и иные лица, которые должны соблюдать независимость (включаяэкспертов, привлеченных к работе по договору, а также работников сетевой организации)соблюдают необходимые этические требования, а так же независимость в случаях,установленных законодательством Российской Федерации и Кодексом этики аудиторовРоссии. Такие принципы и процедуры должны позволять:
а) доводить требования в отношениинезависимости до сведения работников аудиторской организации и иных лиц,которые должны соблюдать такие требования;
б) выявлять и оценивать обстоятельства иотношения, создающие угрозы независимости, а также предприниматьсоответствующие действия для устранения таких угроз или сведения их доприемлемого уровня путем принятия надлежащих мер предосторожности или (еслинеобходимо) отказа от выполнения задания.
Аудиторская организация должнаустановить принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, чтолюбые случаи нарушения независимости будут выявлены и аудиторской организациейбудут приняты соответствующие меры по их устранению.
Ставшая известной информация о нарушениипринципов и процедур независимости должна быть своевременно доведена досведения руководителей аудитов или иных заданий, других работников аудиторскойорганизации, имеющих к этому отношение, и, если уместно, сторонних экспертов иработников сетевых организаций для принятия соответствующих мер.Соответствующие меры, предпринимаемые аудиторской организацией и руководителемаудита или иного задания, включают такие действия, которые гарантируютустранение угроз независимости или сведение их до приемлемого уровня, вплоть доотказа от выполнения задания. Помимо этого, аудиторская организация должнавключать вопросы независимости в обучающие программы для работников, обязанныхсоблюдать требование независимости.
Не реже одного раза в год работникиаудиторской организации, обязанные соблюдать независимость, должныпредоставлять аудиторской организации письменные подтверждения соблюденияустановленных принципов и процедур независимости.
в) принятие на обслуживание новогоклиента и продолжение сотрудничества;
В аудиторской организации должны бытьустановлены принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса опринятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с ужесуществующим клиентом, обеспечивающие разумную уверенность в том, что принятиена обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с уже существующимклиентом будет осуществляться только в отношении заданий:
а) в которых аудиторская организацияположительно оценила честность руководства предполагаемого аудируемого лица илилица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги, и не обладаетинформацией, которая свидетельствовала бы о противоположном;
б) которые аудиторская организацияспособна выполнить, обладая необходимыми возможностями, временем и ресурсами;
в) при выполнении которых аудиторскаяорганизация не будет нарушать этические требования.
При оценке честности руководствапотенциального клиента аудиторская организация должна учитывать, например:
а) личность и деловую репутацию основныхсобственников потенциального клиента, его руководства, аффилированных лиц,представителей собственника;
б) характер хозяйственных операцийклиента, включая его деловую практику;
в) информацию об отношении основныхсобственников потенциального клиента, его руководства, представителейсобственника к контрольной среде или вопросу неадекватного толкованиянормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
г) насколько неадекватно низкимстремится клиент установить размер денежного вознаграждения аудиторскойорганизации за проведение аудита или оказание сопутствующих аудиту услуг;
д) проявления ненадлежащего ограниченияобъема аудита;
е) признаки того, что клиент занимаетсялегализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или другойкриминальной деятельностью;
ж) причины назначения данной аудиторскойорганизации и неназначения предшествующего аудитора.
Информацию о честности руководствапотенциального клиента аудиторская организация может получать из следующихисточников:
а) общение с аудиторской организацией,оказывающей услуги потенциальному клиенту в текущем периоде или впредшествующие периоды, обсуждение с другими третьими сторонами;
б) запросы в адрес таких третьих сторон,как банки, организации, оказывающие клиенту юридические услуги, другиепредставители финансовых и деловых кругов;
в) иные открытые источники информации.
При оценке возможностей,профессиональной компетентности, временных рамок и ресурсов аудиторскойорганизации для решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента илипродолжении сотрудничества с уже существующим клиентом аудиторская организациядолжна проанализировать конкретные требования к заданию, руководителю аудитаили иного задания и специалистам всех уровней. В частности, аудиторскаяорганизация анализирует:
а) знания работников в конкретнойотрасли или области;
б) опыт применения требованийнормативных правовых актов Российской Федерации или возможность быстрогоприобретения необходимых навыков и знаний;
в) наличие достаточного для выполнениязадания количества работников, владеющих необходимыми знаниями и обладающихсоответствующей профессиональной компетентностью;
г) возможность привлечения стороннихэкспертов в случае необходимости;
д) наличие в составе работников лиц,отвечающих критериям и требованиям, предъявляемым к лицам, способным выполнятьобзорные проверки качества выполнения задания, если это применимо;
е) способность аудиторской организациивыполнить задание в установленные сроки.
г) кадровая работа;
Аудиторская организация должнаустановить принципы и процедуры, призванные обеспечить разумную уверенность втом, что она обладает достаточным по количеству кадровым составом, владеющимнеобходимыми знаниями, опытом, соблюдающим этические принципы, способнымвыполнять задания в соответствии с федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, а также в том, что аудиторские заключения и иные отчеты, выданныеаудиторской организацией, соответствуют условиям конкретного задания.
Принципы и процедуры, установленныеаудиторской организацией, должны охватывать следующие элементы кадровой работы:
а) найм работников;
б) оценка результатов выполнения работы;
в) профессиональные навыки работников;
г) профессиональная компетентность;
д) профессиональное развитие;
е) повышение в должности;
ж) оплата труда;
з) оценка нужд работников.
Решение этих вопросов позволяетаудиторской организации устанавливать квалификационные требования иколичественные показатели для найма работников, потребность в которыхиспытывает аудиторская организация для выполнения заданий.
Профессиональная компетентность работниковаудиторской организации во многом зависит от соответствующего уровняпостоянного профессионального обучения, позволяющего сохранять и приумножатьзнания и навыки работников. Для этого в своей деятельности аудиторскаяорганизация должна придавать особое значение необходимости постоянногопрофессионального обучения работников всех уровней.
В аудиторской организации должны бытьустановлены следующие принципы и процедуры:
а) руководитель аудита или иного заданияи работники аудиторской организации, осуществляющие аудит или иное задание,должны обладать соответствующими навыками, профессиональной компетентностью,полномочиями и временем для выполнения своих функций;
б) обязанности руководителя аудита илииного задания и работников аудиторской организации, осуществляющих аудит илииное задание, должны быть четко определены и доведены до их сведения.
Аудиторская организация также должнаназначать для выполнения задания соответствующих специалистов, обладающихнеобходимыми навыками, профессиональной компетентностью и временем,необходимыми для выполнения работы в соответствии с федеральными правилами(стандартами) аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовыхактов Российской Федерации.
В аудиторской организации должны бытьустановлены процедуры оценки навыков и профессиональной компетентности своихработников. При назначении аудиторских групп и определении требующегося уровнянадзора должны рассматриваться следующие вопросы:
а) понимание заданий и практический опытвыполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенныйпосредством соответствующего обучения и предыдущей работы;
б) знание и понимание федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности, а также требований нормативных правовыхактов Российской Федерации;
в) соответствующие технические знания, втом числе знание соответствующих информационных технологий;
г) знание отрасли, в которой клиентосуществляет свою деятельность;
д) способность формироватьпрофессиональное суждение;
е) понимание принципов и процедур контролякачества, установленных в аудиторской организации.
д) выполнение задания;
В аудиторской организации должны бытьустановлены принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том,что задания выполняются в соответствии с федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, а также в том, что аудиторские заключения и иные отчеты, выданныеаудиторской организацией, соответствуют условиям конкретного задания.
Как правило, выполнение заданиядостигается посредством применения соответствующих руководств в бумажной илиэлектронной форме с применением программного обеспечения и стандартизированныхформ документов, а также отраслевых и проблемно-ориентированных методическихрекомендаций, охватывающих следующие вопросы:
а) инструктаж аудиторской группы передзаданием с целью уяснения и понимания ее членами целей и задач;
б) порядок соблюдения применимыхстандартов;
в) порядок надзора за выполнениемзадания, обучения работников и инструктажа;
г) методы проведения обзорной проверкикачества выполнения задания, значимых суждений и выданного аудиторскогозаключения или иного отчета;
д) соответствующее документированиевыполненной работы, а также временных рамок и объема обзорной проверки качествавыполнения задания;
е) порядок актуализации принципов ипроцедур.
Надзор за выполнением задания включает:
а) наблюдение за ходом выполнениязадания;
б) оценку навыков и профессиональнойкомпетентности каждого члена аудиторской группы, наличия у него времени,достаточного для выполнения задания, понимания данных ему инструкций, а такжесоответствия его работы запланированному подходу;
в) решение значимых вопросов,возникающих в ходе выполнения задания, оценка их значимости и в случаенеобходимости соответствующее изменение запланированного подхода;
г) выявление вопросов, в отношениикоторых необходимо проведение в ходе выполнения задания консультаций илирассмотрение более опытными членами аудиторской группы.
Консультирование предполагает обсуждениена соответствующем профессиональном уровне как в самой аудиторской организации,так и со сторонними компетентными лицами, обладающими соответствующими знаниямии опытом, решений сложных или спорных вопросов.
Для того, чтобы проведение консультацийс компетентными лицами было результативным, необходимо, чтобы этим лицам былапредоставлена вся исходная информация, на основании которой они могли бы датьсоответствующие рекомендации по методологическим, этическим и иным вопросам.Порядок получения консультаций предполагает обращение к лицам, имеющимсоответствующие знания, полномочия и опыт, как в аудиторской организации, так иза ее пределами. Выводы, сделанные в результате таких консультаций, должны бытьдолжным образом документально оформлены и применены на практике.
Аудиторская организация, использующаяуслуги компетентных сторонних лиц для проведения обзорной проверки качествавыполнения задания, должна признавать, что могут иметь место разные мнения, иустанавливать соответствующие процедуры для разрешения разногласий, например,посредством получения консультаций у стороннего компетентного лица или другойаудиторской организации, профессионального аудиторского объединения илирегулирующего органа.
В аудиторской организации должны бытьразработаны принципы и процедуры в отношении проведения обзорных провероккачества выполнения определенных видов заданий с целью объективной оценкизначимых суждений и выводов аудиторской группы, послуживших основой выданногоаудиторского заключения или иного отчета. Такие принципы и процедуры должны:
а) предусматривать проведение обзорныхпроверок качества выполнения всех аудитов финансовой (бухгалтерской) отчетностиобщественно значимых хозяйствующих субъектов;
б) формулировать критерии, при наличиикоторых обзорные проверки качества выполнения задания должны также проводитьсяи в отношении определенных аудитов, обзорных проверок финансовой информации,других заданий;
в) предусматривать проведение обзорныхпроверок качества выполнения всех заданий, отвечающих критериям, предусмотреннымподпунктом «б» настоящего пункта.
Принципы и процедуры аудиторскойорганизации должны запрещать выдачу аудиторских заключений или иных отчетов дотех пор, пока не будет закончена обзорная проверка качества выполнения задания.
При определении критериев заданий, несвязанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимыххозяйствующих субъектов, которые подлежат обзорной проверке качества ихвыполнения, аудиторские организации учитывают:
а) характер задания, в том численасколько оно является предметом общественного интереса;
б) наличие в конкретном задании иликлассе заданий необычных обстоятельств или рисков.
Обзорная проверка качества выполнениязадания, как правило, включает обсуждение с руководителем аудиторской проверкиили иного задания, обзор финансовой (бухгалтерской) отчетности или инойпредметной информации, а также анализ аудиторского заключения или иного отчета,в частности, его соответствия условиям конкретного задания. Также обзорнаяпроверка качества выполнения задания предусматривает выборочный анализ рабочихдокументов аудитора, связанных со значимыми суждениями и выводами, сделаннымиаудиторской группой.
Обзорная проверка качества выполнениязаданий, связанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественнозначимых хозяйствующих субъектов, охватывает следующие вопросы:
а) оценка аудиторской группойнезависимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;
б) оценка значимых рисков, выявленных входе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененныеаудитором риски;
в) суждения в отношении существенности ваудите и значимых рисков;
г) получение соответствующихконсультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, атакже выводы, сделанные по результатам этих консультаций;
д) значимость исправленных инеисправленных искажений, выявленных в ходе выполнения задания;
е) обстоятельства, информация о которыхдолжна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника илииных лиц аудируемого лица;
ж) соответствие выбранных для анализарабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой дляформирования значимых суждений и сделанных выводов;
з) соответствие проекта аудиторскогозаключения или иного отчета условиям конкретного задания.
Обзорные проверки качества выполнениязаданий, не являющихся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетностиобщественно значимых хозяйствующих субъектов, могут в зависимости отобстоятельств охватывать все указанные аспекты в полном объеме или частично.
Лицо, осуществляющее обзорную проверкукачества выполнения задания, должно проводить ее своевременно, на нужном этапезадания, чтобы значимые вопросы могли быть быстро решены до выдачи аудиторскогозаключения или иного отчета.
Если руководитель задания не соглашаетсяс рекомендациями лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнениязадания, и данное разногласие не удается урегулировать, то аудиторскоезаключение или иной отчет не могут быть выданы до тех пор, пока вопрос не будетрешен в соответствии с процедурами, установленными в аудиторской организациидля разрешения разногласий.
е) мониторинг.
В аудиторской организации должны бытьустановлены принципы и процедуры, связанные с системой контроля качества,обеспечивающие разумную уверенность в том, что они являются уместными,адекватными, эффективными и соблюдаются на практике. Эти принципы и процедурыдолжны включать текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторскойорганизации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий.
Целью мониторинга соответствия принципови процедур контроля качества является оценка:
а) соблюдения федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности и требований нормативных правовых актовРоссийской Федерации;
б) надлежащей организации и эффективногофункционирования системы контроля качества;
в) надлежащего применения принципов ипроцедур контроля качества, в результате чего аудиторские заключения и иныеотчеты, выдаваемые аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретныхзаданий.
В аудиторской организацииответственность за мониторинг должна быть возложена на руководящих сотрудниковаудиторской организации или других лиц, обладающих достаточным опытом иполномочиями. Осуществляемый уполномоченными лицами мониторинг системы контролякачества охватывает вопросы ее организации и эффективности функционирования.
Небольшие аудиторские организации ииндивидуальные аудиторы могут привлечь к проведению инспекций и других процедурмониторинга стороннее компетентное лицо или другую аудиторскую организацию.Также они могут установить способы совместного с аналогичными организациямииспользования этих ресурсов, чтобы упростить процесс осуществления процедурмониторинга.
Аудиторская организация должна оцениватьпоследствия недостатков, выявленных в результате проведения мониторинга, иопределять, являются ли они:
а) случаями, которые не обязательноуказывают на то, что система контроля качества аудиторской организации не всостоянии обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская организация и ееработники осуществляют проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услугв соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельностии требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в том,что аудиторские заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией,соответствуют условиям конкретного задания;
б) систематическими, повторяющимися илииными значительными недостатками, требующими своевременного принятиясоответствующих мер.
Аудиторская организация должна сообщатьо недостатках, выявленных по результатам мониторинга, а также о рекомендацияхпо их устранению руководителям аудитов и иных заданий, а также имеющим к этомуотношение работникам.
Результатом оценки аудиторскойорганизацией каждого недостатка должны стать рекомендации в отношении одногоили нескольких следующих аспектов:
а) принятие мер в отношении отдельногозадания или конкретного работника;
б) сообщение выводов лицам,ответственным за непрерывное профессиональное обучение;
в) внесение изменений в принципы ипроцедуры контроля качества;
г) применение дисциплинарных мервоздействия в отношении лиц, не соблюдающих принципы и процедуры аудиторскойорганизации, особенно в отношении тех, кто делает это систематически.
Не реже одного раза в год аудиторскаяорганизация должна сообщать о результатах мониторинга системы контроля качестваруководителям аудитов и иных заданий и другим руководящим сотрудникамаудиторской организации. Такое сообщение позволит аудиторской организации иэтим лицам предпринять своевременные и нужные меры в соответствии с ихответственностью и полномочиями. Сообщаемая информация должна включать:
а) описание выполненных процедурмониторинга;
б) выводы, сделанные по результатамосуществленного мониторинга;
в) описание систематических,повторяющихся или иных значительных недостатков (если имелись), а также мер,предпринятых по их устранению.
При документальном оформлениимониторинга:
а) должны быть описаны процедурымониторинга, включая процедуру выбора заданий для инспекции;
б) фиксируются оценки соблюденияфедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и требованийнормативных правовых актов Российской Федерации, надлежащей организации иэффективности функционирования системы контроля качества и надлежащего примененияпринципов и процедур контроля качества, в результате чего аудиторскаяорганизация выдает аудиторские заключения или иные отчеты, соответствующиеусловиям конкретных заданий;
в) должны быть описаны выявленныенедостатки, дана оценка их последствий и сформулированы основания для принятиядальнейших мер.
7. Принципы и процедуры контролякачества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведенияработников аудиторской организации. До сведения каждого работника должны бытьдоведены принципы и процедуры контроля качества услуг, а также цели, длядостижения которых они установлены, информация о том, что каждый работник несетперсональную ответственность за качество услуг и обязан соблюдать установленныепринципы и процедуры. Помимо этого, руководство аудиторской организации должнопризнать важность обратной связи с работниками по вопросам контроля качествауслуг, для чего необходимо поощрять работников высказывать их точку зрения вотношении вопросов контроля качества услуг.
2. Определения
Обязательный аудит- проверка с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетностиорганизаций в случаях, указанных в статье 7 Федерального закона «Обаудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ:
— размер ВЫРУЧКИ организации илииндивидуального предпринимателя от реализации продукции (работ, услуг) за одингод превышает в 500 тысяч раз минимальный размер оплаты труда ( >50 млн.руб.);
— сумма АКТИВОВ БАЛАНСА превышает наконец отчетного года в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда ( >20млн. руб.);
— Вы — ОАО (открытое акционерноеобщество);
обязательный аудит в отношении Вашейорганизации предусмотрен законодательством.
Инициативный аудит — проверка по инициативе руководства или учредителей предприятия достоверностиего бухгалтерской и налоговой отчетности, правильности ведения отдельныхучастков учета и т. д.
Под термином «аудиторский риск»понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае,когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенныеискажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск,риск средств контроля и риск необнаружения.
Квалификационный аттестат аудитора — этоспециальный документ, для получения которого требуется удовлетворять рядуусловий: необходимо высшее образование, стаж работы по экономическому профилюне менее 3-х лет, получение дополнительного образования в специализированномучреждении со сдачей достаточно сложных экзаменов.
Инвентаризация — проверка наличия исостояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, атакже денежных средств, остатков средств на счёте в банке и остальных расчётовс дебиторами и кредиторами.
Профессиональное суждение аудитора — точка зрения аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы,которая служит основанием для принятия им субъективных решений вобстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий непредставляется возможными.
3. Тесты
1. Аудиторскоезаключение включает:
а)  вводную,аналитическую и итоговую части;
б)  наименование,адресат, сведения об аудиторе и аудируемом лице, вводную часть, часть,описывающую объем аудита и содержащую мнение аудитора, дату и подпись аудитора;
в)  вводную часть,часть, описывающую объем аудита, часть, содержащую мнение аудитора.
2. Взаимосвязь междуаудиторским риском и уровнем существенности:
а) прямая;
б) обратная;
в) отсутствует.
3. Кто отвечает заорганизацию системы внутреннего контроля качества аудита?
а)  акционерыаудиторской организации;
б)  руководительаудиторской организации;
в)  руководительаудиторской проверки.
4. Какие доказательстваболее надежные?
а)  полученныесамостоятельно аудитором;
б)  полученные оттретьих лиц в письменном виде;
в)  полученные в устнойформе от аудируемого лица.
5. Другая аудиторская организацияпо отношению к основной аудиторской организации — это:
а)  аудиторскаяорганизация, проводящая проверку головной организации;
б)  аудиторскаяорганизация, проводящая проверку подразделений головной организации;
в)  аудиторскаяорганизация, аудит бухгалтерской отчетности которой проводит основнаяаудиторская организация.
6. Что не относится кинициативному аудиту?
а)  проверка поинициативе руководства аудируемого лица;
б)  проверка поинициативе правоохранительного органа;
в)  проверка поинициативе учредителей аудируемого лица.
7. Укажите возможнуюпричину отказа от выдачи аудиторского заключения:
а)непредоставление аудируемым лицом всех необходимых документов для проверки;
б) разногласия аудиторас руководством аудируемого лица, очень существенные для финансовой отчетности;
в) неопределенные обстоятельствааудируемого лица.
8. Модифицированноеаудиторское заключение с факторами, влияющими на аудиторское мнение, можетбыть:
а) только с оговоркой;
б) с отрицательныммнением или отказом от выражения мнения;
в) соговоркой, отказом от выражения мнения, с отрицательным мнением.
9. До заключениядоговора оказания аудиторских услуг аудиторская фирма:
а)  определяет объемаудита;
б)  оцениваетпотенциального клиента;
в)  оценивает СВКклиента.
10. Слово «аудит» происходитот латинского глагола «audio»,который означает:
а) проверять;
б) удостоверять;
в) выслушивать, слушать.
4. Задачи
1. Извлечение избухгалтерской финансовой отчетности аудиторской фирмы ЗАО «Путь» за2008 г.:
— величина уставного капитала- 500 тыс. руб.
— выручка от реализацииуслуг – 56 млн. руб.
— сумма прибыли за год — 28 млн. руб.
— себестоимость услуг –25 млн. руб.
Подлежит ли финансовая отчетностьЗАО «Путь» обязательной аудиторской проверке? Объясните ответ.
ОТВЕТ: СогласноФедерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ от 30 декабря 2008года статья 5 пункт 1: «объем выручки от продаж продукции (выполненияработ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию наконец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей…», фирмаЗАО «Путь» подлежит обязательной аудиторской проверке.
2. При проведенииаудиторской проверки между аудитором и руководством организации возникли разногласияотносительно применения учетной политики и адекватности представления финансовой(бухгалтерской) отчетности. Эти разногласия оказали существенное влияние насальдо по отдельным счетам бухгалтерского баланса и правильность формирования показателейформы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Какое аудиторское заключениебудет представлено по результатам проверки? Определите содержание аудиторского заключенияв результате возникших разногласий между аудитором и руководством экономическогосубъекта.
ОТВЕТ: По результатампроверки будет представлено аудиторское заключение, содержащее мнение соговоркой из-за разногласия относительно учетной политики и ненадлежащегометода учета. Содержание аудиторского заключения: ” В результатепроведенного аудита нами установлены нарушения действующего порядка составленияфинансовой (бухгалтерской) отчетности и ведения бухгалтерского учета, а именно:
В составе внеобортныхактивов по строке 190 Бухгалтерского баланса не отражена стоимостьпроизводственного оборудования в размере 70000 руб., а в составе оборотныхактивов по строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям» не отражена сумма налога на добавленную стоимость, приходящаясяна указанное оборудование, в размере 11800 руб. Соответственно по строке 621 «Поставщикии подрядчики» не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком вразмере 81800 руб.
По нашему мнению, заисключением влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность обстоятельств,изложенных в предыдущей части, финансовая отчетность ОАО «Путь»отражает достоверно во всех существенных отношениях”.
Списокиспользуемых источников
1.Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7.08.01 г. сизменениями и дополнениями №164-ФЗ от 14.12.01 г.
2  Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.08 г.
3  Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г. с изменениями идополнениями
4  ДанилевскийЮ.А., Шапигузов СМ., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.Д. Аудит: Учебное пособие — М: ИДФБК — Пресс, 2001г. — 544 с.
5  ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник — 5-е изд., перераб. и допол. М: ИНФРА — М,2007. – 448 с.
6  МерзликинаЕ.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
7  КалистратовЛ.М. Аудит: учебное пособие / Л.М. Калистратов. – 3-е изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 256с.
8 .Подольский В.И. Аудит: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; под ред. В.И. Подольского. – 5-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия +», 2009. – 352.