Качество продукции

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятиеи показатели качества продукции………………………….
2.Управление качеством продукции……………………………………
3. Новаястратегия в управлении качеством……………………………
4.Правовое регулирование качества продукции………………………
Заключение……………………………………………………………….

1. Понятие и показатели качества продукции
Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль­ноиные требования к качеству выпускаемой продукции. В со­временном миревыживаемость любой фирмы, ее устойчивое по­ложение на рынке товаров и услугопределяются уровнем конку­рентоспособности. В свою очередьконкурентоспособность свя­зана с двумя показателями — уровнем цены и уровнемкачества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качествупродукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,и работа по управлению качеством на фирме — альфа и оме­га для всего персонала,от руководителя до конкретного исполнителя.
Качество продукции — важнейший показатель деятельностипредприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяетвыживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса,рост эффективности производст­ва, экономию всех видов ресурсов, используемых напредприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всехведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатскиепредприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренциимежду фирмами.
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентиро­ваноГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины иопределения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ееПригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ееназначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется навсю национальную экономику. Оно способствует рациональному ис­пользованиюресурсов.
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован­ныхна изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньшеплановых сроков физического износа.
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элевато­ры), плохиекоммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонтбытовой техники.
1.5. Потери природных ресурсов в результате использования низ­кокачественныхмашин, используемых для добычи этих ресурсов.
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экс­портаготовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импортатехники и товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресур­совна осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов техническогоконтроля качества.
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на нацио­нальныхпредприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производст­венно-техническогои личного плана.
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения:
2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на уст­ранениедефектов изготовления товаров народного потребления.
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 3. Экологические
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна,водного бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлениюнаселения.
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйстваиз-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре­монтгражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз­душной среды.
С понятием качества тесно связано и понятие технического,уровня продукции — относительной характеристики качества про­дукции, основаннойна сопоставлении значений показателей, оп­ределяющих техническое совершенствооцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойст­вом,это совокупность свойств. Свойства продукции количествен­но выражаются впоказателях качества. Общепризнанна классифи­кация на десять групп свойств исоответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис­пользованияпродукции по назначению и обусловливают область при­менения продукции. Дляпродукции производственно-технического назначения основным показателем можетслужить производитель­ность, показывающая, какой объем продукции может бытьвыпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услугможет быть оказан за определенный промежуток времени.
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремон­топригодность,а также долговечность изделия. В зависимости от осо­бенностей оцениваемойпродукции для характеристики надежности мо­гут использоваться как все четыре,так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных сбезопасностью людей, безот­казность может быть основным, а иногда иединственным показа­телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовыхэлектро­приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, ру­левоеуправление). Для воздушных судов безотказность — единствен­ный и основнойпоказатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделиясохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяютсятакие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный сроксохраняемости. Сохраняемость шрает важную роль для пищевой продукции. Ре­монтопригодностьопределяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания,вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве­личинойзатрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности характеризуют эффективностьконструкторско-технологических решений для обеспечения высо­койпроизводительности труда при изготовлении и ремонте про­дукции. Именно спомощью технологичности достигаются массо­вость выпуска продукции, рациональноераспределение затрат ма­териалов, средств, труда и времени при технологическойподго­товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенностьпродукции стандартными, унифицированными и оригинальными со­ставными частями, атакже уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделияделятся на стандартные, унифи­цированные и оригинальные. Чем меньшеоригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и дляпотребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие челове­ка сизделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических ипсихологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием. Этомогут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, расположение ручки ухоло­дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе­ние руля увелосипеда, освещенность, температура, влажность, за­пыленность, шум, вибрация,излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания ит.д.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность,рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения истабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ностьпродукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту ипатентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определенииконкурентоспособности. При опреде­лении патентно-правовых показателей следуетучитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защи­щенныхпатентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знакакак в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду,которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например,содержание вредных приме­сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов,излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности про­дукциидля безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечиваютбезопасность при монтаже, обслуживании, ремон­те, хранении, транспортировании,потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качествопродукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошовыполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых онопредназначено. Но помимо всех этих показа­телей важна и цена изделия. Именно сценой связан вопрос экономи­чески оптимального качества, или экономическирационального ка­чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет,ком­пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо ценыважны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собойзатраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительнымсроком службы, эти затра­ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторымизделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.
 Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношениекачества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
К опт = Q/C∑ , 
гдеК опт — экономически оптимальное качество;
Q  — качество изделия;
С ∑— затраты ш приобретение и эксплуатациюизделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку онвключает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизацииизделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самыеразнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, котораяразработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка­чествапродукции.
Итак, качество продукции в условиях современного производ­ства— важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтомуему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все —от директора пред­приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про­цессыпо обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в системууправления качеством.

2. Управление качеством продукции
Управление качеством — действия, осуществляемые при созда­нии,эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения иподдержания необходимого уровня ее качества.
Универсальная схема управления качеством продукции, пред­ложеннаяпроф. А.В. Гличевым.
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих накачество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:
•  станки, машины, другое производственное оборудование;
• профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческоездоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечениякачества более многочисленны. Сюда относятся:
• характер производственного процесса, его интенсивность,ритмичность, продолжительность;
• климатическое состояние окружающей среды и произ­водственныхпомещений;
• интерьер и производственный дизайн;
• характер материальных и моральных стимулов;
•  морально-психологический климат в производственномколлективе;
• формы организации информационного обслуживания и уровеньоснащенности рабочих мест;
• состояние социально-материальной среды работающих.
Сущность всякого управления заключается в выработке управ­ляющихрешений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющихвоздействий на определенном объ­екте управления. При управлении качествомпродукции непосредст­венными объектами управления, как правило, являютсяпроцессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и проте­каюткак на допроизводственной стадии, так и на производственной ипослепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции
Управляющие решения вырабатываются на основании сопос­тавленияинформации о фактическом состоянии управляемого процесса с егохарактеристиками, заданными программой управ­ления. Нормативную документацию,регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции(технические за­дания на разработку продукции, стандарты, технические условиячертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программыуправления качеством продукции.
Основной задачей каждого предприятия (организации) являет­сякачество производимой продукции и предоставляемых услуг Успешная деятельностьпредприятия должна обеспечиваться про­изводством продукции или услуг, которые
•отвечают четко определенным потребностям, сфере приме­ненияили назначения; 
•  удовлетворяют требованиям потребителя;
• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
• отвечают действующему законодательству и другим требо­ваниямобщества;
• предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам
• направлены на получение прибыли.
 Управление качеством продукции должно осуществляться темно,т.е. на предприятии должна функционировать система управления качествомпродукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четкораспределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые дляуправления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стан­дартыИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качествомпродукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяетсяполитика в области качества — непосредственно система качества, включающаяобеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1).
Политика в области качества может быть сформулирована в видепринципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
•  расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превы­шающегоуровень ведущих предприятий и фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителяопределенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которыхреализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл про­дукции,который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11этапов (рис. 2).
 С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изго­товителяпродукции с потребителем, со всей системой, обеспечи­вающей решение задачиуправления качеством продукции.
 Наряду с системами управления качеством продукции важнаяроль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества(или группам качества). Как показывает зару­бежный опыт, кружки качества — этоформа демократизации ка­питала, она создает заинтересованность рабочих вкачестве, изме­няет психологический климат на предприятии.
Принципы организации кружков качества:
• добровольность участия;
• стремление к коллективным формам поиска правильных решений,их оперативное рассмотрение, внедрение в про­изводство принятых предложений;моральное и материальное удовлетворение достигнутыми ус­пехами, стимулированиерезультатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством иобщественными организациями на всех уровнях управления предприятием;обеспечение гласности и пропаганды их деятельности все­ми формами и средствамимассовой информации, обобще­ние и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако су­щественныйимпульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, иколичественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать кактехнико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.
Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологическийпроцесс или часть этого процесса, остаются после работы и
11 обсуждают так называемые «узкие места»: повышениекачества, рост эффективности, снижение затрат. Онимогут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один-два раза в месяц(один раз в неде­лю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могутпроходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.
Кружки качества распространены во всем мире. Они представ­ляютсобой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду собществами потребителей.
 
3. Новая стратегия в управлении качеством
Управлению качеством продукции во всех странах уделяетсядостаточно много внимания. В последние годы сформировался но­вый подход, новаястратегия в управлении качеством. Она ха­рактеризуется рядом моментов:
•  обеспечение качества понимается не как техническаяфункция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематическийпроцесс, пронизывающий всю орга­низационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответст­вующаяорганизационная структура предприятия;
• вопросы качества актуальны не только в рамках производ­ственногоцикла, но и в процессе разработок, конструиро­вания, маркетинга ипослепродажного обслуживания;
• качество должно быть ориентировано на удовлетворениетребований потребителя, а не изготовителя;
• повышение качества продукции требует применения новойтехнологии производства, начиная с автоматизации проек­тирования и кончаяавтоматизированным измерением в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение качества достигается толькозаинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четкоорганизованная система управления качеством, направленная на интересыпотребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирма­ми США,Японии и стран Западной Европы, предполагает три обязательных условия.
1. Качество как основная стратегическая цель деятельностипризнается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачии выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качествуопределяет потребитель, не мо­жет существовать такого понятия, как постоянныйуровень качест­ва. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо каче­ство— это постоянно меняющаяся цель.
2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать всеподразделения без исключения. Опыт показывает, что 80—90% меро­приятий неконтролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяетсяповышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резкимсокращением срока создания новых изделий.
3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован наопределенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Институт Гэллапа США провел опрос около 700 фирм, работаю­щихв промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители сталибольше внимания уделять вопросам качества: 57% из них заявили, что вопросыкачества предпочтительнее вопро­сов затрат и прибыли, однако 32% поставилиприбыль на первое ме­сто. Более половины предпринимателей не верят в то, чтоповышение качества — один из верных и самых надежных способов уменьшитьзатраты. Более 70% руководителей показали незнание основ эконо­мики руководимыхими фирм, заявив, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10%валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20до 30%. Каждый шес­той руководитель вообще ответил, что он понятия не имеет овеличи­не затрат, обеспечивающих качество продукции.
Только непониманием проблемы качества можно объяснить такиезаявления руководителей, как «управление качеством продукции оз­начаетужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает болееактивное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собойстатистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемкимпроцес­сом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отделприемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукцииисключают выполнение дополнительных меро­приятий», «управление качеством неимеет отношения к ад­министрации предприятия или отделу реализации».
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешноразвиваться, лишь внедряя системное управление качеством продук­ции. Растущаятребовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна изхарактерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать триосновных положения:
• качество рассматривается наравне со всеми техническиминовшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-кон­структорскихработ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектированиевариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;
•  ускорение разработки изделия должно стать основнымкритерием эффективности системы разработки.
 
4. Правовое регулирование качества продукции
 Правовое обеспечение управления качеством продукции состо­итв использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объектыуправления организации на всех стадиях жиз­ненного цикла продукции с цельюобеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качествомпродукции на­правлено на решение следующих основных задач:
• правовое регулирование отношений, складывающихся на всехуровнях управления качеством продукции;
• создание  нормативно-правовой  базы, обеспечивающейнадлежащее правовое регулирование для эффективной реа­лизации функцийуправления качеством продукции;
• защита прав и интересов работников, вытекающих из тру­довыхотношений.
Нормативно-правовая база управления качеством продукциивключает в себя различные нормативные акты и правила.
 Нормативный акт как самостоятельная форма права представ­ляетсобой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органомакт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правилаповедения). На­пример, соблюдение требований стандартов обеспечивается нор­мативнымиактами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общаяклассификация выделяет среди норма­тивных актов две основные группы: законы иподзаконные норма­тивные акты. Схема нормативных актов РФ.
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон — этонормативный правовой акт, принятый высшим органом государст­венной власти илинепосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными и при­нимаютсяуполномоченными на то органами власти и управления:
• указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пре­делахего компетенции;
• акты {постановления и распоряжения) Правительства РФ(большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
• акты государственных региональных и местных муници­пальныхорганов {представительных органов и органов ад­министрации), которые всоответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределахдан­ной территории — региона, области, города, района;
• ведомственные акты, — акты конкретных министерств,комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриве­домственное юридическоезначение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого,служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Устанавливая контроль качества продукции, организация обя­занавыполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечениясоответствующего качества продукции. При этом качество продукции можетопределяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основестандарта, по предварительному осмотру и другими.
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталономкачества для продаваемой продукции. Использование эталона про­дукции (несколькоэкземпляров продукции) в сфере бизнеса — важ­ное условие при разрешении междусторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (опи­санию) означает, что товар долженсоответствовать всем па­раметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксиро­ваннымв его сопроводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качества продук­ции— отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широкоиспользуется как в национальном, так и международ­ном торговом обороте. Всовременных условиях метод стандартизации является основным в сфере управлениякачеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется на основемеждународных, государственных и отраслевых стандартов и стан­дартов предприятий1.Государственная система управления качеством Российской Федерации создана сучетом международных стандартов на систе­мы качества (МС ИСО серии 9000).
Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потре­бителюправо более активно воздействовать на качество продукции; обеспечиваютзаконодательную базу, нормативы которой предусмат­ривают активную рольпотребителя в процессе изготовления продук­ции. Эти стандарты включают в себяпять основных моделей (МС ИСО серии 9000 — МС ИСО серии 9004) системы качества,в кото­рых установлены основные требования по созданию общих программуправления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
Компетентные органы государственного управления качест­вомпродукции разрабатывают государственные стандарты, об­ласти их распространения,сферы их действия и даты их введе­ния. Государственные стандарты являютсяобязательными прави­лами для производителей, так как государственнаястандартиза­ция выступает средством защиты интересов общества и конкрет­ныхпотребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандартыкасаются безопасности продукции для ок­ружающей среды, жизни, здоровья иимущества потребителей, для обеспечения технической и информационнойсовместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля иединства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установленокомпетентным органом управления.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать тре­бованиягосстандартов и поддерживать на соответствующем уров­не систему качествапродукции. Это предусматривается соответст­вующими договорами междуорганизациями, технической доку­ментацией изготовителя (исполнителя,поставщика) продукции.
Для оценки соответствия качества продукции предъявляемымтребованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стан­дартынаучно-технических, инженерных обществ и других общест­венных организаций,которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии сЗаконом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевыестандарты в преде­лах своей компетенции, которые утверждаются соответствующимиорганами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартовраспространяется на предприятия конкретной отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются предприятием иутверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требо­вать соблюдениетребований стандартизации от других хозяйст­вующих субъектов, если этопредусмотрено в договоре с ними.
Стандарты научно-технических, инженерных и иных общест­венныхорганизаций разрабатываются этими организациями и ут­верждаются соответствующиморганом государственного управле­ния по стандартизации. Основная цель такихстандартов — рас­пространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стан­дартымогут использоваться субъектами хозяйственной деятельно­сти (заказчик,исполнитель) при заключении договоров между ни­ми соответствующего уровня, вкоторых предусматриваются усло­вия о соответствии продукции, выполняемых работи оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требова­нийгосстандартов и не должны нарушать нормы и правила, преду­смотренные в них.Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственнойдеятельности обязательным требованиям государственных стандартов несутутвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предос­тавляетправо организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организациизачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, котораяоснована на методе соот­ветствия продукции требованиям государственныхстандартов.
Существуют два способа подтверждения соответствии продукции иуслуг требованиям государственных стандартов: пу­тем сертификации или путеммаркировки продукции и услуг зна­ками соответствия государственным стандартам.
  Практика показывает, что основным инструментом, гаранти­рующимсоответствие качества продукции требованиям госстан­дартов, являетсясертификация.
 Маркировка любой продукции регламентируется соответст­вующимГосстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировкепродукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются взависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку)(произ­водственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общиетребования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность.Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной ипроизводственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соот­ветствиягосударственным стандартам.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном по­рядкезнак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации,подтверждается соответствие маркированной им про­дукции установленнымтребованиям. Знак соответствия устанавлива­ется организацией, имеющей лицензию,выдаваемую в порядке, уста­новленном Госстандартом Российской Федерации.Организации, по­лучившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркирован­ныеэтим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
В Российской Федерации создана комплексная система госу­дарственнойсертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемойсоответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существуетмножество знаков соот­ветствия системы оценки качества продукции. К ним следуетотне­сти такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знаксоответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существуетзнак утверждения типа средств измерений.
Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продук­циии маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям евро­пейских норм истандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия,который изображается символом СЕ.
Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важнымявляется обязательная маркировка продукции — «марка производ­ственная».Производственные требования к маркировке продукции регламентируютсясоответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этомпроизводственном знаке указан из­готовитель продукции. Символика маркипроизводственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на егоупаков­ке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информа­цию оборганизации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП нерегистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служитсредством усиления ответ­ственности организаций за качество выпускаемойпродукции. От­сутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответ­ственностьорганизации, а для ее руководителей — дисциплинар­ную или уголовнуюответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 
♦ Качество выпускаемой продукции на предприятии —важный фактор деятельности в условиях рынка, по­скольку обеспечивает расширениесегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
♦ Международный опыт показывает, что работы по по­вышениюкачества целесообразно проводить в рам­ках системного управления, котороеохватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления иутилизации.
♦ Управление качеством продукции базируется на стан­дартизации,которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющуюпрогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд на­циональногохозяйства, населения, обороны, экспорта.
♦ Конечная оценка качества изготовления продукцииосуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции,выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответст­вия) иконтроль за состоянием последующего произ­водства с помощью контрольныхиспытаний.
♦  Реализация нормативных актов в управлении качест­вомпродукции позволяет организовать эффективную систему законодательногообеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зару­бежной иотечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукциистоит на защите прав при нарушении прав и интересов гра­ждан и юридических лицна территории РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Экономикапредприятия: Учеб. /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1998.
2.Экономика предприятия: Пер. с нем. — М.: Инфра-М., 1999.
3.Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. О И Волкова — М.: Инфра-М, 1998.
4.Экономика предприятия / Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Карли­ка: Учеб. пособие. —СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.
5.Экономика предприятия и отрасли промышленности. — 3-е изд. перераб. и доп. /Подред. д.э.н… проф. А.С. Пелика. —Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.